методическая разработка для проведения мониторинга результативности в отделении дополнительного образования
методическая разработка на тему

Мартюкова Надежда Николаевна

Представлена разработка для проведения мониторинга результативности усвоения программы "Изобразительная студия" для отделения дополнительного образования детей. В состав входит  введение, основная часть и приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ№2270

___________ Е.В.Журавлева

Основание:

Решение педсовета ГБОУ СОШ№270

от__________________

Протокол №___________

Отделение дополнительного образования детей

Объединение « Изобразительная студия»

«Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в отделении дополнительного образования детей»

Составила: Мартюкова Н.Н.,

педагог дополнительного образования

2012год


Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ№2270

___________ Е.В.Журавлева

Основание:

Решение педсовета ГБОУ СОШ№270

от__________________

Протокол №___________

Отделение дополнительного образования детей

Объединение « Изобразительная студия»

ФОРМЫ      ФИКСАЦИИ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ     РЕЗУЛЬТАТОВ

Составила: Мартюкова Н.Н.,

педагог дополнительного образования

2012год


Государственное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Утверждаю:

Директор ГБОУ СОШ№2270

___________ Е.В.Журавлева

Основание:

Решение педсовета ГБОУ СОШ№270

от__________________

Протокол №___________

Отделение дополнительного образования детей

Объединение « Изобразительная студия»

Критерии  и  диагностические  материалы   для    определения     качества образовательного процесса

Составила: Мартюкова Н.Н.,

педагог дополнительного образования

2012год


План:

  1. Введение: Сущность результата в дополнительном образовании.
  2. Основная часть:  Учёт результативности усвоения программного материала:

а)  Мониторинг качества образования;

б)  Формы контроля;

в) Формы фиксации результатов мониторинга;

  1. Заключение: Для чего нужен учёт результативности усвоения программного материала.
  2. Список литературы.
  3. Приложения.

1. Сущность результата в дополнительном образовании.

Любой педагог, организуя и проводя учебные занятия, преследует одну цель. Это работа на результат. А именно, помочь ребёнку как-то себя проявить, показать, что он умеет, чему научился. Таким образом, педагог, контролируя способности воспитанника, помогает ему совершенствоваться дальше, повышает его самооценку, развивает его творческие способности. Как и в любом деле, результат в дополнительном образовании имеет свою поэтапность, ступенчатость:

1. Открытое занятие. Это первая ступень, где впервые проявляются исполнительские способности и навыки у воспитанника и педагогические и профессиональные навыки у педагога. На открытом занятии воспитанник показывает без подсказки педагога, чему научился, а педагог – как научил воспитанника определённым навыкам и смог ли раскрыть его способности.

2. Итоговые мероприятия внутри коллектива: выставки, фестивали, праздники и пр. Это уже вторая ступень результата. На ней уже более ярко виден результат воспитанника и педагога. Здесь показаны не только способности и навыки в той или иной области (хореографии, рисовании, спорте, в музыке, театре и др.), но и в других видах искусства. А именно в совокупности всех видов искусства будет проявляться результат. Ведь проводя итоговые мероприятия, а в них принимают участие и воспитанники, и родители и, конечно же, педагог: кто-то готовит афишу, кто-то костюмы, кто-то подарки, кто-то решает организационные вопросы. Все готовятся к данному виду мероприятия. А по тому, как оно прошло и виден результат работы воспитанника и педагога.

Эта более значимая ступень, более ответственная. Она подразделяется ещё на несколько частей. И каждая часть несёт свой уровень результата. И так, давайте рассмотрим каждую часть отдельно.

Смотры, конкурсы, фестивали.

Это уже выход на профессионализм. Есть конкурсы районного значения. Заняв, какое либо место на этом конкурсе, можно заявляться на конкурс окружного значения, далее городские фестивали и смотры, потом идут межрегиональные, российские и международные конкурсы, фестивали. Побеждая на каждом из видов конкурсов, мы тем самым показываем и совершенствуем своё мастерство: воспитанник – исполнительское, педагог – педагогическое, организационное. Как воспитанник, так и педагог, принимая участие в конкурсах и фестивалях разного статуса, продолжает повышать свой профессиональный уровень. Это посещение мастер-классов, конференций, семинаров, лекций. Это и общение между коллективами, между педагогами, руководителями и, конечно же, с членами жюри, выслушивая их замечания и делая выводы в отношении своей работы.

Есть ещё один вид результата. Он больше касается воспитанника, нежели педагога. Это когда воспитанник может попробовать свои силы в педагогической области: провести занятие в младших группах, проверить правильность исполнения, передать свой учебный материал (, этюд, композицию и пр.). Как правило, такие воспитанники в дальнейшем выбирают себе профессию, касающуюся данного вида творчества (рисование, рукоделие, дизайн пр.). Они становятся либо профессиональными художниками, либо педагогами и учат уже своих воспитанников.

Во всём выше перечисленном и есть сущность результата в дополнительном образовании.

  1. Учёт результативности усвоения программного материала.

1.1)  Мониторинг качества образования.

Сегодня  педагог все больше направлен на получение качественного ожидаемого результата, на поиск тех психолого-педагогических форм и методов, которые позволяют выявлять результаты развития ребенка в ходе реализации образовательных программ различных видов творческой деятельности.

С этой целью проводится  образовательный мониторинг, разработанный, с учетом особенностей образовательной деятельности учреждения.

Под мониторингом качества образования подразумевается постоянное  изучение образовательного процесса, как системы  формирования знаний, умений и навыков, норм ценностно-эмоционального отношения к миру и  друг к другу, с целью выявления его соответствия желаемому результату.

Целью мониторинга является  определение уровня освоения воспитанниками образовательной программы (в предметной деятельности и личностном развитии), соотнесение полученного образовательного результата с целью программы.

Задачи мониторинга:

-отслеживание и фиксация результатов освоения образовательной программы;

-отслеживание и фиксация особенностей личностного развития воспитанников;

-отслеживание динамики развития коллектива и его творческого роста.

Содержание направлений мониторинга:

-мониторинг качества предметной деятельности

-мониторинг личностного развития воспитанников

-мониторинг коллективной творческой деятельности

Организация и формы проведения мониторинга.

Мониторинг качества образования осуществляется ежегодно и разделяется на несколько этапов:

Начальный – проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, и фиксирует исходный уровень воспитанника.

Текущий – проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения воспитанниками знаниями, умениями  и навыками.

Промежуточный – как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и т.п. фиксируются в журнале учета работы группы.

Итоговый – проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.

2)  Формы контроля.

Исходя из вида предметной деятельности, педагог вправе самостоятельно выбирать формы контроля и проведения итоговых мероприятий. Формы подведения итогов образовательной деятельности должны соответствовать цели контрольного мероприятия, которая в свою очередь, соответствует задачам программы. Такое задание должно быть увлекательным, носить, по возможности, игровую форму, позволяющую каждому воспитаннику продемонстрировать свои достижения и показать себя с наилучшей стороны.

Рекомендуемые формы контрольных мероприятий для различных направлений творческой деятельности.

Художественно – изобразительное направление

вернисаж

тематическая выставка

экспресс – конкурс

Декоративно-прикладное направление

город мастеров

ярмарка ремесел

конкурс

защита проектов

презентация

Для достижения поставленной цели при подготовке и проведении различных форм  мероприятий по подведению итогов коллективной творческой деятельности необходимо учесть:

  1. Как показать лучше, что появилось в этом учебном году в объединении.
  2. Заметить любой «+» в ребенке.
  3. Обеспечить положительную оценку деятельности объединения из разных уст (педагогов, руководителей, родителей, выпускников и др.).
  4. Наглядно распропагандировать коллектив, его воспитанников, успехи ребят, используя различные материалы и методы.
  5. Сочетать рассказ и показ достижений с игровой развлекательной программой, объединяющей всех участников действия: родителей, воспитанников, выпускников, друзей коллектива.

3) Формы фиксации результатов мониторинга.

Результаты мониторинга фиксируются в Журнале учета работы детского объединения. Помимо этого результаты освоения программы могут быть зафиксированы:

-в карте наблюдения этапов педагогического контроля

Очень важно для педагога зафиксировать результаты мониторинга образовательной деятельности воспитанника. Ведь анализировать можно только, то, что зафиксировано.

Результаты мониторинга в изостудии фиксируются  в таблицах циклового обучения.

Анализ результатов прохождения воспитанником каждого цикла обучения, становится для педагогов источником поиска путей совершенствования учебного процесса.

Методическая служба осуществляет методическую поддержку и помощь в организации мониторинга и анализа его результатов.

Карта наблюдений, применяемая педагогами изостудии, дает возможность отследить уровень освоения воспитанниками учебной программы (высокий, средний, низкий уровень), а так же уровень воспитанности и проявления личностных качеств ребенка.

        

4) Этапы педагогического контроля  усвоения обучающимися программы «Изобразительная студия»                                                                                       Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на первом году обучения

Срок

Какие знания, умения навыки контролируются

Форма подведения итогов

Октябрь-ноябрь

 Композиционное равновесие. Характер линии, пятна  в графике.

Мастер-класс

Декабрь- январь

Колорит: теплая и холодная гамма. Цветовые контрасты

В рабочем режиме.

Февраль-март

Натюрморт, передача в рисунке цвета объектов. Цветовая гармония, колорит, цветовая гамма

Открытое занятие для родителей.

Апрель

Правильность пространственного расположения объекта рисования в пейзажной зарисовке Передача пропорций.

Контрольное занятие на знание правил исполнения и терминологии.

Сроки, проверяемые знания и умения, форма проверки на втором году обучения

№ п/п

  Срок

Какие знания, умения навыки контролируются

Форма подведения итогов

1

 Октябрь-ноябрь

Пространственное расположение предметов натюрморта выбранному формату. Использование контрастов цвета Света и тени, ритма динамики и гармоничного сочетания  цветов и т.п.

Открытое занятие для родителей.

2

Январь

 Характер движения, равновесие масс и пропорций в скульптуре

В рабочем режиме опрос,  беседы.

3

Март

Портрет в скульптуре. Экслибрис.

Открытое занятие для родителей.

4

Апрель

 Декоративно-прикладное искусство

Контрольное занятие на знание правил исполнения и терминологии.

3. Для чего нужен учёт результативности усвоения программного материала.

Результаты  мониторинга педагог использует при составлении письменного анализа работы, заполняет аналитическую карточку на коллектив и вносит результаты достижений в таблицу успехов коллектива.

Особое место в мониторинге качества занимает подведение итогов коллективной творческой деятельности. Подводя итог в данной деятельности важно  показать воспитаннику и всему его окружению что:

-значимо и престижно быть членом данного коллектива;

-в коллективе личностные ценности превыше всего;

-коллектив открыт для родителей, друзей и т.д.;

Анализ результатов мониторинга образовательной деятельности детского объединения определяет перспективы на будущее, дает размышления над тем, что необходимо изменить в организации деятельности коллектива ,   какова роль родителей в образовательном процессе.

Анализ результатов мониторинга становиться для педагогов источником поиска путей совершенствования и качества образовательного процесса.

Основания для  выявления результатов и их оценки.                               

В соответствии с концепцией, сформулированной   общим критерием оценки результатов выделяется «развитие процесса гуманизации  образовательной системы», признаками которого устанавливается:

- стратегическая ориентация на создание условий развития личности ребенка, воспитание целостной уникальной личности, стремящейся к само актуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному выбору;

- уважение прав ребенка, признание его индивидуальности, значимости его проблем, его права на выбор, на ошибки и свободный творческий поиск, внимательное, но корректное отслеживание как соблюдаются эти права в детском сообществе, в его взаимодействии с взрослыми или старшими по возрасту детьми;

- учет потребностей и интересов детей при отборе содержания образования; переход к вариативным образовательным программам и интеграция всех источников образования личности человека (основного образования, дополнительного образования, семейного образования  и самообразования, опыта участия в реализации социальных процессов);

- организация образовательного процесса, обеспечивающая возможность выбора и проектирования индивидуального пути;

- принятие  педагогом  оптимистического взгляда на ребенка, опора в работе с ним на позитив; однозначное принятие установки на оценку достижений каждого ребенка, а не его ошибок или недостатков.    

Модель оценки составлена на основе пяти взаимосвязанных и взаимообусловленных  групп показателей:

  1. оптимальности  программы на основе известных критериев: актуальность, прогнозируемость, рациональность, реалистичность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям и др.;
  2. оптимальности процесса, происходящего на любом уровне управления качеством образования.                                                      оптимальности текущих результатов,  результатов каждого взаимодействия педагога с детьми  и последующего их мониторинга для анализа, корректировки, усовершенствования деятельности, профилактики ошибок. Оценка  результатов предполагает обязательную разработку разных критериев   
  3. конечных результатов . Совокупность этих данных   позволяет вносить коррективы в деятельности и более реалистично подходить к программе  своего развития. 

При этом образовательный результат - это, прежде всего, результат  ребенка:

-итог его работы  в образовательном процессе,

-следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя,

-итоги его освоения предложенного содержания образования (достигнутый уровень образования),

-выражение степени его успешности и  личностного роста как позитивного развития, значимого для самого человека и общества.

Педагог организует  и участвует в образовательном процессе и, поэтому, происходит относительное приравнивание индивидуального образовательного результата к педагогическому, но не их абсолютное совпадение.

Результаты деятельности педагога выражены в детях и являются ее основными итогами, но результативность педагога выражается через   качество организации совместной деятельности с детьми, что фиксируется через относительные показатели: уровень и степень  организации (состояние педагогической деятельности в направлении ее системного оформления в программе),  нацеленность педагога на профессиональное и личностное совершенствование  и степень его проявления (полнота осуществления  своих преимуществ, предназначения, способностей, достигнутый и прогнозируемый рост компетентности).  

Выделяются пять параметров, по которым можно отслеживать  результаты:

  1. Уровень освоения детьми содержания предмета, области или направления деятельности, предложенных и определенных педагогом.
  2. Устойчивость интереса детей к предмету, к предлагаемой деятельности или коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов посещения занятий, в осознании детьми необходимости занятия для себя).
  3. Уровень творческой активности детей (выявление позиции, отношения, желания ребёнка в различных видах деятельности).
  4. Творческие достижения детей (степень стабильности и качества творческих достижений детей, систематичность участи в творческих конкурсах, соревнованиях, выступлениях, мотивация участия в творческих достижениях, степень новаторства, изобретательства).
  5. Воспитательные результаты (характер отношений между педагогом, детьми, каждым отдельным человеком коллектива, характер ориентаций и мотивов каждого ребёнка и всего коллектива в целом, состояние микроклимата в коллективе).

Зачем выявлять результаты освоения образовательной программы?

Цель:  совершенствование образовательного процесса

 Социальная функция проявляется в требованиях предъявляемых обществом к уровню образования детей. В конечном счете, система контроля и оценки для педагога становится инструментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования,  для прогнозирования направлений развития, внесения необходимых корректировок

 Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным результатом усвоения  учебного материала: полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи: сформированность (несформированность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки  и тревожности.

Эмоциональная функция -  эмоциональная реакция педагога должна соответствовать эмоциональной реакции  воспитанника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.

Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.

Функция управления очень важна для самоконтроля, помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса.

Что  выявлять?

Объем, уровень и качество.

Объем знаний по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей теорий;

уровень усвоения знаний, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности).

Различные уровни усвоения знания определяются его качеством, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных знаний, умений и навыков (например, полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, действенность и т.д.).

Как выявлять?

Мониторинг — процесс систематического или непрерывного сбора информации о параметрах сложного объекта или деятельности для определения тенденций изменения параметров.

Мониторинг —  систематический сбор и обработка информации которая может быть использована для улучшения процесса обучения.  Формы контроля : контрольное занятие, открытый урок, мастер-класс, конкурс, тестирование, выставка вернисаж, зачет.

Контроль знаний, умений и навыков, способствующих общему развитию: опрос, тестирование, анкетирование, конкурс, , праздник детского коллектива, тематический вечер и пр.

Из образовательной программы:

Формы подведения итогов (контрольных заданий, испытаний …):

В предметной деятельности.

В творческой деятельности.

В личностном развитии.

Как оценивать воспитанника?

В Педагогической энциклопедии оценка рассматривается как определение степени усвоения воспитанниками  знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним  программами.

Виды оценочных шкал.

-количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве измерения выступает числовое множество;

-абсолютная шкала – оценка знаний и усилий  выглядит как некий числовой символ, точка отсчета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты, при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными нормативными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное задание – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;

 -относительная оценочная шкала – предполагает сравнение текущего состояния воспитанника с его же состоянием  некоторое время назад.

-порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искусство, или при оценке, например, личностного развития. Частный случай  шкалы – рейтинговая система

- уровневая шкала: высокий, средний, низкий.

   -словесная шкала: отлично, хорошо, удовлетворительно

Критерии – нормы при определенной шкале.

Список литературы:

  1. Л.Г. Логинова «Качество дополнительного образования детей. Менеджмент». Москва «Мегаполис» 2008г.
  2. О.Е. Лебедев, М.В. Катунова, Н.Ф. Трубицын, Н.Ю. Конасова, С.С. Филиппов, А.Г. Бойцова, Р.У. Богданова учебное пособие для ВУЗов «Дополнительное образование детей».Москва «Владос» 2000 г.
  3. С.В. Кульневич, В.Н. Иванченко «Дополнительное образование детей. Методическая служба». Ростов-на-Дону «Учитель» 2005 г.
  4. Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева «Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей». Москва «Владос» 2001г.
  5. Е.Д. Божович, Г.А. Вайзер, З.В. Голышева, И.Ю. Кулагина, Т.Г. Раевская, О.Н. Юдина учебное пособие «Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка».Москва МП-СИ 1999 г.
  6. Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, С.В. Климин, Н.А. Морозова, Р.М. Петрунева, Ю.Г. Татур, И.Ф. Шишкин «Методические материалы по комплексной критериальной оценке воспитательной деятельности образовательного учреждения». Москва «Новый учебник» 2003 г.
  7. Н.А. Сидорова, Е.Б. Коминова «Педагогический поиск. Практика дополнительного образования детей». Москва 2007 г.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Фиксация результатов освоения программы воспитанниками

ГБОУ  СОШ№270 отделение дополнительного образования детей              «Изобразительная студия»                                                                                                        Ж У Р Н А Л

        учета работы _________________________________________

               _____________________________________________________

( наименование детского объединения)

               _________________________________________ учебный год.

           

                               РЕЗУЛЬТАТЫ УЧАСТИЯ

В СМОТРАХ, КОНКУРСАХ, ФЕСТИВАЛЯХ,

Дата

                  Статус и наименование мероприятия

            Результаты

Сводная таблица этапов педагогического контроля

№ п/п

Фамилия. Имя

Тема

Тема

Тема

Общий уровень освоения программы в %

Результат

обучения

(освоил, переведен…)

Уровень освоения

Уровень освоения

Уровень освоения

«Высокий»-  80-100%     %

«Средний»-50-80  %

«Низкий»-    20-50 %

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Таблица контроля знания учебного материала

в объединении « Изобразительная студия» отделения дополнительного образования детей ГБОУ СОШ№270

Индивидуальная карта обучающегося

Оценка по пятибалльной системе: 5 – очень хорошо, чётко, без замечаний; 4 – хорошо, есть замечания, можно лучше; 3 – удовлетворительно, много ошибок,; 2 – что-то знают, что-то могут; 1 – ничего не знают, всё делают очень плохо.

№ п/п (в соответствии с журналом).

Фамилия Имя

класс

ТЕМА

Итог

Самостоятельность выполнения рисунка

Выразительность рисунка

Способ выполнения рисунка

Композиционное расположение изображения

Изображение общего пространственного расположения объекта в рисунке

Передача пропорций

Эмоционально-эстетическое отношение к выполнение рисунка

Тема

Тема

Тема

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Вопросы к развивающей и познавательной игре.

Проверка знаний через игру.

Оборудование: компьютер, оборудование для показа - презентация

Ход мероприятия

1. Организационный момент.

Ведущий приветствует, знакомит с правилами игры, представляет жюри.

2. Игра проводится в четыре этапа.

I этап. Составьте самое длинное слово- вид изобразительного искусства

АВТОПОРТРЕТ

II этап. Цветные вопросы

1. Каким бывает цвет?

  1. Сытым
  2. Пресыщенным
  3. Насыщенным
  4. Объевшимся

2. Какой из цветов не относится к тёплым?

  1. Оранжевый
  2. Синий
  3. Жёлтый
  4. Коричневый

3. Какой инструмент в истории изобразительных искусств самый молодой?

  1. Уголь
  2. Кисть
  3. Карандаш
  4. Фломастер

4. Название какого инструмента графического искусства переводится с тюркского языка как “чёрный камень”?

  1. Карандаш
  2. Пастель
  3. Сангина
  4. Тушь

5. Как называется рисунок из кусочков материала?

  1. Аппликация
  2. Коллаж
  3. Мозаика
  4. Витраж

6. Как называется известная картина Решетникова?

  1. “Ура, пятёрка!”
  2. “Опять двойка”
  3. “Тройка тоже отметка”
  4. “Крах вундеркинда”

7. Какой цвет не является основным?

  1. Синий
  2. Красный
  3. Розовый
  4. Желтый

8. Как называется небольшая доска, на которой художники смешивает краски?

  1. Палитра
  2. Коробка
  3. Эскиз
  4. Набросок

III этап. Мастера

1. Как называется картина Серова “Девочка с ….”?

  1. Бананами
  2. Апельсинами
  3. Яблоками
  4. Персиками

2. Как называется известная картина Шишкина?

  1. Утро в сосновом лесу
  2. Вечер в берёзовой роще
  3. Полдень в джунглях
  4. Ночь в тайге

3. Кто из этих художников продолжил в своём творчестве некрасовскую тему бурлаков?

  1. Серов
  2. Суриков
  3. Левитан
  4. Репин

4. Сколько человек изображено на картине Перова “Охотники на привале”?

  1. Два
  2. Четыре
  3. Три
  4. Пять

4. У какого художника нет картины с названием “Берёзовая роща”?

  1. Левитан
  2. Куинджи
  3. Шишкина
  4. Айвазовского

5. Какой художник выкупил из крепостной зависимости Тараса Шевченко?

  1. Карл Брюллов
  2. Александр Иванов
  3. Виктор Васнецов
  4. Орест Кипренский

6. Градоначальник Феодосии Казначеев и не подумал надрать уши этому хулигану, рисовавшему углем на белых стенах домов, а помог поступить в Академию художеств. О ком же речь?

  1. Левитан
  2. Айвазовский
  3. Куинджи
  4. Шишкин

7. Увидев свой портрет, написанный известным художником того времени, Пушкин написал такие строчки: “Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит”. Кто написал этот портрет?

  1. Васнецов
  2. Серов
  3. Кипренский
  4. Перов

8. Назовите единственную картину Исаака Ильича Левитана, где изображен человек?

  1. Первый снег
  2. Осенний день в Сокольниках
  3. Березовая роща
  4. Вечерние песни

IV этап. Произведения

1. Как называется картина И.И. Шишкина?

  1. Рожь
  2. Пшеница
  3. Поле
  4. Дорога

2. Как называется картина Сурикова?

  1. Степан Разин
  2. Покорение Сибири Ермаком
  3. На Енисее
  4. В дальний путь

3. Какому жанру изобразительного искусства относится эта картина?

  1. Портрет
  2. Пейзаж
  3. Натюрморт
  4. Бытовой жанр

4. Назовите автора картины “Всадница”?

  1. Брюллов
  2. Коровин
  3. Репин
  4. Тропинин

7. Узнать картину по описанию: “Изображен лагерь, на заднем плане дым костров, шатры. На переднем плане небольшая группа хохочущих людей. За наскоро сколоченном столом сидит писарь, он пишет. Остальные подсказывают содержание письма. Картина показывает сплоченность и героизм этих людей”.

  1. Не ждали.
  2. Запорожцы.
  3. Портрет поэта.
  4. Жестокие романсы.

8. Какую картину написал Васнецов по заказу Мамонтова для оформления вокзала Донецкой железной дороги?

  1. Витязь на распутье.
  2. Богатыри.
  3. Иван-Царевич на сером волке.
  4. Ковер-самолет.

V этап. Кто больше составит слов за 1 минуту, 
используя буквы слова “скульптура”

В это время Ведущий задает вопросы зрителям.

VI этап. Вопросы зрителям

В раме волны, бригантина -
На стене висит... (картина).

Нарисую все я сказки,
Мне помогут в этом... (краски).

Хоть поскрипывает мастер,
Всё раскрасит нам ... (фломастер).

И собаку и павлина 
Слепим мы из ... (пластилина).

Для рисунков наших дом
Называется ... (альбом).

Картину ею обрамляют,
Внутрь фотографии вставляют.
Да и оконный переплёт
На сей ответ нас наведёт. (Рама)

Вдохновения заложник,
У мольберта наш ... (художник).

На картине видишь ты
Вазу, яблоки, цветы, 
А не лес, не водоём.
Как её мы назовём? (Натюрморт)

3. Подводятся итоги.

Литература

1. И.Д. Агеева "Занимательные материалы по ИЗО"   - М.: ТЦ "Сфера", 2007 г.

2. О.В. Павлова “Изобразительное искусство” 5-7 классы. Волгоград. Издательство “Учитель”.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия с использованием ЭОР в системе дополнительного образования "Интонационное богатство музыкального мира"

Методическая разработка для педагогов музыкантов в системе дополнительного образования для работы с учащимися 10-12 лет.Цель:Сформулировать и зафиксировать в сознании учащихся понятия: интонация» и со...

Методическая разработка к занятию по фитнесу в отделении дополнительного образования.

Детям от природы свойственно выражать себя в движении: бегать, прыгать, размахивать руками. И чаще всего, ребёнок только на уроке физической культуры может дать волю энергии заложенной в нём. Но этого...

Методическая разработка "Воспитание патриотизма и гражданственности в учреждении дополнительного образования"

Методическая разработка представляет собой обобщение опыта работы учреждения дополнительного образования по воспитанию патриотизма обучающихся. Опыт работы представлен на примере разных видов деятельн...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Методическое сообщение "Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования"

Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования...