Свиточ Ирина Гурьевна

сайт учителя начальных классов

Профессия: воспитатель ГПД

Профессиональные интересы: внедрение инновационных технологий

Увлечения: рыбалка

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ СОШ №188 с углубленным изучением мировой художественной культуры

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/svitochspb188

О себе

- Родилась в Ленинграде в 1967 году.

- Закончила ЛГПИ им. Герцена в 1990 году.

- В школе работаю 30 лет.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Классика, фантастика, научно-популярная литература

Мой взгляд на мир

 

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Элберт Хаббарт

 

     Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс. Поэтому, уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных   инновационных технологий.

     В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование – для всех и новое качество образования – каждому. Выпускник школы должен быть не просто напичкан «зунами», а уметь организовывать собственную учебную деятельность, т.е. иметь готовность и способность учиться.

     Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

     Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование технологии «Портфолио»  в учебно-воспитательном процессе.

 

Образовательная технология «Портфолио» и возможность ее применения в обучении

 

     Технология «Портфолио» - это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика и учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Это заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика и учителя в разных областях.

3

 

1.     ОСНОВНЫЕ ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

            Целесообразность использования инновационной технологии «Портфолио» в обучении младших школьников

 

Педагогическая идея портфолио предполагает:

 

- смещение акцента с недостатков знаний и умений учащихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

- интеграцию количественной и качественной оценок;

- доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

 

     Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:

 

- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

- поддержание высокой учебной мотивации школьников;

- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

-  формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

- приобретение навыков рефлексии,формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности  и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию;

- создание предпосылок и возможностей для успешной социализации выпускников.

     Конечная цель портфолио – доказательство прогресса обучения по результатам учебной деятельности.

 

В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио:

 

- портфолио документов;

- портфолио достижений;

- рефлексивный портфолио;

кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

4

 

Преимущества портфолио

 

1.     В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие процесса обучения.

2.     Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащихся посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.

3.     Поощряется не только оценка, но и самооценка и взаимооценка учащихся, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.

4.     Портфолио направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.

5.     Портфолио – форма непрерывной оценки в процессе непрерывного образования, которая смещает акценты от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной.

 

Основные проблемы, возникающие при внедрении портфолио

 

     Прежде всего, внедрение данной формы требует большой систематической работы по повышению квалификации учителя, новых организационных и познавательных  умений. К тому же возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система обучения и оценивания.

     Задачи портфолио, конечно же, не решаются за один-два года. Необходимо реально оценить возможности учителя, учащихся, родителей в возможности предоставления материалов, позволяющих составить «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Поэтому возникает необходимость ответить на следующие вопросы: 1. Как могут взаимодействовать ученики, учителя и родители при формировании портфолио?                                                                              

2. Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

 

     1.2. Возможности использования  технологии «Портфолио»  в начальной школе

 

                    Педагогическое общение в процессе обучения охватывает широкие сферы человеческой жизни и потому предъявляет высокие

 5

 

 требования к личности педагога. В этой связи уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского о том, что личность воспитывается личностью, и чем

крупнее калибр личности воспитателя, тем глубже и сильнее его воздействие на личность воспитанника. «Если воспитатель – высоконравственный, духовно богатый человек, если он постоянно нацелен на творчество, если он по-настоящему человечен в своих отношениях с воспитанниками и высокую требовательность к ним гармонично соотносит с уважительным отношением и своим примером постоянно побуждает их превращать истинные ценности жизни и культуры в свои собственные ценности, учит не бояться не проторенных путей в поисках решений задач, которые ставит жизнь, и никогда не изменять своему призванию, он достигнет многого в формировании у своих воспитанников качеств, которые будут помогать каждому продвигаться к своему акме», - замечал по этому поводу А.А.Бодалев.

     Таким образом, продуктивным для пополнения личного «портфолио» может стать диалоговое взаимодействие участников образовательного процесса, под которым понимается свободное взаимодействие между равноправными и равнозначными партнерами при решении вопросов, в результате чего достигается общность (или повышается уровень общности) взглядов при сохранении индивидуальности каждого.

 

            Педагогический аспект технологии диалогового взаимодействия

 

«Образно говоря, вся вселенная стоит на диалоге».

 

 

     Перед каждым учителем ставятся вопросы: как привить учащимся интерес к знаниям, как воспитывать трудолюбие, самостоятельность, как включить в работу каждого ученика.

     Организация коллективного учебного диалога требует особой позиции педагога, которую можно назвать открытой педагогической позицией. Сравним ее с противоположной - закрытой – позицией.

     Открытая позиция педагога:

- эмоционально открыт, искренен, не боится и готов изменить ситуацию на уроке в пользу ребенка;

- слышит разное, обнажает разное (мысли, позиции, переживания), понимает и организует разное;

- организует понимание, рефлексию, самоанализ, рефлексирует сам;

- дает возможность ребенку влиять на то, что происходит на уроке.

     Закрытая позиция педагога:

- эмоционально закрыт, глух, неискренен, боится нарушить план урока, изменить задуманное в пользу ребенка;

                                                                                                                                 

                                                                                                                                 6

                                                                                                                              

 

-  слышит только себя или то, что хочет услышать, стремиться к шаблону, стереотипности, тормозит любые ситуации «разрыва»;                                       -  контролирует, оценивает (отметками), не рефлексирует сам;

-  исключает влияние ребенка на происходящее на уроке; все зависит только от учителя.

    Итак, для организации коллективного учебного диалога в начальной школе необходимо:

- снятие всех барьеров в общении между педагогом и ребенком и использование приемов «подогревающих» обучение;

-   владение учителем технологией побуждающего и подводящего диалога;

- проведение наряду с уроками-заданиями уроков-наблюдений и уроков проблемных ситуаций;

- использование на уроках различных диалоговых приемов: дискуссий, групповой работы, «ловушек», провокаций и т.п.;

- смена авторитарной жесткой монологовой позиции педагога на доверительную открытую диалоговую позицию, т.е. переход из закрытой педагогической позиции в открытую.

Моё портфолио

Учитель начальных классов.

- Родилась в 1967 году в городе Ленинграде.

- Окончив 10 классов, поступила в ГЛПИ им. Герцена и с 1984 года работаю в школе.

- 1984-1990 - спецшкола №3 для детей с расстройствами речи.

- 1990-2007 - школа №140 Красногвардейского района.

- 2007 ГБОУ СОШ №188 с углубленным изучением мировой художественной культуры Красногвардейского района.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы