Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детских сиротских учреждениях.
статья

Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, свобода от лишений и благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки. Социальное неблагополучие - явление на сегодняшний довольно распространенное. Оно проявляется в нестабильности и распаде семейных отношений, родственных связей, в снижении жизненного уровня и ухудшении условий содержания детей, изменении ценностных ориентиров и ослаблении воспитательных функций семьи. Все это приводит к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершению ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянству, наркомании, жесткости и насилию в семье. Конечно, далеко не всегда детское неблагополучие связанно именно с материальной необеспеченностью семьи или места, где ребенок воспитывается и социализируется. Не идентичны случаи, когда наличие достаточно устойчивого социально-экономического статуса не гарантирует отсутствие проблем с воспитанием. И в семье, и в семейном институте ребенок может испытывать лишения, невнимание со стороны взрослых, нести бремя напряженного межличностного взаимодействия с членами семьи или лицами из ближнего окружения и.т.д. Но при всем этом вне семьи ребенок изначально лишен условий, формирующих саму возможность нормальной социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные факторы и показатели, детерминирующие процесс

социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в

детских сиротских учреждениях

Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного российского общества. Сюда входит и материальное благополучие, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, свобода от лишений и благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки. Социальное неблагополучие - явление на сегодняшний довольно распространенное. Оно проявляется в нестабильности и распаде семейных отношений, родственных связей, в снижении жизненного уровня и ухудшении условий содержания детей, изменении ценностных ориентиров и ослаблении воспитательных функций семьи. Все это приводит к безнадзорности и бродяжничеству детей, совершению ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянству, наркомании, жесткости и насилию в семье. Конечно, далеко не всегда детское неблагополучие связанно именно с материальной необеспеченностью семьи или места, где ребенок воспитывается и социализируется. Не идентичны случаи, когда наличие достаточно устойчивого социально-экономического статуса не гарантирует отсутствие проблем с воспитанием. И в семье, и в семейном институте ребенок может испытывать лишения, невнимание со стороны взрослых, нести бремя напряженного межличностного взаимодействия с членами семьи или лицами из ближнего окружения и.т.д. Но при всем этом вне семьи ребенок изначально лишен условий, формирующих саму возможность нормальной социализации.

Неблагополучие детей, как живущих в семье, так и утративших связь с ней, сопряжено с нарушением процесса социализации. Семья или семейный институт не всегда справляются с осуществлением своих функций в отношении детей, удовлетворением основных потребностей ребенка; в связи с этим члены семьи (близкое окружение ребенка) как агенты первичной социализации утрачивают свою значимость. В результате искажается передача социального опыта от родителей (воспитателей) к детям, что оказывает негативное влияние на процесс интеграции детей в общество. Все эти факторы способствуют формированию особой группы детей, лишенных родительской опеки, социальное положение и условия социализации которых отличаются от положения детей, воспитывающихся в семье в нормальных условиях.

Процесс получения воспитанниками детского дома навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе, - процесс сложный, во многом зависящий от наличия у детей опыта проживания в обществе до помещения в детский дом, от условий проживания в семье и детском учреждении, усвоения общественных ценностей и норм. Кроме того, воспитанники сиротских учреждений постоянно находятся в большом коллективе детей и не получают достаточного индивидуального внимания, что также накладывает отпечаток на формирование личности ребенка в целом. В первую очередь личностные проблемы ребенка, воспитывающегося в условиях детского учреждения, обусловлены недостатком в раннем детстве материнской любви – депривацией. Депривация ведет к различного рода нарушениям в развитии интеллекта и личности. Ребенок, находящийся на полном государственном обеспечении, попадает в детский дом либо сразу после рождения, либо, с грузом травмирующего негативного опыта проживания в семье и покидает детское учреждение в подростковом возрасте, прожив достаточно длительное время в закрытом (открытом) сиротском учреждении. Специфика социализации в условиях детского сиротского учреждения является причиной многих проблем в последующей самостоятельной жизни ребенка, его адаптации и самореализации в обществе. Например, самоутверждение воспитанников опирается на внешние атрибуты личностного статуса подростка, такие как постоянное окружение, группой единомышленников, и зачастую это приобретает характер тенденции утверждения за счет других, более статусных лиц, которыми в условиях детского дома выступают взрослые. Все это влечет за собой агрессию против сотрудников, становящуюся нормой поведения, нарушение воспитанником моральных, этических установок, связанных с режимными моментами учреждения. Кроме того, многие исследователи указывают на нетипичный путь развития детей, воспитывающихся в детском государственном учреждении.

Таким образом, формируется внутреннее обособление и противопоставление себя окружающим и социуму, что способствует формированию закрытой или открытой личности и в дальнейшем не позволяет эффективно строить взаимоотношения с другими людьми. Условия социализации детей-сирот, воспитывающихся в детском доме, представляют собой систему предпосылок, направленных на формирование у воспитанников личности особого типа – личности с некорректно сформированной «Я - концепцией», с комплексом психологических и мировоззренческих проблем, ориентированной на обеспечение исключительно собственных потребностей, что, как следствие, не способствует развитию у детей адаптивных навыков. Как правило, современный ритм жизни в большой социальной группе предъявляет человеку достаточно высокие запросы: быть стрессоустойчивым, активным, быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда. Если кто-то не обладает требуемыми качествами, его конкурентоспособность на рынке труда существенно снижается, что также влечет за собой снижение самооценки человека и его статусных позиций.

Воспитанники детских домов обучаются, в основном, в близлежащих общеобразовательных школах, что позволяет контролировать воспитанников.

Социализация осуществляется под воздействием многих факторов, которые можно условно разделить на три группы.

Факторы социализации

Группа фактора социализации

Макрофакторы

 Законодательная база

 Финансирование детских домов

 Политика в области заработной платы

 Формирование общественного мнения

 СМИ

Мезофакторы

  • Субкультура
  • Тип поселения
  • Региональные условия

Микрофакторы

  • Семья
  • Наследственность
  • Личностные особенности
  • Педагогические коллективы школ и детских домов
  • Референтная группа
  • Группа сверстников

Для ребенка, который воспитывается в детском доме, микрофакторы социализации имеют иную значимость, чем для ребенка, воспитывающегося в традиционных условиях семьи. Наиболее значимыми объектами социализации для ребенка в детском доме становится коллектив, сверстники, воспитатели и т.д. При этом происходит социальное самоопределение воспитанников – выбор ими своего места в обществе и последующее включение их в систему общественных отношений на основе сформировавшихся у них интересов и потребностей. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. У детей-сирот эти представления, в силу известных причин и обстоятельств, часто бывают неверными и искаженными. Отсутствие у такого ребенка успешных взаимоотношений с близким окружением закономерно приводит к деформации представлений о его социальной значимости в обществе. Трудность социализации – это целый комплекс тяжело преодолимых деформаций, с которыми ребенок сталкивается при овладении той или иной социальной ролью. Причинами возникновения таких проблем является чаще всего несоответствие требований предъявляемых к ребенку, а также характеру его отношений с социумом и готовности ребенка поддерживать таковые. Трудности овладения социальной ролью возникают чаще всего тогда, когда отсутствует информация о сущности этой роли, когда имеющаяся информация не соответствует действительности либо у ребенка нет возможностей испытать себя в данной роли. В условиях детского дома количество ущербов, с которыми сталкивается ребенок в процессе социализации, удваивается. Происходит это потому, что сама организация жизни детей в детском доме устроена так, что у ребенка формируется преимущественно только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в своем окружении. Эта роль удерживает ребенка в иждивенческом статусе и блокирует проявление его потенциальных возможностей. Иными словами, воспитанник детского дома, выходя за порог учреждения, умеет «быть сиротой», т.е. надеется на покровительство, не обременяя себя поисками собственных внутренних ресурсов. В научном сообществе это явление получило название «выученной беспомощности». Дети, попадающие в детский дом, испытывают нежелательное влияние разнообразных жизненных ситуаций. Есть такие, которые никогда не видели своих родителей и, следовательно, имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей. Дети, которые какое-то время воспитывались в семье, но потеряли родителей, хранят о них добрую память, что не может не отражаться на поведении воспитанников детского дома: пример членов семьи, в которой дети делают свои первые шаги, определяет многое. В сиротских учреждениях воспитываются и дети, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, как правило, неблагополучная. Они понимают всю сложность семейного неблагополучия, обстановка в такой семье никак не подходит для полноценного воспитания ребенка. Тем не менее, дети не перестают стремиться к своим родителям, ищут оправдания их асоциальному поведению. У таких детей формируется ошибочное впечатление об окружающих людях, замкнутость, озлобленность, социальное отчуждение.

Пребывание детей в детских сиротских учреждениях - процесс достаточно сложный и трудный для маленького человека. У ребенка, воспитывающегося в детском доме, практически нет личного пространства, дающего ему возможность уединиться, побыть одному. С некоторой долей условности личным пространством можно счесть фрагмент стены над кроватью, который ребенок волен украсить по собственному разумению, и тумбочку с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем.

Жизнь в детском доме вынуждает детей постоянно находиться «на публике». В большинстве случаев, даже сама планировка помещений детского дома не предусматривает наличия здесь какой-то собственной территории с четко - 62 - обозначенным «персональным» пространством, доступ в которое может иметь только ребенок. Жестко регламентирован в таком заведении и режим проживания, пунктуально определяющий, когда его обитателям следует вставать, принимать пищу, играть, учиться, спать и т.д. и не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка. Иными словами, проживание ребенка в детском сиротском учреждении не исключает для ребенка возможность самостоятельно регулировать порядок контактов с внешним миром, соотнося их соответствии с собственными потребностями. Это может препятствовать формированию и развитию избирательных способностей, делающих человека уникальной личностью, индивидуальностью. Размывается понимание ребенком динамики собственных состояний. Постоянное пребывание в системе вынужденных контактов искажает границы личного пространства ребенка, что делает принципиально невозможным уход ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса. Организация жизни в детском доме предполагает необходимость исполнять четко очерченные социальные роли, среди которых превалирует роль воспитанника. Находясь в рамках этой роли, ребенок утрачивает способность к проявлению собственной индивидуальности, что не позволяет ему в дальнейшем строить именно собственную жизнь, на основе своих собственных личностных ресурсов. Наряду с внутренними, существуют и внешние трудности для успешной социализации. К наибольшим деформациям связей с социумом приводит утрата «базового доверия к миру» в связи, с чем прерывается развитие таких характеристик личности, как самостоятельность, инициативность, социальная компетентность, умение трудиться и т.п. Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений могут быть самыми различными, но прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет к ним их окружение. Определенные специфические черты в поведении и развитии детей, воспитывающихся в детских домах, сохраняются у них не только на протяжении всего пребывания в учреждении, но и в последующей взрослой жизни. На успешность социализации и интеграции воспитанников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень овладения социальнобытовыми навыками и особенности их психического развития, сформировавшиеся у них за время пребывания в детском доме.

Органы исполнительной власти Российской Федерации на федеральном, субъектном и муниципальном уровнях, а также педагогические коллективы государственных учреждений пытаются создать необходимые условия для успешной социализации выпускников детских домов и интернатов в общество. Они разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выпускаются дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме.

Сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений ...