Сулаева Оксана Николаевна

сайт учителя географии

Профессия: учитель географии

Профессиональные интересы: география

Увлечения: рукоделие, рисование, пение

Регион: Тульская область

Место работы: МБОУ МО Плавский район "ЦО №1"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sulaeva-oksana-nikolaevna

О себе

Сулаева Оксана Николаевна. Образование: высшее, ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2008 год.  Стаж педагогической деятельности - 20 лет. Воспитываю дочь и сына.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классическая литература.

Моё портфолио

 

 «Страшная опасность - безделье за партой,

 безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы.

 Это развращает, морально

калечит человека …»

В.А. Сухомлинский

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается.  Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Поэтому обучать по-прежнему, по формуле «послушай-повтори – выполни- получи отметку»,  сегодня невозможно. Исходя из этого,  важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне  учебных действий.

Целью моей педагогической деятельности на современном этапе является повышение качества географического образования через формирование УУД  средствами инновационных технологий  на  уроках и во внеурочной деятельности.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач, которые вытекают из основных компонентов учебной деятельности:

1.     Создать условия для формирования мотивации обучения у учащихся различными средствами и методическими приемами; 

2.     Использовать исследовательскую и проектную деятельность для выбора учащимися целевых и смысловых установок в своих действиях по усвоению нового материала, первичному закреплению и применению знаний в новой ситуации;

3.     Применять ИКТ для развитие коммуникативной компетенции школьников.

В ФГОС  выделяют личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.

Для формирования познавательных УУД в системе урочной формы организации образовательного процесса использую следующие методические приемы:

1.     Работа с картой.

Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить  между собой на группы:

- Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.

- Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.

- Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

                  2. Кроссенс

        - Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года С. Федин и В. Бусленко. Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Задача ученика найти ассоциативную связь между         соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. кроссенс  на уроке можно применять как на этапе мотивации, так и на этапе первичного усвоения материала, итоговом повторении изученного.

         3. «Работа с учебной литературой».

   Учу хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат.

                4. «Наблюдение»

        - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников.

               5. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия географических объектов.

              6. «Решение исследовательских задач».

         На уроках географии применяю открытые задачи, которые не имеют однозначных решений их выполнения. Открытая задача может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и  дополнить самому. Открытые задания          предполагают лишь возможные направления ответа, задавая его структуру или отдельные элементы. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ.

Коммуникативные УУД формируются через проблемный метод обучения.

Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы. Для решения проблемы необходимо взаимодействие в группе и умении выражать свои мысли и ожидания.

Вот некоторые приемы, которые используются на моих уроках для формирования коммуникативных УУД.

Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку.

Прием "Ассоциация".

ПОПС - формула - прием, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Особое внимание работе с информацией, которая включает и формирование навыков целенаправленного поиска информации, развитие критического мышления, умения понимать скрытый  смысл  того или иного сообщения - адекватное понимание медиатекстов, формирование навыков восприятия и переработки информации, а так же умения  противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ.

Овладение регулятивными учебными действия в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Личностные универсальные учебные действия формируются через проектную и исследовательскую деятельность   школьников.

         Цель проектной деятельности, осуществляемой на уроках и во внеурочное время: развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков.

Я считаю, что проектный  метод выступает как обязательный при реализации краеведческого, экологического принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.

Формирование УУД сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности. 

              Главным принципом моей работы является позиция, что роль учителя быть не над учеником, а с учеником. А чтобы учащимся уроки не показались сухими и скучными, использую разнообразные виды уроков: урок-путешествие, экскурсии, деловые игры, уроки расследования, уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки-проекты, уроки обобщения и систематизации и др.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы