Методическое портфолио
методическая разработка

информационная карта портфолио

Полное название портфолио: Тематическое портфолио на тему: “Организация исследовательской работы учащихся ”.

Цели: обобщение методических материалов по организации исследовательской деятельности учащихся.

Задачи:

- изучить теоретическую базу по теме;

- разработать программу спецкурса для учащихся средних и старших классов;

- разработать конспекты занятий дополнительного образования;

- разработать дидактические материалы: рабочую тетрадь, памятки, папки исследователя.

Актуальность.

В современном обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал.Знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Поэтому важно приобщать к научно - исследовательской деятельности уже в школе. Это действенный способ расширить кругозор, углубить знания по предмету, прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории. Кроме того, работа над исследовательской темой зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи.

Данное портфолио разработано для учителей, организующих исследовательскую деятельность учащихся. В портфолио представлены нормативно-правовая база по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Курумканская СОШ № 2»

Программа спецкурса

«Искусство речи. Риторика. Основы актерского мастерства»

Пояснительная записка

Программа «Искусство речи. Основы актерского мастерства»  направлена на развитие сценической речи, актерского мастерства и овладение элементами сценического движения. Участие в различных творческих конкурсах требует от учащегося навыка публичного выступления. Навык публичного выступления является одной из основных коммуникативных компетенций, которая необходима в жизни человека. Поэтому возникла необходимость специального обучения технике владения своим голосом и элементам сценического движения.  

Целью программы является развитие эмоционально-творческой личности ребенка.

Задачи:

1) формировать систему знаний, умений и навыков по курсу сценического искусства;

2) совершенствовать данные умения в ходе теоретических и практических занятий;

3) развивать креативное мышление;

4) создать основу для понимания творческого процесса и специфики сценического искусства.

Содержание программы представляет систему речевых упражнений, специальных тренингов для улучшения пластики голоса, лица и тела, по развитию воображения и фантазии.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные блоки:

1. Развитие речи.

2. Вхождение в образ и развитие сценических навыков и умений.

3. Творческие отчёты. Участие в конкурсах, концертах, инсценировках.

Программа рассчитана на 1 год для учащихся 7 – 16 лет с учетом психолого-возрастных особенностей.

Формы организации обучения: индивидуальные, групповые, фронтальные (концертная деятельность, участие в национальных праздниках, участие в конкурсах, фестивалях).

К работе с учащимися обязательно привлечение таких специалистов, как хореограф, педагог по вокалу.

Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала обучающийся

узнает о:

1) формах и приемах владения голосом;

2) формах и приемах постановки дыхания;

3) формах и приемах владения телом;

овладеет:

1) навыками выразительного чтения;

2) основами сценического движения;

3) элементарными приёмами сценического мастерства;

4) навыками слушания как активного действия.

Содержание программы

Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты.

Блок 1. Развитие речи. Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.

Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.

Блок 2. Вхождение в образ. Развитие сценических навыков и умений. Рассказ о роли: главная роль, эпизодическая роль. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли. Мизансцена. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа. Слушание, как действие актёра. Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?

Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Выражение взаимоотношения персонажей. Упражнения на пять вопросов. Импровизации.

Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Развитие способности выполнять инструкцию. Дополнительные упражнения, импровизации, игры.

Блок 3. Творческие отчёты. Участие в постановке инсценировок. Отбор материала. Тематическая корректировка сценариев. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Свет, костюмы, декорации.

Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.

Заключительное занятие. Отчетный концерт.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего

Знакомство с теорией

Практика

Формы контроля

Вводное занятие

1

1

Рефераты «Театры Бурятии», «Народные театры нашего края»

Блок 1.Развитие речи

9

3

6

Техника выразительного чтения.

Публичная самопрезентация.

Блок 2. Вхождение в образ. Развитие сценических навыков и умений

18

5

13

Инсценировки

Импровизации

Тренинги по релаксации Инсценировки

Импровизации

Блок 3. Творческие отчёты.

4

4

Участие в конкурсах

Инсценировки

Заключительное занятие

2

1

1

Отчётный концерт

Всего

34

10

24

Список литературы

Список литературы для учащихся

  1. Детский фольклор бурят. – Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 2008. – 108 с.
  2. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
  3. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
  4. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 1987
  5. Нанзатова Э. П. Серебряный луч: учебное пособие. – Улан-Удэ: БГУ, 2006. – 210 с.
  6. Чимитов Г. Г. Три драгоценности. – Улан-Удэ: изд-во «Бэлиг», 2003. – 136 с.

Список литературы для учителя

  1. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981
  2. Бабуева В. Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004. – 228 с.
  3. Герасимова К. М., Галданова Г. Р., Очирова Г. Н. Традиционная култруа бурят: Учеб. Пособие. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. – 144 с.
  4. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005
  5. Дашиева Л. Д. Традиционная музыкальная культура бурят: учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ОАО «Республиканская типография», 2005. – 188 с.
  6. Истоки мудрости (фольклор Гарги)/ сост. С. Н. Будаева. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2007. – 76 с.
  7. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 1984
  8. Нанзатова Э. П. Мунгэн туяа: учебное пособие. – Улан-Удэ: БГУ, 2006. – 210 с.
  9. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1989
  10. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007
  11. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1980
  12. Этническая педагогика бурят и глобализация: монография/ М. С.Васильева; ГОУ БГУ. – Издательство БГУ, 2009. – 245 с.

Список использованной литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1998.
  2. Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей: методическое пособие для ДО. – М., 2001.
  3. Программы Багдаринского центра эвенкийской культуры (из опыта работы педагогов дополнительного образования детей) / Сост. Е. Д. Миронова. – Улан-Удэ: Бэлиг, 2008 г. – 164 с.
  4. Этническая педагогика бурят и глобализация: монография/ М. С.Васильева; ГОУ БГУ. – Издательство БГУ, 2009. – 245 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, ...

Музыкально-методическое портфолио "Духовная музыка"

Данный материал будет полезен для учителей, занимающихся вопросами духовного воспитания. Здесь представлен музыкально-теоретический (статьи), музыкально-практический материал (ноты), методический мате...

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (мастер-класс)

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподава...

Методическое портфолио

Портфолио к аттестации на первую квалификационную категорию....

Методическое портфолио

  Цели  портфолио:1.Повышение квалификации педагогического труда.2.Осознание необходимости изменения собственного  педагогического мышления, компете...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...