Консультация логопеда

Авдеева Наталия Борисовна

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛЬНО ЛИ ГОВОРИТ ВАШ РЕБЕНОК И НАДО ЛИ ИДТИ К ЛОГОПЕДУ?

 В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому очень важно выявить неблагополучие речевого развития ребенка и преодолеть его как можно раньше. Наиболее благоприятный период для развития речи – от 1 года до 5 лет. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Если вовремя не  обратить внимание на речевые  проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка зависит от активной позиции родителей. Которые играют ведущую роль в коррекции любых отклонений, в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, стимулировать желательные поведенческие проявления и «затормозить» нежелательные.

Часто при оценке речевого развития ребенка взрослые обращают внимание только на то, насколько правильно малыши произносят звуки, и не спешат к логопеду, если, по их мнению, дело обстоит более или менее благополучно.

  Это не совсем правильно. Логопед исправляет не только дефекты звукопроизношения, но и помогает расширить словарный запас, формирует умение составлять рассказ и правильно оформлять высказывание с точки зрения грамматики. Кроме того, логопед готовит ребенка к усвоению грамоты, если у него есть какие-то проблемы с речью, и к дальнейшему более успешному обучению в школе.

  Только логопед может квалифицированно проанализировать ситуацию, указать на необходимость проведения специальных занятий и дать вам подробную консультацию по проблемам речевого развития вашего ребенка. При этом родители – полноправные участники образовательно-коррекционного процесса. Без ВАШЕЙ помощи результаты коррекционной работы будут низкими, а занятия очень продолжительными даже у самого хорошего специалиста.

Существует несколько причин, почему важно знать, правильно ли формируется речь у ребенка в дошкольном возрасте:

Речь – это одна из высших психических функций человека. Недостатки речи могут быть как следствием проблем, имеющихся в  развитии ребенка, так и причин их появления. Это не значит, что Ваш ребенок «глупый». Это значит, что   у ребенка есть  проблемы,  которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, чтобы они не стали препятствием для его полноценного развития и успешного обучения.

Чем раньше выявлены проблемы, тем раньше можно начать работу по их преодолению, тем успешнее проходит эта работа. Ведь  всегда легче сразу что-то выучить правильно, чем потом переучиваться. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой. ВЫ, РОДИТЕЛИ, несете ответственность за судьбу своего ребенка. Не бойтесь  лишний раз обратиться к специалисту,- помощь, оказанная своевременно, сэкономит Ваши нервы и, может быть, сделает Вашего ребенка более успешным и счастливым.

Даже незначительные недостатки в развитии речи ребенка могут привести к трудностям освоения им процессов чтения и письма в школе. В результате Ваш ребенок получает двойки по русскому языку. Такую опасность можно предотвратить.

Если Вы обнаружили у своего ребенка недостатки развития речи, даже, с Вашей точки зрения, незначительные, не бойтесь обратиться к специалисту. 

Признаки благополучного развития речи  у ребенка:

  • Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.
  • У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.
  • Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.
  • Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.
  • Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.
  • Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.
  • Признаки неблагоприятного развития речи у ребенка
  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес тяжелые заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
  • Ребенок предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью.
  • Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит  на одному ему понятном языке.
  • Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Если вы обнаружили один или несколько признаков неблагополучного развития речи ребенка,  значит, вашему ребенку необходима помощь специалистов. 



Предварительный просмотр:

Организация и проведение артикуляционной гимнастики

Подготовила : логопед С.В.Полянская

Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их способности перестраиваться и работать координировано. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков, специализирующихся по расстройствам речи (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

При произнесении различных звуков речевые органы (язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо) занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов речедвигательного аппарата, умения синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии (причины). Гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или иной фонемы русского языка.

Занятия проводятся по следующей схеме: вначале формируются грубые, диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвоения переходят к выработке более дифференцированных тонких движений.

Работа организуется следующим образом.

  1. Педагог рассказывает о  предстоящем упражнении,  используя игровые приемы.
  2. Педагог показывает выполнение упражнения.
  3. Упражнение выполняет ребенок, а педагог проверяет правильность выполнения.

Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Недостаточно только правильно отобрать упражнения, важно научить ребенка правильно их выполнять: отработать чистоту, четкость движений; их плавность, силу, темп; точность движений при смене одного движения другим, что особенно важно при произношении слогов, слов, в спонтанной речи, в процессе общения.

Точность движения речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено конечным местоположением и формой этого органа.

Плавность и легкость движения предполагают движения без толчков, подергиваний, дрожания органа (напряжение мышцы всегда нарушает плавность и мягкость движения); движение должно совершаться без вспомогательных или сопутствующих движений в других органах. Темп - это скорость движения. Вначале движение производится несколько замедленно, педагог регулирует темп при помощи отстукивания рукой или счета вслух, постепенно убыстряя его. Затем темп движения должен стать произвольным — быстрым или медленным.

Устойчивость конечного результата означает, что полученное положение органа удерживается без изменений произвольно долго.

Переход (переключение) к другому движению и положению должен совершаться плавно и достаточно быстро.

Таким образом, требуется выработать умение точно принимать требуемую позу, удерживать ее, плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую, выполнять движения в нужном темпе.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются также последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ребенком. Для этого педагог сам должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два-три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть индивидуальной как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним. При выполнении статических упражнений рекомендуется удерживать положение под счет от 1 до 7, в зависимости от периода работы, выполняя по 3-5 подходов. При динамических упражнениях движения выполняются от 3 до 7 раз также в зависимости от периода работы, за 3 - 5 подходов.

Из выполняемых упражнений новыми могут быть не более одной трети. Две трети остаются для повторения. Если какое-то упражнение выполняется недостаточно качественно, то новое упражнение не вводится. Продолжаем отрабатывать повторный материал, используя для его закрепления новые игровые приемы, образы.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо должно быть хорошо освещено, а губы — ярко окрашены.

Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно — это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения, подбодрить ("Видишь, язык уже научился быть широким"), ("Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху").

На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений: статические и динамические с образными названиями.

Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения 6-8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Длительность проведения артикуляционных упражнений, их дозировка зависят от компенсаторных возможностей ребенка, характера и тяжести речевого нарушения. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий, времени и терпения. Эффективность коррекционной работы по совершенствованию артикуляционной моторики в значительной мере определяется активностью самого ребенка, его инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью. Автоматизация любого навыка требует систематического повторения. Чтобы не пропал интерес к выполняемой работе, гимнастика не должна проводиться шаблонно, скучно; необходимо создать благоприятные условия, положительный эмоциональный настрой, вызывать живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять упражнения. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей, а следовательно, самую естественную и привлекательную для них форму занятий. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений. Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Педагог  также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Если педагог видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

  • улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
  • улучшить подвижность артикуляционных органов;
  • укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
  • научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
  • увеличить амплитуду движений;
  • уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
  • подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.



Предварительный просмотр:

Взаимосвязь родителей и логопеда в преодолении речевых нарушений у детей?

        В случае возникновения речевых нарушений важно понимать, что коррекция речевых нарушений зависит не только от работы логопеда, а может быть даже в большей степени от правильного отношения и воздействия со стороны родителей.

Логопедическая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, нередко накладывает отпечаток на характер ребёнка.

         В семье ребёнка понимают с полуслова, он не испытывает неудобств, если его речь несовершенна. Но расширяется круг связей ребёнка с окружающим миром – важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

         Чтобы добиться хороших результатов в преодолении речевых нарушений, нужно  понять, что одному логопеду, постороннему для малыша взрослому, в условиях 20 - 25 минутного жестко регламентированного взаимодействия, сложнее справиться с детским речевым недостатком. Речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребёнка наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • не ругать ребенка за неправильную речь;
  • ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

         Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних логопедических заданий.

Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных продвижений может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

         Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Важно, что звучит вокруг ребёнка: какие слова произносятся, каким голосом, с какой интонацией. Важно, как общаются взрослые не только с ребёнком, но и между, – ведь это их речь воспринимается, как норма.

         Дома чаще читайте. У ваших детей должна быть детская библиотека. В неё входят произведения Корнея Чуковского, С.Я. Маршака, Н. Носова «Приключения Незнайки в солнечном городе»,  произведения Мамина – Сибиряка, Пришвина, Чарушина о животных, стихи Агнии Барто, сказки Братьев Гримм и т.д.

         На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Дидактические игры по развитию речи

       «У кого кто?»:

(единственное и множественное число имен существительных)

у утки — утенок, утята, много утят; у гусыни — ..., у индюшки — ....

      «Кто чем питается?»

 (употребление творительного падежа имен существительных)

кошка — молоком, корова — травой, коза — ..., собака — ..., лошадь — ... .

      «Назовите разные слова»

Ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков (какой? какая? какое? какие?), соответствующих предложенному объекту.

Например, «собака» большая, лохматая, добрая, старая, веселая…

        «Назови ласково»

(словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов) мяч — мячик, кукла — ... ; белка — ... ; стул — ... ; ворона — ... .

     «Исправь ошибку»

(на логическое мышление):

Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

       «Из чего — какой?»

(образование относительных прилагательных)

 из ситца — ситцевый, из льна — льняной, из шелка — шелковый, из шерсти — ..., из меха — ..., из пуха — ..., из резины — ... .

      «Пересчет различных предметов»

(согласование числительных с существительными)

один автобус, 2 автобуса, 3 автобуса, 4 автобуса, 5 автобусов;

один воробей, 2 воробья, 3 воробья, 4 воробья, 5 воробьёв;

одна липа, 2 липы, 3 липы, 4 липы, 5 лип;

один стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев;

одно ведро, 2 ведра, 3 ведра, 4 ведра, 5 вёдер.



Предварительный просмотр:

Система работы с детьми с особыми  возможностями здоровья.

       Выявление детей с особыми возможностями здоровья начинается с момента поступления в дошкольное учреждение в рамках прохождения общего медицинского осмотра. Следуя рекомендациям специалистов, дети зачисляются в соответствующие группы здоровья, в которых дозированно рассчитывается физическая и общая нагрузка на детский организм.

      Посещая группы, дети находятся под постоянным контролем со стороны педагогов. На основе усвоения программных требований и проведения мониторингов, выявляются дети, которым необходима помощь специалистов.

         Тесное сотрудничество с городской МППК позволяет не только диагностировать ограниченные возможности детей, но и своевременно составить  индивидуальный план   развития ребенка с особым возможностями здоровья, что способствует более качественному усвоению программного материала.

     Одним из наиболее позитивных факторов считаю наличие постоянного специалиста – логопеда в МДОУ. Не для кого ни секрет,  что количество детей нуждающихся в логопедической коррекции растет с каждым годом и доходит до 85 % от общего количества детей. Учитель - логопед проводит системную работу по коррекции речи детей :

  1. Диагностика детей с недостатками речи;
  2.  Консультации родителей, в семьях которых воспитываются такие дети;
  3. Рекомендации по распознаванию и коррекции нарушений речи на страницах сайта;
  4. Посещение и выступление на родительских собраниях;
  5. Комплектование логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  6. Комплектование  и работа логопункта;
  7. Еженедельные консультации  и выработка рекомендаций для педагогов, в группах которых находятся логопедические дети;
  8. Выступления на педсоветах и методических объединениях по ведению работы во всех общеобразовательных группах по исправлению и совершенствованию речевой активности детей;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р азвитие речи дошкольников посредством обучения рассказыванию по серии сюжетных картинок подготовила: С.В.Полянская учитель-логопед МКДОУ№10

Слайд 2

Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно».

Слайд 3

Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель : Упражнение способности к наблюдению; Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения); Развитие языка ребенка.

Слайд 4

Занятиям с детьми по сюжетным картинкам принадлежит в методике развития речи детей первенствующее место.

Слайд 5

Выбор сюжетных картин При выборе сюжетных картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых к более трудным и сложным. По своему содержанию картины должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но они достигают своего назначения только тогда, когда предоставляют простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.

Слайд 6

Требования к отбору картин содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного

Слайд 7

Методические принципы: Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4-словным, от фраз к рассказу). Постепенная активизация в ходе занятия детей (особенно из слабой подгруппы), но только на уровне фразовых ответов. Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимания на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности. Определенная последовательность опроса детей при рассказывании. Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, затем из средней). Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные занятия. На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении.

Слайд 8

Методы и приемы обучения дошкольников рассказыванию (по серии сюжетных картин) Наглядные методы . Картины являются наглядными объектами обучения, дети рассматривают их как в процессе занятий, так и в повседневной жизни. Рассматривание картин является опосредованным наглядным методом и применяется в детском саду и для: вторичного ознакомления с объектом закрепления полученных во время наблюдения знаний, формирования связной речи.

Слайд 9

Словесные методы в детском саду используются реже, чем в школе. В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. При рассматривании серий сюжетных картин используется метод рассказа воспитателя , в старших группах, для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.

Слайд 10

Прием – это элемент метода. Прежде всего, их можно разделить по роли наглядности и эмоциональности на: Словесные Наглядные Игровые.

Слайд 11

Возрастные особенности обучения рассказыванию (по серии сюжетных картин) Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами.

Слайд 12

В средней группе, к 4-5 годам , у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность, готовить детей к составлению небольших связных повествований.

Слайд 13

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) трудно переоценить роль наглядности. В частности, рассказывание по серии сюжетных картин оказывает огромное влияние на формирование навыков монологической речи . В этом возрасте дети уже умеют правильно воспринимать содержание картин и создавать по ним связный рассказ.

Слайд 14

В подготовительной группе (6-7 лет) используются все разновидности рассказов по картинам: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ по одной картине или серии сюжетных картин. В этом возрасте очень важно учить детей видеть не только то, что изображено на картине, но и воображать "додумывать" предыдущие или последующие события.

Слайд 15

Общие требования к организации работы с картиной: 1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада. 2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине. 3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей. 4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной. 5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема. 6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

Слайд 16

Этапы обучения рассказыванию по картине или серии картин: Младший дошкольный возраст: осуществляется подготовительный этап цель его - обогатить словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картины и отвечать на вопросы по их содержанию. Проводятся дидактические игры с предметными картинками: малыши должны подобрать пару к указанной картинке, назвать предмет, сказать, какой он, что с ним делают. Основной вид занятия по картине - беседа. Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют

Слайд 18

Средний дошкольный возраст : Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети . Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Слайд 19

Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.

Слайд 20

Старший дошкольный возраст: Дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя описывают предметные и сюжетные картины, составляют сюжетные рассказы по серии картин, придумывают начало и конец сюжету картины. Задачи обучения усложняются: дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции. Основное требование - большая самостоятельность в рассказах по картинам.

Слайд 21

Структура работы: используется рассматривание картин, уточнение основных моментов сюжета. Методические приемы: вопросы, речевой образец, коллективное рассказывание, обсуждение последовательности повествования, творческие задания, план в виде вопросов и указаний. Продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин.

Слайд 22

Варианты предъявления картин для составления рассказа по сюжетной серии: На доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам; Вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное; Дети размещают в нужной последовательности неправильно расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии. Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.

Слайд 23

Подготовительная к школе группа: Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина , В. Бианки. Дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.

Слайд 24

Структура работы: Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.

Слайд 25

Порядок работы с сюжетными картинками: Рассматривание сюжетных картинок с целью усвоения содержания; Чтение воспитателем деформированного текста; Беседа, в которой выясняется, что предложенные педагогом предложения это не рассказ; Определение порядка следования предложений; Чтение педагогом текста в восстановленном виде.

Слайд 26

При оценке структуры текста учитывать следующие показатели: 1. Наличие или отсутствие нарушений в формулировке начального предложения. 2. Наличие или отсутствие нарушений в формулировке заключительного предложения. 3. Наличие или отсутствие нарушений в последовательности и связности высказывания. 4. Правильность выбора заголовка

Слайд 28

Например: Работа с детьми по серии картинок «Лиса и вороны» - Расположите картинки в правильной последовательности. - Почему расположили картинки именно так? - О чем будет рассказ? - Почему лисе удалось поймать птицу? - Что главное в рассказе? (Лиса перехитрила ворон) - Как можно озаглавить текст? («Хитрая лиса», «Умная лиса», «Лиса и вороны») - О чем рассказывает первая картинка? - О чем рассказывает вторая картинка? - Каким предложением можно связать первую и вторую картинку? (И вот лиса притворилась мертвой). - Что произошло на третьей картинке? - Что случилось на четвертой картинке? - Каким предложением свяжем третью и четвертую картинки? - Каким предложением свяжем первые две картинки с последними двумя? - Как вы думаете, какая картинка отражает ключевое содержание рассказа? Почему?

Слайд 29

Для развития большего интереса к данному виду работ, можно предложить детям следующие задания: I этап обучения Примеры заданий: 1. Послушай текст и определи, какой картинки не хватает в данной серии? Куда ты её разместишь? Почему? 2. Каждому воспитаннику можно предложить «снять» фильм под названием «Мой день» (у детей получатся серии картинок). На следующем занятии составить рассказ по созданным картинкам. 3. Предложить детям найти как в сказках, рассказах называют животных. Например: - лиса – рыжая краса, лисичка – сестричка, кума, злодейка, обманщица, воровка, хищница; - заяц – косой, хваста , рысак, беляк, трусишка, трус, быстрые ноги, длинные уши; - медведь – мишка, топтыгин, косолапый, свирепый, шатун. 4.Нарисуй обложку к произведению. О чем может идти речь, если обложка выглядит так…. (воспитатель показывает определенную картинку).

Слайд 30

II этап обучения Примеры заданий: Создание мультфильма к знакомым сказкам, например «Сказка о рыбаке и рыбке» Затем можно предложить (через некоторое время): - Узнай сказку по картинкам, определи их последовательность. - Расскажи сказку по данным картинкам. После выступлений дошкольников проводится анализ полученных текстов.

Слайд 31

Главная задача – учить составлять связный, последовательный рассказ, раскрывающий основное содержание картинок, необходимо, чтобы дети самостоятельно, без вмешательства педагога, могли справиться с таким видом работ. Приведу несколько заданий: Исправь ошибки в тексте. Дети прослушивают текст с ошибками содержательного характера. Дети должны найти их, а затем исправить, используя серию картинок (сначала дети могут работать в группах, затем в парах, а потом самостоятельно). Составь по одному, два предложения к каждому слайду из диафильма «Ну, погоди!» так, чтобы получился рассказ (слов на слайдах не должно быть). Самостоятельно составь рассказ по сюжетным картинкам. Чтобы увеличить интерес, можно проводить конкурсы на лучший рассказ.

Слайд 32

Правила, которых необходимо всегда придерживаться : Включать в занятия по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи; После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор; Перед выполнением задания обязательно делать установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений; поощрять детей, которые выполняют данное требование; Использовать на занятиях знания о мотивационной сфере ребенка данного дошкольного возраста; создавать и стимулировать мотивацию деятельности; Всегда предлагать четкий план рассказа, если он необходим; Для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагать детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей; Организовывать физминутки так, чтобы они носили развивающий характер, но в то же время были подвижными; По возможности завершать занятия игрой развивающего характера.

Слайд 33

Работу по созданию конспектов следует начинать с изучения плана – программы воспитательно-образовательной работы в детском саду, рекомендованной программой «Детство». Отобрать из нее названия произведений для пересказа, названия тех картин, серий сюжетных картинок, которые имеются в наличии в детском саду. На основе этого списка составить тематическое планирование по развитию связной речи на весь период учебного года.

Слайд 34

Работа с родителями. Родительские собрания: Индивидуальные беседы и консультации. Уголки для родителей: Выполнить совместные работы Изготовление поделок на заданную тему Выполнение творческих заданий (придумывание костюмов к праздникам, «изготовление» мультфильмов (создание серий сюжетных картинок) или изготовление иллюстраций к знакомым сказкам.

Слайд 35

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  РАЗВИТИЕ РЕЧИ ВАШЕГО МАЛЫША ОТ 2 ДО 3 лет

      Если вашему малышу уже исполнилось 2 года и он постепенно начинает говорить фразой, то вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в словарном запасе вашего малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается. Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестры. Старшие дети охотно используют малышей в своих играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным правилам, требующим внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов. Понаблюдайте за своим ребенком! Если это ваш единственный малыш, то, как правило, вы гуляете с ним в определенном, хорошо знакомом и ему, и вам месте — на детской площадке, в песочнице, в скверике. Вокруг гуляют мамы и бабушки таких же малышей, которые хорошо знакомы друг с другом и обмениваются на площадке интересующей их информацией. А дети, которые тоже уже знают друг друга, в то же время играют каждый сам по себе, обращая внимание скорее на новые игрушки своих соседей по песочнице, чем на них самих. Для того чтобы маленькие дети начали самостоятельно общаться со своими сверстниками, нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре. Необходимо каждый раз придумывать для малышей новую простую игру или занятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать потерянную в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пассивно отвечать на заданные вами вопросы или выполнять ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с вами, но и с играющими в эту же игру сверстниками, смогут перейти от отраженного повторения ваших высказываний к самостоятельной инициативной речи, обращенной не только к взрослому, но и к другим детям. А желание быть первым в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист и т. п.) будет стимулировать у них активное употребление коротких фраз типа «Я нашел!», «У меня больше!».

 

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет ДО 2 лет 6 мес.

      1      

          

 

 

Стимулируйте у детей употребление в речи нескольких глаголов, последовательно описывающих развитие действия с одним героем. Например, рассматривая совместно с ребенком серию картинок про мишку, который хотел полакомиться медом лесных пчел, начинайте фразу, но не заканчивайте ее, чтобы малыш вставил в конце нужное слово. «Мишка по лесу... (идет, гуляет). На дереве — улей с медом. Мед мишка очень... (любит, хочет). Вот мишка на дерево... (лезет). А сейчас сюда пчелы... (летят)». Помните, что в таком рассказе должно быть совсем немного слов, но их употребление должно как бы подталкивать ребенка к вспоминанию и называнию нужных глаголов. Постепенно можно будет переходить к «нанизыванию» глаголов друг на друга, когда при рассказе по картинкам ребенок в хорошо знакомом тексте использует прием подстановки нужного глагола после союза «и», неоднократно повторяемого взрослым. Взрослый при этом показывает на картинке нужное действие, но не называет его («Мишка мед любит и на дерево... Пчелы увидели медведя и на него...»). Заключительным приемом, используемым при пересказе по картинкам содержания хорошо известного текста, может быть употребление взрослым первого предложения с последующим приглашением ребенка его продолжить («Мишка по лесу идет и...»).

      2      

          

 

 

Очень важно активизировать в самостоятельной речи ребенка употребление разнообразных прилагательных. Многие родители ошибочно полагают, что самым важным для ребенка является умение назвать цвет предмета. Это глубокое заблуждение! Ваш малыш прежде всего должен освоить такие качественные прилагательные, как большой — маленький, горячий — холодный, хороший — плохой и т. п. Эти слова выражают не только понимание малышом основных характеристик знакомых ему предметов окружающего мира, но и его эмоциональное отношение к ним. Собственно обозначение цвета словами закрепляется в речи значительно позже, чем умение соотносить предметы одного цвета между собой. Очень часто даже хорошо говорящие дети предпочитают называть все цвета одним, особо полюбившимся им названием, например «желтый» или «синий». Подождите немного: ваш малыш начнет лучше рисовать, станет просить у вас карандаши, вот тогда вы сможете выучить с ним названия не только основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), но и их оттенков.

      3      

          

 

 

Обратите особое внимание на произношение вашего ребенка. Ему должны уже быть доступны в произношении некоторые многосложные слова, например «халатики», «вафельки», «бусинки». Понаблюдайте, как ребенок произносит губно-губные (п, б, м) и губно-зубные (в, ф) согласные, достаточно ли активно смыкаются его губы. Очень часто у детей, рано перешедших на искусственное вскармливание, губная артикуляция очень вялая, но это становится заметно именно после 2 лет, когда словарь ребенка активно наращивается. При увеличении длины слова ребенок начинает как бы мямлить, четкость его произношения резко падает, губы размыкаются и в речи начинают искажаться даже простые слова. Потренируйте вашего малыша в игре произносить слоговые серии типа «ва-ва-ва», и он успешно справится и с произнесением звука «в» в многосложных словах. Если, наоборот, вместо одних звуков ребенок устойчиво употребляет другие, резко отличающиеся от необходимых по способу артикуляции (например, в слове «надо» говорит «нага»), проверьте, сможет ли он воспроизвести нужный звук изолированно (игра «Пулемет» — «д-д-д»), и если у ребенка это получится, попробуйте учить с ним слово по слогам. Обязательно учитывайте при таком обучении возрастные особенности вашего ребенка, завуалируйте занятие под игру, в которой можно получить лакомство или игрушку, ответив на вопрос взрослого «Тебе это надо?» («Да, на-до!»).

      4      

          

 

 

Дети после 2 лет уже начинают употреблять в своей речи некоторые существительные в нужном падеже («Где твоя книжка? — «На столе!»). Если ваш малыш пользуется при этом не предлогом «на», а заменяет его на аморфную словоформу «а» — не волнуйтесь. Все дети проходят через такой способ употребления предлогов. Гораздо важнее сейчас понять, все ли значения предлогов доступны вашему малышу, может ли он спрятать игрушку в карман, за спинку, под стол, в ящичек, умеет ли находить предметы, ориентируясь на речевую инструкцию, содержащую различные предлоги (Достань машинку из ящика. А мячик спрятан в сумочке). Постарайтесь убирать предметы в необычные места, чтобы ребенку надо было обратить особое внимание на предлог, употребленный в речевой инструкции при их поиске (за диваном, под диваном, на диване под подушкой, под подушкой в кресле).

      5      

          

 

 

Помните, что артикуляционные возможности вашего малыша еще значительно отстают от его речевых способностей: маленький ребенок может рассказать внимательному собеседнику о многом, употребив при этом значительное количество слов в искаженной форме. Старайтесь не обидеть вашего ребенка чрезмерными придирками к его речи, чаще используйте прием «совместного говорения» трудных слов, сопровождая это эмоциональным поощрением и похвалой маленького собеседника.

      Именно на третьем году жизни речь постепенно становится для вашего ребенка полноценным средством общения. Ему уже не надо употреблять эмоциональные возгласы и жесты, чтобы привлечь внимание других людей к себе или получить необходимый предмет. Однако это не значит, что ваш малыш уже говорит «как взрослый». Его речь все еще очень ситуативна, привязана к определенному контексту общения. Вместе с тем она должна быть понятна не только вам, его артикуляция уже позволяет самостоятельно произносить короткие фразы и воспроизводить знакомые тексты сказок и стихов (повторение за взрослым или завершение речи взрослого).

 

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет

      Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка — это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент).
      В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или сложных словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка. Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи правильные словосочетания по подражанию образцам взрослой речи, начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной или формообразующей модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода) все другие: «Я вижу папу, стулу, окну». Этот процесс в целом носит позитивный характер, потому что он свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения родного языка к его активному постижению.
      Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении, однако взрослым не следует мешать детям в их экспериментах, а, наоборот, своими вопросами или специальными оговорками следует направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы не ребенки, а ребята, у кошки не котенки, а котята»).

      1      

          

 

 

Для того чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных (кот — коты; дом — дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в усеченной форме (маленькая — маленька), однако сейчас необходимо сосредоточить все внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. Помогите малышу услышать нужное окончание в слове с помощью вопроса («Машина какая?») и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив нужную часть только что произнесенного ребенком слова («Молодец! Машина красная!»).

      2      

          

 

 

Раньше ребенок говорил о событиях только в настоящем времени, теперь ему доступно употребление форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также «предвосхищение» некоторых событий. Однако не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа «Расскажи, что ты будешь делать летом на даче у дедушки». Предполагается, что малыш вспомнит прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень ограниченны, не переоценивайте его возможности! Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш вопрос или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у вашего малыша!

      3      

          

 

 

Не требуйте от детей сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей не только ограничены трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов не только позволяет ребенку исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет его от риска возникновения запинок в самостоятельной речи.

      4      

          

 

 

Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в 3 года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием прохлопывания трудных слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые звуки должны обязательно звучать и в трудных словах. Например, если ваш малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произношении. Учитывайте, что ребенку наиболее сложно освоить произношение звука в стечениях («ст», «кс», «ск»), если они расположены в середине слова.

      5      

          

 

 

Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении 3 лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.

 



Предварительный просмотр:

 

Название проекта: «Страна Звукария»

Выполнила: Учитель – логопед Муниципального казенного дошкольного учреждения «Детский сад № 10» комбинированного вида г. Карабаша Полянская С.В.

Вид проекта: Познавательно – речевой.(краткосрочный)

Проблема: Несформированность фонематических процессов и звуко – буквенного анализа и синтеза у дошкольников подготовительной к школе группы.

Актуальность: Современная ситуация с развитием речи дошкольников - серьезная проблема, подтверждением которой является рост, с геометрической прогрессией, количества детей с речевыми недостатками. Речь не является врожденной. способностью человека, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и  служит показателем его общего развития.

Современная школа предъявляет высокие требования к уровню подготовки дошкольников. Увеличивая  и систематизируя объем знаний об окружающем мире, совершенствуя фонематические процессы и навыки звуко – буквенного анализа и синтеза, дети не только обогащают  свои знания, но и учатся оперировать ими в самостоятельной деятельности, что способствует более продуктивному обучению в школе и социализации в современном мире.

Цель: познакомить со звуками Л, Л и буквой Л.

Задачи:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. 3акреплять умение определять место звука в слове, составлять   звуко –    буквенные схемы слов. Проводить звуко - слоговой анализ слов.
  3. 3акреплять умение анализировать, обобщать, исключать.
  4. Закреплять навыки работы с предложениями и схемами предложений.
  5. Совершенствовать умение работать в коллективе, добиваться личных результатов.

Оборудование: презентация, картинки, в названии которых есть звук Л, изображение паровозика с тремя вагонами, элементы для выкладывания буквы Л для каждого ребёнка, наборы для составления схем на каждого ребёнка, пеналы.

1. Оргмомент.

Л: - Поднимет руку тот, в чьём имени есть звук -  К, Д, М, Н, Т, А и т. д. Дети поднимают руки.

2.3накомство с темой.

Л: - Давайте поиграем с вами в игру « Четвёртый лишний», лишние слова запоминайте.

Лошадь, медведь, барсук, заяц (лошадь)

Журавль, ласточка, голубь, грач (голубь)

Компьютер, стул, утюг, фен (стул)

Дети выделяют лишние слова, в конце повторяют все три слова.                Л:- Какой одинаковый звук есть в словах лошадь, голубь, стул?

     Дети отвечают, что в этих словах общий звук Л.

Л:- Об этом звуке мы сегодня будем говорить.

3. Произнесение, артикуляция и характеристика звука.

Л:- Произнесите звук Л Дети произносят.

Далее определяется положение губ, зубов и языка в момент произнесения звука.

Делается вывод о том, что звук Л согласный, звонкий и твёрдый.

Л:- Чтобы узнать  о звуке Л много нового, я предлагаю отправиться в путешествие с помощью волшебного экрана.

Л:- Посмотрите,  экран предлагает нам отправиться в путешествие на веселом  поезде. Включается фонограмма из мультфильма «Паровозик из Ромашкино».

4.Развитие фонематического слуха. Повторение цепочек слогов.

Л: - Первая остановка «Дразнилкино», жители этой станции очень любят играть в игру «Дразнилки», я думаю, мы с вами тоже справимся, попробуем.

-  Я буду произносить слоги, а вы повторяйте их за мной в том порядке, как я их произнесу.

ул-ыл-ал-ол

ла-ло-лу-лы

кло-клы-клу-кла

ысл-асл-осл-усл

Прекрасная игра, но нам с вами пора отправляться дальше.

5. Определение места звука в слове.

Л: - Пока мы играли, подъехали к другой станции - «Подберикартинкино». На этой станции мы возьмём с собой пассажиров. Но мы должны каждому дать билет и разместить их в вагонах в определённом порядке. В первом вагоне поедут те пассажиры,  в названии которых, звук Л стоит в начале слова, во втором - в середине, а в третьем, слова со звуком Л в конце.

Дети определяют места пассажиров в соответствующих вагонах

Л: - Ну вот, все пассажиры заняли места, согласно купленным билетам и мы едем дальше.

6.        Развитие мелкой моторики. Конструирование.

Вот мы и прибыли в славный город «Буквоград».  Все звуки на письме обозначаются буквами.  А славен этот город тем, что живет в нем красавица - буква Л. Давайте познакомимся с ней поближе.

Л: - Давайте пропишем эту букву в воздухе. (Дети прописывают букву в воздухе).

Чтобы не терять времени, наклеим эту букву прямо в поезде, пока едем до следующей станции. (Дети наклеивают букву). На несколько секунд включается фонограмма.

7. Образование  слов с пропущенной  буквой.

Л:- А эта станция называется  «Узнавайкино». Жители этой станции очень любят играть в игру «Узнай слово». Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

Посмотрите на волшебный экран, какое слово показывает нам экран? Какой звук отсутствовал? Что вы можете сказать об этом звуке? Дети называют слово, звук и дают характеристику звуку.

8.        Составление схем слов. Звуко - слоговой анализ слов.

Л: - Следующая остановка «Составляйкино». Жители этого места любят

составлять схемы слов. Давайте и мы сделаем то же самое. На экране появляется схема с пустыми квадратами.

Л: - Какое слово подходит к данной схеме, не забудьте, что в ней должен быть звук Л. Почему?

Дети выполняют задание. Логопед следит за выполнением, в случае правильных ответов появляется соответствующее изображение на экране.

Л: - Давайте проверим, как вы с ним справились. Сколько звуков в этом слове всего? Сколько гласных, сколько согласных? А сколько слогов в этом слове? Как догадались?

Проводится звуко - слоговой анализ слов.

9.         Отгадывание ребусов.

Л: -Вот мы подъехали к следующему населённому пункту. Он называется «Отгадайкино». Его жители обожают загадывать загадки и ребусы друг другу. Вот и для нас они их приготовили. Мы должны будем разгадать ребусы. По первым звукам каждого слова составить новое слово.

Дети отгадывают ребусы.

Л        У        Н                   А

   лось            утка        носорог       аист

Л:- посмотрим, правильно ли мы выполнили задание? Кто прочитает это слово?
10. Работа с предложениями.

Л: - На нашем пути следующее место, где мы остановимся. Оно называется «Грамотейкино». Вы догадались, что мы здесь будем делать? Ответы детей.

Л: - Да, мы будем составлять предложения. Посмотрите на волшебный экран, что это на нем изображено? Правильно – это схема предложения. Давайте попробуем составить предложение по данной схеме.

Л:- А теперь я попробую составить предложение: «Мне очень понравилось наше путешествие».

11. Рефлексия.

Л: - Ну, вот и закончилось наше путешествие. В память о нашем путешествии я хочу подарить вам веселые смайлики: смайлики красного цвета я подарю тому, кто сегодня был очень активным и справился со всеми заданиями; желтые тому, кто хорошо работал, но может еще лучше.

А нашим гостям давайте подарим на память наши буквы!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развлечение  по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Лог: За горами, за долами, за широкими морями,
Не на небе – на земле
Есть страна, в ней звуки все:
Звонкие, согласные, мягкие и гласные

Дружно все они живут

И гостей конечно ждут

Так хорош веселый ряд

Слушать звуки каждый рад

«Цепочка» (упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия).

 Лог: «Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, она называется «Цепочка слов». Но для этого мы должны разделиться на 2 команды. Послушайте правила игры: я говорю команде  первое слово, а вы внимательно слушайте последний звук и на этот звук придумайте новое слово. Вторая команда, слушает слово, которое придумали соперники и называет слово на последний звук. Победит та команда, которая придумает больше слов. ( Кот – ток – карта – аист и т.д.)

Лог: Всему название дано –

 И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным — полно,

А безымянных – нету.

И все, что может видеть глаз

 Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас –

 Мы назовем словами.

В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Кажется, что одно слово, а посмотришь внимательнее — увидишь, что внутри «спрятались» другие слова. Я вам по очереди буду показывать слова, а вы мне скажете, какое слово спряталось. (Вывешивается плакат. Дети читают слова и находят в них другие: бусы, коса, удочка, уточка, машина, тапочки)

(Под музыку входит Путаница)

Путаница: Привет, детишки, а вот и я,

 Узнали, верно, вы меня?

 Я – веселая Путаница.

 К вам пришла на праздник я,

 Поучу я вас, друзья!

 К логопеду я хожу

 Звуки разные твержу

 Очень мне всё нравится

 Я же умница - красавица!!!

Лог:  Вообще–то, Путаница, мы тут серьезным делом заняты.

Путаница: Ну, пошел у нас народ:

                    Занятий, дел невпроворот!

                    Все в работе, да в заботе,

                    Так, гляди, и жизнь пройдет!

Лог: Ты права, Путаница, давай послушаем чему ты научилась!

Путаница: Я сочинила такие шикарные стихи. Вот послушайте.

Лог: Что – то я не верю, что Путаница ничего не напутала, слушайте внимательно ребята

(Путаница читает стихотворение А. Шибаева, дети исправляют ошибки)

Путаница: Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И – хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

 Буква-озорница,

Очень странные дела

 Начали твориться…

Закричал охотник:

— «Ой! Двери гонятся за мной!»

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

На виду у детворы

Красят крысу маляры.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил.

Жучка будку не доела:

- Неохота, надоело . . .

- На болоте нет дорог,

Я по кошкам скок да скок. (Путаница хвалит детей)

Путаница: Ну ладно, согласна стихи у меня не очень получились. Зато я умею лучше всех загадывать загадки, ни за что не отгадаете. ( загадывает загадки)

1. Что находится в начале «книги»? (звук «к»)

2. За чем, язык прячется во рту? (за зубами)

3. Если бросить в Черное море красный камень, то каким он станет? (мокрым)

4. Если петух снесет яйцо, то кому оно достанется? (петух не несет яиц)

Путаница хвалит детей.

Лог: Вот видишь Путаница, какие умные у нас дети. Приглашаем тебя соревноваться вместе с нами.

Определение одинакового звука в словах.

Лог: Ребята, посмотрите  вот здесь лежат предметы. Первая команда выбирает предметы, в названии которых есть звук  Л, а вторая команда предметы в названии, которых есть звук Р. Для участия в этом конкурсе, от каждой команды выходят по человек.

Лог:  Какой одинаковый звук в этих словах?

Дети: Звук «Л», «Р».

Логопед: А какой это звук?

Дети: Согласный, твердый, звонкий.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Лог: Молодцы ребята, вы замечательно выполнили задания. Следующий конкурс «Выложи схему слова». На доске вы видите картинки, вам нужно составить схемы слов, для 1команды слово - книга, для 2 команды слово - краски.  

(Дети выполняют задания, выкладывают схемы слов из цветных квадратиков, дают характеристику звукам, определяют количество слогов.)

Составление слов из слогов. (достать по одному слогу)

Лог: А теперь ребята, следующее задание. Игра «Найди слово». Каждый из вас получит карточку со слогом, вам нужно придумать слово с данным слогом.

Закрепление умения употреблять глаголы-антонимы.

Лог: Здорово, вы справились с непростым заданием. Готовы дальше соревноваться?

Дети: Да.

Путаница: Игра с мячом «Скажи наоборот». Путаница называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустила  Путаница, т.е. закончить фразу.

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Составление предложений для Путаницы.

Лог: Ребята, вам понравилось соревноваться с Путаницей? Какая она? Давайте сделаем сюрприз для нее, составим предложения о ней.

Лог: А теперь, ребята, самое главное. Вы весь год трудились, выполняли домашнее задание и сейчас мы подведем итоги, кто же у нас стал победителем (вручение медалей детям).

Путаница: Как много вы знаете и умеете, а кто же вас этому научил? Как вы думаете, заслужила С.В. медаль? (дети оценивают педагога)

Лог:

Но вот, игру заканчивать пора.

Мы все надеемся, что с ней,

 Вы стали чуточку умней,

Узнали много слов смешных,

И много всяких всячин,

И если вы запомнили их,

Не зря ваш день потрачен!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№10»

Роль художественной литературы в речевом развитие дошкольников.

                                             

                                                              Подготовила учитель-логопед

 Е.А. Юдина

  Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность.

     В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка; в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. Однако полноценно воспринимается литературное произведение лишь в том случае, если ребенок к нему соответствующе подготовлен. Поэтому необходимо обращать внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на его выразительные средства. Не стоит забывать, что интерес к чтению можно привить лишь в том случае, если литература будет соответствовать интересам малыша, его мировоззрению, запросам, душевным побуждениям.

     Уже в старшем дошкольном возрасте дети способны понимать содержание, идею и выразительные средства языка, и дальнейшее знакомство с литературными произведениями будет опираться непосредственно на фундамент, который взрослые (родители, воспитатели) закладывают в дошкольном детстве. 

     Восприятие детьми литературных произведений в дошкольном возрасте достаточно сложно. Каждый ребенок проходит большой путь от простого участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия литературного произведения. Психологи обратили внимание на особенности понимания дошкольниками художественной формы и содержания литературных произведений – это и небольшой жизненный опыт ребенка, и конкретность мышления, и непосредственное отношение к действительности. Эстетическое восприятие литературного произведения происходит в результате целенаправленного восприятия на определенной ступени развития.

     Взрослея, дети овладевают способностью анализировать литературные произведения, учатся передавать определенное содержание в единстве его художественной формы, а также в активно осваивают средства художественной выразительности.

     Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и УНТ (в том числе и малые литературные формы). Достаточный объем активного словаря, разнообразие используемых словосочетаний, синтаксических конструкций, а также выразительное оформление связного высказывания являются показателями богатства речи ребенка. В связи с этим прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

     Значение фольклора огромно: он оказывает и познавательное, и воспитательное, и эстетическое влияние на ребенка. Нельзя не подчеркнуть, что фольклор развивает умение чувствовать мелодику, художественную форму, ритм родного языка. Своеобразна и сама художественная система русского фольклора. Жанровые формы произведений (былин, сказок, легенд, песен, преданий, а также малых форм – потешек, частушек, загадок, пословиц и поговорок) также чрезвычайно богаты, в тоже время язык их точен, прост и выразителен.

    В младших группах знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте учат детей слушать стихи, сказки, рассказы. Также детей учат следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Малышей также привлекают произведения стихотворного жанра, которые отличаются ритмичностью, четкой рифмой, музыкальностью. Дети начинают запоминать текст при повторном чтении (или многократном повторении), утверждаются в чувстве рифмы, ритма, усваивают смысл стихотворения. При этом речь ребенка обогащается наиболее запомнившимися ему словами и предложениями.

     В средней группе детей продолжают знакомить с художественной литературой. Воспитатель обращает внимание детей, как на само содержание литературного произведения, так и на некоторых особенности языка (некоторые эпитеты и сравнения, образные слова и выражения). После прочтения (рассказывания) сказок необходимо приучать детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием произведения, а также на самые простые вопросы по художественной форме. Очень важно после чтения правильно сформулировать вопросы. Это нужно для того, чтобы помочь детям выделить главное – основные события произведения, действия главных героев, их поступки и взаимоотношения. Заставить ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам может заставить только правильно поставленный вопрос. При чтении стихотворений выделяют музыкальность, ритмичность, напевность стихотворений, подчеркивают образные выражения, развивают у детей способность замечать богатство и красоту русского языка.

     В старшей группе при восприятии содержания литературных произведений детей учат замечать выразительные средства. Дети 5 – 6 лет способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, осознавать особенности художественной формы. К этому возрасту они уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Чтобы дети смогли понять и почувствовать художественные достоинства сказки и глубокое идейное содержание, необходимо чтобы им полюбились и надолго запомнились поэтические образы. При ознакомлении детей с произведениями стихотворного жанра, необходимо помочь ребенку почувствовать напевность и красоту стихотворения, глубже осознавать его содержание. При знакомстве с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать взаимоотношения героев, общественную значимость описываемого события, обращать внимание детей на то, какими словами автор характеризует как самих героев, так и их поступки. Вопросы по прочитанному произведению должны определять понимание ребенком основного содержания, а также умение оценивать поступки и действия героев.

     В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей к художественной литературе, книге, умение чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений. Необходимо проводить такой анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельном творчестве и повседневном речевом общении. В этом возрасте у детей развивается способность наслаждаться художественным словом, закладывается фундамент для формирования любви к родному языку.

     Ознакомление с художественной литературой включает как целостный анализ произведения, так и выполнение творческих заданий. Все это оказывает положительное влияние на развитие словесного творчества детей и поэтического слуха.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: