Открытый урок по биологии и Экологии «Защитим нашу землю и воду»
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Урок пресс-конференция: «Защитим нашуЗемлю»,

 

Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся

2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе

Оборудование: Видеофильм «Экология -жизнь», стенгазета «Дадим шанс»,плакаты -экологические, карточки с нормативно-правовыми г лозунг :2004 год" Год окружающей среды.

План урока:

I.     Opг.момент (1 -2 м)

П. Вступительное слово учителя

1.  Земля бесценное богатство

2.  Охрана атмосферного воздуха

3.  Значение воды для жизни

4. Леса и их значение  

5.  Общение человека с природой

6.  Видеофрагмент «Экология-жизнь»

7.  Охрана дикорастущих растении

8.  О слете экологов

9.  Законы об охране природы

10.  Вступление корреспондента газеты

III.    Подведение итога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fanilya_talipovna.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ с.Ключи Аскинского района Республики Башкортостан

         Открытый урок по биологии и

Экологии

«Защитим нашу землю и  воду»

Проверила: учитель биологии и химии

    Фатхутдинова Ф.Т.

Ключи-2010

Урок пресс-конференция: «Защитим нашу Землю»,

Цель: 1 .Углубление экологических знаний учащихся

2.Воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе

Оборудование: Видеофильм «Экология -жизнь», стенгазета «Дадим шанс»,плакаты -экологические, карточки с нормативно-правовыми г лозунг :2004 год" Год окружающей среды.

План урока:

I.     Opг.момент (1 -2 м)

П. Вступительное слово учителя

1.  Земля бесценное богатство

2.  Охрана атмосферного воздуха

3.  Значение воды для жизни

4. Леса и их значение  

5.  Общение человека с природой

6.  Видеофрагмент «Экология-жизнь»

7.  Охрана дикорастущих растении

8.  О слете экологов

9.  Законы об охране природы

10.  Вступление корреспондента газеты

III.    Подведение итога

1. Учитель: Земля, на которой мы живем - наш общий дом. Природа - наша кладовая. Все есть в ней для жизни. Но как всякая к она постепенно истощается, загрязняется, особенно последнее врем Причиной является человеческий фактор. С большой тревогой необходимо об этом задумываться. И не случайно день 22 апреля 1994года был объявлен «Всемирным днем Земли», 2004 год -Годом окружающей среды в РБ. По проблеме окружающей среды мы проведем пресс конференцию на тему: «Защитим нашу Землю и воду». Присутствуют уважаемые гости и авторитетные эксперты, ученики 9 класса.

Почвовед - Гарейшина Екатерина Мадхатовна

Эколог - Миннегалиев Динар Лотфуллович

Лесничий - Ильясов Ильдар Фарисович

Биолог - Хамидулллина Расима Рафиловна

 Биолог-эколог - Залаев Ильгиз Зулькифович

Гидролог - Мальгина Анастасия Сергеевна

Природоохранник -Лобова Анастасия Павловна

Участник экологического слета - Миндияров Марат Аликович Корреспондент газеты «Дадим Земле шанс» - Лутфуллина Венера

Земля - это бесценное богатство. Ни один миг человеческой жизни нельзя представить без нее. Почвовед Гарейшина Екатерина Мадхатовна познакомит нас с тем, какое значение имеет Земля в жизни человек Почвовед

Земля.. - В этом коротком слове - история, труд, судьбы миллионов прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека - в земле. Никто не мог победить легендарного героя Анте: касался земли, вливающей в него новые силы, но стоило только оторвать от земли -и он погиб. Этот миф звучит завещанием потомкам –хранить связь с землей , уважать ее, беречь, охранять. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили ее как святыню. Они с землю живым существом, самодействующим (она родит из своей материнской утробы, пьет дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны), сравнивали широкие пространства суши с исполинским телом, в твердых скалах и камнях видели его кости, в водах - кровь, в древесных корнях жилы, в травах и растениях - волосы. Земля - ценнейший природный комплекс, основа сельскохозяйственного производства.

Земля - национальное богатство нашей страны, и относится к ней нужно разумно, бережно. Природе понадобилось не одно тысячелетие для создания плодородного слоя почвы, а разрушение его идет порой очень быстро. В связи с хозяйственной деятельностью человека почва подвергается различным изменениям: механической   обработке, орошению, осушению внесению удобрений; земля отводится для нужд промышленности, городского, транспортного строительства. Одно из разрушений почв называется эрозия. Различают ветровую и водную эрозию, а , чтоб этого не случилось, почвы необходимо укреплять корнями растений.

Учитель: Немаловажную роль в жизни человека играет воздух , а  какую, нам расскажет эколог Миннегалиев Линар Лутфуллович.

Эколог:

Воздух - один из основных, жизненно важных элементов окружающей природной среды. Его чистота имеет для жизни на Земле исключительное значение. Если человек может прожить несколько дней без воды и несколько недель без пищи, то без воздуха считанные минуты. Загрязнение атмосферы оказывает вредное влияние на здоровье человека , наносит значите; ущерб животному и растительному миру . Одна из проблем Башкортостана -  это проблема чистого воздуха. 0,5 т загрязняющих веществ которые ежегодно выбрасывается промышленными предприятиями и транспортом. Выросли крупные города : Стерлитамак, Октябрьский, Салават, Нефтекамск, Ишимбай. В городе Салавате на каждого жителя приходится 700 кг загрязнителей в год. Чистый воздух... Надо, чтобы он всегда был чистым, прозрачным, насыщенным кислородом, дарил нам силу и здоровье.

Учитель: Почва , воздух -необходимы для жизни, а зачем вода? По этому вопросу выступит гидролог Анастасия Сергеевна.

Гидролог

Вода - живительная влага на нашей планете . Именно ей мы обязаны жизнью на Земле- воде, которую подчас расточительно тратим и бездумно загрязняем. Физико-химические свойства воды уникальны. Это и прекрасный растворитель, и теплоноситель, и хранитель тепла. Водное изобилие на земном шаре - явление кажущееся. В нашей Республике реки и озера очень загрязнены. Охрана водных ресурсов, разработка мер по их правильному использованию , проблема очистки загрязненной воды постоянно находится в центре внимания. Доброе, разумное отношение людей к природе поможет сохранить чистоту, а значит и водные ресурсы нашей Республики и страны. Взрослый человек на 70% состоит из воды. Естественные потери воды ежедневно компенсировать. Если без пищи человек может прожить25-30 дней, то без воды только 3- 4 дня. Из 2-2,5 л. ежедневно потребляемой воды в чистом виде ее поступление может быть гораздо меньше. Дело в том, что большинство продуктов уже содержат воду. Желательно, чтобы вода поступала в организм более или менее равномерно. При избытке воды сердце, работает с дополнительной нагрузкой, раздражается мочевой пузырь, перегружается желудок.

При недостатке воды происходит некоторое сгущение крови, что отрицательно сказывается на снабжении организма кислородом и пищевыми веществами. При жажде рекомендуется сразу пить  немного, через 10-15 мин. Можно проверить, сохранилась жажда или нет, если сохранилась ,то выпить еще немного воды . Не кипяченная вода открытых водоисточников может стать причиной острых желудочно- кишечных заболеваний. В походах рекомендуется пить воду только на стоянках. Во время движения можно прополоскать рот водой или сделать 2-3 глотка. Газированные, фруктовые напитки приготовленные на эссенциях

содержит сахар или сахарозаменитель и жажду утоляют хуже. Увлекаться газированной водой не рекомендуется особенно детям. Она раздражает слизистую желудка и кишечника, может излишне задерживаться в организме Экологически чистые напитки приготавливаются в нашем Аскинском районе - в Казанчах. На основе этих ключиков скоро откроется санаторий.

Учитель:

Легкие нашей планеты - это леса. Слово дается лесничему Ильдару Фарисовичу.

Лесничий: Лес-эту бесценную кладовую природы называют «зеленым золотом». Он бескорыстно служит человеку, являясь источником сырья для продукции более 20 тыс. наименований. Лес служит средой обитания ценных промысловых зверей птиц, лекарственных растений, грибов, ягод, плодов. В Башкортостане проблема смены ценных пород деревьев на менее ценные В Аскинском р-не леса занимают около 60%территории. Лесные культуры выращиваются в питомниках на 330 га . Наши школьники тоже помогают леснику при посадке деревьев, в 2003 г мы посадили деревья у ключика, защитные полосы у дорог. Учитель:

Человек часть природы и со всеми ее составляющими тесно взаимосвязан. На каком уровне должно вестись это общение? Пожалуйста, Расима Рафиловна. Биолог:

Общение человека с природой - жизненная необходимость .Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка синица и снегирь парящий в небе орел и горделиво плавающий лебедь как многие другие пернатые, украшают нашу природу и приносят людям радость  и восхищения их красотой. Ежегодно миллионы людей отправляются  в ближайшие и дальние походы, гуляют в пригородных лесах и парках, отдыхают на берегах морей, рек, озер. При несоблюдении отдыхающими соответствующих правил поведения загрязняется природная среда, разрушается   почва , вытаптываются растения ,ухудшаются условия для обитания диких животных. К 1900 г на Земле совершенно исчезли 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. В настоящее время около 600 видов позвоночных находятся на грани полного истребления (некоторые киты, носороги, черепахи , журавли, дрофа и многие другие) полностью вымерла морская корова .

Из 250 тыс, видов высших растении Земли 1/10 находится в угрожающем положении. Учитель:

Внимание вопросы:

1 .Каково же влияние человека на биосферу? 2.В чем причина возникновения болезни века? 3. Как сохранить гармонию взаимоотношения природы и человека? На эти вопросы мы ответим после просмотра видеофрагмента «Экология жизнь».

Ответы:

• В результате влияния человека на биосферу загрязняются вода в водоемах воздух и происходит эрозия почв. Уменьшается озоновый слой. И в результате этого в организме человека происходит мутации и возникают онкологические болезни т.е. болезни века.

• Необходимо построить очистительные сооружения, чтобы не попали в воздух вредные вещества, которые влияют на живые организмы, так как многие из них образуют кислотные дожди .

• Не загрязнять воду ,не использовать без надобности. На заводах воду пропускать через очистительные сооружения.

• Почвы необходимо укреплять корнями растений.

• Срубил 1 дерево - посади 10.

Учитель: Чтобы жить в гармонии с природой необходимо вести работы по охране природы. Слово дается биологу-экологу Ильгизу Зулькифовичу

Биолог-эколог: Научить каждого человека понимать природу, относиться к ней с любовью и уважением, беречь и рационально использовать ее богатство - одна из важнейших задач в решении проблемы охраны окружающей среды . Для того, чтобы организовать охрану флоры и фауны создаются «Красные книги», содержащие списки и характеристики видов, которым угрожает исчезновение. Первая «Красная книга» появилась в 1966 году. Два издания  «Красной книги» Башкирской АССР были опубликованы в 1984 и 1987 гг. «Красные книги» - это сигналы о бедствиях растений и животных. Многие виды, оказавшиеся на грани исчезновения, охраняют не только в естественных, но и в ботанических садах, зоопарках. В Уфе имеется ботанический сад, созданный в 1932 году, в котором 4500 видов растений. Башкортостане имеется 3 заповедника: Башкирский, Шульганташ и Южно- уральский. Имеются Национальные парки, памятники природы и 3аказники.

Учитель: В нашем районе каждый год проводится слет юных экологов Марат Аликович ознакомит нас с работой слета.

Участник слета: Этот слет состоялся 21 мая недалеко от села Аскино на лесной поляне. Было около 20 команд из других школ района. Из нашей школы приняли участие: Гавва Олег, Якутов Игорь, Иглин Егор, Хайдарова Гульназ и я. На этапах теоретического тура были вопросы по лесоразведению и садоводству. Определили семена деревьев. По веточкам и листьям определили виды деревьев. Было представлено до 60 видов деревьев. На этапе лесоведения мы показали умение работать угломерными инструментами. На этапе зоологии определили виды рыб. На этапе картографии и почвоведения показали умение работать с картой и компасом.

На этапе экологии ответили на вопросы по охране природы. Также выпустили стенгазету «Дадим Земле шанс» и плакаты экологического содержания.

Учитель: Как ведется работа по охране природы в Республике

Башкортостан?

Вам слово, Анастасия Павловна.

Природоохранник: Для охраны природы в нашей республике в 1988 году была создана специальная организация - Государственный комитет по экологии и природоиспользованию (Госкомприроды). В настоящее время этот комитет преобразован в Министерство по чрезвычайным ситуациям и экологической  безопасности РБ. В 1992 году был принят свод законов об охране природы.

Обязанности МЧС и экобезопасности РБ:

- контроль за состоянием окружающей среды и проведение экспертиз

разработка экономического механизма рационального природопользования

определение нормативов добычи и использования растительного сырья и

животного мира;

связь с научными учреждениями и финансирование исследований;

пропаганда экологических знаний и экологическое образование.

Имеется специальный экологический фонд.

Кроме МЧС и экобезопасности РБ есть и другие экологические организации.

Это Всероссийское общество охраны природы (ВООП), а в мировом

масштабе - международные экологические комиссии. Особое значение в

последние годы приобретает международное экологическое сотрудничество -

проводятся конференции, семинары, встречи по обмену опытом, выработка

различных решений по защите планеты от загрязнений.

И сейчас я хочу ознакомить вас с нормативно-правовыми актами РБ по

вопросам охраны природы и рационального использования природных

ресурсов.

(Чтение акта).

Учитель: Корреспондент газеты «Дадим Земле шанс» Лутфуллина Венера Ильнуровна ознакомит нас с письмами читателей.

Корреспондент:   «.. .Иногда солнечным летним, утром откроешь глаза и думаешь, в какой сказке я нахожусь? Начинаешь рассматривать все: солнышко светит, оно похоже на  золотую монету, птички поют, если распахнуто окно, то в комнате приятно пахнет сиренью или черемухой, это не сказка, это наша природа. Если мы не будем охранять природу, то по  утрам будет пахнуть не цветами , а углекислым газом. Природа - это наша мать, а мы ее дети». (Бакиева А.)

«Для людей окружающая природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам, нужны воздух, вода, пища. Их дает природа. Она радует и  восхищает нас своей красотой. Пушистые облака в небе. Узорчатый

кленовый лист, иней на тонкой веточке, желтые огоньки одуванчиков на

лугу. Разве можно не любоваться этим?»

(Нурмухаметова Р.)

«.. .Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно, В ней множество загадок только разгадывай. А представьте себе, что станет, если не будет зверей, птиц, лесов. Земля превратится в пустыню, в которой и сухой травин найдешь, не говоря о зверях. И чтоб это не случилось, надо брать не только у  Земли, но и отдавать ей, то есть помогать раненым и больным зверям, птицам, подкармливать их , срубил дерево - посади два. Только тогда мы сможем сохранить нашу природу и свой дом.» (Гавва О.)

111. Учитель: (подводит итоги) Итак, мы все обязаны своей жизнь нашей планете - прекрасной и единственной Земле-матери, голубой от океанов, зеленой от лесов. Мы должны понимать - для того, чтобы выжить обязаны соблюдать законы природы и гармонию взаимоотношений всех организмов на Земле. И также хочется прочитать слова Пришвина: «Охранять природу- значит охранять Родину».

Оценки за урок: Всем экспертам «отлично» - молодцы!

И в качестве домашнего задания вам необходимо написать статью в газету, где вы должны осветить экологические проблемы нашего села:

-состояние родников;

-чистые водоемы;

-состояние наших лесов.

Вы можете участвовать в конкурсах окружающей среды, предлагаемых газетами «Омет», «Надежда».

В заключении я прочитаю вам стихотворение азербайджанского поэта Самеда Вургуна:

«.. .Давай пройдемся медленно по лугу

 И «здравствуй!» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать

 А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.»

Литература

1. Еремина Г.В. «Свалка по имени Земля». -Биология в школе. – 1998  №3

2. Миркин Б.М. «Угроза живому на Земле».- Биология в школе. – 2003 №4

3. Миркин Б.М. Экология Башкортостана. 9 кл. - Уфа. – 1995.

4.  Мирская Н.Б. Вода как пища. - Биология для школьников. - 2003. №3

5. Общая биология. Под ред. Каменский А.А. - М, 2006.

6. Сохраним родную природу! Комплект открыток с текстами. М, 1984

7. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М., 1978.

8. Газеты «Надежда»   2004   г №   13,   «Омет»   2005 .г

Принятые нормативно-правовые акты Республики Башкортостан по вопросам охраны природы и рационального использования при родных ресурсов

Наименование утверж денного документа

Дата принятия

Сфера действия

Земельный кодекс Башкирской ССР

22.03.93 г.

Регулирование земельных отношений

Лесной кодекс Респу блики Башкортостан

18.06.91 г.

Регулирование функций управления гослесфондом РБ

Кодекс о недрах РБ

28.10.92 г.

Регулирование отноше ний в области управле ния недрами

Экологический кодекс Республики Башкор тостан

28.10.92 г.

Регулирование отноше ний в области охраны природы и природных ресурсов

Водный кодекс РБ

13.07.93 г.

Регулирование водных отношений

Порядок платы за заг рязнение окружаю щей среды

11.02.93 г.

Регулирует экономичес кие методы управления природоохраняемой дея тельности

Закон РБ «Об охране и ведении охотничье го хозяйства в РБ

21.06.94 г.

Регулирование отноше ний в области управления охотничьим хозяйством

Положение о Респуб ликанском Экологиче ском фонде РБ и Ти повое Положение о местных экологичес ких фондах РБ

11.01.94 г.

Регулирует порядок фор мирования и использование экологи ческого фонда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как появился человек на Земле. открытый урок по биологии в 5 классе

Как появился человек на Земле. открытый урок по биологии в 5 классе...

Открытый урок по биологии на тему: «Сущность жизни, живого. Гипотезы о возникновении жизни на Земле»

В данном материале рассматриваются вопросы:1.  Сущность живого, жизни.2.  Уровни организации живого:а) клеточныйб)тканевыйв) организменныйг) популяционно-видовойд) биогеоценотическийе) биосф...

Открытый урок по технологии. Деловая игра "Защита творческих проектов"

Урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Каждый новый урок – это ступенька нового знания и развития ученика, ...

Открытый урок по биологии "Происхождение жизни на Земле"

Методическая разработка открытого урока "Происхождение жизни на Земле"...

Открытый урок по биологии "Происхождение жизни на Земле"

Методическая разработка открытого урока "Происхождение жизни на Земле"...

Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...

Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли"

Интегрированный урок химии, физики, биологии и экологии "Бесценный дар Земли" посвящен воде. Урок проводился в 8-9 классах с целью сформирования у учащихся целостного представления о воде....