Опытно-экспериментальная деятельность

Кречковская Светлана Геннадьевна
Инновационно-экспериментальная деятельность.

 

С 2011 года МБДОУ д/с общеразвивающего вида №73 включился в работу по Федеральному  эксперименту: «Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному  развитию старших дошкольников и младших школьников», руководитель М.В. Корепанова, профессор, д.п.н., зав. Кафедрой дошкольного образования ВГАПК РО.

Объект эксперимента:  процесс непрерывного социально-личностного  развития старших дошкольников и младших школьников.

Предмет:  содержание и технология процесса социально-личностного развития  дошкольников и младших школьников в условиях непрерывного образования.

Цель эксперимента: разработать  концепцию и технологию  социально-личностного развития детей в условиях непрерывности дошкольного и начального образования; проверить их эффективность в ОЭР.

Планируемые результаты

  1. Разработка концепции непрерывного социально-личностного развития дошкольников и младших школьников;
  2. Определение ведущих линий преемственного социально-личностного развития детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст на основе требований ФГТ и ФГОС;
  3. Разработка критериально-оценочной базы сформированности интегративных качеств в области социализации в переходном периоде из дошкольного в младший школьный возраст;
  4. Разработка психолого-педагогического сопровождения непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  5. Освоение педагогами ДОУ и учителями начальной школы методами социально-личностного развития детей на основе преемственного подхода к организации образовательной деятельности.

Задачи:

1.Определить  сущность процесса непрерывного социально-личностного развития детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст.

2.Выявить критерии и показатели эффективности   реализации преемственности во взаимодействии воспитателей и учителей начальной школы по решению вопросов социально-личностного развития детей.

3.Сформировать банк диагностических методик, оценивающих эффективность  деятельности педагогов ОУ в реализации непрерывного  социально-личностного развития дошкольников и младших школьников.

4.Разработать психолого-педагогическое сопровождение непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5.Описать содержание и этапы технологии реализации преемственности во взаимодействии  педагогов ОУ на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе социально-личностного развития детей и проверить ее эффективность в ОЭР.

6. Разработать рекомендации для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств.

 

Этапы эксперимента:   

Подготовительный (январь -  декабрь 2011 г.) – формирование базы эксперимента по направлению, разработка программы, ее обсуждение с руководителями площадок ОЭР; описание критериев эффективности реализации преемственности во взаимодействии воспитателей и учителей начальной школы по решению вопросов социально-личностного развития детей;

отбор диагностических методик; моделирование процесса социализации детей на дошкольной и начальной ступенях образования; констатирующий этап эксперимента - диагностика участников эксперимента, анализ и интерпретация ее результатов.

Основной (январь – декабрь 2012 г.):  формирующий этап эксперимента: разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- создание и апробация технологии преемственности во взаимодействии  педагогов ОУ на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе социально-личностного развития детей.

Заключительный (январь – сентябрь 2013 г.): обобщающий этап эксперимента: разработка  рекомендаций для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств, проведение диагностики, анализ результатов ОЭР; коррекция технологии.

Продукты ОЭР: публикации в сборниках ФГОУ «АПКиППРО» и журнале «Начальная школа плюс До и После», методические рекомендации, выступление на конференциях.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию старших дошкольников и младших школьников Федеральный эксперимент по преемственности дошкольного и начального образования в ОС «Школа 2100»

Слайд 2

Направления экспериментальной работы: Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию старших дошкольников и младших школьников. Организация развивающей образовательной среды с учётом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ. Педагогическое диагностирование старших дошкольников и младших школьников. Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и УУД младших школьников . Пути и способы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников на дошкольной и начальной ступенях образования

Слайд 3

Участники эксперимента ГОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования». Руководитель направления М.В. Корепанова, профессор, д.п.н., зав. кафедрой дошкольного образования ВГАПК РО ; 8 субъектов РФ; 16 регионов ( Архангельская обл., г.Волгоград и Волгоградская обл., Брянская обл., Владимирская обл., Красноярский край, Московская обл., Мордовия, г. Саранск, Мурманская обл., г. Новосибирск, Пермский край, г. Псков, Ростовская обл., Самарская обл., г.Санкт-Петербург, Удмуртия, г. Ижевск); 42 школы и 48 детских садов Направление : «Подготовка педагогов к непрерывному социально-личностному развитию старших дошкольников и младших школьников»

Слайд 4

Актуальность: Проблема приобщения к социальному миру - одна из ведущих в процессе формирования личности ребёнка; необходимость оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей; в нормативно-правовых документах, обозначивших новые цели и задачи в дошкольном и начальном общем образовании (ФГТ к структуре ООП ДО и ФГОС), подчеркивается особая роль социально-личностного развития детей, как основного условия формирования социальной позиции, опыта социально-общественных отношений ; проблема преемственности между ДОУ и школой продекларирована, но не решена; решение задач, обеспечивающих развитие у детей социально-личностных качеств на ступенях дошкольного и начального образования, является продуктивным при условии непрерывности и преемственности данного процесса.

Слайд 5

Проблема, требующая решения: отсутствие целостного подхода к решению задач социально-личностного развития в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Слайд 6

Объект, предмет, цель эксперимента Объект эксперимента: процесс непрерывного социально-личностного развития старших дошкольников и младших школьников. Предмет: содержание и технология процесса социально-личностного развития дошкольников и младших школьников в условиях непрерывного образования. Цель эксперимента: обеспечение готовности педагогов к решению преемственных задач социально-личностного развития детей; разработка концепции и технологии социально-личностного развития детей в условиях непрерывности дошкольного и начального образования.

Слайд 7

Планируемые результаты: Разработана концепция непрерывного социально-личностного развития дошкольников и младших школьников; выделены ведущие линии преемственного социально-личностного развития детей в период перехода из дошкольного в младший школьный возраст на основе требований ФГТ и ФГОС; разработана критериально-оценочная база сформированности интегративных качеств в области социализации в переходном периоде из дошкольного в младший школьный возраст; разработано психолого-педагогическое сопровождение непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; освоение педагогами ДОУ и учителями начальной школы методов социально-личностного развития детей на основе преемственного подхода к организации образовательной деятельности.

Слайд 8

Этапы эксперимента: Подготовительный (январь - декабрь 2011 г.) - разработка программы, ее обсуждение с руководителями площадок ОЭР; - отбор диагностических методик; - диагностика участников эксперимента, анализ и интерпретация ее результатов. Основной (январь – декабрь 2012 г.): - разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения непрерывного социально-личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста; - создание и апробация технологии преемственности во взаимодействии педагогов ОУ на дошкольной и начальной ступенях образования в процессе социально-личностного развития детей.

Слайд 9

Этапы эксперимента: Заключительный (январь – сентябрь 2013 г.): разработка рекомендаций для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств, проведение диагностики, анализ результатов ОЭР; коррекция технологии.

Слайд 10

Результаты первого этапа: Выявлены критерии эффективности преемственности во взаимодействии воспитателей и учителей начальной школы по решению вопросов социально-личностного развития детей. Обобщены и проанализированы результаты диагностики социально-личностного развития детей: 5-6 лет, 6-7 лет, 7-8 лет. Выявлены позитивные тенденции и общие проблемы в социально-личностном развитии детей. Сформирован банк диагностических методик по оценке непрерывного социально-личностного развития дошкольников и младших школьников.

Слайд 11

Анализ результатов диагностики детей – участников эксперимента Всего – 3550 детей 5-6 лет – 1244 ребёнка 6-7 лет – 1244 ребёнка 7-8 лет – 1062 ученика 48 д/сада 42 школы

Слайд 12

Выявленные проблемы 5-6 лет снижены первичные представления об обществе и государстве; не все дети соблюдают нормы поведения; в общении отмечается агрессивность, дети не умеют уступать, договариваться; не умеют самостоятельно разрешать конфликты; дети затрудняются в контроле собственных действий при выполнении заданий; учебную задачу принимают, но затрудняются следовать правилам; затрудняются в оценке нравственных поступков своих и сверстников, вербализации нравственных качеств, эмоционального состояния друг друга и собственного.

Слайд 13

Выявленные проблемы 6-7 лет Не имеют системных знаний об обществе, государстве. отмечается бедность словарного запаса, частое использование лексики из современных мультфильмов, фильмов ужасов и т.п. затрудняются в назывании поступков, не всегда способны адекватно оценить поступки другого, ограничиваются словами «хорошо-плохо». не проявляют активность в образовательном процессе; не умеют отстоять своё мнение, не реагируют на эмоциональное состояние друг друга, не считаются с мнением друг друга.

Слайд 14

Выявленные проблемы 7-8 лет не сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления игровой деятельности (не умеют играть и общаться со сверстниками); есть учащиеся, не владеющие навыками самоконтроля; не могут самостоятельно проанализировать конфликт и найти конструктивное решение выхода из него; есть учащиеся, которые не знают и не соблюдают элементарные общепринятые нормы и правила поведения; есть учащиеся, которые не имеют представления об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему.

Слайд 15

Результаты второго этапа: Для оказания практической поддержки участникам ФЭ на базе ВГАПКРО были проведены: серия совещаний – консультаций, 6 семинаров. Цель: психолого-педагогическое сопровождение педагогов ДОУ и начальной школы в разработке технологии сопровождения, предусмотренной задачами 2-ого этапа эксперимента. Семинары проводили преподаватели кафедры, специалисты в области педагогики и психологии, практические психологи ДОУ и начальной школы. Результат: овладение педагогами практическими навыками разработки технологии сопровождения.

Слайд 16

Результаты второго этапа : Разработана программа и проведен совместный семинар участниками эксперимента МБДОУ д/с общеразвивающего вида № 73 и МБОУ СОШ №27 Цель : обсуждение готовности участников к решению проблем преемственности в социально-личностном развитии детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту и обсуждение состояния преемственности .

Слайд 17

Результаты второго этапа: Педагогами (ДОУ и начальной школы) с целью формирования готовности к реализации социально-личностного развития дошкольников и младших школьников: 1. составлены конспекты образовательной деятельности (тематических экскурсий, проектов, выставок, благотворительных акций и т.д.) для различных аудиторий слушателей: дети, педагоги, родители. 2. проведены данные мероприятия. 3. заполнены карты самоанализа по итогам проведения мероприятия (с целью сформулировать трудности, достижения, точки роста).

Слайд 18

Результаты второго этапа: Педагогами (ДОУ и начальной школы) с целью создания методического сопровождения социально-личностного развития детей: 1. составлен перечень видеоматериалов (сюжеты из детских фильмов, мультфильмов, изготовлены скрин-шоты); 2. произведена подборка выдержек из художественной литературы, диалогов, наблюдаемых в жизни, проблемных ситуаций, иллюстрирующих уровень социально-личностного развития для анализа с позиции педагога, ребёнка, родителя, участника события и др.

Слайд 19

Перспектива: третий этап (до сентября 2013 г) Заключительный (январь – сентябрь 2013 г.): обобщающий этап эксперимента: разработка рекомендаций для родителей по воспитанию у детей социально-ценностных качеств, проведение диагностики, анализ результатов ОЭР; коррекция технологии. Продукты ОЭР: публикации в сборниках ФГОУ «АПКиППРО» и журнале «Начальная школа плюс До и После», методические рекомендации, выступление на конференциях.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр: