Наши консультации

Консультации старшего воспитателя

Консультации педагога-психолога

Консультации учителя-логопеда

Консультации музыкального руководителя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ребенок идет в школу

 Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и педагоги детского сада. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас в стенах школы проявятся плоды их воспитательных усилий. Отношение ребенка к учебе формируется задолго до того, как он переступит школьный порог. Важную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями детского сада.
          Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: "Ты у нас отличником будешь", "У тебя появятся новые друзья", "Учителя любят таких умненьких, как ты". Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе.   

           В действительности же дошкольник, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет достаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
          Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!", "Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках отвечать будешь?".
           Подобные напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и, в конце концов, добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагирует на неудачи слезами. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе. Таким образом, ни одно¬значно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы.
           Важно, чтобы сообщаемая информация была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого используются сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, беседы, рассказы взрослых о своей учебе и любимых учителях, общение с младшими школьниками, чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, пословиц и поговорок, подчеркивающих значение книги, учения, труда и т. д. Кроме того, воспитателям целесообразно проводить беседы с родителями будущих первоклассников: знакомить со школьными требованиями, а главное — со своим ребенком, его сильными и слабыми сторонами. Такая работа поможет изменить сложившиеся в некоторых семьях неверные представления о школьной жизни.
 

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?

 


          Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, — общее развитие. Именно оно обеспечивает успех обучения в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы общие способности и качества личности, необходимые ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности — учебной.
           Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с детьми, взрослыми, в том числе педагогами, и т. п. Он также должен уметь управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве. У ребенка должна быть развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения руки и глаза.
         Необходимо отметить, что недопустимы проверки умения читать и писать при приеме ребенка в первый класс, которые ориентируют родителей и воспитателей детских садов на совершенно неверный путь подготовки ребенка к школе. Научить этим навыкам — задача начальной школы.


Портрет будущего первоклассника предполагает наличие определенных качеств:

 


o стремление к общению со сверстниками;
o желание учиться;
o хорошее здоровье;
o эмоциональный настрой;
o грамотная речь, связное изложение своих мыслей;
o стремление к сотрудничеству со взрослыми;
o развитая произвольность поведения;
o любознательность и стремление к открытиям;
o хорошо сформированная координация движений и графических навыков.

                     Нужные мелочи
       При покупке школьных принадлежностей родители зачастую забывают о необходимых мелочах. Например, не всегда школьник находит в своем наборе точилку, кисточки, ножницы, цветную бумагу, подставку для учебников. Выработать дисциплинированность поможет пенал, где каждый предмет будет лежать на своем месте. Лучше всего подойдет пенал-книжка на молнии, чтобы, раскрывая его, ребенок видел все, что в нем находится. Не стоит скупать все подряд в уверенности, что потом пригодится. Наверняка на родительском собрании дадут точный перечень нужных вещей. От того, как будет "экипирован" ребенок и насколько он будет в себе уверен, зависит его успех в учебе.
                       Ранец с начинкой
              Важнейший предмет для каждого первоклассника — школьный портфель. Врачи предъявляют к нему особые требования: он должен быть вместительным и удобным, с жесткой спинкой и возможностью носить его на двух широких лямках (чтобы не портить осанку и не вредить позвоночнику). Этим запросам соответствуют портфели со специальной ортопедической спинкой: она довольно жесткая — малыш не будет сутулиться. Лучше, если ребенок сам выберет себе яркий ранец. Пусть сразу его примерит и, положив туда что-нибудь весомое, испытает в "работе". От правильного и равномерного распределения нагрузки напрямую зависит самочувствие, поэтому не стоит экономить на здоровье.
                          Внешний вид
            Сегодня нет единой школьной формы, а значит, выбирать одежду придется самостоятельно. Как пра¬вило, школьнику требуется хотя бы один классический костюм (например, пиджак и брюки для мальчика). Остальные вещи (платья, брюки, рубашки и водолазки) должны быть спокойного цвета и сочетаться с костюмом. Для занятий физкультурой ребенку нужны спортивный костюм и кроссовки, а на уроки требуется приходить со сменной обувью.
Рекомендации родителям будущих первоклассников

  • Уважайте ребенка как личность; сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье. Развивайте и поддерживайте интерес к учебе. Убеждайте ребенка соблюдать правила поддержания здоровья, развивайте необходимые для этого навыки.
  • Поощряйте успехи ("Ты сможешь, ты способен"), не акцентируйте внимание на неудачах в учебе. Не требуйте только высоких результатов и оценок. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  • Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.
  • Перенесите на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (чтобы ограничить время пребывания в статичной позе).
  • Совершайте в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности, посещайте бассейн.
  • Во время выполнения домашнего задания (не более 90 мин) проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.
  • Два раза в неделю выполняйте с ребенком комплекс из семи упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса и живота, делайте "пальчиковую" гимнастику, используя песенки для улучшения вентиляции легких и поддержания хорошего настроения, проводите релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лежа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами в течение 10 мин).
  • Следите, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30 —60 мин. Обеспечьте отход ребенка ко сну не позже 21.00.                  



Предварительный просмотр:

Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. 
              Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы.
             Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
              Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней.
Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.
               Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
               Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
             Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
            Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем — творить. Не скупитесь на знаки внимания.



Предварительный просмотр:

Что такое гиперактивность?
Термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. К внешним проявлениям гиперактивности многие авторы относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Существует много мнений о причинах гиперактивности ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, инфекционные заболевания и др. Подробные сведения о гиперактивности можно почерпнуть, например, из книг В. Оклендер «Окна в мир ребенка» (М., 1997); Ю.С. Шевченко «Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом» (М.,1997).
Как выявить гиперактивного ребенка?


Диагноз «гиперактивность» ставит невропатолог, у некоторых детей он отмечен в медицинской карте. Опытный педагог в самом начале своей работы с таким ребенком дает рекомендации его родителям.
Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются признаки гиперактивности, то педагог и другие сотрудники образовательного учреждения (психолог, медицинские работники, методист, музыкальный руководитель) должны вести за ним целенаправленное наблюдение.
Затем педагог (или психолог) может в тактичной форме порекомендовать родителям ребенка обратиться к детскому невропатологу.
Применение современных методов помогает детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью достичь значительных результатов, постепенно преодолеть трудности в обучении, поведении и общении, но необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.

ПАМЯТКА для родителей


Родителям в воспитании детей с гиперактивностью и повышенной тревожностью следует руководствоваться следующими правилами:
• включение ребенка в любую новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомится с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети, лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником;
• если вы вводите в программу новую игру, то для того, чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на уже знакомом для него материале. Можно использовать часть инструкции или правил из игры, в которую ребенок уже играл неоднократно;
• избегайте состязаний и каких-либо видов работы, учитывающих скорость;
• не сравнивайте ребенка с окружающими;
• доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;
• чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию;
• способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что;
• демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку;
• не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить;
• будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше. Старайтесь делать ребенку меньше замечаний;
• используйте наказание лишь в крайних случаях;
• не унижайте ребенка, наказывая его;
• обращаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него взрослых людей;
• помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.


ИГРЫ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

«Найди отличия»
(Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

«Разговор с руками»
(И. В. Шевцова)
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Если ребёнок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть — и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.

«Слушай хлопки»
(М. И. Чистякова)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять «позу аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять «позу лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

«Кричалки-шепталки-молчалки»
(И. В. Шевцова)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, контроль двигательной активности.
Из разноцветного картона сделать сигналы — три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — ребёнок замирает на месте или ложится на пол и не шевелится. Заканчивать игру следует «молчалками».



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации психолога родителям для успешной адаптации ребенка к школьной жизни

1. Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали». 
2. Не торопите. Умение рассчитать время-ваша задача, и если плохо удается, это не вина ребенка. 
3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака, до школьного завтрака ему придется много поработать. 
4. Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: «Смотри, не балуйся!», «Веди себя хорошо», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!» и т.п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. 
5. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени. 
6. Если видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам. 
7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишнее выслушать обе стороны и не торопитесь с выводами. 
8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимы два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 часов. 
9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше если они будут подвижными. 
10. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку разобраться самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка. ( «Не волнуйся, все получится!», «Давай разберем вместе!», «Я тебе помогу!», похвала - даже если не очень получается) - необходимы. 
11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...» Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка и вы можете оказаться в очень сложной ситуации. 
12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекаясь на домашние заботы, 
телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. 
13. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без ребенка. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много очень полезного. 
14. Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательным к состоянию ребенка. 
15. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатель трудности
16. Учтить, что даже «совсем большие» дети очень любят сказки перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю  контрольную и т. п.

Завтра новый день, и вы должны сделать все, 
чтобы ребенок был спокойным, добрым и радостным.



Предварительный просмотр:

Учим говорить правильно

Нарушение звукопроизношение является наиболее распространенным явлением у детей дошкольного возраста, поэтому правильному произношению необходимо уделять большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям дома. Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно в форме игры. С детьми 5 лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. Определенные целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению трудных звуков.

Прислушайтесь к речи вашего ребенка и постарайтесь определить на слух, какие звуки он произносит не точно. Соответственно подобрать артикуляционную гимнастику.

Упражнения для постановки свистящих звуков (С, З, Ц)

  1. Окошко – широко открыть рот, удерживать позу.
  2. Улыбка – улыбка, зубы не видно.
  3. Заборчик – улыбка, видно зубки.
  4. Горка – кончик языка упирается в нижние зубы, язык образует «горку».
  5. Желобок – из положения «горка» , дуть по середине языка.

Для звуков (Ш, Ж, Ч, Щ) – шипящих

  1. Лопатка – широкий язык лежит на нижней губе.
  2. Вкусное варенье – широким языком облизнуть верхнюю губу.
  3. Чашечка – боковые края и кончик языка приподняты и образуют чашечку.
  4. Почистим верхние зубки.

Для сонорных звуков (Л, Р)

  1. Индюк – движение языком по верхней губе , произносить БЛ-БЛ.
  2. Поймаем звук – произнести: АЛ, АЛ, прикусывая кончик языка.
  3. Самолет – Л-Л-Л.
  4. Лошадка – цокать языком, остановим лошадку – подуть на губы.
  5. Дятел – Д-Д-Д.
  6. Мотор –ТР-ТР-ТР.

Игровые упражнения на дифференциацию звуков можно начинать после того как ребенок научится произносить трудные звуки, но еще смешивает звуки С – Ш, З – Ж, Ч – ТЬ, Щ – СЬ,  Л – Р.

Систематическое выполнение упражнений даст положительные результаты в коррекции звукопроизношения.



Предварительный просмотр:

 

Подготовка руки детей дошкольного возраста к письму

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте, в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности.

Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими.

В этот период происходит значительные изменения структуры содержания детской деятельности.

У ребенка формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Вопрос подготовки дошкольника к владению письмом является частью проблемы, подготовки к обучению к школе, которая с каждым годом, в свете изменений школьных программ, становится все актуальнее.

На сегодняшний день задача обучения дошкольников письму не имеет однозначного решения. Одни ученые и методисты выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования, даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью организма ребенка к данному виду деятельности, большой вероятностью ухудшения его здоровья, не знанием воспитательной методики обучения письму. Другие, напротив, считают, что многих сложностей при обучении детей письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленно подготовительной работы на дошкольном этапе.

Другие авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства». С этим трудно согласиться. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержки в развитии.

Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка.

Упражнения, направленные на развитие моторики необходимо выполнять систематически для более эффективной, ранней коррекции речи ребенка и подготовки его руки к письму.

Подготовку детей к обучению каллиграфии проводят в нескольких направлениях:

  • Гимнастика пальцев и кистей рук;
  • Ориентирование на листе бумаги;
  • Формирование элементарных графических навыков (с 5-5, 5 лет – рекомендуют физиологи и медики) .

Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

  • Массаж кистей рук,
  • Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры,
  • Лепка,
  • Выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусин, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами,
  • Специальные упражнения для подготовки руки к письму.
  • Развитие моторики тесно связано с развитием речи ребенка. Поэтому чем раньше ребенку будут предложены игры и упражнения направленные на развитие моторики, тем раньше ребенок начнет правильно и четко говорить. Существует множество простых способов развития моторики детей дошкольного возраста.
  • Упражнения для губ упражнения для языка
  • Артикуляционная
  • Моторика
  • Мелкая общая
  • Аппликация -театрализованная деятельность
  • Вырезывание -пластические этюды
  • Лепка -подвижные игры
  • Рисование -игры на координацию речи и движений
  • Штриховка -логоритмика
  • Обводка -танцевальная деятельность
  • Дорисовывание предмета
  • Соединение по точкам
  • Мозаика
  • Оригами
  • Собирание узора из предметов
  • (бисер, рис, пуговицы и т. Д.)
  • Пальчиковый театр
  • Пальчиковые игры

В дошкольных учреждениях уделяется внимание подготовке детей к обучению. Под руководством воспитателей дети приобретают самые необходимые знания и начальные умения в различных видах учебного труда. Они усваивают простейшие действия почти всех дисциплин начальной школы – рисуют, лепят, поют, учат стихи, знакомятся со счетом и буквами, наблюдают природу, выполняют физические упражнения. И только письмо не включено в программу обучения, так как в этом возрасте для большинства детей оно не доступно.

Итак, подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей логопедической группы

Уважаемые родители!

Вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребенок был умным, способным, здоровым!

Для этого необходим союз учителя, психолога, логопеда и Вас – родителей.

Давайте соблюдать правила:

  • Закрепляйте все успехи,
  • Дома по заданию логопеда занимайтесь ежедневно.
  • Сознательное желание исправлять речь играет огромную роль!
  • Начинайте заниматься с гимнастики губ, языка.
  • Поставленные звуки закрепляйте в слогах, словах, предложениях
  • Больше заучивайте стихов.

Помните:

Умным покоряются машины.

Смелым покоряются вершины.

Речь упорным покоряется.

Тем, кто ежедневно занимается!

Давайте совместно всюду и везде следовать правилам:

  • Закреплять все задания нужно в игровой форме. Учите играя!
  • Каждый даже маленький успех ребенка всегда поощряем, радуемся успехам.
  • Заниматься нужно  ежедневно по 10 – 15 минут.

Иначе больших результатов не будет

  • Начинать домашние задания нужно с артикуляционной гимнастики, гимнастики для пальчиков. Гимнастику нужно проводить 2 – 3 минут, количество упражнений 3 – 5, обязательно перед зеркалом.
  • Учить ребенка вслушиваться в речь окружающих, находить определенные звуки в словах, пословицах, загадках.
  • Чистоговорки, стихи, рассказы и пересказы помогают закрепить поставленные звуки.
  • Везде контролируйте поставленные звуки в речи ребенка, дети не всегда слышат свои дефекты.
  • Больше заучивайте стихов, учите пересказывать содержание текста.
  • Используйте правильную речь: говорите спокойно, размеренно, не пропуская звуки, окончания, предлоги.

Помните: Ваша речь – пример для ребенка.



Предварительный просмотр:

 Игры для неговорящих детей

от 2 до 3 лет.

 Если  ребёнок не говорит,  а ему уже 2 года и больше, значит,  малышу нужно помочь, а не ждать чудо…

Дорогие родители, если вы сами хотите проводить занятия со своим ребенком – замечательно! Мы постараемся немного помочь вам в этом. В активном словаре (т.е. это то, что мы произносим) неговорящего ребенка бывает примерно 5-10 слов (слоговых комплексов), реже до 25 словесных единиц. Теперь нужно выяснить уровень понимания речи вашего малыша, то есть его пассивный словарь. Известно в логопедии, что ребенок может заговорить лишь при достаточно хорошем уровне понимания речи.
Если у малыша достаточно высокий уровень понимания речи, то главная наша задача – вызывание любых звуко-речевых проявлений, т.е. «разговорить» ребенка.
Ребенок с низким уровнем понимания речи с трудом понимает элементарные просьбы родителей, выраженные только словесно. При рассматривании сюжетных картинок, если спросить ребенка о действиях: «Покажи, кто читает? Покажи, кто поливает?», то ребенок не понимает названий действий. Но ребенок может показать правильно, если в вопросах использовать знакомые слова: «Покажи, кто читает книжку? Покажи, кто поливает цветочки?» Значит, в первую очередь мы будем проводить игры и занятия на расширение объема понимания речи.

Игры «Поручения» - очень важны для развития пассивного словаря.   В пассивном словаре находятся слова, которые ребёнок  знает. Но не называет. Взрослый дает ребенку разные инструкции, ребенок их выполняет, за каждое верно выполненное задание взрослый обязательно должен похвалить ребенка.  Примеры поручений: принести красный кубик, положи зеленый кубик на стол, положи красный кубик под стол, положи кубик в коробку, поставь кружку на стол и т.д. Поручения можно давать в отрезок любого режимного момента: сборы на прогулку, умывание, обед  и т.д.

«Сборы на прогулку»

Собирая ребёнка на прогулку, взрослый говорит: « Мы пойдём гулять( вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стульчике.) Куда мы пойдём? Где шапка? Вот шапка. Принеси шапку. Надень шапку на голову. Покажи где у шапки завязки? Вот завязки. Принеси куртку. Надень куртку. Покажи где  у куртки рукава. Вот рукава. Где у куртки карманы? Вот карманы. Где у куртки капюшон? Вот капюшон и т.д. Если ребенок не может показать, то что просит взрослый, тогда родители сначала сами показываю и называют предмет, а затем ребёнок повторяет за ним.

Упражнение «Умывание».
Во время умывания постоянно проговариваем названия предметов и действий.
 Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик. И т.д.»

Упражнение «Мы кормим зверей».
Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу! А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда. А мишку давай поставим на стул. Пусть сидит за столом».
Упражнение «Мы строим башни».
Взрослый во время игры называет все совершаемые действия, проговаривает названия действий и предметов. В данной игре можно также учить ребенка сравнивать кубики по цвету, строить башни по образцу (на развитие моторной деятельности).
Взрослый предлагает малышу поиграть: «Давай будем строить башни. Мы построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Кубики будем возить на грузовике. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот – синие. А желтые кубики оставим, пусть они лежат здесь. Иди, возьми грузовик. Взял? Теперь заводи мотор. Завел? Ух, как громко работает мотор. Как мотор работает? Проверь, сигнал работает? Как у тебя машина сигналить будет? Би-би, би-би. Здорово!»
Называя действия, взрослый вместе с ребенком развозит кубики по углам. Выбирая кубик нужного цвета, взрослый говорит: «Вот синий кубик, найди такой же. Давай найдем все кубики синего цвета. И т.д.» Первую башню строит взрослый, а вторую ребенок — по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные башни, учитывая возможности ребенка. Это может быть поезд, стульчик, домик. Из кирпичиков можно учить ребенка строить по образцу такие постройки:
«дорожка»-кирпичики выкладываем в ряд;
«заборчик»-кирпичики выкладываем на ребро;
«столик»-на кубик кладем поперечную планку;
«ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т.д.

Игры с картинками.
1)Игра с предметной картинкой.

Цель: расширение объема пассивного предметного словаря ребенка.


Взрослый каждый день показывает ребенку какую-нибудь новую картинку. Например, на картинке — «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушечной кастрюлькой и настоящей. Потом взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой, нужно выполнить какое-нибудь действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф. Можно попросить ребенка отыскать этот предмет на сюжетной картинке.

2)Игры с сюжетной картинкой.
Цель: расширить пассивный глагольный словарь ребенка.

Нужно подобрать сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия, например, белочка прыгает, котик спит. Сначала взрослый задает вопросы: «Покажи, где белочка? Где котик?». Потом уже задаем вопросы: «Где котик спит? Где белочка прыгает?».


Далее можно подобрать картинки, на которых действия совершаются одним и тем же лицом, например: мишка прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит и т.д. Затем задается вопрос: «Покажи, где мишка спит? Где мишка прыгает?» Здесь ребенок должен будет показывать картинки, опираясь только на знание названий действий. Можно сравнивать по 2 картинки: «Какой мишка ест, а какой умывается? Какой мишка спит, а какой прыгает?» Если нет картинок, можно совершать действия с игрушками.


Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых совершаются различные действия с предметом и без него. Сначала задаются вопросы с подсказкой, т.е. со словами-названиями знакомых ребенку животных, предметов, лиц: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где мама поливает цветы? Где собака играет с мячиком?». Потом задаются вопросы без слов-подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто катается? Кто играет?


Подобрать картинки с изображением различных животных, птички, мальчика, мухи. Сначала выясняем, знает ли ребенок их названия. Для этого задаем вопросы: «Где лошадка? Где черепаха? Где лягушка? Где котик? Где птичка? Где мальчик?» И т.д. затем спрашиваем: «Кто прыгает? Кто летает? Кто ходит? Кто ползает?» И т.д

Упражнение «Помогаем маме».

Цель: научить ребенка понимать вопросы:  Где? Куда? На чем? Откуда?
Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку. Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты поставил машинку? Куда та поставишь матрешку?»

Игра «Нужные вещи».
Раскладываем перед ребенком предметы, которыми он пользуется в быту (5-6 предметов) и предлагаем показать:
-Чем мама расчесывает волосы?
-Чем ты кушаешь кашу?
-Чем ты копаешь песок?
-Чем папа пишет?
-Чем ты режешь бумагу?

Упражнение «В зоопарке».
Цель:
 научить ребенка понимать вопрос Кому?
Можно поиграть в эту игру с ребенком, рассадив игрушечных зверей на ковре, либо подобрать картинки с изображением разных животных. Взрослый задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому дадим морковку? Кому дадим сено? Кому дадим мясо?»
Игра «Выбери предмет».
Цель: научить ребенка понимать вопрос Чем?
Взрослый раскладывает на столе 5-6 предметов и задает вопросы ребенку: «Чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? Чем ты вытираешь руки? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?»
Рассматриваем сюжетную картинку.
Взрослый подбирает сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Сначала взрослый сам рассказывает, что изображено на картинке. А потом задает вопросы. Например, по картинке «Во дворе» можно задать вопросы: «Покажи, кто катается на велосипеде? А кто играет с машинкой? Кто сидит на скамейке? Куда бежит мальчик? Чем малыш копает песок? Что надела на голову девочка? И т.п.
Картинку можно заменить реальной ситуацией, происходящей во дворе.
Игра «Будь внимательным».
Взрослый дает ребенку 3 игрушки: мяч, кубик, мишка. Потом взрослый говорит ребенку: «Посмотри, я поставлю игрушки по порядку: мячик первый, потом мишка и кубик. Послушай внимательно и потом поставь игрушки в таком порядке, как я скажу: кубик, мишка, мяч. А теперь поставь так: мишка, мяч, кубик».
2-ой вариант (более сложный):
Ребенок выбирает себе три игрушки или любых предмета. Взрослый дает сложную инструкцию: «Внимательно послушай мои задания и выполни: Мишку отдай папе, кубик положи в коробку, а машинку поставь на стол».

Игра «Внимательные ушки»

После прочтения сказки, нужно задавать вопросы детям, на которые они могут ответить одним словом, кивком головы и т.п. Рассказы и сказки  в это время нужно выбирать простые, такие как «Три поросенка», «Колобок».



Предварительный просмотр:

 Игры для неговорящих детей

от 2 до 3 лет.

 Если  ребёнок не говорит,  а ему уже 2 года и больше, значит,  малышу нужно помочь, а не ждать чудо…

Дорогие родители, если вы сами хотите проводить занятия со своим ребенком – замечательно! Мы постараемся немного помочь вам в этом. В активном словаре (т.е. это то, что мы произносим) неговорящего ребенка бывает примерно 5-10 слов (слоговых комплексов), реже до 25 словесных единиц. Теперь нужно выяснить уровень понимания речи вашего малыша, то есть его пассивный словарь. Известно в логопедии, что ребенок может заговорить лишь при достаточно хорошем уровне понимания речи.
Если у малыша достаточно высокий уровень понимания речи, то главная наша задача – вызывание любых звуко-речевых проявлений, т.е. «разговорить» ребенка.
Ребенок с низким уровнем понимания речи с трудом понимает элементарные просьбы родителей, выраженные только словесно. При рассматривании сюжетных картинок, если спросить ребенка о действиях: «Покажи, кто читает? Покажи, кто поливает?», то ребенок не понимает названий действий. Но ребенок может показать правильно, если в вопросах использовать знакомые слова: «Покажи, кто читает книжку? Покажи, кто поливает цветочки?» Значит, в первую очередь мы будем проводить игры и занятия на расширение объема понимания речи.

Игры «Поручения» - очень важны для развития пассивного словаря.   В пассивном словаре находятся слова, которые ребёнок  знает. Но не называет. Взрослый дает ребенку разные инструкции, ребенок их выполняет, за каждое верно выполненное задание взрослый обязательно должен похвалить ребенка.  Примеры поручений: принести красный кубик, положи зеленый кубик на стол, положи красный кубик под стол, положи кубик в коробку, поставь кружку на стол и т.д. Поручения можно давать в отрезок любого режимного момента: сборы на прогулку, умывание, обед  и т.д.

«Сборы на прогулку»

Собирая ребёнка на прогулку, взрослый говорит: « Мы пойдём гулять( вещи, необходимые для сборов на прогулку, разложены на стульчике.) Куда мы пойдём? Где шапка? Вот шапка. Принеси шапку. Надень шапку на голову. Покажи где у шапки завязки? Вот завязки. Принеси куртку. Надень куртку. Покажи где  у куртки рукава. Вот рукава. Где у куртки карманы? Вот карманы. Где у куртки капюшон? Вот капюшон и т.д. Если ребенок не может показать, то что просит взрослый, тогда родители сначала сами показываю и называют предмет, а затем ребёнок повторяет за ним.

Упражнение «Умывание».
Во время умывания постоянно проговариваем названия предметов и действий.
 Взрослый говорит: «Будем умываться. Давай откроем кран. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыль хорошенько руки. Давай я тебе помогу намылить руки. Сам смой мыло. Три, три ручки. Смыл? А теперь давай вымоем лицо. Потри глазки, ротик, носик. И т.д.»

Упражнение «Мы кормим зверей».
Во время игр с ребенком очень легко пополняется словарный запас малыша, если говорить очень эмоционально. Например, взрослый предлагает ребенку покормить зверей: «Давай покормим зверей. Они проголодались. Они очень голодные. Кого мы будем кормить? Неси сюда котика, корову и собачку. Посмотри, как они просят кушать. Как котик просит кушать? (пауза) Мяу-мяу! А как коровка просит кушать? Му-у, му-у! Как собачка просит кушать? Ав-ав! А где наш мишка? Зови его скорей. Вот мишка топает: топ-топ-топ. Как мишка ходит? Топ-топ-топ. А теперь ставь стол. Поставил? Давай поставим зверей поближе к столу. Котика сюда, коровку сюда, а собачку куда? Вот сюда. А мишку давай поставим на стул. Пусть сидит за столом».
Упражнение «Мы строим башни».
Взрослый во время игры называет все совершаемые действия, проговаривает названия действий и предметов. В данной игре можно также учить ребенка сравнивать кубики по цвету, строить башни по образцу (на развитие моторной деятельности).
Взрослый предлагает малышу поиграть: «Давай будем строить башни. Мы построим две башни: одну красную, а другую синюю. В этом углу будем строить красную башню, а в этом – синюю. Кубики будем возить на грузовике. В этот угол будем возить красные кубики, а в этот – синие. А желтые кубики оставим, пусть они лежат здесь. Иди, возьми грузовик. Взял? Теперь заводи мотор. Завел? Ух, как громко работает мотор. Как мотор работает? Проверь, сигнал работает? Как у тебя машина сигналить будет? Би-би, би-би. Здорово!»
Называя действия, взрослый вместе с ребенком развозит кубики по углам. Выбирая кубик нужного цвета, взрослый говорит: «Вот синий кубик, найди такой же. Давай найдем все кубики синего цвета. И т.д.» Первую башню строит взрослый, а вторую ребенок — по образцу. Каждый раз, играя в эту игру, можно строить разные башни, учитывая возможности ребенка. Это может быть поезд, стульчик, домик. Из кирпичиков можно учить ребенка строить по образцу такие постройки:
«дорожка»-кирпичики выкладываем в ряд;
«заборчик»-кирпичики выкладываем на ребро;
«столик»-на кубик кладем поперечную планку;
«ворота», «стульчик», «кроватка», «диван» и т.д.

Игры с картинками.
1)Игра с предметной картинкой.

Цель: расширение объема пассивного предметного словаря ребенка.


Взрослый каждый день показывает ребенку какую-нибудь новую картинку. Например, на картинке — «кастрюля». Взрослый объясняет ее назначение, затем сравнивает ее с игрушечной кастрюлькой и настоящей. Потом взрослый дает ребенку поручение, связанное с картинкой, нужно выполнить какое-нибудь действие: отнести кастрюлю на кухню, поставить кастрюлю в шкаф. Можно попросить ребенка отыскать этот предмет на сюжетной картинке.

2)Игры с сюжетной картинкой.
Цель: расширить пассивный глагольный словарь ребенка.

Нужно подобрать сюжетные картинки, на которых совершаются различные действия, например, белочка прыгает, котик спит. Сначала взрослый задает вопросы: «Покажи, где белочка? Где котик?». Потом уже задаем вопросы: «Где котик спит? Где белочка прыгает?».


Далее можно подобрать картинки, на которых действия совершаются одним и тем же лицом, например: мишка прыгает, спит, ест, умывается, вытирается, играет, стоит, бежит и т.д. Затем задается вопрос: «Покажи, где мишка спит? Где мишка прыгает?» Здесь ребенок должен будет показывать картинки, опираясь только на знание названий действий. Можно сравнивать по 2 картинки: «Какой мишка ест, а какой умывается? Какой мишка спит, а какой прыгает?» Если нет картинок, можно совершать действия с игрушками.


Взрослый подбирает несколько сюжетных картинок, на которых совершаются различные действия с предметом и без него. Сначала задаются вопросы с подсказкой, т.е. со словами-названиями знакомых ребенку животных, предметов, лиц: «Покажи, где мальчик катается на велосипеде? Где мама поливает цветы? Где собака играет с мячиком?». Потом задаются вопросы без слов-подсказок: «Покажи, кто поливает? Кто катается? Кто играет?


Подобрать картинки с изображением различных животных, птички, мальчика, мухи. Сначала выясняем, знает ли ребенок их названия. Для этого задаем вопросы: «Где лошадка? Где черепаха? Где лягушка? Где котик? Где птичка? Где мальчик?» И т.д. затем спрашиваем: «Кто прыгает? Кто летает? Кто ходит? Кто ползает?» И т.д

Упражнение «Помогаем маме».

Цель: научить ребенка понимать вопросы:  Где? Куда? На чем? Откуда?
Взрослый берет какие-либо предметы, хорошо известные ребенку. Затем раскладывает или просит ребенка поставить их в те места, где они обычно лежат. Затем задает вопросы: «Покажи, где у нас лежат книжки? Куда ты поставил машинку? Куда та поставишь матрешку?»

Игра «Нужные вещи».
Раскладываем перед ребенком предметы, которыми он пользуется в быту (5-6 предметов) и предлагаем показать:
-Чем мама расчесывает волосы?
-Чем ты кушаешь кашу?
-Чем ты копаешь песок?
-Чем папа пишет?
-Чем ты режешь бумагу?

Упражнение «В зоопарке».
Цель:
 научить ребенка понимать вопрос Кому?
Можно поиграть в эту игру с ребенком, рассадив игрушечных зверей на ковре, либо подобрать картинки с изображением разных животных. Взрослый задает вопросы: «Кому дадим мед? Кому дадим морковку? Кому дадим сено? Кому дадим мясо?»
Игра «Выбери предмет».
Цель: научить ребенка понимать вопрос Чем?
Взрослый раскладывает на столе 5-6 предметов и задает вопросы ребенку: «Чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? Чем ты вытираешь руки? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?»
Рассматриваем сюжетную картинку.
Взрослый подбирает сюжетную картинку, на которой изображена ситуация, знакомая ребенку. Сначала взрослый сам рассказывает, что изображено на картинке. А потом задает вопросы. Например, по картинке «Во дворе» можно задать вопросы: «Покажи, кто катается на велосипеде? А кто играет с машинкой? Кто сидит на скамейке? Куда бежит мальчик? Чем малыш копает песок? Что надела на голову девочка? И т.п.
Картинку можно заменить реальной ситуацией, происходящей во дворе.
Игра «Будь внимательным».
Взрослый дает ребенку 3 игрушки: мяч, кубик, мишка. Потом взрослый говорит ребенку: «Посмотри, я поставлю игрушки по порядку: мячик первый, потом мишка и кубик. Послушай внимательно и потом поставь игрушки в таком порядке, как я скажу: кубик, мишка, мяч. А теперь поставь так: мишка, мяч, кубик».
2-ой вариант (более сложный):
Ребенок выбирает себе три игрушки или любых предмета. Взрослый дает сложную инструкцию: «Внимательно послушай мои задания и выполни: Мишку отдай папе, кубик положи в коробку, а машинку поставь на стол».

Игра «Внимательные ушки»

После прочтения сказки, нужно задавать вопросы детям, на которые они могут ответить одним словом, кивком головы и т.п. Рассказы и сказки  в это время нужно выбирать простые, такие как «Три поросенка», «Колобок».



Предварительный просмотр:

Музыка как часть повседневной жизни. 

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение своих детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступен ребёнку. Младенец рождается с практически не развитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать го лоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонацию. Ещё в теле матери малыш слышит голоса близких людей, слышит, пусть несколько приглушённо, всё, что происходит во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получает ещё до рождения и именно через слух!

Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвёртой недели внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками – создание материальной основы интеллекта – происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже у 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг ещё не родившегося ребёнка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, её голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребёнок ещё до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутреннего опыта в значительной степени влияет на всё последующее развитие.

Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную матерью вслух до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды в день вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорожденным были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой – иная сказка, они выбрали знакомый им рассказ, показав это изменением ритма сосания.

Известен эксперимент с участием 700 будущих мам, которые пытались общаться со своими ещё не родившимися младенцами. Многие из этих детей произносили первые слова уже в 3-4 месяца, в семь – ходили, а в возрасте около года – выговаривали некоторые сложные слова

Французская исследовательница Мари Лунг-Эшер сделала ряд интересных наблюдений с семьями профессиональных певцов, регулярно репетировавших дома. Матери с голосом сопрано рождают детей с развитой верхней половиной тела. У этих детей очень рано отмечалось наличие сенсомоторной координации при хватании. Дети певцов, обладающих густым басом, рождаются с хорошо развитой нижней половиной тела и рано начинают ходить. Выяснилось, что упорядоченное звуковое воздействие на организм будущей матери повышает динамичность нервной системы ребёнка и в последствии стимулирует его развитие. Исследования показали, что воздействие звуков музыкального ряда на поверхность тела человека происходит по основному энергетическому меридиану, хорошо известному специалистам по иглоукалыванию.

Чем меньше ребёнок, тем больше он восприимчив к звучащему миру. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляске, стены комнаты, где находится малыш, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, и из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Дети не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от неё удовольствие.


Само собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребёнка.Музыка позволяет человеку выразить свои эмоции. С глубокой древности она служила эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельные песни. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребёнка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные произведения живописи, скульптуры, слушать настоящую музыку, у него сформируется правильные ориентиры и именно то, что называют словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.



Предварительный просмотр:

Магия музыки - игрушечные пианино и другие инструменты

Музыка невероятно нравится детям. Ее волшебство доходит до них даже в утробе матери. Даже будучи совсем маленькими, они почти всегда инстинктивно покачивают или кивают головками в такт мелодии. Иногда даже пытаются петь детские песни, которые едва понимают, и все это задолго до того, как они учатся читать, писать или разборчиво говорить. По мере того, как дети взрослеют, они начинают понимать, как сочинять свои песни.

Дети любят сочинять музыку так же сильно, как любят ее слушать. Независимо от того, насколько фальшиво он поет или играет на игрушечном пианино - ничто не может помешать ему продолжать подражать различным звукам музыки.

Самовыражение через музыку должно поощряться, чтобы дети в дальнейшем интересовались ею. Например, вы можете снабдить детей музыкальными инструментами, такими как тамбурин или игрушечное пианино. Также можно с успехом петь ребенку детские песни, пока тот играет или рисует.

Музыкальные эффекты

Ваша помощь ребенку в развитии заинтересованности и привязанности к музыке приведет не только к обнаружению различных талантов. Это также будет давать положительный эффект на их общем состоянии. Ниже приведены некоторые преимущества, которые музыка может давать детям:

- Музыка сподвигает детей быть более экспрессивными. Они могут стучать в свои маленькие барабаны, когда они «сходят с ума», или же они могут мягко перебирать клавиши своего игрушечного пианино, когда им хорошо и спокойно.

- Музыка повышает чувство собственного достоинства. Когда дети понимают, что они могут обращаться с каким-либо музыкальным инструментом, громко петь песню и т.д., они чувствуют гордость за себя непосредственно и за свои способности.

- Музыка дает знания. Постоянная близость к музыке, например, к народным песням или к обычным детским частушкам, поможет ребенку быстрее понять этот мир, его ценности и чувства. Этот результат достигается еще до того, как дети впервые идут в школу. Родители должны быть готовы к тому, что их дети захотят знать ответы на многие вопросы. Вам зачастую придется объяснять смысл текста песни.

- Музыка вдохновляет к творчеству. Услышав песню, дети могут изъявить желание познакомиться с другими видами искусства, скажем, с обычным рисованием или даже живописью, таким образом, в своем воображении они придумывают продолжение песни. Они могут проиллюстрировать любую понравившуюся им песню, а также их героев. Если ребенок в раннем возрасте будет играть на игрушечной арфе или пианино, возможно, в будущем он сможет писать свои песни или сочинять музыку.

- Музыка развивает у ребенка навыки общения. Обучение игре на пианино предполагает те же самые навыки, необходимые для чтения. Стремление ребенка выучить слова из песни может помочь ему увеличить свой словарный запас. Иногда, посредством истории, воспетой в песне, дети получают новые впечатления, новые знания о жизни.

- Музыка помогает детям достигать своих целей. Желание ребенка освоить игру на каком-либо инструменте заставляет его быть сосредоточенным и четко следовать своей цели. Уже в таком раннем возрасте, они "запасаются" ценностями, которые могут помочь им стать успешными взрослыми.

Но точно так же как и любые другие средства отдыха и творчества, музыка не должна быть навязана вашим детям. Обучение ребенка игре на музыкальном инструменте или участие в уроках пения не должно приводить к истерикам каждый раз, когда это начинается. Ваш ребенок должен любить музыку и наслаждаться музыкальным действом, только в этом случае она будет иметь положительный эффект на дальнейшую жизнь вашего ребенка.   Ответить с цитированием .

На музыкальных занятиях дети слышат много музыки. Музыку разучиваемых песен, и музыку, сопровождающую движения (пляски, игры, упражнения), звучат инструментальные пьесы и песни, которые исполняет для детей музыкальный руководитель.

Эти произведения составляют большой и важный раздел музыкальной работы – слушание музыки. Невозможно повысить общую музыкальность детей, исключая слушание музыки на музыкальных занятиях, и дома.

Один из видов слушания музыки – это пение взрослых для детей. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Хороший стимул для развития памяти – повторение. Ведь мы знаем, как хорошо воспринимается уже знакомое произведение, когда ребёнок может подпевать взрослому.

Дети с радостью узнают знакомые мелодии, называют их, и проявляют общую заинтересованность.

Детям дошкольного возраста изначально присуща талантливость.

Начальный период обучения считается важнейшим в приобщении к прекрасному. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка.

Семья обязана формировать физически и психически, здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.

Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления – физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое воспитание. Эстетическое воспитание в семье призвано развивать таланты и дарования детей. На восприимчивую психику детей очень большое влияние могут оказывать яркие литературные образы. Семейные чтения доступных книг, просмотр передач на музыкальную тематику (канал «Культура») помогут улучшить интерес детей к искусству.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com