Сайт группы "Звездочки"

сайт группы

мы веселые , творческие , любознательные, активные, артистичные

Новости

Абкеримова Зарина Серверовна

дорогие родители к вашему сведению выпускной в нашей группе состоится 31 мая в 10.00

наши воспитатели: Абкеримова Зарина Серверовна

 

                                 

 

 

 

Османова Анастасия Павловна

помощник воспитателя :Наталья Даниловна Чип

 пластилинография филимоновская лошадка

 

Рисование Филимоновский петушок

Рисование Городецкая роспись (доска)

 

 

 

городецкая роспись

крымскотатарская роспись 

 

 

 

 

 

 

 

 

ракеты в комосе

каргопольская роспись

 

 

 в  нашей дружной творческо-креативной группе "Звездочки" мы совместно с  родителями создали "Мини - музей народных промыслов народов Крыма. Родители охотно отозвались и оказали помощь в организации нашего творческого проекта «Я - юный крымчанин". Ведь очень важно- чтобы дети знали о традициях, обычаях, культуре  и быте не только своего народа , но и  о других народах проживающих вместе с нами, на нашем  прекрасном полуострове. Основным лейтмотивом  создания музея является: "Любовь к  своей культуре,  дорожить ею и подавать достойный пример окружающим "

достойными экспонатами стали корзины плетенные из лозы и бересты.

 

  

 

История возникновения лозоплетения в России.

История возникновения плетеных изделий уходит в далёкое прошлое, ведь они появилась даже раньше, чем изделия из ткани или керамики. Плетение из ивового прута как ремесло появляется в России в XIX веке. Возникновению его во многом способствовала европейская мода на плетеные изделия и мебель. В Австро-Венгрии, Германии, Франции, Италии создавались музеи, школы лозоплетения, выпускались учебные пособия, ива стала растением, специально культивируемым на плантациях.

Артель лозоплетения общества "Допомога". Каменец-Подольский. 24.04.1931 

Завезенные в Россию изделия из ивы пользовались широким спросом владельцев поместий; возникновение такого спроса и стимулировало опыты российских крестьян в области плетения из лозы. Для изготовления всевозможных корзин, контейнеров и сосудов использовали плетёные прутья ивы и других деревьев, корни и траву. Предназначением этих сосудов было хранение и перевозка самых разнообразных материалов.

Прекрасным ансамблем культуры казачества стали черкеска, кубанка, тюхтия, папаха.

Кубанка – низкая папаха, изготавливаемая из выделанных шкурок смушки, каракуля, мерлушки, дополненная оригинальным цветным верхом из кожи или сукна. В некоторых северных регионах принято шить кубанки исключительно из волчьих шкур.

Когда-то в военное время казаки примеряли шапки только из волка, медведя и барана, потому что мех этих животных обладает специфическими свойствами, смягчающими удары шашки. А зачастую шапки дополнялись еще и металлическим каркасом для прочности.

Как и когда появилась кубанка?

Время идет, вместе с ним не стоит на месте и мода, в том числе мода на шапки. Когда-то в 15-16 веках среди жителей Карачаево-Черкессии были популярны лохматые папахи, высотой в две головы. У них не было верха, и использовались они для праздничного убранства.

Позже папахи перекочевали к казакам, претерпев значительные изменения. Они стали меньше, короче и даже обрели собственное название «кубанки». Изменения во внешнем виде папахи происходили вовсе не от того, что казакам хотелось провести отличия. В высоких шапках было неудобно пробираться сквозь леса и заросли, а каких усилий стоило удержать их на голове на скаку, да еще и при ветре.

 Естественно непременный атрибут БУЛАВА, ПЕРНАЧ — символ военной власти, которой наделяется атаман.

НАГАЙКА — знак есаульца. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. Нагайка общего казачьего образца является обязательной принадлежностью каждого казака — от генерала до простого казака (разрешается носить за голенищем сапога).

Черке́ска   (русское название верхней мужской одежды                                кафтанакоторая былараспространена в обиходе у многих народов КавказаЧеркеску носили абазиныабхазыадыги (черкесы), азербайджанцыармянебалкарцыгрузиныингушикабардинцыкарачаевцыосетинычеченцынародыДагестанатерские и кубанские казаки

В настоящее время практически вышла из употребления как  повседневная одеждано сохранила свой статус как параднаяпраздничная или народная.

  АТАМАНСКИЙ КАФТАН И ШАПКА — принадлежали казачьей общине, передавались вместе с символами атаманства. Хранились у очередного атамана или в атаманском правлении. 

Мужские фески имели жесткую форму в виде усеченного конуса, шились из сукна, чаще бордового, реже черного цвета. Из центра донышка выпускалась длинная шелковая кисть черного или синего цвета.

 Тюбетейки - символика и история происхождения

 

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» -вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма. Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки,которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии,а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом.Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конусас с  свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

 

 

 
 

История появления джезвы (турки) для кофе

imageimage

Приготовление кофе - это настоящий ритуал, при выполнении которого необходимо строго следовать определенным требованиям. Специалисты уверены, что вкусный кофе можно приготовить только в специальной посуде - джезве, которая в России более известна как турка.

Джезва - это небольшой сосуд для варки кофе, который имеет специфическую форму - он резко расширяется в своей нижней части и сужается кверху. Турка обязательно должна быть медной, так как этот материал не позволяет напитку быстро остывать, и кофе будет более насыщенным.

История появления этой посуды для приготовления кофе очень любопытна. Африканские кочевники, первые оценившие достоинства такого напитка, как кофе, варили его в котелках из меди (самого распространенного тогда материала). Они постоянно кочевали, и возить с собой емкости большого объема им было проблематично, поэтому со временем котелки потеряли свои размеры и были существенно сужены. На свет появилась далла, представляющая собой металлический кувшин всего с одной ручкой и длинным носом. Далла вместе с кофе была завезена на Аравийский полуостров, где ее оценили турки. В Стамбуле даллу существенно модифицировали, в результате чего появилась новая посуда для приготовления кофе, названная джезвой. В чем ее отличие от даллы? Турки сузили горло даллы, чтобы кофе во время приготовления не проливался на угли - настолько ценным считался этот напиток в султанском дворце! Также турки удлинили ручку сосуда, чтобы его было удобнее держать в руках. Так что именно туркам мы обязаны появлением джезвы. Неудивительно, что в Российской империи джезву стали называть туркой. Этот термин прочно вошел в русский, белорусский и украинский словари и сегодня не кажется каким-то необычным.

В Турции принято варить кофе в медной кованой турке, и весь мир считает именно этот материал идеальным для джезвы. Изнутри она обычно покрывается серебром или специальным пищевым оловом, так как эти металлы при нагревании не выделяют вредных веществ и безопасны для человека.

Коническая форма турки неслучайна. Благодаря такой форме посуды кофе "раскрывается", во время заваривания образуется густая пена, особенно любимая кофеманами. Мелкие частицы, которые при нагревании поднимаются вверх, натыкаются на стенки сосуда, останавливаются и вновь опускаются на дно. Благодаря этому гуща в турке оседает значительно быстрее, чем в других емкостях.

Длинная поднятая вверх ручка изготавливается только из тех материалов, которые обладают нулевой теплопроводимостью. Такая ручка не нагревается во время приготовления кофе по-турецки, что очень удобно. Обычно ее делают из дерева.

Приготовление кофе в турке сегодня так же популярно, как несколько столетий назад, когда этот напиток только завоевал сердца европейцев. Появление на рынке быстрорастворимого кофе не вытеснило натуральный кофе в гранулах, он все так же ценится знатоками и любителями кофе. Не изменился и ритуал приготовления кофе в турке. Его мы описываем в статье "Особенности приготовления кофе в турке".ля приготовления кофе на песке или углях лучше подходит турка шарообразной формы. Если варить кофе на обычной газовой плите, то более подходящей будет продолговатая конусная турка.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Бедуинская кофемолка 

imageДовольно долгое время кофейные зерна и не мололи вовсе, а вымачивали или просто варили целыми. Пальма первенства в деле помола принадлежит арабам-кочевникам – бедуинам, которые одними из первых распробовали кофе и поняли, как его готовить.

Эстетами и гурманами они не были, их вполне устраивал довольно грубый помол, который получался после растирания зерен кофе в сосуде при помощи песта (совсем как в обыкновенной ступе).

Вот только толочь кофе в ступе было делом нелегким: обжаренные зерна и достаточно твердые, и достаточно маслянистые, чтобы справиться с ними: работа поручалась мужчинам, причем не сразу, а после обучения.

 

Старая мельница крутится-вертится… 

С интернет-форумов любителей кофе: «Рука бойца молоть устала. Подключил к кофемолке дрель на средних оборотах. Сократил время помола с пяти минут до двух. Всем советую». 

image

С появлением восточной традиции приготовления кофе (как известно, для кофе по-турецки требуется тончайший помол, практически «в пыль») были придуманы и стали завоевывать популярность ручные кофемолки с перетирающими зерна дисками-жерновами.

Считается, что свою историю они ведут с XV века! Ручные кофемолки можно условно разделить по принципу их устройства на пять видов, два из которых «живы» до сих пор, а остальные три можно встретить разве что в музеях и коллекциях. Начнем с «ныне здравствующих».

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История вышиванки

Прежде чем заглядывать в историю вышиванки, сперва узнаем, что это такое. Вышиванка это название украинской вышитой рубашки, способ и техника, выполнения которой является всемирно известным видом искусства. По сведениям археологов история вышиванки имеет очень древние корни. Древнегреческий историк Геродот (около 425 год  до нашей эры), которого называют «отцом истории», в своих трудах о жизни и быте Скифов писал, что традиционная одежда этого народа была украшена вышивкой. В арабских манускриптах X века есть сведения о том, что арабские купцы рассказывали о руссах, которые носили вышитую одежду. При раскопках на Черкащине были обнаружены народный костюм и вышиванка, примерно в IV века. Кроме того по мнению этнографов история вышиванки, ее узор и техника выполнения идентична с орнаментами и рисунками, которые наносились на посуду и мебель древних жителей Украины. Вышиванка была очень популярна в период трипольской культуры и в период неолита.

По старинной традиции вышивкой занимались женщины, которые передавали свои навыки из поколения в поколения. История вышиванки хранит в себе характерные признаки местности, которые отличаются техникой исполнения, гаммой цветов и орнаментом. Мотивы орнаментов вышиванки можно разделить на три группы: растительные, геометрические и зоомофорные или животные.

Геометрические орнаменты хранят в себе много тайных символов, тесно переплетаясь с славянской мифологией.  Геометрический орнамент это один из самых распространенных видов вышивание. Для него характерны ромбы, кружочки, кресты, линии, зигзаги. Кроме того среди геометрического орнамента очень популярны символ «каракули» и знак «бесконечник», которые пришли к нам со времен трипольской культуры. Переход от геометрического к растительному миру на вышивание, осуществлялся с помощью узора «рожи», в народе его называют «звездочка» или «розетка».

Значения тайных символов геометрических орнаментов нужно начать с Воды и Солнца. Поскольку именно эти две стихии чаще других встречаются на украинской вышиванки. Узор солнце изображали восьмиугольным цветком или розеткой. А вот узор воды похож на скрученного ужа. Орнаменты Вода и Солнце символизируют две стихии. Их наносили на детскую рубашку как оберег материнской и отцовской энергии. Узоры выполнены крестиком и с изображением  мини свастики это движения за солнцем, которое символизирует добро, и служат защитой от злых сил. Вышиванка украшена ромбом с точкой посередине это символ плодородия и мужской силы. Такие узоры вышывали голубыми нитками, которые обозначали воздух и небесную стихию.

Растительные орнаменты на вышиванке должны были продемонстрировать красоту природы. Эти узоры олицетворяют реально существующие в природе формы. Самыми распространенными растительными орнаментами в традиционной украинской вышиванке считаются такие мотивы: «калина», «дубовые листья», «виноград», «барвинок», «хмель» и многие другие.

Значения тайных символов  растительного орнамента нужно начать с узора калины. В древние времена это дерево связывали с рождением Вселенной и огненной троицей: Луна, Солнце и Звезды. Название калины походит от древнего название солнца «коло». Узор калины на вышиванке символизировал бессмертия рода, а также Возрождение. Узор дуб вышивали только на мужских рубашках. Дуб дерево Перуна, который был покровителем мужской энергии, развития и жизни. Сорочка с этим орнаментом была магическим оберегом, которая питала мужчину силой украинского рода. Значения тайных символов  растительного орнамента продолжит виноград. Такие узоры символизировали радость и красоту семейной жизни. По мнению этнографов, виноградник это некая жизненная нива, где муж как голова семьи выступает в роли сеятеля, а вот жена обязана растить и ухаживать за лозой и семьей.  Вышыванки с виноградом присущи Полтаве и Киеву. А вот на Чернигивщене узоры с виноградом наносили на рушники и скатерти. Одним из главных узоров считается красный мак. Считалось, что вышиванка с маками должна защитить его хозяина от любого зла. В семьях где мужчины гибли на войне девушки на свои рубашки наносили этот узор, обязуясь сберечь и продолжить казацкой род. А вот узоры хмеля означают любовь, молодость и буйство. Рубашки с хмелем носили парни, которые готовились к браку.

И третий вид орнамента это зооморфный или животный. Чаще всего на вышиванку наносили кукушку, рыбу, зайца, сову, бабочку или петуха. Зоомофорные орнаменты можно увидеть в совокупности с разнообразными причудливыми сплетениями.

Особенности орнаментов вышиванки на территории Украины.

Вышиванка имеет много отличий, и зависит от территориального месторасположения.

Для Гуцульских вышиванок характерным являются растительные и геометрические узоры. Многообразные композиции создают в красной, желтой и зеленой гамме. Главная задача местных мастериц придать вышитому изделию золотистого отблеска.

На территории Львовской области можно встретить несколько десятков типов узоров. В большинстве случаев это геометрические орнаменты, которые наносят на белый фон. Благодаря такой техники вышиванки с Львовской области имеют вид легкости и прозрачности.

В вышивках Закарпатской области самыми распространенными являются мотивы «каракуля», зигзагообразной формы. Как правило, цветовая гамма местных вышиванок очень широкая. Но самыми распространенными цветами считаются черный и красный цвет.

Для Буковины характерны геометрические и растительные мотивы. Вышивают как правило мелким крестиком, крученым швом или белой гладью. Кроме того на Буковыне в вышиванках очень часто можно увидеть шелковые нити, металлические блестки и бисер.

В Тернопольской области для вышивки используют хлопчатобумажные нити, со сгущенными стежками. Вдоль всего рукава отдельные элементы обводятся цветными нитками. Благодаря такому приёму вышивка получает высокий рельеф и выразительный цвет узора.

Характерной чертой для вышиванок Волыни считаются простые и в тоже время очень четкие геометрические узоры. Как правило, наносили их на серое полотно красными нитками.

Винницкие вышиванки славятся многообразием техник и цветовой гаммы. Самыми распространенными являются крестик, низ, настилка и вырезание. Кроме того отдельные элементы вышиванки в винницкой области обрамляют и соединяют вспомогательными швами.

На вышивках Полесья чаще всего простые композиции. Самыми распространенными узорами в этом регионе считаются ромбовидные линии, которые чередуются с геометрическими узорами. За частую для вышиванок использовали льняное полотно серого цвета.

А вот Черниговские мастерицы славятся белыми вышивками. Местные вышитые рубашки имеют растительной или геометрической орнамент, который наносится белыми нитками с вкраплениями красного или черного цвета. Это очень кропотливая работа, которая выполняется очень мелкими стежками.

Для вышиванок Киевской области характерной растительной и геометрической орнамент. Как правило, это цветы хмеля, грозди винограда, ромбы, квадраты или восьмилепестковые розетки. Выполняют эти узоры красной, белой с легким оттенком черной нити.

Южные регионы Украины по технике и цветовой гамме, практически ни чем не отличаются от вышивок Центральной Украины. Выполняются они полукрестиком или крестиком.

Большое значение при выборе орнамента следует уделить вышивальным швам и цвету вышиванки. В цвете вышиванки имеется очень много тайных символов. В черные вышыванки как правило наряжали мертвецов. Черные узоры несут плохую энергетику и символизируют горе от потери близкого человека. А вот вышаванки с орнаментом белым по белому выбрали молодые скромные девушки. Такая вышиванка подчеркивала естественную красоту девушки и служила защитой от злых сил.  Красный цвет означает в вышиванках это добрый и солнечный знак удачи и защиты. Чтобы добавить красок к золотым и серебряным нитям мастерицы под основную нить использовали нити желтого, красного или черного цвета. А вот серебряные нити совмещали с голубым и белым цветом. Зеленый цвет на вышиванке это символ рождения и роста, которым наносили узоры травы и листья. Желтый цвет --  изобилие, богатство. Желтый цвет символизирует солнце, как энергию всего живого на земле.

15 самых интересных фактов о вышиванке

История и традиции украинской вышиванки

История и традиции украинской вышиванки

 

Наверное, у каждого украинца – маленького и взрослого – есть в гардеробе хоть одна вышиванка. Мы надеваем эту особенную сорочку в праздники и в будни, ощущая в вышиванке необычайную красоту, связь с ее удивительным народом. 

vyishivanka1_750x541

 

1. Вышиванку – вышитую сорочку из белого полотна (пусть латаную, но обязательно белую) и вышитую богатым традиционным узором украинцы носили только по праздникам. В будни носили так называемые «будэнки» – просто скроенные рубашки из небеленого полотна серого цвета.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ5 имен, которые сделают девочку сильной женщиной

 

2. Вышитые узоры на сорочке наносили на самые уязвимые части тела – горло, грудь и солнечное сплетение. 

vyishivanka2_750x749

 

3. Было принципиально важным, чтобы на обратной стороне вышитой сорочки не было узелков. Считалось, что эти узелки могут стать причинами ошибок и несчастий в жизни человека, который будет носить вышиванку. 

4. Вышиванку в те времена нельзя было купить по умолчанию. Каждая девушка, даже если она принадлежала к знатному роду, должны была уметь вышивать. А в селах каждая девушка-невеста перед свадьбой обязана была вышить особенную праздничную сорочку своему жениху. 

vyishivanka3_750x460

 

5. Вышивая свадебную сорочку для любимого, девушка нашептывала старинное заклинание-молитву на верность. В народе считалось, что если сорочка потеряет свою белизну после стирки, значит, «вскочив чоловік у гречку».

6. Прежде чем начать вышивать, девушка или женщина постилась, молилась и перед каждым заходом вышивания мыла руки. 

vyishivanka4_750x563

 

7. Первую сорочку новорожденному малышу шили из ношенных родительских вещей. Люди верили, что в этой одежде хранится родительская энергия, которая защитит ребенка от сглаза и болезней. Причем, девочкам делали сорочку из вещей матери, а мальчикам - из отцовских. Первые узоры-обереги были особенными: для девочки вышивали сорочку черным узором, символом плодородия, который, в будущем должен защитить от бесплодия. На мальчика надевали сорочку, вышитую синим и зеленым, защищая от природных стихий и травм.

vyishivanka_novorojdennyiy_750x516

 

8. Первую рубашку, сшитую из новой ткани, ребенку дарили к трехлетию. Мама создавала для чада уникальную вышивку-оберег красными нитями – цветом родственной кровной связи. На детских сорочках мамы зачастую вышивали животных – собак, коней, курочек с петухами или сказочных птиц.

vyishivanka_rebenok_750x500

 

9. В каждом регионе Украины для вышивки сорочки существует свой покрой, узор и цвет. Для центра Украины характерны черно-белые сорочки, на Полтавщине носили сорочки белые с белой вышивкой, на Волыни и Черниговщине – сорочки с красно-белой вышивкой. Самые разноцветные и яркие вышиванки создавали рукодельницы на юге Украины, а также в Карпатах и Закарпатье, на Буковине и Гуцульщине.

vyishivanka_uzoryi_750x451

 

10. Наиболее оригинальной вышиванкой признана борщевская – такие создавали только на Тернопольщине. Уникальные – с роскошными черными узорами на белой тонкой ткани - эти сорочки появились, после того как турки с татарами уничтожили почти всех мужчин в селении Борщевка, и женщины стали вышивать и носить скорбные черно-белые вышиванки.

vyishivanka_borschevskaya_750x563

 

11. Эксперты по вышивкам насчитали более 200 старинных швов на основе 20 техник вышивания (гладь, колосковый шов, низь, узелки, шнурочек, крученый шов, вырезание, выкалывание, козлик, плетенка, мережка).

vyishivanka5_750x500

 

12. Каждый цвет в вышивке имеет свое символическое значение: красный означал любовь и страсть, черный – потерю и тоску, белый – невинность и чистоту, желтый - радость и надежду, синий – воду, небо, покой и женское начало. 

vyishivanka6_750x422

 

13. Красные маки как элемент узора стали популярны только в начале ХХ века, ведь издавна маки были символом смерти и печали. Черные вышитые рубашки в Украине традиционно носили вдовцы и пожилые мужчины.

maki_2_750x750

 
 
14. Первым модником, который носил вышиванку с будничной одеждой, стал Иван Франко. Именно в таком виде писатель изображен на 20-гривневой купюре.
 

ivan_franko_750x503_02
 
 
15. Самую дорогую в истории вышиванку представили на Сорочинской ярмарке в 2013 году. Стоимость уникальной вышитой сорочки весом в 4 килограмма (!) составила 10 000 гривен.

 
 
 

Пиала — это тело, а влага — душа

В восточных странах за много веков сложилась идеальная форма для питья чая — пиала. Это лаконичная емкость компактных размеров без дополнительных аксессуаров в виде ручек, подставок или подстаканников. Форма пиалы проверена веками – именно она помогает раскрыть и сохранить уникальный аромат чая. В чайной церемонии стран восходящего солнца участвуют именно пиалы.

Слово пиала пришло в русский язык из персидского языка. Археологами были найдены сосуды в форме полусферы или усеченного конуса у кочевых народов. Отсутствие ручек обеспечивало удобство в транспортировке, что очень удобно при переездах с одного места на другое. Их изготавливали из самого простого и доступного материала — глины. Это была прочная посуда простой формы без украшений. Кочевники не украшали свою посуду.Сейчас пиалы применяются в странах Средней Азии, Японии и Китая, где их используют для зеленого, желтого и белого чая, а также для подачи блюд из риса.

Пиалы для чая с узорами и символикой востока ручной работы можно купить и сейчас. Они расписаны национальными узорами, изображениями животных, цветочными и растительными орнаментами. Пиалы из глины покрывают глазурью с росписью или используют технику окраски глазурью с применением различных оттенков.

Почему пиала считается идеальной посудой для чаепития?

Помимо вышеперечисленных преимуществ пиалы, можно отметить и психологическую составляющую распития напитка из такой посуды. Пиалы дарят чайной церемонии особую эстетику и настраивают на неторопливый лад. Из пиалы невозможно выпить напиток “на ходу” - чаепитие превращается в философский, расслабляющий процесс, который дарит больше радости и умиротворения, чем будничное распитие чая. Чай из пиалы не будешь пить автоматически, равнодушно, сам ритуал заваривания чая и угощения гостей становится более значимым.

Одним ценителям чая напиток в пиалах поможет приобщиться к компании интересных людей, другим - подарит долгожданные моменты тишины и расслабления в одиночку. Обычная чайная посуда выступает фоном к накрытому столу - люди пьют, едят, разговаривают, и не придают особого значения чайной церемонии, отвлекаясь на другие вещи. Чай же, разлитый по пиалам, обычно не подразумевает присутствие на столе других напитков и яств, он дает возможность почувствовать сам вкус чайного отвара и ощутить его влияние на организм и душевное состояние.

Источник: http://www.tulasamovar.ru/advices/o-chae/kak-vybrat-pialy-dlya-chaya/

Когда появился первый самовар

История русского самовара уходит в далекое прошлое. По легенде самовар привез в Россию из Голландии Петр Первый. Но по документальным свидетельствам он появился спустя полвека после его смерти. Происхождению самовара мы обязаны чаю, который в конце 16 века появился в России. Его популярность быстро росла, к 19 веку на Руси чай считался самым популярным напитком.

Уже в 18 веке в Туле и на Урале появились самовары-кухни и сбитенники, в которых из меда, трав, воды и пряностей варили сбитень. Первое упоминание о самоваре встречается в описи имущества Онежского монастыря, датированной 1746 годом. Родиной самовара называют Тулу, но некоторые историки не исключают, что первые самовары начали делать на одном из уральских заводов: Иргинском, Троицком или Суксунском. В исторических документах, которые хранятся в Госархиве, описывается медный луженый самовар заводской работы, весом 16 фунтов. Согласно проведенным исследованиям доказано, что он был сделан иргинскими умельцами в 1738-1740 г.

В 19 веке был выпущен керосиновый самовар, на фабрике братьев Черниковых стали выпускать самовары с боковой трубой, это совершенствование ускорило процесс кипения, усилило движение воздуха. К 1812 году завод Петра Силина в Подмосковье считался самым крупным предприятием по производству самоваров. Ежегодно выпускалось 3000 штук. Но к 1820 году Тула стала лидировать в самоварном производстве. За тридцать лет там открылось 28 фабрик, ежегодно выпускающих 120 000 самоваров.

Возникновение самоваров породило модели разных форм. Были популярны яйцевидные самовары с петлеобразными ручками, некоторые модели напоминали древнегреческий сосуд, вазы с ножками в виде львиных лап, что выглядело очень торжественно. Изготавливали и дорожные модели со съемными ножками. Они были прямоугольной, многогранной, кубической формы. Их можно было брать с собой на пикник, в поход, в путешествие.

На 19 век приходится расцвет самоварного дела в России. Каждая фабрика пыталась создать свой, непохожий на другие самовар. Появились шарообразные, гладкие, конические, граненые самовары. Объем тоже были разный, доходил до 20 литров. В народе самовары называли по их форме: пламя, репка, ваза, дуля, желудь, пасхальное яйцо.

В 20 веке самовару была отведена только одна роль — кипячение воды и подача к чайному столу. Выделились три формы: коническая, цилиндрическая, сферическая приплюснутая. Конструкции ручек, кранов, конфорок, ножек стали разнообразнее. В 1912 году количество выпускаемых самоваров в Туле достигла 660 тысяч штук в год. История самоваров в годы гражданской войны была прервана, поскольку выпуск самоваров был временно приостановлен. Позже он возобновился. Спустя годы, уже в советское время стали выпускать электрические самовары.

Производство первых самоваров

Процесс изготовления самоваров был очень сложен, он составлял 12 этапов. Весь процесс был разделен на определенные операции, каждый мастер выполнял свою работу. В производстве участвовали семь специалистов:

  • Наводильщик. Он сгибал и спаивал медный лист, выделывал из него соответствующую форму. За неделю он мог сделать 6-8 заготовок.
  • Лудильщик. В его работу входило вылуживание оловом внутренней части самовара. В день он мог сделать 60-100 штук.
  • Токарь. Он точил и полировал самовар с помощью специального станка, который вертел рабочий (вертельщик). В день получалось сделать до 12 штук.
  • Слесарь. Изготавливал комплектующие (краны, ручки, ножки).
  • Сборщик. Из отдельных частей он собирал самовар, припаивал ножки, краны. За неделю он собирал до 24 самоваров.
  • Чистильщик. Этот рабочий мог очистить до 10 самоваров в день.
  • Токарь по дереву. Занимался изготовлением деревянных шишечек к крышкам.

Детали делали по домам, только сборка и отделка проходила на фабриках. Порой в целой деревне изготавливали одну деталь для самовара, раз в неделю детали собирали и везли на лошадях на фабрику для сдачи.

Самовары продавались на ярмарках. Специальные самоварные ряды были организованы на знаменитых ярмарках: Нижегородской и Макарьевской. В начале июня туляки отправляли самовары в Нижний Новгород. На лошадях товар добирался до Алексина, затем по Оке их водный путь лежал до Нижнего Новгорода. Такая доставка была наиболее выгодной. Продавались самовары на вес, сделанные из красной меди стоили дороже, чем модели из латуни. Чтобы запросить большую цену, торговцы прибегали к хитростям: заливали в самовар свинец, вставляли чугунную решетку

Почему чай из самовара такой вкусный

Тот, кто хотя бы раз попробовал чай из настоящего русского самовара, убедился в том, что чай из самовара намного вкуснее. Почему? Ответ оказывается прост. В электрическом чайнике вода слишком быстро закипает, разрушая структуру воды, становясь бесполезной, а при многоразовом кипячении вредной. Переворачивая чайник, в чай попадают вредные вещества, которые собираются на дне. Носик самовара расположен выше уровня скопления тяжелой воды, поэтому можно получить полезную воду, мягкую и вкусную. Сверху у самовара есть конфорка, на которую ставят заварочный чайник. Он не кипятится, но находится в тепле, настаиваясь.

Самые необычные самовары в истории

Сейчас самовары того времени можно увидеть только в музеях. Были самовары, выполненные из меди, стали, латуни, мельхиора, реже из серебра. Для императора Александра Первого был изготовлен изысканный самовар, который теперь хранится в музее Московского Кремля. Он был украшен накладными элементами в виде львиных голов, колпачок-заглушка была в виде фигурки ангела, а кран имел голову хищной птицы.

Для детей императора Николая Второго в 1909 году в Туле изготовлено пять маленьких самоваров, объемом в один стакан. Каждый был своей формы: в форме вазы, в форме рюмки, в виде античного сосуда, в форме шара, греческой амфоры. Все они сохранены в музее, находятся в рабочем состоянии. В Оружейной палате можно полюбоваться на самовар, изготовленный из прозрачного кварца.

В 1922 году на одной из фабрик в Туле был изготовлен самый большой самовар. Он вмещал 250 литров воды и весил 100 кг. Его преподнесли председателю ВЦИК Калинину. Вода горячей сохранялась в нем два дня, хотя на подогрев нужно было потратить около 40 минут. Стоит отметить и самый маленький самовар в истории. Его размер 1 мм, он состоит из 12 деталей, изготовлен из золота.

На сегодняшний день самыми дорогими самоварами считаются самовары мастерских Фаберже. Для их производства использовалось серебро, золото. Применялись уникальные техники чеканки, литью.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

выпускной в стиле оскар

 

конкурс с папочками " угадай профессию"

 КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ    "ТРАДИЦИИ  И  ОБРЯДЫ  НАРОДОВ  КРЫМА"

Издревле Крым был полиэтнической территорией. С кон­ца XVIII — начала XIX века в силу ряда исторических со­бытий на полуостров стали прибывать представители раз­личных народов Северного Причерноморья. Они внесли свой вклад в развитие экономической, социально-политической и культурной жизни.

Крымский полуостров во все времена не терял своеобра­зия, какие бы общественные катаклизмы не случались на его земле и в мире. Загадочный магнетизм, заложенный са­мой природой, способствовал формированию полиэтничес­кого сообщества людей. В разные исторические эпохи рож­дались новые этнические общности, видоизменялись суще­ствующие, но ни одна этническая группа не находилась в обособленном положении. Каждый этнос, оседло обосновав­шийся на полуострове, вносил присущее ему своеобразие в общую жизнь Крыма.

Едва ли найдется уголок земли, на котором как в Крыму было бы представлено столь удивительное разнообразие эт­нических общностей, на протяжении многих веков состав­лявших население полуострова.

Тем не менее каждой из национальных групп присущи свои самобытные черты.

Своеобразие национального состава населения Крыма состояло в том, что полиэтничность сочеталась с близостью народов по языку межнационального общения: практически все этнические образования Крыма знали русский язык, со­храняя, безусловно, языки своих предков. В крымском полиэтничном сообществе трудно было обойтись без понятно­го и приемлемого для всех средства общения, каким, — есте­ственно, и стал русский язык. Сама история определила, что объективный процесс общения развивается на основе языка самой крупной по численности этнической общности.

История Крыма свидетельствует, что для многонационального населения Крыма характерно наличие дружественных этнических общностей разных национальностей, единство экономических, социальных и культурных интересов, совме­стное участие в хозяйственной деятельности.

Культура народов — уникальное, неповторимое, многогранное явление. Постулаты этнологов гласят: «Кто знает один народ — не знает ни одного». И действительно, знание «иностранцев», особенно родственных генетически или территориально, дает возможность определить и уяснить роль и место каждого народа в кругу других народов.

Известно, что «чистых» народов или рас вообще не быва­ет. История человечества доказала, что сложные процессы формирования, развития и исчезновения одних этнических сообществ заканчивались заменой их другими.

Историческое развитие народностей происходило не изолированно. Это находило свое отражение позже в особен­ностях культуры, языка, топонимики.

Но их мирное, гармоничное сосуществование стало возможным благодаря одному удивительному средству, кото­рое профессора Ф.В. Лазарев и А.П. Цветков называют диа­логом или полилогом культур.

Человек любой национальности гордится своим этничес­ким происхождением. Язык, верования, одежда, праздники, песни, кухня помогают ему поддерживать особую связь с прошлым своего народа.

Сохранение и развитие духовных, культурных и народ­ных традиций, по убеждению профессора Л.В. Скворцова и академика К.К. Колина, связано с раскрытием оптимальных возможностей народа, получивших закрепление в традици­ях. Традиция становится указателем общего пути данного народа.

Обычаи народов — одна из важнейших и наиболее постоянных тем этнографической науки.

Обычаем называется всякий установленный, традицион­ный и более или менее общепринятый порядок совершения каких-либо общественных действий, традиционные прави­ла поведения. Термин обычай близок к понятию обряд (ри­туал), и во многих случаях эти два понятия даже равно­значны. Но понятие обряд уже, чем понятие обычай. Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Напри­мер, свадебные или похоронные, святочные или масленич­ные обычаи представляют собой установленные обряды. Но есть много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обы­чай отращивать бороду определенной формы, мыть руки перед едой, обычай соседской взаимопомощи и т.д.

Народные обычаи чрезвычайно разнообразны, и уложить их в какую-то систему классификации трудно. И все же сре­ди них можно выделить преобладающие типы.

Такими, например, считаются семейные и календарные обычаи. Первые бывают приурочены к определенным важ­ным событиям в семейной жизни. Это свадебные, родиль­ные, погребальные обычаи. Второй тип охватывает обычаи, приуроченные к определенным моментам годовой смены се­зонов.

Календарные обычаи и обряды, издавна сложившиеся, сопровождают важные и заметные отрезки в постоянной чере­де сезонов. Существуют обряды зимние, весенние, летние, осенние.

Многие обычаи и обряды календарного цикла вошли в традиции народов, стали элементами их образа жизни.

Обряды и праздники в большинстве своем носят народный характер. Церковный элемент в них был внесен значительно позднее и зачастую не изменил сущности обрядов.

Что же такое праздники и обряды? Вот как определяет понятие «праздник» В. Даль: «Праздник или праздничный день — день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположный — будень; день, празднуемый по уставу цер­кви или по местному обычаю, по случаю, относящемуся до местности, до лица.

Праздничать, праздновать — гулять, отдыхать и ничего не делать; гулять, пировать, бражничать».

Обряд — это ритуал, церемония, церемониал, совокуп­ность условных, традиционных действий, лишенных непо­средственной практической целесообразности, но служащий символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

А как отмечали многочисленные старые праздники наши предки, какими обрядами их сопровождали?

В прошлом каждый день календаря был «расписан», по­священ какому-то празднику.

Наши предки знали, чем один праздник отличается от дру­гого, знали, как их отмечать, чем украшать и сопровождать. Большое место в проведении праздника занимало посеще­ние культовых учреждений, где по каждому случаю своя служба. Вне религии тоже существовали многочисленные обряды, отличающие один праздник от другого.

В жизни сельского жителя большое значение имела по­года. Поэтому со временами года связаны и обряды. Они были приурочены к весеннему севу, выгону скота, рыбной ловле, охоте, строительству новых жилищ, рытью колодцев. Были семейные обряды, связанные с рождением, свадьбой и смер­тью. В связи с годичной повторяемостью хозяйственной дея­тельности и ее календарной приуроченностью обряды пер­вой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными.

Со временем происходили значительные изменения в обрядовых традициях, праздники проводились соответствен­но развитию общества.

В течение столетий велись многочисленные наблюдения, сопоставления, на основе которых можно было делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Вся эта народная мудрость нашла свое выражение в пословицах, поговорках, приметах.

Люди всегда были и будут тесно связаны со своим про­шлым. Культура и прогресс развиваются далее только по­тому, что основаны на фундаменте знаний и опыте ушед­ших веков. Их мудрый голос, доносящийся из таинственной глубины времен, постоянно учит и наставляет последующие поколения.

Будь прост, как ветер, неистощим, как море, 
И памятью насыщен, как земля. 
Люби далекий парус корабля 
И песню волн, шумящих на просторе. 
Весь трепет жизни всех веков и рас 
Живут в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

М. Волошин


Человек, не интересующийся историей своего народа, ни­когда не поймет и не проникнется уважением к истории дру­гого народа.

В настоящее время в Автономной Республике Крым дей­ствует более 27 национально-культурных объединений, 25 из них официально зарегистрированы. Национальная палит­ра представлена более чем ста этносами и этническими груп­пами, многие из которых сохранили свою традиционно-бы­товую культуру и активно популяризируют свое историко-культурное наследие.

image

 

 

В.Бианки "Синичкин календарь"