Копилка опыта

Пузанкова Наталья Григорьевна

В нашем детском доме работают талантливые педагоги - воспитатели.

На этой страничке мы хотим поделиться опытом наших педагогов и представить конспекты занятий, проводимых ими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malysheva.doc44 КБ
Microsoft Office document icon nikolaeva.doc61 КБ
Microsoft Office document icon radostina.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon leksina.doc56.5 КБ
Файл lyahova_kokurova.docx26.46 КБ
Microsoft Office document icon mohnova.doc79.5 КБ
Microsoft Office document icon pronina.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский детский дом №1»

КОНСПЕКТ

занятие с воспитанниками младшего звена

«Умение правильно говорить и следовать

правилам инструкции»

занятие подготовила и провела

воспитатель ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1»

Малышева Анна Николаевна

Муром 2011 год


Тема: Умение правильно говорить и следовать правилам инструкции

Цель: Развитие и тренировка психических процессов (речь, внимание, память, мышление, воображение)

Задачи:

  • Образовательная – формирование толерантности, умение действовать по правилам, принимать активное участие,  четко и правильно произносить слова и звуки.
  • Развивающая – тренировка артикуляционного аппарата, развитие словесной памяти, долговременной памяти, непроизвольного запоминания, речи, словесно-логического мышления, наглядно-действенного мышления, пополнение словарного запаса, развитие общей моторики, нервно-мышечная релаксация.
  • Воспитательная – формирование коллективизма, сплоченности, формирование толерантности.

Форма проведения: Игровая

Занятие рассчитано на детей в возрасте от 8 до 11 лет

Приветствие:

Цель: Установление более тесного контакта

Воспитатель: «Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки и скажем друг другу здравствуйте! . Теперь поздороваемся потеревшись спинками,  потом положив руку на плечо и хлопнув по ладошке».

Воспитатель: Хорошо! Все поздоровались, все рады видеть друг друга на занятии. А теперь давайте сядем на ковер. Первое наше с вами задание будит на гимнастику языка.

Название игры: Гимнастика для языка

Цель: тренировка артикуляционного аппарата, умение действовать по правилам, четко произносить слова

Содержание:

Погулять язык собрался: (открыть рот)

Он умылся, (кончиком языка быстро провести по верхним зубам)

Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся, (провести языкам по губам – “облизнуться”)

Вправо, влево повернулся, (повернуть язык в указанную сторону)

Вниз упал, наверх полез, (опустить язык вниз и поднять вверх)

Раз - и в ротике исчез. (спрятать язык во рту)

Воспитатель: Все молодцы, правильно выполнили это задание.

Следующее задание мы также с вами будим проводить на ковре.

Теперь мы с вами попытаемся четко произнести и запомнить 2 четверостишья:

 Название игры: Чистоговорки

Цель: Тренировка словесной памяти, умение четко произносить звуки и слова, тренировка артикуляционного аппарата, тренировка непроизвольного запоминания, сохранение, воспроизведение, пополнение словарного запаса, развитие речи.

Содержание:

Жук жужжит: жу-жу, жу-жу!

Я на желуде сижу

Желтый желудь жук жует,

Жадный жук, жужжа, жует!

Жук жужжит все:

- ждя да ждя!

Кабы не было дождя!

От дождя такая скука!

- Не жужжи прошу жуж-ж-жу-ка!

Раз-жуж-жу-кал-ся, гляжу!

Я на солнышке лежу!

Загораю!

И ни тучи, ни дождя

Не желаю.

Воспитатель: «А теперь ребята давайте сядем за стол. Сейчас мы с вами будим заниматься лепкой из соленого теста. Сегодня на нашем занятии попробуем сделать гусеницу, снеговик, улитка. У кого есть желание, то можно сделать что-то из теста на свободную тему».

Название игры: Лепка из соленого теста

Цель: развитие мелкой и крупной моторики, творческого потенциала, воображения

Содержание

Выполнение поделки из теста (гусеница, снеговик, улитка)

Воспитатель: «Молодцы! У всех получились замечательные поделки.

А теперь давайте немного поразмышляем. Сейчас я вам буду загадывать загадки».

Название игры: Загадки

Цель:  Тренировка слухового мышления, абстрактно-логического, долговременной памяти.

Содержание

Что общего между 11, 69 и 88?

Ответ: Вверх ногами они выглядят точно также

Человек делает так, чтобы он включился, но когда он включается, человек его сразу отключает.

Ответ: Будильник

Глубиной она не больше высоты стакана, размером не больше охвата человеческих рук, но сколько бы воды в неё ни выливали, она всё равно не заполнится.

Ответ: Раковина

Что человек делать не хочет, но также не хочет это терять?

Ответ: Работу

Что не имеет начала, конца и середины?

Ответ: Баранка

Бородою: шу-шу-шу,

Ух, как сор не выношу!

Пошуршал немножко

И чиста дорожка!

Ответ: Веник

На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку?

Ответ: Паук

Из-за облачных высот,

Глядя на долину,

Вышел
Семицветный кот,

Мягко выгнув спину.

Ответ: Радуга

В молодости зелёное носят,

В старости — жёлтое.

Что это такое?

Ответ: Огурцы

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села.

Ответ: Молния

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!

Ответ: Небо

Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

Ответ: Гроза

Воспитатель: «А теперь давайте все пройдем на ковер»

Название игры: Гимнастика

Цель: Развитие общей моторики, нервно-мышечная релаксация.

Содержание

Уже круг, шире круг.

Видим руки, нету рук.

Упражненье начинаем, руки выше поднимаем.

Кулачки зажали,

Тихо посчитали: 1,2,3,4,5, ручки могут отдыхать

Улыбнулись, рассердились, очень сильно удивились

Оказались за рулем –

Мы машину вдаль ведем.

Ехали –устали.

Улыбнулись, рассердились.

Очень сильно удивились.

Вот мы на велосипеде

Едим, едим, едим, едим

Все проехали дороги,

Отдыхают наши ноги.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Набежала злая туча.

Мы глаза зажмурим лучше

Все лицо мы напрягаем

Теперь спокойно отдыхаем.

Улыбнулись, рассердились,

Очень сильно удивились.

Дождь пошел и сильный ветер

Задрожали наши дети

Все наше тело в напряженье,

Очень трудно без движения.

1, 2, 3, 4, 5,  теперь мы можем отдыхать.

Всем колечко очень нравится,

Лечь, глаза закрыть, расслабиться.

Релаксация

В этот момент, когда дети лежат на ковре закрыв глаза, звучит тихая спокойная музыка, которая снимает все напряжение, дети могут расслабиться. Под музыку, закрыв глаза, дети могут  вообразить, что они находятся на каком-нибудь теплом острове, лежа на теплом песке, их греют ласковые лучи солнца. Вокруг тишина, только море шумит тихо, тихо.

Рефлексия:  

Воспитатель спрашивает у детей, что им понравилось, что не понравилось, какие задания они бы хотели получить на следующее занятие.



Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1»

КОНСПЕКТ

занятия с воспитанниками старшего звена

« Жить в мире с собой и другими»

( формирование толерантного отношения к себе и окружающим)

Подготовила и провела

педагог-психолог

Николаева

Елена Дмитриевна

город Муром, 2011 год


Цели занятия:

-развитие у воспитанников толерантного отношения к себе и к окружающим;

-развитие способности к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;

-поддержать процесс формирования у детей позитивной самооценки.

Ход занятия: этап 1. Подготовительный.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы продолжаем наши занятия по теме «Жить в мире с собой и другими». Сейчас в самом начале нашего занятия попробуйте вспомнить и сказать, о чем мы говорили на предыдущих занятиях?

Дети: мы говорили о том, что такое толерантность, о чертах толерантной личности, мы рассуждали, чем отличается толерантная личность от интолерантной, рисовали эмблемы толерантности.

Психолог: очень хорошо! Молодцы! А сегодня мы будем говорить о толерантности по отношению к себе и другим. «Жить в мире с собой и другими»- это тема нашего занятия сегодня. На занятии мы будем беседовать, играть, выполнять различные упражнения, вы покажите мне и нашим гостям, как справились с домашним заданием. И я очень надеюсь, что это занятие поможет вам стать еще более внимательными друг к другу, доброжелательными, терпимыми, с уважением и пониманием относиться к себе и к другим людям.

Сейчас в качестве разминки я предлагаю вам такое упражнение, назовем его «Толерантность-это...» Цель этого упражнения: обобщить наши мысли о том, что такое толерантность. Вам нужно дополнить начатую фразу «толерантность-это...» Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка, а свои ответы я попрошу вас написать в лучиках этого солнышка. Я даю вам немного времени, чтобы вы написали свои определения и прикрепили свои лучики к солнышку.

Звучит красивая музыка.

Дети пишут определения толерантности и прикрепляют их на доску.

Дети:

-Толерантность-это прощение;

-Толерантность-это милосердие;

-Толерантность-это гуманное отношение к окружающим, терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению;

-Толерантность-это уважение прав каждого человека;

-Толерантность-это сотрудничество, дух партнерства;

-Толерантность- это сострадание;

-Толерантность-это принятие себя и другого таким, какой он есть

-Толерантность-это уважение человеческого достоинства.

Психолог говорит «Толерантность-это... дети по очереди заканчивают начатую фразу.

Психолог: Одного единого определения толерантности дать невозможно, потому что понятие «толерантность» многогранно, и каждое ваше определение выявило какую-то определенную грань толерантности.

Этап 2. Основной.

Следующее упражнение, которое мы с вами выполним называется «Пять добрых слов».

Перед вами ваши обведенные ладошки, которые вы приготовили заранее. Ваша задача обменяться этими ладошками друг с другом и написать на каждом пальчике какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя. То есть на всех пальчиках должны быть написаны ваши добрые слова друг о друге.

Звучит красивая музыка, дети обмениваются своими ладошками и пишут на каждом пальчике хорошие слова друг о друге.

Психолог: сейчас я прочитаю ваши комплименты друг о друге, а вы попробуете догадаться, кому принадлежит ладошка.

Психолог читает высказывания детей друг о друге.

Хорошо! Мы все видим, что вы прекрасно знаете друг друга, и очень важно то, что вы уже умеете видеть хорошее в людях, а это значит вы желаете друг другу только добра и счастья.

Психолог: На предыдущем занятии мы говорили, что у каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении. На предыдущем занятии мы с вами искали те темные пятна, которые мешают нам жить в мире с собой и с окружающими. А сегодня я предлагаю вам попробовать отыскать в себе светлые пятна, то, что является вашими достоинствами. Сейчас с помощью следующего упражнения попробуем познать и осознать свои возможности, способности, свои лучшие качества. А это очень полезно! Очень важно поверить в то, что вы хороши сами по себе и такие, какие вы есть, потому что успех начинается тогда, когда человек познает и принимает себя. Постараемся быть друг с другом искренними, доброжелательными, работать активно и творчески.

Следующее упражнение называется «Мои достижения».

Подготовка. На доске нарисована таблица.

Мои лучшие черты

Мои   способности   и таланты

Мои достижения

Бланки с табличками даются каждому.

Психолог: все мы живые люди, и у каждого бывает плохое настроение, когда кажется, что все валится из рук и ничего не получается. В такие моменты часто забываются собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события, А ведь каждому человеку есть, чем гордиться. Сейчас я хочу предложить вам составить памятку, в которую вы сами запишите свои достоинства, достижения, способности.

В графу «Мои лучшие черты» вы запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.

В графе «Мои способности и таланты» запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.

В графе «Мои достижения» запишите достижения в любой области.

Звучит красивая музыка, дети заполняют таблицы.

Психолог: Ребята, кто хочет зачитать свои памятки.

Дети зачитывают.

Психолог: молодцы! Пусть эти памятки останутся у вас . И помните, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых сложных критических ситуациях.

Ну, а теперь перейдем к очень интересной части нашего занятия, к домашнему заданию.

Давайте помечтаем и пофантазируем! Следующее упражнение называется «Нобелевская премия». Вы знаете о Нобелевской премии?

Дети: Это премия, ставшая высшим достижением в области науки и литературы, была учреждена в конце прошлого века шведским инженером и промышленником Альфредом Нобелем, создателем динамита. Все свое состояние он завещал израсходовать на награды ученым и литераторам, а также общественным деятелям, способствующим укреплению мира и согласия между народами. В настоящее время не существует другой награды, которая пользуется таким огромным международным авторитетом. В разное время лауреатами Нобелевской премии стали: Альберт Эйнштейн, создавший теорию относительности; Нильс Бор, построивший первую модель атома, Капица и Ландау, открывшие таинственное явление сверхтекучести, Борис Пастернак- автор «Доктора Живаго», Александр Солженицын за произведение «Архипелаг ГУЛАГ»

Психолог: я напомню, какое было домашнее задание. Я предложила вам такую игровую ситуацию: давайте попробуем перенестись в будущее. Представьте, что вы - известные ученые, писатели, общественные деятели... Нобелевский комитет принял решение о присуждении вам почетной премии. Торжественное вручение премии предполагает ответное выступление лауреатов - это является давней традицией. Через некоторое время желающие получат возможность выступить на церемонии вручения премии с ответной речью. Вам надо было выбрать номинацию, по которой вы хотели бы получить премию, и подготовить выступление.

Свое выступление вы могли построить, опираясь на вопросы:

1.  Описать сделанное открытие, научные достижения или литературное произведение.

2.  Объяснить, почему ваш вклад в науку, литературу или дело мира получил такую высокую оценку.

3.  Выразить слова благодарности тем, кто помог вам подобного результата в работе.

4.  Рассказать о ваших планах на будущее.

Психолог: ребята, вы согласитесь с тем, что все лауреаты Нобелевской премии очень талантливые люди. А как вы думаете, что еще объединяет этих людей?

Дети:

- их объединяет то, что добиться успеха в жизни им помогло такое качество, как целеустремленность;

-настойчивость в достижении жизненной цели;

-ответственность за свою жизнь, за свою судьбу;

-трудолюбие.

Психолог: все эти качества очень важные для достижения цели в жизни, для достижения успеха. О таком качестве как трудолюбие я хотела бы попросить сказать нашего директора Мартина Паргевовича.

Слово директору.

Теперь поговорим, вот о чем. Я знаю, что все вы смотрели фильм «Дневной дозор» Его главный герой, которого играет Константин Хабенский, искал и нашел в итоге древнюю реликвию - МЕЛ СУДЬБЫ, которым можно переписать заново свою жизнь или что-то в ней исправить.

Дети: герою удается с помощью этого мела изменить свою судьбу, и хорошо, если бы такой мел был бы на самом деле.

Психолог: Представьте, что перед вами лежат особые листы и мел судьбы. Представьте, что вы сейчас действительно будете держать в руках свою судьбу. У вас есть немного времени, чтобы попробовать написать цель своей жизни, нарисовать свою дорогу, к чему вы стремитесь, чего хотите достичь в жизни, это должны быть как бы ступеньки, логическая цепочка- одно должно вытекать из другого.

Звучит красивая музыка, дети пишут свой путь к успеху, затем по очереди по желанию рассказывают о своих мечтах.

Наше занятие подходит к концу. Мы с вами много говорили о толерантности, помечтали о будущем. Завершить наше занятие я хочу притчей, которая называется «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начерчены на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И все?

-Да,- ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

-И мира тоже.

Психолог: мне хотелось добавить, что наш детский дом- это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани, а только мир и согласие.

Этап 3. Заключительный. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

И завершим занятие мы творческой работой. На доске перед вами дерево, назовем его дерево толерантности. Сейчас каждый из вас возьмет по листочку и напишет свои мысли, пожелания после занятия, что бы он хотел сделать, чтобы наш детский дом стал еще более толерантным пространством. Затем листочки прикрепляются к дереву.

На листочках дети пишут свои мысли после занятия:

-надо с уважением относиться к людям, к их ценностям; уметь понимать и прощать;

-надо говорить и думать о своей жизни только хорошее. И мир вокруг станет лучше;

-когда наше представление о себе улучшается, то улучшаются и отношения с людьми;

-надо уметь правильно общаться; быть справедливым, готовым признавать правоту другого и учитывать интересы другого;

-в нашем детском доме нам надо быть дружнее, не ссориться, а жить в мире и согласии;

- надо  не  забывать  о  вежливости,   стараться  соблюдать  все правила и законы;

-надо помогать друг другу, защищать слабых быть внимательными и уважительными к старшим.

Психолог: я благодарю всех за участие. Ребята, спасибо вам за искренность и понимание.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский детский дом №1»

МЕРОПРИЯТИЕ-ИГРА

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

ПО ТЕМЕ «СПИД-БОЛЕЗНЬ ДУШИ»

Разработала:

воспитатель

ГКОУ ВО «Муромский

детский дом №1»

Радостина

Наталья Ивановна

Муром 2011 год


        Цель: актуализация у подростков чувства опасности в ситуациях употребления наркотиков.

        Оформление: аудитория копирует известную телевизионную игру.

        Продолжительность мероприятия:40 минут.

В мероприятии принимали участие воспитанники 8-11-х классов.

Ход мероприятия.

Ведущий:

        -Добрый вечер дорогие друзья. Сегодня мы проводим игру «Поле чудес». Тема игры «СПИД-болезнь души». Мы поговорим с вами о проблемах наркомании и СПИДа. Сегодня многие молодые люди знают, что такое наркотики, где их можно купить и считают допустимым их употребление в малых дозах. Под влиянием друзей, фильмов, журналов некоторые считают употребление наркотиков мощным и безопасным. Так ли это? На эти вопросы мы хотим ответить в нашей игре. (Представление участников.)

Ведущий:

        -Напомню вам правила игры. Перед вами на табло слово, составленное из табличек. После того как ведущий прочитает вопрос, участники по очереди называют буквы до первого неправильного ответа. Назвавший правильно три буквы подряд выбирает шкатулку, в которой может обнаружить приз. Участник, правильно назвавший слово, выходит в финал.

        Задание первого тура. 

        В 1983 году учёные Франции, затем США делают открытие. Они обнаружили под микроскопом нечто, вызывающее смертельное заболевание-СПИД,

        Ему дали имя, которое в переводе с латыни означает  «яд». А как это нечто называется на латыни? (Ответ: вирус).

        Пока крутиться барабан, с залом проводится беседа последующим вопросам:

        -Можно ли заразиться СПИДом бытовым путём?

        -Среди вас больной СПИДом. Как мы должны относится к нему?

        -Сторониться его, избегать или оказывать помощь, поддержку. Ваше мнение?

        Ведущий:

Задание второго тура.

Это слово греческого происхождения, в переводе на русский обозначает «одурманивающий».Что это за слово? (Ответ: наркотик).

        Беседа с залом, пока крутиться барабан.

-Что такое ВИЧ-инфекция и СПИД? Это одно и тоже или речь идёт о разных вещах? (Ответы зрителей).

        Ведущий:

        -Проблемы наркомании и СПИДа неразделимы. По статистике,80% всех выявленных ВИЧ - инфицированных - наркоманы.

        

        Беседа с залом:

-Для чего молодые люди употребляют наркотики?

-Последствия употребления наркотиков. Можно ли от них вылечиться?

        Ведущий:

        Задание третьего тура.

Это заболевание называют «двоюродным братом» СПИДа. Вызывает его вирус, который селится в крови человека и остаётся там навсегда. Невидимый, он может вредить многим внутренним органам, а человек даже не будет догадываться об опасности. Этот вирус очень коварен. Доказано, что органы, которые поразил вирус, через несколько лет поражаются раковой опухолью. Пока что медицина не очень успешно борется с этим зловредным вирусом. Мы с вами тоже относимся к этому заболеванию весьма легкомысленно. (Ответ: герпес).

        С залом проводиться игра на знание пословиц и поговорок о здоровье.

        Ведущий:

Мы объявляем финал.

        На табло зашифровано название кровяных клеток, которые обеспечивают клеточный иммунитет.  Вирус СПИДа убивает именно их. В результате организм человека становится беззащитным перед инфекционными заболеваниями и раковыми опухолями. Другое название этих клеток -Т-хелперы. (Ответ: лимфоцит).

        Ведущий:

        -Говорят: «СПИД-болезнь души. Начинаешь понимать, что перед лицом вечности, перед лицом этой страшной болезни наша жизнь, наша душа - хрупки и нежны, словно лепестки цветов, которые легко обжечь и жаром и холодом. Так давайте же сохраним свой цветок-цветок жизни и любви. А если цветок любви обожжён и не зацветёт - тогда понять, простить и просто быть рядом. Берегите себя и тех, кого вы любите! А нашему победителю - супер-приз! Надеюсь, что сегодняшняя игра не прошла даром и вы многое почерпнули из неё. Спасибо за внимание!


Список литературы

  1. «Профилактика наркомании в образовательном учреждении», М.,Глобус,2008г
  2. А. Г. Макеева «Не допустить беды», М.,Просвещение,2003г.
  3. М. И. Маркевич «ВИЧ-инфекция и СПИД», М.,2006г.


Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский детский дом №1»

КОНСПЕКТ

занятие по нравственному воспитанию

«ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВЫХ РЕБЯТ»

занятие подготовила и провела

воспитатель ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1»

Лексина Евгения Дмитриевна

Муром 2011 год


Цели: научить детей употреблять различные словесные формы обращения с просьбой, выражения извинения, употреблять в своей речи слова благодарности продолжить знакомство с вежливыми словами, учить употреблять их в своей речи, воспитывать доброту, отзывчивость и вежливость.

Оборудование: рисунки учащихся, плакат «Да здравствует вежливость!», словарь вежливых слов; правила вежливости.

Ведущий: сегодня мы проведем с вами праздник вежливых ребят.

Ребята, вы закончите школу и станете трудиться на заводах, фабриках, шахтах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будите строителями, врачами, капитанами....

Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

Ученики:

  1. Друзья, вот вам на всякий случай

стихи о школьнике одном.

Его зовут... а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

  1. «Спасибо», «здравствуйте», «простите» -

произносить он не привык,

простого слова «извините»

Не одолел его язык.

  1. Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

  1. А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье

«Ну я пошел, пока, всего...»

  1. Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

  1. Ребята, мы не можем тут

сказать вам, как его зовут

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

  1. И вы встречались с ним где-либо,

тогда скажите нам о нем,

А мы ...  мы скажем вам «спасибо».

Ведущий: Для того чтобы стать вежливым, вы, ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее и светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.

Ученик:                Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Доброе утро длится до вечера.

Ведущий: Но не только, ребята, слова должны быть у нас добрыми. Надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Ученик (письмо):        Малыша обидел Витя

Перед школою в строю.

Витя просит: «Извините,

Я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал.

Следом Витя: «Извините,

Я немного опоздал».

-Тихомиров! Покажите нам на карте город Псков.

-Извините, - шепчет Витя,- я к уроку не готов.

Мы поспорили с Наташей:

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

и пришлите нам ответ.

Ведущий: А теперь, ребята, давайте решим все вместе такую задачу:

Мальчик крикнул прохожему:

«Скажите, сколько сейчас часов?»

Обращаясь к прохожему, он сделал 3 ошибки.

Ответьте, какие ошибки он сделал.

1.  Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»

2.  Не «часов», а «который час».

3.  И после ответа взрослого надо сказать «спасибо».

Одно из основных наших правил - быть вежливым. Что это значит?

- Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять или неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо с родителями. Им кажется, что в этих случаях они' поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди.

Задача для обсуждения:

(дети показывают щенку)

1. Одна девочка жаловалась возмущенно маме:

«Во дворе мальчишка такой невежа - зовет меня Галька».

-А ты как его зовешь? - спросила мама.

«Я его никак не зову», - ответила Галя,- «Я ему просто кричу: Эй, ты!»

Скажите, права ли Галя?

2.  По улице шли двое прохожих. Одному 62 года, другому 8 лет.

У первого в руках было 5 предметов;  1 портфель, 3 книжки,  1  большой

сверток.

Вдруг одна из книг упала.

- У вас упала книга, - закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? - удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик.

Итого: 5 предметов - 3 книги, 1 портфель и свёрток.

- Я вижу, ты хорошо знаешь «+» и « - », сказал прохожий с трудом поднимая упавшую книга, - однако есть правила, которых ты ещё не усвоил.

Какие это правила?

Ведущий: Что должен был сделать мальчик? Ребята, какие волшебные слова вы знаете? (спасибо, извините, пожалуйста, доброе утро, здравствуйте, до свидания)

Ученик:                 Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет!

По земле его волочит.

Сполз ремень на левый бок

Из штанины вырван клок;

Мне, признаться, непонятно,

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он, этот ученик?

Частушки Григория Ладонщикова.

1.        Заиграй-ка балалайка,

Балалайка три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны!

2        Лида в круг вбежала смело,

Завертелась как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

3        Коля ссорится с друзьями,

Вход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

4         В поезд входят три юнната:

- Ух, народу сколько тут,

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

5        Говорит лентяйке мать:

- Убери свою кровать!

- Я бы, мама убрала,

Только я ещё мала.

6        Петя ловко ловит рыбу,

может лодки мастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

  1. Ты играй повеселей балалайка - 3 струны!

Подпевайте, кто умеет,

НЕ стесняйтесь, плясуны.

Сценка «Пуговица» (В. Осеева)

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго её пришивала.

-  А что, бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы.

-  Вот уж не знаю, Танюша, отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать - то, все больше достается бабушкам.

-Вот как? - обиженно сказала Таня, - А ты меня заставила , как будто сама не бабушка!

Ребята, что вы можете сказать об этой девочке?

Ведущий: Иногда бывает и так, что во время перемены вы затеваете игру, но, постепенно входя в азарт, начинайте бороться. Невинная борьба часто переходит в драку. И тогда ребята постарше и посильнее начинают бить слабых.

Е.Ильина «Игра»

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун - забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует смелость,

Азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость

и Доброта.

Да здравствуют добрые лица

И пусть тот, кто злится - стыдится.

Ведущий: Все вы, ребята, в, играх своих должны оставаться друзьями. Хвастаться силой и драться со слабыми недостойно воспитанного человека. Сильные всегда справедливы, они не придираются по мелочам к своим товарищам. Вот в этом и заключается их сила. Бой драчунам и злюкам! Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу!

Запомните правила вежливости!

1. Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

2. Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей и

обид. З.Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек. 4. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй

дружно.

5.В разговоре и в игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не

обижай младших.

6. Не отвечай на грубость грубостью

7. Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

8. Приучи  себя  постоянно  помнить  об  окружающих,   не  забывай   о «вежливых словах».

СЛОВАРЬ

вежливых слов.

1. Растет даже ледяная глыба от слова теплого ... (спасибо)

2. Зазеленеет даже пень, когда услышит ... (добрый день)

3. Если больше есть не силах скажем маме мы ... (спасибо)

4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (здравствуйте)

5. Когда нас бранят за шалости, говорим простите .... (пожалуйста)

6. И во Франции и в Дании на прощанье говорят ... (до свидания)

В конце праздника дети исполняют песню «Если добрый ты...»



Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский детский дом №1»

Конспект

занятия по нравственному воспитанию

«Беседа о дружбе»

Подготовили и провели:

Воспитатели

ГКОУ ВО «Муромский

Детский дом №1»

Ляхова Т.В., Кокурова И.А.

Муром, 2011 год


Беседа о дружбе

Цель беседы:

     Понятие дружбы, об основах, обязанностей дружбы, о мнимых друзьях. Воспитывать у детей дружеские, товарищеские взаимоотношения, учить уступать друг другу.

     Формировать выдержку, уравновешенность, показывать свое отношение к положительному нравственному направлению, создать особую установку на работу всех участников беседы: живой, эмоциональный, насыщенный контакт.

     В процессе обыгрывания педагогических ситуаций вызывать новые формы переживаний, воспитывать положительные чувства по отношению к сверстникам, к самому себе.

Предварительная работа:

     Чтение книг о дружбе, использование пословиц, загадок, игровые эксперименты, обыгрывание педагогических ситуаций, групповых дискуссий.

Наглядный материал:

     Тексты песен, стихотворения Е. Евтушенко «Люди сильны друг другом», Э. Асадова «Доброта», Н.П. Огарева «Первая дружба», роман А. Дюма «Три мушкетера».

     

«Кто мне скажет правду обо мне,

если не друг? А слышать о себе

правду от другого необходимо ».

В.Г. Белинский

     Юношам и девушкам свойственно яркое выраженное стремление к общению, и потребность в дружбе со сверстниками для них так же характерна.

     Сегодня мы с вами поговорим о дружбе, о воспитании в себе выдержки, терпения, о товарищеских взаимоотношениях.

     Дружба – это высшая степень товарищества. Ведь не случай на пословица «Друзья познаются в беде». Истинные друзья делают друг для друга все, что могут.

     Человечество с древних времен высоко ценило товарищество и особенно дружбу, как силу, являющуюся надежной опорой людям в горе и радости, в будни и праздники.

     «Человек без друзей, что дерево без корней», - говорится в народной пословице.

Вопрос: «А какие пословицы вы знаете?»

  1. Дерево живет корнями, а человек – друзьями.
  2. Без друга в жизни туго.
  3. Согласье крепче каменной стены.
  4. Без друга на сердце вьюга.
  5. Беда не страшна, где есть друзья.
  6. Сам пропадай, а товарища выручай.
  7. Друзья познаются в беде.
  8. Один в поле не воин.
  9. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.  

В подлинной дружбе нет места эгоизму, безразличию, корысти. Иногда

друзьями называют тех, с кем мы ходим на дискотеку, проводим свободное время. Но уже давно известно, что дружба проверяется испытаниями, а не развлечениями. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, собраннее, сильнее. В юности велика тяга к общению.

Без друзей просто не прожить, иметь друга – это великое богатство.

     У поэта Е. Евтушенко есть прекрасное стихотворение:

«Люди сильные друг другом».

Люди сильны друг другом

Так словно севером юг

Так словно пахарь плугом

Так словно пахарем плуг.

Люди сильны друг другом

Что равнодушья верней

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

Вопрос: Скажите, есть ли у вас хороший друг или подруга? Почему вы считаете их своими друзьями? Какие качества в них вы цените?

     Настоящей дружбой можно гордиться. Понятие «дружба» никогда не стареет, а потому дружба современных людей должна быть такой же как сто и двести лет назад.

     Настоящий друг всегда поможет в беде, будет переживать вместе с ним, научит тому, что сам умеет и постарается понять его то, что нравится товарищу.
    Хотите иметь друга, будьте и сами другом на равных. Воспринимайте радости и горести товарища как свои собственные и помогите ему стать счастливым.

Вопрос: Как Вы считаете, лучше дружить вдвое или целой компанией? С мальчиком или с девочкой? Почему?

Что лучше, когда ты любишь, или когда любят тебя?

     Человек, который не может любить, наверное, самый несчастный. Даже безответное чувство делает человека богаче. Многие стихи и поэмы великих поэтов рождались на основе неразделенной любви.

     Если человек сможет оказаться выше своего желанного чувства, если он обладает способностью быть терпимым к другим, то он всегда может разделить живой интерес своего друга к другим товарищам.

     Допустим, в вашей компании произошел спор, и все разделились на две группы, каждая их которых убеждена в своей правоте. Что тогда делать?

     Древнейший философ писал так: «Платон мне друг, но истина дороже». Надо спорить, убеждать, биться за правду. Тогда и придет настоящая дружба, настоящая «совместимость».

     В психологии есть такое понятие «совместимость», т.е. у детей, которые дружат, есть общие взгляды, вкусы, убеждения. Совместимость предполагает два взаимодополняющих качества. Первое – это умение быть терпимым, умение принять в целом товарища, даже если в нем что-то не нравится. И еще умение разрешать противоречия, умение спорить, убеждать друг друга. Но если вы все-таки разошлись, это не значит, что надо причинять боль друг другу. А не случалось ли тебе задумываться о такой «дружбе», где нет ни равенства, ни понимания, ни радости, ни веселья? А может быть некоторые ребята путают с дружбой что-то совсем другое, унизительную зависимость?

Вопрос: Есть ли у вас такие «друзья», и как бы вы поступили на их месте?

    А сейчас мы с вами поиграем: представьте, что это происходит с вами.

Обыгрывание педагогических ситуаций. Ролевые игры по теме «Дружба».

1 сценка:

Маша и Лена – подруги, встречаются на улице.

Маша: - Привет, Лена! Какая хорошая погода на улице! Пойдем на каток?

Лена: - Я бы с удовольствием пошла, но завтра у нас контрольная о математике. А ты же знаешь, что я плохо решаю задачи. Мне бы надо посидеть, позаниматься.

Маша: - да ты не переживай. Я тебе помогу – дам на контрольной списать., у нас же один вариант.

Лена: - Ой, Маша, спасибо! Теперь я знаю, что ты настоящая подруга.

Оживленно болтая, девушки идут на каток.

Обсуждение сценки.

Подведение итогов обсуждения педагогом: «В этой ситуации Маше необходимо было н давать списывать, А объяснить Лене решение задач перед контрольной после прогулки, чтобы у девочки закрепились знания. В данном же случае Маша прежде всего думала о себе, а не о подруге».

2 сценка:

Тома и Маша встречаются на улице.

Маша: - Как у тебя дела, Тома? Что-то ты без настроения.

Тома: - Дело в том, что… Ну ладно, Маша, я тебе расскажу, ты же моя лучшая подруга. Я поссорилась с Игорем. Он стал курить, связался с нехорошей компанией. Я попыталась поговорить с ним, но ничего не получилось. Мы расстались с ним, кажется, навсегда. Я так переживаю!

Маша: - Да ты не переживай, пройдет время – все образуется.

Тома: - Спасибо, Маша. Поговорила с тобой, легче на душе стало легче. Только ты об этом никому не говори, хорошо?

Маша: - Ну как ты можешь так говорить? Ведь мы же доверяем друг другу.

Девочки прощаются. Идя по улице, маша встречает Лену.

Маша: - Лена, привет! Сейчас встретила Тому, она мне такое рассказала!

Девочки шепчутся.

Лена: - Вот это да! Никогда бы не подумала! Ну ладно, пока.

Обсуждение сценки.

Подведение итога обсуждения педагогом: «В этом случае Машу нельзя назвать преданной подругой. Настоящий друг никогда не даст в обиду, все тайное останется между друзьями, а Маша все рассказала лене, а Лена – подругам. Я уверена в том, что настоящей дружбы после этого случая между девочками не будет никогда. Тома не поделится самым сокровенным, тайным со своей « подругой».

     А сейчас я опишу педагогические ситуации, а вы постараетесь обсудить их.

  1. Наташа лежит в больнице. У девочки много подруг, с которыми она гуляет, ходит на дискотеки, делится своими переживаниями, доверяет им. Но никто из них не навестил Наташу в больнице, объясняя тем, что были заняты зачетами, подготовками к контрольной.

Вопрос: настоящие ли друзья у Наташи?

  1. Лена и Ира дружат с первого класса. Им очень интересно друг с другом, у них практически нет секретов друг от друга. Лена поделилась с Ирой переживаниями по поводу ссор со своим парнем Васей. Через некоторое время весь класс знал все подробности взаимоотношений Лены и Васи.

Вопрос: имела ли право Ира все рассказывать классу?

  1. Жора и Валера дружат. Валера – отличник по математике, а у Жоры с ней большие проблемы. Валера «помогает» другу, давая списывать контрольные работы.

Вопрос: а как бы вы помогли своему другу  в подобной ситуации?

     Подводя итог всему сказанному, необходимо запомнить основной «Закон дружбы»: не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с товарищем не только радости, но и горе. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Нельзя отвернуться от друга в тяжелую для него минуту.

     Как бы в подтверждение этим словам хочется прочитать стихотворение Э. Асадова «Доброта».

Если друг твой в словесном споре

Мог обиду тебе нанести

Это горько, но это горе

Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться,

И коль дружба у Вас крепка,

Из-за глупого пустяка

Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,

А любовь по ней горяча,

Это тоже еще не горе,

Не спеши, не руби с плеча.

Пусть не ты явился причиной

Той обиды и резких слов,

Встань над ссорою, будь мужчиной,

Это все же твоя любовь.

И чтоб после себя не корить,

В том, что сделал кому-то больно,

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно.

     

Мотив дружбы звучит в стихах А.С. Пушкина, когда он написал о своих друзьях-лицеистах: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

     Приключенческий роман А. Дюма «Три мушкетера» посвящен подвигам четырех друзей – Атоса, Портоса, Арамиса и д’Артаньяна. Подлинными героями выступают не короли, герцоги, кардиналы, обладающие властью и богатством, а простые друзья-мушкетеры, те, кто силен взаимовыручкой, мужеством, решительностью, отвагой и смекалкой. Это союз четырех пламенных сердец и неотразимых шпаг. Друзья, с их прекрасным девизом «Один за всех и все за одного», преодолевают любые преграды. И в самом деле, четверо таких людей, готовых друг для друга пожертвовать всем – от кошелька до жизни, - всегда поддерживающих товарища и никогда не отступающих, должны пробить себе дорогу к намеченной цели, как бы далека она не была.

     Секрет немеркнущего обаяния славной четверки в том, что она воплощает храбрость, великодушие, самоотверженность истинной дружбы.

     Дружба с детства остается в памяти на долгие годы. Как прекрасно звучат строки Н.П. Огарева «Первая дружба»:

Я помню строки с кудрявой головой

С большими серыми и грустными глазами

Тропой росистою мы шли с горы крутой,

В тумане за рекой был город перед нами:

И дальний колокол кого-то звал к мольбе;

А мы, обнявшиеся, при утренней деннице,

Мы дружбы таинство поведали тебе,

И чистая слеза блеснула на реснице.

Расстались мы детьми…

Не знаю, жив ли он…

Но дружбы первый миг хорошо я и доныне

В воспоминании – как мой весенний сон,

Как песнь сердечную, подобную святыне.

     В заключение занятия давайте вместе споем песню В. Шаинского «Улыбка», от которой становится светлее, теплее, уютнее. Действительно, дружба начинается с улыбки.


Художественная литература, рекомендованная детям для самостоятельного чтения:

1. В.Каверин «Два капитана» - Владимир, 1993 г.

2. «О любви и дружбе: избранные стихи поэтов 19 века» - Москва, 1960г.

3. Н.Носов «Два друга» - Москва, 1971 г.

4. Сборник «Дружба» - Москва, 1970 г.

5. В.Крапивин «Оруженосец Кашка» - Москва, 1970 г.

6. А.Дюма «Три мушкетера»

Беседы, проводимые в семьях по теме «О дружбе»:

1. Друг – это значит другой «Я».

2. О товариществе и лжетовариществе.

3. Примеры великой и искренней дружбы.

4. Три товарища. Третий «лишний».


Литература, использованная при подготовке к беседе:

  1. Богданова О.О., Гурова Р.Г. «Культура поведения школьника» - М., 1993 г.
  2. Горшении Л.Г. «Подросток, характер, проблемы» - М., 1993 г.
  3. Диагностика характера подростка. Психодиагностика детей и подростков. –  Форум, 1994 г.
  4. Коротаева А.А. «Золушка становится принцессой: книга для девочек» - М., 1992  г.
  5. Орлов Ю.М. «Самосознание и самовоспитание характера» - М., 1987г.
  6. Субботинский Е.В. «Ребенок открывает мир» - М., 1991 г.
  7. Тимощенко Л.Н. «Воспитание старшеклассниц» - М., 1990 г.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Муромский детский дом №1»

Игра-занятие по

 профориентации

"Острова профессий"

Мохнова Людмила Юрьевна

воспитатель

государственное казенное образовательное учреждение Владимирской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Муромский

детский дом №1»

602267 Владимирская область, г.Муром

ул.Мечникова д.9

(49234) 3-10-62

2011 год


1. Игра по профориентации «Острова профессий»

2. Форма проведения мероприятия - игротренинг, посвященный профессиям.

3. Занятие «Острова профессий» проводится в актовом зале. Занятие предназначено для воспитанников интернатного учреждения среднего звена

4.Цели и задачи занятия

Цели:

  1. Активизировать процесс профессионального самоопределения, расширять представления о различных сферах труда, мире профессий.
  2. Прививать уважение ко всем профессиям и подвести к важному выводу, что все работы хороши, любой труд почётен.
  3. Развивать устную речь у учащихся, умение высказывать своё мнение.

Оборудование:

  1. плакаты «Труд красит человека», «Труд - основа всему», «Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет»;
  2. иллюстрации с изображением различных профессий;
  3. рисунки учащихся
  4. конверты с пословицами
  5. карточки «хочу», «могу», «надо».

Предварительная подготовка: разработка конспекта, подготовка наглядного демонстрационного и раздаточного материала.

Методические рекомендации в игре участвуют две команды, ведущий, зрители, жюри.

Ориентировочное время: 40-45 минут

Занятие подготовила и провела: воспитатель ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1» Мохнова Людмила Юрьевна.


Ход игры.

1.Вступительная часть.

Профессия!

Со школьной парты мечтают девушки и парни: кем стать?

Который выбрать путь?

Профессий нынче всем хватает.

Кем быть? Врачом? Неэстетично...

Бухгалтером? Неромантично...

Искусствоведом? Непрактично...

Домохозяйкой? Неприлично...

Геодезистом? Трудновато...

Экономистом? Скучновато...

Парашютистом? Страшновато...

Пенсионером? Рановато...

Одна мечта: иметь диплом бы,

Хоть для анкет,

Хоть для апломба.

Призванье в деле — вещь благая.

Я, этот монолог слагая,

Взяла высказывание одно,

Оно не столь уж мудрено.

Изрек однажды академик:

«Я не скажу вам «се ля ви».

Не попрошу огромных денег,

Прошу работу по любви!»

Он прав. И этой правды ради

Я всем твержу — профессий много,

Но выбирайте лишь одну!

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наша игра посвящена теме: «Мир профессий». Когда вы вырастете, то выберете себе одну из их множества. При многих обязанностях человека в обществе, о нём судят, прежде всего, по труду. Труд помогает человеку раскрывать свою личность, показать свои способности. Чтобы, определиться в жизни надо узнать о профессиях как можно больше.

Итак, начинаем игру «Острова профессий».

2. Проведение конкурса.

Представление команд и жюри.

Конкурсы

1 остров «Пословицы и поговорки о труде»

Командам дают конверты с разрезанными на слова пословицами. Нужно расположить слова в правильной последовательности, прочитать пословицы и объяснить их смысл.

1  команда

Человек трудом велик.

Славен человек не словами, а делами.

Родина славит тех, кто трудится для всех.

2 команда

Дело мастера боится.

Кто любит труд, того люди чтут.

Птицу узнают в полете, а человека - в работе.

2 остров «Загадки»

(команды по очереди отгадывают загадки).

Я горд работой на земле,

От пота вымокла рубашка.

Зато ладони - на руле.

(Тракторист)

Из кирпича мы строим дом,

Чтоб смеялось солнце в нём.

Чтобы выше, чтобы шире

Были комнаты в квартире.

(Каменщики)

На работе день-деньской

Он командует рукой.

Поднимает та рука

Сто пудов под облака.

(Крановщик)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый.

(Парикмахер)

Летают пальцы птицами –

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчёлками –

Поток струится шёлковый.

(Ткачиха)

На станке детали точит

Этот кадровый рабочий.

Без его умелых рук

Не собрать ни танк, ни плуг.

(Токарь)

Мы от простуды вновь страдаем,

Врача мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

(Терапевт)

Спрятан здесь вопрос такой:

Доктор с ниткой и иглой

Как зовётся?

Вспоминай

И быстрей ответ давай.

(Хирург)

3 остров «Самая - самая»

Ведущий: Сейчас я вам буду предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны будете по очереди называть те профессии, которые, по вашему, в наибольшей степени данной характеристике подходят. К примеру, характеристика — самая денежная профессия, — какие профессии являются самыми -самыми денежными?.." (ответы детей)

1  команда

- "самая зеленая профессия",

- "самая сладкая профессия",

- "самая волосатая профессия".

2 команда

- "самая смешная профессия",

-  "самая неприличная профессия",

-  "самая детская профессия".

4 остров «Думай, смекай, вспоминай»

(команды по очереди отвечают на вопросы).

1.   Назовите профессию, содержание которой полностью меняется, как только она переходит из мужских рук в женские, (машинист- машинистка)

2.   Представитель какой профессии управляет процессами: роста, созревания, уборки урожая? (агроном)

3.   Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите царя, и не менее 6 занятий, которыми он владел? (Петр 1 - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, моряк, оружейный мастер)

4.   Вопрос с участием сказочных персонажей. Назовите, кем бы мог работать в наши дни Волк из сказки "Волк и семеро козлят"? (пародистом)

5.   Вопросы с участием сказочных персонажей. Кем бы мог работать в наши дни герой мультфильма "Кот Матроскин"? Назовите 3 профессии, (животновод, коммерсант, дояр)

6.   Представитель какой профессии следит за ростом, очисткой, посадкой? (лесник)

5 остров «Загадки - не складки»

Кто всегда тебя обмерит

И сошьет любой размер,

Платье сшитое примерит?

Ну конечно... (швея)

Он таблетки нам пропишет,

Быстро вылечит детишек,

Порошки пропишет в срок?

Это, точно... (врач)

Кто покрасит вам забор,

Поменяет колер,

Разукрасит коридор?

Это, точно... (маляр).

Кто с утра до ночи варит,

К овощам предельно строг,

Рыбу вкусную пожарит?

Ну конечно... (повар)

Кто по жизни с чертежами

Обращается любя?

Знает, как построить зданье?

Ну, конечно же... (инженер)

На плечах погоны носит,

Помощь никогда не просит,

У него зеленый китель,

Угадали? Наш... (военный).

Высоко сидит на кране,

Носит винтики в кармане,

Он всегда во всем степенный.

Вы узнали, да? (крановщик)

Помещенье убирает,

Пол помыть не забывает,

Только свой помоет сектор

Это, точно, наш... (уборщица)

Кто же в стойле приберет,

Подоит корову,

Песню звонкую споет?

Ну конечно... (доярка)

Кто все время все сверяет?

Кто все время все считает?

Деньги в кассе выдает?

Ну, конечно же... (кассир)

6 остров «Угадай профессию»

(команды по очереди угадывают)

1.        Как называется профессия корреспондента, который выезжает на место событий, берет интервью, беседует с людьми, анализирует обстоятельства, выделяет самое существенное и дает по телевидению информацию?

(телерепортер.)

2.        Кто готовит лекарства по рецептам врачей, обеспечивает хранение медикаментов, отпускает готовые лекарства без рецептов, комплектует заказы на медикаменты?

(фармацевт.)

3.        Кто сервирует стол, встречает посетителей, знакомит их с меню, принимает заказы, которые выполняет, рассчитывает посетителей, собирает использованную

посуду? (официант.)

4.        Должностное лицо, которое удостоверяет сделки, оформляет наследные права граждан, договоры, свидетельствует копии документов, юридических актов. О какой профессии идет речь?

(нотариус.)

Подведение итогов. Слово жюри. Поздравления.

Ведущий: Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо

принять вам.

При выборе профессии следует учитывать желание, интересы, склонности - все это

мы обозначим словом "хочу" (показ карточки).

Обязательно нужно обратить внимание на возможности личности, т.е. знание,

способности, психологические особенности, особенности здоровья - это мы выразим

словом "могу".

А также учитывать запросы рынка труда, потребность в кадрах "надо".

- Дорогие учащиеся! При выборе профессии не забывайте эти слова: "хочу", "могу",

"надо".

Работа.

Не слушайся слепо кого-то

И выгодных дел не лови,

Себе выбирая работу,

Ее выбирай по любви!

Такую, с которой вместе

Забудешь о всякой другой,

Поверишь ей, словно невесте,

Своей назовешь дорогой.

Ведра ли веселая душка

К ладони прильнет горячо,

Сосны ли кудрявая стружка

Тебе упадет на плечо,-

Гордись этой высшей наградой!

Ведь ты не чужой, не любой,

Работа ждала тебя, рада

Остаться навечно с тобой.

В избытке нахлынувшей ласки

Так хочется, радостной, ей,

Хоть стружкой,

Хоть пятнышком краски

Сверкнуть на одежде твоей.

П. Романова В добрый путь! В мир профессий! (Звучит музыка)


Литература:

  1. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков
  2. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.
  3. Чернявская А.П. Психологическое консультирование
  4. Еременко Н.И. Предпрофильная подготовка школьников
  5. Агеева И.Д. 5000 загадок для детей


Предварительный просмотр:

ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1»

Занятие по профилактике употребления ПАВ

«Скажем: НЕТ! Вредным привычкам»

Воспитатель ГКОУ ВО «Муромский детский дом №1»:

Пронина Алевтина Алексеевна

2011 год


Занятия на тему: «Скажем» «Нет! Вредным привычкам».

Цели и задачи:

  1. Пропаганда здорового образа жизни;
  2. Профилактика табакокурения и алкоголизма среди подростков;
  3. Формировать отрицательные отношения к курению; помочь осознать масштабы вреда курения для здорового человека.

Ход занятия:

1 Ведущей на фоне грустной музыки:

Вредные привычки – это коварные враги. Они доставляют нам удовольствие и потихоньку отравляют нам жизнь, наносят огромный вред нашему здоровью. Вредные привычки могут появиться в любом возрасте. Они растут и меняются вместе с нами. Давайте вспомним, что было раньше.

(Выходят ребята и читают стихотворение Б. Эппель)

1 участник

Вот школьница утром торопиться в школу

И сразу заметно по глазкам веселым:

Совсем не встает перед нею вопроса

О том, что жевать не положено косу.

2 участник

А ниже – мальчишка с футбольным мячом,

Шнуровка мяча для него нипочем.

И ловко свою проявляет сноровку,

Он прямо зубами хватает веревку.

3 участник

А рядом другой, резко сдвинувши брови,

Вгрызаясь в науку, уроки готовит.

При этом как будто конфетку – тянучку…

Сжевал карандаш и дошел уж до ручки…

2 Ведущий: Как будто бы мелочи это, а все же

Зубами за вещи хвататься негоже.

Ведь ясно: обычно и грязны, и колки

Бывают булавки, а так же иголки.

И каждый, наверное, слышал не раз

О том, что под ногтем скрывается грязь.

1 Ведущий: А грызть карандаш?

Разве это годиться?

Нельзя ж за его чистоту поручиться.

Мы знаем, конечно, что всем это ясно.

Чтоб меньше встречалось привычек таких,

Вредно напоминать о вредности их.

Сейчас привычки уж не те. Наша молодежь уже повзрослела. Она не грызет косу, моет руки перед едой, но зато повзрослели привычки.

Теперь молодых людей интересуют сигареты, пиво, они не прочь «украсить» свою речь нецензурными словами.

Давайте посмотрим сценку и поразмышляем о том, к чему приводят вредные привычки. «Девочка читает стихотворение, а кто-то из мальчишек инсценирует то, что она читает».

Вот мальчик Володя идет по бульвару,

Он юн и прекрасен, красавец он прямо.

Он шествует, весело взгляды бросая,

И вся его жизнь – дорога прямая…

Но вот из школьного портфеля,

Украдкой, таясь от всех,

Он пиво достает «Емеля»

И пачку сигарет.

Не боясь, что он юн годами

И того, что ростом мал,

С папиросой меж зубами

Гордо Вова наш шагал.

Он протягивал спиртное

И табачный дым вдыхал,

Но от этого взрослее

Глупый Вовочка не стал.

Бедный Вова, глупый Вова,

Ты не крут и не удал!

Повторим мы снова, снова:

Береги свое здоровье,

Пока молод, пока мал!

1 Ведущий: Узнаете ли вы кого-нибудь в лице Вовы? А согласны ли вы с выводом, который делает автор? (Зрители отвечают на вопросы)

2 Ведущий: Во все времена люди заботились о своем здоровье, боролись с вредными привычками. Об этом ярко свидетельствует дошедшие до нас легенды о великих людях древности. Давайте послушаем их:

1 ученик:  Однажды Пифагор услышал, как красиво одетый человек сквернословит. Философ сказал ему6 «Или говори речи, соответствующие твоей одежде, или оденься соответственно твоим речам».

2 ученик:  Как-то за ужином Диогену предложили кубок вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущенные гости принялись бранить философа. Диоген сказал: «Если бы я выпил это вино, оно все равно не досталось бы вам. А сейчас оно не причинило мне вреда…» (идет обсуждение)

1 Ведущий:  Узнаете ли вы кого-нибудь в лице Вовы? А согласны ли вы с выводом, который делает автор? (Зрители отвечают на вопросы)

2 Ведущий: Во все времена люди заботились в своем здоровье, боролись с вредными привычками. Об этом ярко свидетельствуют дошедшие до нас легенды о великих людях древности. Давайте послушаем их:

            1 ученик: Однажды Пифагор услышал, как красиво одетый человек сквернословит. Философ сказал ему: «Или говори речи, соответствующие твоей одежде, или оденься соответственно твоим речам».

          2 ученик: Как-то за ужином Диогену предложили кубок дорогого вина. Он тут же вылил его на пол. Возмущенные гости принялись бранить философа. Диоген сказал: «Если бы я выпил это вино, оно все равно не досталось бы вам. А сейчас оно мне не причинило вреда…» (идет обсуждение)

1 Ведущий: По мнению арабского философа Абу-аль-Фараджа вино, сообщает каждому, кто его пьет 4 качества. Эти качества отобразить в своих рисунках ученик, который вам сейчас о них и расскажет:

  1. Вначале человек становится похожим на павлина. Он пыжится, его движение плавны и величавы;
  2. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать;
  3. Потом он уподобляется льву. Становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе.
  4. Но в заключении он превращается в свинью, и, подобно ей, валяется в грязи.

1 Ведущий: Обращение к детям: Хотели бы вы быть похожимина эти образы? (обсуждение)

2 Ведущий: А теперь, друзья, наши девочки проиллюстрируют нам антирекламу спиртных напитков.

            (Звучит музыка из мультфильма «Пластилиновая ворона»)

Нам помнится вороне,                     Пробегает по сцене ворона

А может быть собаке,                      Пробегает по сцене собака

А может быть корове,                     Пробегает по сцене корова

Однажды повезло.

Прислал ей кто-то водки,               Выносят бутылку,дают корове-она радуется

А может быть и спирта,              Прохожий забирает водку,корова расстраивается,но              

                                   

А может быть портвейна,             ей выносят бутыль со спиртом. Заменяют напиток

Что тоже хорошо!            

На ель она взлетела,                    Макет ели выносят на сцену

А может не взлетела,

А может быть на пальму

С разбегу забралась.

И там она позавтракать,

А может пообедать,

А вообщем – просто выпить

Спокойно собралась.

Но тут лиса бежала,                     Пробегает по сцене лиса

А может не бежала,

А может это дворник злой,         На сцене дворник

А может и не злой!                      Дворник улыбается

Послушайте ворона,

А может быть собака,

А может быть корова,

Ты все же не права.

Ведь спирт здоровье губит,

А водка и подавно,

Портвейн вообще противный,

Ты выпей молока!

Но глупая ворона,

А может быть собака,

А может быть корова

Конечно упадет!        

Сломала себе лапы,

А может быть и крылья,

А может быть и шею,

А может позвонок!                       Корова показывает те места, которые сломала

Идею этой сказки,                        и изображает боль

А может и не сказки

Поймет не только взрослый,

Но даже карапуз:

- Не пейте, люди, пиво,

- Не пейте, люди, водку,

- А пейте только, люди,

Парное молоко!

2 Ведущий: Вопрос детям: «А что вы думаете по этому поводу?». (идет обсуждение)

1 Ведущий: Еще Л.Н. Толстой писал, что человек, переставший пить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой верной стороны освещают для него все явления жизни.

2 Ведущий: Вредные привычки вредны для нашего здоровья. Мне хотелось, чтобы вы, ребята, сейчас задумались о том, что такое курение и насколько оно опасно для вашего здоровья. Никотин …первая доза никотина ты можешь получить в школе, на улице. Тинейджерам важно показаться самостоятельными и взрослыми. А «стрельнуть» сигарету на улице так просто! К тому же почетно, особенно если на тебя при этом смотрят товарищи. Сутулый прохожий нехотя протягивает тебе пачку, разрешая взять одну или даже парочку совершенно бесплатно.

Поначалу ты затягиваешься только напоказ. Потом приучаешь себя к мысли, что курить приятно после еды. Потом настраиваешь себя на то, что снимаешь при помощи сигареты нервное напряжение. Потом тебе кажется, что ты родился с сигаретой в зубах, просто не можешь вспомнить, как это бывает, когда не хочется курить.

1 Ведущий: Борьбу с курением вели и ведут в настоящее время многие страны. Власти многих государств начали компанию по борьбе с курением. Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. Тоже происходит и в Англии, Швеции и Финляндии. Норвегия твердо решила стать некурящей нацией в XXI веке. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

А как боролись с курением раньше? В древние времена в Японии и Турции курильщиков подвергали телесным наказаниям, иногда даже дело могло дойти до смертной казни. В 1606 году король Испании - Филипп-3 издал указ, ограничивающий выращивание табака.

В Италии папа Урван-7 отлучал от церкви куривших и нюхавших табак.

В России табак был завезен в начале 17 века и его курение так же преследовалось. Царь Михаил Романов приказал наказывать курильщиков палочными ударами и плетьми, а при повторном уличении курильщику вырывали ноздри и ссылали в отдаленные земли.

Сейчас такие радикальные меры не принимаются. И мы сами должны подумать о том, как позаботиться о своем здоровье.

Обращение к детям: Как, на ваш взгляд, мы должны заботиться о своем здоровье? (идет обсуждение)

ИТОГ

1 Ведущий: А сейчас мы с вами проведем викторину на тему «Верите ли вы, что...»

Вы должны будете отвечать на вопросы «да» или «нет», в некоторых случаях можно дать пояснение, уточнить ответ. За правильный ответ вы будете получать жетон, и в конце занятия мы определим победителя (по количеству жетонов), которого ждет приз.

Итак, вопросы   «Верите ли вы, что...»

1) В России вступил в силу закон РФ «Об ограничении курения табака»?

(да, с01.01.2002г)

2) Минздрав устал предупреждать, что курениеопасно для вашего здоровья? (Нет, основная предупредительная надпись о вреде курения табака и дополнительная надпись о вреде курения (без учёта указания автора — федерального органа исполнительной власти по здравоохранению) на упаковке (пачке) табачных изделий должны занимать не менее 4% площади каждой большой стороны упаковки (пачке) табачных изделий.)

3) Запрещается поштучная розничная продажа сигарет и папирос? (да)

4)  Если человек, выкуривает пачку в день ежедневно на протяжении года, то на его лёгких оседает около литра смолы? (да)

5) Закон РФ не запрещает курить в общественных местах? (нет, статья 6 запрещает курение табака на рабочих местах, в городском, пригородном, воздушном транспорте, в закрытых спортивных сооруэюениях, организаъщях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти.)

6) Смертность среди бросивших курить начинает уменьшаться год спустя после отказа от курения? (да)

7) Курение обостряет вкусовые ощущения, обоняние и слух? (нет, горячий дым повреждает слизистую рта, языка и носоглотки, этим снижая чувствительность рецепторов.)

8) 130000 пожаров возникают ежегодно в связи с курением, в большинстве случаев из-за того, что люди засыпают, куря? (да)

9) Курение не влияет на беременность у женщин? (нет, курящая во время беременности женщина, рискует  осложнениями  беременности.   Кроме  того, существует корреляция между курением во время беременности и смертностью новорожденных.)

10) Большинство людей курят? (нет, только 12% подростков и 40% взрослых)

11) 90% всех случаев рака лёгких у людей, которые курили? (да)

12) Человек, который курит по пачке сигарет в день, потратит в год до 100 долларов на сигареты?   (да)

13) Курение не влияет на продолжительность жизни? (пет, каждая выкуренная сигарета уносит 6 минут жизни человека. Это значит, что пачка уносит 2 часа.)

1  чтец                        Ты, человек, слышишь?!

Минуты в часы слились,

Ещё один миг до пропасти,

Подумай, остановись!

2 чтец                        Не спеши стрелять себе в вену дулом шприца -

Здоровье твоё тебе ещё пригодиться!

3  чтец                        Не спеши дешёвого рая отведать,

Нанюхавшись клея,

В рай ты успеешь всегда

На Земле - веселее.

4 чтец                        В минутной жиже не спеши

Топить свою юность.

Много дел ещё надо свершить,

О многом подумать.

5  чтец                        Я не хочу целовать пепельницу,

Ты не хочешь вдыхать заразу,

Бросим курить

И покончим с этим сразу!

Ты юноша, девушка

Плач всех матерей услышь!

Сегодня ещё не поздно

Подумай! Остановись!

( музыка «Я хочу быть с тобой» гр. Наутилиус Помпилиус)

2 Ведущий                        Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай наслажденье.

Как проведёшь её - так и пройдёт,

Не забывай: она твоё творенье!


Список литературы

  1. Афонин И. Травинка В. Как прекрасен этот мир, посмотри!. - СПб. Питер Пресс, 1996.
  2. Галияхметметов P.P., Мартынцова Н. В. Соревнование классов, свободных от курения Методическое пособие для кураторов и координаторов. Спб. 2002.
  3. Козлов Н. И. лучшие психологические игры и упражнения. Переиздание. Екатеренбург: Из-во АРД ЛТД. 1998.
  4. Крюкова СВ. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей; практическое пособие - М. :Генезис, 1999.
  5. Прутченков А. С. «Свет, мой зеркальце, скажи...»»: Методические разработки социально-психологических тренингов.- М.: Новая школа, 1996.
  6. Шорохова О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. -СПб.: Речь, 2002.
  7. Социальная работа с детьми и подростками группы риска. Тезисы конференции, /под ред, А. А. Реана/ Санкт-Петербург 2000.