Игры и упражнения для детей, требующих особого внимания
картотека по коррекционной педагогике на тему

Щукина Елена Геннадьевна

Игры и упражнения для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_detey_s_ovz.docx47.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, упражнения на общее развитие детей с ОВЗ

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;
  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

Упражнение «Ухо – нос»

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за правое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук «с точностью наоборот».

Упражнение «Змейка».

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. 1 вариант: ребенок с закрытыми глазами называет палец и руку, к которым прикоснулся педагог. 2 вариант: точно и четко двигать пальцем, который называет педагог. Следить, чтобы остальные пальцы в движении не участвовали.

Упражнение «Колечко».

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Упражнение «Мельница».

Цель: развитие внимания, контроль двигательной активности.

Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.е задействовать слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то медленней).

Растяжки - Упражнения способствуют регуляции вегетативной структуры нервной системы, это актуально, например, для детей с перенатальной энцефалопатией, коррекция патологических изменений, создается фундамент активной мышечной деятельности. Оптимизация работоспособности. Растяжки подготавливают ребёнка к этапу ползания и ходьбы.

Упражнение «Снеговик».

Цель: снятие мышечного напряжение.

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

Упражнение «Дерево».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

 Упражнение «Тряпичная кукла и солдат».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

Глазодвигательные упражнения - цель расширение объема зрительного восприятия.

Упражнения слежения за предметом помогают разбить патологические синкинезии, которые во младенчестве были выгодны ребенку, а теперь мешают. Выполняется в положениях лежа, сидя и стоя.

 «Взгляд влево вверх»

Правой рукой зафиксировать голову за подбородок. Взять в левую руку карандаш или ручку и вытянуть ее в сторону вверх подуглов в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 секунд. Смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд на “прямо перед собой”. (7 сек.). Упражнение выполняют 3 раза. Затем карандаш берут в правую руку и упражнение повторяется.

«Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

«Слон»

Стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз левой рукой, прижатой к левому уху, и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.

Игры

«Золушка»

Цель: развитие распределения внимания.

Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью (белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.

«Кто быстрее?»

Цель: развитие тактильного восприятия, мелкой моторики, закрепление зрительного образа буквы.

Условия игры. Детям предлагается как можно быстрее из фасоли или гороха выложить заданную букву.

Данное задание целесообразно предлагать ребенку на занятиях по обучению грамоте для смены видов деятельности. Это задание является великолепным способом для снятия напряжения и переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной темы.

«Не пропусти мяч»

Цель: развитие внимания, умение работать в команде.

Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего – ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает, становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.

«Аисты-лягушки»

Цель: тренировка внимания, контроль двигательной активности, развитие слухового внимания, координации движений.

Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в стороны). Когда ведущий хлопнет два раза, игроки принимают позу “лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо большее количество поз – так игра усложняется. Пусть дети сами придумывают новые позы.

«Цветные ладошки»

Цель: развитие внимания, умения действовать по инструкции, развитие волевой регуляции.

Условия игры: Педагог из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала взрослый, а затем — кто-то из детей) поднимет зеленую ладонь — «кричалку», — можно бегать, кричать, прыгать; желтая ладонь — «шепталка» — позволяет двигаться и переговариваться шепотом; по сигналу «молчалки» — красной ладошки — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Кольцеброс»

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук, развивать умение работать в команде.

Условия игры. Ребёнку предлагается подобрать слово на заданный звук и попасть кольцом на конус. Если игра проводится в команде, то побеждает та, у которой за определённый промежуток времени будет больше слов и попаданий.

Игра способствует активизации словаря. Здесь мы можем в игровой форме закреплять понятие звука, умение подбирать слово на заданный звук, умение слышать себя и контролировать своих друзей. Т. к. задание выполняется в игровой двигательной форме, то дети не утомляются, повышается их интерес к обучению.

«Поиграем с картинками»

Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти, автоматизация звука.

Условия игры: Перед ребенком выкладывается ряд картинок по определенной теме. Ребенком проговаривается, что на них изображено и для чего предназначено. Затем даётся установка, что ребёнок должен внимательно посмотреть и запомнить в какой последовательности они расположены. После этого картинки убираются из поля зрения и выкладываются только после называния ребенком.

«Найди звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, слухового внимания

Игра на развитие фонематического восприятия в движении. Хорошо идёт работа над определением наличия звука в слове.

Условия игры: Дети встают в круг, им даётся установка о том, какой звук мы ищем в слове. Игра производится с мячом. Если в слове есть заданный звук, то ребёнок ударяет об пол мячом, если нет, то подкидывает вверх и возвращает ведущему. Игра усложняется за счёт увеличения темпа или за счет того, что ведущим становится ребенок.

«Какой предмет я загадала?»

Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки в пространстве, закрепление употребления в речи предложных конструкций.

Условия игры: Раскладываются предметы на разном расстоянии друг от друга. Ребенку, в зависимости от его возможности, дается инструкция. Например, подойди к предмету, который находится справа от мяча, но ближе, чем кукла. Или подойди к предмету, который ближе всего к тебе, дальше всего от мяча. Затем можно спросить, где находится кукла, мяч и т.д. Тем самым мы закрепляем умение ребенка ориентироваться в пространстве, внимательно слушать инструкцию, правильно использовать предложные конструкции.

«Обезьянки»

Цель: взаимодействие движений глаз, языка, рук, ног как единый отлаженный механизм.

Условия игры: Ребенку предлагается по сигналу открыть одновременно рот, глаза и ладони и так же по сигналу одновременно закрыть.

«Снежный ком»

Цель: развитие внимания, памяти, преодоление импульсивности, расширение словаря по определённой теме.

Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике, например «слон» (если тема игры – «Животные»). Второй игрок должен повторить первое слово и добавить свое, например, «слон», «жираф». Третий говорит: «слон», «жираф», «крокодил». И так далее по кругу до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.

Примечание. Аналогичны образом можно придумывать «Детектив», по одному слову складывая сюжет. Например: «Ночь», «улица», «шаги», «крик», «удар» и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только используя жесты.

«Здравствуй пальчик»

Цель: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков, формирование межполушарных связей, концентрация внимания. Задание хорошо использовать для дифференциации смешиваемых звуков.

Условия игры. Предлагаем ребенку соединять пальчики правой руки, произнося слоги с согласным «Ш», а левой руки, с согласным «С». Усложняется работа, когда педагог дает слоги в разнобой.

Игры с гиперактивными детьми.

«Давайте поздороваемся». По сигналу ведущего дети хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок – здороваемся за руку; 2 хлопка – здороваемся плечиками; 3 хлопка – здороваемся спинкам. Для полноты тактильных ощущений можно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

«"Да" и "Нет" не говори». Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет кому-то из детей, задает вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «черный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.)

«Кричалки, шепталки, молчалки». Из разноцветного картона сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это – сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь – «кричалку», можно бегать, кричать сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» – означает, что можно тихо передвигаться и шептать; на сигнал «молчалка» – синяя ладонь – дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следуует «молчалкой».

«Клубочек»
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.
Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся».

«Игры с песком и водой».
Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка.
Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры. Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др.
Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку.

«Час тишины и час "можно".
Договоритесь с ребенком о том, что, когда он устанет или займется важным делом, будет наступать час тишины. Он должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у него будет час «можно», когда разрешается прыгать, кричать, бегать. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. При помощи этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, который взрослый адресует ребенку.

Игры с агрессивными детьми

Цель: развитие умения координировать свою точку зрения с другими, свое поведение с поступками других людей.

1.Психотехнические освобождающие игры  направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. После игры- освобождения полезно предложить ребенку упражнение, позволяющее осознать свое поведение или состояние «Где прячется злость? А раздражение? Грусть? В коленях, животе, в руках?» 

 «Зеркало»

Дети играют парами. Один- зеркало, другой- смотрящий в него    задача   играющих синхронно выполнять любые движения, запрещается лишь дотрагиваться друг до друга.

«Голова-мяч»

Дети играют парами или тройками. Мяч   лежит на табурете или кубе. Игроки опускаются на колени, зажимают мяч между  головами. Задача - поднять мяч головами и донести до определенного места. Руками не трогать.

«Ванька - Встанька»

 Дети по 4-5 человек кружком сидят на полу, взявшись за руки.  По команде ведущего, одновременно, не расцепляя рук, все встают в полный рост. Затем по команде садятся. Побеждает кружок, который встал и сел первым. Запрет - расцеплять руки.              «Звонари»

 На натянутой веревке прикреплены на разной высоте колокольчики. Каждый колокольчик имеет порядковый номер. Дети играют по очереди. в руке ребенка - звонаря – палочка. Он  называет номер колокольчика, в который собирается звонить,                     отмеряет на глаз расстояние до него (5-6 шагов), закрывает глаза (завязывает), подходит и ударяет. Если удар точный, то  ребенок возвращается на исходную позицию и выбирает  следующий колокольчик. Если промахивается, то звонарь-другой.  

 «Шалтай-Болтай».

 Дети хором произносят слова: Шалтай-Болтай сидит на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Куда попал? Во что попал? (делают движения в соответствии со словами) .

 Игры с природными материалами.

 Ребенок-водящий с закрытыми глазами опускает руки в  емкости с песком, крупой, шишками… и определяет их содержимое сначала одной рукой, потом другой и двумя                     одновременно. Игру можно усложнить, если смешать 2-3 наполнителя.    

2.Режиссерские игры.  

Ребенок распределяет роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера. в режиссерской игре необходимо ребенку предоставлять возможность самостоятельно организовывать игровую ситуацию, выбирать сюжет, регулировать взаимоотношения. В этом случае игра решает психотерапевтические задачи (ребенок может проявить свою агрессию «спрятавшись за куклу- персонаж»). В режиссерской игре ребенок с агрессивным поведением постепенно приобретает навык оценивать конфликтную ситуацию с нескольких точек зрения, находить разные варианты поведения. У ребенка развивается возможность координировать свою точку зрения с другими возможными, свое поведение- с поступками других людей.

 3.Стратегии коррекции поведения 

(наиболее общие игровые и неигровые способы коррекции поведения).

1. Стимуляция гуманных чувств.

- Миша, неужели тебе не жалко Витю?

- Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет.

- Посмотрите, ребята, а ведь Ира умеет прощать, хотя Петя и поступил плохо!

- А кто может помочь Марине справиться с обидой?

2. Осознание .

- Ты стукнул Диму, потому…

- Как ты думаешь, почему ты обижаешься?

- Что произошло с Петей и Колей? Кто может объяснить?

- Когда тебя обижают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду?

3. Ориентация на состояние, чувства.

- Как ты думаешь сейчас только тебе плохо или еще кому то?

- Тебе сейчас грустно?

- Ты злишься?

- Ты чувствуешь усталость и не с кем не хочешь разговаривать?

- Кому сейчас плохо, как ты думаешь?

4. Отреагирование негативных эмоций.

- давай разорвем бумажку на мелкие кусочки

- покричи в стаканчик для криков

- вытри ноги о «ковер злости»

- попрыгай как зайчик

- спой любимую песню

- расскажи, что случилось

5. Провокация

- Давай мы тебя разозлим и посмотрим, сможешь ли ты быстро успокоиться?

6. Положительное подкрепление.

- Молодец, ты не боишься забияк!

- Я знаю, ты хотел стукнуть, но не стукнул, молодец!

7. Игнорирование.

взрослый делает вид, что не замечает неуверенности  у ребенка для стимуляции к более решительному поведению «здесь и сейчас».

8. Отрицательное подкрепление.

- Кто обидно других называет, тот в игре ход пропускает.

- Ребята, я не ожидал от вас, что вы такие холодные ледышки.

9Стимуляция чувства удивления.

-Ты всех так сильно толкаешь, а себя так никогда не сможешь?

- Вы знаете, ребята, Юра сегодня обещал мне больше никогда не обижать детей. Как вы думаете, это правда или не правда? Поднимите руку, кто считает, что это правда…

10. Стимуляция положительных эмоций.

- Давай-ка обиду возьмем и под рубашку обидчику засунем.

11. Стимуляция чувства юмора.

- Тебе неловко, что ты обидел Иру, или ловко?

12. Стимуляция телесного контакта.

Обнять ребенка за плечи, спросить о случившимся.

Взрослый предлагает взяться за руки и помириться «мирилками
"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997) 

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. 

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. 

"Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997) 

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. 

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы. 

"Тух-тиби-дух" (Фопель К., 1998) 

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил. 

"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово 

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться. 

"Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова 6.В., Лютова Е.К., 1999) 

Цель: обучить детей эффективным способам общения. 

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями. 

"Попроси игрушку" — невербальный вариант (Карпова Е. В., Лютово 6. К., 1999) 

Цель: обучение детей эффективным способам общения. 

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но с использованием только невербальных средств общения (мимики, жестов, дистанции и т.д.). После проведения обоих его вариантов (вербального и невербального) можно обсудить упражнение. Дети по кругу могут поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы: "Когда было легче просить игрушку (или другой предмет)?", "Когда тебе действительно хотелось ее отдать? Какие нужно было произносить слова?" Эту игру можно повторять несколько раз (в разные дни), она будет полезна особенно тем детям, которые часто конфликтуют со сверстниками, так как в процессе выполнения упражнения они приобретают навыки эффективного взаимодействия. 

"Прогулка с компасом" (Коротаева Е.В., 1997) 

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим. 

Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. 

"Зайчики" (Бордиер Г. Л. и др., 1993) 

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. 

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. 

Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". Кроме упражнения "Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе "Как играть с тревожными детьми". "Я вижу..." ( Карпова Е.8., Лютова Е.К.. 1999) Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша. Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя. 

"Толкалки" (Фопель К., 1998) 

Цель: научить детей контролировать свои движения. 

Скажите следующее:"Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине. 

"Жужа" (Кряжева Н.Л., 1997) 

Цель: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. 

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. "Жужа" терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет "Жужей". Взрослый должен следить, чтобы "дразнилки" не были слишком обидными. 

"Рубка дров" (Фопель К., 1998) 

Цель: помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и "истратить" ее во время игры. 

Скажите следующее: "Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"" Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди. 

"Головомяч" (Фопель К., 1998) 

Цель: развивать навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу. Скажите следующее: "Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно его поднять и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате". Для детей 4—5 лет правила упрощаются: например, в исходном положении можно не лежать, а сидеть на корточках или стоять на коленях. 

"Аэробус" (Фопель К., 1998) 

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по "команде" дает уверенность и спокойствие. 

"Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу "летать"". Один из детей (по желанию) ложится животом вниз на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Пусть они присядут и просунут руки под его ноги живот и грудь. На счет "три" они одновременно встают и поднимают Аэробус с поля... Так, теперь можно потихонечку поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит "полет" по кругу и снова медленно "приземлится" на ковер". 

Когда Аэробус "летит", ведущий может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Вы можете попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда вы увидите, что у детей все получается хорошо, можно "запускать" два Аэробуса одновременно. 

"Бумажные мячики" (Фопель К., 1998) 

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. 

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик. "Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: "Приготовились! Внимание! Начали!" Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию". Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно. 

"Дракон" (Кряжева Н.Л., 1997) 

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива. 

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — "голова", последний — "хвост". "Голова" должна дотянуться до "хвоста" и дотронуться до него. "Тело" дракона неразрывно. Как только "голова" схватила "хвост", она становится "хвостом". Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях. 

"Глаза в глаза" (Кряжева Н.Л., 1997) 

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. 

"Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: "я грущу", "мне весело, давай играть", "я рассержен", "не хочу ни с кем разговаривать" и т.д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно. 

"Маленькое привидение" (Лютова Е. К., Монина Г. Б.) 

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. "Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить". Затем педагог хлопает в ладоши: "Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!"

Игры для тревожных детей

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение.

Инструкция: Все играющие стоят или сидят в кругу. 

Ведущий: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу».

"Слепой танец"

Цель: развить доверие друг к другу, снять излишнее мышечное напряжение.

Инструкция: "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет “слепой”. Другой останется “зрячим” и сможет водить “слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1–2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

Примечание. В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. "Зрячий" двигает руками под музыку, а «слепой» пытается повторить эти движения, не отпуская рук (1–2 минуты). Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

«Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

Ведущий: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо.

Одновременно с этим руки будем свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! Стоп!».

«Кулачки»
Цель: снять мышечное напряжение и расслабиться.

Ведущий: «Руки на коленях, сожмите пальцы в кулачок, покрепче, чтобы косточки побелели.

Руки на коленях,
Пальцы в кулачки.
Крепко с напряжением
Сжатые они.
Пальчики сжимаем,
Снова разжимаем.
Девочки и мальчики,
Отдыхают пальчики!»

«Передай клубочек»

Цель: развитие групповых отношений, повышение самооценки, предоставление возможности узнать много приятного о себе от окружающих.

Описание: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.

«Я могу»

Цель: укреплять у детей уверенность в своих силах, упражнять в умении самовнушения, повышать самооценку.

Ведущий: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

«Смелый капитан»

Цель: повысить самооценку, развить уверенность в себе.

Описание: тревожный ребенок назначается капитаном.

Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

"Волшебный стул"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

Примечание. Можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать историю имени каждого ребенка – его происхождение, что оно означает. Кроме этого, надо изготовить корону и "волшебный стул". Игра проводится с группой не более 5–6 человек. Инструкция. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (имена тревожных детей лучше называть в середине игры!). Тот, про чье имя рассказывают, становится «королем». На протяжении всего рассказа о его имени он сидит на троне в короне.

Упражнения для снятия мышечного напряжения

"Водопад" 

Цель: помочь детям расслабиться.

Инструкция: "Сядьте удобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните 2–3 раза. Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. Свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямьтесь и откройте глаза".

Примечание. После слов "наполняетесь свежими силами" необходимо сделать паузу, ничего не говорить на протяжении 30 секунд, дать детям возможность сделать несколько раз глубокий вдох-выдох. По окончании игры стоит заняться чем-нибудь спокойным

"Воздушный шарик" 

Цель: снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Инструкция: "Представьте, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Примечание. Упражнение можно повторить 3 раза. "Корабль и ветер" Цель: настроить детей на рабочий лад, особенно если они устали. Инструкция: «Представьте, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Глубоко вдохните, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Примечание. Упражнение можно повторить 3 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения) у детей 2-3 лет

Игры и упражнения на развитие психических процессов для детей 2-3 лет предназначены для игр как  в детском саду, так и дома. Игры проходят в доброжелательной, непринужденной обстановке. Для игр и...

Картотека физических упражнений, требующих особого внимания во избежание травматизма

У так называемых "организованных детей" практически каждая пятая травма была получена именно в детском саду. Подавляющее большинство (79%) травм детей произошло в группах, как правило, во время сбора ...

игры и упражнения для детей на сплочение детского коллектива,на развитие внимания,мимики.

Игра -один из приемов сплочения детского коллектива.Развивает интерес к сверстникам,устанавливает гуманные отношения между детьми.А также развивает память,внимание,фантазию...

Картотека физических упражнений, требующих особого внимания во избежание травматизма

Картотекафизических упражнений, требующих особоговнимания во избежание травматизма...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

НЕ НАВРЕДИ! (картотека физических упражнений, требующих особого внимания во избежание травматизма)

Картотека физических упражнений, требующих особого внимания во избежание травматизма.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18327100","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...