Скуматова Екатерина Анатольевна

сайт социального педагога

Профессия: Воспитатель

Профессиональные интересы: Педагогическое мастерство

Увлечения: Отдых с семьей

Регион: Воронежская область

Место работы: КОУ ВО "Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/skumatova-ekaterina-anatolevna
Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Дж. Голсуорси

Изучение проблем социализации молодёжи является одним из направлений социологии молодёжи – интересной отрасли, которая в наше время становится очень значимой для общества. Вот что говорит об объекте социологии молодёжи И.С. Кон: «Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами. Молодёжь как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культур и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Анализ проблем и особенностей социализации молодежи по моему мнению следует начать с уточнения понятия «молодежь». Молодежь – это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени». Но следует дать более определенное научное понятие «молодежь». Итак, молодежь - социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими свойствами и социальными ценностями, которые обуславливаются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе. Т.е. среди факторов социологического определения «молодежь» исследователями выделяются: возрастные границы и социально-психологические особенности; специфика социального статуса, ролевых функций, социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации.

Проблематика данной темы состоит в том, что появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации подрастающих поколений в современном переходном обществе привели к увеличению количества молодых людей, ведущих асоциальный, аморальный образ жизни. В силу различных причин и в разной степени к ним относятся: инвалиды, алкоголики, бродяги, «профессиональные нищие», лица, отбывшие заключение в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящий момент происходит люмпенизация и криминализация молодежи.

Актуальность данной темы, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня - от политиков до учителей и родителей.

Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, то есть становление личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально значимых характеристик и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека. Так же социализация личности связанна с трудовой, общественно-политической деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Например, одна из серьёзнейших проблем – проблема «отцов и детей». Практически в каждой семье ребёнок, подросток сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что подросток может отрицательно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может иметь весьма негативные последствия для него в будущем. Более того в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могли быть оправданны, то сейчас навязывать устаревшие ценности недопустимо: они не будут восприняты молодёжью и обществом адекватно. Представляется чрезвычайно важным то, как молодой человек социализируется в обществе, так как от этого будет зависеть не только его социальное положение и статус, но и ситуация в обществе и государстве.

Интерес к данной проблематике объясняется тем, что автор является одним из представителей настоящего поколения молодых людей, переживающих современные процессы изменений политических, экономических и социальных институтов и организаций в современном российском обществе, что оказало противоречивое влияние на положение и развитие молодежи, поэтому я хочу детально осветить данную проблему с тем, чтобы точно знать особенности, проблемы современной российской молодёжи и пути их решения в условиях нарастающих материальных, духовных, социально-политических, демографических, психологических проблем не только в масштабах России, но и в условиях конкретного региона и малого города.

Несомненно актуальность темы обоснованна ещё и тем, что 2009 год в России объявлен Годом молодёжи - это своевременно и необходимо, так как на правительственном уровне приходит понимание, что современное общество и молодёжь требуют новых подходов к изучению проблем и новых путей их разрешения в рамках государственной политики.

Данная тема изучена основательно, имеет серьезную теоретическую, фундаментальную базу, научный методологический подход, особенно в вопросах социализации личности.

Стремление изучить общественную жизнь можно найти в работах античных авторов Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения проблематику человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень. Еще активнее подобная тематика разрабатывалась в Новое время Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, Т.Гобсом.

Историю социологии как науки условно можно разделить на два периода: классический и современный. Классический период начинается с 30-х годов XIX века и заканчивается в начале 20-х годов XX века. Современный период датируется началом 20-х годов XX века и продолжается до наших дней.В рамках этих исторических периодов, каждый из которых имеет свои особенности, выделяются различные теоретические школы и направления.

Классический период в развитии социологии начинается с введения О.Контом термина «социология». В этот период сформировалось значительное число школ и направлений, различных по своему содержанию и характеру, пониманию предмета, структуры и методов социологического знания. Но все различные школы и направления были сходны в одном: они стремились уяснить особенности общественного устройства, глубже понять закономерности функционирования и развития общества.

Необходимо выделить следующих ученых-теоретиков, чьи социологические концепции относятся к классическим. Это О.Конт, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Г.Зиммель, К.Маркс. В России- П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Б.А.Кистяковский, П.И.Новгородцев, В.М.Хвостов. Существенное влияние на развитие социологической мысли в России оказал П.Б.Струве, а также П.А.Сорокин, один из крупнейших социологов первой половины XX века.

Основными направлениями современной социологии принято считать следующие теоретические концепции: структурный функционализм, который представлен в трудах Т.Парсонса, Р.Мертона. Символический интеракционизм изложен в работах Г.Блюмера, И.Гоффмана, Д.Мида. Представители неомарксизма- М.Хоркхаймер, Т.Адорно, Э.Фромм,Г.Маркузе.

Что касается социализации молодёжи в современной России, то эта тема изучена так же основательно и полно, имеется широкий круг научной, публицистической литературы, практических, социологических исследований по данной проблематике.

Социология молодёжи – это самостоятельная отрасль социологического знания, исследующая на основе теоретических и эмпирических представлений современной социологии молодёжь как социальную общность. В России это сравнительно молодая наука, выделившаяся из общего русла социологии в первой половине 60-х годов. С 70-х годов под влиянием развития социологии молодёжи за рубежом начинают предприниматься первые попытки рассматривать эту сферу, как область обществознания. В настоящее время социология молодёжи является одной из важнейших и стремительно развивающихся отраслей социологии. По своему предмету она имеет комплексный характер, охватывая широкий ряд социальных проблем, связанных с молодёжью, как с возрастной категорией.

Как и общая социология, социология молодёжи имеет три уровня научного рассмотрения своего предмета. Это обще-теоретический уровень исследования молодёжи в контексте макросоциологических процессов; специально-теоретический уровень изучения молодёжи, как особой возрастной и социально-демографической группы со своими социальными и психологическими особенностями, ценностями, ожиданиями ит.д.; уровень эмпирических социологических исследований, дающих конкретный статистический материал, на основе которого можно делать выводы и теоретические обобщения. В современной России существует одна из лучших в мире школ социологии молодёжи, ведутся продуктивные исследования. Изучение предмета социологии молодёжи потребовало привлечения широкого спектра исследовательских подходов.

Психоаналитическое направление базируется на идеях З.Фрейда, эго учеников и последователей. В нашей стране в этом ключе работали и отечественные учёные, такие как Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Альшанский, Д. Фельдштейн и д.р.

В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев известный биологизм Фрейда, исследователи изучали этот процесс с учётом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Накопленный опыт и знания послужили толчком к наметившемуся в 70-е годы комплексному исследованию социализации молодёжи, при этом четко были очерчены особенности различных социальных слоёв. Именно благодаря психоаналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодёжного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать её самореализации и преодалению социального отчуждения.

Структурно-функциональное направление сыграло важную роль в создании теорий межпоколенного взаимодействия, «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликта поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Значительный вклад в это направление социологии молодёжи внесли своими работами наши соотечественники, такие как В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и д.р. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а так же проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения.

Культурологическое направление изучает социальные процессы и явления, в том числе и молодёжные, в аспекте феноменологии человеческой культуры. Идеи и методологию данного подхода применяли в социологии молодёжи В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слутский и д.р. Они изучали молодёжные субкультуры в связи с ценностной и мировоззренческой дифференциацией в молодёжной среде, девеантное поведение, внешнюю атрибутику, досуг и неформальные молодёжные объединения.

В развитии отечественной социологии молодёжи в 60-80-е годы XX века следует выделить несколько школ: новосибирскую – В.Н. Шубкин, которого можно считать основателем академической школы по исследованию проблем жизненного старта молодёжи и престижу профессий. Он так же разработал методику лонгитюдных исследований молодёжи, что позволяло фиксировать изменения в профессиональной карьере индивида через определённые промежутки времени; свердловскую – Ф.Р. Филиппов, М.Н. Руткевич, Л.Я. Рубина. Они изучали молодёжную проблематику в связи с воспроизводством социальной структуры и учётом межпоколенной социальной мобильности. Затем возникло новое направление социологии молодёжи – социальные проблемы студенчества, представленное в исследованиях Л.Я. Рубинной в Свердловске и Е.А. Якубой - в Харькове. Ленинградская школа – В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова, А.В. Лисовский, И.С. Кон. Уже в течение ряда лет под руководством В.Т. Лисовского разрабатывается комплексная научная программа «Молодёжь России», направленная на формирование социальной политики в отношении молодёжи. Так же в рамках этой школы начинал свою деятельность И.С. Кон, занимавшийся психологией юношеского возраста, проблемами пола и молодёжной субкультуры. Его работы значительно расширили представления о юности, как особой фазе жизненного цикла, самосознания личности, самоидентификации, возрастных кризисах, молодёжной субкультуре. Эстонская школа представлена социологическими исследованиями Микка Титма, который способствовал профессиональному росту целого ряда российских молодых учёных. Сферу его интересов составляла региональная дифференциация процессов жизненного самоопределения молодёжи в рамках разных национально-териториальных общностей, различающихся по характеру культуры и уровню экономического развития.

О себе

Стаж моей педагогической работы 7 лет. Закончила Воронежский Государственный Университет. Работала воспитателем детского сада. Сейчас работаю социальным педагогом в КОУ ВО "Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика

Мой взгляд на мир

Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.

Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир.

Мои публикации:
Коррекционная педагогика
Социальная педагогика
Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы