Методическое портфолио
материал по географии на тему

Сулаева Оксана Николаевна

Конкурсное задание

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий через внедрение новых образовательных технологий в рамках реализации ФГОС на уроках географии.

 «Страшная опасность - безделье за партой,

 безделье шесть часов ежедневно,

безделье месяцы и годы.

 Это развращает, морально

калечит человека …»

В.А. Сухомлинский

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается.  Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня  всё более востребованными. Поэтому обучать по-прежнему, по формуле «послушай-повтори – выполни- получи отметку»,  сегодня невозможно. Исходя из этого,  важную роль в образовании играет формирование учебной деятельности на уровне  учебных действий.

Сегодня деятельностная направленность обучения школьной географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение такими умениями, которые необходимы для дальнейшего становления человека как субъекта собственной жизнедеятельности.

Целью моей педагогической деятельности на современном этапе является повышение качества географического образования через формирование УУД  средствами инновационных технологий  на  уроках и во внеурочной деятельности.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач, которые вытекают из основных компонентов учебной деятельности:

  1. Создать условия для формирования мотивации обучения у учащихся различными средствами и методическими приемами;  
  2. Использовать исследовательскую и проектную деятельность для выбора учащимися целевых и смысловых установок в своих действиях по усвоению нового материала, первичному закреплению и применению знаний в новой ситуации;
  3. Применять ИКТ для развитие коммуникативной компетенции школьников.

В своей работе использую идеи проблемного обучения, исследовательской и проектной деятельности, ИКТ-технологии, системно-деятельностный подход.

Новизна представляемого  педагогического опыта заключается

- в расстановке акцентов при организации учебной деятельности  на уровне универсальных учебных действий, при этом  основными педагогическими принципами  являются научность, вариативность, интегрированность,   диалогичность.

- в активном использовании инновационных методических  средств и методов, технологий и подходов.

Качество усвоения знаний определяется многообразием видов универсальных учебных действий.

В ФГОС  выделяют личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.

Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:

  1. сформировать первичный опыт выполнения этого действия;
  2. основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) его выполнения;
  3. сформировать умение выполнять данное действие посредством включения его в практику учения на предметном содержании;

Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) посредством географического знания на уроках и во внеурочной деятельности.

Отличительные особенности урока в режиме формирования метапредметных умений начинается  с проектировочной деятельности при планировании урока. Проект урока строится с учетом гарантированного результата обучения для каждого учащегося и результат обучения описывается на языке действий. Для повышения эффективности обучения необходимо планировать и использовать не менее трех организационных форм: фронтальной, парной, индивидуальной. Например, при изучении темы  «Реки России», каждый ученик:

  • представляет, знает:
  • реки, речные системы России;
  • Режим рек, речные бассейны;  
  • выполняет, умеет:
  • устанавливать связь между климатом и режимом рек, рельефом и скоростью течения рек;
  • говорит:
  • перечисляет составные части рек и речных долин;
  • называет и показывает реки бассейнов океанов на карте;
  • объясняет значение  рек в жизни человека, выявляет проблемы использования рек и предлагает пути решения.

Для формирования познавательных УУД в системе урочной формы организации образовательного процесса использую следующие методические приемы:

  1. Работа с картой.

Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить  между собой на группы:

 1.Картометрические, к ним относятся приемы определения направлений, измерения расстояний с помощью градусной сетки и масштаба и т.п.

2.Приемы чтения карт. Это описание гор, равнин, рек, характеристики природы территории.

 3.Чтение условных знаков тематических карт – климатических, природных зон, характеристика рельефа территории, климата и т.п.

2. Кроссенс - Головоломку для интеллектуалов, названную кроссенсом, придумали летом 2002 года С. Федин и В. Бусленко. Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Задача ученика найти ассоциативную связь между соседними (то есть имеющими общую сторону) картинками. кроссенс  на уроке можно применять как на этапе мотивации, так и на этапе первичного усвоения материала, итоговом повторении изученного.

3. «Работа с учебной литературой». Учу хорошо ориентироваться в учебной литературе: пользоваться оглавлением, указателем терминов, шрифтовыми выделениями, вопросами, рисунками, изучать и излагать основное содержание, находить ответы на вопросы и писать реферат.

В ходе обучения географии используются разнообразные приемы работы с текстом учебника, некоторые вы видите на слайде.

 4. «Наблюдение» - целенаправленная познавательная деятельность учащихся, основанная на чувственном восприятии изучаемого объекта или процесса. Наблюдение обусловливает направленность мыслительной деятельности школьников.

5. Учебный прием «Сравнение» чаще используется при установлении сходства и различия географических объектов.

6. «Решение исследовательских задач». На уроках географии применяю открытые задачи, которые не имеют однозначных решений их выполнения. Открытая задача может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытые задания предполагают лишь возможные направления ответа, задавая его структуру или отдельные элементы. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ.

  1. Животный мир тайги богат и разнообразен. (Из учебника географии). Нет смысла приводить более точную библиографическую ссылку: эта фраза кочует из учебника в учебник многие годы. Не правда ли, «исчерпывающая» информация? Попробуйте рассказать о животном мире тайги в стихах.

Это животное тайги хорошо охарактеризовал Борис Заходер:

Ты не знаешь, что такое рысь?

Рысь – преувеличенная кошка,

Чуть пушистей,

покрупней немножко –

Вот и всё. Но ей не скажешь «брысь»!

Коммуникативные УУД формируются через проблемный метод обучения.

Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы. Для решения проблемы необходимо взаимодействие в группе и умении выражать свои мысли и ожидания.

Вот некоторые приемы, которые используются на моих уроках для формирования коммуникативных УУД.

Прием «Мозговой штурм» - это хороший способ включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку.

Прием "Ассоциация".

В самом начале урока учащимся предлагается записать все ассоциации, которые возникают у них на слово "Вулкан".

1 этап: Учащиеся записывают все возникшие у них ассоциации на листе бумаги или в тетради.

2 этап: Объединяют эти ассоциации в паре.

3 этап: Объединят ассоциации в группе.

4 этап: Работая в группе, составляют рассказ "Что мы знаем о вулканах", используя все ассоциации группы.

5 этап: Работая в группе, выполняют задание: Представьте, что вы вулканологи. Для изучения вулканов какой материк вы выберите и почему?

ПОПС - формула - прием, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая.

П - позиция (в чем заключается точка зрения) - я считаю, что…

О - обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…

П - пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…

С - следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…

Например, при изучении темы "Влияние хозяйственной деятельности на внутренние воды России" обучающимся предлагается самостоятельно рассмотреть материал по теме. Наиболее удобной здесь является групповая форма работы. По рассмотренной выше схеме группы предлагают аргументы в виде формулы ПОПС, позволяющей сформулировать и представить свое мнение в четкой сжатой форме, обосновывая и доказывая свою точку зрения.

Например: Я (Мы) считаю (-ем), что Хозяйственная деятельность человека негативно сказывается на реках и озерах России; потому, что происходит выброс загрязняющих веществ в водоемы; Братский ЦБК сбрасывает в Байкал отходы от производства и происходит гибель уникальной флоры и фауны; поэтому требуется жесткий контроль на предприятиях и строительство  очистных сооружений.

Данный прием способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.

Особое внимание работе с информацией, которая включает и формирование навыков целенаправленного поиска информации, развитие критического мышления, умения понимать скрытый  смысл  того или иного сообщения - адекватное понимание медиатекстов, формирование навыков восприятия и переработки информации, а так же умения  противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ.

Овладение регулятивными учебными действия в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Личностные универсальные учебные действия формируются через проектную и исследовательскую деятельность   школьников.

         Цель проектной деятельности, осуществляемой на уроках и во внеурочное время: развитие у учащихся навыков исследовательской работы, приобретение ими опыта работы с источниками, расширение кругозора школьников, формирование их научно-исследовательских предпочтений и выбор сферы научных интересов; расширение опытно-экспериментальных навыков.

           Я совсем недавно учитель географии, до этого работала учителем начальных классов. Метод проектов в своей педагогической деятельности начала использовать с учащимися начальной школы  на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, технологии.  Это проекты «Алфавит», «Обозначение мягкости согласного на письме», «Гласная буква Ю» в 1 классе; «Путешествие в СКОРОГОВОРИЮ», «Сказка – народная и авторская» - 2 класс; «Красная книга Плавского района Тульской области» в 3-4 классах. Очень запомнился учащимся и родителям праздник 8 марта, на котором дети подарили мамам тюльпаны. Это был результат проекта « Вырастим тюльпаны сами к празднику любимой маме». Ярким была презентация общешкольного проекта «Огород чудес». Поэтому я могу сделать вывод о том, что в процессе выполнения проектной работы идет развитие всех видов УУД, а именно поисковые, организационные и менеджерские умения и личностное самоопределение.

Я считаю, что проектный  метод выступает как обязательный при реализации краеведческого, экологического принципа обучения географии и актуален при изучении региональной географии.  Исследовательская и проектная работа основывается на краеведческом материале, работы имеют следующие направления:

Изучение экологических проблем своей местности

Формирование УУД сегодня немыслимо без  использования новых информационных технологий. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы».

На слайде показаны основные виды ЦОР используемые на уроках, которые позволяют сформировать

  • активность,
  • самостоятельность,
  •  креативность,
  • адаптацию к условиям среды,
  • информационную культуры личности.

Компьютер становится ученику и учителю верным помощником, ведь из окна даже самых лучших учебников мы видим лишь верхушку айсберга называемого Землей. Компьютер позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решать проблему наглядности.

         Так как я «молодой специалист» в данной области, поэтому  результата моей педагогической деятельности пока нет, но уже к окончанию 1 четверти могу отметить, что ребята научились более грамотно работать с информацией: научились собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, формулировать аргументированные выводы, находить решения проблем.

          В заключение хочется сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися  и другими учителями предметниками.

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
  2. Мультимедийные возможности современного урока: дидактические качества и интерактивное взаимодействие. /Якушина Е.В. К.п.н, старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования ИСМО РАО  /


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

 «В том, что касается будущего, я повторяю одно: за что бы вы ни взялись, главное — будьте преданны своему делу до конца. Не обязательно достигать какого-то звездного успеха, но быть честным перед самим собой в выбранной профессии — обязательно.»

 Де Ниро Р.

         На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать ту, которая наиболее соответствует его природным способностям и наклонностям, т.е. найти свое призвание. Я, наверно,  счастливый человек, ведь  моя жизнь полна детских улыбок, радостных лиц! Моя профессия - учитель!      

           Учитель –это одна из самых ответственных и сложных профессий, и она непростая, но легко ли решиться посвятить ей всю свою жизнь. У человека должны быть определённые способности, задатки, из которых развиваются профессиональные умения и качества. Учитель – эта та профессия, которой преданны люди, имеющие педагогическое призвание, безграничную любовь к детям. Я очень люблю свою профессию, конечно, подчас очень сложную, но всё-таки такую интересную и увлекательную!

 Я учитель...

 Я мечтаю стать хорошим учителем, и поэтому вопрос о сути этой профессии задаю себе часто.  Какой он - настоящий учитель?  Думаю, что у каждого будет свой ответ на этот вопрос. Но я знаю одно: настоящий учитель тот, кто просто ЛЮБИТ детей! Любит детей разных: умных, странных, ,,трудных”, независимых, озорных, непоседливых, талантливых, непредсказуемых,…..ВСЕХ! Вы  скажите, что любить всех невозможно! Но в нашей профессии Любовь есть Вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них на что-то  способен. Способен по-своему и в своём!

Лев Толстой однажды выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

 В нашем современном мире, где постоянно происходят какие–то изменения в области образования, так называемая модернизация, личность педагога очень важна. Так как именно учитель является ключевой фигурой современной школы при реализации ФГОС. И от его готовности воплощать идеи заложенные в ФГОС, как в личностном, так и в профессиональном плане зависит очень многое. 
        Так какой же он современный учитель? Это  профессионал своего дела, а также позитивный, требовательный, креативный, серьёзный, терпеливый, коммуникабельный, информативный, постоянно идущий вперёд; учитель-друг, учитель-подросток, учитель-мама, учитель-мудрец.
Когда надо, он артист, художник, потребуется – писатель, певец. Отличительными чертами современного педагога, педагога – мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Современный учитель помогает ребёнку творить, раскрывать свои способности, а я уверена, что все дети талантливы, им только надо помочь поверить в себя, в свои силы. 

Одно из важных качеств учителя – способность и желание «расти». Чтобы иметь право учить, нужно постоянно совершенствоваться. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

   Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Я смогу быть интересной и полезной своим ученикам, если буду знать больше них. Конечно, мне не удастся быть всегда рядом с ними, поэтому я должна научить их самостоятельно добывать знания. Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. Здесь уместны строчки А. Дистерверга: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить.»

Любой человек в профессиональной деятельности сможет достигать все более высоких уровней мастерства только изменяясь, только осваивая все новые способы деятельности и решая все более сложные задачи. Работая лишь в режиме репродукции, воспроизведения уже освоенных когда-то способов деятельности, высококлассным профессионалом стать невозможно. Дети очень тонко чувствуют, какой учитель перед ними. Любит он их или просто «либеральничает», знает он предмет или нет, понимает он их потребности или нет.  Чтобы грамотно преподавать, заинтересовать ученика, учителю нужно понять потребности современного школьника. А для этого необходим учитель, влюбленный в свой предмет, уважающий личность учащегося, способный воспринять его точку зрения, учитель-психолог, учитель, владеющий современными ИКТ, учитель – соратник.

  Профессия учителя – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Новые поколения из-за отсутствия конкретных знаний не смогут поддерживать культурный, экономический и социальный прогресс. Без сомнения, общество не получит учителей, подготовленных морально и профессионально.

             Быть современным учителем трудно – но возможно. Главное, как и во все времена,  учитель должен любить свою профессию, любить то, что преподает и тех, кому преподает. А еще нужно просто любить свою работу. « Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой учителя и воспитателя – уменьем владеть сердцами своих учеников.

                 Какое прекрасное слово «учитель»!

Ваятель любви, человеческих душ,

Наставник семьи и державы строитель…

Учитель всегда и везде на виду.

             Совсем недавно я – учитель географии. За плечами 5 лет работы учителем начальных классов. Каждый день я открываю школьную дверь, захожу на урок и вижу обращенные ко мне взоры учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие. Они многого ждут от меня, и я стараюсь не обмануть их ожиданий.

          Моей целью является не только знакомство детей с географией нашей планеты, я воспитываю в них сознание того, что они принадлежат к единой семье – Человечеству. Узнав природу и историю своей Родины, дети замечают, что каждая одинокая березка, нежное пение соловья, незамеченная тропинка, маленький звонкий ручей создают в их сердцах образ своего уголка земли, своей малой Родины. Это то, казалось бы, малое, но вечное, родное, любимое, горит ярким огоньком в душах  учеников.

        На своих уроках я стараюсь организовать живой процесс обучения, где память играет только вспомогательную роль. Это и учебное исследование, решение проблем выдвижения и проверки гипотез, рефлексивное, критическое, творческое мышление, моделирование, аргументация. Поисковый подход предполагает обучение на основе продуктивной деятельности учащихся, создает возможность самостоятельно развивать учащимся свой новый опыт. Они ведут избирательный поиск необходимой им информации, не переписывают чужую работу по заданной теме, выдавая ее за свой проект, а действительно работают над той темой, которая их интересует.

              Главным принципом моей работы является позиция, что роль учителя быть не над учеником, а с учеником. А чтобы учащимся уроки не показались сухими и скучными, использую разнообразные виды уроков: урок-путешествие, экскурсии, деловые игры, уроки расследования, уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки-проекты, уроки обобщения и систематизации. 

            Не забуду и о здоровьезберегающей педагогике. Вдумайтесь, еще два века назад, в 1805 году, великий Песталоцци предупреждал о том, что при книжных формах обучения происходит ухудшение развитие детей, «убийство их здоровья». А что тогда сказать о современном образовании, если к «книжным формам» добавить стрессы, вредные привычки, малую подвижность, скудное питание, такие «наркотики», как телевизор и компьютер. Я должна пропагандировать здоровый образ жизни, учить детей корректному отношению к своему здоровью, прививать иммунитет против болезней, стрессов, зла, помня при этом знаменитую клятву Гиппократа: «Не навреди!» 

Итак, как же все-таки стать Человеком, Учителем, Педагогом, Другом?

На этот вопрос я буду отвечать всю свою жизнь! Но в одном я уверена уже сейчас – я выбрала правильный путь.  Мой труд приносит мне радость! Я  счастлива от того, что я работаю с детьми!

                            Я – скульптор, но в руках у меня не глина.

Я - музыкант, но перед глазами совсем не ноты.

Я – хирург, но работаю без скальпеля.

Кто я?

Я леплю человека. Я касаюсь струн его сердца.

Я срезаю опухоль с души. Я – учитель!

 

Наталья Чернова

(Из книги «Доверяю тебе мою боль и радость)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое портфолио

информационная карта портфолиоПолное название портфолио: Тематическое портфолио на тему: “Организация исследовательской работы учащихся ”.Цели: обобщение методических материалов по организ...

Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, ...

Музыкально-методическое портфолио "Духовная музыка"

Данный материал будет полезен для учителей, занимающихся вопросами духовного воспитания. Здесь представлен музыкально-теоретический (статьи), музыкально-практический материал (ноты), методический мате...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (мастер-класс)

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподава...

Методическое портфолио

Портфолио к аттестации на первую квалификационную категорию....

Методическое портфолио

  Цели  портфолио:1.Повышение квалификации педагогического труда.2.Осознание необходимости изменения собственного  педагогического мышления, компете...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...