Методический материал по планированию

 

Статья "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста в летний период".

Варианты планирования тематических недель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста в летний период

Поддубская О.М., старший воспитатель

НДОУ «Детский сад № 99 ОАО «РЖД»

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010г.) рассматривают комплексно-тематический подход в организации педагогического процесса как необходимое условие высокого качества дошкольного образования. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, положенный в основу содержания работы с детьми, позволяет обеспечить осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.

Центральное звено любой деятельности, включающее постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов – планирование. Об эффективности комплексно-тематического планирования в ДОУ практики дошкольного образования стали говорить примерно десять лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе к психофизической разгрузке детей в период зимних и особенно летних каникул (за учебный год накапливается усталость).

Как показывает практика, из специфики организации образовательной работы в период каникул, у работников дошкольного образования возникают определенные трудности при планировании и организации работы с детьми в летний период.

Творческой группой педагогов нашего дошкольного учреждения разработан методический материал комплексно-интегрированной работы по организации летнего отдыха и оздоровления детей.  Методические разработки включают в себя комплексно-тематический план «Путешествие в Лето» (по всем возрастным группам), проекты летних тематических площадок «Затейники», «Умелые руки», «Краски и сказки», «Школа Светофорика» и являются результатом практической деятельности специалистов детского сада по внедрению вариативных форм организации развивающей и оздоровительной работы с детьми в летний период.

В основу плана «Путешествие в Лето» положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тематика дней разнообразна и предусматривает планирование разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, кроме того, она позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. 

Сценарный вариант тематических дней рассчитан на последовательность событий в логике контекста, возможно присутствие игрового персонажа, который помогает воспитателю вести сюжет. Игровая мотивация является ведущей для детей младшего дошкольного возраста, в старших группах больше познавательной, нравственной мотивации. Проведение педагогом тематических дней вызывает эмоционально-положительную реакцию дошкольников, их максимальную активность. Это дает возможность детям избавиться от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое притязание на признание.

Комплексно-тематический план работы с детьми в летний период эффективен в  работе с детьми дошкольного возраста, так как:

  • позволяет реализовать интегрированный подход в развитии дошкольников;
  • учитывает закономерности развития ребенка дошкольного возраста;
  • строится на адекватных возрасту видах детской деятельности и формах работы;
  • включает в себя соответствие культурно-историческому, деятельностному и личностному подходам к решению задач  развития детей дошкольного возраста;
  • направлен на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое) развитие.

Комплексно-тематический интегрированный подход позволяет педагогу в работе с дошкольниками учитывать их интересы и желания, сочетать индивидуальные, подгрупповые и групповые формы организации в ходе проведения прогулок, экскурсий, тематических бесед, творческих игр, праздников, вечеров развлечений.

Тематический план работы включает в себя 12 основных тем, над каждой из которых работают педагоги в течение недели: «Калейдоскоп сказок», «Наша Родина - Россия», «Физкульт-Ура!», «На чем путешествуем», «Наш вернисаж», «Цветы лета», «В гостях у Нептуна», «Островок безопасности», «Веселый паровозик», «В мире животных», «Олимпийский резерв», «Музыкальная палитра». Темы, представленные в плане, охватывают широкий спектр сторон окружающей действительности, с которыми мы знакомим дошкольников в повседневной жизни. Реализация тематической недели проходит интегрировано, через разнообразные формы работы с детьми (наблюдения, чтение художественной и научно-популярной литературы, элементарное экспериментирование, рисование, лепку, развивающие, подвижные игры и т.д.). Это помогает педагогу охватить в работе в течение недели самые разнообразные виды детской деятельности, способствуя максимально возможному раскрытию потенциала каждого воспитанника. И так как данного планирования придерживаются все специалисты ДОУ, то эффективно решается проблема взаимодействия всех педагогов детского сада и построения образовательного процесса на принципах интеграции и систематизации.

Важно, чтобы тематические недели наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому нами  продумано оборудование предметно-развивающего пространства по теме недели в группе и на участке детского сада.

Необходимо учитывать следующие условия реализации плана:

  • дидактический материал и формы работы должны соответствовать возрасту детей;
  • обучение должно быть развивающим, знания не преподносятся в готовом виде, предпочтение дается задачам проблемного и поискового характера;
  • рационально сочетать все виды детской деятельности, при этом отдавая приоритет игровой;
  • прежде чем организовать с детьми то или иное мероприятие, необходимо продумать мотивацию к деятельности;
  • не допускать перегрузок, оставлять время для самостоятельной деятельности детей;
  • обязательно планировать изменения и оборудование предметно-пространственной среды развития;
  • тесно сотрудничать с родителями;
  • соблюдать требования к охране жизни и здоровья детей.

Комплексно-тематический план предусматривает различные формы взаимодействия с семьями воспитанников детского: участие родителей в детских праздниках и спортивных мероприятиях, совместные мини-проекты, экскурсии, выставки.

Практическими результатами нашей работы явились разработки методических материалов:

  • календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми по каждой возрастной группе детского сада;
  • конспекты мероприятий: бесед, игр-путешествий, развлечений, праздников, конкурсов, викторин;
  • рекомендации, памятки, консультации для родителей;
  • картотеки оздоровительных игр и упражнений;
  • авторские дидактические игры;
  • конспекты по художественной деятельности детей.

При организации летней работы с детьми  мы учитывали, чтобы образовательная деятельность  охватывала все направления развития ребенка. Осуществление данных задач позволяет педагогическому коллективу создавать условия для оптимизации игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и других видов детской деятельности. Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.

     Комплексно-интегрированная работа при планировании образовательной деятельности в дошкольном учреждении позволяет не только грамотно спланировать и организовать работу всего коллектива, но и обеспечить развитие индивидуальных возможностей и способностей детей, создать психологический комфорт пребывания детей в ДОУ.