Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"
методическая разработка на тему

Каныгина Татьяна Александровна

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подхода к воспитанию, через интеграцию, способствующую социальному самоопределению личности. Воспитанник должен быть готов к социализации, т.е. активно участвовать в жизненном процессе общества, влиять на самого себя, на свои жизненные обстоятельства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\РАЗНОЕ\лого цдт.png

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ МЕТОДИСТА

Муниципальное автономное образовательное учреждение  дополнительного образования детей

Центр детского творчества г. Курганинска

Методическая разработка

для молодых педагогов дополнительного образования

Выпуск 1

Курганинск, 2016

Аннотация

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей  планировать  воспитательную  работу  в   творческом объединении.  Планировать работу с  учетом  инновационного подхода  к  воспитанию,  через  интеграцию,  способствующую  социальному самоопределению личности. Воспитанник должен быть готов к социализации, т.е. активно участвовать в жизненном процессе общества, влиять на самого себя, на свои жизненные обстоятельства.

  1. Основные направления воспитательной работы

В соответствии с Программой развития воспитательная работа Центра осуществляется по следующим направлениям организации воспитания и социализации учащихся:

1)  Гражданско-патриотическое воспитание.

2)  Нравственное и духовное воспитание.

3)  Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.

4)  Интеллектуальное воспитание.

5)  Здоровьесберегающее воспитание.

6)  Социокультурное и медиакультурное воспитание.

7)  Правовое воспитание и культура безопасности.

8)  Воспитание семейных ценностей.

9)  Формирование коммуникативной культуры.

10) Экологическое воспитание.

1) Гражданско-патриотическое воспитание

Цель: формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

Задачи патриотического воспитания:

  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов;
  • воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
  • способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Содержание деятельности:

1.  Знакомство с темами, связанными с  патриотическим воспитанием учащихся на занятиях.

2.  Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику.

3.  Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам.

4.  Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.

2) Нравственное и духовное воспитание

Цель:  обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать  у  учащихся  осознание  значимости  нравственного  опыта  прошлого  и будущего, и своей роли в нем;
  • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
  • воспитание  добросовестного  отношения  к  своим  обязанностям,  к  самому  себе,  к общественным поручениям.

Формы реализации:

  • мероприятие, посвященное Дню Матери;
  • проект «Они защищали Родину»;
  • занятие памяти «Краснодарский край во время Великой Отечественной войны»;
  • конкурс рисунков, газет, плакатов, посвященных знаменательным датам;
  • просмотр художественных и документальных фильмов.

3) Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Цель:  формирование  у  учащихся  представлений  об  уважении  к  человеку  труда,  о  ценности труда и творчества для личности, общества и государства;

Формирование положительного отношения к труду в процессе подготовки и уборки своих рабочих мест, посадкой растений, организации летнего  лагеря  труда  и  отдыха;  подготовки  к  соревнованиям,  выставкам  и  другим  мероприятиям различного уровня.

Работа  в  период  каникул  является   неотъемленной  частью  системы  учебно-воспитательного процесса учреждения и строится с учетом разнообразных форм отдыха.

4) Интеллектуальное воспитание

Цель:  оказание  помощи  учащимся  в  развитии  в  себе  способности  мыслить  рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи:

  • определить  круг  реальных  учебных  возможностей  ребенка  и  зону  его  ближайшего развития;
  • создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  • формировать  интеллектуальную  культуру  учащихся,  развивать  их  кругозор  и любознательность.

Формы реализации:

  • учебные занятия;
  • доклады и сообщения учащихся;
  • участие в олимпиадах, конкурсах.

5) Здоровьесберегающее воспитание

Цели: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения; обучение ОБЖ.

Задачи:

  • формировать  у  учащихся  культуру  сохранения  и  совершенствования  собственного здоровья;
  • знакомить  учащихся  с  опытом  и  традициями  предыдущих  поколений  по  сохранению физического и психического здоровья;
  • способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу
  • познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте, на природе;
  • познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы реализации:

  • спортивные праздники и соревнования;
  • проект «Здоровье и безопасность»;
  • ознакомление со свойствами организма;
  • «Если дети любят мыло и зубной порошок, эти дети очень милы - поступают хорошо»;
  • «Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда»;
  • «Мое чудесное тело»;
  • «Наши болезни»;
  • «Азбука безопасности»;
  • трудовая деятельность;
  • художественная деятельность.

6) Социокультурное и медиакультурное воспитание

Цель: формирование у учащихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»; развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (например: на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве).

7) Культуротворческое и эстетическое воспитание 

Цель:  создание  условий  для  проявления  учащимися  в   объединениях  инициативы  и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеурочной деятельности.

Задачи:

  • создание  условий  для  равного  проявления  учащимися  объединения  своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • использование активных и нестандартных форм внеурочной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

  • участие в делах объединения;
  • участие в мероприятиях учреждения;
  • цикл мероприятий «Спешите делать добро»;  
  • «День Матери»;
  • «Праздник Осени»;
  • «Новогодний праздник»;
  • «А, ну-ка, мальчики!»;
  • Праздничный концерт для мам;
  • Итоговое занятие в каждом учебном году.

8) Правовое воспитание и культура безопасности:

  • формирования  у  учащихся  правовой  культуры,  представлений  об  основных  правах  и обязанностях,  о  принципах  демократии,  об  уважении  к  правам  человека  и  свободе  личности;
  • формирование электоральной культуры.

9) Воспитание семейных ценностей:

Цель:  формирование  у  учащихся  ценностных  представлений  об  институте  семьи,  о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; формирование у учащихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.

Формы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и семьи относятся:

  • анкетирование родителей;
  • индивидуальные беседы;
  • проведение консультаций на разнообразные темы;
  • оформление  уголка  сменной  информации  для  родителей  (памятки  для  родителей, информационные объявления, тематические стенды);
  • родительские собрания;
  • наглядные формы пропаганды.

Задачи взаимодействия:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;
  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
  • активное участие родителей в воспитании детей.

10) Формирование коммуникативной культуры:

Цель:  формирование  у  учащихся  дополнительных  навыков  коммуникации,  включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию.

11) Экологическое воспитание:

Цель:  воспитание у учащихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

  • расширение знаний по экологии, географии, истории края, района, города;
  • интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
  • укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным и духовным развитием;
  • воспитание патриотизма посредством занятий по краеведению;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Формы реализации:

  • участие в экологических акциях, выставках, конкурсах;
  • участие в делах Центра.

Задача педагогов дополнительного образования помочь воспитаннику раскрыть в себе всё лучшее, создать условия для развития его способностей, в том числе способностей к самоопределению, самореализации, саморазвитию, защитить в воспитаннике человека.

Для этого педагогу необходимо обеспечить следующие виды деятельности:

  1. Деятельность педагога по обеспечению здоровья учащихся.
  2. Общение.
  3. Организация досугу.

1. Деятельность педагога по обеспечению здоровья учащихся.

- Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.

- Педагог в течение всех лет работы с группой детей изучает особенности развития каждого ребёнка. С этой целью он знакомится с семьёй, выясняет причины заболевания детей (хронические, наследственные). Это поможет раскрыть причины отклонений в здоровье детей, поможет педагогу планировать учебную нагрузку на занятиях и во внеурочной деятельности посильную каждому воспитаннику.

- Педагог проводит тестирование на выявление психического состояния ребёнка, особенностей его характера, темперамента. (Эту работу по диагностике проводить совместно с психологом).

- Педагог ведёт работу по профилактике заболеваний. С этой целью проводит беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей рецептам народной медицины, овладению методами релаксации (расслабления). Педагог проводит беседы о личной гигиене человека, отдельно для мальчиков и девочек (в смешанных группах).

- Педагог ведёт антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду.

- Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.

- Обучает способам доврачебной помощи (обработка ран, помощь при  солнечном  ударе и др.)

- Организует игры в объединении, "Весёлые старты", экскурсии и походы  на природу, спортивные семейные праздники, пропагандирует здоровый образ жизни.

Литература:

1. Журнал "Физкультура и спорт"

3. Журнал "Физкультура в школе"

4. Журналы и статьи под рубрикой "Твоё здоровье"

5. Программа по валеологии.

2. Общение.

      Если Вы хотите понять положение каждого ребёнка в различных сферах общения: в семье, школе, внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то педагогу необходимо самому владеть коммуникативной культурой: способностью к умениям объективно воспринимать окружающих людей, находить адекватные стиль и тон общений, способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, обладать развитой рефлексией (самоанализом), учитывая особенности мышления людей, свободно владеть речью, т.е. образно и правильно выражать мысли. Для этого:

-  педагог должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении.  Во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитывается ребёнок, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с детьми, положение ребёнка в семье, различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т.д.);

- педагог проводит (совместно с психологом) тестирование, выявляющее взаимоотношения ребят в объединении, черты характера ребёнка, его проблемы в общении;

- организует беседы с воспитанниками, наблюдение за детьми в различных сферах жизни, педагог пытается понять воспитанника, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребёнка в общении может привести к появлению психических комплексов, срывов, что поставит под угрозу здоровье воспитанника, а значит и его развитие;

- изучив положение ребёнка в сфере "общения", педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ребёнка с товарищами, взрослыми и родителями, создать условия для самоутверждения ребёнка в коллективе;

- деятельность педагога дополнительного образования в сфере "общения" с объединением заключается в формировании у детей коммуникативной культуры, созданию благоприятного психологического климата в объединении, семье.

В этом педагогу помогут следующие формы работы:

- коллективные творческие дела; "огоньки", "КВНы", походы, вечера отдыха, дискуссии, направленные на развитие речи, анализа и планирования КТД и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;                      - практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;

- беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению;

- тренинги по общению;

- развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и учиться управлять без конфликтов.

Педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего объединения. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с другими группами и объединениями, участие в делах Центра, участие в конкурсах, фестивалях в городе и области помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребёнка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества педагога. Постижение ценностей (человеческая жизнь, мама, семья, природа и т.д.) происходит на занятиях и во внеурочное время, когда формируются его умственные, нравственные, художественные, физические, коммуникативные способности, способности к саморазвитию.

Литература:

1. И.С.Кон "Психология ранней юности"

2. Д.Карнеги "Как завоевать друзей и оказать влияние на людей"

3. H.Kopчaк "Как любить ребёнка"

Тематика часов общения для учащихся Центра 

Цель:   формировать знания по вопросам социальной жизни (знания о самом себе, близких, о реальной жизни); научить видеть проблемы в окружающей и собственной жизни, размышлять о них, анализировать и находить решения; научить понимать своих товарищей, пробудить желание, помогать им, общаться, сотрудничать с ними.

   Культура и нравственность

   Ты пришел в Центр детского творчества:

- Нормы поведения.

- Что такое хорошо и что такое плохо.

- Правила нашего объединения.

- Кодекс чести.

    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. 

- Речь и культура общения.

- Умеете ли вы слушать и слышать других?

- Ежели вы вежливы…

- Город вежливых.

     Культурный человек – достойный человек.

- Главные ценности жизни.

- Культура умственного труда.

- Если я девочка, если я мальчик…

- Культура режима и распорядок дня.

- Этикет семьи.

- Привычка – вторая натура.

- Быть как все и не быть как все. 

    Самовоспитание

- Что такое самовоспитание?

- Что такое характер?

- Познай себя. Великие люди о воспитании.

- Ступени личностного роста. Программа самовоспитания.

- Можно ли изменить свой характер?

- Деятельность как способ жить и развиваться.

- Успех, удача. Карьера.

- Итоги дня: впечатления, оценка, изменения в человеке.

   Саморазвитие и самообразование

- Как развить свои способности?

- Планы твоей деятельности как движение к цели.

- Как управлять собой.

- Твой режим дня: как везде успеть?

- Я в зеркале саморазвития.

            - Встреча с самим собой. Определение жизненных планов. Самохарактеристика.

            - Секреты успеха. Советы успешного человека.

    Социализация.

            - Что значит быть воспитанником объединения Центра детского    

              творчества?

            - Конкурс идей и планов («Наш кабинет», «Наше объединение»)

            - Творческие ориентиры учебного года.

            - Что значит найти себя?

            -  Кто я? Какой я? Путь к успеху.

            - Игра «Конверты откровения»

              «День рождения»

              «Маска откровения»

              «Философский стол»

  - Самоанализ личностных качеств, личностного роста.

   О семье и о себе.

            - Расскажи нам о себе.

            - Моя семья.

            - Герб семьи.

            - Семейные обряды.

            - Моя семья – мое богатство.

            - Семейные ценности.

            - Семья. Отношения в ней взрослых и детей.

  О профессии.

          - Мир профессии. (Кто трудится в нашем Центре?)

          - Профессия родителей. Трудовые семейные династии.

          - Профессия, которая мне нравится. Чему я учусь на    

            занятиях в Центре.

          - Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии.

          - Что нужно при выборе профессий. Востребованность  

            профессий на рынке труда.

          - Как правильно выбирать профессию.

          - Трудности профессионального самоопределения.

          - Профессиональное самоопределение, его связь с    

            получением знаний, умений, навыков в объединениях

            Центра, выбор пути продолжения образования.

  Город, в котором мы живем.

          - Центр детского творчества. Его история, традиции.    

            Педагоги и воспитанники Центра – это…

          - Умельцы и памятники города.

          - Музей нашего города.

          - Учебные заведения города.

          - Мы – Курганинцы ! Можешь ли ты это сказать с гордостью?

      Литература:

  1. Воронов В. Разнообразные формы воспитательной работы. Воспитание школьников, 2001 г. №6.
  2. Планирование воспитательной работы (под редакцией Е.Н.Степанова), М. 2001.

3. Организация досуга является важной составной частью деятельности педагога дополнительного образования.

Это и время отдыха, и развитие способностей, интересов, и свободное общение с людьми. Благотворное развитие воспитанников в сфере досуга происходит, если педагог соблюдает следующие правила:

  • формы и содержание досуга не навязываются детям, а добровольно ими выбираются;
  • досуговая деятельность строится на принципах самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;
  • разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от дискотеки к спокойному общению ребят в кругу).

Чтобы помочь воспитанникам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:

  • изучить потребности ребят, их интересы;
  • при работе с семьёй узнать, к чему склонен ребёнок, как проводят время родители и дети, семейные хобби.

Выявив индивидуальные интересы ребят, педагог может помочь воспитанникам в решении их проблем, строить совместно с детьми деятельность объединения по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения досуга, культуры общения, культуры труда путём:

- расширения познавательного и культурного кругозора воспитанников (экскурсии, встречи, диспуты, конкурсы, посещение театров, концертов и др.);

- участия в общественно значимой деятельности (экология, охрана памятников природы и истории и т.д.);

- укрепления здоровья и организации отдыха (игры, походы, экскурсии в парк, лес);

- укрепления семейных связей (семейные клубы, праздники, вечера отдыха);

- изучения обычаев и обрядов (участие в народных праздниках, выставках, проведение бесед, встреч по тематике исторического краеведения, поисковая работа);

Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Педагог создаёт условия для развития самоуправления, принимает участие в работе органов самоуправления в своём объединении, тактично направляет работу лидеров. Совместно с воспитанниками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в объединении.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества ребят, ПДО внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе.

Досуговая деятельность объединения осуществляется как часть целого всей воспитательной работы: она тесно связана с организацией здоровья, общения, учения и т.д.  

Литература:

1. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел,

2. Картотека познавательных и ролевых игр, праздников,

3. Каникулы: игра, воспитание (под ред. Газмана О.С.)

4. Серия "Готовим праздник" (См. фонды Центра, опыт коллег)

Планирование воспитательной работы 

      Деятельность педагога не терпит хаоса. При всей необходимости импровизаторских навыков педагог дополнительного образования должен работать по плану, сложенному из самых разных компонентов. Составление плана воспитательной работы вызывает у педагогов трудности, поэтому рассмотрим методические рекомендации по планированию и варианты самого плана.

Одним из показателей эффективности работы педагога дополнительного образования является «Наличие у педагога плана воспитательной деятельности с обучающимися детского объединения, включая работу с родителями (законными представителями)». Таким образом, можно сделать вывод, что в каждом объединении должна быть воспитательная работа, следовательно, в число обязательных документов педагога дополнительного образования теперь входит «План воспитательной работы в объединении».

При планировании воспитательной работы необходимо опираться на опыт различных педагогов, учреждений дополнительного образования, но учитывать при этом особенности своей образовательной программы, целевые установки своей организации и социокультурных условий региона (местности).

План – это документ педагога дополнительного образования. План воспитательной работы на учебный год является документом, регламентирующим работу детского объединения. Педагог определяет конкретную «тактику» деятельности, учитывающую все реалии: возможности детей, тематику учебного года, организационные и содержательные приоритеты работы учреждения и детского объединения дополнительного образования.

Алгоритм планирования

- составление проекта плана;

- определение цели и задач воспитания;

- коллективное обсуждение (сбор предложений воспитанников, родителей);

- внесение корректив в проект плана с учётом мнений воспитанников и родителей;

- окончательное оформление плана воспитательной работы.

Примеры воспитательных целей:

- «Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»;

- «Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения    

  учащихся …»;

- «Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»;

- «Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»;

- «Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому

  Предмету…»;

- «Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при

  работе …»;

- «Создать на занятии условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и

  внимательности при выполнении работ с применением …»;

- «Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»;

- «Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»;

- «Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила

  безопасного ведения работ …»;

- «Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной  

  профессии…»;

- «Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»;

- «Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля»;

-«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной    

   деятельности …»

В плане целесообразно выделять три раздела:

1)  Дела (работа) в объединении

2)  Дела (работа) в ЦДТ

3)  Работа с родителями

Содержание разделов плана воспитательной работы

Дела (работа) в объединении – педагог планирует мероприятия, которые будет проводить в объединении.

  • Использование ИНТЕРНЕТ ресурсов.
  • Ведение блога по направлению деятельности на сайте Центра.
  • Ведение собственного сайта.
  • Размещение информации о жизнедеятельности детского коллектива в СМИ.
  • Массовые  мероприятия  учебного  характера  (к  ним  относятся  итоговые,  отчетные,  открытые занятия, концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.).
  • Массовые  мероприятия  воспитательно-развивающего  характера  (тематические  праздники, клубные  дни,  дни  рождения,  календарные  праздники,  традиционные  народные  праздники, юбилейные мероприятия и др.)
  • Диагностика (психологический комфорт, отношение к педагогу, уровень воспитанности и др.)
  • Тематические беседы по ПДД, ППБ, ТБ и охране здоровья.
  • Индивидуальная работа с детьми (если планируется).
  • Мероприятия,  направленные  на  профессиональное  воспитание  (экскурсии,  беседы,  встречи  с интересными людьми и т.д.).
  • Мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, толерантности, трудовые десанты и т.д.)

Дела (работа) в ЦДТ – составляется совместно с педагогом – организатором.

  • Участие в мероприятиях,  социально значимых программах, акциях и проектах Центра.
  • Организация совместной работы с социальным педагогом.

Работа с родителями

  • Планирование родительских собраний.
  • Оформление информационного стенда «Родительский уголок», индивидуальные встречи и консультации.
  • Посещение родительских собраний в школах.
  • Системная работа по оценке деятельности педагога дополнительного образования со стороны родителей (книга отзывов, анкетирование и др.)

На основе перспективного плана воспитательной работы на весь учебный год составляют подробный план работы на более короткий срок: на четверть, месяц, неделю.

Образовательный  процесс  в  каникулярный  период  претерпевает  некоторые  изменения.  Больше  внимания уделяется  выездным,  практическим  занятиям,  досуговым  формам  работы,  концертной  деятельности, максимально активизируется экскурсионная работа.

Структура плана воспитательной работы

 I. Пояснительная записка.

1. Цель воспитательной работы на учебный год.

2. Характеристика объединения (социальный паспорт). Одним из вариантов может служить форма социального паспорта, предложенная в приложении. Однако педагоги должны ориентироваться на форму, принятую в их учреждении.

II. План мероприятий (по схеме)

Примерная схема плана воспитательной работы в творческом объединении

на ________________ учебный год

творческое объединение _________________ рук-ль _______________________

недельная нагрузка   ___________

п/п

Форма проведения

Название мероприятия

Кол-во детей

Дата

Факт

Кол-во отрабо-танного времени

Место проведения

Сентябрь, октябрь, ноябрь  

  1. Досуговые мероприятия в объединении 

  1. Организационно-массовая работа в ЦДТ и методическая работа педагога

  1. Работа с родителями

Декабрь, январь, февраль  

  1. Досуговые мероприятия в объединении 

  1. Организационно-массовая работа в ЦДТ и методическая работа педагога

  1. Работа с родителями

Март, апрель, май  

  1. Досуговые мероприятия в объединении 

  1. Организационно-массовая работа в ЦДТ и методическая работа педагога

  1. Работа с родителями

Июнь, июль, август    

  1. Досуговые мероприятия в объединении 

  1. Организационно-массовая работа в ЦДТ и методическая работа педагога

  1. Работа с родителями

  • Досуговые мероприятия в объединении -

- массовые мероприятия учебного характера (итоговые, отчетные - открытые занятия,

концерты, выставки, участие в конкурсах и т.д.);  

-массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера (тематические ¬ праздники, клубные дни, дни рождения, календарные праздники, традиционные народные праздники, юбилейные мероприятия и др.) в каникулярный период;

- диагностика (психологический комфорт, отношение к педагогу, уровень ¬воспитанности и др.);  

- тематические беседы по ПДД, ЗОЖ, ЧС;

- индивидуальная работа с детьми (если планируется);

- мероприятия, направленные на профессиональное воспитание (экскурсии, беседы, встречи с интересными людьми и т.д.);  

- мероприятия, направленные на социальное воспитание (беседы о здоровье, о взаимоотношениях с другими людьми, толерантности, трудовые десанты и т.д.).

  • Организационно-массовая работа в ЦДТ и методическая работа педагога -

участие в педсоветах, семинарах, методобъединениях, работа над методической темой;

курсы повышения квалификации; профессиональные конкурсы; разработка дидактических материалов; разработка метод.обеспечения программы (планы занятий, методические разработки, аттестация учащихся - мониторинг); организация работы с одаренными детьми; внедрение новых педагогических технологий; участие в проведении ЕГЭ, участие в работе лагерей с дневным пребыванием и т.д.

  • Работа с родителями – родительские собрания, консультации, индивидуальные

беседы, памятки, анкетирование, информационные стенды, дни открытых дверей, мастер-классы, конкурсы, совместные праздники, выставки, чаепития, выходы на природу и т.д.

        

Анализ воспитательной работы 

        Анализ воспитательной работы – это выявление высоких и низких, положительных результатов воспитательной работы, а также причин, приведших к успеху или неудаче; это определение путей развития успеха или путей преодоления недостатков в работе.

        Анализ воспитательной работы состоит из трех частей:

  1. Анализ результатов в воспитании и развитии детского коллектива, эффективности конкретных мероприятий, повышения уровня воспитанности учащихся.
  2. Самоанализ своей педагогической деятельности (успехи или неудачи в работе с коллективом объединения, родителями).
  3. Анализ уровня воспитанности объединения (совместно с социальным педагогом).

Схема анализа воспитательной работы

1.      Назовите цели и задачи развития коллектива в этом учебном году. Были ли они решены? Если да, назовите положительные моменты. Если нет, назовите причины. Какие проблемы существуют в работе по созданию коллектива объединения?

2. Оцените отношения в коллективе между детьми и взрослыми (родителями, другими педагогами Центра).

3.  Имеются ли в объединении лидеры среди детей? Если да, назовите их.   Каково влияние их ценностных ориентаций на ребят, на жизнедеятельность объединения? (положительное, отрицательное). Назовите детей, которые наиболее активно участвуют в жизни объединения, Центра.

4. Дайте оценку активности родителей в жизнедеятельности объединения. Какую помощь  родители оказали в воспитательной деятельности? Назовите самых активных родителей.

5.  Какие формы самоуправления существуют в объединении? Какова их роль  в жизни объединения и влияние их на развитие личности детей?

6. Какие направления в работе с детьми вам особенно удаются? Формы и методы воспитательной работы. 

      7. Назовите самые интересные мероприятия объединения.

Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы развития воспитательной системы, планируется получить следующие результаты:

  1. Максимальное раскрытие потенциала личности каждого ребенка, формирование определенных творческих, социальных и нравственных качеств, самореализация в условиях комфортного воспитательного пространства Центра.
  2. Рост результативности, достижений и успехов детей.
  3. Повышение профессионального уровня педагогических работников.
  4. Создание и активная деятельность детских общественных объединений.
  5. Выпуск методической продукции для педагогов, посвященной вопросам воспитания.
  6. Расширение и укрепление сотрудничества с родителями.
  7. Укрепление и обновление партнерских связей с образовательными учреждениями, общественными организациями, с государственной и муниципальной властью.

Критерии эффективности:

При определении эффективности реализации воспитательной системы используются следующие показатели:

  1. Развитие всех субъектов воспитательного процесса и отношений между ними:
  • ребенка: изменение его направленности, мотивов, ценностных ориентаций жизненной позиции, успешность его социализации (освоение социальных ролей, способность адаптироваться и быть автономным, профессиональная ориентированность), воспитанность;
  • педагога-воспитателя: рост его профессионализма, педагогического мастерства, изменение позиций в воспитательном процессе и организации деятельности учреждения;
  • родителей: изменение отношений в семье, рост активности родителей в организации воспитательной работы учреждения, коллектива.
  1. Рост удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса.
  2. Рост научно-методического обеспечения воспитательного процесса.
  3. Результативность участия воспитанников в конкурсах, фестивалях разного уровня.
  4. Комфортность и защищенность каждого воспитанника.
  5. Результативность воспитательной работы на районном уровне (проектная деятельность, массовая работа, методическое сопровождение).

Руководство и экспертизу хода и результатов реализации программы по воспитательной работе осуществляет администрация ЦДТ. Итоги выполнения программы подводятся на педагогическом совете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования : «Методика организации массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования»

Массовые  мероприятие — это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемое педагогом или кем-нибудь другим для обучающихся (воспитанников) с целью непосредственного воспитательн...

Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования...

Возможности интерактивного образовательного пространства для организации воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

Ахтямова Е. В.методист, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр детского (юношеского) технического творчества Московского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, Росси...

Статья "Организация профориентационной работы в учреждении дополнительного образования"

Дополнительное образование учащихся – необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей многообразно,...