Использование ИКТ на уроках истории и обществознания
статья (история, 9 класс) по теме

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_na_istorii_i_obshch..docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. При переходе к информационному обществу происходит изменение всех сторон общественной жизни. Эти изменения неизбежно затрагивают всю систему образования. В условиях широкого развития средств массовой информации, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа смогла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности.

Использование ИКТ открывает новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке, так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

  1. вариативность в работе учителя, владеющего современными компьютерными технологиями при создании эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, возраста учащихся, уровня их подготовки, профиля и особенностей материальной базы учебного заведения;
  2. экономию времени при объяснении нового материала;
  3. представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
  4. воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
  5. дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
  6. постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;

Формирование и развитие информационно-коммуникационных компетентностей современного учителя позволяет вывести процесс преподавание предмета на более высокий качественный уровень. Результативность и эффективность деятельности учителя достигаются благодаря навыкам плодотворного сотрудничества с учащимися и коллегами на основе информационного взаимодействия, умения осуществлять подбор, структурирование и оценивание информации, необходимой для решения широкого круга образовательных задач. Для эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей деятельности, учитель должен:

  1. знать и уметь производить анализ всех существующих и вновь появляющихся электронных средств обучения (электронные учебники, энциклопедии и др.);
  2. уметь работать с данными средствами, отбирать программные средства, которые обеспечат оптимальные процессы подачи материала и управления классом.

По необходимости комбинировать, адаптировать их в зависимости от объема и уровня сложности материала, устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала, владеть навыками работы с различными презентационными программами (Power Point, Flash и др.), создавать собственные электронные средства обучения, уметь работать  в Интернете.

На уроках  истории  и обществознания я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр.

Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.  С помощью  этой программы  я создаю презентации к урокам  или использует готовые, находя их в Интернете. Помимо этого программа PowerPoint дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как тексты, слайды, видео- и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу PowerPoint, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам.

Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые  предлагает учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр.

При подготовке  к урокам велико значение использования возможностей Интернета.  Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др.

Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным.

Применение информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

  1. урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);
  2. комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;
  3. урок-семинар (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);
  4. защита рефератов и проектных работ учащимися.
  5. оказание помощи заболевшему ученику (материалы урока,  представленные в электронном виде, ученик может просмотреть дома самостоятельно при наличии дома компьютера);

Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к  ГИА и ЕГЭ.  

  1. Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий ГИА на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

  1. Использование Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в on-line режиме (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.
  2. Участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах по предмету способствует развитию компетенции школьника и, как следствие, его дальнейшей реализации на экзамене.

В процессе работы с ИКТ необходимо соблюдать гигиенические требования по работе с компьютером для учащихся (10-20 минут за один урок в зависимости от возраста).

Литература

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. и др. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 157 с.
  2. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф, Матвеев А.И. Введение в обществознание: учеб. Для 8 – 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005. – 400 с.
  3. Электронное пособие. Обществознание 9 – 11 классы. – Волгоград.: «Учитель», 2010
  4. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8. С.40-46

Урок обществознания в 9 классе по теме
Долг и совесть

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности.

Учащиеся должны знать:

1) Благодаря осознанию своего долга перед окружающими, а также голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познает и осознает самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

2) Человеческое поведение определяется:

а) моральными требованиями;

б) естественными потребностями человека;

в) конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь.

Учащиеся должны представлять, что такое:

1) мораль;

2) долг;

3) совесть;

4) поведение.

Учащиеся должны уметь:

1) доказать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора;

2) указывать ключевые слова в определении;

3) разъяснять смысл высказываний;

4) характеризовать общие черты людей.

Тип урока – комбинированный.

Х о д   у р о к а

I. Проверка домашнего задания. Слайд 1-5

1. Мораль – это:

а) общепринятое представление о том, что хорошо, а что дурно;

б) установленное самим человеком для себя представление о том, что хорошо, а что дурно.

2. Добрый поступок, совершенный в расчете на вознаграждение, не может считаться нравственным.

а) да;

б) нет.

3. Нравственные качества человека проявляются в связи с его поступками, действиями.

а) да;

б) нет.

4. Человек определяется только врожденными качествами.

а) да

б) нет

5. Какое высказывание верно?

а) Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом.

б) Только тогда станешь человеком, когда научишься ко всему живому относиться по-человечески.

II. Изучение нового материала.

Проанализируйте следующую ситуацию:

Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа. А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдется две минутки, чтобы поболтать со мной?» – деловито спросила Наташа.

«Конечно», – ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Ее все любили. А она любила гулять. И однажды, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на нее наступила чья-то тяжелая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» – спросила она.

Оцените поступок мужчины. Как он поступил? Был ли у него выбор?

Сегодня на уроке речь у нас пойдет о таких категориях этики, как долг и совесть. Слайд 6

Задание группам:

1. Запишите слова-ассоциации к слову «долг».

2.– Что же такое долг?

Ответить на этот вопрос поможет текст учебника в разделе «Что такое долг» и «Долг общественный и моральный».

Вывод: Слайды 7,8,9

1. Долг связывает человека с другими людьми, с обществом.

2. В долге различают две стороны:

 а) долг общественный;

 б) долг моральный.

3. Общественный долг – это все объективные (независимые от нашего личного желания) обязанности, которые необходимо в жизни выполнять.

4. Моральный долг не сводится к выполнению обязанностей, это высокоразвитое сознание, обеспечивающее добровольное исполнение долга, по внутреннему нравственному побуждению, из стремления сделать людям добро.

Задание группам:

I группа. В пьесе советского драматурга В. Розова «А, Б, В, Г, Д…» есть эпизод, когда главному герою Володе говорят, что каждый человек имеет определенные обязанности и должен их выполнять. Володя возмущается и заявляет в ответ: «Должен, должен… Никому я ничего не должен!» Выскажите вашу оценку столкнувшихся позиций.

II группа. Вы уже знаете, что долг – это обязанность, помноженная на ответственность. А как вы думаете, что такое формализм, формальное понимание долга? Дайте свою оценку этому явлению.

III группа. Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Как вы думаете, какие общие черты могут характеризовать таких людей?

Выслушиваются ответы.

Задание:

1. Запишите ассоциации к слову «совесть».

2. Попытайтесь дать определение понятия «совесть».

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

3. Как вы представляете себе совесть?

Организуется работа по тексту параграфа раздела «Совесть».

1) Прочитать сообщение о Януше Корчаке.

2) Ответить на вопросы:

а) Можно ли считать поступок Януша Корчака продиктованным педагогическим долгом?

б) Имеем ли мы право утверждать, что долг обязывал его идти на смерть?

Задание:

I группа. «Совесть предупреждает нас как друг, прежде чем покарать нас как судья». Раскройте смысл слов Станислава Лещинского. Когда совесть дает человеку уверенность и душевное спокойствие?

II группа. Есть философы, которые считают, что человеком движет стремление к счастью, а счастье составляют любовь, красота и чистая совесть. Как вы понимаете, что такое “чистая совесть”? Почему она так высоко оценивается философами?

III группа. Некоторые ученые считают, что у высокоморального человека совесть никогда не может быть спокойна. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.

Вывод: Слайд 11

1. Совесть – это чувство ответственности за свое поведение.

2. Руководствуясь совестью, человек судит о добром и злом.

III. Закрепление. Слайд 12,13

Сравните следующие позиции:

А. Нравственное поведение человека объясняется практической целесообразностью, житейским расчетом: человек поступает высоконравственно тогда, когда понимает, что это ему выгодно.

Б. Житейская расчетливость – это уже не мораль, потому что в ней нет духовной основы, только практический расчет. Нравственные же поступки ценны сами по себе, без всякой выгоды и расчета. Например, честным надо быть не ради личной выгоды, а ради самой честности, человеческой порядочности. Иначе говоря, моральное поведение само по себе есть ценность, добро, благо.

Оцените приведенные позиции. С какой позицией вы согласны? Почему?

Слайд 13. Какое суждение верно?

А. Страх – чувство вредное, поскольку оно мешает человеку совершать достойные поступки.

Б. Страх никогда не мешает человеку совершать достойные поступки.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б

4) неверны оба суждения

IV. Итог урока. Слайд 14Д/з § 51. Напишите синквейн по теме «Долг»; «Совесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания МОУ СОШ№2

Современное обучение истории слабо изменилось с XIX в. Стратегическойзадачей было воспитание нравственности и гражданственности. Эту задачу решали, используя назидательные учебники, содержащие набор ф...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся

Сегодня  компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...

"Использование ИКТ на уроках истории и обществознания"

Урок истории сегодня невозможно представить без мультимедийных технологий, которые помогают сделать его ярким, запоминающимся, развивают воображение учеников, повышают их творческую активность. Мульти...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания

Аргументирование использование ИКТ технологий в процессе изучения истории и обществознания...

Использование ЭОР на уроках истории и обществознания

Примеры использования ЭОР в различных формах уроков (практикум, исследование, самостоятельная работа, лекция)....

Методическая разработка: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»

Методические рекомендации по использованию ИКТ на уроках истории и обществознания....