Методичка


Предварительный просмотр:

G:\ирине михайловне\Урок Лариса 001.jpg

Виды детской деятельности: ПРОДУКТИВНАЯ, КОММУНИКАТИВНАЯ, ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕДЬСКАЯ.

Цели:познакомить с элементами традиционного быта крестьянина; развивать и активизировать мыслительную деятельность детей;обогатить словарный запас существительными:лапти, чугунок, сундук;

Определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый .Развивать  психические процессы: внимание, память, мышление; воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим’’ Я и моё имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование атрибуты русской избы; предметы быта, посуда, домашняя утварь прошлых времён; кукла; уголёк, зёрнышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; кроватка; кусочек хлеба и соли, половик.

Ход занятия:

Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель:

-Дети, а вы любите путешествовать?

Дети:

-Да

Воспитатель:

-Давайте закроем глазки и представим себе, что мы с вами отправляемся в прошлое, во времена, когда наши прабабушки были малышами.

-Открываем глазки.

-Ребята, куда же мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети:

-В русской избе.

Воспитатель:

-Вот вам русская изба

В центре печь, стол, образа.

Кроватка – нянчить малыша,

Самовар и утюг, у стены большой сундук.

-А почему вы решили, что это изба?

Дети:

-Потому что здесь стоят: самовар, печка, деревянная посуда, ……

Воспитатель:

-Ребята, отгадайте загадку, о чём она ?

-Белая старуха на одном месте сидит,

Из угла в угол не переставить и из избы не вытащить (печь)

-А для чего в доме нужна печь ?

1.Готовить пищу , печь хлеб.

2.Сушить вещи зимой.

3.Обогревать дом.

4.Мылись, лечились.

-Воспитатель:

Ребята, в старину с печью было связано множество поверий и обрядов и относились к печи почтительно, заботливо. Называли её печка- матушка, кормилица, защитница. Но важная особенность русской печки в том, что печная лежанка – верное средство от простуды. Полежишь на ней, погреешь бока и вновь как молодой, да здоровенький. Словно заново родился.

Загадка

-Четыре братца под одной крышей стоят?

Дети:

- Стол.

Воспитатель:

-А какая роль отводилась в доме столу? (стол стоял в святом красном углу, садясь за стол люди крестились и уже потом кушали).

Загадка:

Медный бес на стол залез,

Четыре ноги, два уха, один носик, да брюхо?

Что это?

Дети:

-Самовар.

Воспитатель:

-А для чего самовар? (ответы детей)

Воспитатель:показывает чугунок.

-Дети, что это?

Дети:

-Чугунок.

Воспитатель:

-Для чего нужен чугунок?

Дети:

-В нём варили кушать.

Воспитатель: показывает лапти

-Дети, а это что?

Дети:

-Лапти.

Воспитатель:

-А для чего нужны лапти?

Дети:

-Их одевали на ноги.

Раздаётся звук плача ребёнка.

Воспитатель:

-Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достаёт из кроватки куклу.

Воспитатель:

-Посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла – малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

Ребёнок, доставший куклу, качает, плачь стихает.

Воспитатель:

-С давних времён, когда ребёнок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребёночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя – Егорушка.

Воспитатель:

-Вот мы и назвали малыша, а вы знаете, что обозначает имя Егор?

Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много – много земли и чтобы он был богатым и счастливым.

-А вы знаете, что обозначают ваши имена ?

Дети:

-Ульяна – справедливая, трудолюбивая.

-Василиса-царственная, руководящая.

-Яна –божество, бог солнца и света.

-Даниил-первопроходец, решительный.

-Егор – хозяин земли.

-Змилия – спокойная.

Воспитатель:

-Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат только нам. Многие люди носят одинаковые имена. И называют таких людей – тёзки.

Стоит чашка, в ней: уголёк, зёрнышки, монетки.

Воспитатель:

-Дети, а кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи ?

Дети:

-Их клали, когда купали ребёнка.

Воспитатель:

-Да, правильно, раньше, на Руси, давным – давно, во времена наших прабабушек и прадедушек эти вещи клали в таз с водой, когда ребёночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами искупаем нашего Егорушку.

Ребёнок кладёт уголёк.

Воспитатель:

-А что говорили, когда клали уголёк ?

Дети:

-Привыкай к домашнему теплу.

Ребёнок кладёт зёрнышки.

Воспитатель:

-А что говорили, когда клали зёрнышки?

Дети:

-Будь всегда сыт.

Ребёнок кладёт монетку.

Воспитатель:

-А что говорили, когда клали монетки ?

Дети:

-Будь всегда богат.

Воспитатель вместе с детьми купает куклу.

Дети:

-Тили- тили- тили –тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки-

Полное ведёрко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

Бело- набело отмыли.

Лишь головка одна

Всё черным – черна.
Дети вытирают куклу.

-Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело.

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

-Дети, вот мы и помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ним ?

Дети:

-Одевали.

Воспитатель:

-А во что одевали ребёночка ?

Дети:

-В отцову рубашку.

Воспитатель:

-А почему ребёночка одевали в отцову рубашку ?

Дети:

-Чтобы он был похож на матушку и отца.

Воспитатель:

-Да, родители хотели, чтобы ребёночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они.Посмотрите, какая рубашка, какая она ?

Дети:

-Красная, красивая, праздничная.

Воспитатель:

-Давайте оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель;

-А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

-Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

-Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребёночком делали его родные ?

Дети:

-Укладывали спать.

Воспитатель:

А куда клали спать ребёночка ?

Дети:

-В кроватку.

Воспитатель:

-Да, есть и у нас такая кроватка. Посмотрите, какая она у нашего Егорушки.

Дети:

-Деревянная, расписная.

Воспитатель:

-Дети, а посмотрите, что я нашла в кроватке. Что это ?

(показывает детям кусочек хлеба и соли )

-Что это ?

Дети:

-Хлеб и соль.

Воспитатель:

-Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом – солью всегда встречали дорогих, долгожданных гостей.Они клали хлеб и соль и приговаривали:’’Наконец- то ты родился Егорушка. Долго мы тебя ждали.’’

(дети кладут куклу в кроватку )

-Положили ребёночка в кроватку, а что дальше ?

Дети:

-Пели колыбельную.

Воспитатель:

-А что такое колыбельная ?

Дети:

-Это песенка под которую засыпает ребёнок.

Воспитатель:

-Дети, а давайте и мы споём колыбельную для Егорушки. Споём?

Дети:поют колыбельную

-Баю –баюшки –баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звёздочка горит

‘’спи, сыночек, - говорит, -

Баю, баю,баю,бай

Спи, Егорка, засыпай!

Воспитатель:

-Вот и уснул наш Егорушка. Давайте ему что нибудь пожелаем (пожелания детей )

Воспитатель поворачивается к печке и достаёт пирог.

-Наша барыня – сударыня толста и бела

Щей да каши наварила, пирогов напекла. Чаепитие.

Конспект открытого занятия по краеведению в разновозрастной группе детского сада.

тема:<<Русская изба. Семейные обычаи на Руси.>>

Подготовила:

Светлова Лариса Александровна

Воспитатель МДОУ

<<Детский сад с.Лох>>

2012 г.

Конспект открытого занятия по краеведению в разновозрастной группе детского сада.

тема:<<В гости к хозяюшке>>

Подготовила:

Сафарова РаисяРядифовна

Воспитатель МДОУ

<<Детский сад с.Лох>>

2012 г