Доступная среда

Демидова Наталья Ивановна

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.

Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…" Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Специально оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Объекты для проведения практических занятий- групповые помещения. Группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов имеет подвижные изменяющиеся, трансформирующиеся границы. В ДОУ реализуется адаптированная основная образовательная программа. На каждого ребенка разработан индивидуальный образовательный маршрут.

Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Для реализации потребностей детей инвалидов и детей с ОВЗ в двигательной активности на занятиях и в свободной деятельности в детском саду  имеется  физкультурно-спортивное оборудование, спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей: мячи, скакалки, обручи, мешочки для метания, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, наклонная доска, кегли, палки гимнастические,  мягкие модули, массажный коврик резиновый,  тактильная массажная дорожка.

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников ДОУ  обеспечено средствами обучения и воспитания:

- игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),

- спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),

- учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),

- компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор) для организации работы педагога,

- аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),

- печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.)

Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Книжный фонд, который имеется в дошкольном учреждении, располагается  в групповых помещениях. Пеги обеспечены необходимыми для обеспечения воспитательно-образовательного процесса пособиями, литературой,  играми, художественной литературой, мультимедийным оборудованием, которые подобраны в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.. В  групповом помещении  имеется книжный уголок, в котором представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации

Имеется кнопка вызова для маломобильных групп населения у центрального входа в школу. При необходимости ребенку-инвалиду и лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

Разработан паспорт доступности учреждения (Окунёвская СОШ) с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья; в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

Специальные условия питания

Питание организовано в соответствии с «Примерным 20-дневным меню  №20-ДС/3590-20/92 от 20 января 2021 г. для  детей в детских  дошкольных учреждениях, оказывающих услуги  по воспитанию, уходу и присмотру за детьми". Приготовление пищи осуществляется в пищеблоке, оборудованном согласно современным требованиям СанПин в полном объеме. Питание воспитанников осуществляется в групповых помещениях. Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрены.

Специальные условия охраны здоровья

В ДОУ созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физ.минутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок).

С целью снижения заболеваемости в детском саду успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная.  Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов  ДОУ. Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям не приспособлен для воспитанников, инвалидов и лиц с ОВЗ.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ОВЗ

Для повышения качества педагогического процесса в практике ДОУ используются электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др.

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем детском саду имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

· Дети инвалиды и дети с ОВЗ обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;

· Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:

- мультимедийные установки (проектор, ноутбук);

- музыкальный центр;

- сенсорное оборудование;

- развивающее оборудование .

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей- инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается:

- возможность индивидуального сопровождения воспитанников узкими специалистами ДОУ(логопед, педагог-психолог);

- работа с семьями воспитанников;