Главные вкладки

    Методические разработки к профессиональному конкурсу педагогического мастерства: "Педагог дополнительного образования Москвы - 2012"
    методическая разработка на тему

    Савина Алина Анатольевна

    Работы к выступлению на конкурсе - доклад, эссе, методическая работа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon доклад52.5 КБ
    Microsoft Office document icon эссе27.5 КБ
    Microsoft Office document icon методическая работа98.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ.

    Система дополнительного образования детей возникла в Москве в 1992 году. Она явилась преемником внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот базис, на котором выстраивается система, получившая в законодательстве название — дополнительное образование детей. Главное принципиальное отличие его от своего предшественника в том, что это образование ведется так же, как другие типы и виды образования, — по конкретным образовательным программам. Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно, разнонаправлено, наиболее вариативно.

    Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте.

    Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

    Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельность: здесь ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.; создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

    Дополнительное образование детей дорожит индивидуальным творчеством ребят: ведь все эти знания для школьников личностно значимы. Через это открытие они открывают мир и находят свое место в нем.

    Дополнительное образование детей оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании.

    Несмотря на то, что сегодня дополнительное образование детей несет на себе отпечаток прошлого отношения к нему, в нем появляются совершенно новые черты.

    Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей, и появилось бесчисленное множество дополнительных образовательных услуг.

    Во-вторых, дополнительное образование детей приобрело гибкость, невероятную для такой консервативной сферы, как образование и педагогика.

    В-третьих, отмечается явная тенденция к дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы действия дополнительного образования детей. Городская система дополнительного образования детей в Москве — явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

    • личностная ориентация образования;
    • профильность;
    • практическая направленность;
    • мобильность;
    • многофункциональность;
    • разноуровневость;
    • разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
    • индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
    • реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
    • реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

    Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы Москвы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.

    Концепция развития столичного образования на период 2012 по 2016 год, принятая правительством г.Москвы от 27.09.11., определяет, что среди образовательных учреждений, учреждения дополнительного образования детей были и остаются одним из самых определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи. Поэтому так важно, что растёт численность воспитанников в учреждениях дополнительного образования. Одним из приоритетов московского правительства является развитие дополнительного образования.

    В первой тройке направлений деятельности детей и в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных учреждениях находятся спортивное, художественное, техническое направления. Для приобретения опыта социального поведения кроме знаний, необходимы навыки и привычки правильного поведения, которые вырабатываются при личном и деятельном участии детей в полезных творческих делах, вместе с друзьями и старшими товарищами в клубе, команде, общественном объединении. Здесь не может быть социального вакуума. Свободная среда заполняется либо добрыми делами, либо дурным, асоциальным и противоправным поведением.

    Программа развития столичного образования на период 2012-2016г.г. направлена на исполнение приоритетных задач. Приоритеты общего и дополнительного образования города Москвы состоят в том, чтобы обеспечить вклад образования в формирование личности, в улучшение жизни детей и всего населения.

    Главными задачами развития образования детей и молодежи являются:

    • комплексное развитие сети образовательных учреждений для обеспечения доступности образования, независимо от территории проживания и состояния здоровья;
    • создание в системе образования условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся и воспитанников, оказания помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
    • создание условий для качественного образования с помощью использования в образовании экономических, интеллектуальных, социокультурных и спортивных ресурсов города Москвы.

    Наряду с общими задачами образования, основными задачами дополнительного образования являются:

    • содействие в профессиональном самоопределении учащихся, которое обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания;
    • воспитание и развитие культурно-нравственной личности, решение этой проблемы осуществляется во всех звеньях, составляющих процесс образования, в том числе в ходе учебно-воспитательной работы по предметам художественно-эстетического цикла.

    Основная цель взаимодействия педагога и воспитанника на занятиях по предметам художественно-эстетического цикла - создать условия для формирования позитивного отношения к культурным ценностям для овладения приемами познания мира через художественные образы. И одним из важнейших направлений в системе художественно-эстетического образования является музыкальное обучение.

    Современная концепция музыкально-эстетического обучения и воспитания рассматривает музыку как источник и способ развития ребенка, как метод освоения содержания других предметов, как «почву», на которой могут произрастать духовные, нравственные, эстетические и творческие потенции ребенка.

    Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости. Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой. Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.

    Воспитательная роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в эмоциональном восприятии начала извечных человеческих ценностей - любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования.

    Развивающая роль занятий музыкой определяется художественно-творческим характером музыкальной деятельности, направленностью на самовыражение, на самосозидание. Освоение музыки помогает развить мышление образное и логическое, абстрактное и конкретное; музыка формирует чувство ритма и гармонии, наблюдательность, память, воображение, голосовой аппарат, мелкую моторику пальцев.

    Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий достигают успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития. 

    Художественно-эстетическое образование, как одно из направлений дополнительного образования, играет большую роль в социализации многогранной личности, и, являясь частью дополнительного образования, большое влияние оказывает на формирование и развитие культурного уровня подрастающего поколения.

    Ребенок, занимаясь творчеством, постигает самую главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. Когда-то С. Я. Маршак писал: «Труд, окрыленный интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». Современным детям уже не требуется объяснять, что изменились представления о влиянии школы на формирование личности ребенка; растет престиж учреждений дополнительного образования детей, расширяется их образовательный потенциал.

    Сами же дети все более настойчиво заявляют о своих правах, интересах, нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение противоречий между различными возрастными категориями, обращают внимание взрослых на то, что им плохо живется в ситуации общего цинизма, агрессии, жестокости.

    Вполне благополучные, на первый взгляд, современные дети испытывают страх перед своим будущим, боятся стать взрослыми, болезненно переносят обман, предательство, одиночество, в основном надеются только на себя и частично на родителей; не доверяют политическим лидерам; имеют собственное мнение о переустройстве общества; хотят заработать деньги, чтобы иметь при вхождении во взрослую жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивают право на раннюю экономическую самостоятельность; изъявляют желание заниматься искусством, бизнесом; не считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.

    И в этой связи возрастает роль дополнительного образования детей. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности.

    Сегодня востребованы не просто узкопрофильные специалисты, а люди способные формировать гражданское общество, помогать ребятам в профессиональном самоопределении, способствовать реализации их сил, знаний, полученных в школе.

    Педагогу необходимо находить пути помощи человеку для построения гармоничной системы взаимодействия и взаимоотношений с людьми, с миром и с самим собой, что является актуальной проблемой социально-педагогической практики. Исходя из данной проблемы, я считаю, что вопросы социализации и социальной адаптации детей, возможно успешно решать только в содружестве коллективов образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, семьи, социума, при активной организующей роли социальных педагогов. Основное и дополнительное образование – равноправные сферы общего образования, обеспечивающие его целостность, поэтому учреждения дополнительного образования детей имеют большие возможности для успешной реализации социально-педагогических моделей деятельности, что способствует накоплению детьми и подростками опыта гражданского поведения, обеспечению духовного и творческого развития, осознанному выбору профессии, социализации. Учреждения дополнительного образования являются тем институтом общества, который в состоянии интегрировать воспитательные усилия социума для эффективного решения задач социальной адаптации и социализации личности. Ко всему, система дополнительного образования, имеет, несомненно, значимый социально-культурный потенциал, который необходимо развивать с помощью совершенствования учебного процесса, опираясь на знания педагогов психологии детей и молодежи.

    Дополнительное образование необходимо интегрировать в систему общего. Педагоги должны быть приравнены по статусу к учителям, а достижения детей в кружках и в объединениях засчитывать при выдаче аттестатов. Но дополнительное образование не имеет образовательного стандарта в отличие от общего образования, поэтому такое положение требует высокой профессионально-педагогической квалификации, компетентности педагогических кадров дополнительного образования. Здесь играет роль уровень образования педагога, стаж педагогической работы.

    Если мы хотим, чтобы наши дети были добрыми, вежливыми, культурными, трудолюбивыми, заботливыми, мы должны создать нравственно здоровые условия в нашем обществе, где бы несовершеннолетние получали опыт добропорядочных отношений.



    Предварительный просмотр:

                                             Савина Алина Анатольевна,

    педагог дополнительного образования

    (хоровое пение, музыкально-хоровой центр «Лель»)

    ГОУ Зеленоградский Дворец творчества детей и молодежи.

     «Не для школы – для жизни учимся»

    Любовь к песне началась в детстве. Помню не закрывающуюся крышку фортепиано, которое в качестве трофея после второй мировой войны было перевезено из Германии. Пели дедушка, папа, дядя, дедушкины родственники. Все стремились проявить свой музыкальный от природы талант, исполняя классические произведения, песни, романсы, озорные куплеты... Многих сейчас уже нет, но фортепиано и сегодня вокруг себя собирает внуков, правнуков тех, кто стремился выражать себя через любовь к музыке. Воспитываясь в творческой среде, не возможно было не заразиться любовью к музыкальному искусству, и я поняла, что хочу связать свою жизнь с пением. Еще, учась в школе, я увлеченно пела в хоре, любила слушать исполнение различных хоровых коллективов.

    Пришло время, и судьба подарила мне возможность учить других музыкально-хоровому искусству, оставлять частицу себя, свою любовь к пению, мастерство и опыт. Для меня каждый ребенок – артист хора. Я радуюсь, слыша восторженные аплодисменты, когда поют мои воспитанники, выражающие через пение свои чувства, эмоции, показывающие свои умения исполнения, которые им я передаю. Две мои ученицы продолжают свое обучение в учебных заведениях на музыкально-педагогических отделениях, и мечтают о дальнейших успехах в избранном пути.

    Что такое хоровое пение? Как научить петь?

    Хоровое пение – это музыкально-исполнительская техника, ансамбль, артистизм. Научить петь, значит научить умению передать настроение произведения, эпоху, стилистику, в котором оно было написано, передать свое эмоциональное отношение к сочинению, что в совокупности является самым главным в хоровом искусстве. Хоровое пение – это органичная передача коллективом духовности, чувственности музыки и поэзии – я так это вижу.

    Я практически каждый день с моими учениками на протяжении всего учебного года. Это и музыкально-хоровые занятия, концерты, конкурсы, фестивали, результатом которых гордимся не только мы. Поездки, гастроли, новые города, страны – все время вместе. И тут я не только учитель, а и психолог, друг… Человек, который влияет, формирует, воспитывает характер – это очень ответственно. И все, что я делаю, я делаю с любовью, я делаю для торжества  жизни.



    Предварительный просмотр:

    Методическая работа

    ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ, КАК ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

    Педагог дополнительного образования

    Савина Алина Анатольевна

    2012 год

    ЗНАЧЕНИЕ ХОРОВОГО ПЕНИЯ, КАК ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ГОЛОСА.

    Хоровое пение - один из видов коллективной исполнительской

    деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему

    и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их

    мировоззрения, формированию будущей личности.

    Решение задач музыкального воспитания возможно только при условии

    достижения детьми художественного исполнения музыкального произведения.

    Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём

    должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому

    выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и

    умениями.

    Работа над песней - не скучная зубрёжка и не механическое подражание

    учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное

    восхождение на высоту. Учитель доводит до сознания детей, что над каждой,

    даже самой простой песней следует много работать.

    Хоровое  пение  -  наиболее  доступная  исполнительская   деятельность

    школьников.   Правильное   певческое   развитие,    с   учётом    возрастных

    особенностей и закономерностей  становления  голоса,  способствует  развитию

    здорового голосового аппарата.

    Для развития и воспитания детского  голоса  учителю  необходимо  знать

    голосовые и певческие возможности ребёнка. Так, у шестилетнего ребёнка,  они

    невелики и обусловлены тем, что его певческий аппарат ещё не сформирован.

    Диапазон,  в котором  наиболее  хорошо  звучит  голос  первоклассника,

    небольшой: ми1- соль1, фа1-  ля1.Следовательно,  в  качестве  материала  для

    пения  на  первых   занятиях,   следует   использовать   несложные,   весьма

    ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры.

    Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется, в работу включаются

    песни, попевки,  построенные  на  звуках  тонического  трезвучия,  отдельных

    фрагментах лада.

    В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии

    с помощью двигательных,  наглядных  приёмов,  что  способствует  координации

    слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.

    У второклассников наиболее естественно голос звучит в  диапазоне  ми1-

    си1. Данный диапазон благоприятен, прежде всего, для  слухового  восприятия.

    В то же время он определяется возможностями голосовых  связок,  который  ещё

    довольно тонкие и короткие. Следовательно, на  занятиях  следует  добиваться

    ненапряжённого, лёгкого и светлого звучания.

    К концу второго года обучения середина  певческого  диапазона  ребёнка

    укрепляется и совершенствуется, окраска  звука  становится  разнообразной  в

    зависимости от характера и содержания песни. Звучание  голоса  выравнивается

    в диапазоне ре1-ре2. У отдельных детей  можно  встретить  даже  звуки  малой

    октавы (си, ля), но они, как правило, звучат неярко и напряжённо.

    С  третьего  года  обучения  звучание  голоса  выравнивается  на  всём

    диапазоне до1-ре2(ми2).

    Сила голоса у детей 6-ти, 8-ми лет не имеет широкой амплитуды. Для них

    наиболее типичным будет использование умеренных динамических оттенков  -  mP

    и mF. Большой вред может принести требование насыщенного звучания на  нижних

    звуках диапазона и тихого - на верхних. Частое использование высоких  звуков

    диапазона говорит о неудобной тесситуре.

    У  младших  школьников  происходит  становление  характерных   качеств

    певческого  голоса,  поэтому  тембры  детских   голосов   должны   постоянно

    находиться в центре внимания учителя.

    Следует отметить, что приобщение школьников к  певческой  деятельности

    является важным условием формирования их музыкальной культуры.

    Особое  значение   имеет   высокохудожественный   репертуар,   который

    осваивается в определённой системе и последовательности.

    Успех работы зависит от умений  учителя,  знаний  и  учёта  возрастных

    особенностей  детского  голоса,  дифференцированного  подхода  к  детям  при

    формировании у них певческих  навыков,  развитии  музыкальных  и  творческих

    способностей.

    ПРОБЛЕМА ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, НАУЧНО ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. ОБОБЩЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА.

    В своей работе я  опиралась  на  изучение  большинства  доступных  мне

    исследований в области методики вокального  воспитания  детей.  Хотелось  бы

    отметить статьи и очерки  С.  Гладкой,  Н.  Тевлина,  Н.  Черноиваненко,  Л.

    Дмитриева, О.  Апраксиной,  Л.  Безбородова,  Г.  Стулова  и  многих  других

    педагогов, которые помогли мне в работе над данной темой.

    В предлагаемой квалификационной работе я попыталась изложить  основные

    моменты своей работы с детским хором.

    Какую цель мы ставим перед собой, когда учим детей петь  в  хоре?  Для

    меня главная цель-  развитие  личности  ребёнка,  его  эмоционального  мира,

    зарождение и  развитие  эстетического  чувства.  На  мой  взгляд,  певческая

    деятельность - наиболее доступный способ музицирования. Для того чтобы  дети

    хотели петь, учителю необходимо показать  всю  красоту  звучания  певческого

    голоса, сделать процесс обучения интересным для них.

    В статье Г. Урбановича «Певческий  голос  учителя»  довольно  подробно

    разбирается,  какими  вокальными  навыками  должен  обладать   преподаватель

    музыки.

    В своём очерке он пишет о том,  что  голос  является  главным  орудием

    учителя: «В задачу учителя входит не только умение петь, но и а умение  петь

    так красиво, чтобы его голос нравился детям. Учитель  должен  уметь  петь  и

    без  музыкального  сопровождения  и   аккомпанируя   себе   на   музыкальном

    инструменте,  обладать  большой  палитрой  голосовых  красок,  разнообразием

    тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего  голоса  и,

    наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять...»15)

    Когда  дети  приходят  ко  мне  в  сентябре,  после  прослушивания,  в

    специальной тетради я делаю запись о каждом ребёнке. Пока один  поёт  -  все

    остальные - слушают.

    Фамилия Имя,   |Возраст  |Интонация   |Ритм  |диапазон  |Особенности характера

    Естественно, что эти записи не окончательны  и  приблизительны.  Очень

    часто заполняются не все графы сразу, а отмечается лишь самое  существенное,

    бросающееся в глаза.

    Во время прослушивания прошу ребёнка спеть любую песенку. Один куплет,

    очень редко два. Для многих детей это задание оказывается  сложным,  ребёнок

    не может вспомнить ни одной песни. В данном  случае  я  предлагаю  несколько

    детских «шлягеров» из репертуара детского сада.

    При  выполнении  данного  задания  проверяются  интонация   и   умение

    держаться в тональности, память, диапазон, а часто и  музыкальная  среда,  в

    которой растёт ребёнок (видна по репертуару, которым владеет ребёнок).

    Проверка ритмического чувства проводится в форме игры  в  «ЭХО».  Дети

    прохлопывают или простукивают карандашом ритм вслед за мной.

    Изначально предлагаю наипростейший, элементарный ритм, а затем усложняю.

    Далее на уроках  продолжается активизация ритмического чувства в музыкально-

    ритмических движениях. В работе  используются  методы,  предложенные  Л.  Г.

    Дмитриевым и Н. М. Черноиваненко:

    1. Игра «ЭХО В ДВИЖЕНИИ»: повторение ритмического  мотива  сначала  хлопками

    над головой, за спиной и т.д., затем притопами с  простейшими  движениями

    на месте или комбинированием прихлопов по бокам и притопов.

    2. Ученики  получают  задание:  Прохлопать  или   проговорить   ритмический

    рисунок, переданные движением. Сначала выразительный ритмический мотив  в

    движении показывает учитель, затем ученик, а остальной класс передаёт его

    хлопками.

    3. Класс делится на 3  группы,  которые  одновременно  делают  следующее:  1

    группа: прохлопывает простой ритм:

    2 группа - простукивает карандашом немного усложнённый ритм:

    3 группа - прохлопывает усложнённый ритм:

    В этой игре группы меняются,  таким  образом,  каждый  ребёнок  может

    прочувствовать каждый  из  вышеуказанных  ритмов  и  в  то  же  время  здесь

    закладываются зачатки ритмического ансамбля.

    Благодаря данным приёмам, у ребёнка развивается чувство ритма, и  они

    не устают потому, что обучение проходит в форме игры.

    Что касается первого прослушивания, то результаты его не  окончательны

    и, естественно, не всегда объективны.

    Главной задачей первого знакомства является выявление «гудошников»  и

    явно способных детей.

    Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения  пению  младших

    школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости  от  поставленных

    на каждом этапе задач.

    Я выделяю три  этапа развития певческих навыков.

    1-ый период: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают

    кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности я демонстрирую  картинку,

    на которой изображен хор, а также мы  прослушиваем  пластинку  со  звучанием

    детского хора.

    После получения сведений о том, что же такое хор – объясняю, что и  их

    класс может стать хором, но для  этого  им  придется  постараться.  Далее  –

    объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно  опускаются

    вниз  или  на  колени,  голову  держать  прямо,  рот   открываем   свободно.

    Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению»  звука,

    его красоте. К этим требованиям приходится  возвращаться  каждый  урок,  так

    как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.

    2-ой  период:   первичное   освоение   певческих   навыков   (дыхание,

    звукообразование, дикция). Огромную  роль  в  развитии  первичных  вокально-

    хоровых навыков играет дыхание. Детские  легкие  малы  по  своей  емкости  и

    отсюда – естественная ограниченность силы звука детского  голоса.  С  первых

    уроков  приучаю  детей  брать  дыхание  по  дирижерскому  жесту.   Предлагаю

    несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули  аромат  цветка,

    надули шарик и т.д.

    Я неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох.

    Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже  с  призвуком,  но  со

    временем это проходит.

    Часто при пении у детей начинают подниматься плечи.  В  таких  случаях

    объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и  не  задирая

    высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие.

    На этом  этапе  обучения  работаю  над  смешанным  дыханием,  так  как

    развивать какой-то определенный тип дыхания –  вредно,  потому  что  в  этот

    период  дыхание  у  детей  –  поверхностное.  Правильное  певческое  дыхание

    связано с правильной аттакой звука. На данном этапе  обучения  –  используем

    только  мягкую  аттаку.  Она  способствует  развитию  кантиленного  пения  и

    образованию спокойного, мягкого звука.  Твердая  аттака  обычно  приводит  к

    форсированию звука, что может губительно сказаться  на  развитии  голосового

    аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают  текст  в  ритме

    песни. Главным же в вокальном искусстве  является  связное,  плавное  пение,

    поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного  пения.

    Для достижения этой цели применяю русские народные напевки, например:

    Огромное значение  при  обучении  имеет  знание  диапазона  детей,  их

    примарные тона. «Звучащая зона» интересующего меня возраста (дети 7-10  лет)

    расположена от ми1 – си1 (до2).

    В первом классе из этой  «зоны»  наиболее  звучащими  являются:  соль,

    соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и  ниже

    к «фа», «ми».

    На выразительное исполнение произведения  огромное  влияние  оказывает

    дикция. Наиболее яркое определение  дикции  я  нашла  в  книге  Е.  Сарычева

    «Сценическая речь»: «…Слово дикция в точном переводе значит  –  произношение

    (от латинского dictio – произносить). Под  хорошей  дикцией  подразумевается

    четкое и ясное произношение, чистота  и  безукоризненность  звучания  каждой

    гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом»16).

    Как  же  работать  над  дикцией  в   хоре?   Эту   проблему   подробно

    рассматривают в своих методических трудах К. П. Виноградов, В.  К.  Тевлина,

    Л. Г. Дмитриев, Н. М. Черноиваненко и  другие.  В  основном  выделяются  два

    этапа работы над произношением:

    1-ый этап.  Рекомендуется  начинать  работу  с  формирования  округлых

    гласных в умеренных по темпу песнях

    Отмечено, что у детей  младшего  школьного  возраста  тембр  неровный.

    Обычно это происходит из-за «пестроты»  гласных.  Для  ровного  их  звучания

    дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех  звуках  доступного

    диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных  «у»,  «ю»,

    а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание  в  вокальном

    формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные  «о»,

    «ё»  способствуют  образованию  округлого  красивого   звука.   Специального

    округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы»,  «а»-  к

    «о»,  «е»-  к  «е».  Немаловажное  значение  в  произношении  гласных  имеет

    положение  рта  и  губ.  Если  гласные  необходимо  тянуть,   то   согласные

    произносятся чётко и легко.  Прежде  всего,  необходимо  учащимся  прививать

    умение ясно и одновременно произносить согласные в  конце  слова.  Некоторые

    согласные необходимо произносить утрированно, в  первую  очередь-  согласную

    «р».Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить  согласную

    к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не «звон-ко».

    Здесь часто сталкиваюсь с  трудностью:  дети  начинают  слишком  чётко

    выговаривать текст, пение напоминает «разговор с  сопровождением».  Теряется

    навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть  мелодию  с

    закрытым ртом несколько  раз,  чтобы  дети  в  дальнейшем  не  акцентировали

    внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.

    2-ой этап:

    Дети учатся выделять главные в смысловом отношении  слова.  На  данном

    этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям  текст  и  попросить

    их   самостоятельно   выделить   те   слова,    которые    могут    являться

    кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать  как

    можно больше  мнений.  Важно  обязательно  следить,  чтобы  дети  не  просто

    назвали слово или фразу, которые  надо  выделить,  но  и  объясняли,  почему

    именно названные  им  слова  являются  главными,  кульминационными.  В  этом

    возрасте важно выбирать произведения, в  которых  кульминация  сопровождения

    совпадает с кульминацией текста.

    Если   говорить   об   ансамбле,   то   подразумевается   работа   над

    уравновешенным, согласованным звучанием всего  хора.  Говоря  о  работе  над

    ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о  воспитании  ритмического,

    динамического и темпового видов ансамбля.

    Для развития ритмического ансамбля необходимо петь песни с  движением.

    Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки,  повороты

    вокруг себя. Например: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу»  (хороводная),

    «Стой, кто идёт» (марш).

    Наиболее  сложным  ансамблем  в  младшем  школьном  возрасте  является

    интонационный и  динамический  ансамбль.  Очень  часто  встречаются  случаи,

    когда  ребёнок  имеет  сильный,  выделяющийся  из  хора  голос,  который  не

    говорит  о  хорошем  качестве  слуха.  В  данном  случае  следует   тактично

    объяснить ребёнку, что его  громкое  пение  нарушает  общее  впечатление  от

    песни.

    Динамический и интонационый ансамбль зависит так  же  от  правильного

    расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё  место  в

    хоре. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного,  иногда

    отдельными рядами или группами по качеству интонирования  или  по  характеру

    звучания их  голосов:  высокие,  средние,  низкие  -  это  даёт  возможность

    дифференцировать  свою  работу  по  отношению  к  каждой  группе   учеников.

    Исполнение песен происходит не только всем классом,  но  и  группами.  Здесь

    можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат  верное

    пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.

    Работа  над  строем  начинается  с  первых  уроков.  Очень   редко   у

    первоклассников встречается точное интонирование. Причины  этого  явления  -

    различны:  Отсутствие  координации  между  слухом  и  голосом,   заболевания

    голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях  у  детей

    происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается  чистая  интонация  в

    пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии.

    Во время работы над первичными певческими навыками у детей  выделяется

    ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:

    1. У многих детей, даже с хорошим  слухом,  отсутствует  координация  между

    слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.

    2. Некрасивый тембр

    3. Пропуск согласных в конце и их искажение

    4. Неумение правильно взять  дыхание,  что  приводит  к  шумному  вздоху  и

    стремительному выдоху

    5. Использование твёрдой, активной  подачи  звука,  которое  может  вызвать

    форсированное пение.

    6. Невосприимчивость к музыке.

    Этот период подразумевает  под  собой  долгую  и  кропотливую  работу.

    Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное  развитие

    всех навыков хорового пения (организация времени).

    В процессе развития  хоровых  навыков  у  младших  школьников  следует

    закреплять  совершенствовать  и   закреплять   полученные   умения,   а   не

    останавливаться на достигнутом:

    1. Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов  и

    обобщений.

    2. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением:

    преподаватель, магнитофонные записи, пластинки.

    3. Использовать в репертуаре разных по настроению произведений.

    4. Повышать требования к исполнению

    3-ий этап:

    Даёт  возможность  сосредоточить   максимум   внимания   учеников   на

    художественно- исполнительных  задачах  –  сознательное  восприятие  текста,

    ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.

    Конечно, такое деление развития хоровых навыков у  младших  школьников

    очень условно. 2-ой этап работы достаточно велик  и  было  бы   уместно  его

    поэтапное деление, но опыт показывает, что все  хоровые  навыки  развиваются

    одновременно.

    До тех пор, пока не произошло формирование вокально-хоровых навыков  у

    детей  -  трудно  говорить  об  эмоциональном  и  выразительном   исполнении

    произведения.

    В  описанной  далее  практической  работе  демонстрируется  применение

    существующих  методик  формирования  первоначальных  певческих   навыков   у

    младших школьников.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

    В практической работе мной  были  систематизированы  и  обобщены  все

    знания,  полученные  из  методических  трудов,  приведённых  выше.   Следует

    отметить, что детские  голосовые  связки  коротки  и  тонки,  поэтому  имеют

    высокое звучание, ограниченный диапазон, особую лёгкость. В  описанной  ниже

    работе учитываются эти особенности.

    ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    1-ый класс

    Особое внимание при пении уделяется посадке. Для  каждого  ребёнка  на

    уроке предусмотрено своё  место.  К  более  сильному,  хорошо  интонирующему

    ребёнку  сажаю более слабого ребёнка.  На  занятиях  поют  так  же  не  все.

    Сначала прошу спеть группу, которая хорошо  интонирует,  а  затем  подключаю

    весь класс. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более  сильных

    и подстраиваться под них.

    Распевание длится  3-5  минут,  так  как  на  пение  на  уроке  музыке

    выделяется около 20 минут. При распевании   дети  привыкают  реагировать  на

    дирижёрский жест.

    В целом вокально-хоровые упражнения делятся на две категории:

    1.   применяются  вне   связи,   с   каким   либо   конкретным   исполняемым

    произведением. Данные упражнения способствуют достижению  более  высокого

    уровня художественного исполнения.

    2.  направлены  на  преодоление  конкретных   трудностей   при   разучивании

    произведения.

    В первом классе применяются распевки предлагаемые Л.Левандовской)

    Каждое упражнение способствует  развитию  конкретных  вокально-хоровых

    навыков и помогает их отработке.

    1. Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для  выработки  чёткой

    дикции:

    2. Упражнение для  освобождения  скованной  челюсти  и  для  развития  плавного

    звука:

    3. Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука:

    2-ой и 3-ий классы

    Во втором и третьем  классе  уделяется  большое  внимание  работе  над

    различными способами звуковедения:

    1. Освоение приёмов цепного пения

    2. Работа над расширением диапазона

    Из вышеуказанных  задач  усиливается  роль  вокальных  упражнений.  На

    данном этапе вокально-хоровым упражнениям уделяется 10 минут, и они  делятся

    на два этапа работы:

    - распевания А. Яковлева

    - фонопедические упражнения В. Емельянова, в которые входят голосовые

    игры

    На первых порах для детей это забава, но  позднее  -  более  серьёзная

    работа.

    1. Упражнение для освобождения скованной челюсти:

    2. Упражнение, способствующее расширению диапазона:

    Очень  часто  у  детей  зажата  нижняя  челюсть,   в   таких   случаях

    предлагается следующее упражнение:  поставить  к  подбородку  кисть  руки  и

    следить, опускается ли подбородок при  пении  гласных  «о»,  «а»,  «у».  Для

    более чистого интонирования  предлагается  следующее:  кисть  руки  ракушкой

    приложить к уху, чтобы лучше слышать себя. Это  прекрасный  способ  контроля

    интонации.

    РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ

    Перед первым слушанием песни очень кратко рассказываю об авторе стихов

    и композиторе, написавшем песню.

    Новое  произведение  исполняется  целиком,  максимально  выразительно.

    Иногда демонстрирую детям разные исполнения: слушаем пластинку,  на  которой

    детский хор исполняет данное произведение. Прошу детей  сравнить  исполнение

    и выявить то,  которое  наиболее  образно  и  глубже  раскрывает  содержание

    произведения.

    При первом исполнении произведения необходимо показать, к чему  должен

    стремиться ребёнок при исполнении песни.

    После  показа  дети  рассказывают  о  содержании  песни,   обязательно

    останавливаемся на непонятных словах, анализируем в  общих  чертах  характер

    музыки,  поскольку  более  подробный  анализ  проходит  далее   в   процессе

    разучивания (движение мелодии, скачки, плавность).

    При  разучивании  необходимо  чётко  показывать  необходимые   штрихи,

    дыхание.

    При разучивании жест несколько утрирую, добиваясь  желаемого  качества

    пения. Прививаю  детям  навык  протяжного  пения  (пропевание,  протягивание

    гласного звука), а также уделяю внимание правильному вокальному  делению  на

    слоги.

    Перед показом произведения необходимо у себя  в  партитуре  проставить

    все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамика, фразировка.  Заранее

    продумать  все  сложности  произведения:  сложности  в  тексте,   в   форме,

    фразировке, дыхании.

    Разучивание  проходит  частями:  фразы,  предложения,  куплеты.  Перед

    началом пения необходимо 2-3 раза пропеть  детям  фрагмент,  предназначенный

    для разучивания, при этом  необходимо  высотное  тактирование,  чтобы  детям

    было  легче  запомнить  движение  мелодии.  Каждый  раз  перед   пропеванием

    ставятся новые задачи перед детьми: пропой про себя  с  учителем;  определи,

    какие слова являются главными в смысловом отношении и т. д.

    В работе используется метод заучивания по слуху. После разучивания  по

    фразам необходимо спеть  весь  куплет  целиком,  при  этом  у  детей  должен

    остаться целостный образ. Целиком произведение выучивается за  3-4  урока  –

    сюда входит и не только выучивание  текста  и  чистое  интонирование,  но  и

    выполнение всех общих задач.

    На одном занятии  успеваем  проработать  2-3  песни.  На  одном  уроке

    происходит совмещение разных произведений и разных этапов работы над ними.

    В каждом произведении – ставятся различные  цели  и  задачи.  В  одной

    песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над  фразировкой,

    дыханием и т.д.

    Иногда встречаются произведения небольшие и с квадратной структурой. В

    данном  случае  разучиваем  песню  целиком  на  слух.  А  затем   проводится

    детальный анализ. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и  дети

    имеют возможность её запомнить. Спев песню целиком,  проводится  работа  над

    деталями.

    Большое место в хоровой работе уделяется  тексту.  Текст  учим  только

    вместе с мелодией, так как хорошо выученная мелодия не гарантирует  качества

    вокального звучания.  Мало  знать  только  текст,  необходимо  каждое  слово

    «впеть», соединить его  с  определённой  высотой  звучания,  «облагородить».

    Нарушение этого правила приводит к тому, что  хорошо  звучит  у  детей  лишь

    первый куплет, а остальные- всё хуже и хуже.

    Очень важно,  чтобы  дети  глубоко  проникли  в  художественный  образ

    произведения.  Для  этого  необходимо  прочитать  детям  текст,  после  чего

    обсудить  содержание  произведения,  при  наличии  нескольких   куплетов   –

    содержание каждого куплета.  Я  использую  на  уроках  близкие  по  тематике

    стихи, показываю репродукции картин.

    Научить детей сопереживать, сочувствовать,  задумываться  –  вот  цель

    моей учебно-воспитательной деятельности.

    Раз в  два  месяца  проводится  интегрированный  урок  –  по  наиболее

    запомнившимся  и  понравившимся  песням,  дети  рисуют   рисунки   красками,

    поскольку  краски  дают  больше  простора  для  фантазии,  чем  карандаши  и

    фломастеры (богаче цветовая гамма).

    Очень тщательно рассматривается песенный репертуар – по  принципу  его

    доступности, то есть исходя из  реальных  певческих  возможностей  детей,  с

    учетом их возрастных особенностей. Предпочтение  отдается  трем  музыкальным

    сборникам:

    - Л. Левандовская «Музыка для первого класса» М. 1975 г.

    - «Планета детства» – автор составитель  Н.  Н.  Озерова.  Это  хрестоматия

    песенного репертуара в двух частях. В первую – включены произведения  для

    учащихся вторых-третьих классов.

    - Ж. Металлиди «Чудеса в решете» на стихи И. Демьянова и О.  Сердобольского

    – очень яркие песни-миниатюры для детей первого класса.

    Наряду  с  этими  сборниками  отдаю   предпочтение   народной   песне,

    классической и современной песне. С  большим  удовольствием  дети  исполняют

    произведения В. Шаинского, Б.  Савельева,  Г.  Струве,  М.  Парцхаладзе,  А.

    Лядова, В. Калинникова, А.  Аренского.  При  отборе  песен  особое  внимание

    уделяется техническим возможностям голосового аппарата и  уровню  подготовке

    детей: диапазон, характер звуковедения, дыхание, дикция, ансамбль, строй.

    В  конце  четверти  исполняем  самые  полюбившиеся  песни.  Для  самых

    старательных и активных детей существует система поощрений. Это дает  стимул

    для детей – дети становятся более активными и старательными.

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ ПЕСЕННОГО РЕПЕРТУАРА.

    После всего  вышеизложенного  сам  собой  возникает  вопрос:  «Чем  же

    руководствоваться при выборе репертуара для детей?».

    Личная практика показывает, что в большинстве случаев дву-трех  нотная

    песня усваивается гораздо труднее, чем более или менее развернутая  мелодия,

    поскольку она более интересна и выразительна, чем ограниченная. Но при  этом

    не следует забывать, что на  самых  первых  занятиях,  когда  детский  голос

    неустойчив, следует использовать именно двух-трех нотные песни  с  несложным

    ритмическим рисунком.

    Хотелось бы рекомендовать следующие сборники песен для детей:

    Лядов:      «Шесть детских пьес на народные  тексты».  Тетрадь  1  для

    первого класса.

    Гречанинов:«Петушок» (для первого класса)

    «Ай-ду-ду» (второй-третий класс)

    Кюи:        «17 детских песен» (для первого и второго класса)

    «Еще 17 детских песен» (для третьего класса)

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    В  предлагаемой  работе  была  рассмотрена  проблема становления навыков  хорового  пения  на  уроках  музыки  у  детей  младшего школьного возраста.

    Тема  охватила  круг  вопросов,  которые  основываются   на   системах

    музыкально-хорового воспитания следующих авторов: Тевлиной  В.  К.,  Гладкой

    С., Черноиваненко Н., Дмитриевой Л. Г., Виноградова К. П..

    Эти системы получили  дальнейшее  развитие  и  на  современном  этапе,

    поскольку  музыкально-хоровое  воспитание  является  частью  интегрированной

    системы подготовки личности.

    Сейчас огромное значение уделяется эстетическому воспитанию  детей.  В

    школах  вводятся  такие   предметы   как:   искусствоведение,   краеведение,

    культурология, история  города,  актерское  мастерство,  хореография.  Среди

    разнообразных видов детского художественного творчества  трудно  переоценить

    привлекательность  и  эффективность  хорового  пения,  эстетическая  природа

    которого создает   благоприятные  предпосылки  для  комплексного  воспитания

    подрастающей личности.

    Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной

    культуре,  а  коллективное   пение   –   это   прекрасная   психологическая,

    нравственная и  эстетическая  среда  для  формирования  лучших  человеческих

    качеств.   В   школьных   хорах   дети   приобретают   навыки   музыкального

    исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

    В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе общеобразовательной школ целенаправленным и последовательным.

    СНОСКИ

    1)-  Из устава женской гимназии им. Святой Марии.

    2)- В. Муринов. Журнал «Школа и жизнь»,  ст.  «Украшение  жизни»  1992

    г.№3

    3)- С. Миропольский. «О  музыкальном  образовании  народа  в  России».

    Стр.80

    4)- С. Миропольский « О  музыкальном  образовании  народа  в  России».

    Стр.123-124

    5)- А. Н. Карасёв «Методика пения». Стр.12

    6)- А. Н. Карасёв «Методика пения». Стр.21

    7)- А. Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.10

    8)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.32

    9)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.47

    10)- А.Н. Карасёв «Методика пения». Стр.47

    11)- А.Н. Карасёв «Методика Пения». Стр.34

    12)- А.И. Пузыревский « О желательной  постановке  пения  в  городских

    училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32

    13)- А.И. Пузыревский «О  желательной  постановке  пения  в  городских

    училищах и школах». Журнал «Русская школа» 1892 год №7. Стр.32

    14)- О. А. Апраксина «Музыкально  воспитание  в  школе»  Вып.12.Москва

    1977 год.

    15)- Г. Урбанович «Певческий голос учителя»  в  сборнике  «Музыкальное

    воспитание в школе». Составитель - О. А. Апраксина. Вып.14.Москва 1978 год.

    16)- Е. Сарычев. « Сценическая речь» Москва «Просвещение»

    1984 год

    17)- Л. Левандовская «Музыка для 1-го класса».  Москва  «Музыка»  1975

    год.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн.  «Музыкальное  воспитание  в

    школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.

    2.  Гладкая  С.  «О  формировании  певческих  навыков  на  уроках  музыки  в

    начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание  в  школе».  Выпуск  14.

    Москва 1989 год.

    3.  Черноиваненко   Н.   «Формирование   творческих   способностей   младших

    школьников в певческой деятельности»  в  кн.  «Музыкальное  воспитание  в

    школе». Москва «Просвещение»1989 год.

    4. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания  в

    школе». Москва «Просвещение» 1989 год.

    5. Виноградов К.П. «Работа над дикцией  в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.

    6.   Сергеев   А.А.   «Воспитание   детского   голоса».   Москва   «Академия

    педагогических наук  РСФСР» 1950 год.

    7.  Урбанович  Г.  «певческий  голос  учителя  музыки»  в  кн.  «Музыкальное

    воспитание в школе» выпуск 12.Москва 1977 год.

    8. «Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина  О.А.  Москва

    «Просвещение»1990 год.

    9. Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва «Просвещение» 1988 год.

    10. «Музыка в школе». Составители: Т. Бейдер, Е. Критская, Л.  Левандовская.

    Москва 1975 год.

    11. «Планета детства». Составитель -  Озерова  Н.  Н.  Санкт-Петербург  1994

    год.

    12.  «Хрестоматия  по  методике   музыкального   воспитания».   Составитель-

    Апраксина О.О. Москва «Просвещение» 1987 год.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая разработка для проведения мониторинга результативности в отделении дополнительного образования

    Представлена разработка для проведения мониторинга результативности усвоения программы "Изобразительная студия" для отделения дополнительного образования детей. В состав входит  введение, основна...

    Методическая разработка занятия с использованием ЭОР в системе дополнительного образования "Интонационное богатство музыкального мира"

    Методическая разработка для педагогов музыкантов в системе дополнительного образования для работы с учащимися 10-12 лет.Цель:Сформулировать и зафиксировать в сознании учащихся понятия: интонация» и со...

    Методическая разработка "Оценка результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования"

    Мониторинг в той или иной мере существовал в системе общего и дополнительного образования всегда. Это и контрольные работы, и экзамены, и проверки. . . Но возникает вопрос, а чем именно нам, педагогам...

    Эссе на тему: «Я – учитель». Конкурс педагогического мастерства "Педагог года - 2019"

    Кто же такой учитель? Только ли это тот, кто ведёт уроки?  Не побоюсь высказать мнение, что учитель – это не наименование должности. Учитель – это человек, который обучает людей полез...

    Диплом муниципального конкурса педагогического мастерства"Педагог года Калмыкии-2019"

    Диплом 1 степени за участие в  муниципальном конкурсе педагогического мастерства"Педагог года Калмыкии-2019" в номинации "Учитель"....