Главные вкладки

    Ключевые компетентности

    Шварц Анна Михайловна

     

         Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.

         Принципиальным отличием компетентностей от  знаний,  умений  и  навыков  является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.

         Представленная схема показывает взаимосвязь между ключевыми компетентностями и общеучебными умениями и навыками.

     

     

     

     

     

     

     

         Список ключевых компетентностей определяется исходя из тех способов деятельности, которые являются востребованными в обществе.

         В нашей стране не существует единой классификации ключевых компетентностей. Разные группы учёных предлагают списки, которые имеют общие компоненты и различия.  

         Каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях.

         Одна из возможных классификаций представлена на  схеме (см. рис.2).

    Рис. 2. Ключевые компетентности и их аспекты

     

         Характеристика  различных  аспектов  ключевых компетентностей по уровням  представлены  в  таблицах.

       Особенности оценки метапредметных  результатов связаны с природой универсальных действий. Уровень сформированности универсальных учебных действий, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть оценён с помощью  специальных  заданий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klyuchevye_kompetentnosti.docx24.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Структура  ключевых  компетенций предложенная  лабораторией модернизации образовательных ресурсов (проект ИСО – Информатизация системы образования)

    Информационная компетенция

    Планирование информационного поиска – ученик должен уметь ориентироваться в огромном мире информации: уметь определить, какой информации не хватает для решения задачи; уметь найти недостающую информацию, привлекая дополнительные источники (Интернет, библиотека, энциклопедии, справочники, прочее). Традиционное задание по написанию рефератов направлено на формирование у учащихся данного аспекта.

    Извлечение информации (первичное извлечение) – работа с источником информации (текст, справочная литература, устная речь, прочее) в соответствии с поставленной задачей. Большинство заданий из учебника направлены на проверку именно данного аспекта. Примером может служить типовое учебное задание: прочитать параграф и ответить на вопросы или найти заданную информацию в тексте.

    Вторичное извлечение информации – работа с информацией, если она: представлена несколькими источниками, задана в косвенном виде, избыточна или противоречива.

    Первичная обработка (сопоставление) информации – работа с информацией, представленной в разных форматах: текст, графики, схемы, таблицы, прочее.

    Обработка информации – создание новой информации на основе анализа имеющейся, формулирование собственных выводов

    Коммуникативная компетенция

    Письменная коммуникация – умение составить письменный документ в соответствии с целью коммуникации и адресатом: заявление, объявление, поздравление, памятка, отчёт, прочее.

    Публичное выступление – умение адаптировать информацию для конкретной аудитории, умение выдержать жанр выступления и его регламент. Презентация учащимися результатов проектной работы, выступление с докладами и рефератами, создание электронных материалов для сопровождения собственного выступления – это та деятельность, которая направлена на формирование данного аспекта.

    Диалог – соблюдение правил общения, умение воздержаться от использования провокационных высказываний. Необходимо создавать ситуацию, в которой учащиеся могли бы высказать своё мнение, задать вопрос, ответить на поставленный вопрос. Это может быть технология «Дебаты».

    Групповая коммуникация – умение добиться поставленных целей, работая в группе. Данный аспект невозможно формировать через учебное задание. Это может быть любая групповая работа, в которой учащимся необходимо выработать общее решение. Это может быть дискуссия, в результате которой должен появиться совместный продукт.

    Компетенция разрешения проблем

    Идентификация проблемы – это фактически постановка задачи; определение, что дано, что следует получить, какие существуют риски и как их можно учесть (избежать, сгладить). Часто сталкиваемся с ситуацией, когда ученик (даже старшеклассник), прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Читает условие учитель, расставляя акценты, и ученик облегченно вздыхает: «Так бы сразу и сказали».

    Целеполагание и планирование деятельности - одно дело, если ученик готовит материал, чтобы получить хорошую оценку; другое – если предмет ему интересен; третье – если это суть его будущей профессии. Грамотно выстроенная проектная деятельность – замечательная возможность для формирования данного аспекта.

    Применение технологий – умение корректно применить некоторую технологию, выбрать для выполнения задания подходящий алгоритм деятельности (деятельность не на уровне репродуктивных, а на уровне частично-поисковых методов). Фомируется аспект через практику лабораторных работ, сюжетные и ролевые игры (в которых предлагаются алгоритмы действий), любая продуктивная деятельность по образцу.

    Планирование ресурсов – умение определить ресурс, наиболее подходящий для решения задачи.

    Оценка деятельности, оценка продукта (результата) деятельности, оценка собственного продвижения – очень важное рефлексивное умение: спланировать и выполнить (при необходимости, скорректировать) текущий контроль своей деятельности, умение сравнить по заданным критериям эталонный и полученный продукт, осознанное понимание мотивов своей деятельности, возникших трудностей и путей их преодоления. Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия – та деятельность, которая позволяет формировать данный аспект.

    В таблицах  рассмотренные аспекты конкретизированы по уровням:

    первый уровень соответствует 1 – 4 классам; второй уровень – 5 – 8 классам; третий уровень – 9 – 11 классам.

    Информационная компетентность 

    Аспект

    Уровень I

    Уровень II

    Уровень III 

    Планирование информационного поиска

    - указывает, какой информацией для решения поставленной задачи обладает, а какой нет,
    - выделяет из представленной информации ту, которая необходима при решении поставленной задачи,
    - пользуется справочником, энциклопедией, ориентируется в книге по содержанию, а на сайте по ссылкам.

    - указывает какая информация (о чем) требуется для решения поставленной задачи,
    - пользуется карточным и электронным каталогом, поисковыми системами Интернет,
    - пользуется библиографическими изданиями, списками публикаций в периодических изданиях,
    - указывает, в какого типа источниках следует искать заданную информацию или характеризует источник в соответствии с задачей информационного поиска.

    - планирует информационный поиск в соответствии с поставленной задачей деятельности (в ходе которой необходимо использовать искомую информацию),
    - самостоятельно и аргументировано принимает решение о завершении информационного поиска (оценивает полученную информацию с точки зрения достаточности для решения задачи),
    - указывает те вопросы, ответы на которые для решения поставленной задачи необходимо получить из разных по типу источников,
    - обосновывает использование источников информации того или иного типа, исходя из цели деятельности.

    Извлечение первичной информации

    - проводит наблюдение \ эксперимент по плану в соответствии с поставленной задачей,
    - воспринимает основное содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение говорящего к событиям и действующим лицам.

    - самостоятельно проводит наблюдение \ эксперимент, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска,
    - извлекает информацию по заданному вопросу из статистического источника, исторического источника, художественной литературы,
    - проводит мониторинг СМИ по плану в соответствии с поставленной задачей,
    - самостоятельно планирует и реализует сбор информации посредством опроса (в т.ч. экспертного интервью),
    - воспринимает требуемое содержание фактической/оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа), извлекая необходимую фактическую информацию (имена, время, место действия), определяя основные факты и события, их последовательность.

    - самостоятельно планирует и осуществляет извлечение информации из статистического источника, исторического источника,
    - самостоятельно проводит мониторинг СМИ, планируя его цель и ход в соответствии с задачей информационного поиска.

    Извлечение вторичной информации

    - извлекает и систематизирует информацию по двум и более заданным основаниям
    (источник: 1-2 простых по составу источников, содержащих избыточную информацию).

    - самостоятельно формулирует основания, исходя из характера полученного задания,  ранжирует их и извлекает искомую информацию,
    - указывает на обнаруженные противоречия
    (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, в которых одна информация дополняет другую или содержится противоречивая информация).

    - извлекает информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы
    (источник: два и более сложных источников, содержащих прямую и косвенную информацию по двум и более темам, при этом одна информация противопоставлена другой или пересекается с другой).

    Первичная обработка информации

    - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,
    - систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры,
    - переводит простую (односоставную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

    - систематизирует извлеченную информацию в рамках сложной заданной структуры,
    - самостоятельно задает простую структуру для первичной систематизации информации по одной теме,
    - переводит сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот.

    - систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры,
    - обосновывает структуру для первичной обработки информации целью, для которой используется информация.

    Обработка информации

    - точно излагает полученную информацию,
    - задает вопросы, указывая на недостаточность информации или свое непонимание информации,
    - находит вывод и аргументы в предложенном источнике информации.

    - излагает полученную информацию в контексте решаемой задачи,
    - реализует предложенный учителем способ проверки достоверности информации,
    - делает вывод на основе полученной информации,
    или
    - делает вывод (присоединяется к одному из выводов) на основе полученной информации и приводит несколько аргументов или данных для его подтверждения,
    или
    - приводит аргументы, подтверждающие вывод.

    - самостоятельно указывает на информацию, нуждающуюся в проверке, и применяет способ проверки достоверности информации,
    - делает вывод на основе критического анализа разных точек зрения или сопоставления первичной и вторичной информации, подтверждает вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.


    Коммуникативная компетенность 

    Аспект

    Уровень I

    Уровень II

    Уровень III

    Письменная коммуникация

    - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры,
    - излагает вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.

    - оформляет свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации сложной структуры,
    - определяет жанр и структуру письменного документа (из числа известных форм) в соответствии с поставленной целью коммуникации и адресатом.

    - представляет результаты обработки информации в письменном продукте нерегламентированной формы,
    - создает письменный документ, содержащий аргументацию за и \ или против предъявленной для обсуждения позиции,
    - определяет цель и адресата письменной коммуникации в соответствии с целью своей деятельности.

    Публичное выступление

    - соблюдает нормы публичной речи и регламент,
    - готовит план выступления, на основе заданных цели, целевой аудитории и жанра выступления,
    - использует паузы для выделения смысловых блоков своего выступления,
    - работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание.

    - соблюдает нормы публичной речи и регламент,
    - определяет содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации и целевой аудиторией,
    - использует вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления,
    - использует невербальные средства или наглядные материалы,
    - работает с вопросами, заданными в развитие темы.

    - соблюдает нормы публичной речи и регламент,
    - самостоятельно определяет цель и целевую аудиторию для коммуникации на основе цели деятельности,
    - применяет в своей речи логические или риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией,
    - самостоятельно готовит адекватные коммуникационной задаче наглядные материалы и грамотно использует их,
    - работает с вопросами на дискредитацию позиции.

    Диалог

    - начинает и заканчивает разговор в соответствии с нормами,
    - отвечает на вопросы и задает вопросы в соответствии с целью и форматом диалога.

    - высказывает мнение (суждение) и запрашивает мнение партнера в рамках диалога.

    - устраняет разрывы в коммуникации в рамках диалога.

    Продуктивная групповая коммуникация

    - ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения,
    - ученики разъяснили свою идею, предлагая ее, или аргументировали свое отношение к идеям других членов группы,
    - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.

    - ученики самостоятельно договариваются о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей,
    - ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют решение в конце работы,
    - ученики задают вопросы на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставляют свои идеи с идеями других членов группы, развивают и уточняют идеи друг друга,
    - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.

    - ученики используют приемы выхода из ситуации, когда дискуссия зашла в тупик, или резюмируют причины, по которым группа не смогла добиться результатов,
    - ученики следят за соблюдением процедуры обсуждения и обобщают \ фиксируют промежуточные результаты,
    - ученики называют области совпадения и расхождения позиций, выявляя суть разногласий, дают сравнительную оценку предложенных идей относительно цели групповой работы,
    - ученики дают ответ (выполняют действие) в соответствии с заданием для групповой работы.


    Компетентность разрешения проблем (самооргаизацонная) 

    Аспект

    Уровень I

    Уровень II

    Уровень III

    Идентификация (определение) проблемы

    - объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем,
    - в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются.

    - обосновывает желаемую ситуацию,
    - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией,
    - указывает некоторые вероятные причины существования проблемы.

    - определяет и формулирует проблему,
    - проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования).

    Целеполагание и планирование деятельности

    - определяет и выстраивает в хронологической последовательности шаги по решению задачи.

    - ставит задачи, адекватные заданной цели,
    - ставит цель, адекватную заданной проблеме,
    - самостоятельно планирует характеристики продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки.

    - указывает риски, которые могут возникнуть при достижении цели и обосновывает достижимость поставленной цели,
    - ставит цель на основе анализа альтернативных способов разрешения проблемы.

    Применение технологий

    - корректно воспроизводит технологию по инструкции.

    - выбирает технологию деятельности (способ решения задачи) из известных или выделяет часть известного алгоритма для решения конкретной задачи и составляет план деятельности.

    - применяет известную или описанную в инструкции технологию с учетом изменения параметров объекта, к объекту того же класса, сложному объекту (комбинирует несколько алгоритмов последовательно или параллельно) и составляет план деятельности.

    Планирование ресурсов

    - называет ресурсы, необходимые для выполнения известной деятельности.

    - планирует ресурсы, необходимые для решения поставленной задачи.

    - проводит анализ альтернативных ресурсов и обосновывает эффективность использования того или иного ресурса для решения задачи.

    Оценка деятельности

    - выполняет по заданному алгоритму текущий контроль своей деятельности.

    - самостоятельно планирует и осуществляет текущей контроль своей деятельности.

    - обоснованно предлагает \ отвергает внесение изменений в свою деятельность по результатам текущего контроля.

    Оценка результата \ продукта деятельности

    - сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу,
    - оценивает продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

    - оценивает продукт своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям.

    - предлагает способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели.

    Оценка собственного продвижения (рефлексия)

    - указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности,
    - называет мотивы своих действий.

    - указывает причины успехов и неудач в деятельности,
    - называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи и предлагает пути их преодоления \ избегания в дальнейшей деятельности,
    - анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений.

    - аргументирует возможность использовать полученные при решении задачи ресурсы (знания, умения, опыт и т.п.) в других видах деятельности.