Детский сад - территория здоровья.

Корючина Ольга Павловна

Сегодня нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей. К началу ХХI века в России сложилась поистине драматическая ситуация. С 1990 г происходит беспрецедентное уменьшение народонаселения России. Смертность превышает рождаемость в 1,5 – 2,5 раза. Только 8% новорожденных имеют высокую жизнеспособность, 31% подростков страдают психическими расстройствами. 
Не случайно поддержка и сохранение здоровья как детского, так и взрослого населения сегодня является стратегическим направлением государственной политики, является одним из ключевых направлений в национальной образовательной инициативе предложенной президентом России.
Общество и государство предъявляют системе образования социальный заказ на здоровую личность. 
По данным отечественных и зарубежных исследователей здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни, на 20-25% - от окружающей среды, на 16-20% -от наследственности, на 10-15% - от уровня развития здравоохранения в стране. 
Любой тип образовательного учреждения должен стать образовательно-оздоровительным, работать по принципу «Образование не должно даваться ценой здоровья». Педагогический коллектив МДОУ «Детский сад №3 г. Тары» осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением о ДОУ » а также в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой и программой «Радуга» под редакцией Т.Н.Дороновой, которые обеспечивает реализацию целей дошкольного образования – гармоничное развитие личности ребенка с учетом его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач в работе МДОУ «Детский сад №3 г. Тары». Эта проблема находит отражение и в годовых задачах: 
  2008 – 2009 уч.год – продолжать всестороннее воспитание и развитие детей, укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие.
  2009 -2010 уч.год – создавать условия для полноценного физического и психического развития детей.
  2010 – 2011 уч.год - воспитывать у детей потребности в здоровом образе жизни в процессе физкультурно – оздоровительной работы.
Усилия работников учреждения направлены на оздоровление каждого ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Одним из средств решения обозначенных задач становится применение здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающий педагогический процесс в нашем детском саду - это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса. Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. В учреждении оборудован физкультурный зал. Во всех возрастных группах созданы физкультурные уголки, где дети имеют возможность заниматься как самостоятельно, так и под руководством педагогов. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На прогулочной территории учреждения оборудована спортивная площадка со спортивно – игровым оборудованием, мелкое физкультурное оборудование доступно для детей на групповых участках. Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего детского сада является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами. 

  Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих формах:
  медико-профилактическая, 
  физкультурно- оздоровительная,
  информационно-просветительская, 
  коррекционно-профилактическая, 
  спортивно-досуговая, 
  образовательная здоровьесберегающая.
Остановимся подробнее на каждой из перечисленных форм.
Медико-профилактическая деятельность, обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами. Направления этой деятельности:
- организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
- организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания;
- организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (например, витаминотерапия, оздоровление фитонцидами, полоскание горла, щадящий режим в период адаптации и т.д.).
- организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов - СанПиНов;
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
В оздоровительных мероприятиях одно из значимых мест отводится закаливающим процедурам. В ДОУ круглогодично проводится полоскание горла «морской водой», отварами лекарственных трав, систематически проводится утренняя и корригирующая гимнастики. 
Комплексы корригирующей гимнастики включают в себя упражнения на профилактику сколиоза выполняемые лежа в постели, хождение по массажным дорожкам для профилактики плоскостопия. Разнообразные массажные дорожки изготовлены руками воспитателей и родителей. В летнее время в целях закаливания детского организма утренняя гимнастика проводится на улице, практикуется хождение босиком по траве, песку, осуществляется контрастное обливание и мытье ног, детьми принимаются воздушные и солнечные ванны. В подготовительных группах с целью предупреждения и профилактики нарушения осанки организуется сон на полу.

Следующая форма здоровьесберегающей деятельности - физкультурно-оздоровительная, нацеленная на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.
Направления этой деятельности следующие: 
- развитие физических качеств;
- контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, 
- формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
- воспитание привычки повседневной физической активности;
Физическое воспитание - одна из наиболее разработанных, обязательных и привычных форм по оздоровлению. 
Физкультурно-оздоровительная работа включает занятия физической культурой (3 раза в неделю, одно из них – физкультура на улице), утреннюю гигиеническую гимнастику, гимнастику после сна, физкультурные досуги один раз в месяц, организацию двигательной активности в свободной деятельности. 
Занятия по физической культуре – это основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. Мы используем следующие виды занятий: традиционное, тренировочное, сюжетное (игровое), занятия ритмической гимнастикой. А также нами в работе используются организованные формы занятий с включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, простейший туризм, праздники, развлечения. 

Немаловажной является информационно-просветительская деятельность, которая включает в себя работу с семьей и персоналом детского сада.
Информационно-просветительская деятельность заключается в формировании у детей и родителей навыка здорового образа жизни как ценности, а также ознакомление родителей с особенностями развития детей возрастной группы в целом и своего ребенка в частности.
Задача информационно-просветительской деятельности – информировать родителей и персонал об особенностях и своеобразии развития детей, формировать у них устойчивую потребность в обеспечении своего здоровья и здоровья детей, мотивировать на здоровый образ жизни. Эти задачи решаются на родительских собраниях, в беседах и консультациях с родителями, где мамы и папы узнают о достижениях и проблемах малыша (в частности: знакомятся с результатами регулярного диагностического обследования ребенка). С целью просветительской работы на базе нашего ДОУ создан клуб «Молодая семья», который призван подготовить маму и папу к поступлению в детский сад с целью обеспечения наибольшей комфортности ребенка в период адаптации, а, следовательно, и сохранению психо-эмоционального здоровья малыша. Еще одной из форм просветительской работы с родителями является выпуск санбюллетеней по наиболее актуальным проблемам профилактики заболеваний.

Коррекционно – профилактическая деятельность направлена на исправление выявленных недостатков и нарушений физического развития детей, а что важнее всего – их профилактику. В частности, в ДОУ регулярно после дневного проводятся корригирующая гимнастика, которая включает упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия . Дети с удовольствием ходят по «дорожкам здоровья», выполненным руками педагогов и родителей из подручного материала – пуговиц, пробок, карандашей, и др.), выполняют самомассаж стоп на тренажерах, рисуют, держа фломастер пальчиками ног. В детском саду есть специальные дорожки со следочками, выполненные с точным соблюдением угла наклона отпечатка стопы и ее размером в соответствии с возрастом ребенка. Ходьба по таким дорожкам – хорошая профилактика плоскостопия и косолапости у детей.
В ДОУ работает ежегодно проводится углубленный медицинский осмотр детей специалистами районной больницы, основной целью которого является выявление отклонений в развитии дошкольников и своевременная помощь в коррекции, создание условий для коррекционной работы с детьми.

Спортивно-досуговая деятельность направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. В рамках ДОУ традиционными стали совместные с родителями досуговые мероприятия «Папа, мама,я – спортивная семья», «Богатыри» и др. Ежегодно педагоги, воспитанники и их родители принимают участие в Сибирском полумарафоне, Кроссе наций. 

Следующий вид деятельности - образовательная здоровьесберегающая.
В осуществлении «здоровьесберегающей деятельности» задействованы практически все сотрудники детского сада, поскольку ее задачи решаются на повседневных занятиях по физическому воспитанию, экологии, ОБЖ. 
Этот вид деятельности предполагает воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – формирование у детей осознанного отношения к жизни и здоровью, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его. Она предполагает проведение занятий и бесед с дошкольниками о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения и разумных действий в непредвиденных ситуациях. 
Отследить результаты здоровьесберегающей деятельности в ДОУ помогает медико-педагогический контроль, в который входят:
  Медицинское обследование состояния здоровья детей;
  Обследование физического здоровья детей, в т.ч. динамические наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием детей;
  Медико-педагогическое наблюдение за проведением физкультурных занятий, за соблюдением режима дня; а также за организацией двигательного режима, организацией физкультурно-оздоровительных праздников, досугов и развлечений, организацией прогулок, проведением малых форм физического воспитания;
  Медико-педагогическое наблюдение за организацией закаливающих мероприятий;
  Санитарно-педагогический контроль, в т.ч. санитарного состояния и содержания прогулочных участков, санитарно-гигиеническое состояния групповых и служебных помещений, оборудования помещений, состояния одежды и обуви детей, организации питания и соблюдения питьевого режима.
 Общий уровень здоровья детей определенно зависит от уровня физического здоровья детей, который ежегодно отслеживается воспитателями ДОУ. 
2010 71% 26% 3%
   
Количество пропущенных по болезни детодней в 2009г по сравнению с 2008г уменьшилось на 5%, в 2010г по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 7%.
Количество заболеваний органов дыхания в 2009г по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 8%.
Но наряду с положительными моментами в работе по оздоровлению остается определенный процент детей, нуждающихся в пристальном наблюдении со стороны родителей, медицинских работников, детского сада, школы.
Таким образом, осуществляя целенаправленную последовательную работу по оздоровлению дошкольников, мы добились следующих результатов:
1. Повысилась компетентность в области здоровьесбережения, педагоги внедрили в практику своей деятельности методы поддержания психоэмоционального здоровья.
2. Расширилась осведомлённость родителей о системе здоровьесбергающей работы в д./с. Родители и члены семей стали более активно включаться в планирование и организацию мероприятий, направленных на поддержание здоровья.
3. У детей сформировалась осознанное отношение к своему здоровью, к специфическим
 К сожалению, организация более эффективной работы в данном направлении препятствует слабая материальная база ДОУ. Хотелось бы иметь современное физкультурное оборудование, обновленные игровые площадки. Мы прилагаем все усилия для решения перечисленных проблем своими силами и силами родителей, но все-таки надеемся, что наше государство обратит внимание на дошкольное образование и детские сады будут получать достаточное финансирование.