«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
на тему

Синегина Наталия Борисовна

 

Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

"ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА" п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

ул. Попенченко 1/1,  п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,

тел/факс (34934) 9 19 85, 9 21 60,  e-mail: urengoi_ddt@mail.ru

Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР

Наталии Борисовны Синегиной.

«Мониторинг развития профессиональной компетентности

педагогов дополнительного образования детей».

Исходно-диагностический этап эксперимента:

изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

Проблемы обновления и коррекции образовательной деятельности к современным требованиям всегда остаются актуальными в системе развития образовательных учреждений. Центральной фигурой обновления образования является педагог. От его духовности, социальной позиции и педагогической компетентности зависит успех реформирования образовательного процесса.

Компетентность (от лат. – добиваюсь, соответствую, подхожу) – знания, опыт в той или иной области.

Компетентность – интегральное проявление профессионализма, в котором сочетаются элементы профессиональной и общей культуры, стажа, опыта педагогической деятельности и педагогического творчества. 

Вопрос о профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД часто возникает в ряде ситуаций, связанных:

- с аттестацией;

- с присвоением категорий для дифференцированной оплаты труда;

- с выдвижением и расстановкой кадров в образовательном учреждении;  

- с оценкой работы передовых педагогов;

- и даже с разрешением педагогических споров.

В таких ситуациях рассматриваются (и при необходимости диагностируются) следующие факторы индивидуальной профессионально-педагогической компетентности:

- профессионально-педагогическая квалификация;

- профессионально-педагогическая практическая готовность и теоретическая подготовленность;

- продуктивность педагогической деятельности;

- профессионально-значимые личностные особенности.

Под профессионально-педагогической компетентностью мы понимаем совокупность научных познаний и опыта педагога, которая адекватна социально-профессиональному статусу и профессиональной квалификации, а также личностные и индивидуальные особенности (способности), включающие в себя структурно обозначенные элементы педагогической деятельности, обеспечивающие возможность реализации индивидуальной  педагогической концепции.

Для того, чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения, педагогам дополнительного образования детей необходимо непрерывно повышать свою квалификацию, ставить на более высокий уровень профессионально-педагогическую компетентность.  Компетентность как интегральная профессионально-личностная характеристика определяется готовностью и способностью выполнять профессионально-педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на сегодняшний момент нормами и стандартами.

Для объективизации отслеживания процесса повышения уровня профессионально-педагогической компетентности со стороны руководителей отделов народного образования, руководителей образовательных учреждений нужен научный подход, а это означает, что анализ развития профессионально-педагогической компетентности педагогов должен носить мониторинговый характер, который целесообразно построить на выявленных научно-обоснованных закономерностях.

В нашем понимании, мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагогов дополнительного образования детей – это процесс непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического отслеживания изменений в профессиональной деятельности педагогов.

Руководители образовательных учреждений стремятся отследить процесс развития профессионально-педагогической компетентности, и это входит, наряду с другими, в перечень их непосредственных обязанностей. Однако это отслеживание носит либо субъективный, либо стихийно-необходимый, или планово-контрольный характер. Более того, пока это отслеживание осуществляется на уровне обыденного педагогического сознания, житейского здравого смысла. В таких случаях трудно говорить о том, что результаты профессиональной деятельности педагогов ДОД имеют устойчивый, закономерный характер и действительно идет процесс повышения уровня профессионально-педагогической компетентности, процесс профессионального становления.

Только систематическое и длительное изучение одних и тех же педагогов, может иллюстрировать процесс развития профессионально-педагогической компетентности. Как правило, оно включает в себя пять этапов:

- беседу (тестирование, анкетирование) до начала наблюдения;

- наблюдение (срезовая диагностика) в процессе педагогической деятельности;

- анализ полученных результатов;

- консультативная беседа (круглый стол);

- планирование действий, направленных на совершенствование уровня профессионально-педагогической компетентности педагога (коллектива).

В целом мониторинг профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, как структурная часть системы повышения уровня квалификации педагогических работников учреждения ДОД, не может исключать и самодиагностику   профессионально-педагогической компетентность. Самодиагностика профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД, в данном случае, может послужить толчком к индивидуальной работе над самообразованием и саморазвитием.

Смысл мониторинга развития профессионально-педагогической компетентности педагогов ДОД состоит не столько в том, чтобы получить конкретную картину изменений, происходящих в процессе повышения уровня профессионально-педагогической компетентности в определенный момент (на определенной стадии), сколько в том, чтобы сделать заключение о тенденциях развития этого процесса, направленного на поддержку и развитие положительных изменений и на торможение, блокировку, трансформацию нежелательных.

Мониторинг проводиться с контрольной группой, что позволит получить общую картину уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД и станет «отправной точкой» для дальнейших исследований. Группы умений, их показатели и критерии представлены в приложении.

Приложение.

Анкета исходно-диагностического характера

 «Уровень профессионально-педагогических умений педагога ДОД».

Ф.И.О. педагога ДОД __________________________________________________

Направление деятельности ____________________________________________

Практическая готовность (внешние умения, которые можно в последствие наблюдать)

Степень сформированности умений

владеет в совершенстве

владеет в общем виде

не владеет

1. Мобилизационные умения

1.1.

Развивать мотивацию к обучению и труду у воспитанников

1.2.

Формировать потребность в овладении образовательными умениями

1.3.

Актуализировать знания и жизненный опыт воспитанников для творческого отношения к окружающему миру

1.4.

Создавать ситуации для успеха и ситуации для совершенствования воспитанниками нравственных поступков

2. Информационные умения

2.1.

Уметь получать образовательную информацию

2.2.

Уметь работать с печатными источниками

2.3.

Уметь интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания

2.4.

Уметь логически правильно построить и вести разговор

2.5.

Перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала

2.6.

Формировать правильно вопросы

2.7.

Применять ТСО и наглядные материалы

2.8.

Выражать мысли невербальными способами

3. Развивающие умения

3.1.

Определять «зону ближайшего развития» отдельных воспитанников, группы в целом

3.2.

Создавать проблемные ситуации для развития познавательных способностей

3.3.

Стимулировать познавательную самостоятельность и творческое мышление

3.4.

Создавать условия для развития  индивидуальных особенностей воспитанников

4. Ориентационные умения

4.1.

Формировать ценностные установки обучающихся

4.2.

Прививать устойчивый интерес к образовательной и исследовательской деятельности

4.3.

Организация совместной творческой деятельности, направленной на развитие социально-значимых качеств личности

5. Персептивные умения

 (понимать других людей: их личностные особенности и ценностные ориентации)

5.1.

Определять характер переживаний, состояний воспитанника, его причастность к тем или иным событиям

5.2.

Находить в действиях воспитанника признаки, делающие его непохожим на других

5.3.

Видеть главное в любом воспитаннике, правильно определять его отношение к социальным ценностям

5.4.

Определять к какому типу личности и темпераменту относится ребенок

6. Умение педагогического общения

6.1.

Умение осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание

6.2.

Умение устанавливать психологический контакт с группой

6.3.

Умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке

6.4.

Целенаправленно поддерживать общение

6.5.

Умение распределять внимание

6.6.

Владение педагогической техникой: развитие речи педагога, правильная дикция, правильное дыхание, мимика, жесты, управление своим Телов, регуляция своего психологического состояния, вызов чувств «по заказу», владение техникой интонирования и др.

6.7.

Теоретическая готовность (обобщенное умение педагогически мыслить)

7. Аналитические умения (извлечение знаний из практики)

7.1.

Разделять педагогические явления на составные элементы (условия, причины, стимулы, средства и т.д.)

7.2.

Осмыслить каждое педагогическое явление во взаимосвязи со всеми компонентами педпроцесса  

7.3.

Находить в Психолого педагогической теории идеи, выводы, адекватные логике рассматриваемого явления

7.4.

Правильно диагностировать педагогическое явление

7.5.

Вычленять основную педагогическую задачу и определить способы ее оптимального решения

8. Прогностические умения (четкие представления в осознании конечного результата)

8.1.

Умение прогнозировать развитие коллектива

8.2.

Умение прогнозировать развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии

8.3.

Умение прогнозировать ход педагогического процесса: трудности воспитанников, результаты применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания

9. Проективные умения

(материализация результатов педагогического прогнозирования в конкретных планах)

9.1.

Переводить цели и содержание в конкретные педагогические задачи

9.2.

Отбирать виды деятельности, адекватные поставленным целям

9.3.

Планировать индивидуальную работу с воспитанниками

9.4.

Отбирать содержание, выбирать формы, методы и средства педпроцесса в их оптимальном сочетании

9.5.

Планировать систему приемов стимулирования активности воспитанников

9.6.

Планировать способы создания личностно-развивающей среды и связей с родителями

10. Рефлективные умения (контрольно-оценочная деятельность, направленная на себя)

10.1.

Анализировать свои собственные действия

10.2.

Адекватно оценить результаты своей профессиональной деятельности

10.3.

Анализировать результаты деятельности с учетом тщательного анализа условий их получения

10.4.

Мотивационная готовность (умение направлять и регулировать профессиональное развитие)

11. Самообразовательные умения

11.1.

Умение «переносить» полученные знания и приемы умственной деятельности в новые условия

11.2.

Умение творчески решать познавательные задачи

11.3.

Умение использовать рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний

11.4.

Умение создавать благоприятные условия для самостоятельной работы (гигиена умственного труда)

12. Формирование умственной мотивации профессионального развития

13. Умение обновлять знания и совершенствовать педагогические умения

Resource id #804

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка для проведения мониторинга результативности в отделении дополнительного образования

Представлена разработка для проведения мониторинга результативности усвоения программы "Изобразительная студия" для отделения дополнительного образования детей. В состав входит  введение, основна...

Мониторинг "Всезнайка" к программе дополнительного образования "Серебряные струи"

-цель-направления диагностики-порядок проведенияуровни-мониторинг развития личности обучающихся-тесты...

Методические рекомендации «Педагогический мониторинг – механизм управления качеством дополнительного образования»

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс. В этом направлении и идет пр...

Рабочая программа дополнительного образования "Физика в задачах и экспериментах"

Программа расчитана на 70 часов для 7 класса (первый год обучения) с использованием оборудования центра "Точка роста"...