Методический материал по планированию
Статья "Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста в летний период".
Варианты планирования тематических недель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование работы с детьми дошкольного возраста в летний период
Поддубская О.М., старший воспитатель
НДОУ «Детский сад № 99 ОАО «РЖД»
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010г.) рассматривают комплексно-тематический подход в организации педагогического процесса как необходимое условие высокого качества дошкольного образования. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, положенный в основу содержания работы с детьми, позволяет обеспечить осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.
Центральное звено любой деятельности, включающее постановку целей, разработку правил и последовательности действий, предвидение и прогнозирование результатов – планирование. Об эффективности комплексно-тематического планирования в ДОУ практики дошкольного образования стали говорить примерно десять лет назад, когда появилась необходимость в новом подходе к психофизической разгрузке детей в период зимних и особенно летних каникул (за учебный год накапливается усталость).
Как показывает практика, из специфики организации образовательной работы в период каникул, у работников дошкольного образования возникают определенные трудности при планировании и организации работы с детьми в летний период.
Творческой группой педагогов нашего дошкольного учреждения разработан методический материал комплексно-интегрированной работы по организации летнего отдыха и оздоровления детей. Методические разработки включают в себя комплексно-тематический план «Путешествие в Лето» (по всем возрастным группам), проекты летних тематических площадок «Затейники», «Умелые руки», «Краски и сказки», «Школа Светофорика» и являются результатом практической деятельности специалистов детского сада по внедрению вариативных форм организации развивающей и оздоровительной работы с детьми в летний период.
В основу плана «Путешествие в Лето» положен прием погружения детей в тему, который дает им возможность глубоко осознать, почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тематика дней разнообразна и предусматривает планирование разных видов деятельности, задач развития, обучения и воспитания детей, кроме того, она позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.
Сценарный вариант тематических дней рассчитан на последовательность событий в логике контекста, возможно присутствие игрового персонажа, который помогает воспитателю вести сюжет. Игровая мотивация является ведущей для детей младшего дошкольного возраста, в старших группах больше познавательной, нравственной мотивации. Проведение педагогом тематических дней вызывает эмоционально-положительную реакцию дошкольников, их максимальную активность. Это дает возможность детям избавиться от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое притязание на признание.
Комплексно-тематический план работы с детьми в летний период эффективен в работе с детьми дошкольного возраста, так как:
- позволяет реализовать интегрированный подход в развитии дошкольников;
- учитывает закономерности развития ребенка дошкольного возраста;
- строится на адекватных возрасту видах детской деятельности и формах работы;
- включает в себя соответствие культурно-историческому, деятельностному и личностному подходам к решению задач развития детей дошкольного возраста;
- направлен на охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое) развитие.
Комплексно-тематический интегрированный подход позволяет педагогу в работе с дошкольниками учитывать их интересы и желания, сочетать индивидуальные, подгрупповые и групповые формы организации в ходе проведения прогулок, экскурсий, тематических бесед, творческих игр, праздников, вечеров развлечений.
Тематический план работы включает в себя 12 основных тем, над каждой из которых работают педагоги в течение недели: «Калейдоскоп сказок», «Наша Родина - Россия», «Физкульт-Ура!», «На чем путешествуем», «Наш вернисаж», «Цветы лета», «В гостях у Нептуна», «Островок безопасности», «Веселый паровозик», «В мире животных», «Олимпийский резерв», «Музыкальная палитра». Темы, представленные в плане, охватывают широкий спектр сторон окружающей действительности, с которыми мы знакомим дошкольников в повседневной жизни. Реализация тематической недели проходит интегрировано, через разнообразные формы работы с детьми (наблюдения, чтение художественной и научно-популярной литературы, элементарное экспериментирование, рисование, лепку, развивающие, подвижные игры и т.д.). Это помогает педагогу охватить в работе в течение недели самые разнообразные виды детской деятельности, способствуя максимально возможному раскрытию потенциала каждого воспитанника. И так как данного планирования придерживаются все специалисты ДОУ, то эффективно решается проблема взаимодействия всех педагогов детского сада и построения образовательного процесса на принципах интеграции и систематизации.
Важно, чтобы тематические недели наполнялись не только организованными мероприятиями, у детей должно быть достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому нами продумано оборудование предметно-развивающего пространства по теме недели в группе и на участке детского сада.
Необходимо учитывать следующие условия реализации плана:
- дидактический материал и формы работы должны соответствовать возрасту детей;
- обучение должно быть развивающим, знания не преподносятся в готовом виде, предпочтение дается задачам проблемного и поискового характера;
- рационально сочетать все виды детской деятельности, при этом отдавая приоритет игровой;
- прежде чем организовать с детьми то или иное мероприятие, необходимо продумать мотивацию к деятельности;
- не допускать перегрузок, оставлять время для самостоятельной деятельности детей;
- обязательно планировать изменения и оборудование предметно-пространственной среды развития;
- тесно сотрудничать с родителями;
- соблюдать требования к охране жизни и здоровья детей.
Комплексно-тематический план предусматривает различные формы взаимодействия с семьями воспитанников детского: участие родителей в детских праздниках и спортивных мероприятиях, совместные мини-проекты, экскурсии, выставки.
Практическими результатами нашей работы явились разработки методических материалов:
- календарно-тематические планы воспитательно-образовательной работы с детьми по каждой возрастной группе детского сада;
- конспекты мероприятий: бесед, игр-путешествий, развлечений, праздников, конкурсов, викторин;
- рекомендации, памятки, консультации для родителей;
- картотеки оздоровительных игр и упражнений;
- авторские дидактические игры;
- конспекты по художественной деятельности детей.
При организации летней работы с детьми мы учитывали, чтобы образовательная деятельность охватывала все направления развития ребенка. Осуществление данных задач позволяет педагогическому коллективу создавать условия для оптимизации игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и других видов детской деятельности. Таким образом, системное и последовательное планирование работы в летний период поможет использовать это время во благо детей, расширить их кругозор, развить любознательность, воспитать бережное отношение к природе.
Комплексно-интегрированная работа при планировании образовательной деятельности в дошкольном учреждении позволяет не только грамотно спланировать и организовать работу всего коллектива, но и обеспечить развитие индивидуальных возможностей и способностей детей, создать психологический комфорт пребывания детей в ДОУ.