Фатхутдинова Фаниля Талиповна

сайт учителя биологии и химии

Всё будет хорошо!

Профессия: учитель биологии и химии

Профессиональные интересы: всю жизнь изучаю окружающий мир,экологию, и тд.

Увлечения: садоводство и овощеводство

Регион: Республика Башкортостан

Населенный пункт: с.Ключи Аскинский район

Место работы: МБОУ СОШ с.Ключи

Звание, ученая степень: учитель I категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/talipovna

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

СЕЛА КЛЮЧИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 АСКИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА 
НА ТЕМУ:«Гармония взаимоотношений в окружающем мире»

Содержание работы.

 

1. Введение ………………………………………………………… 3

2. История ботаники ………………………………………………..5

3. Материал и методика исследований …………………………... 6

3.1. Анкета для учащихся «Я и природа» ………………………... 7

3.2. Анализ результатов тестирования …………………………… 8

3.3. Уход за овощами: выращивание моркови …………………… 9

4. Творчество учащихся о природе ……………………………….. 11

5. Выводы …………………………………………………………… 13

6. Список литературы ……………………………………………….14

Введение

Сохраним родную природу.

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота.

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места...

Из песни.

       Нет ничего на свете прекраснее нашей природы. Она всегда с нами: и в горе, и в радости, и в «дни сомнений».

        Мы знаем произведения А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А. А. Фета и многих других писателей и поэтов, так чудно воспевавших русскую природу. Как велико было счастье этих художников, которые имели возможность просто восхищаться ею; видя ее красоты, ощущать причудливые изменения не только души своей, но даже внешности: так добреют, расцветают лица людей, которые любуются лесом, озером, лунной ночью...

        Но вот какое противоречие характерно для современности: человек вооружен техникой, передовымидостиженияминауки,а нравственностью не обладает. Это и приводит к тому, что люди варварски вторгаются в природу, хищнически истребляют ее.

       Окружающий нас мир природы дорог нам, необходим, значит, и заботиться о каждой травинке, цветке у обочины, березовой роще вдали нам - детям Земли. Уметь не только любоваться всей красотой но и ценить ее, приумножить, воспитывая в людях доброту, милосердие - вот о чем должна болеть душа каждого человека.

      На долю моего поколения выпадает основная часть решения задачи экологического оздоровления России.

      Нам пока рано присутствовать в решении глобальных экологических проблем. Это совсем не означает, что мы должны остаться безучастными. Уже сегодня мы тоже можем делать что-то.

      Я бы  сказала,  мое  село не  отличается высокой культурой,   порядком.   Здесь   нам   есть   над   чем задуматься. Взять хотя бы наши ключики, озера. Они не ухожены, (даже если когда-то что-то сделано, то сейчас требует обновления) почти заброшены. Возле села есть озеро Никитино. Пожилые  люди  говорят,  что  раньше  озеро  было глубокое,     чистое.     Сельчане     здесь     отдыхали, купались. А сейчас оно мелкое, возле него мусор...

      А наши улицы? По ним ходят свиньи, разрушают заборы, роют ямы...

Конечно, из всего плохого можно извлечь и хорошее. По сравнению с десятилетней давностью мое село преобразилось. Многие семьи построили

новые  добротные  дома.  Возле  них растут  цветы. Дворы ухожены, чистые. Дома покрашены.

 

     

 

 

 

 

 

    
 image image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


      А моя школа преобразовывается с каждым днем. Мы каждый год весной территорию школы тщательно убираем, вокруг школы сажаем цветы. А в школьном саду весной зацветают сирень, черемуха, радуя своим благоуханием всех сельчан.

        Я думаю, каждый ученик школы должен принимать посильное участие в благоустройстве нашего села и его окрестностей.

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История ботаники

    Человечество стало изучать растения давно. Уже неандертальцы различали ядовитые и лекарственные растения, знали какие растения можно употреблять в пищу.  Однако, как наука ботаника зародилась благодаря ученым Древней Греции. «Отцом ботаники» считают древнегреческого ученого и естествоиспытателя Теофраста.
     В его труде «Естественная история растений» было описано около 480 видов растений. Его интересовало не только их прикладное значение, но он также исследовал строение органов растений, некоторые стороны их физиологии, распространение. Теофраст сделал первую в истории науки попытку классифицировать растения, разделив их на деревья, кустарники, полукустарники и травы.
      Интенсивно ботаника начала развиваться в эпоху Возрождения (XVI-XVII века), когда значительно возрос интерес к растениям, как источнику лекарств, пряностей и новых пищевых продуктов. Из разных стран мира хлынул поток новых неизвестных науке растений. Так в XV-XVI веке в Европу были ввезены из Южной Америки картофель, кукуруза, табак, подсолнечник, помидоры, с Ближнего Востока – копра, из Индии – мандарины и т.д.  В это период стали появляться «травники» с описанием всё возрастающего числа растений, начали создаваться первые «сухие сады» — гербарии, а также организовываться настоящие ботанические сады. В России первые ботанические сады, так называемые «аптекарские огороды» были созданы в конце XVII начале XVIII века.
      К середине XVIII века накопилось множество описаний растений, поэтому возникал необходимость привести их в систему. Основателем систематики считают Карла Линнея. Он ввел в науку основные принципы систематики (представление о виде, бинарная номенклатура, принцип иерархии таксонов), которые существуют и по сей день.
    Для этого периода характерно не только развитие систематики. Изобретение микроскопа привело к открытию клеточного строения растений. Первые наблюдения в этой области были сделаны Робертом Гуком, которому принадлежит термин «клетка». Позднее итальянец Марчелло Мальпиги и англичанин Николай Грю заложили основы анатомии растений. Голландец Ян ван Гельмонт поставил первый опыт по физиологии растений. Немецкий ботаник Р. Камерариус впервые обосновал наличие полового процесса у растений.
Однако следует отметить, что, несмотря на это, еще немногим более 100 лет назад ботаника относилась в основном к медицине и ею занимались главным образом врачи. Как самостоятельная отрасль наук она определилась только в XVIII веке.
На сегодняшний день ботаника представляет собой сложную систему научных дисциплин, каждая из которых имеет свои задачи и свои собственные методы исследования.

 

Материал и методика исследований

     Целью моей работы было проведение социологических опросов и анализ их результатов, получение выводов.

     Как человек относится к природе? Каково его экологическое знание и всегда ли человек объясняет свое поведение в природе?

     От этого зависит, будет ли чистый воздух, чистая вода.

 

 

РАЗРАБОТКА АНКЕТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА ОБ ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ

 

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

1.  Определите и сформулируйте цель вашего социологическо­го опроса, например, «Отношение человека к природе».

2.  Попытайтесь сформулировать вопросы, ответы на которые могли бы дать вам представление об отношении человека к изучае­мой проблеме. Вопросы необходимо сформулировать очень «хит­ро», чтобы отвечающий (респондент), не смог предугадать, какого ответа вы от него ждете.

3.  Разработайте наиболее простой, элементарный «ключ» к социологическому опросу. Для этого ответьте на подготовленные вами вопросы самостоятельно с учетом тех идей, которые были ва­ми продуманы при разработке вопросов. Подсчитайте количество ответов «да», «нет», «не знаю» («сомневаюсь», «затрудняюсь отве­тить») и дайте свое отношение к полученным результатам.

4.  Обработка анкеты (рекомендуется ответу «да» присваивать 2 балла; ответам «иногда» — 1

25—30 баллов — у тебя чувствительная душа, ты любишь природу и заботишься о ней!

30—20 баллов — в целом ты хорошо относишься к природе, но должен быть более активен в ее охране и заботе о ней.

8—10 баллов — ты не сентиментален, но расположен к природе понимаешь ее значение для человека, тебе хорошо в природе.

5.  Задание. Разработайте анкету социологического опроса по проблеме отношения человека к окружающей среде для учащихся. Проведите социологический опрос среди учащихся, обработайте результаты анкеты, сделайте анализ и выводы.

 

 

«Я И ПРИРОДА»

АНКЕТА ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ

Предлагаем вам ответить на ряд вопросов, используя в качестве ответов один из двух вариантов: «да»,  «иногда».

1. Хорошо ли ты относишься к природе?

2. Умеешь ли ты отличать красивые явления от некраси­вых?

3. Всегда ли ты бережешь красоту вокруг себя?

4.  Замечаешь ли ты окружающую природу по дороге в школу?

5. Зависит ли твое настроение от состояния природы?

6.  Отмечаешь ли ты изменения в природе по дороге в школу, гуляя в парке?

7.  Сделаешь ли ты замечание своему сверстнику, если увидишь, что он ломает ветку, срывает цветы с клумбы и т.п.?

8.  Любишь ли ты заниматься садоводством, собирать грибы или ловить рыбу?

9. Когда ты читаешь книгу, внимательно ли ты читаешь описания природы?

10.  Любишь ли ты рассматривать в музеях пейзажную живопись?

11.  Знаешь ли ты музыкальные произведения, посвященные природе?

12. Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?

13.  Всегда ли ты добросовестно ухаживаешь за домашними животными?

14. Регулярно ли ты поливаешь комнатные растения?

15. Любишь ли ты рисовать цветы, деревья, животных?

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов тестирования

№ п/п

6 класс (8учеников)

7 класс

(8учеников)

8 класс

(8учеников)

9 класс

(3ученика)

10 класс

(7учеников)

11 класс

(4ученика)

 

да

 

иногда

 

да

 

иногда

 

да

 

иногда

 

да

 

иногда

 

да

 

иногда

 

да

 

 

иногда

 

1

7

1

7

1

5

3

3

-

7

-

4

-

2

4

4

8

-

7

1

3

-

7

-

4

-

3

6

-

6

2

6

2

3

-

1

6

4

-

4

6

-

8

-

6

2

2

1

7

-

4

-

5

6

-

7

1

7

1

3

-

7

-

4

-

6

5

-

7

1

8

-

3

-

6

1

4

-

7

7

1

8

-

8

-

3

-

6

1

4

-

8

7

1

8

-

7

1

3

-

7

-

3

1

9

5

1

6

2

7

1

2

1

4

3

2

2

10

7

-

7

1

4

4

1

2

2

5

4

-

11

5

1

4

-

6

2

1

2

3

1

2

2

12

3

1

1

1

3

-

1

-

1

-

2

-

13

6

2

8

-

1

3

3

-

7

-

1

-

14

7

-

8

-

8

-

3

-

5

2

3

-

15

7

-

6

2

8

-

2

1

3

4

2

2

всего

88

  12

94

11

88

   20

33

    7

56

   23

43

    7

расчеты

88x2+12= 188:8

94x2+11= 199:8

88x2+20= 196:8

33x2+7= 73:3

56x2+23= 139:7

43x2+7= 93:4

ср.балл

23,5

24,8

24,5

24,3

20

23,3

               

 

Вывод: 20 – 30 – в целом учащиеся школы хорошо относятся к природе, но должны быть более активными в ее охране и заботе о ней.

 

image

 

ОПЫТ

Тема   опыта:   Влияние   густоты   посева  на  рост   и урожайность моркови.

Список звена:

Звеньевая - Хасанова Зульфина - 7 класс

Шумкова Надежда - 7 класс

Мальгин Евгений - 7 класс

Место проведения опыта: учебно - опытный участок

Культура, сорт: морковь «Шантане»

Цель проведения опыта:

1)    изучение   влияния   густоты   посева   на   рост   и урожайность моркови;

2)    воспитывать   наблюдательность   и   трудолюбие, интерес учащихся к   

       выращиванию овощей.

Краткая методика опыта:

1. На двух одинаковых грядках посеять морковь.

2. В опытной грядке прореживать морковь 20 см между   рядами   и   15   см   в   рядах.   Прополка сорняков.

3. Уборка и учёт урожая

Размер участка под опытом в кв.м. 3 м на 1,20 м.

Краткая характеристика участка.

Участок отведенный под опыт находится на равнинном рельефе на небольшом склоне; почва структурная, плодородная, черная. Почву удобряли перегноем и вносили золу.

Климатические условия в течении проведения опыта.

    Лето было жарким, дождей почти не было. В начале июня были кратковременные дожди, температура воздуха была высокой.

Краткая характеристика культуры моркови.

     Морковь - двулетнее растение. В первом году из семени образуется растение с крупным мясистым корнем, который употребляется в пищу. В начале морковь образует очень длинный бесцветный нитевидный корень. Только с появлением третьего листа корень начинает быстро утолщаться и приобретает свойственную данному сорту толщину и окраску. В зависимости от сорта корень становится оранжево - красным, оранжевым, желтым, белым или даже чёрным.

      Морковь - одна из самых полезных для здоровья человека овощных культур, так как в ее корнеплоде содержатся   сахар,   крахмал,   белок,   фосфор,   соли железа, известь и большое количество витаминов.

 

Календарный план работы по проведению опыта.

 

Название работ

сроки

1.

Посев семян моркови

6 мая

2.

Прополка сорняков

20 мая

3.

Прореживание на опытной грядке

6 июня

4.

Второе прореживание

24 июня

5.

Уборка урожая

15 сентября

 

Наблюдения за растениями

 

Содержание наблюдений

Дата наблюдений

 

 

 

 

опытная

контрольная

 

Посев семян моркови

6 мая

6 мая

 

Появление всходов

20 мая

20 мая

 

 

Появление    1-ой    пары

настоящих листьев

19 июня

19 июня

 

Появление корнеплода

10 июля

10 июля

 

Уборка

15сентября

15сентября

 

Уборка и учет урожая

 

Дата уборки урожая

килограмм

 

с опытной

с контрольной

15 сентября

25

15

 

Вывод: При умелой обработке и соблюдении густоты посева урожайность повышается в 1,5 и 2 раза.

 

image

 

 

             Творчество учащихся о природе

            ***

Однажды я, гуляя,

 

Заглянула в гости в лес.

 

Солнышко сияет,

 

Льется к нам с небес.

 

Чистый, свежий воздух

 

Душу петь зовет.

 

Дуб, могучий, грозный

 

Вижу, тут растет.

 

Он своею кроною

 

Роняет ночную тень,

 

И звук отдаленного звона

 

Нам шлет певец – Соловей.

 

Здесь звонко от птичьего пенья,

 

Здесь ярко цветы цветут,

 

Забудутся все невезения

 

Для тех, кто сюда придут.

 

Когда сюда ночь заходит,

 

Она усыпляет цветы,

 

Царевна – луна тихо бродит

 

И дарит всем жителям сны.

 

Ах, если бы здесь царили

 

Покой, тишина целый век

 

 

Спокойно жители лесные жили

 

И не портил им путь человек.

 

Отдыхать он придет сюда завтра,

 

Разожжет горячий огонь,

 

Посидит до утра, не потушит,

 

Не услышит жалобный стон.

 

Пламя жадно красными руками,

 

Захватит лес в свою жару

 

И своими жадными глазами

 

Обожжет дубовую кору.

 

Спустя короткую неделю

 

Придет опять тот человек.

 

И где же лес? Глазам своим не верю-

 

Был лес. Теперь его уж нет!

 

Он развернется и пойдет обратно.

 

                      ***

 

Гарейшина Е.М.

 

 

 

 

 

 

Выводы.

 

image

 

       Каждый из нас должен понимать - для того, чтобы выжить, мы обязаны соблюдать законы природы и гармонию взаимоотношений всех организмов на Земле.

Все, что нужно год от года,

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

 Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так, давайте сбережем

Наш прекрасный общий дом!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии. М., 1996г.

2. Григорчак Г.М. Экология Башкортостана. Уфа. 1998г.

3. Криксунов Е.А. Экология 9 класс. М. 1995г.

4. Миркин Б.М. Экология Башкортостана. Уфа. 1995г.

5. Гарейшина Е.М. Стихотворение. Степановка.

 

 

О себе

Родилась 15.09.1954 году в Балтачевском районе деревне Начарова. После школы поступила в Бирский ГПИ. Получила специальность учителя химии и биологии.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

О природе

Мой взгляд на мир

умеренный

Мои достижения

Имею стабильные показатели по усвоению обучающимися образовательных программ. Сопоставительный анализ за последние 3 года показывает позитивную динамику качества знаний. Успеваемость 100 %, качество знаний 65 %. Мои ученики становятся призёрами различных муниципальных конкурсов: экологический слёт в 2010 - 2011 у.г. - ученица 8 класса Камалтдинова Эльвина - 3 место. Также ежегодно участвую в республиканском заочном смотре-конкурсе учебно-опытных участков, за что награждена Дипломом МО РБ в 2008 году. За активное участие в осенних районных  школьных ярмарках награждена Почётными грамотами администрации района.

Моё портфолио

В качестве личного вклада в повышение качество образования можно считать тот факт, что участвую в работе ШМС, много лет являюсь наставником молодых педагогов, делюсь опытом работы с коллегами, показываю уроки Мастер-класс в районном семинаре директоров.

Ежегодно обучающиеся сдают ЕГЭ по химии и биологии. Имеют высокие результаты: 2009 г. - средний бал - 75, 2010 г. - 60, 2011 г. - 68 баллов.

Добавить грамоту в портфолио