Для вас, родители!

Константинова Татьяна Викторовна

 

Влияние родительских установок на развитие детей.

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)…

  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kto_est_kto_v_detskom_sadu.doc247 КБ
Microsoft Office document icon uvazhaemye_roditeli.doc43.5 КБ
Microsoft Office document icon stihi_pro_zimu.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

Кто есть кто в детском саду?

В каждом детском саду работает множество сотрудников, и у каждого из них свой круг обязанностей. Но порой родителям довольно сложно разобраться, к кому обратиться со своими проблемами. Так с кем же лучше всего обсудить вопросы воспитания? О чем можно спросить старшего воспитателя? За что отвечает воспитатель? И чем занимается учитель-логопед? 

Руководство

К администрации дошкольного учреждения относятся заведующий детским садом, старший воспитатель и заместитель заведующего по административно-хозяйственной части. 

        Заведующий детским садом. Поскольку в реальной жизни детскими садами руководят в основном женщины, то и название этой должности обычно употребляют в женском роде - заведующая. Заведующая осуществляет общее руководство детским садом. В своей деятельности она опирается на Закон РФ «Об образовании», Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, Устав дошкольного учреждения, и на другие законодательные акты. Она занимается комплектованием групп детьми в соответствии с их возрастом, состоянием их здоровья, индивидуальными особенностями и запросами родителей, подбирает кадры, руководит педагогами, и обслуживающим персоналом. Кроме того, заведующая отвечает за рациональное использование бюджетных ассигнований, а также средств, поступающих из других источников. 

Родители могут обращаться к заведующей за консультациями и вносить собственные предложения по улучшению работы с детьми, в частности, предложения по организации дополнительных услуг.

     Старший воспитатель занимается методической работой и организует весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду, поэтому в повседневном общении его также называют методистом. Вместе с заведующей он руководит коллективом детского сада, участвуя в подборе кадров, в разработке и внедрении программ развития и педагогических планов. Комплектует группы учебными пособиями, играми, игрушками, организовывает сотрудничество с другими дошкольными учреждениями, школами, детскими центрами, музеями и т.п.  Старший воспитатель проводит  методическую работу в педагогическом коллективе: консультации, семинары и т.д. Кроме этого он участвует в работе с родителями: готовит стенды, папки-передвижки, посвященные семейному воспитанию и пр.

     Заместитель заведующего по административно-хозяйственной части (завхоз) руководит работами по хозяйственному обслуживанию детского сада. Следит за состоянием помещений, занимается закупками мебели, посуды, оборудования и игрушек. Руководит работами по благоустройству и озеленению территории, следит за выполнением противопожарных мероприятий и других условий безопасности детей и взрослых.

Основной педагогический состав

     Воспитатель (воспитательница) - педагог, непосредственно отвечающий за жизнь и здоровье вверенных ему детей. Однако воспитательница не просто «приглядывает» за малышами, она планирует и проводит занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создает условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и, собственно говоря, сама же ее реализует. Совместно с музыкальным руководителем готовит праздники, развлекательные и спортивные занятия. Руководит работой младшего воспитателя. Кроме того, воспитатель ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. Согласовывает с родителями профилактические прививки детей, планируемые в дошкольном учреждении.  Если детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами, в каждой группе работает по два воспитателя, которые работают в тесном сотрудничестве друг с другом. У воспитателя семичасовой рабочий день, поэтому первая смена начинается рано утром - в 7.00 до 14.00, вторая начинается в 12.00, а заканчивается в 19.00. В период с 12.00 до 14.00 оба воспитателя работают вместе. В это время педагог, работающий с утра и проводивший занятия, рассказывает о событиях первой половины дня, сообщает, с кем необходимо позаниматься дополнительно, кому из детей сделаны прививки, какие вопросы обсудить с родителями и пр.

    Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание. Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера. Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во второй половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры. 

    Медицинская медсестра    контролирует санитарно-эпидемический режим в детском саду, ведет ежедневный учет детей, отсутствующих по болезни, изолирует заболевших детей. Кроме того,  готовит детей к врачебным осмотрам и сама участвует в них, проводит взвешивание, антропометрические измерения детей, составляет  ежедневное меню и следит за качеством приготовления пищи. Она ежедневно производит пробу готовых блюд и закладывает ее на хранение в соответствии с требованиями СЭС. Следит за выполнением графика получения пищи группами и проводит ежедневный обход групп, проверяя организацию питания в группах, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми.

Младший обслуживающий персонал.     К младшему обслуживающему персоналу относятся младший воспитатель, повар,  прачка и др. Все эти сотрудники обеспечивают бесперебойную работу дошкольного учреждения, но только младший воспитатель работает непосредственно с детьми. Младший воспитатель (в повседневном общении - просто няня) помогает воспитателю в организации воспитательно-образовательного процесса, и вместе с воспитателем отвечает за жизнь и здоровье воспитанников; приносит с кухни пищу и помогает в раздаче, затем убирает и моет посуду, готовит воду для полоскания рта. Помогает воспитателю выводить детей на прогулку и заводить их в группу, раздевать малышей перед тихим часом и одевать после него. Готовит все необходимое для проведения закаливающих и гигиенических процедур.     Также няня отвечает за чистоту в помещениях; два раза в день она проводит влажную уборку в группе. В соответствии с требованиями СЭС проводит санитарную обработку посуды, игрушек. Следит за чистотой полотенец, меняет их по мере загрязнения, помогает воспитателю в проведении гигиенических процедур с детьми. Один раз в 10 дней проводит смену постельного белья. 

К кому обратиться?

Все педагоги детского сада имеют  высшее профессиональное или среднее специальное образование. К любому сотруднику детского сада родители могут обратиться с вопросами и получить квалифицированный ответ. Так, старший воспитатель может ответить на вопросы, касающиеся организации досуга детей дома, рассказать о программах и методах работы, используемых в детском саду, о том, что должен знать и уметь ребенок к определенному возрасту, посоветовать, какие книги и игрушки стоит покупать малышу.

С воспитателями можно обсудить некоторые вопросы воспитания: что сделать, чтобы ребенок убирал игрушки? чем занять ребенка во время подготовки к ужину? как обсуждать с ребенком прочитанное произведение? какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания иллюстраций в книге? и др.  Все сотрудники детского сада работают в тесном контакте друг с другом, создавая наилучшие условия для физической и психической жизни ребенка. 

Режим работы 

У каждого специалиста в детском саду имеется свой график работы.

         Заведующая работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, который обычно составлен так, чтобы можно было контролировать работу всех структурных подразделений. Таким образом, рабочий день руководителя детского сада может начинаться и в 7, и в 8, и в 9 часов утра, а заканчиваться соответственно и в 5, и 7 часов вечера. 

 У воспитателя семичасовой рабочий день. Первая смена длится с 7.00 до 14.00 , вторая начинается в 12.00. Период с 12.00 до 14.00 - часы,  когда оба воспитателя группы работают вместе.

Музыкальный руководитель работает ежедневно с 8.00 до 13.00.

Медсестра  начинает работу в 8.00. В это время она проводит утренний прием, оценивает состояние детей, особенно тех, которые  пришли после болезни и были в контакте с инфекционными больными. 



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

   Федеральные государственные требования (далее ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы утверждены и введены в действие Приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 № 655. Данный документ является первым в истории российского образования, который на федеральном уровне предъявляет требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В настоящее время перед всеми дошкольными образовательными учреждениями встала задача по разработке новых образовательных программ – основных  общеобразовательных  программ (статьи 9, 14, 15, 32 «Закона об образовании»).  

    На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

   ФГТ устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями (далее – ДОУ), имеющими государственную аккредитацию. 

   Новые представления о содержании и организации дошкольного образования, предложенные в ФГТ, заключаются  в следующем:

 1) если  раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 2) акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность» и т.п.;

 3) решать поставленные цели и задачи предлагается

 - максимально приближаясь к разумному «минимуму», т.е. не за счёт «раздувания» сетки занятий, а с помощью построения  образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;

 - в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей (смещён акцент с занятий). 

    Отказ от учебной модели в детском саду, т.е. от занятий, требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. 

    В первую очередь ФГТ определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ООП, Программа), в том числе соотношения её частей, их объёма, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

   Основная образовательная программа  дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГТ  как модель организации ориентированного на личность воспитанника образовательного процесса, учитывающая вид ДОУ и  приоритетные направления его деятельности.

   Программа должна определять содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и быть направлена на: 

 - формирование их общей культуры,  

 - развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств,

 - формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, 

 - сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, 

 - коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

   В соответствии с ФГТ основная образовательная программа каждого ДОУ должна состоять из двух частей: 

 1) обязательной части;          

 2) части, формируемой участниками образовательного процесса.

   Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

   Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

 1) пояснительная записка;

 2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

 3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»;

 4) содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

 5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

 6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

    Вторая часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, должна отражать: 

 1) видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей  (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья);

 2) специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Время, необходимое для реализации всей Программы, может составлять по усмотрению образовательного учреждения от 65%  до  80%   всего времени   пребывания   детей   в   группах  с  12-ти  часовым пребыванием (в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей).

    Объём обязательной части Программы также определяется ДОУ самостоятельно и должен составлять не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.

              Коротко: ФГТ по дошкольному образованию 

   Определяют структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования, то есть объем и соотношение частей.

   «Цементирующей» основой содержания дошкольного образования в условиях вариативности определены 4 направления, соответствующие основным линиям развития ребенка:    

 Направления развития (4)        

Образовательные области (10):

 1. Физическое развитие                 

(физическая культура, здоровье)

 2. Познавательно-речевое развитие              

(познание, коммуникация, чтение художественной литературы)

 3. Художественно-эстетическое развитие          

(музыка, художественное творчество)

 4. Социально-личностное развитие           

(социализация, труд, безопасность)

    Образовательные области предусматривают следующие виды детской деятельности:

-двигательная деятельность (активность) («Физическая культура»); 

-игровая («Социализация»)-ведущий  вид  деятельности!

-трудовая («Труд»);

-восприятие художественной литературы  («Чтение художественной литературы»);

-коммуникативная («Коммуникация»);

-познавательно-исследовательская  и продуктивная конструктивная («Познание»);

-музыкально-художественная («Музыка»);

-продуктивная (Художественное творчество»).

   ФГТ определяют 2-х частную модель организации образовательного  процесса:              

1) "Совместная деятельность взрослого и детей";2) "Самостоятельная деятельность детей"                                                          

ФГТ определяют планируемые результаты освоения Программы – итоговые и промежуточные. Итоговый результат представляет собой совокупность интегративных качеств, или  «социальный» портрет ребенка  7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования"



Предварительный просмотр:

СТИХИ ПРО ЗИМУ

 

 

Зимушка-чудесница

С песнями весёлыми
В старый тёмный лес
Зимушка приехала
С сундучком чудес.

Сундучок раскрыла,
Всем наряды вынула,
На берёзы, клёны
Кружева накинула.

Для высоких елей
И седого дуба
Зимушка достала
Снеговые шубы.

Речку принакрыла
Тоненьким ледком,
Словно застеклила
Голубым стеклом.

(Е. Нилова)

 

Встреча зимы

 

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

(И. Никитин)

 

Как поработала зима!

 

Как поработала зима!
Какая ровная кайма,
Не нарушая очертаний,
Легла на кровли стройных зданий.

Вокруг белеющих прудов –
Кусты в пушистых полушубках.
И проволока проводов
Таится в белоснежных трубках.

Снежинки падали с небес
В таком случайном беспорядке,
А улеглись постелью гладкой
И строго окаймили лес.
(С. Маршак)
 

Здравствуй, матушка-Зима

 

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи.

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица-душа.

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка-зима!

 

Зима


Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,

Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

 

Поёт зима...

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

 

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

(С. Есенин)
 

Пришла зима с морозами

Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями,
Сугробы под берёзами,
Белым-бело под елями.

На вязах за околицей
Убор из белых бус.
А воздух жжёт, и колется,
И пахнет, как арбуз.

Пришла зима бодрящая,
Звенящая, хрустящая,
Со школьными задачами
И печками горячими.

Мы любим дни морозные,
Катка упругий лёд,
Ночное небо звёздное
И шумный Новый год!

Пришла зима с хлопушками,
С конфетами, игрушками
И праздничными, колкими,
Наряженными ёлками.

Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома.
Волшебной, доброй сказкою
Нам кажется зима!

(О. Высоцкая)

 

Пришла зима весёлая

 

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На ёлке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка весёлая
Подольше не кончается!

(И. Чернецкая)

 

Вы узнаёте зиму?

 

Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Метёт и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

 

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром.

Вы узнаёте зиму?

 

На лыжах мчимся мы с горы,

Нам ветер дует в спину.

Нет веселее той поры!

Вы узнаёте зиму?

 

Мы принесём густую ель

На праздник наш любимый,

Повесим бусы мы на ней.

Вы узнаёте зиму?

 

Здравствуй, Зима!

Ещё дымит и кружится
Свободная река,
Но не растаять лужицам
Уже наверняка.

Ещё в весёлой панике
Снежинки не летят,
Но крыши, словно пряники,
Под инеем блестят.

Ещё пустынны скучные
Закрытые катки,
Но нетерпеньем скручены
«Снегурок» хоботки!

И лыжам снятся кроссы
И снится крутизна.
Да здравствуют морозы!
Да здравствует зима!
(О. Фокина)
 

Зима

 

Одуванчик из снежинок

Поднесёт к губам Зима,

Только дунет – и пушинок

Разлетятся семена.

 

Одуванчик облетает,

В окнах теплится огонь,

Зимний вечер подставляет

Белым звёздочкам ладонь.

(Т. Шорыгина)

 

Зимняя планета

Жить в Антарктиде нелегко:
Нет места холоднее!
Там валит снега сто кило
Семь пятниц на неделе.
Там минус сто, когда зима,
И минус сорок летом,
Там днём и ночью холода
И всё покрыто снегом!
Там вечно праздник Новый Год
И замки, словно в сказке.
Студёный ветер там несёт
Ледовые салазки.

В салазках – зимушка-зима,
В меха и шёлк одета:
Летит-спешит быстрей она
Подальше прочь от лета
В дворец из снега, изо льда,
На Зимнюю Планету,
Напрясть из снега полотна
И разослать по свету.

(Э. Цегельник)

 

Зима настала

 

Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

 

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

 

Стали дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

(И. Суриков)

 

Зимой весело

 

Сколько снегу в закромах

У метелицы!

На небесных жерновах

Тучи мелются.

 

У хозяюшки-пурги

Столько дела -

Печь сугробы-пироги,

Пышные, белые!

 

Сколько снега у зимы!

Нити белой бахромы

На ветвях развесила,

Тонких кружев наплела,

Всех на праздник позвала.

Ве-се-ло!

 

Серебристая зима


Вот зима пришла
серебристая,
Белым снегом замела
поле чистое.
Днем с детьми на коньках
всё катается,
Ночью в снежных огоньках
рассыпается…
В окнах пишет узор
льдом-иголочкой
И стучится к нам во двор
со свежей ёлочкой.

(Р. Кудашева)

 

Нарядная зима

Разукрасилась зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звёздочек-снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
– Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Легкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни:
Жди, в парчу одета,
Нового рассвета!

(М. Пожарова)

 

Зимнее утро

Что за утро нынче – чудо,
Загляденье – просто ах!
Дед Мороз успел повсюду:
Город – в белых кружевах.
В белых ласковых кудряшках –
Все деревья, все мосты…
Будто белые барашки –
За заборами кусты.
Ну, а солнце над трубою –
Словно алый леденец…
Вот бы нам такой с тобою!
Ай да солнце, молодец!

(О. Кульневская)

 

Пришла зима

Наконец пришла зима,
Снегом всё укрыла,
Голубым звенящим льдом
Речку застеклила,

Стройным ёлочкам в лесу
Сказку рассказала
И на окнах кружева
В ночь одну связала.

А на веточки берёз
В тихий час рассветов
Положила, чуть дыша,
Искры самоцветов.

(Д. Попов)
 

Время Зимы

Время зимы с декабрём наступает,
Только она эту тонкость не знает
И в ноябре снегом землю покроет,
Детям на лужах каток обустроит.

Так потихоньку работа пойдёт,
Зимушка знает, что время - не ждёт.
Вьюги, метели она принесёт,
Снежной порошей пути заметёт.

Ветви деревьев все снегом покроет,
Их наготу первозданную скроет.
Сильным морозом нас спрячет в дома,
А на стекле всем сплетёт кружева.

В ясный, морозный, погожий денёк
Дети гурьбой побегут на каток.
Взрослые - лыжи скорей предпочтут
И в зимний лес на прогулку пойдут.

В вальсе кружАтся снежинки зимой,
Тонким ажуром их сделан покрой.
Дети в снежки во дворе поиграют,
Снежную бабу потом изваяют.

Только с зимою придёт волшебство:
Песни, колядки на Рождество.
Ждём с нетерпением зимний приход,
С новой мечтою встречать Новый Год.

(Н. Белостоцкая)

 

Что ты делаешь, Зима?

— Что ты делаешь, Зима?
— Строю чудо-терема!
Сыплю снежным серебром,
Украшаю все кругом.
Раскружится карусель,
Залихватская метель!
Постараюсь, чтоб с утра
Не скучала детвора,
Чтобы елка разожглась,
Чтобы тройка понеслась!
У Зимы не счесть забот:
Скоро праздник — Новый год!

(Р. Фархади)

 

Зима


Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце,
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежались с песней звонкой,
Все укрыла как пеленкой,
Запушила снежным пухом,
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною.
Лес притих, глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.

(Я. Купала)

 

Приход Зимы

Зима прошла непрошено,
Зима пришла тайком,
Наутро – запорошила
Все улицы снежком.
Привет, пора весёлая, –
Готовь быстрей коньки!
А рядом с нашей школою
Растут снеговики.
(В. Нестеренко)
 

К нам опять пришла зима!

 

Снег ложится на дома:
К нам опять пришла Зима!
Принесла в котомке
Вьюги да позёмки,
Холода, сугробы, лёд
И, конечно, Новый Год!
(М. Дружинина)

 

Зима

Наши окна кистью белой
Дед Мороз разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем да как крикнем:
— Здравствуй, Дедушка Мороз!
Нам кататься, веселиться!
Санки легкие — в разбег!
Кто промчится, будто птица
Кто свернется прямо в снег.
Снег пушистый мягче ваты,
Отряхнемся, побежим.
Мы — веселые ребята,
От мороза — не дрожим.

(Л. Воронкова)

 

Ну, зима!.. Сугробит, стужит...

Ну, зима!.. Сугробит, стужит,
Заметает, крутит, вьюжит,
Жжет морозом, душит льдом,
Загоняет в жаркий дом.
Новогодней елкой броской
В дом впорхнет почти стрекозкой.
Распушится, рассмеется,
Снежной влагою прольется.

(В. Александров)

 

Зимние краски

Заготовила зима
Краски все для всех сама.
Полю — лучшие белила,
Зорям — алые чернила.
Всем деревьям — чистые
блестки серебристые.
А на улице — ребят
разукрасила подряд.
Как художник, красит разным:
кто играет — красит красным.
Кто боится шевелиться —
краска синяя годится.
Ни за что не выпросить
по-другому выкрасить!

(В. Фетисов)

 

Зимняя коляска

Едет по небу коляска –
Тёмно-серая окраска.
А в коляске на постели
Дремлют белые метели.
Их баюкает сама
Белоснежная зима.

Как проснутся эти крошки,
Как поднимутся на ножки,
Да как свистнут эти дети –
Побелеет всё на свете.
(В. Орлов)
 

Зима-рукодельница

Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
— Ах, поскорее весна бы настала…

(Е. Явецкая)

 

Зима

Как будто в берлоге медведица,
Река подо льдом залегла,
И солнце по-зимнему светится,
И в поле — морозная мгла.
Вся в инее — в сизом каракуле —
Березка стоит за мостом,
И пишет смешные каракули
Лисица пушистым хвостом.

(П. Комаров)


Зима

До марта скованы пруды,
Но как теплы дома!
В сугробы кутает сады
Заботливо зима.
Снег осыпается с берез
В дремотной тишине.
Картины летние мороз
Рисует на окне.

(Е. Русаков)

 

Здравствуй, зимушка-зима!

Здравствуй, зимушка-зима!
Белым снегом нас покрыло:
И деревья и дома.
Свищет ветер легкокрылый —
Здравствуй, зимушка-зима!
Вьется след замысловатый
От полянки до холма.
Это заяц напечатал —
Здравствуй, зимушка-зима!
Мы для птиц кормушки ставим,
Насыпаем в них корма,
И поют пичуги в стаях —
Здравствуй, зимушка-зима!

(Г. Ладонщиков)

 

Зима пришла
 

Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила зима.

(В. Фетисов)

 

Зимой в лесу


Намело,
Навьюжило.
Все деревья
В кружеве:
Снег на соснах,
На кустах,
В белых шубках ели.
И запутались в ветвях
Буйные метели.
(Н. Гончаров)


Зимушка-зима


По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
(А. Прокофьев)

 

Ах ты, зимушка-зима
 

Ах ты, зимушка-зима,
Ты пришла с морозами,
Нам сугробы намела
Ледяными косами.

Пробежала босиком
По дорожкам весело,
Кружевами нам потом
Окна занавесила.

Любим мы зимой водить
Хоровод у ёлочки,
И снеговиков лепить,
И кататься с горочки,

Любим зимний холодок,
Но при всём при этом
Мы сидим и пьём чаёк,
Тот, что пахнет летом.

(Т. Шатских)