Трапезникова (Седнина) Любовь Юрьевна

Сайт учителя истории

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Нравственное воспитание учеников, обучение

Увлечения: История, обществознаие, право

Регион: Архангельская область

Населенный пункт: г. Котлас

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа№ 17" города Котласа

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sednina-lyubov-yurevna


«Эффективные формы обучения на уроках истории и обществознания в условиях вечерней школы».

1. Особенности школы – многообразие форм обучения.

По положению о вечерней школе в школах данной категории могут быть использованы следующие формы обучения:

·         очная;

·         очно-заочная;

·         заочная;

·         классы компенсирующего обучения;

·         индивидуальное обучение;

·         экстернат.

Формы обучения отличаются требованиями к количеству учащихся, и в зависимости от количества учащихся определяется количество часов учебного плана.

Для работающих учащихся используется очная форма обучения с увеличением нагрузки в льготный день.

Для неработающих целесообразны очные классы, но они возможны при наличии в классе не менее 25 человек.

Индивидуально обучающихся учим из расчёта 36 часов в год на все предметы на одного учащегося. На индивидуальном обучении находятся учащиеся из специальных школ, колоний, СИЗО.

Экстернат практикуется по одному-двум предметам.

2. Особенности организации учебного процесса.

Учебный процесс организуется с учётом уровня знаний учащихся, их психологической готовности к обучению, их индивидуальных особенностей, то есть учитывает индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование коллективных и групповых форм работы.

Под индивидуальным подходом понимается система управления познавательной деятельностью, протекающая с учётом индивидуальных психолого-педагогических особенностей каждого учащегося:

·         учёт неравномерной подготовки к восприятию знаний, их воспроизведению, применению, разные уровни способностей к обучению, особенности памяти и мышления, работоспособности;

·         уровень владения теоретическим материалом, запас знаний по предмету.

В школе существует зачётная система, что исключает возможность пропуска каких-то тем и приучает к ответственности, обязательности и системности.

При количестве учащихся от 16 человек в классе недельная нагрузка составляет 16 часов, к этой цифре прибавляется зачётное время, которое можно рассчитать по формуле:

                    0,3 * количество учащихся в классе * количество зачётов

 36

Успешной форме учебного процесса должны соответствовать адекватные педагогические технологии, взятые из обычной (дневной) школы. Они, как правило, подвергаются глубокому анализу и переделке, исходя из особенностей учащихся, хотя основные идеи перекликаются.

3. Основа учебного процесса - консультация (урок).

Основой учебного процесса является консультация. Здесь важен отбор материала. Из-за слабых знаний учащихся большое внимание приходится уделять вводно-коррекционному повторению. Без ликвидации пробелов в знаниях не будет продвижения вперёд. Учим работать с источниками (учебник), находить ответы, выделять особенности, делать выводы, вести правильно записи в тетради, по выработанном алгоритму находить причинно-следственные связи событий, их участников. Возможно, в этом рационализме что-то теряется, но знания систематизируются.

Консультации бывают:

а) по деятельности:

·         тематические (по основным темам);

·         текущие (индивидуально, с отдельными учащимися, плохо усвоившими материал);

·         обучающие (тест, работа с текстом).

б) по форме:

·         групповые;

·         индивидуальные;

·         смешанные (индивидуально-групповые).

в) по организационным признакам:

·         вводные;

·         вводно-обобщающие;

·         повторительно-обобщающие;

·         инструктивные.

При проведении  консультаций учитываются этапы усвоения знаний:

1) Мотивационный:

·         внешний;

·         внутренний (познавательный интерес к предмету);

2) Ознакомление учащихся с деятельностью и входящими в неё знаниями;

3) Практические действия (конспект, беседа);

4) Выполнение внешнеречевых действий (работа в парах, группах);

5) Индивидуальная работа (знания аккумулируются в уме).

В результате этих действий осуществляется обучение операциям мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, дедукции, индукции.

Индивидуальное обучение – проблема, особо остро вставшая в тот момент, когда вечерняя школа стала обучать осужденных и подследственных. Обучение ведётся:

·         по блочно-модульной системе;

·         в разноуровневых группах парного состава.

При трудном контингенте учащихся многократно возрастает значение мастерства преподавателя, который должен:

1) Оперативно выявлять педагогическую запущенность каждого ученика;

2) Снимать психологические барьеры в отношениях с учёбой, школой, учителями и учениками;

3) Обеспечивать начальный успех в полузабытых видах деятельности;

4) Стимулировать учебную мотивацию;

5) Помогать самоутвердиться и повысить самооценку личности;

6) Корректировать навыки обучения;

7) Формировать коллектив;

8) Выявлять и реализовывать зону ближайшего развития.

 

 

4. Организация образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях вечерней школы.

Исторически сложилось так, что вечерняя школа выполняет в системе непрерывного образования взрослых компенсаторную и адаптивную функции. В современных условиях функции вечерней школы расширились, так как появился целый пласт молодёжи, которая в силу ряда причин не может или не хочет учиться в дневной школе и нуждается не только в интеллектуальной, но и социальной поддержке. С учётом особенностей современного контингента можно сделать вывод, что основной функцией вечерней школы на данном этапе является содействие реабилитации учащихся. Таким образом, вечерняя школа создаёт для молодёжи, не нашедшей себя в массовой школе, возможность избрать свой образовательный маршрут.

Треть учащихся нашей школы составляют подростки «группы риска», которые занимаются в школе первый-второй год и имеют низкую мотивацию обучения. Вот примерный портрет такого ученика:

1) Читает по слогам, темп чтения очень низок, не улавливает смысла прочитанного.

2) Речь несвязная, не может установить причинно-следственные связи.

3) Обладает слабой памятью. Не может запомнить и воспроизвести текст. При переписывании, пока переворачивает страницу тетради или учебника, уже забывает, что нужно писать.

4) Безграмотен.

5) Не приучен к учебной деятельности. Внимание на уроке держится не более 15-20 минут. Не любит менять виды деятельности на уроке, так как, ввиду психологических особенностей, ему трудно переключаться с одного на другое.

6) Имеет девиантное поведение. Ведёт себя вызывающе, порой агрессивно реагирует на замечания в свой адрес.

7) Состоит на учёте в КДН или освободился из мест лишения свободы, находится под следствием в СИЗО, осуждён в ФКУ ИК-4.

 

Выходом из данной ситуации считаем такие формы и методы  обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности подростка и создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Курс истории и количество зачетов составляет:

Класс

История России

Всеобщая история

8 «А»

24 часа – 2 зачета

12ч. – 1 зачет

8 «Б»

48 ч. – 2 зачета

24 ч. – 1 зачет

9 «А»

48 ч. – 2 зачета

24 ч. – 1 зачет

9 «Б»

24 ч. – 2 зачета

12 ч. – 1 зачет

10 «А»

72 ч. – 5 зачетов

-

11-е кл.

48 ч.- 2 зачета

24 ч. – 1 зачет

12-е кл.

48 ч. -2 зачета

24ч. – 1 зачет

 

Учебники: Загладин по всеобщей истории

 

 

 

Курс обществознания составляет 36 часов в год (1 час в неделю), во всех классах, кроме 12-го по одному зачету, в 12-м – 3 зачета. В 8-9-х работаем по Никитину, в 10-12 –х – по Боголюбову.

 

 

В своей работе, учитывая достаточно низкий базовый уровень учащихся, стараемся делать упор на дифференцированный подход как при работе на уроке, так и на индивидуальных консультациях. Дифференциация образовательного процесса по истории и обществознанию идёт по двум направлениям:

·         по времени обучения;

·         по условиям обучения.

В первом случае каждый ученик занимается в своём темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее, успехи у всех разные. Если ученик не успевает сделать необходимый объём задания на уроке, предлагаем остаться на индивидуальную консультацию после урока или доделать работу дома, если есть ясное понимание цели работы. Есть и такие ребята, которые в силу ряда причин нерегулярно посещают уроки. Для них обязательны индивидуальные консультации после уроков, кроме того, они приглашаются на уроки в другие дни с параллельным классом.

Во втором случае, учитывая разный темперамент, уровень знаний, индивидуальные особенности, предлагаются разноуровневые задания, но обязательно посильные для выполнения. Условно всех учащихся в нашей школе можно подразделить на учащихся со средним уровнем знаний и на учащихся с низким уровнем знаний. Если есть в классе учащиеся с хорошей подготовкой, то после объяснений учителя они работают самостоятельно в своём темпе. Учащиеся со средним уровнем знаний также работают по заданию в своём темпе, но при затруднениях либо обращаются за помощью к учителю в индивидуальном порядке,  либо присоединяются к работе с классом в тот момент, когда идёт разбор материала, в котором возникло затруднение.

 Одно и то же задание на уроке учащиеся с разным уровнем подготовки могут выполнять по-разному.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику, не отбить желание заниматься дальше, создать ситуацию успеха на уроке. Цель каждого урока - приучить учащихся трудиться и, преодолевая трудности, стремиться к новым успехам. 

При написании контрольных и самостоятельных работ также применяется внутриклассовая дифференциация и индивидуализация. Каждый учащийся для себя определяет, на какой ступени находится.

Если учащиеся работают с учебником, то слабым ученикам указываем страницы, где можно найти ответ на вопрос.

Как уже было сказано выше, в школе существует зачётная система оценивания. Если учащийся не прогуливает уроки и занимается по мере сил и возможностей, то он, как правило, сдаёт зачёт без проблем и вовремя.

Существует в нашей школе и индивидуальное обучение. Индивидуально обучаются учащиеся при отсутствии класса и учащиеся, находящиеся в СИЗО. На каждого индивидуально обучающегося отводится 36 часов в год на все предметы. На историю и обществознание  соответственно приходится по 3 часа в год. Естественно, что за такое количество часов освоить программу сложно, поэтому на педагогическом совете было решено обучать иначе: количество индивидуальных часов по предмету мы умножаем на количество учащихся и учим, исходя из произведения часов. Обучение таких ребят максимально индивидуализировано. Им также необходимо выполнить требуемый объём для сдачи зачёта по предмету. Роль учителя на консультациях – помощь при затруднениях и иногда изменение некоторых заданий в связи с умственными способностями учащихся.

Таким образом, становится совершенно ясно, что старый, проверенный временем, индивидуальный подход к ученику даёт положительную динамику в обучении, повышает мотивацию обучения, помогает учащемуся выбрать ту образовательную траекторию, которая наиболее ему близка, способствует постепенной реабилитации его в школе и повышению его самооценки.

О себе

В 2010 году закончила Поморский Государственный университет им. М.В. Ломоносова. С августа 2010 года работаю в "Вечерней (сменной) общеобразовательной школе № 1" г. Котласа, учителем истории и обществознания.  

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Конституция РФ, Кодексы РФ.

Мой взгляд на мир

То каким будет мир, зависит от каждого!!!

Мои достижения

Свою профессиональную деятельность я начала в 2010 году, с этого времени я готовлю учащихся к сдачи ЕГЭ по обществознанию. и мои учащиеся ЕГЭ сдают успешно. 

В 2010-2011 гг., 2011-2012 гг., 2012-2013 гг. учащиеся 9-х классов выбирают обществознание в качестве выпускного экзамена и сдают на 100 %. 

Моё портфолио

В современных условиях учитель должен создавать свое портфомио, которое поможет не только аттестоваться, но и проанализировать свои достижения, подталкивает учителя к творческой деятельности и саморазвитию.

1. Сертификат за представление опыта работы: "Особенности преподавания истории и обществознания в заочных группах в условиях вечерней школы";

2. Сертификат за разработку заданий к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по обществознанию;

3. Диплом участника всероссийской Педагогической Видеоконференции по теме: "Электронные учебные материалы для развития качества обучения в соответствии с требованиями ФГОС общего образования";

4. Курсовая подготовка.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы