Сундучок инноваций

Методическое объединение учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Березники Пермского края

СУНДУЧОК ИННОВАЦИЙ

 

В связи с трудностями, которые приходится преодолевать детям с нарушениями речи при овладении правильной и грамотной речи,  при овладении чтением и письмом, возникла необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения и воспитания данной категории детей. Известно, что использование в коррекционно-образовательной работе разнообразных нетрадиционнных методов и приемов предотвращает утомление детей, повышает мотивацию к логопедическим занятиям,  поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционно-образовательной деятельности в целом.

В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, современных способов качественной индивидуализации обучения и воспитания у педагогов возникла необходимость внедрения современных технологий, методов и приемов в непосредственную образовательную деятельность.

* "Повышение мотивации детей старшего дошкольного возраста с ОНР в развитии лексико-грамматических категорий через использование элементов развивающей технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"- сообщение из практики работы учителя-логопеда ДОУ № 75 Чунтоновой Л.В.

 

*"Использование технологии дидактического синквейна в работе над развитием лексико-грамматической стороны речи у детей С ОНР" - сообщение из практики работы учителя-логопеда МАДОУ "Детский сад № 64" Ковальских Т.А.

* "Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда"  - сообщение из практики работы учителя-логопеда МАДОУ "Детский сад № 74" Корочкиной Т.М. 

*"Технология создания мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи" - сообщение из практики работы учителя-логопеда МАДОУ "Детский сад №77" Кузнецовой В.Н.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75»

Сообщение из практики работы на тему:

Повышение мотивации детей старшего дошкольного возраста с ОНР в развитии лексико-грамматических категорий через использование элементов развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры.»

                                                          Учитель- логопед 1 квалификационной

                                                                                 категории: Чунтонова Л.В.

г. Березники

На современном этапе развития образования острой стала проблема увеличения числа детей с ОНР. Соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей проявляется в низкой успеваемости, в трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем, социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.

Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придаётся реализации развивающего характера игры, при обучении детей.(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин)

В логопедической литературе отмечается специфика игровой деятельности у детей с ТНР, разработаны научно- методические аспекты применения игры, как коррекционного средства (В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева). Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций.

Использование развивающих игр в коррекционно- педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.

Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей  «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича.

Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности «Сказочных лабиринтов» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.

Преимущество развивающих игр В.В. Воскобовича.

  1. Широкий возрастной диапазон (от 2х  до 7-8 лет).

Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Такие игры, как «Геноконт», «Прозрачный квадрат», способны развивать от простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, мышления, пространственного воображения до структурной модели осознания себя, как части живого. От фокусирования внимания и точности в исполнении до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений.

  1. Дидактическая мультимодульность.

Одна и та же игра может быть направлена на развитие математических, конструктивных, творческих способностей, на развитие речи, обучение грамоте. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться педагоги, родители без специального обучения.

  1. Образность и универсальность.

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

  1. Эмоциональная культура игры.

Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьёзными. Но игра- дело весёлое. Поэтому яркой особенностью этих игр является лёгкость в отношении, искромётный юмор и ирония, которую ребёнок воспринимает как язык равенства, поддержки. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет галошадь. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребёнок развивает главные качества личности- творца непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и  выбирать из многообразия вариантов.

  1. Возможность индивидуального коррекционного обучения.
  2. Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.

         Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:

  1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения.
  2. Во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.
  3. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Включение развивающих игр в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико- грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые игры включают в себя наглядные модели в виде стилизованных изображений реальных предметов, символов для изображения некоторых частей речи (белый квадрат- существительное, красный- прилагательное, зелёный- глагол). Схемы для обозначения основных признаков отдельных видов предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых» слов основных частей описательного рассказа.

Так, например, в процессе игр и заданий нами закрепляется понимание детьми значений глаголов вешать, класть, ставить,  практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Игра: «Помоги Фифе разложить вещи по местам»

Ход: Гусеница Фифа переехала на новую квартиру. Сначала она радовалась переезду, но потом от чего-то загрустила. Оказалось, что у неё очень много разных вещей. Фифа испугалась, что не справится одна с уборкой. Скажите, дети, а мы сможем помочь гусенице? Логопед предлагает детям последовательно разместить предметы и вещи по местам. По ходу игры дети проговаривают, какие вещи и куда они разместили.

Игра «В саду у Лопушка» развивает понимание категории рода у прилагательных, обогащает активную лексику детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (фруктов).

Другая игра: «Башмачки для Фифы», помогает закрепить знание основных цветов, развивать зрительное восприятие, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, закреплять обобщающее понятие «одежда», активизировать словарь по данной теме.

 Ход: Однажды Фифа пошла поиграть на цветную полянку. На этой поляне было много разноцветных квадратов. Подошла гусеница к зелёному квадрату и на её ножках появились зелёныё башмачки. Посмотрела Фифа вокруг и увидела, что все предметы на поляне позеленели. Какие предметы увидела гусеница? (зелёную кофту, зелёный носок, зелёный шарф и т.д.) Подошла Фифа к жёлтому квадрату и её башмачки тут же пожелтели, и всё вокруг стало жёлтым. (жёлтое платье, жёлтые брюки, жёлтая юбка). Закрыла гусеница глаза и случилось чудо, предметов стало много. Каких предметов стало много? (много жёлтых платьев, много зелёных носков, много жёлтых юбок, и т.д.)

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей. Применение игр может способствовать более точному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок для Гео» дети усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесённости к продуктам питания.

В игре «Путешествие весёлого автомобиля», закрепляется практическое употребление предлогов, образование приставочных глаголов от основы ехать.

А игра «Фифа идёт в гости» помогает закрепить умение ребёнка ориентироваться в пространстве и на плоскости. Даёт возможность активизировать пространственный словарь (право, лево, верх, низ, правая сторона, левая сторона). В игре закрепляется обобщающее понятие «насекомые», активизируется  предметный словарь по теме, развивается умение употреблять существительные в единственном числе, родительном падеже. Развивается мелкая моторика пальцев рук, кинестетические ощущения.

Ход: В один прекрасный летний день все друзья потеряли Фифу. Они её везде искали, звали, но всё безуспешно. А оказалось, что гусеница ушла погулять и заблудилась. Интересно, можно ли чем- то помочь Фифе? Дети предлагают свои варианты спасения гусеницы, а логопед обращает внимание на то, что можно проложить тропку к дому Фифы из волшебных верёвочек. Дети, по инструкции логопеда прокладывают путь верёвочкой по полотну (пр: сделай 2 шага на право, 1 шаг вниз, 4 шага на лево и т.д.). По пути следования встречаются различные насекомые. Логопед спрашивает, кого встретили дети на своём пути?

(встретили червяка, майского жука, стрекозу и т.д.). Логопед говорит, что дорога получилась очень длинной и гусенице придется идти вечером в темноте. Детям предлагается пройти всю дорогу на ощупь с закрытыми глазами. По ходу выполнения задания дети проговаривают свои действия (я иду на лево, вниз, на право, вверх, и т.д.). В конце игры Фифа благодарит всех за помощь.

Продуктивным на наш взгляд, является использование развивающих игр при формировании у  детей умений конструировать предложения различных типов.

Применяя развивающие игры, логопед может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Интенсивность такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи.

В качестве иллюстрации к сказанному приведём конкретные примеры описания игр:

Игра «Кто, какую пользу приносит?»

Цель: составление простого распространённого предложения с прямым дополнением по заданному образцу.

Ход: Однажды на солнечной поляне собрались лесные жители и затеяли спор : «Кто из них большую пользу приносит?» . Звери, птицы, насекомые так расшумелись, что разбудили мудрого ворона Метра. Метр предложил спокойно выслушать каждого участника спора (на наборном полотне выставлены кармашки с изображением животных, птиц, насекомых . второй комплект картинок- с изображением тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой данными животными и птицами). Ворон демонстрирует наглядную схему «курица- яйца» и пример высказывания. «Куры несут яйца.». Далее Метр стимулирует составление детьми предложений по схемам.

«Воображаемое животное.»

Цель: Формирование творческого воображения, навыкав комбинированных интеллектуальных действий. Развитие наглядно- образного мышления и памяти. Развитие навыка образования сложных слов, путём слияния двух основ. Формирование и совершенствование составления описательных рассказов.

Ход: Дети конструируют воображаемых животных, придумывают им имена, в соответствии с внешним видом, способом передвижения, по типу звукоподражания.(Китозай, Лягуш-мяу, Крокопрыг, и т.п.). Далее дошкольники придумывают рассказы по предложенному плану.

  1. Как зовут животного?
  2. Что есть у зверя? (какие части тела, какая шерсть, шкура…)
  3. Какой характер у зверя?
  4. Где он живёт?
  5. Что ест?
  6. Чем любит заниматься?

Применение развивающих игр в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет логопеду впоследствии более успешно обучать их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.

Результаты проводимого обучения свидетельствуют о широких возможностях использования развивающих  игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 64»

                                                                                                                   Сообщение из практики работы

                                                                                                                   на методическом  объединении

                                                                                                                   учителей-логопедов города и

                                                                                                                   территории Верхнекамья

        

«Использование технологии дидактического

 синквейна в работе над развитием лексико-грамматической 

стороны речи у детей с ОНР»

                                                                                      Учителя-логопеда первой

                                                                                      квалификационной категории

                                                                                      Ковальских Т.А.

        

        

Березники 2012г.

Цель:  Ознакомление  с опытом использования  в логопедической практике новой технологии дидактического  синквейна.  Обсуждение возможностей ее применения для оптимизации работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР.

 

        Дидактический синквейн одна из новых  технологий используемая в логопедической практике как средство оптимизации работы по развитию речи дошкольников.

        Современная логопедия уже давно использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук: педагогики, психологии и медицины. Наряду с уже давно известными технологиями: нейропсихологическими, кинезитерапией, суджок-терапией и другими,  дидактический  синквейн  направлен на повышение  эффективности работы по коррекции речевых нарушений у детей и помогает оптимизировать работу учителя-логопеда.  Дидактический синквейн нельзя рассматривать как самостоятельную технологию – она лишь часть, включаемая в логопедические технологии, способствующая внести в работу новые способы взаимодействия педагога и ребенка, дающая новые стимулы, служащая созданию благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

        Технология синквейна уже получила распространение в  школе,  а сейчас подтвердила свою эффективность при использовании и в логопедической практике.

        Синквейн в переводе с французского – «пяти  строчное стихотворение», иногда оно ассоциируется с японскими  трехстишиями хоку и пятистишиями – танка, в которых слова минимальны, но каждое слово несет огромную информацию и эмоциональную окраску. Рифмы в этих стихах нет, она не важна, в них на первый план выступает глубокий смысл (белый стих).

        Синквейн – не рифмованное стихотворение, заставляющее думать, осмысливать каждую строчку. Его особенность – это структура. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога.

        В дидактических целях синквейн получил разнообразие вариаций своей формы.  Он используется как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат и полезен в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

Дидактический синквейн основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Использование технологии дидактического синквейна учителем-логопедом, наиболее эффективна для развития лексико-грамматической стороны речи и развития связной речи. У детей с ОНР трудности в развитии грамматически правильной речи очевидны. Лексико-грамматическая  сторона речи у таких детей значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

У детей с ОНР присутствуют проблемы в развитии словесно-логического мышления, возникают трудности овладения такими мыслительными операциями как: синтез, сравнение и обобщение.

Анализ диагностических обследований детей и мониторинга уровня подготовки к школе показывают, что даже у детей с хорошими диагностическими показателями к школе остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа, возникают другие трудности в учебе. Особенно это начанает проявляться, когда повышаются  сложность заданий и на первый план выходят умения анализировать, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Развить эти способности  и помогает  технология дидактического синквейна.  

Мы разработали проект «Расскажи синквейн».

Цель проекта: развитие грамматически правильной речи.

Задачи:

  1. Расширять знания детей по лексическим темам.
  2. Обогащать пассивный и активный словарный запас.
  3. Преодолевать аграмматизмы в речи.
  4. Научить составлять синквейны и рассказывать их.
  5. Развивать ассоциативное мышление и образную память.
  6. Совершенствовать графомоторные навыки.

В процессе реализации данного проекта мы вместе с детьми изобрели с «лесенку успеха», поднимаясь по которой каждый ребенок постепенно сможет добиться результата. «Лесенка успеха» как и синквейн состоит из пяти ступенек, где перечислены последовательные шаги к достижению цели.

  1. Изучаем
  2. Размышляем
  3. Думаем
  4. Творим     и…
  5. Красиво говорим!

Примеры некоторых синквейнов:

Воробей.

  1.  Пугливый,  маленький;
  2.  прыгает, чирикает, клюет;
  3.  Воробей живет под крышей.
  4.  Птица.

Лошадка.

  1.  Добрая,  сильная;
  2.  скачет, ржет, возит;
  1.  Лошадь пасется на лугу.
  2.  Домашнее животное.

Зима.

  1.  Снежная,  морозная;
  2.  пришла, укрыла снегом, запорошила;
  3.  Все вокруг в снегу.
  4.  Холодное время года.

Белка.

  1.  Пушистая,  рыжая;
  2.  прыгает, скачет, заготавливает;
  3.  Белка живет в дупле на дереве.
  4.  Дикое животное.

Герань.

  1.  Душистая, полезная;  
  2.  растет, цветет, лечит.
  3.  Герань очищает воздух в доме.
  4.  Комнатное растение.

Когда дети научились вместе с педагогом составлять синквейны и их рассказывать, мы стали включать в работу с ними другие задания:

- «Отгадай, о ком (о чем) рассказывали»  (Вначале не произносится первая строка).

- «Закончи рассказ» (ребенок называет обобщающее слово).

- «Найди ошибки» (неправильное согласование слов, либо неверное использование признака предмета, действия и т.д.

        К работе с дидактическим синквейном активно подключаются родители. Для них организованы выставки, проведены совместные мероприятия (конкурс «Знайки»; «Вечер поэзии»; викторина «Знаете ли вы сказки?»).

Все это позволяет добиваться хороших результатов. У детей поддерживается интерес, положительный настрой и желание творить.

Результаты  обследования детей показывают, что  использование технологии дидактического синквейна  способствует достижению положительной динамики детей, увеличению коррекционного эффекта оказываемой логопедической помощи ребенку дошкольнику.

 

Литература:

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. М., 2007.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №74»

Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов

Тема: «Использование инновационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

        Выполнила:

        учитель-логопед

        Корочкина Татьяна Михайловна

Березники, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………        3

1. Новые информационные технологии в логопедической работе…………….        4

2. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения……        6

        2.1 Компьютер в специальном образовании…………………………………        8

        2.2 Компьютерная технология коррекции общего

        недоразвития речи ………………………………………………………..        18

        2.3 Этапы обучения …………………………………………………………..        21

Заключение……………………………………………………………………….        24

Использованная литература……………………………………………………..        25


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей  старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей с различными нарушениями развития.

Из года в год специалисты, работающие в детских учреждениях, отмечают рост числа детей, имеющих различные нарушения речи. Не секрет, что зачастую речь детей старшего дошкольного возраста остается мало выразительной, бедной. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков. Подобные нарушения определяют группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим развитие речи и исправление имеющихся у детей речевых нарушений особенно актуально в дошкольном возрасте 


1. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.).

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь Некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс.

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность исследования.

Специальное включение компьютерных программ в процесс логопедического воздействия, направленного на преодоление дизартрии у детей оптимизирует процесс коррекции их устной речи и в целом содействует гармонизации развития.

2. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ

Все чаще и чаще на страницах специализированных педагогических изданий поднимается вопрос о проблемах внедрения компьютерных средств обучения в процесс коррекции нарушений и общего развития аномальных детей. Компьютерные средства обучения, предназначенные для специального образования, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушений развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. Их применение является чрезвычайно эффективными, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Кроме того, их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счете, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.

В связи с этим особую актуальность приобретает разработка, создание и внедрение специализированных компьютерных программ, учитывающих общие закономерности и особенности развития детей с различными нарушениями развития.

Специализированные компьютерные средства обучения представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, раскрывающие проблемные моменты в обучении детей и обеспечивающие наиболее оптимальный путь включения данного программного продукта в систему коррекционного обучения.

Разработка и создание программного обеспечения для специального образования всегда сопряжены с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых данные компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны. Однако, учитывая значительные затраты на создание специализированных компьютерных программ, их стоимость до сих пор остается довольно высокой, что при условии недостаточного финансирования образования в целом и системы специального образования в частности становится серьезной преградой на пути информатизации. В связи с чем, круг пользователей данных программных продуктов, несмотря на широкую распространенность речевых нарушений, остается довольно ограниченным. Поэтому одним из путей успешного внедрения компьютерных средств обучения в образование в целом является снижение стоимости специализированных программных продуктов за счет использования современных технических возможностей компьютерной техники.

Практическое осуществление программно-технических требований доступности программы в виде простоты в управлении и использовании в процессе разработки компьютерных программ в виде эффективного использования технических ресурсов, доступного функционального интерфейса и управления программой, на наш взгляд, позволит существенно снизить материальные затраты на поставку, установку программного обеспечения и обучение конкретного специалиста соответствующим навыкам. Подобное решение одной из проблем внедрения компьютерных средств обучения в систему специального образования при осуществлении технической и методической поддержки пользователей позволяет эффективно использовать их в процессе коррекционной работы каждым специалистом, заинтересованным в повышении эффективности педагогической деятельности.

2.1 Компьютер в специальном образовании

В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

При этом одним из преимуществ компьютерных средств обучения заключаются в том, что компьютер может комплектоваться с учетом нужд и потребностей людей с ограниченными возможностями.

В этом направлении ведутся различные разработки.

Так, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применяется мембранная клавиатура с повышенной чувствительностью, клавиатура с увеличенными клавишами. Могут использоваться специальные пальцевые датчики.

Для людей с нарушениями слуха разработаны специальные компьютерные технологии, при которых голос говорящего человека преобразуется в визуальные символы на экране монитора.

Для людей с нарушениями зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация – так называемый «Экранный чтец».

Одними из первых работ в области создания технических средств поддержки коррекционного процесса стали разработки вспомогательных средств, направленных на формирование и коррекцию произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом и тяжелыми речевыми патологиями. Задачами таких специфических средств обучения, разрабатываемых при сотрудничестве сурдопедагогов и инженеров, являлись восполнение дефицита информации о звучащей речи за счет других, более сохранных видов восприятия, дополнение структуры обратной связи за счет привлечения сохранных анализаторов (зрительного, тактильно-вибрационного).

Попытки визуализировать звуки речи были предприняты довольно давно. В 70-80 годы  в бывшем СССР в свое время были выделены государственные средства для исследований и серийного производства приборов визуального контроля речи для слабослышащих "ВИР", "И-2", «ВИР – 6 Интонограф».

Принципиально новую технологию в разработке вспомогательных средств формирования и коррекции фонетической стороны речи предложили специалисты компании IBM . В 1987 – 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему "Видимая речь" на базе персонального компьютера.  В нашей стране освоение компьютерной программы «Видимая речь» началось в 90-х годах прошлого века. В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой программы.

Данная программа в первую очередь предназначена для работы как с детьми, так и со взрослыми пациентами с нарушенным слухом (глухие и слабослышащие), но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом. К этой категории можно отнести детей с первичной речевой патологией в рамках дизартрии, дислалии, алалии, ринолалии и заикания. Также программа эффективна при работе с детьми, имеющими вторичные нарушения речи, основной диагноз которых сочетается с речевой патологией.

Авторы программы предложили новый подход к визуализации основных акустических компонентов речи, создав достаточно информативные даже для маленьких детей графические образы с элементами мультипликации.

При этом впервые стало возможным визуализировать наиболее полный перечень базовых компонентов звучащей речи:

  1.  речевое дыхание,
  2. голосообразование – наличие и отсутствие голоса,
  3. голосоведение – длительность фонации, интенсивность голоса и его частотный диапазон, фонетическое оформление речи.

В программе предусмотрена визуализация слоговой структуры слова. С ее помощью на экране компьютера в доступных для детей образах отображается процесс коррекции и формирования таких просодических компонентов речи, как голосовые модуляции, выделение словесного и логического ударения.

Принципиально, что в этой программе в отличие от предшествующих приборов отображение звучащей речи на экране стабильно и сохраняется в течение любого времени, необходимого для работы и анализа деятельности.

Одной из отечественных разработок в области технической поддержки процесса формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей является созданный в 1994 году программно-аппаратный комплекс «Дельфа-130» (г. Москва).

Данная программа представлена как сурдологопедический тренажер для речевой реабилитации инвалидов по слуху и предназначена для формирования речи у глухих и слабослышащих пациентов, а также для коррекции произношения у детей и взрослых. Он является программно-аппаратным комплексом, так как использует нестандартное устройство обработки звука в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS .

Технически визуализация звучащей речи в данном комплексе достигается при помощи улавливания звуков микрофоном, преобразовании их в дополнительном устройстве, передаче сигнала на процессор и дальнейшем отображении компонентов звучащей речи на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации. Отображение сохраняется на экране монитора в течение любого времени, необходимого для анализа проведенной деятельности.

Данная программа позволяет визуализировать такие компоненты звучащей речи как:

  1.  речевое дыхание,
  2. голосоведение,
  3. фонетическое оформление звучащей речи,
  4. темпо-ритмическая организация речи.

При этом на экране отображается:

  1. длительный, устойчивый плавный речевой выдох для слитного произнесения слов и фраз;
  2. активный, короткий выдох речевой выдох;
  3. наличие или отсутствие голоса;
  4. сила и высота голоса;
  5. громкость и длительность звука;
  6. слоговая структура слова;
  7. словесное и логическое ударение.

Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции произносительной стороны речи у детей с заиканием. С этой целью была создана специализированная компьютерная программа развития речи при заикании «Демосфен». Работа с системой «Демосфен» направлена на выработку визуально-кинестетических и визуально-аудиальных условно-рефлекторных связей в центральной нервной системе, позволяющих сознательно контролировать темп, ритм и эмоционально-интонационную окраску речи в ситуациях общения. Визуализация речевых компонентов в данной программе производится в виде открывающихся в процессе речи картинок, анимационного движения автомобиля, аудиограммы.

Другим направлением при создании программного обеспечения для специального образования стала разработка специализированных компьютерных программ, направленных на коррекцию нарушений в развитии через обучение, не использующих в своей непосредственной работе функций обработки и преобразования звука. Специалистами Лаборатории компьютерных технологий Института коррекционной педагогики РАО разработан пакет специализированных компьютерных программ, поддерживающих развивающее обучение детей с различными нарушениями. Среди них коррекционно-диагностическая среда «Мир за твоим окном» (О. И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова, 1997; О. И. Кукушкина, 1996, 2001), программы «Состав слова (Кроссворд)», «Развивающие игры в среде Лого», «Математика для тех, кому трудно (Решение задач на движение – версии 1, 2. Состав числа)» (И. В. Больших, О. И. Кукушкина, 1995).

Компьютерные программы Лаборатории компьютерных технологий ИКП РАО ориентированы на пошаговое развивающее обучение в различных содержательных областях. Их использование при обучении детей с проблемами в развитии позволяет решить две задачи: педагогическая диагностика развития и индивидуализация коррекционного обучения.

Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» (1998 г., «Биосвязь, Санкт-Петербург). Данная технология сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.

Система включает в себя программно-аппаратный комплекс КАПфс-БОС-«Биосвязь», компьютерный комплекс с программным обеспечением, пульсотахометр компьютеризированный Пк-БОС, тренажер дыхания, комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений, микрофон, лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствования функции речи у взрослых и детей, обучения технике чтения лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми и психо-эмоциональными нагрузками, оздоровления организма и повышения адаптационных возможностей.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве парезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, так называемой речевой тревоге, расстройствах речи у детей и взрослых с нарушением слуха и зрения.

Относительными противопоказаниями использования Кабинета БОС являются возраст пациентов младше 4-5 лет, повышенная судорожная готовность головного мозга, выраженное органическое поражение головного мозга, сопутствующие соматические заболевания в фазе обострения, острые инфекционные заболевания.

Работа с программой проводится при непрерывном контроле процесса дыхания (горизонтальные полосы) и сердечной деятельности (под слайдом визуализируется пульсограмма). Обучение пациентов навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора.

Представленные программы направлены на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи. Однако, разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции.

Одной из таких программ является специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».

Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного.

Компьютерная программа «Игры для Тигры» поставляется на CD -диске и содержит описание и подробные методические рекомендации, позволяющие эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми.

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л. Н. Ефименковой, Г. А. Каше, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, Р. И. Лалаевой, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, 1969, 2002, а также Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985). Она адресована, прежде всего, специалистам – логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии логопедического консультирования.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы «Игры для Тигры» встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей.

Работа с данной программой проводится при первостепенной роли учителя-логопеда по принципу тройственного взаимодействия: педагог – компьютер – ребенок.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс с всплывающими подсказками. Основное управление происходит при помощи манипулятора-мышь, но при необходимости может дублироваться клавишами клавиатуры. Такое двойное управление представляется целесообразным в ситуации, когда ребенок использует мышь при выполнении заданий, а логопед управляет программой при помощи клавиатуры. Простота пользования программой является необходимым условием при работе с детьми дошкольного возраста. Таким образом, не требуется специального обучения работы с программой, и пользовательские навыки приобретаются в процессе работы.

Каждый из четырех коррекционно-образовательных блоков программы состоит из нескольких модулей.

Каждое занятие с использованием специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития.

Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов.

В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух (воспроизведение заданного ритма). Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Компьютерная технология «Игры для Тигры» предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

  1. звукопроизношение,
  2. просодические компоненты устной речи,
  3. фонематический слух и восприятие,
  4. лексические и грамматические средства языка,
  5. коммуникативные навыки,
  6. артикуляционная моторика,
  7. обратные речевые кинестезии,
  8. мелкая моторика пальцев рук (работа с манипулятором – мышь, клавиатурой),
  9. слуховое и зрительное восприятие,
  10. внимание,
  11. вербальная и зрительная память,
  12. воля и мотивация,
  13. словесно-логическое мышление.

В программе «Игры для Тигры» результаты деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку. Кроме того, программа содержит цифровые оценочные шкалы, позволяющие установить объективное состояние речевых и языковых средств ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется и в устной форме – если задание выполнено верно, компьютерный герой Тигренок хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания. После выполнения задания Тигренок дает положительную или ободряющую оценку результатов деятельности ребенка. Программа заведомо исключает отрицательную оценку для того, чтобы создать ситуацию успеха при работе с программой и положительного настроя детей на преодоление возникших в процессе выполнения заданий затруднений.

Таким образом, программа представляет пользователю объективную оценку результатов деятельности в трех вариантах – визуально, в звуковом и цифровом виде. Это позволяет в дальнейшем сформировать у ребенка навыки самоконтроля за собственной речью.

Практический опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что применение игрового принципа обучения, учитывающего основной вид деятельности ребенка, и создание проблемной ситуации с опорой на жизненный опыт дошкольника позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. Поэтому при разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» был применен игровой принцип моделирования деятельностной среды, активное участие в которой принимает и сам ребенок, используя понятные и доступные для него средства управления и визуальные образы.

Данный подход позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.

Одним из способов создания проблемных ситуаций, использованных при разработке специализированной компьютерной программы «Игры для Тигры» стало привлечение компьютерного героя-помощника Тигренка.

При работе с компьютерной программой «Игры для Тигры» ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения предлагаемого задания, помогает его выполнить, дает итоговую или промежуточную оценку деятельности, что создает дополнительную положительную мотивацию при работе с программой.

Специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить в диалог с компьютерным героем программы – Тигренком, что способствует развитию коммуникативных навыков и практическому применению речевых и языковых средств в смоделированных программой ситуациях общения.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

2.2 Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:

  1. компьютерную программу «Игры для Тигры»;
  2. методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной для детей.

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.

Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.

В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.

Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:

  1. системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
  2. игровая форма обучения;
  3. интерактивность;
  4. полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
  5. дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
  6. объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
  7. создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Структура программы.

Программа состоит из четырех больших блоков: Фонематика, "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.

Схему упражнений программы представлена:

Блок

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Модуль и его упражнения

Просодика

Дыхание

Слитность

Ритм

Темп

 

Ветерок

Рыбка

Машина

Муравей

 

Кораблики

Облако

Пирамидка

Самолетик

 

Одуванчики

Пузыри

Мозаика

Клоун

 

Воздушный змей

Часы

Дом

 

Звукопроизношение

Свистящие звуки

Шипящие звуки

Звук “Л”

Звук “Р”

 

межзубный сигматизм

губно-зубной сигматизм

губно-зубной ламбдацизм

велярный ротоцизм

 

боковой сигматизм

боковой сигматизм

межзубный ламбдацизм

одноударное произношение

 

 

произношение из нижнего положения

 

 

Фонематика

Звуки

Слова

Анализ

Синтез

 

Музыка

Звуковые часы

Поезд

Составь слово из 3 букв

 

Звук “О”

Четвёртый лишний

Составь слово

Составь слово из 4 букв

 

Звук “А”

Животные

 

Составь слово из 5 букв

 

Цирк

Одежда

 

Составь слово из 6 букв

Лексика

Слова

Словосочета-ния

Валентность

 

 

Разложи предметы

Кто сказал “Мяу!”

Чей домик?

 

 

Четвертый лишний

Кто живёт в лесу?

Профессии

 

 

Найди четвертого

 

Действия

 

 

Что из чего?

 

Признаки

 

2.3 Этапы обучения 

Первый этап «мотивационный»

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Основные направления работы:

  1. создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;
  2. преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.

При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.

Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показать ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Для установления контакта с детьми мы стремитесь увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам должен продемонстрировать, как нужно выполнять предложенные задания.

Второй этап «содержательно-формирующий»

Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:

  1. нельзя переутомлять ребенка;
  2. необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;
  3. следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;
  4. все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.

В ряде случаев логопед параллельно создает условия для координации дыхания и голосообразования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок ребенку предлагается ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании.

Третий этап «саморазвивающий»

Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагаются более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащается лексикон детей и развивается их связная речь.

Система приемов приведена в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать определенные выводы.

Целенаправленное использование компьютерных программ в процессе логопедического обследования детей с дизартрией позволяет более объективно и дифференцированной речи.

Разработанная система приемов дифференцированного и индивидуального компьютерно-опосредованного коррекционного воздействия по преодолению дизартрии у детей составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

Результаты экспериментального обучения детей свидетельствуют о том, что специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон их речи и в целом содействуют гармонизации развития.

Применение компьютерных программ может стать еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В.. Практикум по коррекционно-развивающим занятиям. – М., 1994.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку. С-Пб., 2000.
  3. Максаков А.И. , Тумакова Г.А. Учите, играя. – М. , 1983.
  4. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
  5. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М.,    1988.
  6. www.logopunkt.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальный  этап    Всероссийского конкурса «Учитель года - 2013» Номинация «Дошкольное образование»

конкурсное занятие

Кузнецовой Веры Николаевны

Учителя- логопеда

МАДОУ «Детский сад № 77»

  1. Цель: Освоение и последующее активное применение технологии создания мультфильма в практической деятельности педагогов ДОУ

Задачи:

  1. Показать актуальность работы над мультфильмом в коррекции речевых нарушений дошкольников;
  2. Познакомить с технологией создания мультфильма;
  1. Сформировать представления о работе в видеоредакторе на примере программы VidеoPad, формировать умение совмещать фотографии  со звуковой дорожкой;
  2. Развивать творческую активность педагогов.

Технология: Мастер-класс

Оснащение: Мультимедийное оборудование, ноутбуки, готовые мультфильмы для показа.

Ход мастер класса.

1. Актуальность. Уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела поделиться своим небольшим опытом работы по созданию мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста. Работая с дошколятами, я столкнулась с проблемой, что дети очень неохотно пересказывают и составляют рассказы. Решением этой проблемы стало создание ситуаций, вызывающих потребность в общении. Одной из таких ситуаций и является мультипликация. Год назад я решила попробовать использовать данную технологию в работе, и стала создавать мультфильмы для закрепления знаний и умений по разным темам. Оказалось, что создание мультфильмов не только повышает мотивацию к речевой активности детей, но и способствует процессу нормализации речи.

Идея мультипликации не новая и давно используется педагогами в детских садах, но проанализировав изученный опыт, я сделала вывод, что обычно педагогами используется художественное направление. Меня же привлекло именно звуковое сопровождение мультфильма, так как с помощью озвучивания можно решать коррекционные задачи.

2. Активизация деятельности.

Как вы думаете, что нам нужно для создания мультфильма?

(Выслушиваю ответы - компьютер, видеокамера, фотоаппарат, краски, бумага, составленные рассказы, истории….).

Совершенно верно! Вы так много всего назвали. Но главное, это желание создавать мультфильм, тогда нам хватит минимум технического оснащения. Самый первый мультфильм у нас получился всего при наличии двух вещей: фотоаппарата и компьютера. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма.

Я не была знакома с технологией создания мультфильма и училась на практике, поэтому каждый мультфильм − это небольшой эксперимент для меня, освоение какой-то новой операции. Начиналось всегда с вопроса: А что, если?....А что будет, если не фотографировать, а сканировать рисунки? А что, если не вырезать рисунки ножницами, а вырезать в программе Adobe Photoshop?  Какие существуют способы придания рисунку движения? Мне пришлось учиться работать не только в видеоредакторе, но и в фоторедакторе, я открыла много нового для себя.

Работу над созданием мультфильма можно разделить на 2 части. Первая часть – это работа педагога с детьми.  А вторая – это работа педагога по монтированию мультфильма. Всё что нужно для первой части работы, есть в любом детском саду. Я думаю, что работа над содержанием мультфильма ни у кого не вызовет трудностей. Допустим, мы начали работать над мультфильмом, как вы считаете, с чего нужно начать: с составления рассказа или рисунка? (Выслушиваю ответы). Наверное, можно использовать и тот, и другой способ. Мы попробовали освоить и третий способ. Рисовать рисунок, одновременно озвучивая его. Давайте посмотрим фрагмент мультфильма.

Мне захотелось поделиться этими знаниями с коллегами, и я предложила им тоже попробовать создать мультфильм. Общаясь с ними, я выяснила, что наиболее трудным для них является монтирование мультфильма, то есть вторая часть работы. А как Вы считаете? Что самое трудное при создании мультфильма? (Выслушиваю ответы)

3. Практическая часть. Давайте попробуем прямо сейчас смонтировать мультфильм. Подходите к ноутбукам, там открыта программа VideoPad. Это бесплатная программа, она есть в свободном доступе в интернете. Минус её в том, что нет интерфейса на русском языке. Обратите внимание на окно программы. Внизу есть дорожки. Эти дорожки называются тайм-линия или линия времени. 2 дорожки для изображения и одна для звука. А вверх разделён на три части. В первой части показано, какие файлы мы сюда импортировали, т.е. с какими файлами будем работать. Нам сегодня понадобится один звуковой файл и 5 фотографий, средняя часть для редактирования, и правая для просмотра.

Я записала небольшое стихотворение, которое рассказал ребёнок, и приготовила фотографии аппликаций к этому стихотворению. Наша цель: смонтировать мультфильм. Нам нужно подогнать фотографии к звуку таким образом, чтобы не потерялся смысл стиха. Давайте прослушаем стихотворение про одуванчик и обратим внимание, на какой секунде одуванчик становится белым. Слушайте внимательно. На какой секунде? (на 7) Сколько всего секунд идёт звук? (11). Итак, попробуйте расположить фотографии так, чтобы первая фотография была с самого начала, третья примерно на 7 секунде, между ними - вторая. И 2 последние фотографии расположите самостоятельно, так, как считаете нужным. При помощи ползунка вы можете сдвигать фотографии.

Самостоятельно работают. Получилось? Если получилось, давайте сохраним наш мультфильм. У вас к ноутбукам подключены флешки, найдите кнопку save video (сохранить видео) и сохраните. Давайте просмотрим наши мультфильмы. Замечательно!

4. Рефлексия.

Как вы считаете, можно ли применять данную технологию в детском саду? Что в работе над мультфильмом было бы для вас самым сложным сейчас?

Я бы хотела закончить наше занятие цитатой создателя сериала «Симпсоны» Гроунинга Мэтта «Мультипликация — это особенное занятие, которое лучше всего подходит тем, кто толком не умеет ни рисовать, ни писать. Но зато она позволяет склеить эти два полуталанта вместе и даже составить себе карьеру».

Если Вы заинтересовались технологией создания мультфильма, то Вам помогут памятки, составленные мной. Спасибо за участие!

Муниципальный  этап

Всероссийского конкурса

«Учитель года - 2013»

Номинация «Дошкольное образование»

Технология создания мультфильма с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

составила

Кузнецова Вера Николаевна

учитель- логопед

МАДОУ «Детский сад № 77»