Учебный план МБОУ ОСОШ №2

Учебный план

Школа работала по учебному плану, составленному на основе Базисного учебного плана  2004 года, первые классы учились по ФГОС на основании приказа МУ УО Орловского районаот 02.07.2010                              № 268 «О присвоении статуса областнойпилотной площадки по внедрению федеральных государственныхобразовательных стандартов начального общего образования»

 Федеральный компонент выполнен  полностью за счет инвариантной и вариативной частей. При составлении учебного плана соблюдалась   преемственность между ступенями обучения, классами, предметами.

Учебный план школы  ориентирован на дифференциацию обучения, развитие учащихся, профилизацию в  10 классах с учетом интересов учащихся, их родителей и возможностей школы.

Используя данный учебный план, школа обеспечивает право учащихся на выбор уровня образования и образовательных программ.

В школе реализуются три положения Концепции модернизации российского образования-  доступность,  качество и эффективность.

     Учебный план 2-11-ых классов  соответствует Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004. № 1312,  в части соблюдения обязательной минимальной нагрузки по классам и ступеням обучения по пятидневной учебной неделе.

  Продолжительность учебного года:

Iкласс – 33 учебные недели;  продолжительность урока- 35 минут

II-IV, IXклассы – 34 учебные недели, продолжительность урока -40 недель

V-VIII,  X-XI- классы- 35 учебных недель, продолжительность урока -40 минут.Учебный план 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебных недели, 2-4  классы – 34 учебные недели. Продолжительность урока для 1 класса – 35 минут, для 2-4  классов – 40 минут. Режим работы в 1-ых-4-ых классах – 5-дневная учебная неделя.

Для реализации учебных программ начальной школы используются следующие учебно-методические комплекты:

-УМК «Школа России» (1б, 2в классы);

-УМК « Гармония» под редакцией  Н.Истоминой (2б,3б, 4б класс);

-УМК учебно-развивающей системы Л.В. Занкова (1а, 2а,  3а, 4а классы).

Система Л.В.Занкова представляет целостную систему обучения, которая способствует оптимальному общему развитию каждого ребёнка.

Курс ОБЖ интегрируется в форме модуля с предметом «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы.

1 дополнительный час  по физической культуре не введен, но предусмотрена компенсация увеличения двигательной активности и спортивно-оздоровительной работы за счет ресурсов внеклассной деятельности: кружки, секции, дни здоровья, динамические паузы, соревнования, подвижные перемены. В 1-ых классах введена динамическая пауза  – 1 час.

В соответствии с приказом МО и ПО Ростовской области от 11.06.2010 г. № 501 «О присвоении статуса областной инновационной площадки образовательным учреждениям», приказа   МУ «Управление образования Орловского района» от 02.07.2010  № 268 «О присвоении статуса областной пилотной площадки по внедрению федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» школа организует образовательный процесс  в 1-ых классах в соответствии с требованиями стандарта начального общего образования. Учебный план разработан на основе базисного образовательного плана  и представлен двумя компонентами: обязательная часть (20 часов) и часть, формируемая участниками образовательного процесса. Эта часть в 1-ых классах представлена 10-ю часами внеурочной деятельности по направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, гражданско-патриотическое, проектная деятельность – всего   330 часов  в каждом классе на весь учебный год. Виды деятельности охватывают разные направления по содержанию и формам организации: кружки, студии, экскурсии, подвижные игры, исследовательская деятельность, социальные акции, коллективный проект. Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Технология портфолио является наиболее удачной для накопления достижений обучающегося.

Учебный план   1-х классов

Предметные

области

Учебные

предметы

 

1-А

1-В

Всего

Л.В.

Занков

Школа России

 

Филология

Русский язык

5

5

10

Литературное чтение

4

4

8

Математика и информатика

Математика

4

4

8

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

 

2

4

Искусство

 

Музыка

Изо

1

1

1

1

2

2

Технология

Технология

1

1

2

Физическая культура

Физическая культура

2

2

4

Итого

20

20

80

Внеурочная

деятельность

Виды

деятельности

10

10

40

Спортивно-оздоровительное

ОФП

Ритмика

Шахматы, шашки

 

1

1

1

1

1

1

2

2

2

Художественно-эстетическое

Театральная  студия «Надежда»

1

1

2

Художественное творчество

1

1

2

Хоровое пение

1

1

2

Научно-познавательная

Интеллектика

Информатика малышам

1

1

1

1

2

2

Гражданско-патриотическая

Помоги себе сам

1

1

2

Доноведение

1

1

2

Всего

30

30

      60

 

Учебный план 2-4-х классов

 

Класс

2-А

2-Б

3-а

4-а

4-б

УМК

УМК Л.В.Занкова

Гармония

Школа России

УМК  Л.В.

Занкова

Гармония

УМК Л.В.

Занков

Гармония

учебные предметы

   инвариантная

   Доп.часы

ВСЕГО

инвариантная

Доп.часы

Доп.часы

ВСЕГО

инвариантная

Доп.часы

 

ВСЕГО

инвариантная

Доп.часы

 

ВСЕГО

инвариантная

Дол.часы

 

ВСЕГО

инвариантная

Дол.часы

 

ВСЕГО

инвариантная

Длп.часы

 

   ВСЕГО

русский язык

5

 

5

5

 

5

5

 

5

5

 

5

5

 

5

5

 

5

5

 

5

литературное  чтение

4

 

4

4

 

4

4

 

4

3

 

3

3

 

3

3

 

3

3

 

3

иностранный язык

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

2

2

2

2

2

2

2

математика

4

 

4

4

 

4

4

 

4

4

 

4

4

 

4

4

 

4

4

 

4

окружающий мир

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

музыка

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

изо

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

физкультура

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

труд

1

 

1

1

 

1

1

 

1

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

ВСЕГО

22

2

24

22

2

24

22

2

24

22

2

24

22

 

22

22

2

24

22

2

24

Основное общее образование

Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственной позиции, мировоззренческой позиции, гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей обучающихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.

Содержание образования на второй ступени  является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки обучающихся к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования.

В 5-9 классах  реализуется 

1.учебный план составленный  на основе БУП-2004;

2.В учебном плане представлены в полном объеме все образовательные области.

В 5-х классах часы вариативной части используются на:

-предмет регионального компонента: Информатика- для формирования компьютерной грамотности

- с целью адаптации учащихся ко второй ступени,  введены факультативные курсы «Конструируем правильную речь», «Занимательная математика».

В 6-ых классах 

      Региональный компонент: биология, география,

       для повышения компьютерной грамотности- информатика

          В 7а,б, классах  из 2-х часов регионального компонента  выделены :

Для повышения компьютерной грамотности учащихся  1 ч выделен  из вариативной части на учебный предмет «Информатика»,  1 ч- риторика (продолжение изучения курса начатого ранее)

     В 8а, б, в  классах часы распределены

На изучение риторики- по 1 часу

1 ч  -  алгебра и геометрия (по 0,5 часа)

 В 9а, 9б классе часы вариативной части используются на изучение «Экологии языка  как культуры речи»,  «Математики», основная цель подготовка учащихся к государственной (итоговой)  аттестации, введен предмет «Черчение»,

      В учебном плане сохраняется преемственность преподаваемых предметов, курсов.

    Предметы федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования изучаются в объеме не меньше, чем определено федеральным базисным учебным планом.

 

 

 

 

 

Класс

5-А,Б

6-А, 6-Б, 6В

7-А, 7-Б

8-А, 8-Б

9-А, 9-Б

 

 

Учебные предметы

инвариантная

вариативная

ВСЕГО

инвариантная

вариативная

ВСЕГО

инвариантная

вариативная

ВСЕГО

инвариантная

вариативная

ВСЕГО

инвариантная

вариативная

ВСЕГО

русский язык

6

 

6

6

 

6

4

 

4

3

 

3

2

 

2

литература

2

 

3

2

 

2

2

 

2

2

 

2

3

 

3

иностранный язык

3

 

3

3

 

3

3

 

3

3

 

3

3

 

3

риторика

 

 

 

 

 

 

 

1

1

 

1

1

 

 

 

математика

5

 

5

5

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

алгебра

 

 

 

 

 

 

3

 

3

3

0,5

3,5

3

 

3

геометрия

 

 

 

 

 

 

2

 

2

2

0,5

2,5

2

 

2

информатика

 

1

1

 

1

1

 

1

1

1

 

1

2

 

2

история

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

география

 

 

 

1

0,5

1,5

2

 

2

2

 

2

2

 

2

обществознание

 

 

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

природоведение

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

биология

 

 

 

1

0,5

1,5

2

 

2

2

 

2

2

 

2

физика

 

 

 

 

 

 

2

 

2

2

 

2

2

 

2

химия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

2

 

2

музыка

1

 

1

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

изобразительное искусство

1

 

1

1

 

1

1

 

1

 

 

 

 

 

 

мировая художественная культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

1

 

1

физическая культура

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

2

 

2

ОБЖ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

технология

2

 

2

2

 

2

2

 

2

1

 

1

 

 

 

Конструируем правильную речь

 

0,5

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимательная математика

 

0,5

0,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Черчение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Математика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

Экология языка как культура речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

ВСЕГО

26

2

28

27

2

29

29

2

31

30

2

32

29

3

32

 

     При проведении занятий по «Иностранному языку», «Технологии», в 5-9 -ых классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 человек и более, в 8- 9 классах осуществляется деление на группы по «Информатике и ИКТ», при наполняемости классов 20 человек  и более.

ХАРАКТЕРИСТИКА  УЧЕБНОГО ПЛАНА ШКОЛЫ III СТУПЕНИ

(средняя (полная) школа).

     Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация указанных целей возможна при введении профильного обучения.

     Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

     Переход к профильному обучению позволяет:

-         обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;

-         создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;

-         установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;

-         обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Обязательными условиями для введения на третьей ступени обучения профилей являются:

-         выбор обучающимися профиля обучения (по материалам анкетирования);

-         наличие соответствующего материально-технического, программно-методического обеспечения, соответствующих кадровых ресурсов.      

     Рабочие программы учебных дисциплин в параллели 10-х, 11-ом классе составлены на основе примерных программ среднего (полного) общего образования.       

     На основе результатов анкетирования  учебный план для 10-х классов предлагает углубленное  изучение  старшеклассниками в 10а классе истории и обществознания, в 10б -биологии

     В образовательном учреждении  предельно допустимая аудиторная нагрузка  в 10-11 классах 35 часов

Часы вариативной части распределены следующим образом

10  класс: элективные курсы

1ч –английский язык

0, 5-немецкий язык

0,5 ч- трудные вопросы географии

0,5ч-измерение физических величин

0,5ч -химия, решение задач

0,5ч-экология языка, как культура речи

0,5 ч- трудные случаи орфографии и пунктуации

2       ч- подготовка к ЕГЭ по математике

 

Принципы построения базисного учебного плана для 11-го класса основаны на идее универсального учебного плана, инваририантная часть выдержана полностью

Часы вариативной части используются:

1 ч -Вопросы истории и обществознания

0,5ч –измерение физических величин

0,5ч –биология в вопросах и ответах

1ч технология ( автодело)

1ч- подготовка к ЕГЭ по русскому языку

1ч-подготовка к ЕГЭ по иностранному  языку

     При проведении занятий по «Иностранному языку» «Технологии», «Физической культуре», «Информатике и ИКТ», в 10-11-ых классах осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 человек.

Старшая ступень готовит выпускников не только к обучению в вузе, но и к обучению в системе начального и среднего профессионального образования, а также к началу трудовой деятельности. Это, в частности, определило социально-правовую направленность содержания вариативной части. 

VI. Кадровое обеспечение образовательного процессе

В школе работало 42  педагогических работника, из них: учителей начальных классов- 9, учителей-предметников – 27, педагог-психолог – 1,  администрация школы– 5.

Школа укомплектована кадрами полностью. Коллектив стабилен. Несколько лет  текучести кадров не наблюдалось.

VII. Материальная база школы

В школе функционируют кабинеты: информатики на 13 посадочных мест, физики, химии, биологии, экологии и географии, технологии (домоводства и мастерские), спортивный зал, имеется  оборудованная спортивная площадка, кабинет психолога, медицинский и стоматологический кабинеты,  библиотека, оснащенная  компьютером. Материальная база школы в 2010 году пополнилась 6 новыми интерактивными досками. Все кабинеты оснащены  рабочим местом учителя,  в него входит: компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, имеется большая медиатека.  В 2009 году приобретен информационно-интегрированный программный продукт КМ –Школа,  он позволяет учителям широко использовать готовые информационно-образовательные ресурсы «КМ-Школы», которые могут быть использованы в процессе обучения, — это готовые мультимедиа-уроки по предметам школьной программы, медиатеки, энциклопедии, обучающие и развивающие игры, тренинги, электронная библиотека, коллекция музыки, курсы развития личности и многое другое.Библиотека  пополнена  художественной литературой, энциклопедическими словарями.

Школа имеет выход в Интернет, создан школьный сайт, имеется локальная сеть.

На базе школы функционирует столовая, рассчитанная на 100 посадочных мест, организовано бесплатное питание для 40% учащихся из малообеспеченных семей  и платное для всех желающих, в соответствии с требованиями СанПиНа  2.4.2.1178-02, работает буфет.

          В  школе обеспечены условия безопасности: в 2004 году установлена «Тревожная кнопка», организована круглосуточная охрана здания и территории школы.  В 2006 году установлена противопожарная система сигнализации, аварийное освещение

В школе действуют два отряда «Юные инспектора движения», «Юные друзья пожарных». Созданы формирования гражданской обороны.

 Планово проводится подготовка по вопросам личной и коллективной безопасности, отработка действий в чрезвычайных ситуациях, итоговым занятием является «День защиты детей», проводимый в конце учебного года. Совершенствуется система взаимодействия с правоохранительными органами и ВДПО, разработаны планы совместной работы. Ведется целенаправленная работа с учащимися,  родителями о возросшей необходимости быть бдительными, соблюдать нормы общественного поведения и требований безопасности.

Результатом обеспечения условий безопасности является отрицательная динамика роста травматизма с учащимися на уроке и отсутствие в течение 10 лет травматизма на рабочем месте сотрудников школы.

С 2000 года в школе не было чрезвычайных ситуаций с нарушением систем жизнеобеспечения: отопления, канализации, энергоснабжения.

Большое внимание уделяется укреплению здоровью учащихся,  формированию  здорового  образа  жизни.  С  этой  целью  проводятся   «Дни здоровья», поддерживается нормальный температурный, световой режим. В планах классных руководителей предусмотрено проведение классных часов, направленных на формирование здорового образа жизни.

В период летних каникул работает летняя оздоровительная площадка

С 1 апреля 2004 года школа осуществляет самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.  Имеет свой расчетный счет.