Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования
статья

Валиева Ольга Николаевна

Важные рекомендации в работе педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные компетенции педагога дополнительного образования. Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования.

Ключевые компетенции и дополнительное образование

Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является компетентностно-ориентированное обучение, обозначенное в концепции модернизации Российского образования.

Дополнительное образование предоставляет человеку не столько путь расширения общего образования (его углубления, совершенствования) в рамках действующей образовательной системы, сколько право на участие в поиске смысла свой жизни.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, дополнительного образования и др.

В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьникВ этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, а самостоятельный источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка. Причем, источник может быть даже более значимый, чем школьное образование.

Определим различие между понятиями «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Таким образом, компетенция – это набор, так нами до боли знакомых ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это- то каким образом, компетенция проявляется в деятельности.

Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств.

Наиболее полный набор ключевых компетенций разработал А.В. Хуторской:

Ценностно-смысловые компетенции . Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Учебно-познавательные компетенции . Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции . Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции . Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Общекультурные компетенции . Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, рассматривая ключевые компетенции, можно отметить, что в совокупности их значений лежит представление о гуманистическом типе личности, которая должна стать проводником ценностей и убеждений, освоенных ею в современной образовательной среде.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения учащихся в образовательном процессе. Следует учитывать, что для каждого возраста характерна своя система ценностей, которая проявляется в позициях, социальных ролях, значимых проблемах.

Можно утверждать, что для каждого возраста характерно свое предметное содержание деятельности, круг познавательных задач и соответствующие им способы решения соответственно будут разными.

Современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога ДО

Педагог - ключевая фигура в образовании. Более глубокое понимание педагогами дополнительного образования смысла своей деятельности, повышение уровня их профессиональной компетенции будут способствовать объективно усложняющимся современным требованиям к организации и качеству образовательного процесса в МУДДТ. Чтобы формировать успешную личность ребенка, обладающую социальными компетенциями, педагог ДО должен уметь анализировать свою профессиональную деятельность. Анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта, является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому, способность ПДО к самоанализу педагогической деятельности важна для выявления его профессиональных достижений, положительного опыта, а также вскрытию недостатков и путей их преодоления. К наиболее обсуждаемым вопросам относится проблема оценки профессиональной деятельности, выявление результата работы педагога. Что является результатом работы и как его оценить? - каждый понимает по-своему. Для одних результат - успех воспитанников, для других - показатель - включенность педагога в процесс какой-либо инновационной деятельности или просто участие в каком - либо мероприятии и т.д. Каждое образовательное учреждение для эффективной деятельности и сохранения престижа заинтересовано в высококлассных специалистах. Хороший специалист, обладающий педагогическим мастерством, умеющий увлечь своим делом детей и заинтересовать родителей, сможет организовать в учреждении результативно работающее объединение, «продвигать» свое учреждение в социуме. Поэтому педагог, позиционирующий себя как высококлассный специалист, будет всегда востребован на рынке дополнительных образовательных услуг. Однако некоторые педагоги многие годы успешно работают, внедряя современные педагогические технологии, используют инновационные методики, которые усердно прячут от всех, мотивируя высокие результаты своих воспитанников особым педагогическим секретом. А, по-моему, так - выйди, расскажи и к тебе хлынет поток желающих; поделись опытом с коллегами, но... по им одним известным причинам, эти «копилки» остаются закрытыми. Хорошо, что рекламу педагогу создают дети, иногда администрация, коллеги.
Сегодня каждый педагог дополнительного образования должен осознавать необходимость презентации своего педагогического труда. Важно не только уметь организовать работу в объединении, грамотно и эффективно реализовывать свою дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу, важно уметь рассказывать об этом, заинтересовать своей работой, убедить всех в её актуальности, нужности, доказать её эффективность. Вопрос презентации педагогического труда является актуальным в современных условиях. Это проведение аттестации, участие в разного уровня конкурсах и смотрах, запись детей в кружки, выступления перед коллегами, родителями. Сегодня существуют 
современные формы демонстрации профессиональной компетенции педагога ДО. Качество их применения является показателем конкурентоспособности на рынке дополнительных образовательных услуг.
Наиболее популярные, приемлемые для каждого формы демонстрации своей компетенции
- самопрезентация (рассказ о своей работе и о себе)

Портфолио
- презентация передового педагогического опыта
- участие в профессиональных конкурсах.
Самопрезентация - это преподнесение себя, это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести благоприятное впечатление на окружающих и сохранить его. Это - инструмент, используя который, человек сможет добиться значительных успехов. Это процесс, посредством которого, педагог сможет привлечь внимание других, а также средство формирования образа собственного «Я». Сейчас стало востребовано следовать определенному имиджу, чтобы быть успешным. Успешность предполагает лидерство в обществе. Чтобы быть таковым, нужно произвести впечатление, уметь войти в доверие, уметь показаться с лучшей стороны. Освоение навыков самопрезентации - это путь к саморазвитию, ключ, который позволит получить человеческое признание. Совершенствуя свой стиль общения, установление контакта, проявляющийся в осанке, мимике и жестах, манере говорить, одеваться человек создает свой уникальный имидж. А он позволит добиться поставленной цели.
Другой формой демонстрации компетенции педагога является - портфолио. Мы знаем, в портфолио каждого педагога входят 
следующие документы:
1 общие сведения о педагоге
2 самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
3 отзывы о профессиональной деятельности
4 документы, подтверждающие результаты учащихся и документы о личных достижения.
Формируя портфолио, педагог в любой момент может продемонстрировать свою педагогическую компетентность.
Грамотное использование данных форм позволит каждому повысить его конкурентоспособность, получить большее удовлетворение от работы и стимул для дальнейшего профессионального роста.

Светлана Кулык
Коммуникативная компетенция педагога дополнительного образования

Коммуникативная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих :

Эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

Установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их замещающими, коллегами по работе;

Умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

Умение убеждать, аргументировать свою позицию;

Владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

1. эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком

Под восприятием человека человеком мы имеем ввиду получение субъектом восприятия от партнера по общению сведений относительно того, как, каким он воспринят. Обратной связью выступает всякая информация, прямая или косвенная, отсроченная или немедленная, которую человек получает от собеседника, своего поведения, своего облика, сведений о самом себе. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор обратной связи .

Формы, принимаемые обратной связью в процессе восприятия человека человеком, также весьма различны. Она может быть вербальной и невербальной, т. е. выражаться в слове или жесте, взгляде, мимическом движении; оценочной (например : “двойка” - за невыученный урок, характеристики - “хороший”, “плохой” и др.) и не содержащей оценки : исходящей от конкретного источника (например : “Я считаю, что ты. ”) или не определяющей источника (“По мнению некоторых….”) ; общей или специфический применительно к поведению человека (например : “Ну и глупец же ты!”- как вывод из поведения вообще; “Ты слишком чавкаешь за едой”-относится к конкретному поведению); эмоционально окрашенной (например : “Отстань от меня!”) и не несущей эмоциональной окраски со стороны коммуникатора (например, надпись на заявлении : “В просьбе отказать”) и т. д.

2. установление контакта с учащимися

Если всех, кто в группе или классе, изобразить на листке бумаги кружочками и провести стрелки, обозначающие взаимные связи и влияния, то одни кружочки будут связаны десятками стрелок, в другие упрутся только одна-две стрелы.

Учитель, объясняя урок, устанавливает связи между собой и классом, прямые и обратные . Прямая связь - влияние учителя на класс. Обратная - влияние класса на учителя. Учитель не в пустоту рассказывает, он следит за тем, как слушает и понимает его класс, и в зависимости от этого вольно или невольно меняет свой рассказ - говорит быстрее или медленнее, тише или громче и, главное, проще или сложнее, короче или подробнее.

Но и каждый из учеников влияет на работу учителя! Учитель управляет всем делом учения в классе, но ведь и дети тоже мешают или помогают учению. Стоит появиться в классе двум-трем сильным ученикам, как учителя начинает по-другому готовиться к уроку, по-другому и рассказывать : ему есть перед кем стараться. Если же учитель видит перед собой равнодушную массу людей, то будь он хоть семи пядей во лбу, он не сможет рассказывать ярко и увлеченно.

2.1. установление контакта с родителями (лицами, их замещающими)

Педагоги , работающие с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Такого рода информация, в дальнейшем может стать началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом зависит от формы, манеры, от стиля ее подачи педагогом . Как только родители почувствуют в словах педагога нотки обвинения , он либо постарается перейти в "контрнаступления", защищая своего сына или дочь, либо "закроется", смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог , но, не проявляя при этом никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего, вместо попыток решить проблему, устроит "головомойку" своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом .

Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того она имеет и свое продолжение : после подобной "воспитательной" беседы вряд ли у ребенка с родителями сложатся хорошие отношения.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, пришедшим на встречу с ним. Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство педагога , можно использовать "принцип сэндвича": хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершения беседы проходит тоже на "хорошей ноте". Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятие второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не о личности ребенка, не обобщает информацию, не ставит "диагноза". А третий этап включает выявления сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивных решений проблемы. В беседе можно использовать такие выражения, как "Давайте подумаем, как можно заинтересовать ребенка :"

Педагог , в общении с родителем, должен использовать технику "Я - высказывания" - способ передачи партнеру сообщения о чувствах. Оно не содержит в себе негативной оценки, обвинения другого человека. Оно оказывается эффективным в ситуациях конфликта с родителем. Поскольку позволяет снизить напряжение и способствует взаимопониманию. Вместо того, чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта, говорящий выражает словами проблему, чувства, возникающие у него в связи с этим, причину их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой заключается вариант такого разрешения ситуации, которое в дальнейшем будет способствовать улучшении ситуации.

3. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей

педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя; (пример : перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);

педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);

педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;

педагог создает общую концепцию воспитательного мероприятия (дела, занятия, учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход. И получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».

Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся : нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности ); педагогический такт ; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение детского воображения ; знание детьми творческих способностей и склонностей своего педагога .

4. умение убеждать, аргументировать свою позицию

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что необходимо убедить человека в том или ином аспекте. Есть различные способы убеждения : манипуляция, приведение доводов, аргументация своей позиции. Аргументация часто используется в профессиональных навыках. Её мы используем, чтобы отстоять свою позицию, показать верное решение, направить человека в нужное русло. Мы из тех людей, которые принимают решения, и часто выдвигаем наши мысли на обсуждение или пытаемся аргументировать свою позицию.

умение слушать! Именно услышать нашего собеседника является частью успешных переговоров и постановки своей позиции. Нам нужно понять, что хочет от нас противоположная сторона, чтобы правильно и корректно поставить свою позицию и свои взгляды. Порой, не услышав доводов, мы делаем скоропостижные выводы.

5. владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации

Ораторское искусство преподавателя составляет важнейший элемент его деятельности. Предметом ораторского искусства являются закономерности публичных выступлений, принципы подготовки и произнесения устной речи, формы и методы взаимодействия оратора с аудиторией. Наиболее ярко ораторское искусство проявляется на лекциях.

Ораторское мастерство преподавателя состоит из многих слагаемых, особое значение при этом имеет культура и техника речи.

Отличительная особенность устной речи состоит в том, что преподаватель выражает свое отношение к изучаемому материалу не только словами, ни и окраской голоса, системой логических ударений и пауз, мимикой и жестами. Важную роль при этом играют общая культурная и эмоциональная подготовка педагога , его педагогические , и в известном смысле актерские задатки. Практически любой нормальный человек, умеющий мыслить, способен научиться хорошо говорить, но для этого необходимо много и постоянно работать над собой.

И в завершении доклада о компетентности и я предлагаю один из видов оценки педагога . Если посмотреть глазами детей то выделяются такие Критерии оценки педагога учениками

1. Профессиональное мастерство

2. Ответственность

3. Чувство юмора

4. Организаторские способности

5. Творческие способности

6. Выразительность речи

7. Остроумие

8. Эмоциональность

9. Уважение к ученикам

10. Умение понять ученика и найти с ним общий язык

11. Доверие к ученикам

12. Доброта

13. Справедливость

14. Отходчивость

15. Строгость

16. Не обзывать учеников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования

В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования   и связанных с ним проб...

Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования

«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди,не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»П.Г. Щедровицкий...

"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию  методической работы"

В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами....

Совершенствование эколого-профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

В статье раскрыта сущность профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, позволяющая сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационной готовностью и пр...