Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
материал по истории

Трапезникова (Седнина) Любовь Юрьевна

Обобщение опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в УКП МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Образование – непрерывный и динамичный процесс и основная задача школы – создание индивидуальной заинтересованности в приобретении знаний, умения применять их в повседневной жизни. Большую роль играет здесь способность учителя заинтересовать ученика, в том числе, и посредством применения компьютерных технологий. В наше время от уровня образованности людей существенно зависит уровень развития страны, качество жизни ее населения.

Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих обучающихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник. Важной составляющей информатизации учебного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.

Следовательно, необходимо перестраивать традиционный урок, ориентируясь на требования к образованию современного общества и человека.

Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Особо актуален вопрос использования информационных технологий на уроках истории, т.к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами и художественными образами. Анализ исторического процесса указывает на наличие устойчивых взаимосвязей многих явлений.

Информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников.

Новые учебники и программы разных авторов предлагают разную трактовку и свое видение предмета, порой учебник написан сложным, непонятным для ребенка языком. Большой объем информации, который все труднее обрабатывать вручную (один параграф может содержать от 10 до 20–25 страниц текста), безликие учебники (нет схем, графиков, иллюстраций и т.д.), отсутствие интереса к предмету – все это заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке ИКТ. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий, способствует частичному решению данной проблемы, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, “погрузить” ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом.

Во внедрении ИКТ в образовательный процесс должны соблюдаться следующие принципы:

1. Принцип деятельности

— позволяет коренным образом изменить роль ученика: он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности.

2. Принцип минимакса

— учебное содержание должно соответствовать максимальному уровню изучения истории, которое обеспечивает освоение минимального уровня, то есть уровня, задаваемого стандартом.

3. Принцип вариативности

— позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема учебного материала учащиеся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям.

4. Принцип творчества

— позволяет включать в план урока задания, для выполнения которых ученику потребуется придумать собственный метод.

5. Принцип психологической комфортности

— позволяет осуществлять индивидуальный подход к деятельности каждого ученика, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности.

Поэтому, прежде чем применять ИКТ на уроке, надо решить действительно ли это необходимо и насколько.

Последние четыре года я работаю над темой использование ИКТ на уроках истории и обществознания, так как считаю, что это один из способов повысить познавательную активность обучающихся УКП МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», в жизни которых, как и многих других обучающихся, компьютер играет важную роль.

Говоря об использовании ИКТ конкретно в моей практике важно отметить особенности обучающихся с которыми, я работаю.

Треть обучающихся УКП  МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» трудные подростки, пришедшие в школу со слабыми знаниями, с минимальным интересом к обучению, с девиантным поведением. В школе обучаются и взрослые, у которых достаточно большой перерыв в образовании, слабые знания не только по истории и обществознанию, но и по другим предметам.

Говоря конкретно про историю и обществознание, то многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активации познавательной деятельности обучающихся. Это я и пытаюсь сделать, используя ИКТ на своих уроках.

В своей деятельности я активно использую следующие информационно-компьютерные технологии: презентации, и исследовательская деятельность написание докладов и рефератов.

Я использую следующие виды презентаций:

- лекционная презентация;

- «плакаты»;

- «тройное действие»;

- интерактивные.

Лекционная презентация – визуальные материалы, иллюстрирующие содержание лекций, докладов, выступления учителя и обучающихся.

«Плакаты» - демонстрация иллюстраций, фотографий с минимумом подписей.

«Тройное действие» - визуальные материалы и текст, поясняющий содержание слайда.

«Интерактивные презентации» - чаще используются для проведения семинара и практикума, но я использую для выполнения самостоятельных работ обучающимися.

Например:

- просмотреть видеофрагмент и ответить на вопросы к нему;

- слайды могут содержать таблицу и инструкцию по ее выполнению, с обязательной проверкой таблицы. Использование таблицы в презентации удобно, экономит время, соблюдается принцип наглядности. На обычной доске тратиться время на заполнение таблицы, из-за недостатка места приходится стирать материал, а на слайде можно видеть всю таблицу целиком.

С помощью презентаций можно давать обучающимся различные задания:

- прослушать фрагмент лекции, ответить на вопросы;

- описать рисунок;

- посмотрев и  прослушав фрагмент рассказать о сражении по плану,

- выстроить поход, например, поход монголо-татар на Русь в XIII веке, один обучающийся на доске, остальные в контурных картах;

- прочитать документ на доске в тетрадях ответить на вопросы, например, Семейный кодекс - выписать условия заключения брака, затем проверяем.

Так как в УКП МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17» 90% обучающихся 9 класса сдают обществознание в качестве выпускного экзамена, то в конце каждого урока по изученной теме на презентации выводятся вопросы, взятые из сборников ОГЭ, обучающиеся решают тест, а затем проверяем.

Для 12 класса на уроках в качестве закрепления материала предлагается написать ЭССЕ по одному из высказываний, по изученной теме, или написать сочинение об одном из продемонстрированном на слайде деятеле или периоде.

Помимо работы с презентациями ИКТ используется и для организации самостоятельной работы. Это делается во время учебного  процесса, дома, вне уроков. Говоря о подготовке докладов и рефератов многие обучающиеся способны только «скачать» материал по заданной теме и сдать его учителю, а представить на уроке не могут. Многие обучающиеся используют ресурсы интернета на уроке, например, отвечая на вопросы по параграфу им удобнее найти ответ на вопрос на просторах интернета, в своей практике я это допускаю, если они могут найти разобраться в бесконечном количестве информации и выделить главное, конкретно ответив на вопрос, почему бы и нет?

Таким образом, можно утверждать, что применение информацтонных технологий в обучении истории достаточно эффективно. Использование информационных технологий гарантирует рост качественной успеваемости, повышение прочности знаний, повышение общей эффективности, и интереса учеников к предмету.

Новые информационные технологии не заменят учителей и учебников, они создают новые возможности для развития всей системы образования. Но использование информационных технологий должно быть дозировано, не должно утомлять обучающихся, должно на уроке использоваться продуктивно. Использовать новые технологии нужно для поддержания и развития интереса к знаниям и учебе обучающихся.

Список использованной литературы:

Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.:Просвещение, 1989.

Беспалов П.В. Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения // Педагогика. № 4, 2003

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

Виштак О.В. Критерии создания электронных учебных материалов // Педагогика. № 8, 2003.

Воронин Ю.А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя // Педагогика. № 8, 2003.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М., 2000.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. М., 2000.

Кузнецов И.Н. “Настольная книга преподавателя”, М., 2005 г.

Мультимедийные продукты обучения // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1–3., 2001.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М., 2005.

Угринович Н. “Информатика и информационные технологии”. М., 2005 г.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс ...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....