"Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через организацию методической работы"
материал по теме
В данном выступлении даны основные понятия о методической службе организации дополнительного образования, её цели, функции, методы работы с педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_npk_kaznacheeva.pptx | 85.23 КБ |
vystuplenie_kaznacheeva.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель методической деятельности: создание целостной системы методической работы, основанной на достижениях современной педагогической науки и практики, направленной на всестороннее развитие потенциала каждого педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности всего учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Задачи методической работы: систематическое изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс повышение уровня психолого-педагогической подготовки педагогов оказание методической помощи педагогам на индивидуализированной и дифференцированной основе организация профессионального самообразования педагогов
Научно- м етодический совет Руководитель методической службы Методист по детскому движению Методист по декоративно-прикладному творчеству Методист по организационно-массовой работе Методист по социально-педагогической работе Психологическая служба Организация детского движения в городе Работа по совершенствованию образовательных программ Организация и проведение мероприятий Реализация проектов по здоровому образу жизни и предупреждению детского травматизма Диагностика Коррекция Консультации Структура методической службы ПЕДАГОГИ
Функции методической службы Информационная Планово-прогностическая Обучающая Аналитическая
Планово-прогностическая функция Планирование методической работы требует системного подхода, основой которого является единая методическая тема. Направлена на выбор целей и разработку программ их достижения.
Единая методическая тема на 2015-2020 г.г . «Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области внедрения современных педагогических технологий для обеспечения эффективности педагогического процесса и повышения качества образовательного процесса в МОДО «ДДТ г. Козьмодемьянска»
Единая методическая тема на 2015-2016 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через внедрение современных педагогических технологий»
Объекты прогнозирования: Социально-экономические условия внешней среды и её влияние Будущие возможности организации дополнительного образования детей Ожидаемые результаты Последствия
Повышение квалификации педагогов Внешнее Внутреннее Обмен передовым педагогическим опытом Участие в работе семинаров и конференций Деловые игры, мозговой штурм Мастер-классы, открытые занятия Аттестация Индивидуальная работа SWOT- анализ Курсы повышения квалификации Конкурсы профессионального мастерства Семинары, круглые столы Обучающая функция Профессиональные экскурсии С амообразование Консультативная работа Диссеминация Внутрифирменное повышение квалификации Групповая работа Наставничество Решение ситуативных задач Подготовка к профессиональным конкурсам Подготовка к аттестации Научно-практическая конференция Практикум
Аналитическая функция Изучение фактического состояния образовательного процесса Обоснованность применения способов, воздействий, средств и методов
Мониторинг учебно-воспитательного процесса ПРЕДМЕТ ОБУЧЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ЛИЧНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Мониторинг результатов обучения ребенка Теоретическая подготовка ребенка Практическая подготовка ребенка Общеучебные умения и навыки ребенка
Мониторинг личностного развития ребенка Организационно-волевые умения Ориентационные свойства личности Поведенческие характеристики
Формы организации деятельности ФОРМЫ Традиционные Инновационные Деловые игры Методические совещания Решение ситуативных задач Конкурсы педагогического мастерства Публикация пособий, методических разработок, программ Создание банка данных методических материалов Мозговой штурм SWOT -анализ Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений Работа над единой методической темой Психолого-педагогические проблемные семинары Научно-практические конференции Методические выставки Наставничество Открытые мероприятия Педагогические, научно-методические советы Повышение квалификации
Предварительный просмотр:
Методическая работа является составным элементом деятельности Дома детского творчества г.Козьмодемьянска и поэтому методическая служба на базе нашей организации является центральным звеном формирования качества образовательного процесса и в профессиональной поддержке педагогов.
СЛАЙД 1. Поэтому мы видим основную цель методической деятельности в создании целостной системы методической работы, основанной на достижениях современной педагогической науки и практики, направленной на всестороннее развитие потенциала каждого педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности всего учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
СЛАЙД 2 Задачи методической работы:
1) систематическое изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений педагогической науки и практики в образовательный процесс;
2) повышение уровня психолого-педагогической подготовки преподавателей (в частности, организация практического изучения новых технологий, методов и средств обучения и воспитания);
3) оказание методической помощи учителям на индивидуализированной и дифференцированной основе (в зависимости от стажа, квалификации, преподаваемого предмета, выявленных затруднений и т. д.);
4) организация профессионального самообразования педагогов.
СЛАЙД 3. В структуру нашей организации входят:
- Научно-методический совет, определяющий задачи деятельности и пути их решения, осуществляющий экспертную деятельность.
- Руководитель методической службы.
- Методисты по реализуемым профилям дополнительного образования детей.
Содержание и формы методической работы с педагогическими кадрами определяются в соответствии с направлениями развития Дома ДТ, с учетом современных тенденций развития системы ДО и образования в целом.
Содержание работы методической службы носит комплексный характер, т.к. несомненно, нуждается в четко выстроенной системе деятельности, обеспечивающей планирование, прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.
СЛАЙД 4. Деятельность методической службы не может осуществляться во всех учреждениях дополнительного образования по одному сценарию: их индивидуальность предполагает наличие разных функций в зависимости от потребностей педагогической практики.
Обозначим функции деятельности методической службы, которые сложились в нашей практике:
информационная;
аналитическая;
планово-прогностическая;
обучающая.
Информационная функция направлена на сбор и преобразование информации, на выявление и создание банков данных по актуальным вопросам деятельности организации.
Формы работы: (на слайд)
формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.);
ознакомление педагогических работников с новинками педагогической, психологической, методической и научно-популярной литературы на бумажных и электронных носителях;
ознакомление педагогических и руководящих работников с опытом инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов:
информирование педагогов о новых направлениях в развитии дополнительного образования детей, содержании образовательных программ, новых видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах;
создание медиатеки современных учебно-методических материалов.
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния образовательного процесса, обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку результатов педагогической деятельности и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое качественное состояние.
СЛАЙД 5. Хотелось бы подробнее остановиться на анализе учебно-воспитательного процесса, а конкретнее, на основе чего можно сделать качественные выводы о результативности работы педагогов. Мониторинг необходим для отслеживания эффективности образовательной и воспитательной деятельности педагога.
Цель мониторинга одна - выяснить, насколько процесс обучения и воспитания, организованный в объединении, способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить, в первую очередь, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса обучения и воспитания, чтобы анализировать, обобщать и делать выводы о результате работы педагога. На данный момент нет единства мнений по определению базовых категорий и основных показателей определения конечного результата в дополнительном образовании, поэтому нами была выбрана методика Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н., для мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе.
СЛАЙД 6. Предметом мониторинга (что изучается) в творческом объединении можно выделить два направления:
- Обученность воспитанников по дополнительной образовательной программе. Эффективность приемов и методов обучения, применяемых педагогом. Для диагностики обученности используется наблюдение, тестирование, контрольные опросы и задания, собеседования, исследовательские работы.
- Личность воспитанника - как показатель эффективности процесса воспитания. В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием, как личностный рост. Личностный рост (в отличие, скажем, от личностного регресса) выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе.
Данные направления позволяют представить:
- набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;
- систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками;
- определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
Это, по сути, те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Как справедливо отмечает З.А. Каргина, ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года»*.
Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу — задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.
СЛАЙД 7. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной
образовательной программе
Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:
- теоретическая подготовка ребенка;
- практическая подготовка ребенка;
- общеучебные умения и навыки ребенка.
СЛАЙД 8. Мониторинг личностного развития обучающихся.
В совокупности, приведенные в таблице личностные свойства, отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.
Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных учащихся, но и проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.
СЛАЙД 9= СЛАЙД 4. Планово-прогностическая функция является основой деятельности методической службы. Она направлена на выбор целей и разработку программ их достижения.
Качество методической деятельности зависит от точности ее правильного планирования и прогнозирования.
Планирование методической работы в ДДТ требует системного подхода, основой которого стала единая методическая тема.
Единая методическая тема актуальна, имеет практическую значимость для Дома детского творчества, сориентирована на повышение творческого потенциала педагога и обучающегося. Учитывая современные требования к организации дополнительного образования, педагогический коллектив определил единую методическую тему на предстоящий пятилетний период работы:
Единая методическая тема на 2015-2020г.г.: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области внедрения современных педагогических технологий для обеспечения эффективности педагогического процесса и повышения качества образовательного процесса в ДДТ". Данная тема объемна и многогранна, что позволяет разбить её на несколько подтем для более тщательной и основательной проработки, и поэтому каждый учебный год имеет свою тему.
Методическая тема на 2015-2016 учебный год: "Повышение профессиональной компетентности педагога дополнительного образования через внедрение современных педагогических технологий".
С этого учебного года каждый преподаватель заполняет бланк по плану самообразования на год, где указываются тема самообразования в соответствии с единой методической темой, цели и задачи работы, а также такие пункты, как планируемая деятельность (именно по методической работе), а именно: изучение психолого-педагогической литературы, разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса, обобщение и распространение собственного опыта педагогической деятельности, участие в методической работе организации, самообразование по различным формам обучения и т.п.
Возможные формы отчета по теме самообразования: методические рекомендации для преподавателей, портфолио преподавателя, презентация, открытый урок, УМК по программе и др.
То, что касается прогнозирования, то здесь можно отметить следующие объекты:
социально-экономические условия внешней среды и её будущего влияния на учреждение дополнительного образования детей через социальный заказ;
будущие возможности учреждения дополнительного образования детей, как-то: материально-техническое и программно-методическое обеспечение; реализация образовательных программ; величина и возрастная структура контингента обучающихся; средства перехода на новые педагогические технологии учебно-воспитательного процесса и т.д.;
ожидаемые результаты, которые будут достигнуты в случае предполагаемых нововведений;
последствия конкретных управленческих решений;
Обучающая функция методической службы
Обучающая функция (повышение квалификации) направлена на повышение профессионального уровня конкретного педагога в осуществлении образовательного процесса, вооружение педагога актуальными педагогическими знаниями, педагогическими технологиями; развитие его общей эрудиции, а также необходимых для педагога свойств и качеств личности.
Реализация обучающей функции осуществляется посредством различных организационных форм повышения квалификации педагогов.
Самообразование - самостоятельное изучение специальной литературы (научной, педагогической, методической, нормативных документов).
Консультации (индивидуальные или групповые).
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами при освоении передового педагогического опыта.
Деловые игры и мозговые атаки проводятся с целью стимуляции аналитической и прогностической деятельности педагогов.
Рис. 3. Формы повышения квалификации педагогов дополнительного образования
Цели, задачи и содержание деятельности методической службы в учреждениях дополнительного образования детей обеспечены широким спектром организационных форм.
В нашей практике среди форм организации деятельности методической службы можно выделить традиционные и инновационные, представленные на СЛАЙДЕ (№ 10).
Традиционные:
- Работа над единой методической темой.
- Психолого-педагогические проблемные семинары.
- Научно-практические конференции.
- Методические выставки.
- Наставничество.
- Открытые мероприятия.
- Педагогические, научно - методические советы.
- Повышение квалификации
Инновационные:
- Деловые игры.
- Методические совещания.
- Решение ситуативных задач.
- Конкурсы педагогического мастерства Конкурс буклетов «Секрет успеха», Фестиваль открытых занятий
- Публикация пособий, методических разработок, программ.
- Создание банка данных методических материалов.
- Мозговой штурм
- SWOT-анализ
- Практикум по приобретению различных необходимых для работы навыков и умений
СЛАЙД 11. =СЛАЙД 0 ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
У каждого учреждения дополнительного образования детей есть свои неповторимые особенности, которые определяют работающие в нем люди, обучающиеся, их родители и внешняя среда. Поэтому не может быть двух абсолютно одинаковых моделей методических служб. Общими могут быть только принципы и подходы к их построению. Мы надеемся, что озвученное нами окажется небесполезным: кто-то получит импульс к собственному творчеству, кто-то найдет ответ на нерешенный вопрос, кто-то будет искать свой путь решения проблемы. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
Повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования
«Главным ресурсом развивающегося общества являются люди,не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно»П.Г. Щедровицкий...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования
индивидуальный план педагога дополнительного образования...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня педагога дополнительного образования
план самообразования...
Мотивация профессионального роста педагога дополнительного образования через организацию внутриучрежденческого контроля
В данной статье отражен опыт работы организации внутриучрежденческого контроля как способ повышения профессионального мастерства педагогов....
Индивидуальный образовательный маршрут как средство повышения профессионального мастерства педагога дополнительного образования: выбор темы, система работы и индивидуальный план по теме самообразования
Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, стремление к профессиональному росту, к самосовершенствованию. В публикации представлены техно...
Инклюзивная компетентность педагога дополнительного образования. Особенности организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в системе образования. Работа с детьми с ОВЗ, детьми-ин...