Рыбакова Елена Викторовна

Сайт Рыбаковой Е.В.

Всегда идти вперед

Профессия: Учитель

Профессиональные интересы: семинары

Увлечения: туризм

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ школа 48

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/rybako-elenayaru
Никогда не говори никогда

В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.

 Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними

О себе

Оптимист      

1.Рыбакова Елена Викторовна

Год рождения:1977

Образование: РГПУ им. А.И.Герцена, филологический факультет,1999 г.

Место работы: ГБОУ школа 48 Приморского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель английского языка

Педагогический стаж: 14 лет, в занимаемой должности 7 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика

Мой взгляд на мир

Роль классного руководителя в системе воспитательной работы.

«Школа — не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих — ребенка, учителя, родителя — и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают — кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…

 

Учитель призван реализовывать мечты детей…»

 

А. А. Захаренко

 

 

 

Воспитание — это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить и совершая которые он гарантированно достигает успеха, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя её цели, насыщая её ценностями, подбирая методы и средства, сообразуя с имеющими условиями, рефлексируя процесс этой деятельности.

 

Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители — максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.

 

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а так же в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.

 

 

 

Каким должен быть современный классный руководитель? Какова его роль в современном воспитательном процессе?

 

Настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно-ориентированном подходе.

 

Классный руководитель проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

 

Главная задача воспитания и воспитателя — «формировать» не ум, не мышцы и физические умения, не чувства, не волю, не коммуникабельность, а мотивы и мотивационную сферу личности ребенка, т. е. его желания, стремления, потребность быть социальным, человечным, нравственным, которые подкреплены умом и чувством, волей и привычкой.

 

 

 

Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами и родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.

 

 

 

 

Ребенок — горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя — поддерживать «огонь» в каждом ребенке.

 

 

 

 

Классный руководитель исполняет несколько основных ролей в процессе воспитания учеников:

 

1) наставник;

 

2) друг;

 

3) лидер;

 

4) учитель.

Наставник

 

Роль наставника в том, чтобы раскрыть ученикам нравственные истины и помочь их усвоить.

 

Как наставник классный руководитель должен проявлять к ученикам любовь, одобрение, признание, а также способствовать их самовыражению, воспитывать уверенность в себе. Все это очень важно для эмоционального развития.

 

Любовь. По Ожегову, любовь — «чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности». Любовь можно выражать через зрительный контакт. Теплый взгляд иногда значит намного больше, чем сказанное слово. Подростки отлично чувствуют расположенность и искреннюю доброту и охотно откликаются на их проявление в учителе.

 

Для выражения хорошего отношения можно использовать также физический контакт, например пожать руку, похлопать по плечу и т. п. Главное, чтобы ученики видели, что к ним проявляют внимание, они и их проблемы учителю небезразличны.

 

Любить надо без всяких условий. Независимо от совершенных поступков, каждый ученик достоин того, чтобы быть любимым. Такое отношение откроет сердце подростка для близости и доверия. Он начнет с большим пониманием и вниманием относиться к преподавателю, поддерживать его во всем.

 

Подростки, к которым окружающие проявляют неприятие и нелюбовь, обычно становятся замкнутыми и неприветливыми.

 

 

Чтобы проявить любовь к ученикам, необходимо внимательно слушать их, пытаться понять, не спешить судить. Если школьник ошибается, это не значит, что его надо перестать уважать. Важно уметь прощать проступки, тем более, если ученик осознал свою вину. Кроме того, преподаватель должен сам уметь признавать свои ошибки и просить за них прощение.

 

Чтобы стать ближе к своим подопечным, надо чаще рассказывать о своей собственной жизни, удачах и падениях. Это побудит и самих детей рассказывать о себе, своей жизни. Такое общение сделает всех более открытыми друг для друга, а отношения — более близкими.

 

 

Желательно как можно меньше отчитывать ребят и больше их хвалить.

 

Одобрение. Его можно проявлять с помощью поощрения, например дарить какие-нибудь сувениры, недорогие подарки. Так, самым активным в дискуссии можно презентовать шоколадки. Когда нет никакого одобрения, ученики разочаровываются и перестают участвовать в чем-либо, потому что теряют интерес к предлагаемому занятию.

 

Однако надо правильно уметь одобрять и поощрять. Несправедливость и предвзятое отношение к ученикам могут вызвать негативную реакцию со стороны обделенных вниманием учеников.

 

Прежде всего важно, чтобы учитель замечал, в каком ученике что-то изменилось к лучшему или, возможно, он кому-то помог, выручил группу, честно одержал победу в каком-то конкурсе, усердно трудился над заданием и т. п. Если ребенок заслужил одобрение, то что препятствует его высказать? При этом очень желательно сообщить, за что конкретно данный ученик получает поощрение. Учитель проявит свое хорошее отношение, если скажет подростку, что его поступок нравится лично ему (преподавателю).

 

Чтобы ученики ожидали поощрения и желали его заслужить, можно предупредить о приготовленной награде, подарке.

 

Помимо подарков, одобрение, как и любовь, можно выражать с помощью зрительного и физического контакта.

 

 

Поощрение необходимо использовать для того, чтобы добиваться от учеников успехов. Если школьник старается, но у него плохо получается, преподаватель должен помочь ему советом, морально поддержать и т. п. Не стоит допускать, чтобы трудности приводили ученика в уныние. Можно подбадривать его, увлекать новыми идеями, вдохновлять и т. д.

 

Признание. Согласно словарю Ожегова признание — это «оценка по достоинству, положительное отношение со стороны кого-чего-нибудь».

 

Для любого человека очень важно признание, но особенно оно необходимо для развивающейся личности. Признание способствует утверждению личности. И в первую очередь ученик должен получать признание от своего преподавателя.

 

Если школьники не чувствуют признания, им кажется, что они бесполезны. Такие ученики испытывают неуверенность в себе, над ними начинают насмехаться одноклассники. Школьники испытывают потребность в признании, и в силах учителя дать им это.

 

Каждый школьник может участвовать во многих действиях и мероприятиях — дискуссиях, обсуждении в группах, спортивных играх, пении, планировании, украшении класса, рисовании плакатов и т. д. При этом преподаватель должен внимательно наблюдать за дым учеником и обращать внимание на некоторые моменты:

 

1) какое участие в деятельности принимает тот или иной ученик;

 

2) как он относится к другим одноклассникам;

 

3) каковы его успехи в том, чем он занимается.

 

Очень важно говорить ученику о том, что хорошего преподаватель заметил в его отношениях с одноклассниками, при этом можно похвалить и даже поблагодарить за проявленные положительные качества.

 

 

Необходимо благодарить учеников за уборку классной комнаты, мытье полов, украшение, подготовку к празднику. Нужно уметь замечать все хорошее, что делают школьники, и показывать, что ими довольны. Ученики достойны похвалы за хорошие поступки и дела. Тогда ребята будут совершать их еще больше и чаще.

 

Самовыражение. Преподаватель должен помогать ученикам развивать заложенные в них способности и таланты. Но для этого он должен сначала увидеть эти способности. Для этого можно чаще устраивать конкурсы типа «Юное дарование», «Мы ищем таланты» и т. п.

 

В юном возрасте школьники стремятся хоть как-то выразить свою личность. Такое «самовыражение» не всегда бывает позитивным. Часто это какие-нибудь хулиганские выходки. Чтобы подобных актов происходило в классе как можно меньше, учитель должен постараться завоевать авторитет школьников, что обычно не очень легко.

 

При подготовке классных часов, а также во время их проведения есть много дел, которые школьники могли бы сделать сами. Необходимо поддерживать их творческую активность, поощрять инициативу, чаще предоставлять свободу действий. Задачей классного руководителя является научить ребят что-то делать, и делать это хорошо.

 

Преподаватель не должен подавлять школьников своей властью. Жесткий контроль над их действиями и упорное настаивание на своем руководстве приведут к тому, что ученики будут ощущать себя неудачниками, что, в свою очередь, вызовет их разочарование. Надо дать школьникам почувствовать и испытать свои собственные силы.

 

 

Ученикам можно поручить подготовить самим и провести встречу по поводу дня рождения одного из одноклассников. Кроме того, нескольким из них можно дать задание провести общение в группах во время классного часа или отрепетировать сценку.

 

Воспитание уверенности. Уверенность — это твердость, непоколебимость, стойкость, отсутствие сомнений. Если у школьника есть уверенность в себе, собственных силах, он будет более спокойным и уравновешенным. Напротив, неуверенный подросток боязлив, проявляет беспокойство, часто бывает разочарован.

 

На чувство уверенности школьника в себе влияет отношение к нему преподавателя и обращение с ним. Постоянное хорошее расположение к ученику преподавателя придаст ему уверенности, появится доверие к учителю, что немаловажно в воспитательном процессе.

 

 

Если в классе есть сложные подростки, возможно, помогут следующие рекомендации.

 

1. Постараться приблизить такого ученика к себе. Например, поручить присмотреть за классом, пока сам преподаватель будет отсутствовать.

 

2. Не надо бояться трудных учеников. Они должны чувствовать это. В отношениях учитель может выражать позицию: «Ты, конечно, крутой, но я все равно старше тебя ».

 

3. К каждому трудному ученику следует найти индивидуальный подход. Очень эффективной может стать личная беседа учителя с учеником.

 

4. Не рекомендуется отчитывать и наказывать учеников сгоряча. Надо разобраться, возможно, виноват кто-то еще. Физические наказания недопустимы.

Друг

 

В подростковом возрасте, в том числе и в 10-11-х классах, дети особенно остро переживают одиночество и нуждаются в друзьях. Поэтому очень важно, чтобы преподаватель был не просто наставником, но и другом.

 

Быть другом ученика означает принимать в нем участие, оказывать помощь, дать понять, что он может во всем положиться на своего учителя. Дружба — один из ключей к сердцу подростка. Кроме того, это возможность на личном примере научить его дружить по-настоящему.

 

Задачей классного руководителя как друга является помощь школьникам в общении и дружеском сближении друг с другом. Он должен помочь им стать более открытыми друг для друга.

 

 

Подростки зачастую подвержены депрессии. Как им помочь? В общении с таким учеником классный руководитель должен постараться переключить его внимание с негативного на позитивное. Можно также красочно расписать, что ожидает учеников на очередном классном часе.

 

Если школьники скучают, можно вообще изменить тему и форму классного часа, например устроить праздник. Повод для торжества всегда можно найти.

 

Причиной депрессии у старшеклассника часто является чувство одиночества, когда он ощущает себя отверженным, не принятым в компанию сверстников. В этом случае задача преподавателя — помочь ученику влиться в классный коллектив.

Лидер

 

Основной задачей преподавателя как лидера является сделать время, проведенное ребятами в школе, интересным. Для этого надо постараться их заинтересовать.

 

Лучше всего поможет в этом личная заинтересованность классного руководителя. Тогда и ученики будут проявлять активность.

 

Не стоит забывать, что усталость преподавателя, его вялость, пассивность на классных часах могут стать причиной депрессии у школьников. Здесь можно порекомендовать учителю вовремя ложиться спать, высыпаться, устраивать себе полноценный отдых. Сам преподаватель должен быть настроен оптимистически и ожидать необыкновенного, удивительного от каждой внеклассной встречи с учениками.

Учитель

 

Классный час — это не просто хорошо организованный досуг школьников. Как любой школьный урок, он должен быть познавательным и назидательным. Ученики должны чему-то научиться благодаря освещаемой теме.

 

Как учитель классный руководитель должен уметь доносить до учеников основной смысл предлагаемого материала и достигать поставленных целей. Для этого надо:

 

1) изучить весь имеющийся по теме материал;

 

2) тщательно просчитать, сколько информации преподнести, как ее подавать, каковы основные пункты темы и т. п.;

 

3) для донесения информации необходимо использовать наглядные примеры. Внимание школьников должно быть полностью захвачено;

 

4) постараться не просто рассказать какую-то тему, а сделать это понятно. Школьники должны осознавать смысл, заложенный в теме, понимать, о чем идет речь, и подтверждать правильность сделанных преподавателем выводов. Каждая тема должна быть так хорошо и умело раскрыта, чтобы ребята захотели измениться к лучшему или поступать в тех или иных жизненных ситуациях правильно.

 

 

Внимание учеников нужно постараться захватить уже в самом начале классного часа. Для этого можно рассказать интересную историю, заинтриговать, удивить, обескуражить и т. п.

 

Хорошо, если ученики сами придут к определенным выводам. Для этого можно задавать им хорошо подготовленные общие вопросы, побуждающие мыслить и в то же время направляющие их размышления в определенное русло.

 

Для закрепления полученных знаний необходимо их повторение. Здесь можно проявить все свое творчество. Для того чтобы напомнить школьникам о приобретенных истинах, рекомендуется использовать сценки, ребусы, устраивать тесты, дискуссии и т. д.

 

«Школа — не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа — это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих — ребенка, учителя, родителя — и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают — кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка…

 

Учитель призван реализовывать мечты детей…»

 

А. А. Захаренко

Моё портфолио

Надеюсь на сотрудничествоС древнейших времен воспитание является средством трансляции опыта от поколения к поколению. В настоящее время проблема общего уровня воспитанности подрастающего поколения, особенно ее нравственная сторона, остра и актуальна, как никогда. Ведь в период пересмотра жизненных ценностей и приоритетов, который переживает наше общество, сделать правильный выбор может только личность с духовной жизненной ориентацией.

В условиях ускоренного развития научно-технического прогресса, расширения средств коммуникации и массовой информации, стремление приобщиться к лучшим образцам духовной культуры создаются благоприятные условия для воспитания нового человека. Особое внимание в процессе воспитания уделяется организации целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, целью и результатом которого должно стать формирование духовно-нравственных качеств.
Эффективность формирования духовно-нравственных качеств личности зависит не только от характера деятельности педагога, но и от особенностей развития ребенка как субъекта воспитания в определенный возрастной период.
Наиболее оптимальным для формирования духовно-нравственных качеств личности, является младший школьный возраст - период 7-10 лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознанно подходить к своей роли в жизни семьи, класса и школы, анализирует свое поведение, начинает сопоставлять его с общественными нормами. И учителю, и родителям важно не упустить этот скачок в сознании ребенка, усилить влияние нравственных взаимодействий во всех сферах жизни.
Нравственное формирование человека и его поэтапное развитие находятся в определенном соответствии. Первые годы (примерно до 3-4 лет) ребенок находится как бы по ту сторону добра и зла. Мир моральных представлений, мотивов, оценок ему неведом. Он приобщается к этому миру вначале пассивно и только в более позднем возрасте (в 8-10 лет) у него появляется уважительное отношение к системе нравственных правил. Отметим, что возрастной диапазон от 6-7 лет до 10-11 лет соответствует младшему школьному возрасту (1-4 классы школы).
Младший школьный возраст характеризуется как период впитывания, накопления знаний, период преимущественно усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивное игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
- произвольность психических процессов обеспечивает формирование волевых усилий, что позволяет младшему школьнику действовать под влиянием не только непосредственных импульсов, но и руководствоваться сознательно поставленными целями, нравственными требованиями и чувствами;
- проявление интереса младших школьников к различным видам коллективной деятельности; формирование моральных чувств товарищества, ответственности за класс;
- формирование личностной рефлексии, которая предполагает осознанность своих взаимоотношений с окружающими, анализ оснований своих действий, поступков, свое отношение к духовным ценностям, проявление сочувствия .Таким образом, ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, уже сформированных в притязаниях на признание. Он имеет совесть, он знает, что значит должен, обязан. У него пробуждается чувство гордости и стыда в зависимости от поступка. Эти чувства ребенка, безусловно, влияют на развитие его личности.
Развитый младший школьник знает доступные его разумению нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в практике общения со взрослыми и сверстниками должны сложиться привычки правильного поведения. В привычке представлена эмоционально переживаемая побудительная сила: когда ребенок действует, нарушая привычное поведение, у него возникает чувство тревоги, дискомфорта . 
Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации ребенка огромна.
Младший школьный возраст - это благоприятный период для усвоения моральных норм, то есть для формирования когнитивного компонента духовно-нравственного становления ребенка, так как для младших школьников характерно повышенное внимание к нравственной стороне поступков окружающих. Сензитивность изучаемого возраста для формирования эмоционального компонента нравственного развития обусловлена высокой чувствительностью нервной системы, внушаемостью, доминированием эмоциональной сферы в восприятии мира, общим расположением младших школьников к другим людям. Поведенческий компонент нравственного воспитания учащихся начальных классов базируется на их склонности к подражанию и авторитете воспитывающих взрослых 
При изучении духовно-нравственных качеств личности младшего школьника особо следует помнить о сензитивности этого возраста к воздействию общества на развивающуюся личность, когда ребенок впитывает любую информацию извне, не подвергая ее анализу и критике. Ребенок, не имея собственной жизненной позиции и системы взглядов на жизнь, развивается под влиянием окружающих его людей.
Таким образом, младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, влияющим на формирование его личностной направленности. 
 
У нравственного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе, а формирование мотивов нравственного поведения человека обеспечивает нравственное воспитание. На этом основании справедливым можно считать утверждение о том, что методы формирования таких мотивов есть методы нравственного воспитания.
 
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни
 
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. 
 
В учебных пособиях прежних лет методы нравственного воспитания назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у воспитанников сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
 
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. 
 
Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия – пример.
 
В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: 
 
служить источником знаний,обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,служить способом использования положительного примера в воспитании.
 
К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:
 
Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
 
Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
 
Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
 
^ Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей. Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
 
Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.
 
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.
 
Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
 
В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения – объективности, справедливости, культуры общения.
 
Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.
 
В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.
 
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
 
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности. 
 
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном. 
 
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера воспитателя, его поведения, отношения к воспитанникам, мировоззрения, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы подражать ему во всем. Но сила положительного примера наставника увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда воспитанники убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно. 
 
Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. 
 
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. 
 
Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
 
Последнее предполагает: 
 
1. Выработку понимания жизненной важности морали;
 
2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);
 
3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;
 
4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;
 

5. Милосердие и любовь к людям.!

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы