Совершенствование эколого-профессиональной компетентности педагога дополнительного образования
статья

В статье раскрыта сущность профессиональной компетентности педагога дополнительного образования, позволяющая сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационной готовностью и практико-ориентированным исследовательским подходом к решению конкретных проблем развития учащихся в условиях учреждения  дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование эколого-профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Абдрахманова Г.М.

МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» НМР РТ, г.Нижнекамск

Современное состояние системы дополнительного образования предъявляет новые требования к учреждению дополнительного образования и педагогической деятельности педагога учреждения дополнительного образования. Возникает необходимость в научном обосновании сущности профессиональной компетентности педагога учреждения дополнительного образования, позволяющая сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационной готовностью и практико- ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных проблем развития учащихся в условиях учреждения дополнительного образования [1, 2].

Профессиональная компетентность педагога – это совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. Педагог как объект педагогического процесса в результате непрерывного образования, самовоспитания, повышения своей компетенции, общения с детьми подвергается воспитательным воздействия и стремится к самосовершенствованию [3].

В нашем учреждении дополнительного образования развитие и совершенствование эколого-профессиональной компетентности педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы эколого-биологической, туристко-краеведческой, естественнонаучной и художественно-эстетической направленностей, осуществляется на постоянной систематической основе. Это педагогические и методические советы, заседания методических объединений, педагогические всеобучи, семинары по всем направлениям работы центра:

  • Предпрофильная подготовка старшеклассников 

•         Экологическое образование дошкольников 

•         Эколого-просветительская деятельность 

•         Практическая природоохранная деятельность 

•         Научно-исследовательская деятельность 

•         Экскурсионная работа 

•         Профильная экологическая смена «Экоград»

•         Работа летнего палаточного экологического лагеря «Закамье»

•         Детская общественная экологическая организация «Друзья природы»

•         Реализация республиканского проекта «SаMоSтоятельные дети»

Формы и виды работы наших педагогов различны и многообразны. Ниже представлены некоторые из них с названиями конкретных тем.

  1. Традиционные виды педагогического взаимодействия:
  • тренинговые формы работы («Эколого-психологический тренинг», «В здоровом теле – здоровый дух»);
  • практическая деятельность в виде деловых игр («Нефтехимическая промышленность Республики Татарстан и г.Нижнекамск: вчера, сегодня, завтра», «Мы – ответственные за природу»);
  • дискуссионные занятия («Выбор альтернативы», «Комфорт и/или безопасность»);
  • разработка творческих эколого-педагогических проектов («Экопатруль», «Сохраним природу вместе», «Чистые берега»)
  • проблемные семинары-практикумы («Актуальные вопросы экологического образования и воспитания», «Есть такая профессия (эколог) -  природе-матери служить»);
  • мастер-классы («Знатоки родного края», «Использование вторсырья», «Береги воду») и др.
  1. Инновационные формы (они широко распространены в практике обучения персонала в сфере бизнеса и мы также постепенно внедряем их):
  • разбор кейсовых экологических («Мир вокруг нас», «Городской парк Нижнекамска» и педагогических ситуаций [4];
  • занятия в формате предметного методического консалтинга, коучинга, менгоринга («Практика эффективного коучинга», семинар «Коучинг в образовании как реализация требований ФГОС ОО», «Коучинг, менторинг и здвайзинг: традиции и инновации») [5].

         Перечисленные формы в полной мере соответствуют условиям неформального образования [6] и поэтому используются нами в образовательном процессе повышения квалификации при реализации модели развития эколого-профессиональной компетентности педагогов.

В заключение можно отметить что развитие профессиональной компетентности педагогов учреждения дополнительного образования – это непрерывный, разноуровневый процесс, состоящий из формирования перечня дефицитных компетенций педагога, определения образовательных траекторий для педагога, методического обеспечения повышения квалификации педагогов, организации профессионального обучения и оценки эффективности исполнения профессиональных компетенций в деятельности педагогов (Рис.1).

Рис.1 Модель повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования

Список литературы и источников

  1. Тудаков, А. А. Формирование профессиональных компетентностей будущего педагога в системе дополнительного образования современного педагогического пространства / А. А. Тудаков. // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). — Т. 1. — Пермь : Меркурий, 2011. — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/294/ (дата обращения: 07.11.2020).
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - № 2. – С.58-64.\
  3. Лопатина, О.Л. Профессиональные компетенции педагога учреждения дополнительного образования (https://www.prodlenka.org/)
  4. https://sisv.com/Posobiya/ped_tekh/ped_zadachi/Beyizerov_V105_keyisov_po_pedagogike.html
  5. http://pedagogika.snauka.ru
  6. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-razvitie-ekologo-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga-v-sisteme-dopolnitelnogo-estestvennonauchnogo-obrazovaniyaI)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

"Профессиональная педагогическая компетентность педагога дополнительного образования"

Доклад к педагогическим чтениям педагогов дополнительного образования....

Слагаемые компетентности педагога дополнительного образования. Компетентностно-ориентированный подход к развитию вокально-хоровых навыков

Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо; веское, авторитетное мнение.     Компетенция – принадлежность по праву.а)  Круг полномочий, представленных...

Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования

«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди,не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»П.Г. Щедровицкий...

Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...