"Я ПОЗНАЮ МИР"

учебный материал

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ НАВИГАТОР

Страна: Россия

Регион: Ямало-Ненецкий автономный округ

Населенный пункт: Муравленко

Год основания: 2020

методическое пособие по организации краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста
Разработчик: Роздорожнюк Наталья Петровна

Коллективные походы, прогулки, экскурсии являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого понимания моральных ценностей и принципов социального образа жизни.
Главными в жизни ребенка являются близкие люди. Именно они становятся его проводниками в неоднозначно сложном мире, от них зависит его избираемый путь.  Поэтому в детском саду задача педагогов в сотрудничестве с родителями создать все необходимые предпосылки для полноценного развития каждого ребенка, заложить фундамент уверенности в себе, своих силах и возможностях, умения бороться с трудностями.
Климатические условия Крайнего севера не позволяют детям проводить достаточное количество времени на свежем воздухе, что негативно сказывается на развитии дошколят. Образовательное учреждение и семья должны находить и использовать всяческие возможности для организации детского досуга на улице и не только.
Актуальность
В условиях современной России остро востребован человек, обладающий предприимчивостью, инициативностью, профессиональной компетентностью и коммуникабельностью.
ДОУ, являясь первой ступенью системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе своего края, стране.
Значимость данного методического материала продиктована требованием времени и  социальным заказом общества. 
 Организация краеведческой работы,  как эффективное средство познавательного и коммуникативного развития дошкольников, наиболее важна в наше время, т.к. развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на подготовку к обучению, успешную школьную адаптацию, что невозможно без формирования познавательной и коммуникативной компетентности старших дошколят, развития их социальных навыков.
«Я ПОЗНАЮ МИР» методическое пособие по организации краеведческой экскурсионной работы с детьми старшего дошкольного возраста  является новым инновационным инструментарием развития дополнительного образования по познавательному и коммуникативному развитию для старших дошкольников.

Описание мероприятий

Инструментарий при организации мероприятий

  • Научно-популярные, учебные фильмы, мультфильмы, презентации о природе, животных для детей старшего дошкольного возраста;
  • ЛЭП бук «Красная книга Ямала», энциклопедии «Я познаю мир», о животных, растениях;
  • раздаточный и наглядный материал (наборы для экспериментирования)
  • настольные и дидактические игры по познавательному развитию: «Экологическое лото», «Что лишнее?», «Чей домик?», лото «Птицы», пазлы «Наш край».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.

Методы работы:

  • Метод игровых обучающих ситуаций
  • Словесно-литературный метод
  • Проблемно-мотивационный метод

Форма работы с детьми: тематические походы, экскурсии, развлечения.

Оборудование: галстуки, эмблемы; ТСО-музыкальный центр, ноутбук, экран, проектор; д\п: картинки с изображением животных и их следов; блокноты, карандаши, контейнеры, фотоаппарат, чемоданчики следопытов.

Выбор предлагаемого направления также обусловлен работой по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; реализацией Программы развития учреждения и проекта муниципальной опорной площадки, цель которых – формирование основ коммуникативной компетентности дошкольников, а так же в рамках всероссийского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
Проблема
Наблюдения за малышами во время их пребывания в детском саду, результаты диагностики Общеобразовательной программы «Развитие», анкетирование и беседы с родителями, результаты  проектной игры «Я знаю! Я могу!» (с целью презентации образовательных достижений и умений выпускников детского сада на переходном этапе «детский сад – начальная школа»), позволили выявить следующую проблему: уровень познавательного и коммуникативного развития дошкольников недостаточен для организации благоприятного и эффективного  взаимодействия со сверстниками и взрослыми.  Дети редко общаются друг с другом за пределами сада.
В  современном мире родителями не всегда проводятся совместные с малышами походы в места отдыха, досуга, с целью формирования культуры природолюбия у дошколят, пропаганды здорового и экологически-ориентированного образа жизни.
Существуют различные средства решения данной проблемыодно из которых – организация краеведческой совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в результате дошколята:
  • увлеченно и творчески  играют в сюжетно-ролевые игры;
  • умеют строить связную продуктивную речь;
  • четко выражают вербально свои мысли и чувства другого;
  • применяют способы невербального общения;
  • свободно идут на контакт;
  • умеют действовать в коллективе, легко входить в него;
  • обладают рефлексией, умением дать оценку происходящему;
  • у них сформирована культура трудолюбия;
  • снижен уровень заболеваемости.
Цель методического пособия по организации краеведческой работы с детьми: развитие познавательных и коммуникативных способностей у старших дошкольников, формирование богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, бережного отношения к ней через коллективную деятельность в процессе подготовки и проведения краеведческих экскурсий.
В процессе работы решаются следующие задачи:
  • развитие познавательного интереса детей к миру природы, пропаганда здорового образа жизни на примере активного семейного отдыха;
  • формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • тренировка у дошколят выдержки, упорства в достижении цели.
  • воспитание дружеской взаимопомощи, гуманного, эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
  •  воспитание потребности у детей и родителей принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
  • развитие познавательных и коммуникативных навыков в процессе коллективного труда и творчества;
  • развитие продуктивной и репродуктивной речи детей в процессе составления описательных рассказов, монологической и диалогической речи;
  • знакомство детей с известными историческими событиями, понимание их взаимосвязи;
  • предоставление родителям информации о необходимости развития детей обращаться вне сада, психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста, а так же
 некоторых приемах и подходах в работе с детьми по данному направлению;
  • повышение экологической культуры у детей и родителей.
Одним из основных условий познавательного и коммуникативного развития дошкольников является создание такой образовательной сферы, которая позволит осуществить полноценное развитие личности ребенка:
- достаточно высокая коммуникативная и экологическая культура взрослых;
- предметно развивающая среда, создающая благоприятную атмосферу сотрудничества и общения (содержание учебных занятий и мероприятий, позволяющая детям совместно с родителями свободно общаться).
Участниками  организации краеведческой деятельности стали воспитатели групп старшего дошкольного возраста, дети 5-7 лет, родители.
Ожидаемый результат – в процессе взаимодействия «педагог – дети – родители» в  результате организации краеведческой экскурсионной работы дошкольники:
-имеют достаточный уровень развития познавательных и коммуникативных способностей, позволяющий бесконфликтно и эффективно общаться со сверстниками и взрослыми;
-имеют достаточный уровень знаний об окружающем (история города, края и т.д.) и навыков ориентирования в пространстве; развития экологической культуры, образования и просвещения;
-имеют более высокий уровень физического развития, снижена заболеваемость (приложение 3);
-имеют достаточный уровень развития речи, позволяющий ребенку сформулировать свои мысли, бесконфликтно общаться со сверстниками и строить монологическую речь.
-высокие достижения по результатам  проектной игры «Я знаю! Я могу!» (с целью презентации образовательных достижений и умений выпускников детского сада на переходном этапе «детский сад – начальная школа»), (таблица 1,2, приложение 2).
Педагоги
  • Повышается  количество детей, участвующих  в конкурсах различного уровня;
  • активность родителей, участвующих с детьми в  мероприятиях различного уровня повышается (приложение 4).
Родители
  • повышаются коммуникативные компетенции в воспитании детей;
  • возрастает  потребность родителей в природоохранной и экологической деятельности;
  • повышается уровень экологической культуры (приложение 5).
Предлагаются следующие конспекты мероприятий
1. Прогулка по окрестностям «Я познаю мир»;
2. Прогулка «Путешествие по волшебному лесу»;
3. «Поход следопытов»;
4. Прогулка по парку «Путешествие в царство растений»;
5. «Поход Робинзонов».
Методические рекомендации
 Правильная организация экскурсий и прогулок позволяет достичь цели по воспитанию всесторонне развитой личности ребёнка, совершенствовать лучшие качества в нём. Воспитателям предлагается заранее осмотреть место, куда будет организована прогулка с детьми. Перед экскурсией необходимо провести с дошколятами предварительную работу: чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, демонстрация слайдовых презентаций.
Прогулки по окрестностям «Я познаю  мир» организовываются за пределами детского сада с учётом продуманного маршрута и конечной цели. С воспитанниками проводится инструктаж по соблюдению мер безопасности во время путешествия.
Если детям предстоит пересечь проезжую часть, чтобы дойти до места прогулки, необходимо заранее повторить с ними правила поведения пешеходов (где разрешено переходить дорогу и как это делать).
«Путешествие по волшебному лесу», «Поход следопытов» - эти мероприятия тренируют выносливость дошкольников, активизируют способность наблюдать за окружающим вокруг.
Проводить походы необходимо несколько раз в учебном году (раз в три месяца), чтобы воспитанники не потеряли интерес к этому виду деятельности.
Прогулка по парку,  «Путешествие в царство растений», «Поход  Робинзонов» - эти путешествия с дошколятами необходимо проводить с целью пропаганды здорового образа жизни, в разное время года, обращая внимание ребят на важности укрепления здоровья с помощью закаливания.
Необходимо заранее подготовить оборудование для прогулки, составить план маршрута с обозначением дальности конечного пункта. Сопровождать маленьких путешественников могут не только педагоги, но и их родители.
Данный методический материал рекомендован для использования: воспитателями старших и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях для проведения коллективных мероприятий с родителями и детьми; родителями  для организации семейного досуга; для реализации детских проектов, которые помогают испытывать радость открытия, чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников, успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.
Прогулки, экскурсии, походы станут действительно эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут содержать  игры, различные конкурсы и соревнования, способствующие познавательному развитию, речи детей, умению действовать активно и самостоятельно, требующие определенной физической подготовки.

О нас

1. Прогулка по окрестностям «Я познаю  мир».

Цели и задачи: знакомство детей с местностью, ориентировка на местности по карте при помощи взрослых, составление плана местности в радиусе 1 км, нанесение ориентиров;  сравнение плана с картой города Муравленко; составление маршрутов и нанесение его на карту; развитие воображения, придумывание названий каждому участку на карте.

Несколько добрых советов ребятам:

Учись понимать природу, стань её другом и защитником.

Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением.

На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай, не шуми.

Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что - либо полезное.

Будь другом для всех живых существ, не мучай и не убивай животных.

Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках.

Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.

Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и несознательных туристов.

Рекомендации воспитателям: составить план прогулки и обдумать её организацию; перед прогулкой познакомить детей с историей города, рассмотреть иллюстрации, фотографии; послушать вместе с детьми песню о городе Муравленко, рассказать её историю.

Оборудование: фонарики, флажки, соответствующая одежда, инвентарь для игр.

Подвижная игра « Секрет»

Цель: тренировка внимания, памяти.

Задание: перед прогулкой раздать красные карточки.  Дети не должны использовать в разговоре слова: где? Почему? Когда? Тот, кто ошибся – отдает карточку.

Конкурс «Читаем карту»

Цель: ориентировка по карте; развитие и тренировка наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления.

 Содержание: рассмотреть вместе с ребятами карту города с пустыми кружочками. Дети, внимательно рассмотрев карту, должны дополнить, нарисовать и определить о каких зданиях идет речь.

Викторина «Кто в городе живет?»

Цель: обогащение детей знаниями о родном городе, крае; развитие речи, чувства патриотизма к родному городу, стране.

Вопросы:

  • В честь кого так назван наш город?
  • Сколько лет нашему городу?
  • Какие вы знаете, есть достопримечательности в нашем городе?
  • Какие вы знаете  улицы города Муравленко.
  • Какие вы знаете основные здания в городе.  
  • Как зовут мэра нашего города?
  • Какие известные люди живут в нашем городе?
  • Что изображено на флаге нашего города?
  • Сколько жителей в нашем городе?

За каждый правильный ответ победитель зарабатывает 2 очка.

 

Игра на наблюдательность

Цель: тренировка внимания, памяти, наблюдательности.

Содержание: воспитатель напоминает детям историю родного города. Ребята следят за правильностью рассказа. Внимательный игрок зарабатывает 3 очка.

Задание: 1) опиши здание, возле которого ты делал остановку;

                 2) вспомни и назови дорожные знаки (ребенок,  правильно ответивший на вопрос зарабатывает 2 очка).

 

2. Прогулка «Путешествие по волшебному лесу»

Цель: ориентировка по приметам (компасу, карте); развитие и тренировка  воображения, наблюдательности, памяти, речи; расширение кругозора, глазомера; формирование бережного отношения к природе.

Задание: рассмотреть карту лесной местности, запомнить маршрут; назвать все условные   изображения, нанесённые на карту.

Оборудование: инвентарь для игр, карандаши, блокноты, коробка для интересных находок и гербария.

Рекомендации воспитателям: перед прогулкой познакомить ребят с пословицами, поговорками, загадками, стихотворениями о лесе.

 

Загадки

 - Что за дерево стоит? Ветра нет, а все дрожит? (осина).

 - Не балует дуб детей, одевает без затей; все в его семействе носят тюбетейки (желуди).

 - Шишки словно у сосны, но орешки в них вкусны (кедр).

 - Лист горбочком, с желобочком, шипы имеет, а ранить не умеет. Зато лечит в любой день и час (алоэ).

 - Я – болотное растенье, конопатят мною стены (мох).

 - Как зовут иголки у сосны и ёлки? (хвоя).

 - Эти домики для листьев открываются весной, и из каждого выходит к нам листочек молодой (почки).

 - Не пугает её снег, оттого и раньше всех в поле серебриться. Хоть и сбросит колпачки, почки, как пуховички (верба).

 - У неё одежки колки – всё иголки да иголки. Звери шутят: «Дядя Ёж на неё слегка похож» (елка).

 - Эти маленькие бочки распечатает весна, а пока в них спят листочки и растут во время сна (почки).

 - У неё кусты высоки, густы. Ствол и ветки -  трубкой, очень хрупкой. Ягоды красны, да не вкусны (рябина).

 - Вы его всегда найдете, и в лесу и на болоте, хоть на вид он неказистый – мягкий, нежный, бархатистый (мох).

 - Изменили цвет монетки, и к зиме слетели с ветки (листья).

 - У ёлки иголки колки.

Стихотворения

 

«Береза»

Во поле березонька стояла; во поле кудрявая стояла;

Некому березу заламати; некому кудряву заламати;

Я пойду во поле погуляю, белую березу заломлю,

Срежу я с березы три пруточка.

Из – за леса,  леса темного, из – за зеленой дубравушки

Наступала туча грозная, а другая не погожая,

Все с дождями да с морозами, все с снегами невылазными.

 

«Ели»

Ели на опушке – до небес макушки –

Слушают, молчат, смотрят на внучат.

А внучата – елочки, тонкие иголочки –

У лесных ворот водят хоровод

«Разговор ветра и осинок»

- Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй, ты куда летишь вихрастый?

Что поднялся до зари? Погоди, поговори!

- Я спешу, Осинки, в город я несу приветов ворох,

Должен их сегодня сам разнести по адресам.

Площадям и переулкам, фонарям, тоннелям гулким,

 перекресткам и домам я приветы передам.

От тропинок и дорожек, от рябинок – тонко ножек,

От калиновых кустов, от малиновок, дроздов.

Чтобы город стал весенним, чтоб пришло туда веселье,

Чтоб запахло там весной, светлой радостью лесной!

 

«Зелёный город»

Мы посадим липы, клены. Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами. Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу, пусть звенит над ней гомон веселый.

Любят зелень российские дети, любят видеть деревья в расцвете.

Пусть цветет с каждым часом всё краше молодое Отечество наше.

 

«Прилет скворцов»

Ждет гостей высокий клен – дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша, есть крылечко для певцов…

В синем небе щебет слышен – к нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано, ждали птиц ещё вчера.

Ходит по двору охрана, гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем, барабаним и поем:

-Поживите в доме нашем! Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться, долетели до двора,

Не смогли мы удержаться, громко крикнули: - Ура!

Удивительное дело: все семейство улетело.

 

 

Конкурсы

Цель: закрепление знаний, умений и навыков ориентировки по карте и на открытой местности;

            ПДД;  развитие внимания, памяти.

Задание: 1) Кто быстро и правильно сможет объяснить, каким маршрутом мы доберёмся на место, заработает 1очко;

                 2) По дороге мы внимательно смотрим по сторонам, запоминаем все дорожные знаки, встречающиеся нам на пути, тот заработает 2 очка.

 

Беседа  «Поговорим, сидя на завалинке…»

Цель: обогащение знаниями детей, развитие речи, обогащение словаря.

Как растут деревья?

Деревьям для роста требуется питание.

Из почвы растение получает воду и минеральные соли. Из воздуха – углерод, а зеленые листья перерабатывают солнечную энергию в крахмал, сахар, целлюлозу. В атмосферу выделяется кислород. Происходит процесс, обеспечивающий рост и развитие дерева. Диаметр дерева увеличивается постоянно, а кора нет – она лопается, отмирает и отваливается. Со временем рост веток замедляется. Новые клетки становятся твердыми, похожими на чешуйки, постепенно превращаясь в почки. Весной почки раскрываются или опадают, и отросток снова начинает расти.

По количеству колец на древесине можно определить возраст дерева.

Зачем деревьям кора?

Кора защищает внутреннюю часть дерева или корня от высыхания и повреждений. Кора образуется в течение всей жизни дерева. Если дерево лишится тонкого слоя коры вокруг ствола, оно погибнет. Советуем на зиму обертывать их стволы старыми тряпками, что защищает кору от объедания  животными. Из коры деревьев изготовляют посуду и другие декоративные вещи

Какие бывают листья?

Листья похожи на круг, эллипс, яйцо, ромб, иглу и другие формы.

Почему листья окрашены в разные цвета?

С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл (зеленый цвет) разлагается. С его исчезновением прочие пигменты (краски) становятся видимыми. И мы наслаждаемся разнообразием окраски деревьев. К осени клетки у основания листа разъединяются, порыв ветра срывает листья. Вечнозелёные деревья не сбрасывают листья целиком. Это происходит постепенно. Поэтому они всегда остаются зеленые.

 

Конкурсы

Цель: развитие внимания, памяти, закрепление знаний ПДД.

Задания: 1) Каждый участник оббегает все деревья, пронумерованные цифрами от одного до десяти, коснувшись каждого из них рукой, победитель зарабатывает 3 очка;

                  2) Кто назовет наибольшее количество дорожных знаков, заработает 2 очка.

 

Подвижная игра  « Следопыты»

Цель: закрепление внимания, ловкости, быстроты реакции.

Содержание: к домику мы идем следующим образом: воспитатель идет впереди, а дети, спрятавшись так, чтоб она их не видела, идут за ней на расстоянии 20 метров. Изредка воспитатель оглядывается и тот, кого она заметит, выбывает из игры. Победитель зарабатывает 2 очка.

Игра с шишками

Цель: тренировка сохранения равновесия, развитие ловкости; тренировка глазомера.

Задание: 1) пройди по бревну с 20 шишками, если шишки падают – начинаешь сначала;

                  2) стрельба шишками по мишени.

 

Подвижная игра «Городки»

Цель: развитие и тренировка: глазомера, меткости, ловкости, силы.

Содержание: сбить мячом как можно больше фигур построенных из цилиндров.

 

Подвижная игра «Беличьи хвосты»

Цель: развитие и тренировка внимания, ловкости, мелкой моторики рук, скорости движения.

Содержание: ребята делятся на две команды. Каждая команда выбирает белку с хвостом определенного цвета. Воспитатель прячет в лесу отрезки шерсти разного цвета. Дети по команде ищут хвосты своего цвета и привязывают их друг к другу. Побеждает белка с самым длинным хвостом. Победители зарабатывают по 2 очка.

 

Беседа «Поговорим, сидя на завалинке…»

imageЦель: развитие у детей бережного отношения к природе, развитие чувства прекрасного.

Как лес может превратиться в болото?

Заболачивание леса – естественный процесс или схватка леса и болота. Начало сражения – поселение зеленого мха – кукушкина льна, образующего на поверхности почвы плотные ковры. Он препятствует просачиванию воды в корни деревьев. Со временем исчезает, уступая место сфагнуму – белому мху. С его появлением корням деревьев все меньше достается кислорода. Сфагнум поглощает воду, не допуская ее к корням, она начинает скапливаться в верхнем слое почвы.

Как в лесу заживает ожог?

Все мы любим ходить в поход, сидеть у костра. Но никто не задумывается о том, что от костра на лесной поляне остаётся не заживающая рана. Для того чтобы её залечить, лесу понадобится время. Сначала ветер приносит споры мха, через год появятся первые травы. Несколько позже появятся всходы деревьев.

 

Задание

Собрать гербарий и другой природный материал для поделок и выставок.

 

3. Поход следопытов.

Цель: расширение знаний у детей о жизни животных; развитие наблюдательности, логического мышления, умения бесшумно двигаться; распознавать следы.

Оборудование: карандаши и блокноты, бинокли, фотоаппарат, инвентарь для игр, наденем соответствующую одежду.

Рекомендации воспитателям: составить план прогулки и её организацию; перед походом показать детям  иллюстрации, фото животных, обитающих в нашей местности, их следы, рассказать, чем питаются и где обитают; перед прогулкой познакомить воспитанников с историей города.

Несколько добрых советов ребятам:

Оденьтесь соответственно.

Идите организованной группой, в колонне по двое.

При пониженной видимости пользуйтесь фонариком.

Соблюдайте правила дорожного движения.

Будьте вежливы, уступайте дорогу.

 

Игра следопытов

Цель: закрепление знаний условных знаков, тренировка самообладания; развитие наблюдательности.

Содержание: при ходьбе мы не будем разговаривать друг с другом – лучше пользоваться условными знаками. Нора, небольшое пёрышко, остатки еды, пучок шерсти, помёт, гнездо, обломок рога и настоящие следы животных многое могут нам рассказать об обитателях леса.

 

Дидактическая игра «Чьё перо?»

Цель: знакомство детей с различными видами перьев.

Задание: попросить отгадать какой птице оно принадлежит.

Победителю 2 очка.

Игра «Ловкий зверёк»

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Содержание: 1\2 часть команды с завязанными глазами стоит,  расставив ноги, другая часть команды старается проползти между ногами,  не задев соперников. Тех, кого задели -  выходят из игры. Остальные получают 1 очко.

 

Игра «Охотники» (Приложение 1)

Цель: развитие у детей наблюдательности, логического мышления, кругозора.

Содержание: в песке, у озера можно обнаружить следы (сделанные специальным резцом), похожие на оленьи. Немного дальше несколько кровавых пятен (красная краска). Здесь прошел раненый зверь. Осторожно продвигаясь вперёд по следам раненого зверя, три раза теряется след, и три раза счастливчик, вновь его обнаруживший, получал ценное очко. следы: мятая трава, капли крови (краска) на утоптанной земле, привели нас к цели–  у  озера стоял раненый олень(макет).Игра закончилась стрельбой по мишеням.

 

Игра «Самый зоркий»

Цель: тренировка внимания.

Содержание: на расстоянии, на котором ещё можно различать простые движения, один из игроков через произвольные промежутки времени быстро выполняет различные движения: чистит зубы, поднимает руки и т.п. остальные игроки должны запомнить каждое его движение. Выигрывает тот, чьи движения окажутся наиболее точными.

 

Игра «Чего здесь не должно быть?»

Цель:  закрепление знаний у детей о растениях, кустарниках и деревьях, тренировка логического мышления.

Содержание: на определенном участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что – либо такое, чего там быть не должно. Например, к пихте крепится веточка сосны, к лиственнице еловая шишка и т.д.

 

Подвижная игра «Незаметно к цели»

Цель: развитие координации движение, пластичности, тренировка внимания.

Содержание: выбираем площадку на краю редкого леса на ровной местности. В очерченном квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьев становится водящий. На одном из деревьев висит свисток. Остальные игроки, спрятавшись, подкрадываются к дереву со свистком, если наблюдающий замечает кого – либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот, кому удается свиснуть раньше, чем его заметят. 

 

Подвижная игра «Слепой сторож»

Цель: развитие координации движений у детей, внимания.

Содержание: на пень кладем несколько небольших предметов. Одному из игроков – «сторожу» - завязываем глаза и ставим его на расстоянии двух шагов от пня. Остальные игроки должны незаметно взять какой -  либо предмет с пня. Того, кто при этом выдаст себя шумом, сторож выводит из игры.

Задание

Собрать вместе с дошколятами интересные экспонаты для  экспозиции выставки в группе.

 

4. Прогулка по парку «Путешествие в царство растений».

Цель: формирование у детей бережного отношения к природе, развитие чувства прекрасного; тренировка памяти, наблюдательности, воображения; развития речи, активизация словаря; расширение кругозора.

Рекомендации воспитателям: во время ботанической прогулки следует не только сообщить детям элементарные сведения о природе, но и предоставить им возможность на практике проверить некоторые теоретические знания. Перед прогулкой познакомить детей с картой, на которую нанесены все заповедники  нашей страны. С помощью заповедников государство охраняет редкие растения от исчезновения. Показать иллюстрации, фотографии растений нашего края. Рассказать об их пользе и вреде.

Оборудование: инвентарь для игр, карандаши, блокноты, коробку для интересных находок и гербария.

Конкурс

Цель: тренировка памяти у детей, обогащение словарного запаса.

Задания: 1) назвать цветы, которые мы знаем. Победитель зарабатывает 2 очка;

                 2) вблизи детского сада, обнаружив гриб, можно  узнать, сколько ему понадобилось времени, чтобы вырасти. Для этого нужно воткнуть линейку – на ней мы будем делать контрольные отметки, чтобы проследить, как быстро растет гриб.

 

Беседа  «Поговорим, сидя на завалинке…»

Что такое растение?

Это то, что растет. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они работают на протяжении всей жизни растения. Чем больше у растения корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием. Растения малоподвижны. Они могут передвигаться, но иным способом. Лианы обвивают опоры. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Цветок открывает и закрывает свои лепестки. Главное отличие растений от всего живого – способность к фотосинтезу. При помощи воды и света, а так же углекислого газа образуется кислород.

Что такое цветок?

Самое прекрасное создание природы. Цветки отвечают за образование плода. В цветке происходит опыление (обычно насекомыми), здесь образуется и развивается плод. Ученые считают, что цветки произошли от воспроизводящих побегов древних растений, которые заканчивались шариками со шпорами. Лепестки – самая красивая часть цветка. Их задача – привлекать насекомых для опыления. Запах издают не сами лепестки, а нектар – сладкая, сахарная жидкость. Им питаются многие насекомые, в том числе и пчёлы. Они перерабатывают нектар в мед.

Конкурс

 Задания:

  • нашедшего причудливой формы растение, кустарник или корягу – зарабатывает 3 очка;
  • насобиравшего больше всех листьев различной формы – ждет приз (3 очка). Можно предложить детям сделать гербарий из листьев.

Рекомендации педагогам: в группе можно показать, как делаются  оттиски листьев. Изготовление оттисков листьев:

  1. Краску распределить валиком на бумагу.
  2. Лист положить на краску рёбрами вниз. Прикрыть бумагой и прокатать валиком.
  3. Лист снять, положить на чистую бумагу. Прокатать валиком, осторожно снять лист с бумаги.
  4. Листья сушить между листами промокательной бумаги под грузом:
  5. Расправленные листья прикрепляют клейкой лентой к листу бумаги и надписывают.
  6. Расправленные листья помещают между двух стекол, края стенки заклеивают изоляционной лентой и подвешивают полученную картину за петельку.
  7. Предложить детям зарисовать в блокноты листья разных форм.

 

«Растительная» игра

Цель: закрепление у детей названия цветов; тренировка памяти, быстроты реакции. Задание: определить по картинкам названия цветов.

 

Игра «Каждому свое»

Цель: закрепление у детей строения и названия цветов.

Содержание: рисунки с изображением цветов, листьев, стеблей – перемешать. Собравшему наибольшее количество цветов 3 очка.

Беседа «Поговорим, сидя на завалинке…»

Как растения предсказывают погоду?

На траве блестит роса – дождя не будет.

Берегись дождя. Если клевер, одуванчик. Фиалка закрыли венчики своих цветов. На краях листьев клена и каштана выделяются капельки воды. Поникает перед дождём и  ботва моркови.

Растения могут рассказать о погоде на много месяцев вперёд. Урожай рябины – к холодной зиме, а много жёлудей на дубе – к тёплой. Если задержались в лесу грибы, к поздней зиме.

Поздний гриб – поздний снег.

Как определить время по растениям?

Цветы растений открываются и закрываются в определённом ритме, поэтому, если не дет дождь, то вокруг нас всюду цветочные часы.

В 4 часа – раскрываются цветы шиповника, 5 ч. – мак, 6 ч. – полевая гвоздика и одуванчик, в 7 часов «просыпается» колокольчик и огородный картофель. 8 – бархатцы, 9 – 10 часов мать – и – мачеха.

В 13 ч. закрываются цветы картофеля, 14 – мак, 16 – мать – и – мачеха, 18 – шиповник.

О лекарственных растениях.

 Сидя под кустом брусники, пополнить знания детей о лекарственных растениях и их значении. Собирать лекарственные растения можно только при сухой погоде; цветы собирают до того, как они раскроются, растения нельзя складывать в целлофановые мешочки, так как они могут отсыреть. Сразу после возращения в ДОУ разложите их тонким слоем на бумаге и высушите. Растения следует сушить на воздухе, не переворачивать. Правильно высушенное растение сохраняет свой первоначальный цвет и не распадется на части. Как только растения окончательно высохнут, растения складывают в бумажный мешок и перевязываются шпагатом.    

О растениях – компасах

Они сами даже, когда оно закрыто тучей (цветы подсолнечника).

Увидев мухоморов,  рассказать детям, как нужно вести себя в лесу, познакомить с правилами сбора грибов. Грибы нужно собирать лишь те, которые хорошо знаешь.

 

Подвижная игра «Угадай, какой цветок»

Цель: закрепление названий цветов, тренировка памяти, быстроты реакции.

Содержание: группа детей делится на две команды. Ребята одной команды получают листки с изображением цветов, вторая – листки с их названиями. По команде нужно быстро найти подходящий листок у другого игрока. Выигрывает тот, кто найдет его раньше всех.

 

Подвижная игра «Слепой ботаник»

Цель: развитиеу детей памятьи, обоняния, вниманиея.

Содержание: несколько хорошо известных и имеющих типичный запах цветов дают осмотреть и понюхать детям. Затем им по очереди завязывают глаза и, дав понюхать цветок, предлагают по запаху определить его. За каждое правильно названное растение игрок получает по очку.

   Возвращаясь в группу предложить нарвать обычных цветов для украшения группы. Принесённые цветы не сразу ставить в вазу, так как в этом случае они быстро бы завяли бы: вначале в воде нужно обрезать стебли примерно на один сантиметр (чтобы в сосудистые пучки не попали пузырьки воздуха!).

   В группе можно подготовить небольшую выставку с названиями отдельных цветов.

 

5.  «Поход  Робинзонов»

Цель: расширение знаний у детей о растениях; развитие наблюдательности, логического мышления; развитие умения бесшумно передвигаться, распознавать следы; тренировка глазомера, умение координировать движения.

Оборудование: инвентарь для игр, еда, верёвки, блокноты, карандаши.

Задание: выложить 20 различных предметов и предложить детям выбрать из предметов те, которые нужны для похода.

Добрые советы ребятам:

Не срывайте редкие и охраняемые растения.

Не надо собирать для гербария ничего лишнего.

Не надо сбивать незнакомые грибы ногами.

Обратите внимание на кусты, деревья, ягоды, цветы, травы.

 

Содержание: наши приключения начинаются с сооружения палатки. В то время как родители ребят сооружают шалаш,  можно дать задание детям перечислить травы, ягоды, листья деревьев, из которых можно заваривать чай в течение года. Кора старого поваленного дерева послужила материалом для изготовления ложек. Воспитатель показывает, как  сделать для себя ложку. Из четвертушки листа бумаги каждый может сделать себе стаканчик для воды. Воспитатель делит группу детей на две команды. Первая, используя свою фантазию и полученные знания, должна будет сделать солнечные часы, другая календарь.

 

П\и «Борьба на палке»

Цель: Развитие силовых качеств у детей, умения соблюдать правила; технику безопасности при выполнении упражнений.

Ход игры: На площадке  двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступню другого.

Правила: Начинать перетягивать палку по сигналу, не менять положения ног.

 

П\и «Куропатки и охотники»

Цель: ориентировка в пространстве; развитие ловкости, быстроты, координации. Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники их ловят (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается.

Правила игры. Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.

Ручейки и озера

Цель: Упражнение детей в беге в колоннах в разных направлениях, развитие зрительных и слуховых анализаторов.

 Игроки стоят в пяти—семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях площадки — это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом и разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги — озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Правила игры. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться и круг можно только по сигналу.

Смелые ребята

Цель: Развитие координации коллективных действий, ориентировка в пространстве.

 Дети встают в две-три шеренги в зависимости от площади комнаты. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый ведущий по очереди спрашивает у детей:- Вы смелые ребята? - Смелые! - Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза). Кто смелый? - Я! Я!.. - Бегите! Первая шеренга бежит на противоположную сторону до шнура, а ведущий ловит убегающих. Так повторяется игра и со следующей группой детей.

Правила игры. Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.

 

Литературная викторина, сидя на завалинке

  • Кто написал книгу «Робинзон Крузо»?
  • Как назывался корабль, на котором плыл Робинзон?
  • Как звали попугая Робинзона?
  • Почему Робинзон назвал своего попугая Пятницей?
  • Сколько лет провёл Робинзон на острове?

Задание

Прежде, чем собраться в детский сад, нужно убрать вокруг построек. Тот, кто быстрей справится со своим поручением, зарабатывает 1 очко.

 

 

Раздел 5

Литература

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О.

Развивающие игры для детей ст. дошкольного возраста. Кн. для воспитателя д\с. – М.: Просвещение, 1991

  1. Казакова Т.Г.

Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя д\с. – М.: Просвещение, 1985

  1. Мир детства:

Пособие для родителей и воспитателей по формированию здоровья, воспитанию и развитию детей от 2 до 6 лет. Дронова Т.Н., Голубев Л.С. и др.; - М.: 2005

  1. Программа «От рождения до школы под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
  2. Организация прогулок в детском саду

https://melkie.net/organizatsiya-dnya/organizatsiya-progulok-v-detskom-sadu.html

  1. Туризм в детском саду

https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/11/27/turizm-v-detskom-sadu

  1. Особенности речевой компетенции у старших дошкольников

http://refleader.ru/jgernaqasujgaty.html