статья "Возможности использования технологии интегрированного обучения в коррекционной школе VIII вида в достижении личностных результатов обучающихся"
статья по теме

Статья раскрывает возможности использования технологии интегрированного обучения в формировании БУД учащихся с умственной отсталостью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_vozmozhnosti_formirovaniya_bud.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности использования технологии интегрированного обучения

в коррекционной школе VIII вида

в достижении личностных результатов обучающихся.

Технология интегрированного обучения является одной из технологий обучения и воспитания, направленных на повышение познавательных способностей обучающихся, а также формирование целостной картины мира.

 Данную технологию несколько лет назад нам удалось адаптировать к условиям коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями.

Мы нашли возможность для интеграции учебных предметов с учётом содержания программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой на второй ступени обучения. В своей практике стали использовать межпредметную интеграцию, которая проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой.

Нами разработана последовательность интегрированных блоков по истории Отечества и математике в 8 и 9 классах, на которых новые исторические даты, понятия, факты событий не даются в готовом виде, а приобретаются учащимися путём выполнения математических заданий (работа с числами, примерами, задачами). При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета (цели, задачи, программа), в процесс познания включаются многие анализаторы (зрительные, слуховые, тактильно – двигательные).

При проведении интегрированных блоков основным предметом является история, сопутствующим – математика. Темы по истории Отечества выбираем с учётом большого количества числовых данных, на основе которых затем строим математические задания и задачи. Например, чтобы выяснить дату исторического события, какой-либо исторический факт, учащимся предлагаем решить математическое задание в виде примера, задачи, программированного задания и т.д. Таким образом, на основе совершенствования уже имеющихся математических умений и навыков учащиеся получают новые исторические сведения. Проводим интегрированные блоки в 8 и 9 классах 2 раза в четверть. При этом в классе одновременно присутствуют два педагога, деятельность которых по ходу учебного занятия логически чередуется.  Знания учащихся оцениваем по каждому  предмету отдельно.

На основе наблюдений и в процессе мониторинга нами были выявлены положительные результаты применения технологии интегрированного обучения.

Во-первых,  реализуются внутрипредметные и межпредметные связи. Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь различных областей знаний, работают с дополнительными источниками информации.

Во-вторых, отмечается рост познавательной активности.  Интегрированные уроки – необычны по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем традиционные учебные занятия. Это особенно актуально т.к. в структуре психики ребенка с интеллектуальными нарушениями в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности.

В-третьих, растёт уровень обученности по данным предметам за счёт высокой коррекционной направленности.

В настоящее время технология интегрированного обучения не является

новшеством, но может стать современной и инновационной для достижения

целей образования, обозначенных в новых стандартах и закрепленных в государственных документах в области образования.

Освоение АООП общего образования обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию. [1, с. 39]  Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности.[1, с. 41]

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам. Считаем, что использование технологии интегрированного обучения может способствовать их достижению.

В реализации интегрированных блоков по истории Отечества и математике в 8 и 9 классах мы видим возможности для формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью.

Как известно, представления о мире у обучающихся с интеллектуальными нарушениями могут быть фрагментарными и стереотипными, ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Интеграция позволяет ребёнку осознать значимость исторических и математических знаний в жизни, увидеть, что всё в мире взаимосвязано, и знания и умения, полученные на одном предмете, обязательно найдут практическое применение в области других наук. Так на интегрированных занятиях, применяя математические знания, нашим учащимся приходится решать не только учебно-познавательные, но и жизненные задачи: вычислять протяжённость одно арочного моста, высоту кремлёвской стены, численность армии,  сравнивать массы Царь-колокола и Царь-пушки и т.п.

В отличие от традиционных уроков интегрированные занятия своей нестандартностью в большей степени способствуют формированию положительного отношения к школе. Как следствие этого,  учащиеся охотнее принимают внутреннюю позицию школьника. При этом наблюдается рост мотивации учебной деятельности.

Отбирая материал для проведения интегрированных блоков, используем разнообразную дополнительную информацию, которая позволяет обогатить знания учащихся по истории Отечества. Это способствует формированию уважительных чувств к людям труда и результатам их деятельности,   бережного отношения к культурно-историческому наследию родного края и страны. Вышесказанное показывает возможности формирования личностных БУД при использовании интеграции.

Сочетание работы над историческим материалом с выполнением математических заданий сразу обнаруживает  у большинства обучающихся с умственной отсталостью низкую переключаемость с одного вида деятельности на другой, неумение оптимально организовать свою работу. Интеграция позволяет формировать регулятивные БУД:  принимать учебную задачу и осуществлять действие в соответствии с ней, концентрировать волевые усилия для выполнения задания, определять последовательность действий, а также тормозить ненужные реакции, осуществлять контроль, самоконтроль и коррекцию.

На интегрированном уроке перед обучающимся стоит задача по взаимодействию не только с одноклассниками, но и одновременно с двумя педагогами. В этом мы видим возможность для формирования коммуникативных БУД. Разнообразные формы работы (фронтальная, парная, групповая) способствуют развитию умения продуктивного сотрудничества. Дети учатся слушать собеседника и управлять его поведением, вступать в диалог и поддерживать его, признавать при этом возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою.  Учащиеся выстраивают речевые высказывания в соответствии с нормами русского языка, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий.

        Формирование познавательных БУД также возможно достичь при интеграции. Учащимся предлагается самостоятельно либо чаще с помощью учителя  выделять и формулировать познавательную цель, строить предположения и приводить доказательства на доступном для них уровне. При этом ученикам приходится строить рассуждения,  устанавливать причинно-следственные связи. Работая с различными источниками (учебная статья, литературное произведение, фрагмент фильма, картина художника, историческая карта и т.п.), обучающиеся отделяют основную информацию от второстепенной,  осуществляют поиск необходимого для выполнения учебных заданий.

Конечно,  интегрированные уроки требуют большой и тщательной подготовки педагогов. Но бесполезной эта работа не будет. Интерес в глазах детей вы заметите с первого урока.   Главное, не увлекаясь  занимательной стороной урока, увидеть в его содержании потенциал для овладения учащимися жизненными компетенциями.

Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Фрагмент интегрированного блока истории и математики в 8 классе коррекционной школы VIII в. по теме: «Москва – столица Российского государства. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей».

методы и приёмы

деят-ть учителя истории

деят-ть учителя математи

ки

деят-ть учащих

ся

кор

рекц. работа

плани

руемые БУД

Целеполагание. Мотивация.

устный счёт

частич

но-поис

ковая беседа

Организует беседу по выяснению того, как цифра 1147 связана с историей России.

Подводит уч-ся к теме урока. Актуализирует знания уч-ся об основателе Москвы, о современ

ной Москве.

Организует устный счёт,

в рез-те которого выходят на число 1147.

Организует работу по вычислению возраста столицы.

Выполняют математ. задания, в последнем выходят на цифру 1147.

Участвуют в беседе.

С помощью учителя формулиру

ют цель урока.

Вычисляют, сколько лет Москве исполни

лось в этом году.

Стиму

ли

рующая помощь нуждаю

щися

Личност

ные: формиро

вать познават.  мотив;  осозна

вать значи

мость историч. знаний в жизни

Познава

тельные:

умение анализ-ть информа

цию;  исполь

зовать знаково-символ.

средства представ

ления инфор

мации

Первичное восприятие и усвоение новых знаний.

работа с презен

тацией

частич

но-поиско

вая беседа с работой по схеме

Кремля

работа с матем. приме

рами

выборочное чтение с работой по схеме

Организует работу по установлению соответствия.

Организует заочное путешествие в Кремль:

-помогает выяснить внешнее укрепление (реки, стены, башни);

-предлагает выяснить  «тайны» четырёх башен;

-помогает выяснить назначение и название Красной площади в  XVI в., рассказывает о храме Василия Блаженного;

Предлагает вычислить высоту стен, количество башен Кремля  и год основания Спасской башни.

Устанавли

вают соответ-е

 (вид Кремля разных эпох- историч. деятель)

Участвуют в беседе.

По ходу находят в учебнике нужную информа

цию. Наносят на схему в раб. листе объекты Кремля.

Вычисляют высоту стен, кол-во башен и  год основания Спасской башни.

Работая с текстом учебника,  выясняют, чем знамениты 4 башни, как называлась в  XVI в. и для чего служила Красная площадь.

 

Органи

зующая помощь

в ориентации в раб. листе и учебни

ке

Индиви

дуаль

ная помощь

Познава

тельные:

умение выполнять задание по словесной инструкции,

умение кодировать и декодиро

вать информа

цию; умение устанавли

вать причинно-следствен

ные связи  

Регулятив

ные:

умение концентри

ровать волевые усилия для выполнения задания, определять последова

тельность действий; тормозить ненужные реакции;  осуществ

лять контроль, самоконт

роль и коррекцию

Коммуникативные:

умение выстра

ивать реч. высказывания в соот-ии с нормами русс. языка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по технологии (вязание) для коррекционной школы VIII вида.

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению заданий по вязанию простейших изделий.Обучение вязани...

Календарно-тематическое планирование 1 класса для надомного обучения, коррекционная школа VIII вида

планирование для надомника по предметам: обучение грамоте, письмо, счет, изобразительное искусство (включает в себя и трудовую деятельность тоже)...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛАХ VIII ВИДА

В этой статье я делюсь опытом по применению проектного метода в своей работе сначала на факультативных занятиях, а потом и на уроках швейного дела.Я работаю  в коррекционной школе 8 вида, поэтому...

Совершенствования вычислительных навыков посредствам использования МСО в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Данный материал предназначен для учителей-деффектологов. Причина, по которой я стала работать над этой темой - это темп работы учащихся, низкий интерес к предмету. Математика является  ...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»

«Использование личностно-ориентированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида»...

Использование информационных технологий в условиях коррекционной школы VIII вида

Статья предназначена для учителей коррекционных школ 8 вида...