Главные вкладки

    К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»
    статья на тему

    В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцией современного учителя русского языка по праву считается предметная компетенция, включающая не только глубокое знание предмета, но и умение создать такую образовательную среду, в которой становится возможным формирование ключевых компетенций обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon interaktiv-plyus_standart_pedagoga.doc37.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вишневецкая Г.В.,

    учитель русского языка и литературы

    МОБУ СОШ №8 им.А.Г.Ломакина, Таганрог

    К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ

    «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

    Аннотация В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцией современного учителя русского языка по праву считается предметная компетенция, включающая не только глубокое знание предмета, но и умение создать такую образовательную среду, в которой становится возможным формирование ключевых компетенций обучающихся.

    Ключевые слова: «Профессиональный стандарт педагога», компетенции учителя русского языка, ФГОС.

    Изменения, происходящие в социально-экономической, политической и культурной жизни людей, изменяют цели и задачи образовательных учреждений. Введение ФГОС требует корректировки направлений обучения, воспитания, развития учащихся в соответствии с возникшими преобразованиями учебно-воспитательной системы.

    В соответствии с изменениями, произошедшими в обществе, должен измениться и учитель. Всё более очевидным становится развитие профессиональной компетентности педагога. Это является необходимым условием изменения современного образовательного процесса.

    Какими же профессиональными педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы в своей деятельности добиться достижения образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции в образовательном стандарте?

    Компетентным, вслед за А.К.Марковой, считаем такой труд учителя, «в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность ученика, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников» [1, 8]. Компетентность учителя определяется также «соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств- с другой» [там же].

    Компетенции - это компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлён. Таким образом, компетенция- это заданное требование к уровню педагогического мастерства, а компетентность - это мера соответствия этому заданному требованию.

    Сегодня выделяются следующие профессионально- педагогические компетенции:

    - предметная компетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);

    - общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности),

    -профессионально-коммуникативная компетенция (практическое владение приёмами эффективного общения),

    -инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения),

    -исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности),

    -рефлексивная (умение обобщить свою работу),

    -информационно-коммуникативная компетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса).

    Основным критерием педагогического мастерства современного учителя, на наш взгляд, является предметная компетенция.

    «Профессиональный стандарт педагога» четко определяет требования к предметной компетенции учителя русского языка, включающие в том числе и следующие требования:

    • Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: «слов-паразитов», канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.
    • Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым и орфоэпическим источникам Интернета.
    • Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.
    • Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

    Учитель русского языка обязан повышать мотивацию к обучению и формировать лингвистическую культуру обучающихся, должен поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов.

    Таким образом, профессиональная компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным формирование ключевых компетенций учащихся. Учитель, успешный сегодня, - это учитель, двигающийся вперёд и быстро адаптирующийся к изменениям в обществе. Вероятно, прав был Ч.Дарвин, говоривший о том, что «выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на изменения».

    Литература:

    1. Маркова А.А. Психология труда учителя: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 192с.
    2. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс] Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4% D0%BE%D0%BA% D1%83% D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8 B/3071

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет на тему "Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы"

    Обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагогов в образовательном пространстве школы. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных ком...

    Совершенствование профессиональной компетентности педагога как условие повышения качества образования

    Профессиональная компетентность - один из показателей качественной работы педагога. Повышение своего профессионального уровня - наипервейшая обязанность каждого педагога.В работе представлен опы...

    Повышение профессиональной компетентности педагога - необходимое условие развития современной школы

    Статья посвящена вопросу повышения профессиональной компетентности  педагога в рамках работы Городской Ассоциации учителей химии....

    Методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности педагогов в условиях внедрения ФГОС

    Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической службы, нового содержания процесса повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. В статье сдела...

    ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Базовой идеей в разработке  проблемы повышения компетентности педагогов  является идея гуманизации образования, которая чрезвычайно органична для дошкольного воспитания и образования. Необхо...