Щукина Елена Геннадьевна

сайт психолога дошкольного учреждения

Дорогу осилит идущий

Профессия: психолог

Профессиональные интересы: дефектология

Увлечения: дефектология

Регион: Забайкальский край

Населенный пункт: Чита

Место работы: МБДОУ ЦРР "Детский сад № 85"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shchukina-elena-gennadevna
Развитие невозможно без усилий.Каждая победа открывает новые горизонты, поднимает человека на новый уровень.Дорогу осилит идущий, используйте все усилия для движения вперёд

Уважаемые родители!

Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

 

·      Старайтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах (берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется), в качестве поощрения чаще используйте ласку.

 

·      Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга. Цель игры – игра. В ней развивается способность слышать, ощущать, видеть и понимать.

 

·    Чаще разговаривайте с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.

 

·        Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.

 

В общении с ребенком всегда придерживайтесь лучших манер – предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

 

ЛЮБИТЕ И БЕРЕГИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА! 

О себе

Развитие невозможно без усилий.Каждая победа открывает новые горизонты, поднимает человека на новый уровень.Дорогу осилит идущий, используйте все усилия для движения вперёд

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Л.С. Выготский

Моё портфолио

 

 

Развитие эмоционального интеллекта дошкольников.

Пособие "Чудо-сундучок"

                                                      

                                                                 

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования.

Целевая установка, согласно ФГОС ДО, ориентирует педагогов на формирование общей культуры дошкольника, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,  обеспечивающих социальную успешность дошкольника.

Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.

В последние годы специалисты наблюдают рост количества детей с различными отклонениями в психоэмоциональном развитии. Симптомами этих отклонений являются враждебность и агрессия, повышенная тревожность, перепады настроения, импульсивность. Все это серьезно осложняет взаимоотношения малыша с окружающими и в последующем может негативно сказаться на развитии личности. 

Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Главным приобретением дошкольного возраста в сфере эмоций является то, что эмоции становятся «умными», т.е. осознанными и сознательно регулируемыми, развиваются высшие чувства. С 2 лет  складывается эмоциональный интеллект. Эмоция отделяется ребенком от ситуации, которая ее вызывает, раскрывается в наборе мимических, пантомимических и речевых средств, передается другому человеку, а для самого ребенка становится предметом познания.

Психологическая динамика эмоционального интеллекта в онтогенетическом аспекте такова, что в 3-4 года ребенок распознает некоторые эмоции, выражаемые взрослыми и детьми, сам испытывает разнообразные переживания. Он способен переживать чувство вины и стыда при совершении в недавнем прошлом негативных действий. Но для него положительная эмоция, например, симпатия, направляет следование нравственной норме. В этом возрасте, дети начинают проявлять достаточно яркий непосредственный эмоциональный отклик на содержание художественных и литературных произведений. В целом общее эмоциональное отношение определяет моральную оценку.

 Дети 4-5 лет начинают осознавать некоторые свои эмоциональные переживания, не только называть их в речи, но и понимать вызвавшие их причины. Проявляются элементы эмоционального прогнозирования. Эмоциональное отношение к героям сказок, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, эмоциональный отклик на музыкальные произведения

К 5-летнему возрасту яркие положительные эмоции ребенок испытывает, когда выполняет нравственную норму, следует правилам поведения.

 Дети подчиняются нравственному мотиву «надо» на основе нетолько требований взрослого, а в определённой степени собственной произвольной регуляции эмоций, которая начинает проявляться к 6 годам.

 Психологические новообразования в сфере дошкольника   проявляются в том, что происходит становление произвольного поведения, появляется моральная саморегуляция, когда ребенок не находится в плену у своих спонтанно возникших эмоций, а соотносит свои поступки с общественными ожиданиями и требованиями, которые проявляются во всех видах деятельности. В поведении персонажей (музыкальных, художественных, литературных произведений) дети начинают выделять моральную составляющую, которая определяет эмоциональное отношение к ним. Дети начинают понимать причины эмоциональных переживаний других людей, стремятся им содействовать, строят общение с учетом эмоций, которые испытывает партнер по общению.

Таким образом, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость подрастающего человека, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием успешной социализации дошкольника. Сказанное подчеркивает важность организации целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта . рассматривается как развивающая.)

Для развития эмоционального интеллекта и его компонентов у дошкольников необходимо:

-расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;

-формировать у детей умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;

-развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;

-повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации;

В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их.

Пособие« Чудо - сундучок»- многофункционально.

Благодаря съемным кармашкам и мешочкам, меняется наполняемость.

Оно активизирует у детей интерес к познавательной деятельности, помогает лучше понять и запомнить информацию, благодаря вариативности представленного материала способствует развитию умения понимать свои чувства и чувства других людей.

Пособие рассчитано на детей с 2 -7 лет с разными вариантами в развитии.

Предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширение словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица. В нем находятся многофункциональные игры с большим количеством вариаций, что позволит ребенку не один день играть с данным пособием. 

Пособие может быть использовано в работе воспитателя, психолога, методиста.

Эмоции навсегда остаются в нашем подсознании. Они формируют характер ребенка и делают его таким, какой он есть: жизнерадостным и грустным, открытым и замкнутым, отзывчивым и черствым.

Эмоциональное состояние ребенка — залог его физического и душевного здоровья.

Цель: развитие эмоционального интеллекта  дошкольников.

Задачи:

-научиться узнавать определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесные наименования;

-закреплять у детей полученные знания об эмоциях; показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них;

- учить понимать свои чувства  и чувства других людей и рассказывать об этом

Методы:

1. Диагностические игры;

2. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;

3.Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции.;

4. Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации.

Планируемые результаты.

Развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку эффективно взаимодействовать с другими людьми, уважая как себя самого, так и других. Описанное пособие построено на следующих принципах:

1)знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии;

2)блок “разминок” и психологических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение;

3)проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями;

4)использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.

 

Игры подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей.

Общее описание.

Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для подгрупповых занятий.

Для установления контакта с ребенком – магнитная доска с мальчиком и девочкой. Лена и Саша собираются на встречу с друзьями. Теплым летним вечером они решили по парку. Но что же надеть на прогулку? (с 2 лет). 

Коробочка с сюрпризным моментом, в  котором находиться две игрушки, в зависимости от пола ребенка. (с 2 лет). 

Мячик для массажа рук.  (с 2 лет). 

Игра «Давай знакомится?» (с 2 лет) представлена в виде игрового взаимодействия с игрушкой. Игра учит конструктивному общению, пониманию окружающих, отработке чувств и эмоций.

Задание: ребенку предлагается познакомиться с игрушкой и поиграть. При затруднениях специалист оказывает сопровождение диалога.

Игра «Собери эмоцию» (с 2 лет)

Цель: развитие эмоциональной сферы ребенка, наблюдательности к особенностям различных частей лица при выражении различных эмоций. 

Задание: посмотри на картинку, что происходит на ней. Какое выражение лица у мальчика? Покажи настроение мальчика. Собери все эмоциональные состояния.

Игра «Чудесный мешочек»  (с 2 лет). 

Задание: психолог  наполняя мешочек различными предметами (мягкими, шершавыми, холодными, гладкими и др.) задает детям различные игровые задачи: найди себе друга, достань, что понравилось, на что похоже.

Игра «Веселая пушинка» (с 2 лет). 

Воспитатель держит в руке ватный шарик и говорит детям:

- Веселая пушинка

Летала, летала

И Села деткам на носик!

Воспитатель дотрагивается ваткой до носа каждого ребенка

- Веселая пушинка

Летала. Летала

И села деткам на щечки!

Психолог дотрагивается до щеки каждого ребенка. Игра продолжается, «пушинка» садится детям на ушко, ладошки и т.д.

Звезда - ободок, надевает ребенок после занятия. « У меня все получилось» (с 3 лет). 

Игра «Кубик - эмоций» (с 3 лет).

Игра «Угадай эмоцию» (с 3 лет). 

Цель: обучение показу различных эмоций и умению их определять.

Задание: игрок по очереди берет карточку и показывают выражением лица ту, эмоцию, которая выпала. Тот, кто отгадал, забирает карточку себе. Выигрывает игрок, набравший больше всего карточек.

Ига «Нарисуй свое настроение» (с 3 лет). 

Цель: формировать умение выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать развитию воображения и самовыражения личности.

Задание:   нарисовать свое эмоциональное состояние на магнитной доске.

 Метафорические ассоциативные карты «Монстрики чувств» (с 3 лет).

 МАК содержат рисунки чувств в образе монстриков. В начале какой либо работы или встречи работы ребенку предлагается найти картинку, похожую на себя «сейчас» и поставить в кармашек. Описать картинку, чем она на ребенка похожа, какие чувства, настроение у героя, от чего так происходит. В конце работы предложить повторить работу, выбрав новую картинку. Можно работать вслепую (выбирать картинку без предварительного просмотра).

Игра «Мальчики и девочки» (с 3 лет). 

Цель: обучение нахождению одинаковых эмоций.

Задание: Найти одинаковые эмоции у мальчика и девочки.

Цель: формирование умения показывать эмоции, развитие мимических мышц.

Задание:  бросить кубик и попробовать показать те выражения, которые выпали случайно. Посмотреть в зеркало и оценить результат.

Игра «Мое настроение» (с 3 лет). 

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.

Предлагается рассказать о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

Набор карточек «Эмоции и чувства» (с 4 лет). 

Задание: какая картинка тебе нравится, что на ней изображено, когда ты бываешь таким? Выбери, на кого похож твой друг, какой он, когда он такой? Каким бы ты хотел быть? Как это возможно? Предлагается показать с помощью мимики данную эмоцию и рассказать о зоне комфортности.

Техника «Помоги себе сам!» ( с 4 лет)

Задание: ребенку предлагается, разворачивая свиток найти фотографию,                        которая сейчас похожа или близка ему. Перейти к подсказке (что нужно сейчас сделать) и выполнить творческую работу.

 

 

Картотека игр Этюды на выражение основных эмоций.

1. Этюд «Лисичка подслушивает» (для детей 3-4 лет).

Цель: Развивать способность понимать эмоциональное состояние и адекватно выражать своё (внимание, интерес, сосредоточенность).

Ход: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик и петушок. Подслушивает. Голова наклонена в сторону – слушает, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд

Игра «Школа улыбок» (с 4 лет). 

Цель: развитие эмпатии, навыков культурного общения.

Вводная беседа:

- Когда люди улыбаются?

- Какие бывают улыбки?

- Попробуйте их показать.

Дети пробуют улыбнуться сдержанно, хитро, искренне...

- Нарисуйте улыбающегося человека.

- Улыбающийся человек, какой он?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: