НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ (мастер-класс)
консультация на тему

Турмаганбетова Акалтын Турешовна

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподавателем множество. Мы постараемся вместе найти на них ответ в ходе нашего мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchno_-_metodicheskoe_portfolio_pedagoga.docx48.73 КБ

Предварительный просмотр:

А.Т. Турмаганбетова                                                                                                             Научно – методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления

НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

(мастер-класс)

Никто не может показать миру, каков я есть, ярче,

чем это смог сделать я сам.

Никто не может утаить себя от собратьев,

поскольку каждый поступок человека,

каждый акт творчества говорит о его авторе.

        Эрнест Хемингуэй

Портфолио преподавателя сегодня – требование времени. Каким оно должно быть? Каким содержанием его наполнить? Где создать? Как оформить? Каким образом эффективно использовать? Вопросов перед преподавателем множество. Мы постараемся вместе найти на них ответ в ходе нашего мастер-класса.

Цель:  

  • систематизация опыта педагога в форме портфолио как условии его профессионального становления
  • мотивация деятельности педагогов к совершенствованию  своего профессионального мастерства
  • Осмысление и осознание необходимости составления портфолио как перспективной формы представления своих профессиональных достижений

Задачи:  

- познакомиться с понятием  портфолио, требованиями к нему, ролью портфолио в профессиональной деятельности педагога;

- определить наиболее эффективное содержание и структуру портфолио;

Понятие «портфолио»  пришло к нам из Западной Европы XY-XYI веков.

В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам готовые работы и наброски своих строительных проектов в особой папке, которую называли «портфолио».

Документы, представленные в этих папках, позволяли заказчику составить впечатление о профессиональных качествах претендента.

Сегодня преподаватель получил неограниченные возможности для творческого решения стоящих перед ним задач. Он получил право на эксперимент, который способствует творческому поиску. Но нет методики, подходящей для всех. Каждый преподаватель сейчас должен стать творцом, найти свою методику, отвечающую его личным качествам.

В настоящее время очевидна необходимость разработки и внедрения в широкую практику образования такого способа представления профессиональных достижений педагога, который бы:

а) давал объективную информацию о реальном качестве работы педагога;

б) был бы способен фиксировать годовую динамику изменения качества профессиональной деятельности;

в) был бы понятен не только участникам образовательного процесса, но и широкой общественности.

Мировой и отечественный опыт оценивания качества труда педагога свидетельствует о том, что в значительной степени всем этим условиям удовлетворяет такой метод предъявления результативности профессиональной деятельности, как портфолио.

Что же такое портфолио?

Porter (франц.) – излагать, формулировать, нести

Folio (франц.) – лист, страница

Словарь иностранных слов:

ПОРТФОЛИО  – досье или  собрание достижений.

Новейший  словарь  иностранных слов и выражений:

Портфолио  может представлять собой: визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д. ….

Идея использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу нового века данная идея распространилась во всем мире, в том числе и в европейских странах, Казахстан – не исключение.

Философия портфолио заключается в том, что предполагается смещение акцента с оценки на самооценку, с того, чего педагог не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет достаточно хорошо.

Основной смысл порфолио – «показать все, на что ты способен».

Актуальность создания портфолио

На основе создания портфолио педагогу представляется возможность совершенствовать умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически мыслить и обладать способностью к самооценке,  проектированию собственной профессиональной траектории, прогнозированию результатов собственной деятельности.

Цель  создания портфолио

  • Мотивация деятельности педагогов к совершенствованию  своего профессионального мастерства
  •    Проверка уровня профессионально-педагогических умений и навыков, педагогической интуиции
  •  Осмысление и осознание необходимости составления портфолио как перспективной формы представления своих профессиональных достижений
  •  Обобщение знаний педагогов по основным вопросам обучения, воспитания и методической работы в учреждениях образования

На сегодняшний день преподаватели имеют в своем архиве множество

Работа в этом направлении недостаточно систематизирована. Участники учебно-воспитательного процесса не видят работу педагога, его достижений. Трудно оценить его работу из‐за недостающей информации, поэтому в учебном заведении нужно создать такие условия, при которых педагог сам рекламировал свои успехи и результаты. Одним из путей является работа над созданием своего творческого портфолио.

Создать профессиональное портфолио – одно из важнейших действий, которое необходимо совершить соискателю работы в любой сфере деятельности для достижения успеха.

Наряду с резюме, рекомендательными письмами и сертификатами, портфолио участвует в процессе формирования имиджа работника в глазах работодателя.

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать.

Портфолио должен отражать субъектную позицию педагога как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные компетенции. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

В портфолио может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога.

Портфолио – открытый перечень, из которого педагог может выбирать те или иные пункты для определения состава своего личного портфолио.

Виды портфолио

Портфолио развития – оценка прогресса в работе педагога и накопленного им опыта в течение определенного времени.

  • Отчетное портфолио –  достижение педагогом определенного результата   при завершении работы над каким-либо проектом. 
  • Демонстрационное портфолио – коллекция лучших работ педагога. 

Требования  к  портфолио

  • Высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки
  • Актуальность
  • Общественная и практическая значимость
  • Возможность разработки учителем избранной темы
  • Учёт своего опыта и  особенностей работы
  • Анализ и оценка качества знаний
  • Эффективность и устойчивость результатов
  • Оригинальность, творчество, новаторство
  • Обобщение опыта работы, выводы

Формирование портфолио - творческая работа, позволяющая педагогу руководить процессом оценки своего труда.

За время, затраченное на подготовку портфолио, преподаватель приобретает опыт профессионального  роста.

Важно, чтобы преподаватель:

  • проанализировал свою работу,  собственные успехи
  • объективно оценил свои возможности
  • увидел способы преодоления трудностей и достижение более высоких результатов.

Портфолио преподавателя – это яркое отражение его индивидуального стиля работы, его уникальности и таланта.

Очень важным для педагога является доказательная составляющая портфолио, поэтому важная цель портфолио – представить отчет  о работе преподавателя по теме самообразования, о характере его деятельности, проследить творческий и профессиональный рост преподавателя, способствовать формированию навыков рефлексии.

Внедрение в практику работы  портфолио позволит:

преподавателю:

  •   реально представить результаты своего труда;
  •   увидеть свои резервы;
  •   иметь стимул к самосовершенствованию;
  •  способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
  •   обеспечивает повышение уровня мотивации к саморазвитию, к совершенствованию профессиональной подготовки;
  •  основание для заявки на участие в конкурсе лучших педагогов.

администрации: 

  •   осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
  • поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию;
  •   основание для внеочередной аттестации педагогического работника;
  • основание для поощрений, представления к наградам по итогам учебного года.

Портфолио -  это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений преподавателя за определённый период.

Основной смысл портфолио – «показать всё, на что ты способен».

Важная  цель портфолио – представить отчёт по  процессу образования преподавателя, увидеть «картину» значимых образовательных результатов.

Формирование портфолио преподавателя

Приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 7 августа 2013 года №323.

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2013 года № 8678

Приложение 2 к приказу и.о. Министра   образования и науки Республики Казахстан  от 7 августа 2013 года № 323

Правила проведения и условия аттестации педагогических
работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования, реализующих образовательные учебные программы дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего образования.

31. Для установления соответствия деятельности педагогического работника заявленной квалификационной категории на рассмотрение экспертных групп представляются следующие документы:

1) копии документов, необходимых для обязательного представления всеми аттестуемыми педагогическими работниками:

  •  заявление на аттестацию;
  •  документ, удостоверяющий личность;
  •  диплом об образовании;
  •  трудовая книжка;
  •  удостоверение о ранее присвоенной квалификационной категории;

 документы о прохождении курсов повышения квалификации;

2) сведения о профессиональных достижениях (при их наличии): 

  •  материалы обобщения педагогического опыта: эссе, творческий отчет, самоанализ профессиональной деятельности;
  •  документы, свидетельствующие о научно-методической деятельности педагога: участие в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, семинарах, круглых столах, педагогических чтениях различного уровня;
  •  копии публикаций научно-методических материалов в периодической печати, средствах массовой информации;
  •  итоги независимой оценки профессиональной компетентности педагогического работника: отзывы, результаты анкетирования обучающихся и воспитанников, родителей, коллег и администрации;
  •  отзывы со стороны руководителей баз практик, работодателей, информация о поступлениях в вуз или трудоустройстве;
  •  результаты педагогической деятельности: документы, подтверждающие участие педагогического работника, обучающихся и воспитанников в учебных, творческих, спортивных, предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, соревнованиях, играх;
  •  наградные материалы педагогического работника;
  •  динамика результативности профессиональной деятельности работника за последние три года (при досрочной аттестации - 1-2 года).

33. На рассмотрение аттестационных комиссий всех уровней представляются следующие документы:

1) заявление на аттестацию;

2) копия документа, удостоверяющего личность;

3) копия диплома об образовании;

4) копия документа о повышении квалификации;

5) копия трудовой книжки;

6) копия удостоверения о ранее присвоенной квалификационной категории (кроме педагогических работников, перешедших из организации высшего образования и не имеющих квалификационных категорий);

7) заключение экспертной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. – М.: Педагогическое общество России, 2007.

2.     Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицына А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб.: Изд. “Каро”, 2007.

3.     Голуб Г.Б. Портфолио в системе педагогической диагностики.//Школьные технологии. – 2005 №1 с.181-196

4.     Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства//Народное образование. – №4, 2001 с.145-156

5.     Ильина И.В. Портфолио как новая форма оценки личностных достижений школьников.//Завуч для администрации школ.-2006. №8 с.136-142

6.     Загвоздкин В.К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого – педагогические аспекты (на основе материалов зарубежной прессы).// Педагогическая психология. – №1, 2006

7.     Загвоздкин В.К. Портфолио в учебном процессе.// Вопросы образования. – 2004. №2 с.251-260

8.     Захарченко Е.Ю. Структура портфолио учителя.//Практ.админ. работы. – 2006 №8 с.29-31

9.     Калмыкова И.Р. Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности.// Педагогические технологии. – №5, 2002

10. Копылова С.А. Портфолио как средство мониторинга профессионального развития педагога.// Практика административной работы. – 2006 №8 с.31-33

11. Лобода Ю.Ю. Метод портфолио как метод оценивания результатов обучения.// Педагогическая диагностика. 2005 №4 с.71-80

12. Макарова Т.Н., Макаров В.А. Презентация портфолио как альтернативная форма аттестации учителя.// Заместитель директора школы по воспитательной работе. – №3, 2005 с.56-62

13. Михайловский О.С. Портфолио учителя. Обобщение и систематизация педагогических достижений.//Образование в современной школе. 2006 №9 с.19-23

14. Михеева В.Н. Портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы.// Педагогическая диагностика.-2005 №5 с.56-58

15. Молчанова З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника. – М.: Глобус, 2006

16. Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Народное образование. – №1, 2007

17. Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М. Портфолио в российской школе.// Народное образование. – №1, 2005

18. Новикова Т.Г., Зарубежный опыт использования портфолио.// Народное образование- 2005 №9 с.151-154

19. Новикова Т.Г. Пятнадцать ловушек на пути раскрытия способностей. О типичных ошибках при использовании технологии портфолио.// Первое сентября – 2005 №72 с.3

20. Новикова Т.Г. Использование портфолио в практике российской школы.// Педагогическая техника –2006 №3 с.109-128


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный компонент в организации муниципальной методической службы как необходимое условие повышения профессиональной компетенции педагогов

Данный материал предназначен для работников управления образования, а также для педагогов, желающих повысить свою профессиональную компетенцию....

Доклад на ШМО учителей гуманитарного цикла. Научно-методическое портфолио педагога как условие его профессионального становления.

Портфолио учителя – индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, ...

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Окружное методическое объединение педагогов дополнительного образования детей художественной направленности Мастер-класс открытка pop-up «Космос. Поехали…»

Окружное методическое объединение педагогов дополнительного образования детей художественной направленности Мастер-класс открытка pop-up«Космос. Поехали…»...

IX Всероссийская научно-методическая конференция «Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения»

Выступление на IX Всероссийской научно-методической конференции«Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения»...

Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...