Конспекты уроков и внеклассных мероприятий учителей школы

Шабалина Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по математике и окружающему миру во 2 «б» классе учителя начальных классов  I квалификационной категории  МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Васильевой Натальи Евгеньевны.

Тема урока по математике: Контроль знаний детей в счете трехзначных чисел, понимании смысла действия умножения.

Тема урока по окружающему миру: Достопримечательности родного села. (информационный урок)

Форма проведения: интегрированный урок.

Задачи:

Личностные: Формировать  чувство гордости за свою малую родину,  уважение к людям труда.

Метапредметные:

регулятивные: Развивать умение контролировать и корректировать свою деятельность, развивать самостоятельность.

коммуникативные: Развивать речь детей, навыки сотрудничества.

познавательные: Учить  искать информацию самостоятельно, делать выводы выполнять операции сравнения, анализа, обобщения,  запоминания.  

Предметные: Проконтролировать знания детей в счете трехзначных чисел и знании смысла действия умножения, проинформировать о достопримечательностях родного села.

Оборудование: чаши с полезными ископаемыми: торфом, известняком,  песком, глиной,  листы с заданиями на каждого ученика, таблицы для коллективной работы, тексты про ТБП и карьер каждому ученику, карточки с индивидуальными заданиями - задачами, филворд на доске, мультимедийный компьютер,  проектор.

Ход урока

Слайд. Организационный момент

Заглянуло утро в окна школы,

От стола легла косая тень…

На пороге новый и веселый

Солнечный хороший светлый день.

Улыбнемся солнышку, друг другу, нашим гостям, этому дню, пусть он для всех будет добрым.

Сядет тот, кто знает, как называется село, в котором мы живем. (Ронга) 

Кто уже догадался о  чем мы сегодня будем говорить на уроке? (о нашем селе)

Постановка целей урока.

Слайд. В нашем селе, как и во всех  селах, есть школа, дом культуры, детский сад, больница. Но каждое селение имеет  свою историю, свою судьбу. Я сегодня вам хочу рассказать часть истории нашего села. А еще мы будем закреплять наши знания по математике в счете с трехзначными числами и решать выражения на умножение.

Слайд. На уроке нас будет сопровождать рябина. Ведь в деревнях и селах нашего края принято  у домов сажать это красивое растение, как оберег. Но рябинка у нас будет не простая, а математическая.

Чистописание

Я тетрадочку открою и наклонно положу.

Я друзья от вас не скрою: ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

Запись  числа.

Слайд. Точная дата основания  нашего села  неизвестна, но предполагают, что уже 400 лет назад здесь было первое поселение. 

Запись в тетрадях числа 400. Что вы можете сказать  об этом числе? (четное, круглое, трехзначное,  4 сотни, 40 десятков, 400 единиц,  4 сотни, 0 десятков, 0 единиц.)

Слайд. Что обозначает число 400 на нашей рябине?

Работа над пройденным материалом и знакомство с достопримечательностями села

Слайд. Людям поселившимся на этом месте понравились  хрустальные родники и чистые реки, красивые леса и луга, окружавшие это место.

Существует несколько мнений почему село так названо. Одни говорят, что вода в реках бьётся об камушки и слышится   звук «рон - рон - рон», другие утверждают, что слово «Ронга» означает «тихая, медленно текущая река». А какие реки протекают около нашего села?  (Ронга.  Кюржа.)

Слайд. Правильно около Ронги протекает две реки: Кюржа и Ронга.

Наше село не всегда называлось Ронгой. Как оно называлось раньше вы узнаете,  заполнив таблицу на листах, задание №1.

Перовое слагаемое

25

600

40

100

17

56

200

200

400

13

Второе слагаемое

300

1

200

500

100

200

7

70

100

200

Значение суммы

325

601

240

600

117

256

207

270

500

213

Запиши буквы

П

о

к

р

о

в

с

к

о

е

Ключ

600

207

500

325

240

213

117

256

270

601

р

с

о

П

к

е

о

в

к

о

Как называлось наше село раньше? (Покровское).

Слайд.  Увы, это красивое название не прижилось. Так и стали Ронгу называть по -прежнему Ронгой.

А сколько людей живет сейчас в Ронге вы узнаете, решив задачи.

  1. На улице Новой построено 30 домов многоэтажных и одноэтажных. Одноэтажных 29.Сколько многоэтажных домов на улице Новой? (1)
  2. На одной стороне улицы Чкалова построили 28 домов, а на другой 25. На сколько домов больше на одной стороне улицы, чем на другой? (3)
  3. Весной около школы второклассники повесили  20 скворечников. А первоклассники на 11 меньше. Сколько скворечников около школы повесили первоклассники? (9)
  4.  На улице Набережной  живет 37 человек. 32 взрослых, остальные - дети. Сколько детей проживает на улице Набережной? (5)

Слайд. Сколько людей сейчас проживает в Ронге? Что обозначает число 1395 на нашей рябине?

В нашем селе живут люди многих национальностей, есть и русские, татары, чуваши и даже азербайджанцы.

Слайд. А людей какой национальности больше живет в Ронге вы узнаете, выполнив вычисления. (устно)

56 += 256

200 - 0 = 199 

0 + 300 = 330

724 - 0 = 24

(открываются  буквы «мари»)

Слайд. В нашем селе больше проживает людей по национальности мари. Это веселый, добрый, отзывчивый,  гостеприимный, трудолюбивый народ, сохраняющий свои национальные традиции и обычаи.

Слайд. знаете ли вы, сколько улиц  в нашем селе?

 Решите пример: 79 – 50 + 19 – 15 + 60 – 80 =       13

Слайд. В нашем селе 13  улиц. Что обозначает число 13 на нашей рябине?

На какой улице живете вы?

Слайд. (Улицы нашего села: Набережная, Карьерная, Юбилейная,  Кирова, Садовая,  Молодежная, Ленина, Центральная, Мира, Советская, Новая, Дружбы, Чкалова)

Почему Набережную назвали так?  А Центральную? Новую? Карьерную?

Сегодня мы совершим экскурсию по улицам нашего села и узнаем, чем же наше село отличается от других сел.

Слайд. Итак, мы сейчас направимся на самую старую улицу села, но прежде мы должны выполнить задание в тетради на стр 55 № 124.

Запиши значения произведений. (хоровой ответ)

8 · 3 =   24                8  ·2  = 16              6 ·8= 48

8 · 5 =   40                8 · 4=   32                7 · 8= 56

9 · 8 = 72                  3 ·8=  24                  5 · 8=40

2 · 8 = 16                  8 ·6 =   48                4 ·8=32  (самопроверка)

Слайд. Вот мы и попали на самую старую улицу нашего села. Она называется  улица Чкалова.

Слайд.  В конце этой улицы есть удивительный родник.

В крутом овраге под горой

Бьет из земли родник холодный

Чтоб напоить людей водой,

Прозрачной, чистой и студеной.

Жизнь начинается с воды, а село с родника. Поэтому и первые дома были построены у родника.

Мы все с вами были на нашем ключе.  Он не замерзает даже зимой,  в  праздник Крещения люди приходят сюда за святой водой. А если вдруг неурожай или засуха, то старые люди приходят к роднику  и совершают моление, прося у природы  помощи. Вода в роднике  считается целебной и дарящей силы. За ней приезжают люди и из других селений.  Наши школьники и местные жители ухаживают за родником, очищают его, сажают цветы, ведь народная мудрость гласит: Кто содержит в чистоте родник, тот пьет чистую воду

Ребята, а вы знаете, почему Ронга  называют селом, а не деревней? Чтобы это узнать выполним задание.

№ 477 стр 154 учебника. (все в тетрадях, двое у доски, экран закрыт)

Слайд. В чем сходство и различие выражений, записанных слева и справа?

9 · 6    9 – 6              9 · 7    9 - 7

10 ·  4   10 – 4          8 · 3    8 – 3

8 · 5    8 - 5               8 · 4    8 – 4

24 · 1    21 – 1          9 · 5   9 – 5

4 · 0     4 – 0             9 · 0     9 - 0

б) Запиши верные равенства. Надо ли находить значение выражений, чтобы поставить знаки?

 Какой вывод ты можешь сделать? (несколько человек) Произведение чисел всегда больше, чем их разность. Исключением является умножение на 0.  

Слайд. В Ронге более 200 лет назад была построена церковь, поэтому Ронга называется селом. Поднявшись вверх по улице Чкалова, вы  увидите на улице Советской, напротив почты большой православный крест. Так обозначено место, где когда-то в Ронге на самом высоком месте стояла красивая белокаменная церковь, которую было видно со всех сторон.

Слайд. Это место так и называли в народе поповской горой. Колокольный звон  был слышен на несколько километров вокруг. Было у храма несколько куполов. Кресты были позолочены, окна были высокие и узкие с ажурными решетками. Назывался он  Покровским, в честь  православного праздника Покрова Пресвятой Богородицы, праздновавшегося 14 октября. Поэтому и село назвали когда–то  Покровским, в честь храма.  На площади перед церковью проходили оживлённые базары.

Слайд. Ежегодно в Покров день здесь проводилась большая ярмарка, которая длилась несколько дней. Сюда съезжались купцы из разных мест. Сейчас о бывшем великолепии храма ничего не напоминает. В прошлом веке  храм был разрушен,  но жители Ронги помнят  о нем.

Слайд.Недалеко от креста находится молебный дом,  а сейчас наш земляк  Князев Сергей Данилович хочет восстановить нашу церковь.

Слайд. Что обозначает число 200 на нашей рябине?

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали

Руки медленно подняли

Пальцы сжали и разжали,

Руки вниз и вверх подняли.

Прыгай ножка по дорожке.

Прыгай и другая.

Все девчонки и мальчишки

В классе отдыхают.

Побежали все трусцой,

Дружный бег на месте.

А теперь наклон большой,

поклонились вместе.

Руки вверх, глубокий вдох.

 Руки опустили.

А теперь ещё разок

Это повторили.

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели

Отдохнули? Хорошо!

Повернулись  вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

Пойдем дальше по улице Советской, по  сначала выполним задание №2 в ваших листочках.

Дифференцированные задания (три уровня сложности)

 1 группа:

Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

6+6+6+6 =  · 4

7+7+7+7+7 = 7 · 0

173 + 173+173 =173 · 0

2 группа:

Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

9 · 6 = 9+9+9+9+9+0

2+2+2+2+0= 2 ·5

173 +0 = 173 · 2

3 группа:

Вставь пропущенные числа, чтобы получились верные равенства.

9 · 5 =9 · 0 +9

4 ·8 = 4 · 0– 4

173·1= 0· 173+0

Какое число повторяется у вас в последнем выражении? (173)

 Слайд. 173 года назад  в нашем селе   была образована школа. Она была открыта в 1837 году,  одной из первых в марийском крае. 

Слайд..Сначала дети учились при церкви, затем были построены другие школьные здания. До наших дней сохранилось только три.  Самое известное из них это здание двухэтажной школы. Стоит оно на улице Советской. Построено оно было на средства жителей села более 100 лет назад.

Слайд. В Ронге учились дети из многих мест. Нашу школу закончили такие выдающиеся люди как Аркадий Степанович Крупняков – народный писатель Республики Марий Эл.

Иван Степанович Галкин – профессор, доктор филологических наук, основатель и ректор Марийского Государственного университета.

Тимофей Евсеевич Евсеев – ученый – этнограф, чье имя носит Марийский Национальный Краеведческий музей в г. Йошкар – Ола.

Слайд.  Нашу школу окончила Алиса Степанова – журналистка и  ведущая марийского телевидения.

Бекешев Алексей Леонидович, полковник Московского Высшего Общевойскового командного училища.

Попова Ирина Николаевна – ученый – биолог, объездившая с экспедициями половину мира и неоднократно пересекавшая экватор.

Нашу школу закончили и многие другие выдающиеся люди. Вот в какой  прекрасной и старейшей школе нашего края вы учитесь, она открыла дорогу в жизнь многим замечательным людям.

Слайд. Сейчас, как вы знаете, дети учатся в новом просторном, светлом здании. Построено оно было более 30 лет назад.

Слайд. Что обозначает число 173 на нашей рябине?

Сотни, тысячи людей закончили нашу школу. Выпускники школы трудятся на благо села, района, республики. Многие из них остались в нашем селе. Где они работают, вы узнаете, решив задачи.

Индивидуальные задания (у доске  работают 2 человека, остальные работают самстоятельно, задание №3 на листах).

 Все:  В Ронге большинство людей работает в колхозе, карьере и на  торфобрикетный заводе. В колхозе работает 140 человек, в карьере на 10 человек больше, чем в колхозе, а  на торфобрикетном заводе на 50 человек меньше, чем в карьере. Сколько человек работает на торфобрикетном заводе?

У доски 2 человека: один пишет краткую запись, другой делает схем задачи. 

Индивидуальные карточки:

Где же работают выпускники школы в селе? (В колхозе, карьере, ТБП)

Слайд. Большинство жителей села работает на этих трех предприятиях. 

Слайд. Выращивают хлеб и занимаются животноводством в колхозе «Мир». На колхозных полях работают комбайнеры, трактористы, шофера, которые не жалея сил растят для нас хлеб, на фермах и комплексах люди выращивают телят, содержат коров.

Люди в колхозе работают на земле, а на двух других предприятиях  занимаются переработкой полезных ископаемых. Что такое полезные ископаемые? Давайте отгадаем филворд, и узнаем, какие полезные ископаемые есть в нашем марийском крае. (один ученик показывает это полезное ископаемое в чаше на столе, а другой находит его на компьютере, остальные отгадывают загадки)

 Он очень нужен детворе,

т

ф

п

е

о

р

о

с

и

в

к

г

з

к

я

л

в

а

н

и

е

с

т

ц

Он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже,

Он в стекле расплавлен даже. (песок) 

Если встретишь на дороге,

То увязнут сразу ноги.

А сделать миску или вазу –

                                                                  Она понадобиться сразу. (глина)

Этот камень желто– белый

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (известняк)

 Росли на болоте растения

Стали топливом и удобрением. (торф)

Исследовательская коллективная  работа (3 группы по рядам). 

А теперь вы выполните коллективную работу по группам, узнаете самостоятельно и расскажете всем какие полезные ископаемые найдены на территории Ронги. (даны тексты по вариантам, про ТБП, карьер и полезные ископаемые,  прочитав их, дети должны выполнить задание в таблице.) 

После каждого выступления учитель задает вопросы: Вы согласны с выступающим? Что можете дополнить?

1 группа:

1. Прочитай текст

На территории Марий Эл  есть полезные ископаемые: песок, глина, торф, известняк.  Их называют полезными потому, что они приносят пользу людям, ископаемыми потому, что их выкапывают из земли. В  Ронге  найдено два полезных ископаемых в больших количествах: торф и известняк.  Полезные ископаемые  нужно беречь, потому что количество их не бесконечно и они когда–нибудь закончатся. В нашем Советском районе  добывают и используют глину, песок, торф, известняк.

3. Заполни таблицу и  расскажи что ты узнал по таблице.

Какие полезные ископаемые добывают в Ронге?

Почему их называют полезными?

Почему их называют ископаемые?

Как нужно относиться к полезным ископаемым?

 торф

находятся на полу

их выкапывают из земли

беречь

песок

расходовать без меры

известняк

приносят пользу

их везде ищут

 не использовать

глина

никому не давать

4. Выберите человека, который будет рассказывать о полезных ископаемых.

2 группа:

1. Прочитай текст

На краю села Ронги, рядом с улицей Карьерной  находится каменный карьер, который называется «Карьернеруд». Там добывают и перерабатывают полезное ископаемое известняк. Известняк – это твердое вещество, желто- белого цвета. Его используют для изготовления цемента, щебня и как удобрение на поля.

Какое полезное ископаемое добываю около улицы Карьерной?

Как выглядит известняк?

Как называется предприятие, где добывают известняк?

Как используются известняк?

 торф

 твердое вещество, желто- белого цвета

ОАО «Торфобрикетный завод»

как топливо

песок

 для изготовление цемента

известняк

коричневое, пластичное, как пластилин, вещество

Каменный карьер «Карьернеруд

для красоты

глина

как удобрение на поля

4. Выберите человека, который будет рассказывать об известняке.

Слайд.  К западу от села находится еще одна достопримечательность села – каменно - известковый карьер. Там найдено крупное месторождение известняка. Только здесь можно увидеть стену из сплошного камня высотой в десять метров. Помните, мы летом ходили на экскурсию в  карьер.

Слайд. Известняковая мука увозится отсюда по всей республике, и даже за ее пределы. Известняк добывают из-под земли большими экскаваторами, далее камень перевозят  на машинах  к мельницам и перемалывают его в муку, раньше делали и щебень – мелкий камень, необходимый для  ремонта и строительства дорог. Известковую муку используют для производства асфальта, цемента, и как удобрение для полей.

3 группа: 

1. Прочитай текст

На краю села Ронги, рядом с улицей Юбилейной находится торфобрикетный завод, который называется ОАО «Торфобрикетный завод». Там добывают и перерабатывают полезное ископаемое торф. Торф – это сыпучее вещество, черно – коричневого цвета. Его используют для изготовления брикетов, которыми топят печи и дома и как удобрение на поля.

Какое полезное ископаемое добываю рядом с улицей Юбилейной?

Как выглядит торф?

Как называется предприятие, где добывают торф?

Как используются торф?

 торф

 твердое вещество, желто- белого цвета

ОАО «Торфобрикетный завод»

как топливо

песок

 для изготовление цемента

известняк

сыпучее вещество, черно – коричневого цвета

Каменный карьер «Карьернеруд

для красоты

глина

как удобрение на поля

4. Выберите человека, который будет рассказывать о торфе.

Слайд. К югу от села были найдены большие залежи торфа, и  было принято решение  построить здесь торфобрикетный завод для производства топливных брикетов. Были осушены болота, вырублен лес, разработаны поля для сбора торфа. По краям полей находятся большие караваны торфа.

Слайд. Торф перевозят к заводу по узкоколейной железной дороге. Завод уже  более 40 лет дает свою продукцию – брикет,  который развозится по всей республике и за её пределы, а еще торф используют как удобрение на поля. За годы существования завода спасено от вырубки  тысячи гектаров прекрасного марийского леса, который бы непременно был спилен для топки печей.

Чтобы попасть в другое место нашей экскурсии  узнайте, что за фигура  у меня начерчена? (треугольник)

Слайд. Часто знает и дошкольник

     Что такое треугольник.

     А уж вам-то как не знать!

     Но совсем другое дело

     Очень быстро и умело

     Треугольники считать.

     Например, в фигуре этой.

     Сколько разных? Покажи! (9 треугольников).( работа в парах)

Слайд.  Вот мы и на главной улице нашего села,  на ней расположены Дом культуры, здание администрации поселения, сельская библиотека,  правление колхоза, магазины, детский сад и  стоит памятник.  Как вы думаете, как этот памятник связан с числом 9?

Слайд.  Да 9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Этот памятник поставлен  людям,  победившим в  Великой Отечественной войне. 

Слайд. Каждый год 9 мая  жители нашего села приходят к нему. Вспоминают людей, отдавших свою жизнь и силы войне, потерявших близких на ней. После митинга школьники проходят строем по площади села. Посмотрите сколько фамилий высечено на стенах памятника, среди них есть фамилии ваших прадедов.

Слайд. Что обозначает число 9 на нашей рябине?

 А теперь я попрошу вас выполнить  тест. Около  ответов теста стоят буквы, если вы правильно выполните задание, прочитаете то, что ещё является ценностью нашего села

Какое слово у вас получилось? (люди)

Что же является гордостью нашего села? (люди). Да, это люди: простые колхозники и врачи, школьники и учителя, рабочие и служащие.

Слайд.  Много людей работает на благо родного села и своего края. Но я вам сегодня хочу рассказать об одном человеке. Это Леонид Васильевич Полушин.  Он является почетным жителем нашего села. Работать он начал после   4 класса, т. к.  шла война и мужчины все ушли на фронт.  Надо было помогать женщинам выращивать на полях хлеб.  От простого мальчишки идущим за плугом он стал председателем нашего колхоза и руководил им 34 года. Под его руководством хозяйство стало одним из лучших в республике.  За свой многолетний и добросовестный труд Леонид Васильевич награждён  медалью «За трудовую доблесть», «Орденом Знак Почета», он является заслуженным работником сельского хозяйства России. Был депутатом Верховного совет  Российской Федерации. Сейчас Леонид Васильевич находится на заслуженном отдыхе. Вот такие замечательные люди живут  и работают в нашем селе, они являются опорой  земли нашей.

Слайд. В народе не зря говорят: дерево на дерево опирается, а  человек - на человека.

Слайд. Мы познакомились с несколькими достопримечательностями нашего села. Ронга – наша родина, здесь все для нас было впервые: вы впервые увидели здесь солнце, бабочку, цветок, сказали первое слово, сделали первый шаг, впервые увидели маму.

Слайд. Родина  поит нас, как мать, своими водами (ключ), кормит хлебом, выращенным на полях (колхоз), учит нас всему, что умеет сама (школа), вселяет веру в будущее, и в себя (храм),  это память о нашем прошлом (обелиск),  и, конечно, же люди, которые помогают нам во всем. Ронга – это родные наши места.

Слайд. В родных местах ромашкой пахнет ветер

И до травинки вся земля своя.

В родных местах и солнце ярче светит,

И серебристей голос у ручья.

В родных местах у неба цвет синее,

В родных местах просторнее луга.

Стволы берёз прямее и стройнее

И разноцветней радуги дуга.

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота,

А я люблю свои места родные -

Свои родные милые места!  Ю. Антонов.

Слайд. Удивителен родной край. В каких бы красивых краях не жил человек, его всегда тянет туда, где он родился и рос, где его родители и друзья, это место нам кажется лучшим на свете.

О, Ронга! Я твоя росинка,

 Песчинка малая твоя.

 Когда метель то я снежинка,

В ручье - я капелька твоя.

 Рефлексия.

Слайд.  Вернемся к нашей рябинке.  Давайте вспомним, что обозначают эти цифры на ней.

13,  400,  1395,  9,  200,  173

Итог урока.  Что нового вы узнали на уроке?

Что вы уже знали?

Что вам показалось интересным?

Что показалось спорным?

Над чем вы хотите подумать?

Оценки. Самооценка, взаимооценка, оценка учителя.

Домашнее задание.  № 479 стр 155, № 279 стр 30 (сб)

Вариант 1

1.Выбери знак, пропущенный в записи 43 · 1…1· 15

=  д            < н              > л

2. Выбери произведение, которое можно заменить суммой  18 +18 +18

18·  18  а          18· 3 ю         18· 2 и

3. Выбери выражение,  значение которого равно 0.

14· 0  д          14+0  р         14 - 0  к

4. Уменьши 300 на 1. Какое число получится?

301 в             299 и              200 т

Вариант 2

1. Выбери знак, пропущенный в записи 38 · 1…1· 12

= д             <  н              >  л

2. Выбери произведение, которое можно заменить суммой  21 +21.

21· 21  а          21· 3    и         21· 2   ю

3. Выбери выражение,  значение которого равно 0.

34· 0  д        34+0   р          34 - 0 к

4. Увеличь 300 на 1. Какое число получится?

299 в             301 и              200  т

Выполни задание:

1) Выбери схему, которая соответствует задаче. Реши задачу.

В Ронге большинство людей работает в колхозе, карьере и на  торфобрикетный заводе. В колхозе работает 140 человек, в карьере 150 человек, несколько человек работает  на заводе. Сколько человек работает на  торфобрикетном заводе, если всего на этих предприятиях работает 390 человек?

А) Колхоз          

         Карьер  

         Завод

Б)  Колхоз          

         Карьер  

         Завод

    В)

Выполни задание:

2) Реши задачу (напиши к задаче  краткую запись или начерти схему), выбери к ней решение из нескольких..

В Ронге большинство людей работает в колхозе, карьере и на  торфобрикетный заводе. В колхозе работает 140 человек, в карьере 150 человек, несколько человек работает  на заводе. Сколько человек работает на  торфобрикетном заводе, если всего на этих предприятиях работает 390 человек?

А) 140 + 150 - 100

Б) 140 + 150 + 100

В) 140 -150 - 100

Г) 140 - 150 +100

 



Предварительный просмотр:

Учитель марийского языка

Л.В.Александрова

Урок марийского языка в 5 классе по теме: Йошкар-Ола –  Марий Элын рÿдолаже.

Цели и задачи урока:

знакомство с новым лексическим материалом;

закрепление темы “Йошкар – Ола” через диалоги;

научить любить и бережно относиться к городу и памятникам.

Оборудование:

видеофильм о городе; карта экскурсии по городу; песня А. Эшпая “Йошкар – Ола”;  выставка фотоальбомов и книг о городе.

Ход урока:

оргмомент;

речевая зарядка;

основная часть;

заключение;

домашнее задание.

Урок

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного материала.

- Четверо обучающихся работают по перфокарте. Существительные поставить в единственное число, 3 лицо.(тул-тулжо)

- У доски- изменить по числам и лицам существительное ола.

- Класс: рассказать наизусть стих. С.Вишневского «Марий Эл»

  1. Новая тема. Прослушаем песню А.Андреевой.

Тему нашего урока вам подскажет песня.  Прослушаем песню А.Андреевой.  

 Сегодня я вас приглашаю на экскурсию по городу Йошкар-Ола. Мы с вами пройдемся по улицам и площадям города и познакомимся с достопримечательностями Йошкар-Олы. Цели и задачи сегодняшнего урока: через диалоги познакомиться с новыми словами; научиться бережно относиться к историческим памятникам в городе. Давайте разделимся на две группы: жители города и гости города. Жители города – это экскурсоводы. (Экскурсоводы знакомятся с гостями (диалог).

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Маша.

- Откуда ты приехала?

- Я приехала из Волжска.

- Где ты учишься?

 Я учусь в школе, и т.

- Дорогие, гости! Любой город начинается с вокзала. И в нашем городе находятся железнодорожный и автобусный вокзалы. Наша экскурсия начинается именно отсюда. Давайте посмотрим наш маршрутный лист:

Вокзал – улица Советская – площадь им. Ленина – национальная библиотека им. С. Чавайна и музыкальное училище им. И. С. Ключникова – Палантая - Парк Культуры – Вознесенская церковь – микрорайон Сомбатхей.

Перед тем как пойти на экскурсию мы вспомним  историю возникновения нашего города.

В 1584 году по указу русского царя Ивана Грозного на берегу реки Малой Кокшаги был построен город-крепость. Город первоначально назывался Царевококшайском. Марийцы называли Чарла. Город был очень маленьким и грязным. Все дома в городе были деревянные. Город украшали только церкви, их было пять: Вознесенская, Воскресенская, Иерусалимская, Троицкая, Тихвинская. В городе проживало около ста человек. В 1918 году город переименовали в Краснококшайск, а 1928 году городу дали марийское название – Йошкар-Ола, в переводе означает “Красный город”. С этого времени город начинает расти и процветать.

Рассказывает первый экскурсовод:

- В 1928 году в Йошкар-Олу пришел первый поезд. С этого времени наладилась взаимосвязь с другими городами нашей страны. В настоящее время каждый день ходят поезда по разным направлениям.

Второй экскурсовод:

- Из вокзала мы идем по улице Советской. Это самая старая улица в городе. Раньше она называлась Новопокровской. На этой улице находятся исторические памятники: дом женской гимназии, дом купца Наумова, краеведческий музей им. Евсеева

Третий экскурсовод:

- Музей им. Т. Е. Евсеева был открыт в 1920 году. В залах музея находятся более 150 тысяч экспонатов, здесь богатые археологические и этнографические коллекции. История здания музея тоже интересна. С 1905 года здесь находилась городская тюрьма. Это здание было на окраине города, а в 1960 году его отреставрировали и передали музею (показ фотографий).

- Давайте повернем налево и мы с вами пришли в центр города. Центральная площадь – площадь им. Ленина. (Диалог с гостями).

- Что вы здесь видите?

- Марийский государственный театр им. Шкетана.

- Кто такой М. Шкетан? Зачем театр носит его имя?

- М. Шкетан – это драматург, актер и режиссёр.

- Какие ещё театры есть в городе?

- Кукольный театр, театр юного зрителя, театр оперы и балета им. Э. Сапаева, русский драматический театр им. Г. Константинова.

- Теперь пойдемте вперед. Здесь мы видим национальную библиотеку им. С. Г. Чавайна и музыкальное училище им. И. С. Ключникова-Палантая.

Четвертый экскурсовод:

Библиотека им. Чавайна построена в 1922 году. Эта библиотека самая большая в республике. Фонд библиотеки – более миллиона книг и газет. Библиотека носит имя основоположника марийской художественной литературы С. Г. Чавайна.

Музыкальное училище им. И. С. Ключникова – Палантая открыто в 1960 году.

И. С. Палантай является основоположником марийской профессиональной музыки.

- Жители города в свободное время любят проводить в Парке Культуры. Здесь находятся детские карусели, танцплощадка, кафе-бар “Аквариум” и мемориальный комплекс Воинской Славы.

Пятый экскурсовод:

Парк Культуры был открыт в 1940 году. На территории парка построен мемориальный комплекс Воинской Славы. Монумент Воинской Славы открыт в 1973 году. Вечный Огонь был зажжен 9 мая 1975 года.

- Давайте откроем учебники и познакомимся со стихотворением С.Николаева

“Марий лÿман ола» (чтение, перевод стихотворения).

- Теперь, дорогие гости, мы пойдем к Вознесенской церкви. Эта церковь является историческим памятником.

Шестой экскурсовод:

Эта улица Карла Маркса. Раньше называлась Вознесенской. На этой улице видим дом купца Пчелина и Вознесенскую церковь. Сейчас храм реставрируется, а в 1993 году церкви дали статус собора.

- Мы с вами немного устали, давайте подойдем к мосту им. Колумба. Мы можем здесь отдохнуть.

Седьмой экскурсовод:

По середине города протекает река Малая Кокшага. Правый и левый берега реки связаны мостами. Их всего пять: Вантовый, Центральный, мост им.В. Колумба (марийский поэт), Вознесенский и Вараксинский. На правом берегу Малой Кокшаги расположен новый микрорайон Сомбатхей, который построен по венгерскому проекту и означает дружбу между марийским и венгерским народами .

На мосту мы вспомним падежи (работа с учебником) Корка книги

Упр.153, с.95 Чтение (устно)

- Мы возвращаемся на вокзал. На этом наша экскурсия по городу закончилась.

Подводим итоги (диалог с гостями об увиденном).

Домашнее задание: Упр. 278. Выставление оценок за урок.

Урок окончен (звучит песня “Йошкар-Ола”).

Вывод.

Данная тема урока изучается по программе в качестве закрепления по всей теме “Йошкар-Ола”.

Я хотела бы увидеть в уроке целостное восприятие достопримечательностей города, их историческую значимость и бережное отношение, гордость и любовь к своему родному городу.

Основная форма проведения урока – урок-экскурсия. Выбрала такой ход экскурсии по городу потому, что с этим встречается каждый человек, который впервые приезжает в город. Хотела показать самое значимое, самое дорогое для города. В выборе формы прежде всего основывалась на то, какова будет деятельность ребят на уроке, их активность. Ребята самостоятельно проводят экскурсию, включаются в игру. На уроке хотела показать воспитательные моменты: эстетическую направленность (знакомство с архитектурными памятниками). Тут прослушивание музыки, просмотр видеофильма, эмоциональное восприятие ребят.

Урок интегрированный марийского языка с элементами истории и культуры марийского народа.

На уроке изучаем, повторяем и вырабатываем навык лексических замыслов, диалогических обращений, умение составлять рассказ по известным выражениям, включая новый лексический материал.

Урок достиг своей цели. Дети внимательны, они сопереживали всему происходящему на уроке. Результатом путешествия стало умение самостоятельно прочитать и понять текст, ведь для ребят изучение марийского государственного языка равно изучению иностранного языка.

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАРИЙСКОГО ЯЗЫКА

Васильева Татьяна Ивановна

Средняя общеобразовательная школа №27, г. Йошкар-Ола

задать вопрос автору

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Общаясь с ребятами на уроках марийского языка, я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение марийскому языку предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Ребята знакомятся с особенностями жизни и быта народов мари и финно-угорской группы, с их традициями, обычаями и праздниками. И при этом они лучше понимают духовное наследие своей страны. Таким образом, происходит диалог двух или нескольких культур.

Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

полная или частичная замена деятельности учителя;

фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

использование диагностических и контролирующих материалов;

выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий:

использование игровых и занимательных материалов;

использование фрагментов видеофильмов о традициях народов;

использование сети Интернета для ознакомления со странами финно-угорской группы.

Включив в структуру урока марийского языка ИКТ, я выделила для себя ряд преимуществ:

повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать о духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.); о взаимосвязях культур родственных финно-угорских языков; о марийском языке в целом.

дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Например, при выполнении упражнений, тестов ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экран вариантами и при этом, пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, продолжить поиск верного решения.

позволяет учителю работать с учеником индивидуально (с помощью программы MS Word можно подготовить различные дидактические материалы, предложить ученику найти нужную информацию в сети Интернета)

 вызывает живой интерес к уроку, так как ИКТ является прекрасным средством наглядности. Помогает провести заочное путешествие по прекрасным уголкам марийского края и России (например, по теме «Москва – Российын рудолаже») или по земле финно-угорских народов (Коми, Удмуртия, Карелия, Эстония и другие).

у учащихся возникает желание самим составлять презентацию, в которой сочетаются текстовая информация, картины, звуковые эффекты. Таким образом, появляется возможность решить еще одну задачу – развитие речевых навыков говорения: ребята рассказывают о своих презентациях на марийском языке.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам нашей программы (использование Интернета).

Для использования на уроках марийского (государственного) языка мною собраны материалы в виде презентации о писателях, музыкантах, художниках, Героях Советского Союза марийского народа, о всех районах Республики Марий Эл, о костюмах разных этнических групп народа мари.

Частота и длительность применения компьютера в учебном процессе зависит от возраста учащихся. Если все время использовать одно средство обучения уже к 30-минуте возникает торможение восприятия материала. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения (упражнения для плеч, шеи, рук, глаз).

 



Предварительный просмотр:

Учитель марийского языка

Л.В.Александрова

Тема урока:  Унам вучена, 3 класс

Тип урока:  Совершенствование лексико-грамматических навыков

Форма урока: урок изучения нового материала

Цели и задачи урока:

Образовательные:

 –  обобщение лексических единиц и использование их в письменной и устной речи;

 –  закрепление навыков чтения;

 –  совершенствование навыков аудирования;

  –  обучение решению коммуникативных задач;

 –  практиковать учащихся в монологической речи.

Воспитательные:

 –  воспитание чувства толерантности;

_  воспитание культуры поведения встречи гостей;

- воспитание умений работать в парах, группах, самостоятельно.

  Развивающие:

 развитие творческих способностей:

 –  фантазии, художественные способности, эмоционального восприятия мира;

 –  внимания, наблюдательности, умения слушать, делать выводы и обобщения;

 –  умения работать самостоятельно над поставленной задачей;

 –  развитие умения работать в коллективе;

  1. развитие мотивации к изучению марийского языка, навыка языковой догадки, интеллекта, памяти, совершенствование внимания.

 Мотивация:

презентация «Унам вучена».

Оснащение урока:

раздаточный материал, учебник, подкогыльо

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель:   Онгыр йÿкшö йынгырта,

                 Урокнам тÿналына.      

                 Салам лийже, рвезе-влак!

                 Салам лийже, ÿдыр-влак!

Речевая зарядка.

 – фонетическая зарядка      

И-и-и, и-и-и      шÿжарнаже пеш изи

Ÿ –ÿ-ÿ, ÿ-ÿ-ÿ,  кумыж тичак ÿй ден мÿй

Ö – ö-ö, ö-ö-ö, тарелкаште шöр да мöр

        

- речевая разминка.

Йодылаш вашештыза:

-Таче кö дежурный?

- Таче могай числа?

 -Арнян могай кечыже?

 -Классыште кö уке?

- Тыйын лÿмет кузе?

-  Пашат кузе кая?

- Тыйын шочмо кечет кунам?

- А вы как проводите праздники?

- Как общаетесь друг с другом?

 -Мне сообщили, что на адрес обучающихся 3 класса Советской средней школы  №3 поступило очень важное сообщение от нашего венгерского друга Матти.

(Открывается электронная почта с сообщением)

              «Матти унала толеш. Йоча-влак тÿрлö марий кочкышым ямдылат. Ϋяча ышташ ÿй кÿлеш. Когыльо ышташ торык, муно, ложаш лийман. Мелна ден перемечымат иквереш сийлат. Матти костенеч олмеш тортым конда.» (текст на слайде)

Проблема

- Давайте его прочитаем. Дети читают по предложениям.

- О чём говорится?

- А встретились вам незнакомые слова?

- Что же хотел нам сказать Матти?

  1. Основная часть.

Чтобы правильно понять сообщение Матти, мы должны сегодня на уроке изучить тему: Унам вучена. (Тетрадьыш возена)

  1. Итак, мы делаем первый шаг, чтобы понять это сообщение. Нужно разделить слова.

 - Слова на две колонки-знакомые и незнакомые- макросы- один

- Давайте найдем перевод этих незнакомых слов в учебнике – стр. 100, стр. 102

   (запись этих слов с переводом в тетрадях)

- Мы должны показать нашему гостю марийские блюда. (от каждой команды по очереди выходят дети и подписывают названия блюд –макросы)

- Молодцы, а теперь отдохнём.

Физкультминутка.

 (Дети поют песню и выполняют движения за учителем.)

- Посмотрите, проказница мышка захотела попробовать марийские блюда и вытащила буквы из слов. Но вы же теперь и сами можете вставить эти буквы. Вперёд!

(Орфографическая игра: «Найди пропавшую букву». Цель игры: развитие орфографических навыков. Работа парами. Каждая пара получает карточки с заданием вставить пропущенные буквы и перевести их на марийский язык.)

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

(самооценка. Поднимите  руки, кто посавил себе – 5…)

Мы можем идти дальше.

 Совершенствование навыков аудирования.

- Последнее слово скажем все хором: Когыльо. Вот какое марийское блюдо хотела попробовать мышка, убежим от мышки. Для этого вспомним марийскую скороговорку:  Латкок подкогыльо. Латкок подкогыльым тодыльым.(учебник)

(Работа  командой, в команде 4 ученика, какая команда лучше проговорит) 

- Чтобы мышка больше не вернулась, прочитаем стих.

(Чтение стихотворения в учебнике упр.4, стр.102 по группам, все вместе)

 

Вернёмся к первому макросу, разделим снова на знакомые и незнакомые. (Работа с макросами. И должно получиться, что всё слова знакомы.)

- Теперь можем  прочитать сообщение нашего друга Матти.(читаем сообщение, перевод)

 - Ребята, вы поняли, что хотел нам сообщить Матти?

Тудо унала толеш. (Проговаривание хором)

-   Кто и чем будет угощать (составление меню – каждая группа составляет меню из марийских блюд. Другая группа оценивает)

Поэтому пора нам накрывать на стол.  

 (Работа макросами. Слова: ÿяча, торт, мелна, когыльо, перемеч, плов, туара,беляши)

                     Встреча гостей – ( видеофильм)

Марийский народ гостей встречал не только вкусными блинами, но и гостевыми песнями

  1. Заключительный этап урока.

  1. Домашнее задание.  Составить гостевую песню для встречи Матти

  1. Подведение итогов урока.

Рефлексия. Анкетирование

На уроке я работал

активно/ пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / недоволен

Урок для меня показался

коротким/ длинным

За урок я

не устал/ устал

Моё настроение

стало лучше/ стало хуже

Материал урока мне был

понятен/ не понятен

полезен/ бесполезен

интересен/ скучен

лёгким/ трудным

 Все работали хорошо, спасибо за вашу любовь к марийскому языку. Тау. Я сегодня была у вас в гостях, поэтому принесла костенеч. (всем раздаю подкогыльо)

        

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

ун- ла                      ло-аш                                   ко-тенеч

тÿрл-                       ÿ-                                          сий-аш

тор-к                        мун-                                     когы-ьо

            3. Развитие и совершенствование навыков монологической и        диалогической речи.

            4. Совершенствовать грамматические навыки по составлению английских предложений, продолжать учить работать с грамматическими схемами.

            5. Совершенствовать знания букв алфавита.

            6. Прививать положительное отношение и интерес к изучению английского языка.

Тип урока.

По содержанию: повторение изученного материала.

По форме: урок-путешествие.

Основной дидактический метод: словесный, репродуктивный, эвристический.

Частные методы и приемы: парная работа, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: наглядность (картинки животных и сказочных персонажей), игрушки, карточки с заданиями, разрезная азбука, геометрические фигуры, карточки с цифрами, раздаточный материал, магнитофон, аудиокассета.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие для  3класса учителей  начальных МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Эльвиры Худаёровны Смирновой, Натальи Евгеньевны Васильевой,  Людмилы Ивановны Терентьевой.

Название мероприятия: «Мир вашему дому»

Форма проведения: игра  - конкурс

Задачи:

  1. Познакомить детей с русскими народными традициями,  устройством русской избы,  повторить произведения  русского устного народного творчества.
  2. Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, народному творчеству, Родине.
  3. Развивать артистичность, коллективизм, творчество.

Оборудование:  компьютер, проектор, музыкальный центр, русские народные костюмы, утварь русской избы,  раздаточный материал и т. д. Оформление зала: класс украшен, как деревенская изба: вышивка, деревянная посуда, утварь.

Ход мероприятия

  1. Вступительная часть

(Дети разделены на  четыре команды)

Ведущий:  (На фоне фотографии природы России)

Небо ясное, солнце красное.
Настроение у нас…. (прекрасное!)

Ребята, давайте послушаем песню и скажем, чему  будет посвящено наше мероприятие.

(Гиперссылка на  фонограмму песни и видеофрагмент "Русь называют святою" 1, 2 куплеты)

Ведущий:  О чем  была песня? (о родине, России)

(На фоне сменяющихся  фотографий природы России)

Все живое на земле имеет свою родину, свои истоки, свое начало. Начало большой реки - родник, начало дерева - его корни. Начало человека - его родина. Не может быть чистой воды без родника, не растет дерево без корней, не живет человек без истоков. Поэтому мы - люди должны знать свои корни, истоки, традиции. А как же жили наши предки, чем занимались, что ели, как одевались,  о чем думали, как печалились в горе и радовались в праздники?

Ведущий: А жили они по закону,  детей называли чадами, любили и почитали отца и мать, жили дружно,  с молитвой и с богом в сердце.

Ведущий:  Вот чада,  соизвольте выслушать слово вестное, как в старые годы жили люди русские.  

   Мы начинаем, пожалуйста, придумайте названия  своим командам. Это название должно быть добрым, светлым, отражать дух русского народа. Например, « Родничок»,  «Журавушка» и др.

(На фоне  фонограммы  народной музыки)

Ведущий 

Очень часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И про эту старину мы рассказывать начнем,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

А попадем мы сегодня с вами в жилище русского человека.

Ведущий: Вспомните, пожалуйста, русские народные сказки о жилище.  Вопросы  командам.  (Появляются фотографии  жилищ после того, как их назовут дети). Терем (Теремок), палаты (Василиса Премудрая), землянка (Сказка о рыбаке и рыбке), изба, дворец (По щучьему веленью).

   В каком из этих жилищ мы побываем сегодня, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. (Появляется кроссворд, при помощи анимации слова встают на «свое» место), (каждой команде по слову)

   Слова в этом кроссворде перепутались, поставьте буквы на место, найдите место слова в кроссворде: кугирши, затраеп, ыбт, урьтва.(игрушки, трапеза, быт, утварь ).(Получается слово «изба»). 

    Ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Да, сегодня мы поговорим о русской избе и о том, что было в ней. (На фоне фотографий русской  избы).

    Слово «изба» произошло от  слов «истопка», «истьба», « истопить», значит,  изба – это дом,  в котором была печь, который отапливался.

Войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.  Вся жизнь большой крестьянской семьи происходила в просторной уютной горнице.

(На фоне фотографий « красного угла» избы)

   Перед вами  передний угол избы. Его еще называли красный, - самое почетное место в избе. Здесь стояла икона, лампадка и  лежал молитвенник. Под красным углом  широкая лавка, куда сажали дорогих и почетных гостей, перед лавкой - деревянный стол.

Большую часть  избы занимала……(Загадка 1 команде) 

  1. В избе - изба, на избе - труба.
    Зашумело в избе, загудело в трубе,
    Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печь)

( Идет показ фотографий печи и предметов около неё)

   Правильно, в печи готовили еду, она обогревала дом, на ней спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. На ней  ещё можно  сушить продукты и вещи.  А еще в печке сжигали сор - по поверьям, его нельзя было выносить из избы. Также, русская печь - прекрасное лекарство от простуд и других заболеваний. Между печкой и стеной небольшое пространство. Здесь стояли деревянные ведра, ушата, квашня, висела полка, на которой аккуратно расставлялись деревянные миски и ковши, чугуны и глиняные горшки,  кринки и ложки. Недалеко стояли  ухваты и  коромысло. Хозяйка ловко подцепляла ухватом горшок и сажала в печь, где жарко горели дрова.

В семье было много детей, и конечно же была …..( Загадка 2 команде).

  1. Посреди избы висит гнездышко для малого дитятко. (Зыбка)

( Идет показ фотографий зыбки)

   Зыбка -  это крестьянская детская колыбель. Её еще называли люлька. (Люлька, от песни "Ой, люли"). В таких люльках, которые тоже были сделаны своими руками, спали младенцы. Была она деревянной  и привязывалась к потолку и " зыбилась", значит, качалась,  отсюда и название.

А на столе стоял ……(загадка 3 команде) 

  1. Стоит бычок, подбоченивши бочок,
    Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)
     

( Идет показ фотографий самовара)

   Появился он на Руси сравнительно недавно, самоваром гордились, выставляли его напоказ. Они были красиво украшены,  изготавливались ручным способом чаще из меди, иногда из серебра. Наиболее известны  были тульские самовары.

   Необходимым предметом в избе был и …(загадка 4 команде) 

  1. Пришло в  избу чудо, село в угол.

     Нитки берет, людям ткань  дает.  (Ткацкий станок)

( Идет показ фотографий ткацкого станка).

Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – кросна.  В некоторых старых деревенских домах и сейчас еще можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми крестьяне украшают стены, «красный угол», зеркала, портреты. Ткаными узорами отделывали женские передники, подолы и рукава рубах, сарафаны, юбки. Как правило, все эти вещи ткали сами женщины на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали с детства, навыки передавали из поколения в поколение.

( На фоне фотографий самовара, зыбки, печи, ткацкого станка).

Из далекой старины эти вещи к нам пришли

Если в руки их возьмешь и рассмотришь, то поймешь,

Для чего они нужны, чем полезны и важны

Задание:

4 группы (От предметов быта идут гиперссылки к заданиям).

1) Объяснить пословицу.  (У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.)

2) спеть  колыбельную песню («Баю, баюшки») (Звучит фонограмма колыбельной)

3) Печка - вспомнить сказки, где одним из персонажей была печь. 

(«По щучьему велению», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Баба – яга» и др.

4) Сказать скороговорку про самовар.

Само – само – самовар,
Сам – сам варит чай.

Ведущий:  Встанем все сейчас, друзья, ждёт вас русская игра с лентой.
((Звучит фонограмма народной музыки)

Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать 
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.

Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.

(В круг выходит девочка, ищет себе друга и дарит ему ленточку. Повтор игры.)

Ведущий: (На фоне смены фотографий «За столом»).

   День крестьянской семьи начинался с  молитвы, а потом вся крестьянская семья  от мала до велика,   садились трапезничать, т. е. завтракать за большим столом. В центре стола ставилась большая чаша с едой. Ели  деревянными ложками. Трапезу первым начинал хозяин, остальные после него. Что же ели крестьяне?

Ведущий: Опять вернемся к народному фольклору. Назовите названия продуктов, блюд, которые часто  упоминаются в русских сказках? (Каждой команде). (Репа («Репка», «Мужик и медведь»), хлеб(«Мужик и Медведь», «Колобок»), каша, окрошка («Лиса и Журавль2), щи( ), блины( ), мед, пиво (много сказок: со словами «Я там был мед, пиво пил…»)

(На фоне фотографии хлеба, каши,  блинов и т. д.)

   Главной едой был  во время трапезы хлеб, перед едой молились хлебу.  Говорили: "Хлеб на стол, так и стол  - престол, а хлеба ни куска - так и везде тоска". Хлебом называли «черный»  ржаной хлеб, а булкой или  калачом  -    «белый», из пшеницы. Самым распространенным блюдом были каши.  Манной и рисовой каши в старину не было, а были они из гречихи, пшеницы, ржи, бобов, гороха. Говорили в старину " Каша - матушка наша"  Любимым блюдом была пареная репа.  Готовить её было просто, отсюда и пошло выражение «проще пареной репы». О картофеле в те времена и не слыхивали. Много ели и овощей: капусты, свеклы, редьки, лука.  По праздникам подавали пироги с разной начинкой,  отсюда и произошло слово "пир". Древним блюдом из молотого зерна были блины. Сначала их ели во время поминок, а уж после под блины стали петь и плясать, Масленицу провожать.  А еще пили квас, который делали их хлеба, он прекрасно утолял жажду, особенно в дни деревенской страды. Особым уважением пользовались  супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, лук, зелень, коренья.

Соль в древности ценили на вес золота. Её берегли, и поэтому пищу, как правило, заранее не солили,  солонку ставили на стол, чтобы каждый солил по своему вкусу, а если гость оказывался нежеланным, то солонку ему не предлагали, так он и уходил " несолоно хлебавши".

Задание: 1) На столах карточки - объяснить происхождение слов:

1 команде: квас (квашеное),

2 команде: окрошка (крошенное),

3 команде: похлебка (хлебали, жидкая еда)

4 команде: ботвинья (из ботвы, зелени).

(Фронтальная проверка)

Задание: (используются макросы). 

Вспомните русские пословицы и соедините начало пословиц с концом. ( От каждой команды по одному человеку)

Не красна изба углами,                                         а красна пирогами.

Щи да каша                                                            – пища наша и др.

Хлеб да соль                                                           и обед пошел.

Кашу маслом                                                         не испортишь.

Задание:  (используются макросы). 

Накройте  русский стол (На доске и столах). (Пироги, щи, плов, репа, хлеб, борщ и т. д.)

 Игра (на  фоне  фонограммы народной музыки)

Препятствие такое – ложка, а в ложке репка.

Бежать нельзя, дрожать нельзя, дышать можно, только осторожно.

 (Игра: бег с ложкой, а в ложке – репа. Какая команда больше перенесёт репок,  та и победит. Играют под музыку).

(На фоне фотографии «Занятия людей»)

   После трапезы все занимались своим делом: кто за прялкой сидит, кто посуду из глины лепит, кто ложки да плошки вытачивает, а кто рукодельничает. Большая часть рукоделий хранилась в одном месте. А где, вы узнаете, отгадав загадку.

  1. Есть у бабушки-старушки  очень маленький секрет:

     Платья, книжки и игрушки, занавески, погремушки

          Всё она упрямо прячет, чтоб не смог добраться внук.

     Есть у бабушки  - старушки  ветхий старенький…(сундук)

 (Появляется  фотография сундука)

   В горнице было много сундуков. Чем больше сундуков, тем богаче считался хозяин дома. В них хранилась праздничная одежда и большие куски ткани – платы, отсюда и произошли слова - платье, платок.  Часто вместо денег   отдавали эти куски ткани, отсюда и пошли слово «плата», «платить».  (Гиперссылка на  видеофрагмент мультфильма «Снегурочка».) 

Посмотрите  отрывок из мультфильма и ответьте на вопросы:

1 команде:  Как называлась женская одежда на Руси?

2 команде: Как называлась мужская одежда на Руси?

3 команде:  Как назывались головные уборы на Руси?

4 команде: Какая была обувь на Руси?

(На фоне фотографии одежды русского народа)

   Правильно, наиболее известной одеждой  у женщин на Руси был сарафан. Его обязательно надевали на рубаху. Мужскую одежду составляли рубаха и штаны. Рубахи были длинные и свободные их называли косоворотки, потому что  ворот был сбоку.  Мужчины должны были обязательно носить пояса. Одежду украшали разноцветными лентами, вышивкой, Вышивка - оберег, она предохраняет  и оберегает от злых сил. Вышивкой  украшали  и полотенца, скатерти, передники, подзоры, головные уборы.

По русской         традиции девушки и девочки могли ходить с непокрытой головой, они вплетали в косы разноцветные ленты или повязывали эти ленты на голову. Женщины должны были всегда прятать свои волосы, поэтому они носили закрытые головные убор. Самые  распространенные из них  кокошники и платки. (На фоне фотографии русской вышивки.)

   Крестьянские девушки к 15 годам должны были приготовить себе приданое, которое свидетельствовало о мастерстве и  трудолюбии девушки. Приемы вышивания совершенствовались  из поколения в поколение. Вышивка поражала совершенством исполнения, богатством, разнообразием узоров. Здесь можно было встретить древо жизни, птиц, солярные знаки. Чаще всего узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. (На фоне фотографии обуви русского народа.)

   Самой распространенной  обувью простого народа были лапти. Для их изготовления весной или в начале лета драли лыко (кору липы, вяза, ивы). Зимой для крестьянина лаптей хватало на десять дней, а летом в страду - на четыре. В связи с эти была поговорка " В дорогу идти - пятеры лапти сплести". 

Игра с лаптем: 

Ведущий: Нам играть и петь не лень, мы б играли целый день!

 (На фоне  фонограммы народной музыки.)

Назвать, когда заденут лаптем,  одежду  и обувь русского народа.

Задание: 1) (У доски два ученика), (используются макросы). Составить свой узор из элементов.

2) (У доски два ученика) нарядить в русский народный костюм девушку и женщину.(Бумажные модели).

Задание:

1) Объяснить слово " опростоволосилась". (По какой - то причине женщина сняла с головы платок и тем самым себя опозорила) (две команды)

2) Объяснить слово " распоясался" (мужчина снял пояс и ведет себя недостойно). (две команды)

3) Соединить  элемент вышивки с его символами:  символ солнца - круг, символ земной силы - квадрат, волнистая линия - вода, точки - семена. (Фронтальная работа с таблицами  на столах.)

Ведущий:

   Рождающийся из крестиков и стежков орнамент был  оберегом  и должен был защищать владельца рубахи от злых сил и призвать на помощь силы добра.

   Для этих целей служила и кукла. (На фоне фотографии кукол – оберегов.)

Разные на Руси были куклы: из дерева и материи, из глины и соломы,  разные у них были и имена, а есть куклы, у которых  на всех одно имя. А какое отгадайте сами.

  1. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

          Все они сидят друг в дружке, а всего одно игрушка.( Матрешка)

(Показ фотографии матрешки.)

   Матрешка - главная кукла у нас в стране, но появилась она не так давно, чуть больше ста лет назад. А как вы думаете, почему её так назвали?

Матрёна, ласково Матрешка - было одним из самых распространенных имен на Руси. Одной из первых появилась кукла-отдарок на подарок. (Показ фотографии кукол –о берегов.)

   Эти куклы не похожи на современных нарядных красавиц  - кукол, но в течение столетий они играли очень важную роль: развлекали детей  и охраняли их.  Куклы - обереги делали без лица, чтобы те не стали похожими на людей и в них не мог вселиться злой дух.

Давайте попробуем сегодня сделать с вами такую куклу. Такая куколка могла пригодиться для благодарности маме за первую одежу (порты и рубаха для мальчика, рубаха и сарафан для девочки). Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»

(Показ фотографий с технологической картой выполнения изделия.)

Для куколки нужно приготовить немного ниток и  небольшой прямоугольный кусочек ткани, да еще кусочек - узенький длиной в полтора пальца, чтобы из него скатать голову. Скатайте из этого узкого кусочка ткани плотную скаточку, сложить больший кусочек ткани пополам, вложить внутрь эту скаточку.

Держа свернутый кусочек ткани в двух руках, нужно огладить указательными пальчиками скатку так, чтобы получилась головка. После этого одним движением окрутить шейку нитью «по солнышку», подхватить спереди одну руку, после через спину подхватить другую и перевести нитку на плечо на одно и перекинуть на другое, пропустить через шейку и закрепить на пояске. Вот у вас и получилась куколка. Погладьте её, она теперь будет вас оберегать и защищать от всех невзгод .

(На фоне фотографии природы России звучит фонограмма звона колоколов.)

Рефлексия

Ведущий:  Вы  слышите? Звонят колокола. Они всегда звали и зовут русского человека на молитву. Нас же эти колокола перенесли из далекой старины в наши дни.

   Вспомним, о чем мы сегодня говорили. В этом нам поможет игра – филворд «Изба» (Показ филворда.)

   Вы должны найти отгадки - слова, обозначающие элементы интерьера и внутреннего убранства крестьянского дома. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево.

(Ученики  сами отмечают отгаданные слова на интерактивной доске,  проводя линии)

и

р

у

л

ц

с

ш

к

б

л

о

п

у

ы

ь

ы

а

п

е

ч

к

а

в

б

ы

м

з

ы

р

у

п

ы

а

ф

м

в

о

а

к

в

ь

х

п

к

а

в

ж

в

п

л

д

с

а

р

а

ф

а

н

ы

и

а

р

т

н

я

ш

п

р

э

ц

р

н

п

о

е

л

а

ж

к

о

в

ш

л

к

к

в

р

л

о

у

г

г

в

а

с

о

й

и

к

б

(звучит фонограмма народной музыки)

Ведущий:  Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями.

(На фоне фотографии русской избы  звучит фонограмма народной музыки)

А как вы думаете, почему мы сегодня говорили о  русской старине? (Ответы детей.) Правильно, мы хотим, чтобы вас, детей третьего тысячелетия никто и никогда не назвал " Иванами, не помнящими родства".

Умный, сильный наш народ далеко глядит вперед,

А преданья старины забывать мы не должны.

   Любовь к земле, на которой живёте, пуще глаз берегите, любовь свою к матери, отцу, бабушке, дедушке. Берегите старину, и тогда родник народной памяти не иссякнет никогда, и люди всегда будут помнить свои корни, своих предков, свои истоки. Несите по жизни ненаглядную русскую красоту, любовь, веру, мужество и честь.

 (Гиперссылка на  фонограмму песни и видеофрагмент " Русь называют святою" 3, 4  куплеты)



Предварительный просмотр:

Учитель марийского языка Л.В.Александрова

Тема: Библия. Современные переводы Священного писания на марийский язык., 10 класс

Цель урока: Познакомить обучащихся с Библией как памятником письменной культуры.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого Завета;

воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства;

внушить уважение к Книге Книг и серьезное отношение к ее чтению.

Образовательные:

расширить представления учащихся о Библии религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;

познакомить с библейскими традициями в литературе, живописи, истории, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

Развивающие:

развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации;

использовать связную речь для выражения своих мыслей;

умение оценивать, регулировать и контролировать свою деятельность в ходе групповой работы;

Здоровьесберегающие технологии:

чередование разных видов деятельности;

использование наглядности;

создание доброжелательной атмосферы на уроке

работа в группах

использование офтальмотренажера "Звездочки"

Информационные технологии: использование презентации.

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, задания в печатном и электроном виде, выставка книг "Детская Библия".

Форма урока: объяснение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашней работы. Современные марийские поэты. Я узнала…

(Сообщения о марийских поэтах. Наизусть А.Васильев)  

Учитель: Ребята, мир литературы огромен и необозрим. Он такой разный, что часто, кажется, его невозможно не только узнать и понять, но даже приблизиться к пониманию. Но это не так. Потому что весь этот мир, как мы уже начали выяснять, построен по общим законам. У всего на свете есть фундамент, основа. Такой основой мира литературы является устное народное творчество и духовная или религиозная литература. Эта литература вобрала в себя все духовные знания о Боге, мире и человеке, собранные церковью за всю ее историю. Вся духовная литература опирается на Священное Писание и Священное Предание.

Священное Предание предшествовало Священному Писанию и было устным преданием, то есть словом и примером, которые передавались от одного человека к другому, и так из поколения в поколение.

В дальнейшем, чтобы слово Божие сохранилось как можно точнее, некоторые святые люди записали самое главное в книги. Вот эти книги называются Священным Писанием, или Библией.  (тема урока - запись)

Слайд 1,2

Учитель: Тема нашего урока : "Библия - памятник культуры". Цель урока: Исследование Библии как памятник культуры.

Слайд 3

Библия - это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет.

Иван Златоуст говорил: "Священное писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой".

В мире нет более распространенной книги. Она переведена на 1907 языков.

Слайд 4

Для культуры человечества - не разделяя ее на религиозную и светскую - Библия, прежде всего, ценна тем, что это энциклопедическая летопись наших праотцов, а тем самым - один из самых глубоких корней современной культуры. В этом-то смысле следует понять высказывание выдающегося отечественного просветителя академика Д.С.Лихачева: "Библия - это код культуры". Подобно генетическому коду, она содержит в себе то наследуемое от предков начало, которое определяло многие и многие черты минувших тысячелетий, как и сам образ жизни, да и стиль мышления доброй половины человечества. Определяло прошлое и вошло в настоящее. Слово "Библия" - греческое и , как вы помните, означает- книги. Эти книги необычные, не случайно, поэтому Библию называют Книгой книг. И в самом деле, разве может быть обычной книга, которая сопровождает человечество уже около 2000 лет!

Слайд 5

Библия делится на две неравные части: Ветхий Завет, почитаемый иудаизмом и христианством, включает в себя 50 книг (39 канонических и 11 неканонических) и Новый Завет, почитаемый только христианством, включает в себя 27 книг. Книги поделены на главы, а главы - на стихи; те и другие пронумерованы, что облегчает цитирование и ссылки.

Слайд 6

Ветхий завет.

Слайд 7-9

В Ветхом завете древние христиане собрали предания о возникновении жизни на Земле, о первых людях, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, о чудесной помощи Бога Отца. Главное содержание Ветхого завета состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию его через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священнослужение.

Главное содержание Нового завета состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, который и даровал Новый завет людям.

Переводы (слайды 10-14)

Марийский перевод Библии.

Первый перевод осуществил Просветитель Альбинский.

Связь библии с другими видами искусств и наук.

Какова роль Библии в исторической науке?

(Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)

Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины. В степях между Египтом, Вавилоном и Финикией во 2-м тысячелетии до н.э. проживали еврейские племена. Они пасли овец и коз, получая молоко, мясо и шерсть. Во главе племен стояли старейшины. Они сохраняли древние предания своего народа, которые затем вошли в "Библию". Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача - часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.) Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.

Рассмотрите репродукции картин.(слайды 15-23)

Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.

Многие библейские образы и легенды легли в основу творчества живописцев И.Айвазовского, Рафаэля , Джорджоне , Рембрандта , Рубенса , Врубеля, Рериха, Ге, русских зодчих и иконописцев Рублева и Дионисия, репродукции картин которых вы можете увидеть.

Икона значит изображение, образ, подражание. Символ, дающий духовное приобщение к оригиналу. Первые иконы появились на Руси с принятием христианства, технология написания иконы была сложной. Стали появляться одиночные изображения Христа , Богоматери, отдельных святых, житие святых .

Также Библия давала материал и для видов искусств: резьбе, скульптуре, мозаике.

Задания для литературоведов:

На карточках записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы).

Дайте им современное толкование и объясните их происхождение.

Литературоведы.( слайды  24-25)

Фразеологизмы:

Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.

Валаамова ослица (Числа, 22, 27 - 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший.

Валтасаров пир (кн. Даниила): веселая, легкомысленная жизнь во время какого - либо бедствия.

Запретный плод (Бытие, 2, 16 - 17): что - либо желанное, но запретное.

Иерихонская труба (Бытие,2, 16 - 17): громкий, трубный голос.

Содом и Гоморра (Бытие): распущенность, беспорядок, шум, суматоха.

Соломоново решение (Третья книга Царств, 3 , 16 - 18): суд мудрый и скорый.

Ноев ковчег (Бытие, 6 - 7): средство спасения.

Змей-искуситель (Бытие)

Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.

Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего - либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.

Каинова печать (Бытие)

Учащиеся делают вывод:

    Библия является памятником древней культуры, также и духовной ценностью каждого человека; в трудные минуты человек обращается к ней за помощью, она явилась неиссякаемым источником вековой мудрости, образов для создания художественных шедевров.

Учитель: Подведем итоги: Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке? О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло? Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить: нужно ли изучать Библию?

Социологическое исследование – книга «Религиозное сознание населения РМЭ» 2004 г. С.353

 У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет больше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов.

Учитель: В.Брюсов своим стихотворением выразил свое отношение к Библии.

Какой поэт, какой художник

 К тебе не приходил, любя:

 Еврей, христианин, безбожник -

 Все, все учились у тебя!

 И сколько мыслей гениальных

 С тобой невидимо слиты:

 Сквозь блеск твоих страниц кристальных

 Нам светят гениев мечты.

Учитель. Домашнее задание: Написать сочинение: "Зачем нужно изучать Библию?"

Использованная литература.

Ашунин А.Н., М. Г. Ашукина Крылатые слова. - М.: Художественная литература,1988.

Библия для детей. - М.: РИО МГПО "Мосгорпечать", 1991.

Ветхий Завет. Калевала. Фольклор древних славян: Тексты/ Сост.: З.Н. Новлянкая, Г. Н. Кудина, - М.: ИНТОР, 2000.

Косидовский З. "Библейские сказания" - М.: Политиздат, 1978.

Кутузов А.Г. "В мире литературы",М.: "Дрофа",1995.

Л. Таксиль, Забавная Библия. - М.: Политиздат",1961.

Д. Д. Фрэзер Фольклор в Ветхом Завете. - М.: Политиздат, 1985.

Уроки внеклассного чтения в 5 классе: Азбука общения с книгой/ Сост.: Л. Я. Гришина, Е. В. Горейкова; И. л. Старцева, А. В. Шаравин. - Изд - во БГПИ, Брянск, 1994.