Профориентационная деятельность как одно из направлений воспитательной работы в учреждении дополнительного образования детей
материал

Выступление о необходимости и возможности профориентационной деятельности в учреждении дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Крапивинский дом детского творчества

(МБУДО Крапивинский ДДТ)

Профориентационная деятельность

как одно из направлений воспитательной работы

в учреждении дополнительного образования детей

Автор:

Чудинова Наталья Николаевна,

педагог – организатор,

педагог дополнительного образования

МБУДО Крапивинский ДДТ,

пгт Крапивинский

Крапивинский, 2021


Содержание

Пояснительная записка        3

1.1. Профориентация и её функции        5

1.2. Формы профориентационной работы        7

1.3.Особенности профориентации детей разного возраста        9

Заключение        10

Список литературы        12

Приложение        13


Пояснительная записка

«Найди себе работу по душе, тогда тебе не придётся

работать ни одного дня в жизни».

Конфуций

В современном мире существует огромное количество профессий и с развитием общества постоянно появляются новые. Найти подходящую профессию для учащегося – нелёгкая задача, подчас требующая умения разобраться в себе: знать свои слабые и сильные стороны, адекватно оценивать физические и умственные возможности, быть готовым постоянно учиться и усваивать большие объемы знаний.

Профориентация – неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы, которая представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения личности, сопровождения профессионального развития, формирование жизненных и профессиональных целей учащегося в соответствии с его индивидуальными особенностями и учетом потребностей рынка труда.

Профориентационная работа не может сводиться к отдельным мероприятиям, поэтому необходимо спланировать систему профориентационной работы. О наличии такой системы можно говорить только тогда, когда мероприятия профориентационного содержания проводятся не от случая к случаю, а систематически, когда они связаны достижением конкретной цели. Система профориентационной работы имеет место в том случае, когда реализованы все компоненты ее структуры, когда эти компоненты органически связаны друг с другом.

При организации системы профориентационной работы в организациях дополнительного образования необходимо учитывать следующее:

 - в любых мероприятиях учебного и воспитательного характера должны быть, по возможности, отражены задачи профессиональной ориентации;

- все субъекты образовательного процесса должны быть вовлечены в профориентационную работу;

- необходимо принять меры для повышения уровня знаний всех специалистов, участвующих в проведении работы по профориентации.

План профориентационной работы должен включать в себя систему мероприятий профинформационного и профконсультационного характера. Определенное место в нем должно отводиться мерам, направленным на обеспечение педагогического коллектива знаниями и методикой проведения профориентационной работы.

Данная работа направлена на педагогов дополнительного образования, которые только начинают работать в этом направлении, и призвана помочь избежать распространенных ошибок в их применении.

Цель итоговой работы: мотивация педагогов дополнительного образования на профориентационную работу в образовательной деятельности; осмысление необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования и воспитания.

Задачи:

- мотивировать педагогов на внедрение и использование на занятиях интерактивных форм и приемов обучения;

- способствовать повышению у педагогов уровня развития профессиональной компетенции посредством интерактивных приемов и методов;

- улучшить качество воспитательно - образовательного процесса.


1.1. Профориентация и её функции

Профессиональная ориентация (профориентация, выбор профессии, ориентация на профессию, профессиональное самоопределение) – это комплекс действий для выявления у человека склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на помощь в выборе карьерного пути людям всех возрастов.

Понятие профориентации появилось в результате слияния двух слов из разных языков: латинского profession (род занятий) и французского orientation (установка).

Профориентация базируется на психологии, социологии, экономике, философии, праве и медицине.

Профориентационная работа включает в себя диагностическую, организационную, информационную функции.

Диагностическая функция

  • Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности.
  • Находит положительные качества личности.
  • Изучает познавательные интересы детей и взрослых.
  • Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии.
  • Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения.
  • Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности.

Организационная функция

  • Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность.
  • Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов.
  • Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий.
  • Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала.
  • Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее).

Информационная функция

  • Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях, правилам приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.
  • Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах.
  • Профилактическая функция.
  • Уменьшает количество ошибок при выборе профессии.
  • Предупреждает неправильное восприятие имеющихся на рынке труда профессий.

1.2. Формы профориентационной работы

В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы профориентационной работы – индивидуальные, с конкретным учащимся, например, беседа, консультация, индивидуальная диагностика; групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая диагностика, семинар, тренинг; массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межгрупповые профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных мест.

Также выделяют пассивные формы профориентационной работы (просветительское направление):

• Беседы, лекции, просмотр видеофильмов,

• Профдиагностика, профконсультации для учащихся,

• Консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами),

• Посещение «ярмарок профессий»,

• Знакомство с «образовательной картой» города, района,

• Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее»,

• Выставки творческих работ учащихся.

Для повышения эффективности работы по профессиональному самоопределению учащихся предполагается использование следующих активных форм работы в триаде «учитель – ученик – родитель»:

Активные формы профориентационной работы (обучающе-развивающее направление):

• Экскурсии учащихся в колледж - организация экскурсии в учебное заведение, где можно увидеть реальные условия будущей учебы, познакомиться с историей колледжа, пообщаться со студентами.

• «Активная проба сил» учащимися на мастер-классах с руководителями творческих объединений (демонстрация разных техник работы с материалами, участие в играх и т.д.)

• Использование сюжетно - ролевых игр по профориентации Посредством игры учащимся предоставляется возможность «смоделировать», проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Участвуя в подобных играх, ребята раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое.

• Тематическая неделя «Дороги, которые мы выбираем». В рамках этой недели могут проводиться конкурсы по номинациям:

  • Компьютерная презентация профессии;
  • Семейное профессиональное древо;
  • Личный профессиональный герб;
  • Профессия в картинках;
  • Сочинение и эссе о профессии;

• Работа с родителями Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе, закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам профессиональной ориентации. Хорошо, если тематика профпросвещения родителей дополняется обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов специалистами по профориентации. В качестве лекторов и докладчиков могут выступать учителя, родители, преподаватели учебных заведений, специалисты предприятий, специалисты ЦЗН.

 

1.3.Особенности профориентации детей разного возраста

Профориентационную работу можно разделить на фазы, соответствующие уровню развития ребенка и которые обусловлены не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ученика:

1) подготовительная фаза (ранняя профориентация) - начинается еще в детском саду и продолжается до 4 класса. В этот период в рамках профориентационной работы происходит изучение ученика, ему прививают интерес и любовь к труду. Этого можно достичь путем включения детей в различные виды игровой и учебной деятельности.

2) фаза формирования - период, когда у ученика возникает актуальный интерес к выбору профессии (5-9 классы). С помощью специальных мероприятий в школе ученикам прививают мотивы выбора различных специальностей и профессий;

3) направляющая фаза (10-11 классы) - продолжается формирование мотивов выбора профессии у учащихся, которые еще сомневаются в выборе профессии;

4) фаза закрепления - период после выбора учеником профессии. Цель этой фазы - продолжить формирование профессиональных интересов, создать условия для реализации выбора ученика, адаптации в профессиональной среде.

Важным фактором успешной профориентационной работы является ее личное принятие педагогами и другими участниками образовательного процесса, осознание значимости и ценности.


Заключение

Выбор профессии — это активный процесс самостоятельного, сознательного принятия решения. Для каждого человека, а особенно юного, вступающего в жизнь, чрезвычайно важно умение анализировать свои способности и возможности в овладении желаемой профессией. Выявив с помощью различных методик свои интересы и склонности, можно постараться определить и способности к тому или иному виду труда с тем, чтобы в дальнейшем разработать индивидуальный план воспитания в себе профессионально важных качеств.

Анализ внешней среды и образовательной ситуации в школе позволил выделить характерную проблему существования массовой школы и четко определить основное противоречие, возникшее в педагогическом процессе: с одной стороны, общество весьма жестко предъявляет новые требования к социальному статусу каждого человека, а с другой стороны, мы столкнулись с неопределенностью профессиональных планов наших выпускников.

В связи с этим педагогическим коллективам целесообразно более активно искать пути решения актуальной для дома творчества проблемы профессионального самоопределения учащихся в современных социокультурных условиях.

Решение проблемы поддержки профессионального самоопределения мы видим в создании оптимальных условий для самоопределения и социализации учащихся, предоставив широкий спектр дополнительных общеразвивающих программ.

Содержание воспитательной профориентационной работы с учащимися должно строиться на основе идеи единства нравственного и профессионального самоопределения. Поэтому актуальным будет включение в план воспитательной работы активных форм разнообразной деятельности, способствующей нравственному и профессиональному самоопределению. Каждый руководитель детского объединения может составлять для своего детского объединения вариативную программу работы по профессиональному самоопределению, опираясь на инвариантную часть программы профессионального самоопределения для каждого возрастного спектра учащихся. Акцент должен делаться на индивидуально-личностные и групповые формы работы, а также индивидуальные консультации в сочетании с самотестированием и компьютерным тестированием, которое организует и проводит педагог-психолог.

Сегодняшний выпускник для реализации задуманных им планов должен быть конкурентоспособен на рынке труда. Л.М. Митина, рассматривая структуру конкурентоспособной личности, включает в ее состав следующий набор интегральных характеристик: социокультурную компетентность, профессиональную направленность личности и ее интеллектуальную и эмоциональную гибкость. Указанные качества необходимо формировать у обучающихся задолго до момента их выпуска из школы. Поэтому выбранная модель программы управления профессиональным самоопределением учащихся должна подразумевать многолетнюю поэтапную работу над их формированием с 7 до 17 лет.

Достижение поставленной профориентационной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе с учащимися, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающей как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.


Список литературы

  1. В каком возрасте нужно заниматься профориентацией детей? [Текст]: Профориентационный портал Кузбасса «ПРОФориентир». Режим доступа: http://proforientir42.ru/v-kakom-vozraste-nuzhno-zanimatsya-proforientatsiej-detej/, свободный. Дата публикации: 24 сентября 2018 года. Дата копирования 24 марта 2019 года
  2. Доренбуш, Е.А. Создание долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог – одна моя» в Кемеровской области [Текст]. Режим доступа: http://proforientir42.ru/wp-content/uploads/2017/07/SOZDANIE-DOLGOSROCHNOGO-PROFORIENTATSIONNOGO-PROEKTA-STO-DOROG-ODNA-MOYA-V-KEMEROVSKOJ-OBLASTIpdf.pdf, свободный. Дата копирования: 12 марта 2019 года
  3. Как помочь ребёнку с выбором профессии? [Текст]: Профориентационный портал Кузбасса «ПРОФориентир». Режим доступа: http://proforientir42.ru/kak-pomoch-rebenku-s-vyborom-professii/, свободный. Дата публикации: 20 июня 2018 год. Дата копирования 24 марта 2019 года
  4. Пастушкова, Е. Уверенность в себе – залог успеха в выборе профессии [Текст]: Журнал «Кем быть». Режим доступа: http://www.kem.by/proforientir/уверенность-в-себе-залог-успеха-в-вы/, свободный. Дата копирования: 18.03.19г.
  5. Положение о профориентационной работе. [Текст]. Режим доступа: http://trud-prk.edusite.ru/p189aa1.html, свободный. Дата копирования 24 марта 2019 года
  6. Что такое профориентация? [Текст]. Режим доступа: https://proforientatsia.ru/career-guidance/chto-takoe-proforientatsiya/, свободный. Дата копирования: 26 марта 2019 года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (методическая работа)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

Методические рекомендации «Особенности воспитательной работы в системе дополнительного образования детей»

Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом,...

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики

ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...

Методические материалы по организации учебно-воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.

В пособии отражены сущность деятельности учреждения дополнительного образования детей, освещены компоненты профессионализма и педагогического мастерства руководителей кружков, даны рекомендации по орг...

Методическая разработка "Особенности организации воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования"

Данная методическая разработка поможет молодым педагогам дополнительного образования детей планировать воспитательную работу в творческом объединении. Планировать работу с учетом инновационного подход...

Итоговая аттестационная работа "Организация воспитательной работы в учреждении дополнительного образования на примере МБУ ДО «Детско-юношеский центр «Прометей»

В современные условия воспитание рассматривается в педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духо...

Автореферат Дипломной работы «Формирование принципов вокально-хоровой работы в учреждениях дополнительного образования детей».

В данной работе, опираясь на личный опыт организатора и руководителя коллектива, мы определяем основные моменты функционирования Детской хоровой студии «Синяя птица» при МБОУ ДО «Дом...