Факторы, влияющие на успешную социализацию детей-сирот в общество.
статья (11 класс) по теме

Социализация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Факторы влияющие на социализацию27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Факторы, влияющие на успешную социализацию детей-сирот в общество.

                                                                       

    В современных условиях социально-экономических отношений в Российском обществе, в связи с угрожающим снижением нравственных барьеров, всеохватывающим прагматизмом бытия, ломкой ценностных ориентаций, а также углублением социально-экономических и политических преобразований во всех сферах общественной жизни нашей страны, в том числе и образовании, обострились социальные отношения между людьми, которые в свою очередь породили тенденции, оказывающие влияние на процесс социализации подрастающего поколения. Усиливающаяся с каждым днем технократизация общества, ставит все новые и новые задачи. И эти задачи, в первую очередь, касаются духовного развития подрастающего поколения, сохранения его физического и нравственного здоровья. На сегодняшний момент очевидна необходимость обновления теории и практики управления процессом социализации детей, обеспечение психолого-педагогической, медико-социальной поддержки процесса социализации детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

    В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка - дети временно или постоянно лишенные семейного окружения или дети, которые не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую помощь и защиту, предоставляемые государством.

По официальным данным Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ за период времени с 2009 г. по 2012 год в Российской Федерации было выявлено более 400 тысяч детей, лишенных родительского попечения (2009 г.- около 115 тыс. несовершеннолетних, в 2010 г. –  102 тыс. детей,  в 2011 году выявлено около 90 тыс. детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), в Воронежской области: в 2009 г. – около 11000 чел., в 2010 г. – около 9000 чел., в 2011 – около 7 000 чел; в КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в данный период времени проживали в 2009 г. – около 250 воспитанников, в 2010 г. – 221 воспитанник, 2011 г. – 189 чел., в 2012 г. – 172 чел.

Таким образом, следует отметить, что за три года существенно снизилось число детей, у которых лишены родительских прав оба родителя или единственный родитель.    Основной  причиной сокращения  числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях интернатного типа, является  развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

       Как отметил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка П. А. Астахов, «Несмотря на достигнутые положительные результаты рапортовать об успехах в этой важнейшей сфере государственной деятельности пока еще рано. Об этом свидетельствует остающаяся недопустимо высокой численность сирот в России».  По мнению Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка «Наша основная цель – устройство детей в семьи, при этом необходимо развивать институт приемной семьи, чтобы избавляться от детских сиротских учреждений».

   Из выступления Уполномоченного по правам ребенка при губернаторе Воронежской области И. Н. Поповой следует: «Политика государства направлена на то, чтобы дети жили и воспитывались в нормальных семьях».

   Сегодня, действительно, государство берет курс на деинституционализацию интернатных учреждений и стремится устраивать детей в семьи. Существует ряд оснований для такой политики:

- экономическое (дороговизна содержания сиротских учреждений),

- политическое (деинституционализация благоприятствует имиджу страны),

- социальное (государство стремится перестроить социальную политику в направлении оптимизации использования ресурсов семьи) и т.д.

Уполномоченный при президенте РФ  П. А. Астахов приводит следующие данные:

за период времени с 2009 г. по 2012 год по России в целом:

- на 35% сократилось число детей-сирот, выявляемых в течение года (со 127 тыс. до 82,2 тыс. детей);

 - более чем на 24% - количество образовательных учреждений для детей-сирот (с 1770 до 1344 учреждений);

 - более чем на 35% - численность детей, находящихся в этих учреждениях (со 123 тыс. до 79,9 тыс. детей);

 - на 25% - число детей, нуждающихся в устройстве на воспитание в семьи, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (со 177 тыс. до 132,8 тыс. детей);

 - почти на 64% - число детей, передаваемых на усыновление иностранным гражданам (с 9,4 тыс. до 3,4 тыс. детей).

Тем не менее, более 100 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей воспитываются в детских сиротских учреждениях по России в целом. Ежегодно более 15% воспитанников таких учреждений начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодежи является социально дезадаптированной: по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжом, каждый пятый - преступником, каждый десятый - совершает самоубийство. Именно это делает проблему социальной адаптации в общество воспитанников детских учреждений для детей-сирот  особенно актуальной.

Проблема эта стала настолько острой, что сегодня требуют разрешения вопросы разработки социально-педагогической системы социализации детей-сирот не только на государственном,  и  региональном уровнях, но и в самом учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Следовательно, остаются актуальными вопросы финансового, правового, психолого-педагогического, кадрового обеспечения системы социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

     «Интернаты должны проявлять больше заинтересованности в судьбе выпускников. И лучше, если это будет прописано на законодательном уровне», - говорит Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Воронежской области И. Н. Попова.                

    Главной целью государственной социальной политики в отношении детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обеспечение их социализации, социально — психологической реабилитации и успешной интеграции в общество.       

    Процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет свои особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей самих детей.

   Трудности социализации детей - сирот связаны с редукцией, обеднением основных источников социализации:

1) у детей – сирот либо отсутствуют возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо опыт носит негативный асоциальный характер;

2) жесткая регламентация и ограниченность социальных контактов, свойственные режиму проживания в учреждениях интернатного типа, делают невозможным усвоение ребенком всей гаммы социально - ролевых отношений, в условиях детского дома у ребенка формируется особая ролевая позиция - позиция сироты, не имеющая поддержки и одобрения в обществе;

3) ранний детский опыт ребенка - сироты несет на себе отпечаток материнской депривации и формирует один из серьезнейших феноменов сиротства - « утрату базового доверия к миру», который проявляется в агрессивности, подозрительности, неспособности к автономной жизни;

4) затруднен процесс саморегуляции, соотносимый с постепенной заменой внешнего контроля поведения на внутренний самоконтроль. Это связано со спецификой организации жизни ребенка в учреждениях для детей-сирот, где функция контроля полностью удерживается воспитателями;

5) несоответствие уровня притязаний («хочу») воспитанников интерната уровню собственных устремлений и возможностей («могу»);

6) зачастую завышены притязания в сфере образования («буду учиться в университете, академии и т.д.»), социального продвижения, материального благополучия («на зарплату в 8-9 тысяч рублей я жить не смогу и не буду»);

7) высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкрепленный столь же высокими профессиональными устремлениями (выпускники считают, что все то, что они имели в интернате - квартиры, питание, одежда, оздоровление, отдых, различные формы контроля и поддержки они не могут не иметь, выйдя в самостоятельную жизнь);

8) у многих выпускников желание больше зарабатывать не сочетается с психологической готовностью к более трудному и квалифицированному труду («хочу получать больше, а работать меньше»);

9) чрезмерный оптимизм выпускников  по поводу процесса осуществления жизненных планов («кто-то должен решить за меня все мои проблемы»).

      Таким образом, социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с еще большими  трудностями, чем у их  сверстников из благополучных семей. Ученые отмечают, что дети-сироты являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений.

    Для решения проблем социализации воспитанников интернатных учреждений необходимы изменения в социальной политике как государства, в целом, так и в содержании деятельности интернатных учреждений, в частности.

   

   Учитывая вышеизложенное, хотелось бы поделиться опытом работы по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Основной целью воспитательной работы мы всегда ставили подготовку наших детей к будущей самостоятельной жизни. Для реализации данной цели в школе-интернате  создана особая развивающая среда, которая способствует развитию личности каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных способностей и возможностей. Особое внимание  уделяется:

- реализации программы по  социализации и интеграции воспитанников ОГОУ «ВШИ № 1» в общество (программа состоит из 2-х направлений: ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ (сформированность навыков межличностного общения, коллективной деятельности, социально-бытовой ориентации, общих житейских умений и навыков, освоение бытового труда, труда в домашнем хозяйстве, привитие чувства самоуважения, волевой организации личности, подготовка к будущей профессиональной деятельности) и ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (процесс профессионального взаимодействия специалистов разного профиля с ребенком и его социальным окружением с целью создания оптимальных условий для его адаптации и социализации в обществе). Постинтернатное сопровождение строится на основе единства трех направлений деятельности: социально-педагогическая диагностика и  поддержка выпускников, психолого-педагогическое консультирование, социально-профилактическая работа);

- социализации воспитанников путем туризма и краеведения (9 воспитанников школы-интерната уже получили сертификаты о прохождении начального этапа обучения в Школе юных экскурсоводов при Воронежском областном краеведческом музее (директор Елена Анатольевна Вычерова). По словам заведующей экскурсионного отдела музея Екатерины Васильевны Пилюгиной, которая и вела занятия столь необычной школы, ребята с честью выдержали все предложенные им испытания, успешно провели экскурсию по экспозиции музея, и оставили приятное впечатление у экскурсионной группы их сверстников, пришедшей на зачётное занятие. Участие воспитанников школы-интерната для детей-сирот в работе школы юного экскурсовода позволило им не только повысить мотивацию к учёбе (традиционно достаточно низкую у таких детей), но и существенно обогатить свой капитал знаний на уровне дополнительного образования и внеурочной (и внешкольной) образовательной деятельности, формировать коммуникативные навыки что, в свою очередь, существенно расширило представления воспитанников интерната о формах и путях общения с людьми, не принадлежащими к числу сотрудников интерната, а представляющих культурную элиту местного сообщества);

-  воспитанию трудовых навыков, которые в дальнейшем позволят детям успешно реализовать себя в выбранной профессии, а также создавать и поддерживать порядок, чистоту и уют в своей квартире (программа «Дорогу осилит идущий», включающая в себя деятельность различных производственно-адаптационных участков, позволяющих воспитанникам приобрести развить в дальнейшем социально-бытовые и трудовые навыки. Принцип  реализации программы: формирование личности проводится в прямой зависимости от ее деятельности и прямом участии в общественных и трудовых отношениях);

-   семейному воспитанию - у детей формируются качества будущего семьянина - терпение, умение уступать, доброжелательность, аккуратность, чистоплотность и другие. Кроме того, данное направление деятельности способствует формированию коммуникативных навыков, умению устанавливать межличностные контакты, необходимые во всех жизненных сферах (с этой целью проводится системная работа педагогического коллектива школы-интерната, включающая в себя следующие виды деятельности: проведение  психологических консультаций  для детей разного возраста; помощь в общении со взрослыми и сверстниками; формирование мотивов и желания жить в кровной измененной семье; работа  по осознанию ценностей семьи; повышение  социальной  компетентности воспитанников, связанной с семейной жизнью; формирование психологической  готовности воспитанников к семейной жизни; проведение  реабилитационных  программ  с детьми по восстановлению социальных связей с семьей);

- воспитанию гражданской позиции законопослушных граждан, которые будут стремиться приносить пользу людям, своему городу, владеть необходимыми правовыми знаниями (Программа по совершенствованию социально – правовой
грамотности воспитанников школы-интерната № 1
. Целью данной  программы является разработка системы по оказанию реальной помощи воспитанникам и выпускникам школы-интерната в воспитании юридически грамотной, психологически подготовленной личности с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем, опираясь на законодательную базу РФ);

 - профориентационной деятельности, посредством которой педагоги учат детей учиться, овладевать знаниями, развивать собственный интеллект, необходимый для получения образования и желаемой профессии (в соответствии с поставленными целями разработан план взаимодействия социально-психологической службы по профессиональному самоопределению воспитанников КОУ ВО «Школа-интернат №1 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», включающий в себя организацию встреч, круглых столов, выездных мероприятий с представителями учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, взаимодействие с ресурсным центром «Кадры» по вопросу проведения цикла мероприятий, направленных на изучение индивидуальных особенностей и потребностей воспитанников и реализация их на рынке востребованных профессий Воронежской области, взаимодействие с компанией «Проект –ПРО» и благотворительным фондом «Краски детства», обеспечивающим первичное ознакомление с миром профессий, позволяющим попробовать себя в той или иной сфере деятельности. Кроме того, планируется заключение договора с общественной организацией «Объединенная держава»,  охватывающим вопрос обучения несовершеннолетних выпускников рабочим специальностям с последующим кураторством);

- созданию и функционированию Центра постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся выпускниками интернатных учреждений Воронежской области (за период функционирования Центра с 01.03.2012 года за различной консультационной помощью обратились 17 выпускников, из них 4-м выпускникам было необходимо временное проживание с одновременной помощью в  решении различного рода проблем: восстановление утраченных документов, сбор документов, необходимых для принятия на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья,  помощь в трудоустройстве. На сегодняшний момент в социальной гостинице проживают 3 выпускника, со всеми заключен договор о постинтернатном сопровождении, все ознакомлены с правилами проживания в социальной гостинице, техникой безопасности, на каждого выпускника составлен план индивидуального сопровождения).

Кроме того, в  стенах интерната дети получают навыки здорового образа жизни, чему способствует внедрение здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс, что в дальнейшем поможет им организовывать свой досуг и следить за состоянием своего здоровья.

      Таким образом, каждый ребенок, проживая в нашем учреждении, может в полной мере реализовать свой творческий и личностный потенциал и стать полноценной личностью, готовой к самостоятельной жизни.

Анализируя социализацию выпускников школы-интерната №1 за 20 лет, мы получили следующую картину:

      - за 20 лет выпустились 535 выпускников: из них окончили 11 классов – 285 чел., 9 классов -250 чел. Адаптированы к самостоятельной жизни 374 выпускника, что составляет 72,5% от общего количества выпускников. Конечно, уровень адаптации самый различный, но основными критериями являлись создание семьи, получение любого образования, трудоустройство и т.д. Конечно, не все выпускники трудоустроились по специальности. Основными причинами того являются: требования работодателей к стажу и опыту работы, трудности с подбором места работы на современном рынке труда, низкая заработная плата. Также следует отметить, что 33 выпускника (6,5 %) адаптированы успешно (имеют 2 высших образования и реализовались как специалисты, имеют свой бизнес и т.д.). О 64 выпускниках нет сведений. 121 (26%) выпускник оказались  не адаптированы к самостоятельной жизни: находились (находятся) в местах лишения свободы – 34 чел. (6,6%), лишены родительских прав в отношении своих детей – 15 чел. (3%), ведут асоциальный образ жизни – 48 чел. (9,5%), умерли – 21 чел. (5 %). 

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что деятельность администрации и педагогического коллектива КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей носит системный и целенаправленный характер, что подтверждается показателями адаптации выпускников в сравнении с общероссийскими (каждый третий воспитанник становится бомжом, каждый пятый - преступником, каждый десятый - совершает самоубийство).

Следует также отметить, что на сегодняшний день необходима единая система по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник ее получения - чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат отделов опеки, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается. Если выпускник попал в трудную жизненную ситуацию и за помощью не обратился, он легко может пополнить маргинальные слои общества.

Но нельзя не признать, что единственно естественной средой для социализации и полноценного воспитания ребенка, человека, личности является семья. Если нет возможности сохранить для ребенка кровную семью, необходима система замещающих семей, в которых дети, оставшиеся без попечения родителей, смогут впитать в себя все её культурные ценности, семейные традиции, чтобы, став взрослыми, создать собственные семьи по образу и подобию своей замещающей семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения.

Контрольная работа по педагогике раскрывает основные факторы успешного обучения....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях.

Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уров...