Объединение "Юный орнитолог"

Сайт объединения дополнительного образования

Птицы - это крылья в просвете облаков, и красок изобилье, и дальних странствий зов.

Объединение "Юный орнитолог" создано в 2019 году в рамках областного проекта.

Цель программы: развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся посредством изучения основ орнитологии, практической исследовательской деятельности в природе.

Для достижения цели решаются следующие задачи.

1. Обучающие:

  • формировать у обучающихся знания основ орнитологии, научных основ охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • изучить птиц орнитофауны г. Корочи и Белгородской области;
  • расширить знания обучающихся о внешнем и внутреннем строении птиц, обусловленным их происхождением и образом жизни;
  • научить обучающихся распознавать птиц по внешнему виду и голосу;
  • научить методам полевых орнитологических исследований.

2. Развивающие:

  • развивать умения видеть проблему и находить пути её решения;
  • развивать наблюдательность и внимание;
  • активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе по изучению птиц;
  • привить навыки самостоятельного выполнения различных видов орнитологических исследований, составления отчетов, защиты проектов;
  • предоставить возможность для развития индивидуального мышления, интересов и склонностей личности;
  • способствовать формированию навыков совместной деятельности.

3. Воспитательные:

  • способствовать выработке у обучающихся природоохранного мышления;
  • воспитывать ответственность за свои поступки, прививать экологическую этику и эстетику;
  •  прививать интерес к исследовательской работе;
  • создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе.

         Рабочая программа рассчитана на 144 учебных часа, 102 часа отводится на  практику, в том числе: 7 экскурсий (14 часов), выполнение 9 проектов (24 часа), подготовка 2 фоторепортажей (10 часов), наблюдения за перемещением и поведением птиц, выполнение практических работ (52 часа), проведение 1 конференции (2 часа).

Новости

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: «Описание маршрута и площадки»
Цель: изучить особенности наблюдения за птицами при маршрутном и площадочном учёте.
Дорогие ребята, на этом занятии вы ознакомитесь с особенностями маршрутного и площадочного учёта птиц.

В настоящее время в большинстве стран мира применяются следующие три основные группы методик учета птиц:
• методики линейных трансектов (маршрутные учеты),
• методики точечных учетов (точечные учеты),
• методики картирования территорий (площадочные учеты).
Эти три группы методик одобрены Международным комитетом по учетам птиц и для них выработаны международные стандарты.
Каждая из этих трех основных методик применяется в зависимости от целей исследования, особенностей местности, в которой проводится учет, сезона года и численности птиц, наличия времени и трудовых ресурсов.
Маршрутный метод используется чаще всего для получения приблизительных данных о численности (относительной плотности) населения птиц в разных биотопах при их небольшой мозаичности силами ограниченного числа хорошо знающих птиц наблюдателей. Преимуществами данного метода является широкий охват территории, сезонная и биотопическая универсальность (учеты можно проводить в любой сезон года и в любом биотопе). Недостатками – невысокая точность данных о плотности населения, повышенные требования к квалификации учетчиков. Напомним, что исследование с применением данной методики было предложено учащимся на одном из предыдущих занятий.
Метод точечных учетов применяется для регулярного слежения за изменениями численности разных (модельных) видов в очень мозаичном ландшафте, в том числе силами орнитологов-любителей, не очень хорошо знающих птиц. Преимуществами данного метода являются методическая простота проведения учета, возможность пользования простейшими транспортными средствами, невысокие требования к квалификации учетчиков. Недостатки – низкая точность данных о плотности населения птиц, необходимость точного соблюдения множества стандартов при проведении учета.
Метод картирования территорий или площадочный применяется при необходимости получить точные данные об абсолютной численности (плотности) населения разных видов птиц на данном конкретном участке территории. Преимуществом данного метода является высокая точность данных о плотности населения птиц, возможность попутного изучения территориального поведения птиц. Недостатком этого метода является большая трудоемкость, небольшая величина охватываемой территории, временная ограниченность применения (в основном, в гнездовой сезон).
На данном учебном занятии школьники познакомятся с этими тремя методиками учета, проводя их одновременно на единой территории. Это позволит не только научиться проводить учеты и получить данные о численности птиц, но и сравнить эффективность, т.е. результативность, точность и трудоемкость разных методик учета.
Территория учетов
Для проведения данной исследовательской работы подходит любая залесённая территория: густые лесные массивы, сады и парки, кустарниковые заросли, как в горах, так и на равнине. Густые леса на крутых склонах, а также полностью открытое пространство или водные объекты затруднят проведение полевых работ.
Для проведения исследования желательно выбрать массив растительности минимально затронутый деятельностью человека площадью не менее 1 км2. Это связано с необходимостью проведения маршрутного и точечного учетов птиц, для которых требуются протяженные участки (площадочный учет можно провести и на ограниченном «пятачке» леса). Желательно организовать проведение работ по данному заданию на том же участке, на котором проводились маршрутные учеты птиц осенью. Это позволит попутно сравнить характеристики населения птиц во внегнездовой и гнездовой периоды.
Подготовка к учетам
При проведении любых количественных учетов птиц от учетчиков требуется умение определять птиц по внешнему виду и голосу, оценивать число встреченных особей (в том числе на значительном расстоянии и по голосам ), определять дистанции до птиц и расстояния, пройденные с учетом. Поэтому, при подготовке к выполнению данной работы следует уделить особое внимание подготовке учетчиков.
Самое сложное в проведении учетов - определение видов, поэтому приступать к практическому обучению учетной работе следует заранее.
Задание: составьте примерный маршрут учёта птиц по территории села Погореловка

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок занятия: «СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КЛАССА ПТИЦЫ»
Дорогие ребята, сегодня вам предлагается изучить систематику птиц.
Класс Птицы разделен на два подкласса. Всех современных птиц объединяют в подкласс Веерохвостые. Ящерохвостые птицы известны из раскопок, относящихся к юрскому периоду, закончившемуся 135—140 млн лет назад.
Вымершие ящерохвостые летали плохо, хотя и жили на деревьях. Они могли планировать с дерева на дерево. Имели длинные, состоящие из многих позвонков хвосты, усаженные перьями, челюсти этих птиц были снабжены зубами. Из раскопок известен всего один представитель таких птиц — археоптерикс.
Современные птицы разделяются обычно на два надотряда. В над- отряд Плавающие входит единственны отряд — Пингвинообразные, а во второй — остальные 39 отрядов птиц, он называется Новонебные, или Типичные птицы. Этот надотряд можно разделить на две крупные экологические группы: бегающие птицы (4 отряда) и летающие птицы (35 отрядов).
Надотряд Плавающие с единственным отрядом объединяет полтора десятка видов этих животных, обитающих в окрестностях Антарктиды, некоторых южных островов и Огненной Земли. Это крупные, до 1,5 м, и средние — до 40 см длиной птицы, не умеющие летать. Вся жизнь их связана с морем. Они прекрасные пловцы и ныряльщики. Основной корм их составляют мелкие рыбы. Передние конечности у пингвинов преобразовались власты. Особое строение плечевого пояса позволяет этим ластам делать вращательные движения. На грудине у пингвинов имеется киль, к которому крепятся мощные мышцы. Они-то и вращают ласты так, что может показаться, будто плывущий пингвин имеет по сторонам своего обтекаемого туловища два мощных винта. Ходят эти животные вразвалку и не спеша, но могут, упав брюхом на лед, скользить по нему с большой скоростью, отталкиваясь всеми четырьмя конечностями
Задание: пройдите по ссылке https://studref.com/353006/agropromyshlennost/sistematicheskiy_obzor_pre...
и изучите предложенный материал. Выберите для глубокого изучения отряд птиц нашей местности и составьте доклад.

Белокопытова Людмила Викторовна

Оперение птиц
На данном занятии Вы ознакомитесь со строением птиц и значением оперения в жизни птиц.
Для этого пройдите по ссылке
http://ptitsadoma.ru/nuzhno-znat/vidyi-i-stroenie-perev-ptitsyi.html
https://www.zooeco.com/int/int-pt90.html
О процессе смены перьевого покрова рассказано по сл. ссылке
https://moyaptitsa.com/uhod/protsess-i-dlitelnost-linki-u-kur

задание: изучить строение всех видов перьев, знать понятия линька. Продумать исследовательскую работу по теме: «Оперение птиц».

Белокопытова Людмила Викторовна

Союз охраны птиц извещает:
26 сентября – 4 октября 2020 года вновь состоятся Международные Дни наблюдений птиц. По просьбам участников акции из северных регионов страны Союз охраны птиц России расширил сроки её проведения. Наша страна огромна, климатические условия очень разные. В сроки, удобные европейцам, большинство перелётных птиц уже покинут родные края. В Европе дни наблюдений пройдут 3-4 октября (http://www.eurobirdwatch.eu/), а мы будем наблюдать птиц целую неделю!

Миллионы перелётных птиц покинут Евразию в ближайшие недели, отправляясь на места своих зимовок. Пернатые странники должны преодолеть тысячи километров и избежать многих опасностей, поджидающих вдоль пролётных путей.

Цель Дней наблюдений – привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.

Смысл акции – узнать, сколько и каких птиц за определённый промежуток времени можно встретить в разных уголках континента. Поэтому главная задача Дней наблюдений – переписать всех птиц, встреченных Вами за любой промежуток времени в эти дни и направить результаты своих наблюдений в национальные координационные центры. Пернатых считают дети и взрослые, орнитологи-профессионалы и любители природы самых разных профессий. Результаты такого массового одновременного учёта имеют большое научное значение.

Приглашаем всех россиян участвовать в Днях наблюдений-2020!
25 сентября в 22:05 — 4 октября в 21:55

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Итоговое тестирование по орнитологии"
Для обобщения и проверки своих знаний пройдите по ссылке https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-dlja-vzroslyh-ptitsy
А определить сможете ли вы быть орнитологом вам поможет эта ссылка https://postupi.online/test/vibor-professii/ornitolog/ пройдите тест и узнайте какая профессия вам подходит.

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Фоторепортаж "Птичьи заботы"
Цель: научиться интересно освещать события в жизни птиц, развивать умения выслеживать и фотографировать птиц, правильно рассказывать о юннатских мероприятиях
Задание:пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=a0o0bgeFMkU&feature=emb_... и посмотрев сюжет определите ошибки юннатов в создании кормушек и ошибки репортёра, освещавшего это мероприятие
Выполненное задание высылайте на эл. адрес: belokopitova29mail.ru или на телефон.

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Фоторепортаж "Птичьи заботы"
Цель: научиться интересно освещать события в жизни птиц, развивать умения выслеживать и фотографировать птиц.
Задания по наблюдению за птицами вы получали в течение всего учебного года. Теперь пришло время обобщить все наблюдения и полученные знания и оформить фотоотчёт. Это может быть короткая статья с фотографиями или последовательное описание каждой фотографии, главное чтобы это было интересно читать таким же ребятам как вы. Приветствуется научный взгляд на происходящее и творческий подходк оформлению.
Выполненное задание высылайте на эл. адрес: belokopitova29mail.ru или на телефон.

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Определение птичьих гнёзд в природе"
Цель: ознакомиться с разнообразием гнёзд птиц, научиться определять птичьи гнёзда.
Для ознакомления с темой пройдите по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=3IilqMt7H3g и ознакомьтесь с материалом.
Самостоятельно найдите материал о гнёздах птиц, обитающих в нашей местности.
Задание: продумать и описать план наблюдения за птицами в гнездовой период
Выполненное задание отправить на эл. адрес: belokopitova29@mail.ru или на телефон

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Виртуальная экскурсия "Весенние голоса птиц"
Птицы - удивительные животные. Они очень часто живут рядом с нами, но нам некогда обратить на них внимание. Да и уж очень они скрытные, поэтому разглядеть их не всегда удаётся. А вот услышать можно. Особенно весной.
Сегодня я предлагаю ознакомиться с голосами птиц через просмотр следующих видео:

https://www.youtube.com/watch?v=bEMRS-UNlw8
https://www.youtube.com/watch?v=iLRCk_C5x-s
https://www.youtube.com/watch?v=Jej9zmRMF1I
Задание: прислушайтесь к пению птиц около своего дома. Запишите звуки издаваемые птицей и постарайтесь определить птицу с помощью приведённых видео.
Выполненное задание присылайте на эл. адресbelokopitova29@mail.ru или на телефон

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: Разнообразие питания птиц
По разнообразию используемых кормов птиц различают на 3 группы.
Полифаги питаются разнообразными растительными и животными кормами. Типичными полифагами можно считать ворон, воронов, галок, журавлей.
Противоположная группа- стенофаги, птицы, потребляющие однородные корма. Встречается относительно редко. К ним можно отнести стрижей, ласточек, козодоев, питающихся только летающими насекомыми. Падальщики, птицы, питающиеся рыбой, также относятся к стенофагам. Нектаром цветов питаются некоторые виды колибри, медососов, цветочниц.
Большинство птиц относится к промежуточной группе. Эти птицы используют довольно широкий набор кормов. Так, большинство воробьинообразных используют как различных насекомых, так и семена растений. Даже некоторые виды колибри и медососов питаются не только нектаром, но и тычинками цветов и насекомыми.
По составу кормов различают ряд экологических групп:
Фитофаги - это птицы, питающиеся преимущественно растительной пищей.
Зоофаги питаются в основном животной пищей, хотя в небольшой степени потребляют и растительные корма.
Энтомофаги - исключительно или преимущественно насекомоядные птицы.
Миофаги питаются мелкими грызунами.
Орнитофаги питаются, главным образом, птицами.
Ихтиофаги - рыбой и водными беспозвоночными.
Небольшое колличество видов птиц относится к малакофагам (питаются в основном моллюсками). И совсем небольшие группы - герпетофаги (анфибии, рептилии), копрофаги (помёт китообразных и ластоногих), питекофаги (обезьяны), хироптерофаги (летучие мыши), овофаги (употребляют яйца птиц).
Такое деление условно и схематично; так, при недостаточном количестве корма, птицы одной группы легко переходят на питание другими видами кормов. То же относится к сезонному изменению питания. У многих птиц выражена географическая изменчивость питания, определяемая наличием и доступностью кормов. В некоторых случаях отчётливо прослеживается индивидуальная предпочтительность какого-либо вида корма. Видимо, это связано с развитием поведения и так называемым «чувствительным» периодом формирования способов питания и предпочтения кормов. Так, например, у попугаев этот период приходится на момент вылета птенцов из дупел. Мне часто приходилось бывать на различных «птичниках». Если одни заводчики используют разнообразный корм и способы подачи этого корма, то, соответственно, такие птенцы умели и потребляли большой спектр кормов. И, в противоположность, при кормлении однообразным кормом, скажем красное просо, птенцы, а позже и взрослые птицы с трудом переходят, или вообще не могут перейти на другой вид корма. К тому моменту, когда молодые птицы попадают к своим постоянным владельцам, «чувствительный период» формирования способов питания и разнообразия кормов уже закончился. Хотя считается, что взрослые животные обучаются гораздо успешнее молодых (Р. Хайнд).
Способы добывания пищи у птиц не слишком разнообразны. Большинство видов берут пищу клювом. В соответствии с пищевой специализацией форма и размер клювов варьируют в широких пределах. Хотя даже у птиц с одной специализацией форма клюва может иметь существенное различие и зависит от способа потребления пищи. Для примера, голубь и попугай, относящиеся к зерноядным птицам.

Для ознакомления с методиками изучения птиц в гнездовой период и в период кормления птенцов пройдите по ссылке
http://ecocenter.rkomi.ru/system/attachments/uploads/000/107/026/origina...
Задание: составить конспект по теме, где выделить на какие группы делятся птицы по типу питания, привести примеры

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Птицы речной долины"
Цель: изучить разнообразие птиц речной долины, развивать умения самостоятельной работы с информацией.
Для ознакомления с птицами речной долины пройдите по ссылке и изучите материал.
https://www.youtube.com/watch?v=Jt-TAnEEdUE
https://www.youtube.com/watch?v=3Nom9p7j7qY&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=2kb2XFKnHXE
https://www.youtube.com/watch?v=JU4BpeCTKJA
Задание: ответьте на вопрос каким образом водоплавующие птицы приспособлены к месту обитания?
Ответы присылайте на эл. адрес:belokopitova29@mail.ru

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: Виртуальная экскурсия в сосновый лес
Цель: изучить птиц и других животных соснового леса, развивать экологическое мышление через ознакомление с экологической ролью каждого члена лесного сообщества.
Для ознакомления с темой пройдите по ссылке https://hvorast.ru/sosna/zhivotnie-sosnovogo-lesa

Перечислите птиц, обитающих в сосновом лесу.
Ответы присылайте на эл. почту: belokopitova29@mail.ru или телефон

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Описание птиц различных видов"
Цель: научится описанию птиц по плану, развитие внимательности и речиПлан для описания птиц может быть разным в зависимости от возраста. В первом классе по окружающему миру используется такой план:

название птицы,
размеры (большая, средних размеров, маленькая),
окраска оперения,
особенности частей тела (клюва, глаз, хвоста).
Описание по такому плану будет выглядеть так:

Петух. Птица средних размеров. Оперение может быть разное: белое, коричневое, черное, разноцветное. На голове у петуха гребешок и бородка, хвост богатый, состоит из разноцветных перьев.
Задание: необходимо выбрать птицу и описать её как можно подробнее по данному плану. Выполненное задание отправить на эл. почту:belokopitova29@mail.ru или телефон.

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок:Наблюдение брачного поведения птиц.
Цель: изучить брачное поведение птиц в природе, описать поведение наблюдаемых птиц с указанием основных характеристик их гнездования.
Задание:продолжить наблюдение за птицами, зарисовать брачный полёт птиц или описать словами. Пример описания можно посмотреть по ссылкеhttps://www.zooeco.com/eco-mlek/eco-mlek346-1-60.html

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Семейная и групповая жизнь птиц"
Цель: изучить особенности птиц в семье и в группе. Для ознакомления с темой пройдите по ссылке https://bookap.info/okolopsy/tinbergen/gl5.shtm
Ответьте на вопрос: Как и какие птицы проявляют осаждающее поведение? Ответы можно выслать на почту: belokopitova29@mail.ru или телефон педагога.

Белокопытова Людмила Викторовна

Гнездование. Брачное поведение птиц.
Брачное поведение птиц — особенность и изменение поведения птиц в брачный период. С наступлением весны поведение птиц совершенно изменяется. Перелетные виды покидают зимовки и отправляются на родину. Кочующие птицы, не совершающие перелетов, также начинают приближаться к своим гнездовым участкам.
Ознакомьтесь с метериалом по ссылке
https://www.zooeco.com/eco-mlek/eco-mlek346-1-60.html и проведите наблюдение за птицами возле вашего дома. Какие брачные игры присущи воробьями, трясогузкам или любым другим птицам, живущим рядом с вами.

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: "Сезонные миграции птиц"
Цель: изучить виды сезонных миграций птиц и их значение в жизни птиц.
Для ознакомления с темой пройдите по ссылке 1.https://naturenews.ru/sezonnye-migratsii-ptits.html
2. https://www.youtube.com/watch?v=SJiAMCh-tV0
3.https://naturenews.ru/sezonnye-migratsii-ptits.html
Ответьте на вопрос: что такое кольцевание птиц и для чего его применяют.

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок занятия: Этология птиц. Сезонные изменения в жизни птиц.
Цель: изучить особенности поведения птиц в разные периоды жизни, научится наблюдениям за птицами
Этология - это наука, занимающаяся изучением поведения животных. сейчас самое время начать наблюдения за птицами, т.к. в весенний период можно узнать много интересного о взаимоотношениях птиц, об особенностях их жизнедеятельности в период создания пар и гнездования. Чтобы самостоятельно провести наблюдения за птицами необходимо изучить материал по ссылке http://broo.bashkiria.ru/site/Trudy/Nauchnye-stat-i/Ekologiya-ptic/Etolo....
После изучения данного материала рекомендуется организовать наблюдение за птицами. Это может быть стая воробьёв за окном или же парочка трясогузок, живущих рядом с вами. Ваша задача описать своими словами поведение этих животных как можно точнее во всех сферах (питание, общение с себе подобными, защитные реакции и т.п.) Эти наблюдения станут основой для исследовательской работы по этологии птиц в будущем. Свои заметки можете направлять на эл. почту: belokopitova29@mail.ru

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок занятия: Фенологические наблюдения за птичьими стаями воробьёв и голубей.
Фенология - наука, изучающая закономерности сезонной динамики живой природы в
зависимости от условий среды. Фенология тесно связана как с биологическими науками - ботаникой, зоологией, экологией, так и с науками о Земле - метеорологией, климатологией,
гидрологией.
Фенологические наблюдения - одна из наиболее доступных форм массовой краеведческой работы. Эти наблюдения не требуют специальных приборов и оборудования, могут
быть легко организованы во многих уголках природы по всему миру. Всюду, где есть люди,
интересующиеся изучением природы - и горожане и жители сельской местности, и юные натуралисты и пенсионеры, могут проводиться фенологические наблюдения. В России они даже включены в программы школьного и внешкольного образования. Данные фенологических наблюдений помогают агробиологическим и метеорологическим станциям, научно-исследовательским учреждениям полнее изучать разнообразие и закономерности динамики
природы.
Вполне реально проводить такие наблюдения обучающимися. Для начала вам необходимо ознакомиться с монографией: Исследовательский проект "Фенология птиц"
© А.С.Боголюбов, Экосистема, 1996 по ссылке https://karpolya.ru/uploads/zoologija/10fenolptic.pdf
. В этой монографии описываются все методики фенологических наблюдений. После изучения данного материала вам необходимо выбрать какой способ фенологических наблюдений вы сможете реализовать. Ответы или возникшие вопросы необходимо отправить по эл. почте:belokopitova29@mail.ru

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок: Виртуальная экскурсия «Птицы – наши соседи и друзья» 28.03.2020г
«Сдаётся мне, жить на нашей планете без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как радует слух их чудесное пение! И как дух поднимает их лёгкий, свободный полёт! А волшебное их искусство гнездования «Без рук, без топорёнка»? Изумляет меня, почему люди так мало внимания обращают на птиц?!» - так писал любитель природы В.Бианки.
Уже почти век орнитологи всего мира традиционно 1 апреля отмечают Международный день птиц. Начало этому празднику было положено в 1906 г., когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В Беларуси День птиц отмечается с 1927г. по инициативе юных натуралистов. В 40-е гг. эта добрая традиция была прервана, а в 1996 г. возобновлена.
С 1600 г. во всём мире исчезло, вероятно , около 100 видов птиц. Большинство из них было предоставлено небольшими популяциями на морских островах. Неспособные к полёту, как, например, дронт, и почти не боявшиеся человека и привезенных им мелких хищников, они стали их лёгкой добычей.
В настоящее время многие виды птиц также находятся на грани вымирания. Многие страны участвуют в международных соглашениях по охране перелётных птиц. Сегодня серьёзная угроза для птиц исходит не от охотников. Небоскрёбы, телебашни и другие высотные постройки – опасные препятствия для перелётных птиц. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Как например – экологическая катастрофа, произошедшая в Керченском проливе в ноябре 2007 г. В результате разлива мазута серы погибли тысячи птиц и других животных.
Ознакомление с разнообразием птиц соседствующих с вами можно просто понаблюдав за ними некоторое время. Чаще рядом с жилищем человека можно увидеть синицу большую, трясогузку белую, воробья домового или полевого. В последнее время рядом с нами селится горихвостка обыкновенная.
До 6 апреля районная станция юных натуралистов будет проводить приём работ на конкурс «Птицы - наши друзья!»
Выдержки из приказа приведены ниже
3. Сроки проведения акции
3.1. Акция проводится с сентября 2019 г. по апрель 2020 г. в два этапа:
I этап – муниципальный: 10 сентября 2019 г. – 06 апреля 2020 г.;
II этап – областной: с 10 по 30 апреля 2020 г.
4. Содержание и условия проведения акции
4.1. В рамках акции проводится конкурс по трем номинациям (приложение 1):
- «Бёрдинг - «Тихая охота» на птиц» (соревнование по спортивной орнитологии для образовательных организаций);
- «Лучшая фотография бердвотчера» (по возрастным категориям):
- для обучающихся 7 – 12 лет.
- для обучающихся 13 – 17 лет;
- «Птичье селфи» (фотоконкурс для педагогических работников).
4.1.1. Для участия в номинации конкурса «Бёрдинг - «Тихая охота» на птиц» муниципальным организаторам сформировать папку с конкурсными материалами и сопроводительной документацией в виде архива (Zip, RAR) на облачном сервере Яндекс.Диск с соблюдением доступа сторонним пользователям согласно срокам проведения сезонных мероприятий: осень – до 04.10.2019 г.; зима – до 25.02.2020 г.; весна – до 27.04.2020 г.
Конкурсные материалы:
 регистрационные листы участников каждого сезонного соревнования, заверенные подписью и печатью в формате .pdf;
 обобщенный чек-лист (список характерных для данной местности и времени года видов птиц) по каждому сезонному соревнованию с приложением фотографий зарегистрированных птиц;
 ссылку на сканы чек-листов каждого участника соревнований, согласно регистрационных ведомостей, с фотографиями зарегистрированных птиц в отдельном архиве за каждый сезон;
 пост-релиз с приложением фотографий (в разрешении) о проведении каждого соревнования (осень, зима, весна).
4.1.2. Для участия в номинациях конкурса «Лучшая фотография бердвотчера» и «Птичье селфи» муниципальным организаторам в срок до 10 апреля 2020 года сформировать папку с конкурсными материалами и сопроводительной документацией в виде архива (Zip, RAR) на облачном сервере Яндекс.Диск с соблюдением доступа сторонним пользователям.
4.1.3. Сопроводительная документация (приложение 1):
 анкеты-заявки в формате .doc;
 согласия на обработку персональных данных в формате .pdf;
 протокол, заверенный подписью и печатью в формате .pdf.
 цифровой отчет в формате .doc;
Ссылку на документы направлять на электронную почту в государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Белгородский областной детский эколого-биологический центр» http://belecocentr.ru.
Файл, размещенный на облачном сервере должен быть доступен вплоть до подведения итогов конкурса.
4.3. Оргкомитетами муниципального этапа акции Алексеевского, Губкинского, Валуйского, Старооскольского, Шебекинского городских округов предоставляется по два конкурсных материала (в каждой номинации) и комплекта сопроводительной документации: один – от образовательных организаций города, второй – от образовательных организаций сельских населенных пунктов. Оргкомитетами муниципального этапа остальных муниципальных районов и городских округов предоставляется по одному конкурсному материалу (в каждой номинации) и комплекту сопроводительной документации.
4.4. В случае несоблюдения требований к оформлению конкурсных материалов, сроков их представления, работы к конкурсу не допускаются.

5. Критерии оценки конкурсных материалов
5.1. Критерии оценки в номинации «Бёрдинг – «Тихая охота» на птиц».
5.1.1. Оценка чек-листа:
 за каждый сфотографированный и правильно определенный вид птицы начисляется число очков, указанное в чек-листе рядом с названием вида;
 за каждый определенный вид, отсутствующий в чек-листе, с наличием фотоснимка птицы и указания дополнительных сведений (характер поведения птицы, количестве и встречаемости вида в период наблюдения) начисляется 15 баллов;
 за каждый определенный вид из чек-листа, с наличием фотоснимка птицы и указанием дополнительных сведений - 10 баллов;
 за каждый определенный вид, с наличием фотоснимка птицы или записанного в примечании чек-листа основных характерных черт птицы – 5 баллов;
 за каждый определенный вид без описания основных черт птицы – 3 балла;
 за неопределенный вид, но предоставленный фотоснимок птицы с описанием внешнего строения птицы и основных признаков в окраске оперения – 2 балла;
5.1.2. Оценка фотографий:
 фото птицы, занесённой в Красную книгу РФ – 5 баллов;
 фото птицы, занесённой в Красную книгу области – 3 балла;
 фото птицы регионально редкого вида (согласно списку птиц в чек-листе) – 2 балла;
 фото птицы обычного вида – 1балл
5.2. Критерии оценки в номинации «Лучшая фотография бердвотчера»:
 степень раскрытия темы фотоконкурса;
 художественный уровень фотоработы, оригинальность сюжета;
 технический уровень фотоработы, композиционное и цветовое решение;
 редкость птицы, сложность для фотографирования.
5.3. Критерии оценки в номинации «Птичье селфи» (фотоконкурс):
 степень раскрытия темы фотоконкурса;
 массовость птиц на снимке;
 художественный уровень фотоработы, оригинальность авторского замысла;
 технический уровень фотоработы, композиционное и цветовое решение.
Рекомендовано проводя наблюдения за птицами делать фотографии, на которых будет точно определяться вид птицы.
Скачать книгу - определитель «Птицы Европейской части России» можно по ссылке: https://www.arhibook.ru/descriptions/25003/pticy-evropejjskojj-chasti-ro...
Готовые фото птиц с указанием места их обнаружения можно высылать на адрес: belokopitova29@mail.ru

Белокопытова Людмила Викторовна

Заголовок занятия: « Проект "Искусственное гнездовье» 

Часто искусственные гнездовья устанавливают для наблюдения за гнездованием и поддержки популяций более или менее редких видов птиц в условиях нехватки естественных мест для гнездования, воспитания любви к природе и труду у детей. В СССР существовала практика привлечения школьников к изготовлению скворечников на уроках труда. Каждый год, с 1924 года, 1 апреля в нашей стране проводится День птиц, в изготовлении и развеске домиков для птиц участвуют сотни тысяч школьников. Считается, что число домиков для птиц в России увеличивается каждый год, по крайней мере, на полмиллиона. Искусственное гнездовье для птиц — искусственное сооружение, предназначенное для размещения гнезд птиц

Искусственные гнездовья для птиц могут устанавливаться с несколькими целями: • Привлечение птиц для наблюдения за их гнездованием с исследовательскими целями или просто для удовольствия; • Поддержка популяций более или менее редких видов птиц в условиях нехватки естественных мест для гнездования; • Привлечение птиц с целью уничтожения сельскохозяйственных вредителей. • Воспитание любви к природе и труду у детей. скусственные гнездовья делятся на открытые и закрытые. Закрытые гнездовья делаются в виде деревянных домиков (ящиков) и обычно предназначены для птиц, гнездящихся в дуплах. Среди любителей наиболее популярны скворечники и синичники — искусственные гнездовья для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах. Они традиционно делаются в виде деревянных домиков с круглым или прямоугольным летком. Скворечники и синичники часто делаются любителями и располагаются в городской местности. Во времена СССР существовала практика привлечения школьников к изготовлению скворечников на уроках труда. Вариантом скворечника или синичника является также дупля́нка — гнездовье в виде куска древесного ствола с выдолбленной сердцевиной, закрытого сверху и снизу с летком для птиц в стенке[2]. Правила развешивания искусственных гнездовий. Развешивая домики для птиц необходимо выполнять следующие правила: 1. обращайте внимание, чтобы ветки деревьев не прикасались к передней стенке, иначе в гнездовье проникнут враги птиц (кошки и т.п.); 2. прикрепляя гнездовье к дереву, используйте естественные приспособления: ветви, наросты и т.п., возможно крепить искусственные домики, подвешивая их на толстых сучьях при помощи металлических крючков, в противном случае домики привязывают к стволам верёвкой или проволокой; [Рис. 19] 3. гнездовье устанавливают на высоте от 2 метров над землей; 4. расстояние между домиками не должно быть меньше 20-ти – 30-ти метров, в идеале – 50-80 метров друг от друга; 5. развешивают по 5-10 скворечников и 6-15 синичников на гектар, в городах, селах и в местах, где деревья находятся недалеко от огородов и полей, можно развешивать до 20-ти – 30-ти искусственных гнездовий на гектар. Лучше ставить домики осенью – за зиму птицы привыкают к искусственным гнездовьям, а весной селятся в них. Вопросы для самопроверки и мониторинга знаний: 1. Перечислите основные правила изготовления искусственных гнездовий. 2. Почему не рекомендуется делать палочку у летка? Практическое задание Попробуйте совместно с родителями изготовить искусственное гнездовье по всем правилам. 1 апреля 2020 года будет проведён конкурс искусственных гнездовий.

Белокопытова Людмила Викторовна

Министерство просвещения России рекомендовало перевести всех школьников на дистанционное обучение. Это сделают для профилактики распространения коронавирусной инфекции.

В связи с этим занятия объединения "Юный орнитолог" будут проводится с использованием дистанционных технологий.

На странице объединения будут выкладываться темы занятий и материалы к ним с вопросами для самопроверки и мониторинга усвоения педагогом. Ответы на вопросы можно отправлять педагогу в гостевую или сообщением на этом же сайте.

Педагог дополнительного образования Белокопытова Людмила Викторовна

В сентябре 2020 года активистами объеинения создано сообщество "Хочу знать птиц", целью которого является привлечь к изучению и охране птиц как можно больше людей разных возрастов.

 Синькин день 12 ноября, 1 апреля "День птиц"

В связи с критическим состоянием журавлей Восточной Азии, Дальневосточное отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF) предложило объявить 2020 год – годом дальневосточных журавлей, чтобы обратить внимание на необходимость сохранения этих редких птиц и мест их обитания. Международный фонд охраны журавлей (МФОЖ) поддержал эту инициативу и в декабре 2019 года на совещании по разработке стратегии по сохранению журавлей Восточной Азии с участием представителей шести азиатских стран объявил 2020 – годом журавлей!

Эту идею подхватил  Союз охраны птиц России и Рабочая группа по журавлям Евразии. Несмотря на то, что серый журавль уже был выбран Птицей года в 1998 году, для участия в международном учете этого вида, в 2019 году на ежегодном собрании Союза охраны птиц России решили, что все виды журавлей, обитающие в России, заслуживают такого внимания.

На занятиях в объединении ваши дети научатся определять птиц, обитающих в нашей области, изучать их повадки и проводить охранные мероприятия. А главное, дети научатся любить и беречь природу родного края во всех её проявлениях.

 26 сентября – 4 октября 2020 года вновь состоятся Международные Дни наблюдений птиц. По просьбам участников акции из северных регионов страны Союз охраны птиц России расширил сроки её проведения. Наша страна огромна, климатические условия очень разные. В сроки, удобные европейцам, большинство перелётных птиц уже покинут родные края. В Европе дни наблюдений пройдут 3-4 октября (http://www.eurobirdwatch.eu/), а мы будем наблюдать птиц целую неделю!


Миллионы перелётных птиц покинут Евразию в ближайшие недели, отправляясь на места своих зимовок. Пернатые странники должны преодолеть тысячи километров и избежать многих опасностей, поджидающих вдоль пролётных путей.

Цель Дней наблюдений – привлечь внимание людей к миру птиц, к проблемам сохранения мест их обитания и охраны природы в целом.

Смысл акции – узнать, сколько и каких птиц за определённый промежуток времени можно встретить в разных уголках континента. Поэтому главная задача Дней наблюдений – переписать всех птиц, встреченных Вами за любой промежуток времени в эти дни и направить результаты своих наблюдений в национальные координационные центры. Пернатых считают дети и взрослые, орнитологи-профессионалы и любители природы самых разных профессий. Результаты такого массового одновременного учёта имеют большое научное значение.

Приглашаем всех россиян участвовать в Днях наблюдений-2020!
25 сентября в 22:05 — 4 октября в 21:55

 

Экскурсии в объединении проводятся очень часто, т.к. главная цель работы заключается в изучении птиц родного края.

1. Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.А. Шаповалова.- Белгород: Изд-во Б 43 БелГУ, 2002.- 410 с., ил.

2. Бёме Л. Б. Жизнь птиц у нас дома.- М.: Лесн. пром-сть, 1990.- 152 с.

3. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц, полезных в сельском хозяйстве.-М: Просвещение, 1987.-306 с.

4. Голованова Э. Н. Птицы возле дома. – Л: Гидрометеоиздат, 1990, 184 с.

5. Гриффин Д.В. Перелёты птиц. Биологические и физические аспекты ориентации.- М.: Просвещение, 1990. – 85 с.

6. Гудков В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник0определитель. – М.: Вече, 2008.- 592 с.: ил.

7. Дементьев Г.П. и др. Определитель птиц СССР. - М.,1964.

8. Жердев Э. С.. Пернатая радуга: Справочное пособие.- М.:Лесн. пром-сть, 1990.-295 с., 36 л. Ил.

9. Зверев А. Т. Экологические игры. – М.:  Дом педагогики, 1998.-56 с.

10. Ильичев В.Д., Карташов Н.Н., Шилов И.А. Общая орнитология. - М.: Высшая школа, 1982.

11. Калецкий А.А. Птицы летят в город.- М.: Московский рабочий, 1981.- 90с.

12. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии.3-8 классы.- Волгоград: Учитель, 2002.-159 с.

13. Красная книга: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных Прохоровского района Белгородской области/ Л. Т. Бельков, Т. А. Белькова. – 2-е изд., исправл. – Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2012.-340 с.

14. Красная книга СССР: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Т. 1/Главная ред. коллегия: А. М. Бородин, А. Г. Банников,  В. Е. Соколов и др.- М: Лесн. пром-сть, 1984. – 392 с.

15. Кривенко В. Г. Водоплавающие птицы и их охрана. – М.: Агропромиздат, 1991.-271 с.

16. Куприянов Б. В. Программы в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие. – М.:НИИ школьных технологий, 2011. – 228 с.

17. Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.- 415 с.: ил.

18. Методика обучения зоологии: Пособие для учителя/В. Ф., В. Б Богорад, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1989. – 271 с.

19. Методы полевых экологических исследований./Под ред. Д.В. Моргуна.- М.: Экопресс, 2012.-92 с.

20. Отрыганьев Г.К. Рождение птицы.- М., изд-во «Колос», 1986.

21. Распространение и систематика птиц./Под ред. В. Е. Флинта и П. С. Томковича. – М: Изд-во МГУ, 1993.- 200 с.

 

22. Тинбернен Н.К. Социальное поведение животных.: Пер. с англ..-М.: Мир, 1993.-152 с., ил.

23. Экология Белгородской области: Учеб. пособие для учащихся 8 – 11 классов/ А.Н. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Е.Г Глазунов.-М: Изд-во МГУ, 2002.-288с.: ил.

24. Энциклопедия для детей. - М.: Аванта, 2005.