Угольная кислота и её соли
план-конспект урока по химии (9 класс)

Тема урока: «Угольная кислота и её соли».

Учебник. Кузнецова Н.Е. Химия 9 класс, М.: «Вентана - Граф» 2016 год.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Структура урока

Вводно-мотивационный этап

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Постановка целей урока

Операционно-познавательный этап

Постановка учебной проблемы

Создание проблемной ситуации, проведение исследования.

Выводы по результатам исследований

Подведение итогов урока

Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока

Рефлексия

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_fgos_urok_sytenkova_v.n.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Угольная кислота и её соли».

Учебник. Кузнецова Н.Е. Химия 9 класс, М.: «Вентана - Граф» 2016 год.

Параграф №32, табл. 25 стр. 171, доп. Стр. 173-174, упр.1-7

Учитель химии МАОУ гимназии №40 им. Ю.А. Гагарина

Сытенкова Вера Николаевна

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока

Вводно-мотивационный этап

  1. Организационный момент

Проведем урок-исследование, работаем в группах. 

Желаю успеха!

  1. Актуализация опорных знаний

! Перечислите общие свойства кислот, солей; классификацию кислот и солей.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

  1. Введение в тему урока. Мотивация к учебной деятельности

На столах для работы в группах: реактивы и оборудование для проведения лабораторных опытов; пачка соды, коробка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).

!? Почему у вас на столах появились данные объекты: пачка соды, коробочка со школьным мелом, бутылочки с газированными напитками (вода «Зеленоградская»).

!? Что вам известно об этих веществах?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Формулируем тему урока.

Тема: «Угольная кислота и её соли».

  1. Постановка целей урока

!? Какова будет цель нашего урока?

Познакомиться с важнейшими кислородными соединениями углерода, исследовать их химические свойства, провести химический эксперимент по распознаванию веществ, объяснить процессы, происходящие в окружающем мире.

Результатом нашей работы станет заполнение сводной таблицы по кислородным соединениям углерода. Работу вы можете продолжить дома.

Угольная кислота

Карбонаты

Гидрокарбонаты

Операционно-познавательный этап

  1. Постановка учебной проблемы

!? Предлагаю вам алгоритм работы по определению свойств угольной кислоты и её солей

«Удивляйся!»

Работа с учебником (§32 стр. 169-170)

Параметры исследования веществ:

- формула;

- агрегатное состояние;

- форма существования;

- устойчивость;

- растворимость в воде;

- диссоциация.

Учащиеся заполняют таблицу по критериям заданным учителем. Предоставляют свои ответы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Выполняют простейшие физические упражнения.

https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

  1. Создание проблемной ситуации, проведение исследования.

Почему разрушаются здания, построенные из известняка?

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?

Проведение лабораторных опытов «Изучение химических свойств солей угольной кислоты»

См. инструкция-задание. стр. 170-171, табл. 25 стр. 171.  

Реактивы и оборудование. Растворы веществ: Na2CO3, K2CO3, BaCl2, HCl;

CaCO3 (мел, мрамор); NaНCO3; пробирки, спиртовка, спички, держатель для пробирок.

1) Взаимодействие карбонатов с кислотами. Все соли взаимодействуют с кислотами, дают качественную реакцию на ионы CO3 2- и HCO3 -.

2) Взаимодействие карбонатов с солями. Растворы солей угольной кислоты взаимодействуют с растворами других солей, если образуются нерастворимые вещества.

3) Особые свойства карбонатов

а) соли угольной кислоты разлагаются при нагревании MeCO3 → MeO + CO2 (исключение карбонаты щелочных металлов) Me(HCO3 )2→ MeCO3 + CO2 + H2O 

б) Карбонаты превращаются в гидрокарбонаты при избытке углекислого газа и воды. MeCO3 + CO2 + H2O → Me(HCO3)2

https://paramitacenter.ru/node/622

Записывают уравнения проведённых реакций в таблицу.

Устанавливают взаимосвязь состава, строения и свойств изучаемых веществ.

  1. Выводы по результатам исследований

Почему разрушаются здания, построенные из известняка?

СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2 

Эта реакция является причиной разрушения зданий, построенных из известняка, под действием окружающей среды: от дождя и углекислого газа, содержащегося в воздухе, нерастворимые карбонаты превращаются в растворимые гидрокарбонаты, а при нагревании – наоборот гидрокарбонаты переходят в карбонаты. 

Са(HCO3)2→ СаCO3 + CO2 + H2O.

Почему углекислый газ способен под землёй перемещать тысячи тонн известняка?

В результате превращения нерастворимых карбонатов в растворимые гидрокарбонаты на месте известковых толщ образуются огромные полости в земной коре – карстовые пещеры.

СаCO3 + CO2 + H2O → Са(HCO3)2 

Грунтовые воды, содержащие Са(HCO3)2, могут перемещаться в земной коре на значительные расстояния и, испаряя воду, выделяют известняк.

Сталактит, сталагмит, сталагнат!? Что это такое и как это образуется?

https://www.youtube.com/watch?v=mjYiwb2V8eg     3,47 мин

или

https://www.youtube.com/watch?v=sIuQdPbc32k       3,16 мин

  • СталакТит - буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит свисающий с потолка.
  • СталагМит - буква М напоминает две стоящие рядом сосульки, растущие снизу. Т.е. Сталагмит растёт вверх. Второй способ запоминания этого слова - в слове сталагМит и слове заМля есть буква М. Поэтому Сталагмит и растёт вверх.
  • СталагНат - это сросшиеся сосульки. Ведь в букве Н есть линия посередине, благодаря которой эти линии и срослись.

Ярко-желтый сталактит в небе голубом висит,
На зелёном сталагмите гордо восседает Митя.

СталаКтит - Капля падает, т.е. то что сверху.
СталаГмит - по форме напоминает Гору.

Вода, проникающая в пещеру, растворяет известняк:

CaCO3 + H2O + CO2 Ca2+ + 2 HCO3-

При определённых условиях реакция идёт в обратную сторону, и происходит отложение карбоната кальция — растут сталактиты.

Подведение итогов урока

Подумайте, что объединяет наши эксперименты и следующий исторический факт из жизни Клеопатры. 

Согласно легенде, Клеопатра с Антонием поспорили, сможет ли она “проесть” за один ужин десять миллионов сестерциев. Так как Клеопатра вряд ли отличалась слоновьим аппетитом, ей пришлось пойти на хитрость. В время указанного приём пищи слуга поднёс ей чашу с уксусом, царица сняла жемчужную серёжку, бросила её в чашу. Серёжка растворилась, а Клеопатра выпила полученный коктейль. Этот эпизод был описан Плинием Старшим и прочно вошёл в историю.

Образование жемчуга является защитной реакцией организма моллюска на любое инородное тело, попавшее в мантию или между мантией и раковиной. Согласно современной номенклатуре минералов, жемчуг не относится к минералам, но при этом он содержит в своём составе минерал арагонит. Арагонит (от Арагон — регион в Испании) — минерал, один из естественных разновидностей карбоната кальция (CaCO3).

СаСО3+2СН3СООН→(СН3СОО)2Са+ CO22О

Получилась растворимая соль кальция, кальций укрепляет кости.

Записывают уравнения реакций в таблицу.

Объяснять физиологическое действие соединений углерода на организм человека.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Подведение итогов урока

Рефлексия

Какие секреты угольной кислоты и её солей вы открыли для себя на уроке? 

Что помогло вам в приобретении новых знаний?  

Домашнее задание: оформить в тетрадь таблицу по результатам сегодняшнего исследования; §32, упр. 5,6.

Индивидуально или по желанию дополнит. задания

1. Осуществите превращения:

1)  CH4→ CO2→ CaCO3→ Ca(HCO3)2→ CaCO 3

2) Ca → CaC2→ Ca(OH)2→ CaCO3→ CO2→ C

2.  Решите задачу

Вычислите объём углекислого газа, который выделится при обжиге карбоната кальция массой 150 г (н.у.)

  1. Стр. 174 творческое задание

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии в 9классе по теме"Угольная кислота и её соли"

Урок изучения и первичного закрепления знаний.Материал урока позволяет закрепить  знания о  средних и кислых солях  на примере карбонатов и гидрокарбонатов, их взаимопревращениях; изучи...

Открытый урок по химии в 9 классе по теме: « Угольная кислота и ее соли».

Цели урока: изучить свойства солей угольной кислоты карбонатов и гидрокарбонатов.Задачи урока:Образовательная:- повторить средние и кислые  соли на примере карбонатов и  гидрокарбонатов...

Урок химии в 9 классе "Угольная кислота и её соли"

Урок изучения нового материала....

Конспект урока и презентация по теме "Угольная кислота и её соли"

Конспект урока, презентация по теме "Угольная кислота и её соли"...

Презентация для урока по теме Угольная кислота и её соли

Презентация для урока "Угольная кислота и её соли"...

9 класс Угольная кислота и ее соли

Презентация подготовлена для учащихся, обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...

Презентация к уроку "Угольная кислота и ее соли"

Презентация к уроку "Угольная кислота и ее соли" химия, 9 класс...