«Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках математики»
учебно-методический материал на тему

тема по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gkou_kk_shkola.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ  КК  школа-интернат ст-цы Родниковской

        Тема самообразования:

«Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках математики»

   

        

         Учитель Тен Т.В.

        

        Цель: Развивать и активизировать познавательную деятельность на уроках математики для дальнейшего облегчения социально-психологической адаптации учащихся с ОВЗ

     Задачи:

  • Создавать благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся с помощью современных образовательных технологий на уроках математики.
  • Добиваться включённости каждого ученика в активную учебную деятельность на уроке.
  • Учитывать индивидуальные способности каждого учащегося.
  • Выявлять условия для успешного развития познавательной активности обучающихся.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

Содержание работы

Сроки

1.

Теоретический этап.

  • Подбор литературы и изучение материала для работы по выбранной теме. Поиск материала в интернете.
  • Постановка цели и задач для работы по активизации познавательной деятельности на уроках математики.


 2017-2018г.

   2017-2018г

2.

Практический этап.

  • Диагностика знаний и умений полученных на уроках математики.
  • Подбор и использование форм и методов деятельности по работе над темой.
  • Разработка конспектов занятий с использованием новых технологий.
  • Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом.
  • Диагностика знаний и умений, полученных на уроках математики.
  • Систематизация возникающих проблем и трудностей и поиск пути их решения.

2018-2018г

2018-2019г.

2018-2019г

2018 – 2019гг.

2019– 2020гг.

3.

                               Оценочный этап.

  • Сравнительный анализ за последние два года.
  • Анализ работы по теме самообразования.
  • Выступление на заседании методического совета.

2020г.

2020г.

Тема:  Активизация познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида средствами дидактических игр на уроках математики

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение и интерес школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

Практически всем учителям  коррекционной школы приходится искать ответ на вопрос: как активизировать, т.е. пробудить к активности, усилить, оживить мыслительную деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья? Дети чрезмерно подвижны, не могут высидеть на уроке и пяти - десяти минут. Внимание неустойчиво, возникают трудности с дисциплиной. Так как же заставить ребёнка слушать? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным? Возможно, ли надолго удержать в ребёнке чувство радости перед школой? Полагаем, что да! Но для этого школа должна превратиться из мира оценок в мир красок, звуков, фантазии, света, сказки, творчества. Дети подвижны - значит надо дать выход их энергии. Они эмоциональны, у них слабая нервная система - значит не злоупотреблять разного вида соревнованиями: они ещё не научились с достоинством переносить поражение, которое может явиться причиной горьких слёз. У ребят повышенная утомляемость - значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. У них неустойчивое внимание – надо подобрать более интересный материал, смелее вводить в урок игры и игровые ситуации. Дети всегда запомнят лучше то, что интересно. Мы пришли к выводу, что одним из способов решения этой проблемы является дидактическая игра.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет её к последующему решению различных задач. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя начальных классов должны использовать в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, приучает считаться с интересами товарищей.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения по данному предмету. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, убеждаешься, что такие дети нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью являются его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в суть его: что надо сделать и как. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали же пропускает. А это значит, что ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития.

После поступления в школу эти дети продолжают вести себя как дошкольники. Ведущей деятельностью у них остаётся игра, положительного дела к школе не наблюдается. Внимание детей характеризуется неустойчивостью, завышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Поэтому, при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья нужно исключить влияние каких бы то ни было посторонних раздражителей, так как у них наблюдается сравнимо маленький уровень развития восприятия. Это обусловлено бедностью опыта ребёнка. Работая с таковыми детьми, учителя обязаны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения необходимо не один раз повторять. Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на понижение случайной памяти у учащихся как одну из основных обстоятельств их проблем в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме условие задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Рассматривая развитие математических способностей младших школьников можно сказать, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается более обычный вид обобщений – движение от частного к известному общему, подвести частный вариант под общее правило. Абстрагирование у этих детей выражено еще слабее, чем у их сверстников, которые обучаются в обычных классах. Огромное влияние на их рассуждения оказывают несущественные признаки. Поэтому с таковыми детьми необходимо работать тщательнее, усерднее. Способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с огромным трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений, путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают наименования неких цифр. Им тяжело переключаться от одной умственной операции к другой, нужен отдых. Утомляемость этих детей повышена. Без наглядных пособий, шаблонов и трафаретов, которыми в основном пользуются учителя, детям труднее воспринимать материал. Проявление математической памяти в ее развитых формах не наблюдается. Дети запоминают числа, операции с трудом, математическая память находится на низком уровне. Способность к пространственным представлениям у детей так же не развита, как и перечисленные выше составляющие математических способностей. Поэтому уроки математики обязаны быть увлекательными, занимательными. Необходимо учесть личные особенности детей, проводить физкультминутки, чтобы снять утомление.

Игра и учёба - это две разные деятельности, между ними имеются значительные, качественные различия. Справедливо замечено ещё Н.К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребёнку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организацию роли игры. Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы». В качестве таковых и выступают дидактические игры. Эта своеобразная форма учебной деятельности - учение в дидактической игре - появляется уже в дошкольном возрасте. Нельзя недооценивать значение игры для детей младшего школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебе. Решающую роль в этом имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности. Запорожец А.В.подчёркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний, умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка».

Дидактическая игра - это ещё и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальном этапе обучения, это игра только для ребёнка. Для взрослого она - способ обучения.

Цель дидактической игры и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.

Основные функции дидактических игр:

  • формирование устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;
  • формирование психических новообразований;
  • формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  • формирование навыков самоконтроля и самооценки;
  • формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Через игру быстрее познаются закономерности обучения.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога.

Основные условия проведения дидактической игры:

  • наличие у педагога определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
  • выразительность проведения игры;
  • необходимость включения педагога в игру, он является и участником, и руководителем игры, незаметно для детей направляя игру в нужное русло;
  • оптимальное сочетание занимательность и обучения. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он даёт детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения эмоциональность, лёгкость, непринуждённость;
  • средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
  • между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания;
  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и ёмкой.

Важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактического материала и пособий для игры. Помимо этого, требуется чётко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возникновения незапланированных ситуаций при проведении дидактической игры. Важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце - игра может носить поисковый характер. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. В процессе игры на уроках математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? Вот здесь и нужна наша педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать!

Приведём некоторые игры и игровые моменты, способствующие активизации познавательной деятельности детей на уроках математики. Ведущим направлением работы учителя специальной (коррекционной) школы является коррекция нарушений познавательной деятельности детей. Всё новое, сложное преломляется по-своему, корректируется и применяется в работе, исходя из целесообразности, состава класса, ведь каждый урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения, уверенность в себе. Поэтому урок насыщается игровым материалом, играми, имеющими коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Живой - неживой», «Летает – не летает», «Узнай по звуку, голосу», «Составление разрезной картинки», «На ощупь» и т.д. Для постановки учебного задания можно использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть Смешарики, Угадайка, Чип и Дейл, Том и Джерри, Буратино, Знайка, и др. С большим интересом встречаются дети с куклами, которые одеваются на руку, ведь с ними можно “общаться”, т.к. они кивают головой, наклоняются, хлопают руками, с их помощью разыгрываются речевые ситуации. Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом. Так в изучении математики неоценимую помощь оказывают «девочка Точка», и её подружки, «мальчик Треугольник» и его старшие братья. Мир однообразных чисел оживает перед ребёнком, раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания.

Математические игры бывают связаны с определенными сюжетами. Иногда эти сюжеты подсказываются названием игры: «Поймай рыбку», «Футбол», «Борьба за цифру», «День и ночь» и т.д. В ряде игр сюжет связан с путешествиями: «Полет в космос», «Найди дорогу» и др. Например, при закреплении учащимися знания таблицы сложения и вычитания использую игру «Поймай рыбку» или «Самый быстрый почтальон». Загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. На этих приёмах построены дидактические игры и занимательные упражнения, такие, как «Кто быстрей и верней?», «Не зевать», «Контролёры», «Арифметический бег», «Проверь Угадайку», математическое домино и т.д. Обязательно на всех этапах урока уделяется внимание опоре на зрительную наглядность, оформлению доску: она должна привлекать внимание учащихся. Очень помогают занимательные ребусы, шифровки, опоры, таблицы, схемы. Любой вопрос на уроках ученики воспринимают, как игру, но на самом деле учатся размышлять, рассуждать.

На уроках надо, прежде всего, содействовать переходу от наглядно-практических действий к мыслительным операциям. В этом могут помочь различные коррекционно-развивающие упражнения, направленные на развитие и активизацию мыслительных процессов. Такие как: игра «Четыре стихии»: земля – руки вниз, вода – руки вперёд, воздух – руки вверх, огонь вращать кистями рук; Сколько треугольников (четырёхугольников)? Составление из геометрических фигур предметов. Танграм. Так же на уроках необходимо включать логические игры, в которых путем несложных умозаключений можно получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры. Используются стихи, либо просто рифмованные тексты. Введение такого материала оживляет урок, делая его занимательным, а дети, слушая стихи, незаметно включаются в учебный процесс и получают новые знания. Включение в урок и игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, задачи - шутки, моменты неожиданности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности. Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки по математике.

Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1) Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

Успешное обучение детей находится в прямой зависимости от внимательного отношения к ним, от элементов творчества. Ребенок, отправляясь в школу, ждет чего-то нового, радостного, интересного, надеется на успех, одобрение учителя, поэтому в учебной деятельности должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Ш. А. Амонашвили писал: «…Без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру. В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все ему еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. Часто нашим урокам не хватает той яркости повествования, чтобы не охладить, а наоборот, разжечь это стремление. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. На уроках где находится место игре, всегда царит хорошее настроение, а это залог продуктивной работы. Игра позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, творчеству, а самое главное учит детей быть добрыми и справедливыми. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры и игровых ситуаций нет и не может быть полноценного развития личности. Игра для младших школьников продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию ими окружающего мира. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - писал А. С. Макаренко. Вот почему игре уделяется особое внимание. Без игровых ситуаций не может быть полноценного развития личности младшего школьника.

Литература

  1. Брезе, Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах/ Б. Брезе. - М.: «Просвещение», 1981.
  2. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ В.В. Воронкова. – М., 1994.
  3. Граборов, А.П. Игра и её значение в развитии дитя/ А.П. Граборов. - М., 1916.
  4. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция/ В.П. Кащенко. - М., 1994.
  5. Морозова, Н.Г. Формирование познавательных интересов у ненормальных детей/ Н.Г. Морозова. - М.: «Просвещение», 1969.
  6. Перова, М.П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М.П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996.
  7. Перова, М.П. Методика преподавания математики во вспомогательной школе/ М.П. Перова. - М.: «Просвещение», 1978.
  8. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. - М., 1986.
  9. Соловьев, И.М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы/ И.М. Соловьев. - М., 1953.
  10. Хилько, А.А. Вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников/ А.А. Хилько. – Ленинград, 1964.
  11. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. - М., 1982

Урок № 1                                Тема «Понятие о проценте».

    Цель - познакомить учащихся с понятием «процент», со значком для его обозначения (%).
Показать взаимосвязь между дробью и процентом. Учить правилам замены дроби процентом и процента дробью. Решать простые примеры и задачи.
 Воспитывать навыки самостоятельной работы. 

  Коррекционные задачи: развивать память, внимание, навыки устного счёта.



 I.Орг. момент.
2. Устный счёт.

 а) Найти ошибку:


3125 • 3 1182 • 4 1302 • 7

8365 4627 9114

2751 7034 3928

3 = 917

2 = 3379

4 = 982

) Найти 2/3 от числа : 3764.

в) Длина поля 1800 м, а ширина составляет 4 длины.
Чему равна площадь поля?

0,01 руб.

г) Какая часть метра 1см? Какая часть рубля 1 коп.? 

1 см = 0,01 м 1 коп. = 0

Какая часть кв. дм 1 кв. см? 1 кв. см = 0,01 кв. дм.
3. Работа по теме урока.  - Сегодня мы узнаем с вами, что ещё может означать одна сотая часть. Начертите в тетради квадрат со стороной 10 сантиметров. Разделите его на квадратные сантиметры. Скажите, сколько равных частей у вас получилось. 1 клетка составляет 1 сотую часть квадрата.

Вывод: Одна сотая часть числа называется процентом. Процент обозначается значком % (0,01 = 1%).Кто из вас знаком со словом «проценты»?Одна клетка составляет сотую часть квадрата, значит, 1%.Заштрихуйте 3 клетки. Какую часть квадрата вы заштриховали? Сколько это будет процентов? 1 см. = 0,01м = 1%


1 к. = 0,01р. = 1%

1 кв. см = 0,01 кв. дм = 1%


Закрепление правила. Решение №№ 386, 387, 388.
- Рассмотрим правило замены дроби процентами. 0,01 = 1%; 0,99 = 99%; 0.05 = 5%; 0,1 = 10%; 1 = 100%

Вывод: заменить дробь процентами значит узнать, сколько в ней содержится сотых долей. («100).
6. Закрепление правила №389

(2) самостоятельно по образцу (задания по рядам).
7. - Рассмотрим правило замены процентов.


- Запишите несколько чисел под диктовку.
0,15 = 2,89 = 0,06 = 4 =

Вывод: чтобы заменить число показателем в процентах, надо данное число умножить на 100 или запятую перенести на два знака вправо.


Закрепление: №390 (решить самостоятельно).

Итог урока: Что нового вы узнали на уроке? Чему учились на уроке? Какую часть целого называют процентом?


Оценки за урок.                                            Дом. зад.: №390 (2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по математике для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тесты – система специальных упражнений и заданий, организованных так, чтобы проверить, что именно из школьной программы усвоил обучающийся и насколько глубоко, где есть пробелы в знаниях. Важно подобр...

Формирование познавательного интереса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через нетрадиционные формы проведения уроков.

В данной статье выделены "ключевые" моменты, которые помогают создать увлекательный урок, представлена классификация уроков на нетрадиционной основе, творческие принципы, даны рекомендации и практичес...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

Календарно-тематическое планирование по математике на 2014-15 уч.г для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Календарно-тематическое планирование  по математике на  2014-15 уч.г для учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы  VIII вида...

Индивидуальные рабочие программы по математике на 2014-15 уч.г для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Индивидуальные рабочие  программы по математике на  2014-15 уч.г для учащихся 5-7 классов специальной (коррекционной) школы  VIII вида...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...