Сытенкова Вера НИколаевна

Сайт учителя химии

Нет дороги к счастью, счастье и есть дорога.

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: учебно-исследовательская деятельность

Увлечения: Кулинария, цветоводство. Рисую, шью (закончила курсы), имею вязать, люблю мастерить разные штучки. Бассейн, посещаю для здоровья и удовольствия.

Регион: Калининградская область

Населенный пункт: г. Калининград

Место работы: МАОУ гимназия №40 им. Ю.А. Гагарина

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/sytenkova-vera-ni-kolaevna
Мир – не только руки, встретившиеся в рукопожатии, это даже не голубь, несущий в клюве оливковую ветвь. Мир – это пчела, сидящая на цветке.
Владимир Солоухин

«Доставлять ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха» - так охарактеризовал главный метод гуманистического воспитания педагог  Шалва  Амонашвили.

Учитель и ученик  вступают в контакт не только с целью передачи учебного материала, но также с целью межличностного взаимодействия, общения

"Обучение - это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством".

Школа – это особый  мир, который не может работать как песочные часы - «исправно и чётко», а ребёнок – это личность со своими желаниями, мыслями,  взглядами и правами. Целью обучения является  формирование и развитие этой  личности. Задача взрослого человека - постараться создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей каждого ученика.

Я думаю, что учитель должен быть организатором общения и помощником ребёнка в обучении. Особенно важным при этом  становится усиление  мотивации учения и собственной деятельности, развитие творческих способностей ученика, повышения интереса к процессу познания.

Французский  химик, признанный мастер органического синтеза, министр просвещения и изящных искусств, министр иностранных дел                                                                                                                          Марселен Бертло так определил развивающий потенциал химии:

«Химия создала свой предмет. Эта творческая способность, подобная искусству, коренным образом отличает химию от остальных естественных наук».
Химия - фундаментальная, диалектичная по своей природе наука, тесно связанная с практикой, с жизнью. В её арсенале  теории и понятия, экспериментальные методы познания и исследования, специфический язык. Язык химии также является средством общения химиков.

Я стараюсь включать своих учеников в разнообразную познавательную деятельность, показывать связь полученных  знаний с их жизненным опытом, усиливать  практическую направленности знаний, создавать условия для саморазвития и самореализации, раскрывать значимость других областей знаний, обеспечивать психологическую комфортность учения.

Химия - удивительная наука. Она очень конкретна и очень абстрактна. Химия – древняя и молодая наука. Изучать химию в школе трудно. Если будет непонятно, то  и неинтересно;  если интересно и есть старание,  то успех в изучении предмета обеспечен.

Важнейшими задачами обучения и развития  я  считаю: раскрытие  красоты и многообразия, сложности окружающего нас мира, оказание помощи ребёнку в определении  места в этом мире и осознании своей значимости в обществе.

 Замечательную характеристику химии в этом плане дал  американский учёный Лайнус Полинг: «Именно химики - это те, кто на самом деле понимают мир».

Химия это не только «сухие» формулы, уравнения, теории, законы… Это ещё и огромное многообразие веществ, созданных человеком и загадочных природных минералов, удивительные по своей красоте явления природы и важнейшие производственные процессы…Жизнь и есть химический процесс…

Со своими учениками, начиная с 2002 года, я работаю над  проектом «Музей под ногами». «Экспонатами» нашего музея стали песок, глина, янтарь, камень… Ребята узнали, что  «это только кажется, что песок – обыкновенный. На самом деле он - настоящее сокровище, хранитель многих тайн и удивительных историй». Люди нашли обыкновенному стеклу новую жизнь. Гениальное человеческое изобретение – стекло. И мы на одном из занятий знакомимся с удивительным миром обыкновенных вещей: стеклом и  фарфором. Ребята изучали физические  и химические свойства янтаря, узнали, что янтарь – это ценный поделочный камень, а янтарную кислоту используют в медицине и в пищевой промышленности.

А главное,  он (как любой цветной камень) является  «материалом, среди которого веселее и приятнее жить, необходимым элементом общей культуры человека. В нём человек всегда будет видеть воплощение непревзойденных красок и нетленности самой природы».

В рамках международного семинара «Дипломатическая миссия истории» на  занятии «Памятники и их судьбы. Облик Калининграда» ученики узнают, что глина - великолепный природный материал, а уникальные калининградские глины обладают высокими качественными характеристиками, что керамический кирпич во все времена был неотъемлемым элементом строительных традиций Европы и Кёнигсберга.

В рамках выездного проекта «Западная граница России» мы с ребятами посетили п. Янтарный, который входит в учебно-познавательное пространство проекта «Музей под ногами». Итогом работы явился слайд-фильм «Мы открываем для себя Янтарный». Во время работы над проектом произошло первое знакомство с водными ресурсами п. Янтарный, учащиеся обсудили значение растительного  богатства  и морского бассейна. В этом учебном году  участвовали в проведении семинара «Дипломатическая миссия Балтийского моря».

 

Марселен Бертло утверждал: «Химия и искусство имеют внутреннюю общность, которая коренится в их творческой природе».

Проектную  деятельность  продолжила реализовывать в рамках научно – методического семинара «Дипломатическая миссия культуры». В ходе  мастерской учебного поиска «Краски разных времён» ученики знакомились с многообразием химических веществ и материалов, применяемых в живописи, технологиями работы с ними. Ребята узнали, что благодаря деятельности учёных разных стран художники получили многоцветную палитру красок для создания своих творений.  Д.И. Менделеев был неравнодушен к пигментам и даже лично приготовил краски для картины Архипа Ивановича  Куиджи «Ночь на Днепре». Художники тоже не были чужды химической науке: И.Н. Крамской, И.Е. Репин, А.И. Куинджи и И.И. Шишкин были участниками менделеевских сред.

 

«Знание само по себе не имеет этических характеристик, нравственность – «категория» человеческая» (Аршанский Евгений Яковлевич).

 Своей задачей считаю воспитание не столько «химиков», сколько  - порядочных людей и достойных граждан своей страны, ответственных за её будущее.

Аристотель говорил: «Кто двигается вперёд в знании, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».

Я учу своих учеников бережному отношению к живой и неживой природе. В ходе работы мастерской учебного поиска «Гражданская позиция по отношению к природе» после посещения зоопарка и экологического центра  мы попытались определить своё место в отношении к окружающему миру.

Химию создавали люди необычной судьбы. Их вклад в химию можно назвать настоящим подвигом, но этому предшествовали напряжённая учёба и огромный труд. Это были разные люди, но их всех объединяло постоянное стремление к познанию тайн природы, к творчеству, любовь и преданность науке.

Ярким примером является блестящая карьера барона, профессора и гениального химика Йенса-Якоба Берцелиуса. Химией он увлёкся в 20-м возрасте и уже в 29 лет был выбран членом Шведской академии наук, а двумя годами позднее – её президентом. Он работал по 12-14 часов в сутки, проанализировал около 2000 соединений, открыл 4 новых элемента, разработал систему символов химических элементов, которой мы пользуемся до сих пор…

Я со своими учениками  осуществила учебный проект «Женские имена в истории химии» и провела конференцию  «Галерея женских имён». Особое место при обсуждении материалов конференции было отведено жизни и деятельности Марии Склодовской-Кюри. Её жизнь стала ярким примером подвига во имя науки. Девизом её жизни служили слова Пьера Кюри: «Что бы ни случилось, хотя бы расставалась душа с телом, надо работать».  На основе творческих работ учеников мною разработано  учебно-методическое пособие «Вклад учёных-химиков стран Балтийского региона в развитие естествознания». Оно содержит информацию о наследии учёных-химиков стран Балтийского региона и контрольные вопросы и  задачи.

Важным этапом в нашей работе с ребятами явилась защита ученического проекта «Великие имена в органической химии». В ходе работы над проектом мы пытались ответить на вопросы: что такое научные химические школы; какую роль играли в развитии химической науки связи и контакты учёных разных стран; что может заимствовать химик нашего времени из опыта жизни и работы великих учёных прошлого.

«Мы живём в громадном плохо разгаданном мире

и топчем камни, цветы и травы,

не подозревая о совершенстве

их строения, не подозревая,

что знакомство с ними обогатило

бы наш опыт во всех областях жизни…»

К.Паустовский. «Чёрное море».

Объектами учебных исследований  учащихся были жевательная резинка, шоколад, мёд, чипсы, прохладительные напитки… Мы получали индикаторы из растений, красители, средства борьбы с коррозией. На факультативных занятиях варили мыло и  выращивали кристаллы. Мы узнали, что индикатором может быть краснокочанная капуста и черёмуха; доказали, что растения содержат прекрасные красители; определили качественный состав мёда и шоколада, жевательной резинки и чипсов…Ребята открыли для себя удивительный мир кристаллов и красоту химических превращений.

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь.

Поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

…………..

 (В. Солоухин)

…Ребёнок – тот же цветок, чудо, которое должен разглядеть взрослый. Помочь решить эту задачу может только любовь к детям. И если учитель идёт на урок с открытым сердцем и доброй душой, то он обязательно найдёт понимание и поддержку у своих учеников.

И поэтому я много  внимания уделяю работе с младшими школьниками. Со старшеклассниками мы проводим тематические классные часы: «Опыты для младшего брата»; «Друг и враг в солонке»; «Вода известная и неизвестная»,  «Заглянем в кухонный шкаф», «Путешествие в космос»; реализованы учебные проекты: «Разведка весенних примет», «Удивительное рядом». 

Каждый новый учебный год приносит новые идеи, интересные проекты, удивительные встречи, неожиданные открытия... Проект "Школа будущего", летний профильный лагерь "Звёздный город", "Профильный день"...

Николай Дмитриевич Зелинский  в своё время сказал: «Химия озаряла меня величайшим наслаждением познания ещё неразгаданных тайн природы… И я уверен, что не один из тех, кто заинтересуется химией, не пожалеет о том, что выберет эту науку в качестве своей специальности».

 

 

О себе

Обыкновенных людей не бывает. Я – необыкновенный человек. В моей жизни много удивительного. На химический факультет КГУ я поступила по эксперименту  (мне хотелось изучать историю); замуж вышла за своего одноклассника, которого не замечала во время учёбы в школе; должна была работать по  распределению в 50-й школе, а оказалась в 40-й; мои однокурсники работали в химических лабораториях, и мне казалось, что долго я  в школе не задержусь, а сама всё время проработала в одном учебном заведении. У меня замечательная семья: любящий и понимающий муж, ставший для меня большим  помощником и дома, и на работе; сыновья – выпускники моей гимназии, младший закончил учёбу с серебряной медалью. Сейчас уже оба получили образование и   работают.

В нашей семье есть свои традиции. Мы любим все вместе бывать в лесу, собирать грибы;  на даче приятно после работы поседеть за шашлыками. Вкусная еда – главный атрибут любого праздника и символ домашнего благополучия. Мы все любим готовить. Старший сын и невестка – повора-технологи, придумывают всегда что-то новенькое. Моё фирменное блюдо – пирог с капустой, у мужа – селёдка под шубой. Главное блюдо семьи – курица на соли, его мы готовим уже много десятков лет. Я люблю заниматься комнатными цветами, возиться в палисаднике. Но главная  наша с мужем радость - это внук Даниил. Ему 4 года.

Выбранной профессии и своей школе я не изменила. Я работаю в одном учебном заведении  с 1984 года. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Книги о природе и животных всегда радуют, многому учат.

"Унесённые ветром"  Маргарет Митчелл 

Произведения Михаила Веллера ("Легенды Невского проспекта"), слушаю его передачи по радио.

Шелдон Сидни

Люблю стихи С. Есенина, произведения И. Бунина.

П. Санаев "Похороните меня за плинтусом", здорово.

 

 

Мой взгляд на мир

Моё педагогическое кредо можно выразить такими словами: «Мысль – крылья для полёта, учитель не должен их калечить».

Мой педагогический принцип: «Учитель всегда должен улыбаться. Улыбка – внутреннее состояние учителя, состояние радости». (Шалва Амонашвили)

Надо уметь радоваться детскому смеху, шуму дождя, пению птиц, любоваться цветами, камнями и травами,  наслаждаться восходом и  закатом Солнца. 

Мои достижения

Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, лауреат конкурса "Учитель года", ветеран труда, Почётный работник общего образования РФ.

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы