Сексенова Алла Мухитовна

Сайт воспитателя группы "Лучики"

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Речевое развитие дошкольного возраста

Увлечения: Детская психология

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: Сургут

Место работы: МБДОУ №25 "Родничок"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/seksenova-alla-mukhitovna
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
Макаренко А. С.

О себе

Работаю в дошкольном образовании с 2003 года, воспитателем стала не сразу, пять лет проработала мл. воспитателем. Работая с детьми поняла, что это мое призвание, пошла учиться в педагогический колледж. На данный момент работаю воспитателем. Профессия приносит удовлетворение, особенно радует когда я вижу результат своей работы... Детская улыбка и желание  детей идти в сад - цель моей работы.... 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 Книга "Уроки французкого" В. Распутина (1973 г.)  оказала неизгладимое впечатления еще в мои годы юношества... И в дальнейшем повлияла на выбор моей профессии...

Мой взгляд на мир

Верю в светлое будущее...

Моё портфолио

Здравствуйте, я Алла Мухитовна, Создала этот сайт для того чтобы показать вам, родителям д\с "Эрудит" как мы мыслим, чем живем, в дальнейшем планирую выкладывать сюда все разработки, игры, а так же видеоматериалы о работе в группе... Для начала посмотрите одну из моих работ:

 «Страна прекрасных слов»

Цель: формировать исследовательское поведение, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с водой.

 Задачи:

1.     Познакомить детей со свойствами воды (запах, вкус, цвет, отсутствие собственной формы)

2.     Уточнить представления детей о значении воды для всего живого.

3.     Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление во время поисковой деятельности.

4.     Воспитывать доброе, чуткое отношение друг к другу и окружающему, бережное отношение к воде.

Все поставленные задачи соответствовали возрастным особенностям детей 4-5 летнего возраста,  были взаимосвязаны и решались комплексно.

Данная непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) отличалась строгой  целенаправленностью, что отразилось в конкретное решение обучающих, развивающих и воспитывающих задач,  каждая из которых получила свою реализацию в ходе всей НОД.

При организации НОД  были созданы все необходимые условия согласно требованиям СанПиН 2.4.1.2660-10 и принципов  здоровьесбережения:

1       соблюдены культурно-гигиенические условия (помещение проветрено, в нем сделана влажная уборка, дети в облегченной одежде);

2       при размещении мультимедийной техники были соблюдены все нормы СанПиНа (удаленность от детей, безопасность, освещение);

3       использованные детьми при проведении опытов сок и молоко - сертифицированы и безопасны (сертификаты находятся у Зам.зав по УВР), и были открыты непосредственно перед началом НОД;

4       на протяжении всей НОД целесообразно сочеталась активная и пассивная деятельность детей.

Хотелось бы отметить, что отличительной особенностью НОД является сквозное использование ИКТ как средства аудиовизуализации информации. Такое применение ИКТ позволило поддерживать интерес детей к теме НОД непрерывно, а также создать условия, способствующие получению новых знаний и их закреплению. Вкупе с насыщенной развивающей средой («волшебная» лаборатория) это позволило обеспечить качественное   достижение задач  в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности.

Все задания и упражнения направлены на развитие познавательных способностей детей (умение строить гипотезу, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы) и эмоционально волевых качеств. 

НОД носила личностно-ориентированный характер, была построена с учетом принципов развивающего обучения и интеграции образовательных областей (безопасность, физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация). Интегративный подход позволил развивать у детей в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.

Повышение работоспособности, формирование умений выполнять задания осуществлялось посредством педагогических методов и приёмов работы. Мною были использованы наглядные, словесные, практические и игровые методы и приёмы (беседа, пояснения, уточнения, ответы на вопросы, сравнение), развивающие технологии (игровые ситуации, игровое моделирование). Данные методы и приемы в процессе реализации программного содержания использовались в совокупности, в различных комбинациях друг с другом.

Смена видов деятельности, посильность речевого и дидактического материала, включение заданий с опорой на несколько анализаторов (тактильные, слуховые, зрительные), использование игровых ситуаций, доступность и четкость инструкций давали детям положительный настрой и позволяли добиться намеченных результатов в работе.

Для активизации речи детей задавались разнообразные вопросы (А как вы думаете? Почему? Как вы догадались?), способствующие не только давать полный ответ, но и помогающие ребёнку рассуждать, анализировать, делать определённые выводы.

НОД состояла из трёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно включались в различные виды деятельности.

Организационным моментом была мотивационная ситуация (письмо от Русалки, путешествие в Лукоморье, просьба о помощи от сказочных героев). Данные приемы способствовали созданию познавательного интереса у детей, настраивали на дальнейшую работу.

Основная часть НОД представляла собой проведение детьми опытов с водой в «волшебной» лаборатории, в которых им помогали сказочные герои. Это помогало поддерживать познавательный интерес детей на высоком уровне на протяжении всей основной части. В ходе исследовательской деятельности дети не только познакомились со свойствами воды, но и учились рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения опытническим путем. Мотивация проводимой деятельности (помощь сказочным героям) способствовала развитию чувства ответственности за свои действия перед собой и перед другими людьми (дети понимали, что от их действий зависит, вернет ли Леший воду в Лукоморье).

Основной задачей заключительной части НОД было подведение  итогов через обобщение полученных знаний. Закрепление свойств воды было проведено с опорой на наглядный материал (карточки с изображением свойств воды). Через дидактическую игру «Кому и зачем нужна вода?» была реализована воспитательная задача НОД, а именно воспитание бережного отношения к воде.

При проведении НОД использовала элементы здоровьесберегающих технологий, в том числе упражнение на релаксацию («Вода), проведенное  в заключительной части НОД. Основной целью было активное расслабление детей, снятие нервного напряжения. Для создания у детей ощущения реальности происходящего в проведении релаксации были использованы зрительные образы, которые помогали детям представить себе то место, в котором они должны сейчас очутиться («волшебное» озеро, река, родник).

При проведении НОД проводила своевременную смену видов деятельности (активных и пассивных).

Держала в поле зрения всех детей, стараясь вовлечь каждого ребенка в деятельность, был установлен положительный психологический контакт с детьми (доброжелательность, открытость, эмоциональность), общение было доверительным. Дети были раскрепощены, внимательно слушали, понимали и принимали поставленные задачи, активно включались в деятельность, проявляли искреннее желание оказать помощь друг другу.

Большое внимание уделяла культуре речевого общения, старалась, чтобы она была доступной, логичной, выразительной, эмоциональной и красочной.

Считаю, что поставленная цель, посредством реализации задач, мною была достигнута.

Планирую, при помощи организации предметно-развивающей среды, поддерживать интерес у детей к экспериментированию, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности.

Надеюсь, что ваше мнение о проведённой НОД поможет мне и дальше совершенствовать своё профессиональное мастерство. 

 

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Для развития связной речи у старших дошкольников с ОНР были разработаны занятия с использованием дидактических игр. При подборе дидактических игр учитывались возрастные особенности старших дошкольников.

При проведении игр ставились следующие задачи:

  • Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;
  • Формирование навыков построения связных монологических высказываний;
  • Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;
  • Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

Игры для закрепления формы множественного числа:

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Применяемые игровые формы работы предусматривали закрепление и развитие речевых навыков и речемыслительных действий, формируемых в процессе дидактических игр. Они включали: упражнения в узнавании предметов по описанию, в сравнении предметов, составление вопросов по тексту описания, воспроизведение речевого образца, самостоятельное описание предметов.

1. Игра "Один - много".

Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Педагог показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

2. Игра "Лови и называй".

Педагог: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Педагог бросает мяч ребенку, называя слово "дом"; ребенок возвращает мяч, называя слово "дома". Учить ребенка сочетать движение со словом. Педагог называет от пяти до восьми слов.

3. Игра " Играем со словом"

Образование формы множественного числа слов с использованием картинок, на которых изображен один предмет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием "ы".

4. Игра "Измени слово".

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

5. Игра " Назови одним словом"

Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения формы родительного падежа:

1."Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в халате, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Педагог называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".

Игры для уточнения формы дательного падежа:

1. Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Игра "Подарки" Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра "Гости". На картинке изображен стол, на котором тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежонок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.".

Игры для уточнения формы винительного падежа:

1.Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны называть, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.

2.Игра "Ответы на вопросы" Ответы на вопросы, требующие постановки существительного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения формы творительного падежа

1. "Профессии" Ответы на вопрос "кто чем работает?" по картинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.).

2. Игра "Назови слова" Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3. Игра "Назови пары" Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзинка с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа:

Игра "Помоги животным найти свой домик". Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других - их жилища. Педагог предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы.

1. Игра "Большой маленький".

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов "большой" и "маленький".

Это? - показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает педагог на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.

Игра в образовании сложных слов игра "Эхо".

  • листья падают - листопад
  • сам ходит - самоход
  • снег падает - снегопад
  • мед носит - медонос
  • вода падает - водопад
  • звонит попусту - пустозвон
  • звезды падают - звездопад
  • сено косит - сенокос
  • разводит сады - садовод
  • везде ходит - вездеход
  • разводит лева - лесовод
  • база для нефти - нефтебаза
  • перевозит лес - лесовоз
  • ходит на атомной
  • энергии - атомоход
  • сам летит - самолет
  • пыль сосет - пылесос
  • воду возит - водовоз.

Игра "Назови сколько".

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты. Педагог предлагает назвать, что на карточке.

- Это : (ребенок наугад называет любой предмет).

Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Педагог: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки :продолжай.

Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы