Социальное познание и социализация дошкольника

Ирина Геннадьевна Глушкова

Социальное познание и социализация дошкольника Отечественные ученые, такие как:А.С. Белкин,В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн,Д.Б. Эльконини др. считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитииименно в периодсвоего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется.Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практическогомышления в образном и предметном плане именно вдошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. В возрасте шести лет у дошкольников социального познания прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество». Практика нам с вами показывает, что дети старшего дошкольного возрастаактивно участвуют в жизни группы,своих родителей и близких людей. Они всегда готовы прийти вам на помощь. С величайшим интересом занимаются вгруппе и принимают активное участие в различных играх, делают уместные замечания, откликаются на зов и предложениядругих людей. Все выше перечисленное становится возможнымпотому, что у детей активизируетсясоциальное познание в обществе сверстников и взрослых. Они уже разбираются в устройстве нашего мира на должном уровне. Дети имеют достаточное количество знаний о природе, о себе, своих родителях, взрослых людях и сверстниках, уже способны устанавливать хорошие взаимоотношения с другими детьми и взрослыми. По мере роста и взросления дети все больше погружаются в познание и постижение разнообразных закономерностей и связей между частями социальной жизни: ориентируются в пространственно-временных отношениях и понимает причинно-следственные связи событий и многое другое; пути социального познания,освоение себя и окружающего мира приобретают специализацию. Социальное познание и образовательная среда детского сада По своей сутиобразовательная среда в детском саду социальна. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста вего жизни играют главную роль.Это родители ребенка, педагоги и сверстники. Во-вторых, среда детского сада наполненасамыми разнообразными предметами, вещами, созданными не только руками человека, но и его разумом, социальны припервомже приближении. В старшем дошкольном возрасте ребенок глубже погружается в наш мир и с помощью педагогов осваивает его закономерности. Можно утверждать: социальная среда детского сада не только обеспечивает сам процесс социализации посредством воспитания дошкольников, но также способствует раскрытию их индивидуальности. Образовательная среда детского учреждения способствует реализации всего спектра выбора ребёнка для активизации его социального познания.С одной стороны эффективность обусловлена природной любознательностью ребёнка, а с другой – психолого-педагогические методы и приёмы. Для активизации социального познания необходимы: · овладениесущностью событий и пространства; · взаимодействие со значимыми взрослыми; · определение социальных ролей,актуализированных ситуацией; Активизация социального познания дошкольника Пространство, где находится дошкольник, подвигает его на усвоение так называемых социальных дистанций. Поведение старших дошкольников корректно, они не нарушают пространственных норм взаимодействия. А вот в незнакомой обстановке дети допускают ошибки. Дети могут располагаться близко или далеко,они либо контактируют либоизбегают контакта, ведут себя вызывающе, привлекая внимание жестами, словами, действиями, мимикой и т.д.) В данном случае педагог может использовать педагогические приёмы, направленные наосвоение детьми социальных дистанций. ПЕРВЫЙПРИЁМ:ритуалы в группе Социальные дистанции можно поддержать определёнными ритуалами (здороваться за руку) изнаками отличия(отличительная повязка дежурного,флажок у командира). ПРИЁМВТОРОЙ: коммуникативные игры «Тактильный телеграф». Чётное количество детей стоят по кругу. Двое детей, стоящие друг против друга, будут «передатчиком» и «приёмником». Начинает игру «передатчик»,отправляя сообщение «приёмнику»,пожимая одновременнолевую рукуправостоящего от него ребёнка иправую руку левостоящего, и передаёт импульс. Получив импульс, «приёмник» говорит: «Телеграмму получил». Выигрывает та часть круга, которая передаст сообщение быстрее и точнее. «Наблюдательность». Выбирается водящий по считалочке, он удаляется за дверь. Дети выбирают ребёнок, о котором будут задавать пять вопросов водящий. Если задуманного игрока отгадали, то он будет водить, если нет – выбирается новый водящий считалочкой. «Кто за кем?» Водящий стоит лицом к колонне детей и запоминает порядок их построения. Водящий отворачивается и называет порядок построения детей. Можно усложнить игру, называя в чем были одеты дети. Можно детям перестроиться, а водящего попроситьповернуться и восстановить старый строй. Какой же педагогический эффект получается с выбором пространства? При взаимодействии с партнёром ребёнок чувствует дистанцию, осваивает пространство общения и взаимодействия, демонстрирует характер эмоциональной близости ивзаимной заинтересованности, что обеспечивает развитие путей его социального познания и позитивные взаимоотношения с партнёрами. Событие – то, что уже произошло когда-то и не повторится с фотографической точностью никогда. Древние говорили: «Невозможно войти дважды в одну и ту же реку»;и так же невозможно повторить все те состояния, пережитые в определённых ситуациях. Но психологическое состояние способно дать толчок развитию познавательной и эмоциональной сферы человека, повлиять на формирование произвольности психическихпроцессов. Старшие дошкольники уже понимают суть многих событий и могут разобратьсяи понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, построить в нем свои отношения с другими людьми. В этом смысле необходимо обратить внимание на технологию педагогической деятельности по созданию событийной среды в группе: · педагогический анализ события · влияние его воспитательного потенциала · акцентирование тех сторон события, которые могут оказать влияние на ребёнка · нейтрализация негативного влияния · стимулирование рефлексивного отношения ребёнка к происходящему. ПРИЁМ ПЕРВЫЙ: традиции группы «Утреннее приветствие» -взрослый и дети стоят в кругу и желают друг другу доброго утра, передавая при этом игрушку или любой предмет, обращаясь к товарищам: «Здравствуйте, я пришёл!»; при этомодин говорит приветствие, а другие добавляют к нему имя предыдущего ребёнка и т.д. «Читательский день» (по выбору педагога) – дети по очереди приносят свои любимые издания литературы, заранее готовят пересказ одной истории и воспитатель организовывает обсуждение рассказанного, для того чтобы все могли представать себе картину происходящего, выразить своё отношение к героям и событиям, придумать продолжение истории. ПРИЁМ ВТОРОЙ:коллективные творческие работы Коллективные работы – это один из путей социального познания, при условии,что при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемыхсобытий.Это может быть коллаж из детских фотографий, картинок, детских рисунков. А сообща выполненная детская газета подтолкнёт многих детей к активному познанию действительности. Педагогический эффект создания событийной среды.Ребёнок меняется сам,если поменять события и взгляд на них самого ребёнка. События помогаютизменить внутреннее состояние и взгляд на окружающий мир. События позволяют актуализировать внутреннее состояние, выделить главное, значимое в содержании ситуации, выразить эмоциональную оценку, тем самым обеспечивают развитие памяти, внимания, мышления и т.д. и, что особенно важно, формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников. Значимые взрослые –это могут быть родители и воспитатели – люди, к которым дети относятся с большой степенью доверия, имеют тёплые отношения. А ребёнок выбирает значимого взрослого для себя неслучайно. Он разделяет не только содержание общих дел, но мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми. Если значимый взрослый обеспечивает старшему дошкольнику информационное и эмоциональное поле, то ребёнок тянется к нему, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении и социальном познании. А для этого необходимо, чтобывзрослые и дети не просто были организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы. ПРИЁМПЕРВЫЙ: рисунок Проективный рисунок. В рисунке ребёнок на невербальном уровне проявляет своё отношение к тем, которые имеют большое значение в их жизни. По заданию педагога дети могут рисовать праздник в детском саду или круг своих знакомых и родных. Следует помнить, что любые диагностические процедуры дают мгновенный срез; следовательно, выводы будут носить актуальный характер в конкретный момент времени и должен использоваться осторожно. Тематическое рисование.Цель рисунка – уточнения и расширения социальных контактов. В процесснеобходимо внести элемент обсуждения или подведения итогов. Тема рисунков может быть любой, касающейся определённой группы или групп людей. ПРИЁМ ВТОРОЙ:коммуникативные игры «Просьба». Эта игра парами. Дети просят друг у друга что-нибудь. Выигрывает тот, кто наберёт больше предметов.Для этого ребёнок должен использовать в своей просьбе вежливые слова, обращаться по имени к собеседнику, говорить комплименты и др. «За что мы любим?»Дети стоят по кругу, а ведущий выбирает себе ребёнка, о котором пойдёт речь. Он называет пять привлекательных качеств, характеризующих выбранного человека. Остальные пытаются отгадать о ком идёт речь. В конце игры определяют самую популярную личность. Педагогический эффект выбора значимого взрослого. Под влиянием значимого взрослого у ребёнка формируется чувство принадлежности к миру людей, чувство «мы».Такой опыт старшего дошкольника с разными людьми даёт ему основание ориентироватьсяне только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми в разных ситуациях. Социальные роли -любимая игровая деятельность дошкольников.Играя роль, дети передают характерные особенности персонажа с помощью различных средств выразительности:голоса, пантомимики, мимики, жеста.Дети любят самостоятельно распределять роли, проигрывают их, облачая себя в соответствующие костюмы, используют нужные атрибуты, аксессуары и др. В игре дети возлагают на себя разные социальные роли старших по возрасту, что способствует расширению рамок социального познания.Педагогическое руководство игрой составляет опору для освоения детьми реальной социальнойроли. Приём первый: Режиссерские игры: Игры «Семья», «Магазин», "Больница" и др. позволяют детям освоить профессиональные и бытовые роли: клиент, покупатель, пациент, родитель и т.д. Игра«Школа»позволяет ребёнку самостоятельно моделироватьбудущее, побывать в роли ученика и учителя, (дошкольника и воспитателя и др.) Приём второй:развивающее педагогическое мероприятие Детям раздают листы бумаги, поделённые на квадраты, где символами изображены вопросы-ситуации, касающиеся школьной жизни. Воспитатель просит отметить галочкой квадраты, касающиеся школьной жизни.В заключении надо расставить акцентына ответах большинства, меньшинстваи отметить то, что неправильных ответов не было, потому что жизнь школьников очень разнообразна, насыщена событиями и встречами с интересными людьми, которые находятся всегда рядом и помогут детямв их школьной жизни. Главная идея педагогического мероприятия – безоценочность выбора каждого ребёнка, обозначение позитивной перспективы учебного труда, школьной жизни. Приём третий: экскурсии в школу Это традиционное мероприятие в дошкольном мире. Здесь ребёнок может увидеть, как протекает жизнь школьников и учителей, заглянуть на урок, побывать в школьном музее. Ещё одну экскурсию можно провести в каникулярное время, когда в школе тихо, спокойно, нет звонков. В это время можно спокойно познакомитьсяс пространством школы: побывать в разных кабинетах, где очень ярко представлены науки (химия, география, биология и др.), порисовать мелом на доске, посетитьстоловую, спортивныйзал, библиотеку. Педагогический эффект выбора социальной роли. Осваивая социальную роль, детиприобретают более полный жизненный опыт,насыщенный новыми яркими эмоциями и содержанием, закрепляютзнания новых форм общения и взаимодействия, расширяют словарный запас, приобретают социальные навыки, достигают нового положительного эмоционального состояния. В заключение важно подчеркнуть: дошкольный возраст сенситивен для социальногопознания в связи с бурным развитием восприятия, памяти, мышления, воображения, речи ребёнка, стабилизацией его эмоционально-волевой сферы. Эти психологические достижения позволяют старшим дошкольникам не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому, социальной роли.Целесообразно организованная социальная среда детского учрежденияполноценно обеспечивает развитие индивидуальности дошкольника, подготавливает его к новому социальному качеству. 

Воспитатель ГБОУ Центр развития ребенка - детский сад № 1320 - Злобина Екатерина Аркадьевна