К вопросу о профессиональной компетентности педагога системы дополнительного образования детей
статья

Ерофеева Наталья Юрьевна

В статье акцентируется идея, что профессиональная компетентность современного педагога — это качественная характеристика личности, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Автор с междисциплинарных позиций анализирует педагогическую компетентность как системное явление, сущность которого состоит в единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога. Сегодня уже невозможно отрицать, что постоянное развитие профессиональной компетентности педагога является требованием не только профессионального стандарта, но и развитием сферы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyak_voprosu_o_prof_kompetent_pedagogado1.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

УДК

Н. Ю. Ерофеева

К вопросу о профессиональной компетентности педагога

системы дополнительного образования детей

Аннотация. В статье акцентируется идея, что профессиональная компетентность современного педагога — это качественная характеристика личности, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. Автор с междисциплинарных позиций анализирует педагогическую компетентность как системное явление, сущность которого состоит в единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога. Сегодня уже невозможно отрицать, что постоянное развитие профессиональной компетентности педагога является требованием не только профессионального стандарта, но и развитием сферы образования.

Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, компетенция, педагог дополнительного образования, деятельность, профессиональный стандарт, педагогическое мастерство.

Развитие профессиональной компетентности педагога, создание для этого условий – это проблема, которую необходимо решать, чтобы обеспечить эффективное функционирование образовательных учреждений, в том числе и учреждений дополнительного образования детей. Президент России В.В. Путин высказал важную мысль: «Если мы хотим избежать социальных и природных потрясений, то ΧΧΙ век должен стать Веком Человека, а, следовательно, и веком образования». Обеспечить путь к успеху – так звучит запрос к системе образования России.

Анализ научной литературы показывает, что ученые, изучающие проблему развития компетентности педагога, в своих исследованиях используют термины: «профессиональная компетентность» или «педагогическая компетентность». Отметим, что в настоящее время в науке продолжается дискуссия по нахождению единого подхода к толкованию этих понятий. Так, по мнению В.И. Байденко «профессиональная компетентность педагога» выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности педагога составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность [Байденко, 2004, с.3].

© Ерофеева Н. Ю., 2021

Традиционно, под профессиональной компетентностью педагога понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.По нашему мнению, профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет свою педагогическую деятельность, эффективно выстраивает педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Мы согласны с И.А. Зимней, которая считает, что «педагогическая компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности» [Зимняя, 2003, с.60].

С учетом анализа существующих осмыслений основных понятий Профессионального стандарта педагога С.А. Дружилов рассматривает понятие «профессиональная компетентность» применительно к специалистам педагогического профиля. В частности, он представляет данную дефиницию как качественную характеристику личности специалиста, которая включает систему научно-теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики и психологии. По его мнению, профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.) [Дружилов, 2005, с. 26].

М.В. Громова связывает понятие профессиональной компетентности с педагогическим мастерством. Она определила это понятие как самостоятельное и ответственное выполнение профессиональных обязанностей. Умение решать педагогические задачи рассматривается автором как компонент профессионализма, связывающий его с понятием профессиональной компетентности [Громова, 2016, с.143].

Мы делаем вывод, что педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

В научной и практической литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога (С.А. Дружилов, И.А. Зимняя, А.К. Марковаи др.).

Какова же структура профессиональной компетентности педагога?

Наиболее понятным, на наш взгляд, представляется подход М.М. Кашапова, который профессиональную компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть будущий учитель [Кашапов, 2006, с. 688].

С.А. Дружилов, работая в этом же направлении, выделяет основные компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный [Дружилов, 2005, с.26].

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что для преподавателя нового поколения важно быть компетентным во многих областях, таких как педагогика, психология, компьютерная грамотность и многое другое, и мы поддерживаем структуру профессиональной компетентности современного педагога:

1. Профессиональная, общекультурная и гуманитарная компетентности, включающие знание основ мировой культуры, гуманистических личностных качеств, ответственности за результаты собственной деятельности, мотивации к самосовершенствованию.

2. Нестандартное мышление, владение инновационными технологиями и тактикой, гибкой адаптации к изменениям содержания и условий профессиональной деятельности.

3. Коммуникативная компетентность, включающая развитую речь, владение современными средствами связи и основами компьютерной грамотности и т.д.

4. Социально-экономическая компетентность, предусматривающая владение основами современной экономики, знание законов бизнеса, азов экологии и права [В.И. Байденко, 2004, с.3].

В.Д. Шадриков, работая в этом сегменте знаний, назвал доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога его личность и выделил главные составляющие: мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности), интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал) [Шадриков, 2006, с.15].

Согласимся с И.А. Зимней, которая работаем в этом направлении многие годы и определила три основные группы компетентностей:

  • компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности.
  • компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми.
  • компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах [Зимняя, 2003, с. 60].

В.Н. Введенский, вслед за И.А. Зимней, выделяет три основных уровня профессиональной компетентности педагога: общий – ключевые и операциональные компетентности; частный – компетентности конкретной специальности; конкретный – компетентности отдельного педагога [Введенский]. Кроме того, он определил три подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности: профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеет свои особенности. Так, например, профессиограмма, как набор требований к специалисту, удобна в применении, но целесообразна при описании только операциональных компетентностей. Система ключевых компетентностей, как многопараметрическая характеристика специалиста, не может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров.

Продолжая анализировать работы современных ученых по осмыслению «профессиональной компетентности» педагога, мы выделяемосновные составляющие - коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую компетентности, причём последняя является базовой для остальных и прокомментируем каждую из них.

Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию эффективной.

Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию.

Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

С целью оценки предложенных компетентностей, автор выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога: узкий – предполагает сформированность необходимой операциональной компетентности; достаточный – сформированность операциональных и ключевых компетентностей (кроме базовой); широкий – сформированность операциональных, ключевых и базовой компетентностей [Введенский].

Вызывает интерес иерархическая модель педагогической компетентности М.М. Кашапова, в которой каждый следующий блок опирается на предыдущий, создавая «платформу для вырастания» следующих компонентов. Составляющие модель блоки представляют собой шесть видов педагогической компетентности: знаниевую, деятельностную, коммуникативную, эмоциональную, личностную, творческую. Подчеркивается особая значимость принципа последовательности, имеющего прямое отношение к формированию компетентности педагога в процессе его обучения. Вырванный из контекста отдельный блок не обеспечит необходимой профессиональной компетентности педагога [Кашапов, 2006, с. 688].

Таким образом, мы определили, что профессиональная компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению профессиональных функций характеризует не только деятельность, но и самого педагога как ее субъекта в его самостоятельном, ответственном, инициативном взаимодействии с миром. Благодаря этому свойству компетентность интегрирует профессиональные и личностные качества педагога, направляет их на овладение знаниями и целенаправленное применение в прогнозировании, планировании и реализации деятельности, активизирует педагога в развитии собственных способностей, в стремлении к самореализации в социально полезной деятельности, обеспечивает его профессиональное становление и развитие.

Все названные составляющие профессионально-педагогической компетентности тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» педагога, определяя его личностно-деятельностную характеристику, поскольку компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии.

Обобщая все вышесказанное, мы приходим к выводу, что к личности педагога дополнительного образования и его профессионализму предъявлены высокие требования, так как именно он должен быстро и гибко реагировать на изменения, постоянно совершенствуя свои профессиональные и личностные компетенции.

От специалиста в сфере дополнительного образования детейсегодня требуются не только знания в области психологии личности и возрастной психологии, но и высокая профессионально-педагогическая подготовка, общая культура и авторитет, педагогический такт и творческий характер педагогической деятельности, мастерство и постоянное самосовершенствование.

Библиографический список

  1. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) [Текст] // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3–14.
  2. Белкина, В.Н., Ревякина, И.И. Педагогическая рефлексия как профессиональная компетенция [Текст] // В.Н. Белкина, И.И. Ревякина // Ярославский педагогический вестник – Том 3 (Психолого-педагогические науки). – 2010. – № 3. – С. 203-206.
  3. Введенский, В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога [Текст] // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 51-55.
  4. Громова, М.В. Профессиональная компетентность педагогов дополнительного образования [Текст] // Ярославский педагогический вестник. - 2016. № 1. – С. 143-147.
  5. Дружилов, С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход [Текст]// Сибирь. Философия. Образование. – Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. – 2005. – №8. – С. 26-44.
  6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст]// Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.60-69.
  7. Иванов, Д.А. Компетентность и компетентностный подход в современном образовании [Текст] – М: Чистые пруды, 2007. – 32 с.
  8. Кашапов, М.М. Психология творческого мышления профессионала [Текст]: монография [Текст]// М.М. Кашапов. – М.: ПЭР СЭ, 2006. – 688 с.
  9. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» // утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «5» мая 2018г. № 298н: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/ (дата обращения: 08.04.2021).
  10. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход [Текст] / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – №8. – С. 27.

1. Ерофеева Наталья Юрьевна

2. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Глория»

3. Методист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования

«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди,не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»П.Г. Щедровицкий...

"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию  методической работы"

В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами....

Презентация "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых"

В данной презентации представлены основные понятия, цели, задачи, составные части "Профессионального стандарта детей и взрослых"...

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых...