Кружок Актёрское мастерство "Крылья"

Страна: Россия

Регион: Челябинская область

Населенный пункт: п.Черноречье

Количество учащихся: 15

вся наша жизнь-это театр, а люди в ней актёры
Шекспир

 

Каждое занятие – это важный отрезок жизни детей. Это время, в течение которого ребёнок может стать лучше, добрее, человечнее, подняться над самим собой.

На занятиях я играю роль педагога – актёра. Мой артистизм  как педагога проявляется в ненавязчивости, изяществе, скрытости усилий по совершенствованию воспитанника  Не боюсь дать  возможность  воспитанникам почувствовать, что они нужны мне - педагогу, что без них мне трудно. Я хочу, чтобы дети, сидящие за партами, смотрящие мне в глаза, ожидающие от меня чего-то важного, действительно радовались каждому занятию, воспитывались и обучались, не думая о том, что воспитываются и обучаются.

Иногда я использую нестандартные приёмы и методы работы с детьми.  Я  учу их отстаивать своё мнение, спорить с собой.  Например,  на одном из занятий принимаю серьёзный вид и убеждённым тоном развиваю какую – нибудь неправильную мысль, пока ребята не опровергнут её более вескими доводами и суждениями, а затем, делаю вид, что поняла что ошибалась, благодарю воспитанников за помощь.

Готовность детей к работе, их собранность, во многом зависит от первых слов педагога. Для того чтобы нацелить детей на деловое общение я говорю « Здравствуйте!». При обращении неформальном я использую фразу «Пламенно приветствую талантливых детей!» или « Рада вас приветствовать!» Иногда выбираю и такую форму приветствия» «Здравствуйте, дети! Вот сказала вам дети, а сама думаю: а ведь проблему- то решать будем сегодня , такую какая не под силу и всякому взрослому. И так, здравствуйте, самые взрослые люди на пороге важных проблем!» Это  нацеливает детей  на серьёзное восприятие занятий.

 На атмосферу занятия влияет почти всё : внешний вид педагога и учеников, выражение лица педагога, стиль общения, темп и ритм работы . Атмосферу урока легко разрушить одним неосторожным шагом, неверным жестом или интонацией. Поэтому на этапе разработке  замысла урока, продумывая его структурно – композиционное решение   проектирую обстановку, которая поможет рождению наиболее эмоционально насыщенных моментов. Предоставляю воспитанникам возможность и время пережить полученное впечатление. Также определяю такие фрагменты учебного занятия, когда педагогу необходимо «уйти в тень». Завершая урок, оставляю финал открытым, чтобы  воспитанникам хотелось бы прийти на следующее занятие.

О нас

С 1986 по 2011 год в нашей школе существоввал кружок "Актёрское мастерство" 

Наши достижения

Грамоты и выступления

Дополнительное образование

 

 Открытое занятие  Корзиной И Ф..,

руководителя театрального кружка «Крылья»

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Вводное занятие в Театральное искусство.

        Данная тема  заложена в программу 1 года обучения, занятие  № _1__            

         Возраст воспитанников - 11 – 12 лет. Занятие проводится с незнакомой группой детей.

         Помещение – учебный класс , в котором обычно проводятся занятия театрального коллектива.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Общекультурное развитие  личности воспитанников, воспитание эмоционально отзывчивого зрителя.

ЗАДАЧИ:

1.     Обучение умению различать объекты театрального искусства: сценическая речь, сценическое движение, элементы актёрского мастерства.

2.     Развитие наблюдательности, внимания, познавательной активности и  интереса к творческой деятельности.

3.     Воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный  замысел.

 

План-конспект занятия

 

 

ТЕМА:  Вводное занятие в курс «Театральное искусство».

ЦЕЛЬ: Общекультурное развитие  личности воспитанников, воспитание эмоционально отзывчивого зрителя.

 

ЗАДАЧИ:

4.     Познакомить с различными объектами театрального искусства:  сценическая речь, сценическое движение, элементы актёрского мастерства.

5.     Развитие наблюдательности, внимания, познавательной активности и  интереса к творческой деятельности.

6.     Воспитание эмоциональной отзывчивости на художественный  замысел.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1.Оргмомент. Актуализация темы и задач. - 2 мин.

П. Основная часть.   

         1.Понятие «Сценическая речь, сценическое движение, элементы актёрского мастерства».

§  игра на внимание «Во поле береза стояла».

§  Объяснение понятия ».

§  Конкурс «Самый внимательный»( репродукции картин)

2.Объект сценического внимания

§  Определение объекта внимания (Просмотр и анализ видеоролика).

§  Зрительное внимание (Упражнение  «Стоп-кадр «памятник».)

§  Слуховое внимание (Упражнение « Услышать и найти»).

§  Осязательное внимание (Игра «Телефон»).

§  Обоняние. (Упражнение «Узнай запах»)

§  Вкусовое внимание (видеоролик).

3.     Обобщение пройденной темы.

Ш.Заключительная часть. Рефлексия.

                                                                                                                                                           

 

Оборудование: телевизор с DVD-плеером, классная доска.

 

Наглядность: видеоролик « Объект внимания»

                      Фонограмма «Улыбка» В. Шаинского». Инструментальная

                       мелодия.

                     Пробы с запахом  духов, кофе, чеснока, ёлочная хвоя и др.

                     Репродукции картин « Медведь», « Плакса», «Заговор».

 

 

 

Конспект занятия

     I. Здравствуйте, мои юные друзья! Вероятно, каждый из вас сейчас мысленно задал  себе вопрос: «Какие же мы друзья? Ведь мы незнакомы  друг с другом.» Прежде чем ответить на ваш вопрос, я хотела бы спросить вас: « Ходите ли вы в театр?», « Любите ли вы смотреть спектакли?». Вот и готов ответ на ваш вопрос: « Почему мы друзья?». Вы любите  театр, а я - руководитель  театрального коллектива . Вместе со своими юными актёрами, ребятами вашего возраста   ставим спектакли, а затем показываем зрителям. Итак: меня и вас объединяет любовь к театру. Значит мы с вами друзья! Согласны со мной, ребята? Пора познакомиться: меня зовут Наталья Владимировна. А теперь прошу вас назвать своё имя.

         Сегодня вы пришли на занятие театрального коллектива. Теперь вы не просто девочка или мальчик, вы – актёры. А хороший актёр похож на путешественника, которого ждут новые, радостные открытия в удивительной стране ТЕАТР.

     Вы научились говорить, потому что, слышали речь окружающих вас людей. Вы научились читать, потому что изучили  азбуку. В театре тоже есть свой язык, его тоже надо понимать.

    Прежде чем научиться читать – изучают… что?.... буквы. Также и актёр, прежде чем выйти на сцену и играть в спектакле  – изучает элементы актёрского мастерства. Их очень много, как и букв в азбуке.

 

II.  Сегодня мы  познакомимся с одним из них – это сценическое внимание. Мы с вами постараемся  быть наблюдательными, внимательными.  Постараемся эмоционально  реагировать  на художественный замысел наших товарищей.

Кто из вас попытается объяснить, что такое внимание? Как вы понимаете? (ответ детей)

   Внимание – это сосредоточение мыслей,  зрения или слуха на чём - нибудь.

 Я предлагаю вам сейчас проверить себя, насколько вы внимательны.

 Все вы знаете песню « Во поле берёзка стояла»

(Педагог напоминает слова): Во поле берёзка стояла 

                                                  Во поле кудрявая стояла                                                                                               

                                                  Люли, люли, стояла

                                                  Люли, люли, стояла.

Но, так как мы с вами сегодня не певцы, а театральные актёры, значит, мы должны проиграть слова этой песенки, используя средства образной актёрской выразительности –  жесты. Пропоём песню, показывая жестами то, чём мы поём (педагог показывает жесты на каждое слово). Прошу вас всех встать и  попробуем  пропеть слова песни с жестами (поют). Молодцы!  А сейчас  слово «во поле» мы не поём вслух, а только показываем жестом. Будьте внимательны!  Тот, кто сбивается, присаживается  на стул. Подсказываю: чтобы не сбиться, нужно слово «во поле» петь мысленно, про себя. Итак, сосредоточьте своё внимание. Начали…. Теперь мы пропускаем ещё одно слово – «берёзка» и т.д. ( Игра заканчивается тем, что весь куплет ребята проделывают только жестами).  Я знала, что вы сможете это сделать!

 

.

       Внимание  – это качество, которое важно для актёра. Оно  помогает ему стать успешным актёром, но для этого актер  должен постоянно  развивать своё внимание.  Быть внимательным не только на сцене, но и в жизни.  Актёр должен внимательно изучать характеры людей, их поступки:      почему этот мальчик в трамвае уступил место пожилому человеку, а другой мальчик - нет; почему  этот человек приятен в общении, а другой нет.  Где бы  актёр ни был: на улице, на сцене, в транспорте, в библиотеке,  он должен  задавать себе  вопрос: почему именно так действует человек?, Ребята, а кто из вас попытается ответить на вопрос: « А для чего это нужно актёру?»

(ответы детей).

Мне нравится ход ваших мыслей. Правильно! Внимательно изучая  жизнь актёр может создать на сцене образ доброй Золушки или злой мачехи, потому что он знает, как ведёт себя в жизни добрый человек и не очень. Поэтому он сможет сыграть так роль, что мы, зрители,  будем восхищаться его игрой. В этом ему поможет внимание. Итак, внимание для актёра – это калитка к творчеству.

 

 Сейчас мы разделимся на группы по четыре человека, и каждой группе я  раздам по одной репродукции каротин. У вас есть возможность за  30 секунд посмотреть их, посовещаться между собой и рассказать нам, что вы увидели на картинках, подробно описать то, что происходит, что случилось с героями. Кто из вас интереснее расскажет нам, тот и будет победителем  конкурса «Самый внимательный». Представьте, что всё это вы увидели в жизни. Итак, время пошло…

 

 (Звучит инструментальная  музыка. Дети рассматривают репродукции. Затем по очереди рассказывают).

 

Спасибо,  ребята. Вы все – победители! Очень приятно общаться с такими умными и внимательными детьми!

 

2. На сцене актёр должен уметь сосредоточивать своё внимание  на  объекте. А объектом на сцене может быть партнёр, т.е. другой актёр, или предмет, на котором  он останавливает своё внимание. Итак,  человек или предмет, на котором мы останавливаем своё внимание, называется объектом внимания.

Сейчас вы посмотрите  3 эпизода. Постарайтесь определить, что  или кто был объектом внимания для актёра.

        (Показ и анализ видеоролика.)

         (Ответы детей:  1 эпизод: объект внимания – ружьё

                                   2 эпизод: объект внимания - заяц

                                   3 эпизод: объект внимания – журнал, ребёнок и телефон)

Мои вам поздравления! Вы наблюдательны и внимательны, хорошо и быстро  усваиваете материал!

 

2.1.  Во время спектакля актёр должен заставить себя видеть, слушать и слышать, чувствовать и ощущать всё, что происходит на сцене. Сценическое внимание зависит от нашей воли. .  Ведь по ходу спектакля актёру подают не настоящую пищу, а бутафорскую. И ему нужно сыграть так, чтобы мы поверили, что на столе всё настоящее.  Он делает вид, что восхищается пищей. А знаете почему? Потому что он помнит вкусовые   качества этого блюда. А запахи? На сцене от декораций пахнет краской, клеем. А актёру надо говорить, например, что пахнет сеном, цветами и т.д. В жизни он  развивает своё внимание на все органы чувств: зрение, слух, вкус, осязание,  обаяние. Т.е. объектами внимания для актёра становятся наши все пять  органов чувств. Я предлагаю вам проверить сейчас все ваши чувства. Итак, первым объектом внимания будет…. А что это будет,  вы ответите мне сами.

 

2.2. Один из вас сейчас изобразит позу  в стоп-кадре – «памятник». Остальные в это время  все отворачиваетесь. Тот, на кого я укажу, подходит к памятнику, смотрит внимательно, изучает его и говорит: « Я готов». Актёр, который изображал памятник, уходит и садится на своё место и наблюдает. 2-ой актёр повторяет в точности позу первого актёра и замирает в стоп-кадре, затем идёт третий и т.д.  Актёры, которые уже сидят лицом к памятнику, внимательно и  молча следят за другими,  чтобы затем высказать свои замечания. Затем мы сравним позу первого актёра и последнего, и вы сами увидите, внимательны ли вы.

 

         (Упражнение «Памятник». Ребята анализируют  работу товарищей.)

 

Ребята, ответьте мне, объектом внимания, какое было чувство…..?

Правильно! Молодцы! Это было зрительное внимание.

 

2.3. А сейчас  один из вас выйдет из кабинета. Остальные  сообща прячут авторучку. Затем актёр, который вышел из класса, заходит и  начинает искать спрятанную вещь. А другой актёр будет помогать ему искать с помощью музыки. Если музыка усиливается, значит, вы  приближаетесь к спрятанной вещи. Если звучит тише, значит, ты отдаляешься от нее. Когда же ты   рядом, музыка звучит очень громко.

                   (Упражнение « Услышать и найти»)

 

Ты просто супер – внимательный актёр. Ребята, какое, чувство было объектом внимания?  Слух. Слуховое внимание.  Правильно. А актёр, работающий с музыкой, владел каким - либо объектом внимания? Подумайте внимательно! (ответ детей) Молодцы! Его объектом  было зрительное внимание. И он справился с заданием!

 

2.4. А теперь попрошу всех сесть в линию друг за другом. Поиграем с вами в «Телефон». Я задумываю слово, например «урок» и  пальцем на спине сидящего последним пишу начальную букву «У». Получивший эту букву пишет её на спине следующего и так до конца цепочки. Затем я пишу вторую букву «Р» и так далее. Когда все буквы переданы, начинается проверка. Какое слово у кого получилось

                             (Упражнение «Телефон». Слово «Стол»)

 

Вы - настоящие мастера!  А объектом было какое внимание? Осязательное.                   

 

2.5.Следующий объект внимания – это обоняние. Сейчас каждый  из вас закрывает глаза, и  определяет запах, который мы ему предложим.

    ( запах духов, кофе, чеснока, ёлочной хвои…)

Ну, что ж, ваши  носы поработали на славу!

 

2.6. И остался у нас объект - вкусовое внимание. Чтобы актёру выразить вкусовое внимание, должна работать мимика лица. Попробуем превратиться в актёры. Итак, у вас в руках мороженое. Докажите мне, что оно очень сладкое. А сейчас у вас во рту кусочек лимона. Вы откусили кусочек хлеба, намазанный горчицей. Молодцы, ребята.

 

Ш.Итак, мы познакомились с новыми понятиями. Давайте еще раз назовем их!

Внимание! На доске написаны ответы на вопросы, которые я вам буду сейчас задавать. Ответы расположены не по порядку. Сосредоточьте своё слуховое и зрительное внимание. Я задаю вопрос – а вы отвечаете мне, выбрав правильный ответ. Итак, сегодня вы познакомились с одним из элементов актёрского мастерства.

1.А называется этот элемент как? ( сценическое внимание)

2.А для чего нужно актёру внимание? (  Внимание - это калитка к творчеству).

3.Чтобы стать успешным, что нужно делать актёру? (Развивать своё внимание)

4.Человек или предмет, на котором мы останавливаем своё внимание, называется …(объектом внимания)

5.Какие органы чувств отвечают  за объекты внимания ? ( 5 органов чувств:)

Вы очень способные дети.

 

К.С.Станиславский – великий актёр, режиссёр, который создал систему элементов актёрского мастерства, говорил: « Актёр может считать себя состоявшимся актёром только тогда, когда сможет владеть одновременно всеми пятью объектами внимания.» Я предлагаю вам  попробовать сосредоточить своё внимание на  трёх точках: слуховое, зрительное, осязательное. Упражнение называется «Внуки Цезаря». Вы должны разбиться по парам и встать лицом к друг другу, положить голову на плечо партнёра так, чтобы можно было заглянуть за его спину и видеть его руки. Руки убирают за спину, и получив в одну руку горсть пуговиц, вы должны разобрать пуговицы по цвету, в одной руке например должны быть пуговицы белого цвета а в другой синего. Вам приходится одновременно слушать своего партнёра и подсказывать самому и при этом ощущать предмет который у вас в руке. Попробуем? (Педагог раздаёт пуговицы). Сосредоточились. Можете начинать.

 

 Для начала неплохо, ведь мы начинающие актёры.

Главное, что вы старались. И поняли, как важно развивать своё внимание.

не только актёру, а любому человеку, который занимается творчеством. А актёр должен знать очень многое о сценическом внимание. Существуют виды сценического внимания и круги внимания, но, к сожалению,  мой юный друг, наше занятие заканчивается.

          Я хотела бы услышать ваше мнение о нашей сегодняшней встрече. Что вам особенно запомнилось? Что еще хотели бы вы узнать? (ответы детей)

      

Я надеюсь, что занятие  запомнится вам, и  вы продолжите дружбу с театром. Вам предстоит увидеть много самых разных спектаклей. Они научат быть добрым, смелым, честным, откликаться на чужую беду и защищать слабых. Видеть прекрасное в мире, который нас окружает, любить искусство и Родину. Какой бы спектакль ты не посмотрел, постарайся задуматься и понять, о чём хотел рассказать тебе театр. Помните, театр может стать вашим другом, верным и искренним!

          На прощание, по театральной традиции, давайте встанем и поаплодируем друг другу за работу на занятии. Предлагаю встать в круг и обнять друг друга за плечи и улыбнутся . Ведь дружба начинается с улыбки!

 

               ( Начинает звучать песня « От улыбки» В. Шаинского. Педагог подхватывает песню и с детьми поют 1 куплет, покачиваясь в такт музыки)

 

Благодарю вас ребята за то, что вы помогли мне провести занятие.

 В добрый путь, друзья! До свидания!

 

                         Визитная карточка.

 

В большом городе с голубых небес,

Где Магнит-гора всем виднеется.

Строй мартенных труб выше тёмных туч

Цепиком стоят великанами.

В этом городе краса девичья,

Широка душа появилася.

По лицу Земли 49лет, 49 лет прокатилися. (голос за кадром)

 

   Вот так в трудовой и рабочей семье появилась девочка Ирина

В 7 лет в этом самом Дворце культуры города Магнитогорска я прочитала своё первое стихотворение «Вишня» Исаковского. Моим первым руководителем был Анатолий Павлович Барсуков, который первый заметил мою тягу к театральному искусству. Сюда я ходила на репетиции, здесь были сделаны первые шаги в драматическую жизнь.

 

   Не один год упорного труда, сила воли, большое желание учиться: сначала в школе, потом в педагогическом училище. Сила характера - это не миф. Вот здесь. По этой лестнице педагогического университета я ходила  5лет и в 1986году закончила филологический факультет.

 

    А впереди меня ждал настоящий экзамен. По распределению приехала в Троицкий район  село Полесье и стала работать учителем. Уроки, тетради, подготовки к разным праздникам, репетиции, смотры, наверное, так бы и проходили дни за днями.

 

   Но судьба готовила мне новые испытания. В связи с отсутствием учителя русского языка, мне предложили работу в Чернореченской общеобразовательной школе.

 Всегда была убеждена в том, что только от тебя зависит, будут ли и слушать и слышать тебя твои ребята. Во время педагогической деятельности старалась привлекать учеников к разнообразным формам внешкольной работы, но  всегда скучала по театру.

 

    Поэтому решила создать школьный театральный кружок «Актёрское мастерство» «Крылья». Всегда стремилась к тому, чтобы ребята на занятиях преодолевали чувство стеснения. В инсценировании произведения раскрывали глубину чувств героев и чистоту их отношений.

 

 

   Благодатным и щедрым подарком, как будто сама судьба специально распорядилась, явился мой муж. Вышла замуж. Вот уже в прошлом году  отметили «Серебряную свадьбу».

 

    Во время совместной жизни с детства к своим детям прививали любовь к здоровому образу жизни. Это и бег, и утренние разминки, и катание на лыжах - всё то, что помогает укреплению организма.

 

 

    Безукоризненное воспитание родителей принесли свои плоды. Сын, Александр, закончил в городе Троицке ветакадемию, получил специальность ветврача, работает в Тюмени. Дочь, Катерина, студентка, учиться на 5-ом курсе в медицинской академии города Челябинска.

 

   Главным достижением семьи считаю 2 вещи святыми: семья и работа.

( А какой она отличный организатор.)

Когда Ирина Фёдоровна готовит какое-нибудь мероприятие, то это как  будто вихрь, вулкан, всех задействует в работе, все участники, все играют - никому нет покоя, поразительная черта - большая способность трудиться.

 (говорят учителя) (показ кадра из «Последнего звонка»)   .

 

   Ведущая звезда, актриса, Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина Марина Александровна Правдина, посмотрев наш спектакль, не смогла удержаться от восторга. (речь актрисы)

 

   Окрыленная успехом, работаю в школе. Где можно что-то творить, чтобы ещё раз отдать частичку самого себя.

 

   За плечами удивительная полная событиями жизнь. Где есть всё: и успех, и борьба, и любовь. Да та, самая, искренняя любовь к детям.

 

   На сегодняшний день творческое объединение «Актёрское мастерство» имеет свои результаты:

 

1. Мной разработаны  и поставлены инсценировки разные по тематике: от весёлой, озорной, комедийной «Вечера на хуторе близ Диканьки» М.В.Гоголя, «Слуга двух господ» и лирические «Снегурочка» Островского, до глубоких драматических произведений, например, сценарии по книге «А зори здесь тихие…» Б. Васильева, «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Барабанщица» Афанасия Салынского- посвящены Великой Победе над немецко-фашистскими захватчиками, пьеса «Амок» С. Цвейга- рассказывает об  одном дне из жизни подростков-наркоманов. Все выступления хорошо приняты жюри и зрителями, за что неоднократно  театральное объединение были призёрами  в постановке спектаклей.

 

  Художественно- эстетическое творчество- это средство всестороннего развития и личности индивидуальности детей. Способные дети начинают развивать свои способности в других сферах деятельности:

- поэтической (ежегодное участие в конкурсе «Серебряное пёрышко», где ребята награждались Дипломами, как районного, так и областного масштаба),

-научно- исследовательской конференции (Совсем недавно ученица 7кл.Каратунова Аня заняла 2 место в конкурсе творческих проектов « Моя родословная» в номинации  «Биография)

 

 В номинации « Семья-начало всех начал», коллектив учащихся был победителем районного конкурса «Школа года-2006» среди начальных общеобразовательных школ.

 

   Для большинства кружковцев театр становится лишь увлечением, но всё равно сохранятся  в памяти незабываемые, яркие мгновения.