Методическое сообщение "Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования"
методическая разработка на тему

Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_muzykalnyh_salonov.docx22.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Опыт проведения «Музыкальных салонов» в отделении дополнительного образования

Современные дети в большинстве своем мало читают художественную литературу, сильно оторваны от культурных ценностей, не имеют нравственных идеалов.

Школа, уроки, репетиторы – вот основные ежедневные занятия детей. Поэтому очень важно приближать достижения культуры во всех доступных формах молодой аудитории.

Для формирования основ музыкальной, художественной и эстетической культуры можно ориентироваться на такую форму взаимодействия с учащимися как «Музыкальный салон».

Это литературно-музыкальные встречи, в процессе которых осуществляется комплексное использование различных искусств.

Немного из истории салонов. Салоны бывают разные: литературные, музыкальные, философские. Однако в деятельности многих салонов трудно выделить одну какую-либо направленность. Большая их часть носит разноплановый характер: литературно-музыкальный, художественно-философский и пр. Салонная культура в современном культурном наследовании выступает как память о культуре дворянства на историческом отрезке XVIII-XIX вв. Любая культура, в том числе и салонная, в конечном итоге отражает запросы, интересы, ценностные ориентиры людей определенного времени. И задача нынешнего дня - перенять все самое лучшее, что было в салонной культуре того периода.

Салонная культура - это форма организации культурной жизни, имеющая свои  особенности (место проведения - гостиная частного дома влиятельного лица, особая роль ведущего салона в организации его деятельности, оформление гостиной, подбор гостей, соответствующие правила поведения), главная из которых - общение на темы, связанные, в первую очередь, с искусством.

Именно в салонах  общество знакомилось с культурой других стран, со знаменитыми исполнителями и композиторами, отечественные композиторы часто именно в музыкальных салонах начинали свою деятельность, черпали вдохновение, представляли свои сочинения.

Поменялись столетия и нравы, и «салонность» потерялась в пропасти веков. Возрождение и продолжение традиций русских музыкальных салонов и салонного музицирования, возвращение слушателям забытых страниц отечественной музыки – такую цель ставят перед собой обычно организаторы новых салонов.

В салоне психологически комфортная атмосфера, которая способствует раскрытию творческих возможностей.

В отделении дополнительного образования школы «Содружество» давно возникла идея проведения «Музыкальных салонов», как формы организации досуга, в которой органично сочетается обучение и воспитание, формируя в учащемся заинтересованное отношение, эмоциональный отклик и начальные компетенции в музыкально-художественной области искусства.

«Музыкальный салон» наряду с филармонией успешно заполняет вакуум эстетического воспитания подрастающего поколения, рождая эмоциональный отклик в детских сердцах, поднимая их на новую ступеньку  освоения культурных ценностей.

Целью организации проведения «Музыкальных салонов» является: создание условий  для формирования духовно-нравственных качеств эстетически развитой, творчески активной личности средствами художественно-эстетического воспитания.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  1. Формирование познавательного интереса и любви к искусству в процессе приобщения к музыке, живописи, поэзии, художественному слову;
  2. Формирование эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. умения переживать музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием;
  3. Обогащение музыкальных впечатлений детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;
  4. Формирование музыкального вкуса детей;
  5. Приобщение воспитанников к проведению содержательного досуга.

Тематика «Музыкальных салонов рассчитана на детей 8-12 лет.

«Музыкальный салон» - это гибкая форма организованного общения детей и педагогов. Привлекательность этой формы состоит в том, что она достаточно мобильна. Её можно посвятить любой теме, используя различные формы и атрибуты. Однако мы в основном ориентируемся на циклы «Творчество композиторов классиков», «История жанров музыкального искусства».

Сочетание разнообразных методических приёмов (словесный, наглядно-зрительный) делает процесс слушания музыки интересным и привлекательным. Для полного восприятия музыкальных произведений подбирается подходящий по смыслу художественный (видеоряд, репродукции, предметы искусства) и литературный материал.

Учитывая тематический характер «Музыкальных салонов» главным звеном всегда является ведущий. Через все номера он проводит основную мысль, нанизывает на неё каждое произведение. Все номера подбираются в соответствии с темой в определённом композиционном порядке.

Очень важно, что в программе «Музыкальных салонов» всегда звучит живая музыка. Её исполняют педагоги и концертмейстеры музыкального отдела, которые являются профессиональными исполнителями.

Во время «Музыкальных салонов» слушатели не только обогащаются новыми впечатлениями, но и учатся правилам поведения в концертном зале.

Таким образом, «Музыкальные салоны» помогают возродить престиж высокой музыки и способствуют повышению культурного уровня учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка для проведения мониторинга результативности в отделении дополнительного образования

Представлена разработка для проведения мониторинга результативности усвоения программы "Изобразительная студия" для отделения дополнительного образования детей. В состав входит  введение, основна...

Методические рекомендации проведения интегрированных занятий в учреждении дополнительного образования

Идеи интегрированного обучения сегодня особенно актуальны, поскольку способствуют успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами...

Статья по разработке проведения отчётного концерта "Весенний калейдоскоп" Отделения дополнительного образования детей.

Статья по разработке проведения отчётного концерта "Весенний калейдоскоп" Отделения дополнительного образования детей....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...